Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей с зпр

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей с зпр thumbnail

Иларионова В. С.

учитель ИЗО

МОБУ СОШ №12

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отличаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития (ЗПР). Американские психологи и клицинисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ), как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и многих детей с трудностями в обучении. Существует группа детей, у которых потребность в движениях достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

Актуальность проблемы.В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешает таким детям адаптироваться в жизни, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростоковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Цель исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.

Задачи:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) изучение и подбор методик, направленных на выявление СДВГ у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

3) Выявить синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

Объект исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;

Предмет исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

Гипотеза: наличие СДВГ у детей с ЗПР с сочетанием расстройства внимания приводит к выраженной школьной и общесоциальной дезадаптации.

Теоретические положения:

— Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

— Кучма В.Р., Брязгунов И.П. «СДВГ у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики лечения, профилактики и прогноза)».

Методы исследования:наблюдение, беседы, архивный метод, тесты, анализ литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база: изучение синдрома дефицита внимания проводилась на базе средней образовательной школы № 12 г. Нефтекамска в 2 «Г» классе. В группу вошли 10 человек с диагнозом: задержка психического развития.

Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клицинисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е г.г. 20 века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрально – органического генеза;

В клинико–психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.[19;9]

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.

Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Этот термин с 60-х гг. используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо – американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД

В настоящее время применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей…[7;332]

§.1.2 Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторки и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Вместе с тем гиперактивных часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка почечным синдромом осложнения

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5, 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:[24;60]

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.). Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, являются основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994г.)

Вывод.

· У 6-8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.

· Синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.

· Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов возникновения СДВГ – актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований.



Источник

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития

  1. Ребенок с ЗПР часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно- ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

  2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

  3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно- практической опоре и в предельной развернутости инструкции. Словесно- логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить сложные мыслительные операции.

  4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

  5. В школе такой ребенок может начать осозновать свою несостоятельность как ученика, у него может возникнуть чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

По отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушение внимание, осложненное повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)

Для постановки данного диагноза (СДВГ) необходимо наличие следующих симптомов (как минимум шести симптомов и проявляющиеся на протяжении как минимум шести месяцев), ниже приведенных в разделе:

Дефицит внимания

  • Часто не способен удерживать внимание на деталях; из- за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности;

  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры;

  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

  • Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.

  • Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

  • Легко отвлекается.

  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Читайте также:  Как выявляют у плода синдром дауна

Гиперактивность

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

  • Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда- то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлимо.

  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем- либо на досуге.

  • Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

  • Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Рекомендации взрослым в общении с детьми с ЗПР и с гиперактивными детьми

  • В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше у него не получалось.

  • К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.

  • Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя».

  • Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

  • Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его обязательно завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию (наглядный материал).

  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).

  • По возможности избегать скоплений людей. Пребывание, например, в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка, особенно гиперактивного, чрезмерно стимулирующее воздействие.

  • Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать слишком беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Гиперактивному ребенку необходимо давать возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные секции, подвижные игры и т. д.

  • Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем- то другим, его нельзя с кем-то противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а, с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть. Если сравнивать, то только с ним самим, с его собственными ошибками и победами.

  • Педагоги должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

  • Взрослым необходимо постоянно помнить и учитывать имеющиеся нарушения в развитии и недостатки поведения своих детей. Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Дети с задержкой психического развития, гиперактивные дети, дети с нарушениями внимания – это трудные дети. Но Вы, педагоги, можете им помочь адаптироваться к школьной жизни и найти свое место во взрослой жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Белая Холуница Кировской области»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже более того – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.

Всеволод Кащенко.

hello_html_m38341cdd.jpg

г. Белая Холуница

Источник

Всем привет! Хочу с вами поделиться своей ситуацией. Может кому-то будет полезна. У меня есть сын Артёмка, ему почти 3 года. Я морально устаю от него и не знаю как себя с ним вести, как ему помочь и себе заодно. Обо всём по порядку.

  Ребёнок родился здоровый. Все плановые узи и анализы были в норме. Помню ещё слова врача: у вас «идеальный» ребенок! Как сглазила…

 В 3,5 месяца замечаю, что у Тёмки на несколько секунд покраснело лицо, как то пятнами прям, думала может аллергия какая-то. Обратилась к неврологу, он сказал наблюдать. За полмесяца было так 3 раза.

 Наступил день Х. Как вспомню до сих пор страшно. Нам 4 месяца. Просыпаюсь рано утром от жуткого крика ребёнка (раньше он так никогда не плакал), подрываюсь к нему, беру на руки, успокоила… Подумала, может испугался чего или приснилось. Покормила, уложила. Не проходит и 5 минут всё повторяется. Я смотрю на него, а у него в глазах жуткий страх, он меня отталкивает ручками, не признает! У кого так было, чтобы ребенок вас не узнал?! Это страшно! Как будто я для него стала чужой тетей…. Длились такие приступы примерно по 2 минуты, проходили также резко, как и начанались. За день приступов 20-30. Скорая. Больница. Госпитализация.

  В больнице мы пролежали 2 дня. Невролог сказала, что подозрение на эпилепсию. Я отказывалась в это верить, ведь у большинства людей (как и у меня) складывается мнение об эпилепсии с пеной со рта, судороги…. Потом ЭЭГ, МРТ. Обследование, диагноз- эпилепсия (височная, симптомы приступа- замирание, ребёнок смотрит в одну точку, гиперемия лица, чмокающие звуки языком) . В один момент в голове всё перевернулось: как так, из-за чего, как с этим жить?! Слёзы, размышления и наконец принятие этого факта.

Я считаю, что главное принять это и жить с этим. Момент, когда вы принимаете своего ребёнка со всеми его диагнозами наступает тогда, когда вы не боитесь говорить об этом (не только близким людям), когда вам становится плевать на мнения людей, вы не ищите причину возникновения болезни (смысла в этом уже нет),не сравниваете своего ребёнка с другими, когда смотрите на ситуацию хладнокровно и знаете что и как делать, чтобы помочь своему малышу.

 Часто последствия эпилепсии- задержка в развитии (со слов невролога).

Читайте также:  Синдром трех геми поражение таламуса

 Прошёл год. Физически ребёнок развивался как положено, всё по срокам. Сложно было научить его кушать: 2 года пацану, а он сам не ест. Поставила тарелку, ложку, говорю: сам давай. Проревел минут 20 за столом и вуаля! На горшок приучить проблема. 

 Словарный запас был не большой : мама, папа, баба и ВСЁ! Поведение Тёмы мне тоже не нравилось (об этом ниже). Тут я начала звонить в колокола: ходила к платным врачам и бесплатным, искала развивающие центры, логопедов, массажистов и т.д. Нам ставят задержку речевого развития (ЗРР), задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутичные черты.

Поведение ребёнка, которое заставляет задуматься (отличие от сверстников, аутичное поведение) :

  • Не концентрирует внимание на предмете, когда что-то пытаешься показать, чему то научить, как будто игнорирует специально.
  • Не говорит
  • Плохо развита мелкая моторика рук, нет захвата двумя пальцами
  • Не усидчив-тут сказывается гиперактивность, минуты даже не сидит, начинает плакать. На улице постоянно в движении, каждая горка, качели, карусели по несколько секунд.
  • Нет указательного жеста.
  • Постоянно вырывает руки, когда пытаешься его рукой показать как надо что либо сделать.
  • Не фиксирует предмет, например, конструктор, пытается быстрей избавиться от детальки. Когда даю ему печеньку, пирожок, старается всё запихнуть сразу в рот, т.е. держать и понемногу откусывать не может.
  • При слове «нельзя», «нет» постоянно плачет, орёт, возмущается, может укусить и не важно как я это говорю тихо или громко, объясняю или нет, реакция одна.
  • Нет логической игры, может сидеть и перебирать игрушки. Сам играть не может, даёт мне и типа «играй, мам, а я посмотрю», даже когда показывала как надо. Кидается игрушками.
  • Не повторяет движения за мной (пальчики-кулачки, катание мяча друг другу, топать, хлопать и т.д.)
  • Игнорирует детей (но это вроде норма до 3х лет), может подойти и ударить ребёнка, он не понимает, что такое «больно». Ему нравиться стучать по предметам будь то турник, горка, карусель, батарея, люди и т.д.
  • Любит крутящиеся предметы: игрушки из фикс прайса на батарейках, где колеса есть и сам пытается крутить, например, кольцо от пирамидки.
  • Не ходит за руку (если нужно идти в определённом направлении ) , вырывается, кусается, садится на попу. В магазин ходим только на коляске.
  • Тащит все в рот, пробует на вкус. Когда ребенок маленький, то это норма, но не для нашего возраста.

 Прогресс в развитии пошел только после курса озокерита, милты, магнита, массажа- нам назначили такой курс в больнице, электрофорез и рефлексотерапия противопоказаны при эпилепсии. Ребенок стал спокойней, меньше агрессии, чуть повнимательнее.

 Из медицинских препаратов нам прописывали: глицин, пантогам (эффекта не увидела), магне Б6, винпоцетин- курс повторялся раза 3, при ремиссии приступов (1,5 года) назначили кортексин и церебрум композитум, параллельно делали массаж (голова, руки, спина, ноги). Последние два препарата помогли. С ноотропами осторожно. Консультируйтесь с врачом.

 После всех «манипуляций» начал говорить новые слоги, появилась обращенная речь, стал более усидчив, повторяет за мной многие жесты, ходим за руку, показывает указательным пальчиком картинки и многое другое.

Мамочки, хочется вам сказать : ЗАПОМНИТЕ! НЕ БЫВАЕТ ЧУДО-ТАБЛЕТКИ, КОТОРАЯ ВСЁ ИЗЛЕЧИТ, ЕСЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПРИЕМОМ ПРЕПАРАТОВ ВЫ НЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ С РЕБЕНКОМ-ЭФФЕКТА НЕ БУДЕТ! Да, лекарства влияют на мозг, это наши «помощники», но ваши усилия главнее всего.

Вроде и прогресс есть, и всё налаживается… Всё да не всё. Играть он по-прежнему один не может, постоянно меня дергает, когда я занимаюсь домашними делами. Говорить толком не может постоянно ноет или орёт. Как же достало периодическое нытье по пустякам! С улицы приходим-орёт, не идёшь играть с ним-орет, что-то не по его-орёт, пока еду разогреваю, одеваемся на улицу и т.д. постоянные крики. У меня, наверное, голова квадратная уже…. Я тоже не железная и от этого устаю. Так охота уехать в лес и тупо лежать в тишине))). Часто одергиваю себя, ведь мы уже такой путь прошли, есть много изменений и ещё работать и работать, главное не опускать руки.

 Может быть прогресс в развитии пошел быстрее, если бы я не совершала ошибок. Ребёнок первый и особенный, поэтому откуда мне знать как надо!?

 В следующих статьях расскажу о своих ошибках воспитании, как я занималась с ребёнком, кстати идем в сад на днях-тоже напишу как всё прошло.

Источник