Синдром гиперактивности и рассеянности внимания

23 апреля 20181155,1 тыс.

В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.

Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.

Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.

Причины

Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.

Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.

Симптоматика

СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.

В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.

Диагностика

Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.

Лечение

Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.

Читайте также:  Синдром аспергера шизоидное расстройство личности

Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019;
проверки требует 1 правка.

Не следует путать с термином «Рассеянный склероз» (хроническое органическое заболевание).

Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.

Виды[править | править код]

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.[2]

Причины[править | править код]

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания[3].

Лечение[править | править код]

Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты. В некоторых случаях она вообще не требует медикаментозного лечения, а необходим отдых или устранение причины в виде психотравмирующей ситуации с помощью психотерапии.

Читайте также:  Синдром рука нога рот как избавиться от сыпи

См. также[править | править код]

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Примечания[править | править код]

  1. Фаликман М. В. Внимание. М.: «Академия», 2006.
  2. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: «Флинта», 2002.
  3. Жмуров В. А. Психопатология

Источник

На сегодняшний день в педиатрии, детской психологии и неврологии специалисты все чаще пользуются термином «гиперактивность». По статистике признаки этой патологии в той или иной мере присутствуют от 17 до 20% маленьких пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру. При этом отмечается, что всего несколько лет назад данная патология диагностировалась в единичных случаях.

В этой статье мы попробуем разобраться в симптомах, причинах и критериях диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в разные возрастные периоды.

Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания

Родители обращаются с жалобами повышение физической активности и неусидчивость малыша –  это «бег без определенной цели», сочетающийся с рассеянностью внимания у ребенка. При появлении у ребенка комплекса этих симптомов невролог или психолог диагностирует у малыша – синдром гиперактивности и дефицита внимания или  «СДВГ».

Многие родители и родственники ребенка не полностью осознают, что это не дефекты характера или воспитания, а именно болезнь, связанная с дисфункцией ЦНС и вызванная нарушением функционирования ретикулярной формации головного мозга.

Причинами развития у детей данной патологии в большинстве случаев является нарушение внутриутробного развития плода в результате хронической фетоплацентарной недостаточности  и невозможности плаценты выполнять все ее функции в полном объеме.

Эту патологию, как и другие психоневрологические заболевания, нужно корректировать как можно раньше – именно от этого зависит дальнейшее психомоторное и речевое развитие и адаптация ребенка в социальной среде.

Кроме этого беспокойство вызывает и тот факт, что дети с СДВГ входят в группу риска. В связи с проблемами адаптации в коллективе, а в более зрелом возрасте и в обществе – такие дети зрелом возрасте в 80% имеют проблемы с законом, особенно те пациенты, которые не получали лечения и коррекцию психолога.

Дети с этим заболеванием не находят понимания дома из-за постоянных неприятностей в школе как с поведением, так и с успеваемостью. Они не получают необходимой им родительской поддержки и любви и часто находят поддержку и понимание в уличных компаниях.

С таким ребенком сложно – это неопровержимый факт, но дети в этом также не виноваты и это необходимо осознать.

Нельзя относиться к малышу с гиперактивностью как к непослушному ребенку – только внимание, забота и понимание поможет преодолеть эти проблемы и вместе преодолеть все сложности этого патологического состояния.

Поэтому чтобы как можно раньше заметить появление первых признаков дисфункции нервной системы ребенка – нужно их знать и своевременно обратиться к специалисту.

Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.

Симптомы синдрома гиперактивности

Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков –  в 5 раз больше, чем у девочек.

В раннем возрасте, как родители, так и специалисты редко определяют признаки СДВГ, чаще всего первые проявления патологии проявляются после двух лет.

К ним относятся:

  • значительное повышение активности и неусидчивость ребенка – малыш практически никогда не сидит или играет спокойно;
  • при этом движения крохи не имеют определенной цели (бег ради бега) — ребенок постоянно что-то передвигает, двигает ногами или теребит руками;
  • малыш очень разговорчив, даже с мало знакомыми людьми, отвечает, недослушав вопрос до конца;
  • отмечаются нарушения сна – чаще ребенок спит мало и поверхностно с частыми пробуждениями с самого рождения и сложное засыпание;
  • повышенная плаксивость, капризность и эмоциональная нестабильность с резкими переходами настроения (от смеха к плачу);
  • отмечается рассеянное слуховое и зрительное внимание и это сопровождается двигательной активностью – малыш не может сконцентрировать внимание на определенных предметах, посмотреть мультфильм или прослушать сказку.
  • у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
  • такие дети отличаются повышенной обидчивостью и конфликтностью, но быстро забывают обиды.

В дошкольном или раннем школьном возрасте признаками СДВГ добавляются другие проблемы:

  • сниженная память и проблемы с усвоением материала в детском саду и начальной школе;
  • повышенная конфликтность и агрессивность ребенка;
  • выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту;
  • невосприимчивость к запретам и замечаниям;
  • ребенок плохо контролирует свои действия, не признает установленных правил;
  • отмечается отсутствие организованности, ребенок часто теряет и забывает личные вещи;
  • дети не любят заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
Читайте также:  Что относится к диспепсическому синдрому

Кроме этого дети с синдромом гиперактивности предъявляют жалобы на частые головные боли напряжения.

Также существуют и половые отличительные особенности СДВГ у мальчиков и девочек.

Проявления этой патологии у девочек характеризуются яркими признаками дефицита внимания практически без изменения физической активности – дети часто живут в мире фантазий, придуманном мире. В данном случае родители также должны обращать на это внимание, а не одергивать и ругать ребенка.

Кроме этого важно знать, что появление только гиперактивности без дефицита внимания возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо в связи с индивидуальными особенностями неровной системы малыша.

Причины возникновения

На сегодняшний день доказанным фактом считается, что это заболевание возникает в связи с нарушением газообмена между матерью и плодом и затруднением поступления кислорода и питательных веществ в организм ребенка.

Также нарушается и выделительная функция плаценты, что способствует накоплению продуктов обмена и токсическому действию на развивающийся мозг плода.

А если учесть, что это воздействие происходит на протяжении всего срока беременности и формирующийся мозг ребенка недополучает кислород, питательные вещества и подвержен негативному влиянию токсических продуктов обмена.

Также причинами возникновения у детей этого патологического состояния могут быть травматические факторы, возникающие в момент родов – кесарево сечение, родовые травмы и перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденного ребенка.

Чаще всего нарушение фетоплацентарного кровообращения вызывает хроническую внутриутробную гипоксию и поражение определенных структур головного мозга малыша.

Кроме этого причинами развития СДВГ связано с развитием:

  • внутриутробных инфекций;
  • тяжелых соматических заболеваний матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
  • сложной экологической обстановкой;
  • интоксикациями – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.

Диагностика

Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:

1 этап – это сбор информации

Он включает:

  • наследственность;
  • информация о течении беременности и родов.

Анализ жалоб родителей и словесный портрет ребенка.

Личное наблюдение специалиста за поведением малыша.

2 этап – проведение специальных обследований психологического характера

Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.

3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании (при необходимости)

Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.

К ним относятся:

  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проведение других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом;
  • обследования узких специалистов (эндокринолог, нефролог, гастроэнтеролог, психолог).

В ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.

Нужно помнить, что это заболевание достаточно сложное  и успех в лечении зависит от ранней диагностики.

Советы родителям

Важно уяснить изначально, что это сложная неврологическая патология, которая должна лечиться, как и все другие заболевания.

Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности связей и нервной регуляции, а все признаки спровоцированы повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, которую усугубляют незрелость нервной и других систем организма.

Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и в полном объеме выполнять рекомендации специалистов.

При несвоевременной диагностике у ребенка развиваются задержка психомоторного и речевого развития.

Ребенок с этой патологией нуждается в длительном комплексном лечении, с  вовлечением в процесс лечения психолога и невролога. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.

При уточнении синдрома гиперактивности у малыша из жизни ребенка полностью исключают напряженность и стрессовые факторы – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются.

Кроме этого нужно:

  • всегда четко и конкретно формулировать задачи с наименьшим количеством слов – это облегчит их понимание ребенком;
  • обязательно необходима организация определенного режима дня – это значительно упорядочит психические процессы у малыша;
  • старайтесь создать максимально комфортные условия для жизни ребенка – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов;
  • постарайтесь упорядочить, а не ограничивать физическую активность ребенка – запишите его в спортивную секцию, на плавание.

Такие дети в большинстве случаев нуждаются  в медикаментозной терапии,  но в сложных случаях применяют также транскраниальную микрополяризацию,  которая представляет собой  воздействие слабого постоянного тока на участки головного мозга.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник