Синдром фигаро в менеджменте это

Фигаро (Figaro, фр. — Фигаро́, исп. Фи́гаро) — герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным.

Название «Le Figaro» в 1826 взяла французская ежедневная газета.

Также фигаро — название короткой испанской куртки-пиджака, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди, которую носил персонаж Фигаро и которая стала популярна в Париже после премьеры.

Личность[править | править код]

Характер[править | править код]

Фигаро — изобретателен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он — представитель низшего сословия. Необыкновенно сообразительный, он с лёгкостью придумывает интриги и добивается своих целей.

Фигаро, как и его предшественник в Комедия дель арте — Бригелла, — умный и сообразительный лжец, он неразборчив в средствах, при этом отличается хорошим настроением, всегда готов помочь, он храбр, хотя порой его слова горьки и циничны. В нормальном настроении он спокоен и собран, но в гневе его сообразительность иногда отказывает ему.

Фигаро обладает множеством талантов и навыков. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» автор перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.

Проживая в Севилье, он с успехом брил бороды, сочинял романсы и устраивал браки, с одинаковым успехом владел и ланцетом хирурга, и аптекарским пестиком, являл собой грозу мужей и любимчика жен[1].

Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.

Фигаро щегольски одевается — в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские «махо».

Имя[править | править код]

Имя Фигаро, вероятно, придумано самим Бомарше. В рукописи первой пьесы, «Севильского цирюльника», он использовал вместо Figaro более галлицизированный вариант написания — Fiquaro. Но позже изменил его, и сделал не только аудиально, но и визуально похожим на испанское слово picaro.

Слово «pícaro» изначально было прилагательным и обозначало «хитрый, лукавый, плутоватый». Но в испанской литературе Нового времени оно приобрело новое значение. Пикаро — главный персонаж плутовского романа. Пикареска — плутовской роман[2]. Большое количество плутовских романов, где главным действующим лицом являлся пикаро, хитрый обманщик, иногда нанимавшийся в услужение, создавалось в Испании начиная с эпохи Возрождения. Во Франции такой литературной традиции не существовало. «Жиль Блас», завершенный Лесажем к 1735 году, основан на испанских источниках.

Фредерик Грендель (Frederic Grendel) предположил, что имя Фигаро идёт от Fils-Caron («Карон-сын», от настоящей фамилии автора — Карон. Дворянское имя де Бомарше он взял себе позже).

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Фигаро — незаконный ребёнок доктора Бартоло и бывшей служанки Марселины. Прежде чем бросить женщину с младенцем, Бартоло, тогда ещё подлекарь, накалил свой шпатель и наложил клеймо на руку сына, чтобы узнать его, если когда-нибудь встретит вновь. Когда мальчику было шесть лет, его мать попросила цыган, кочевавших тогда по Андалузии, предсказать ему будущее. Те похитили ребёнка. С тех пор Фигаро носит своё имя и занимается плутнями[1]. Он не знает, кто его родители.

Карьера и бродяжничество[править | править код]

Незадолго до начала действия первой пьесы Фигаро служит в Мадриде у графа Альмавивы. Уезжая, тот даёт ему рекомендацию в министерство и просит, чтобы ему подыскали место. Фигаро назначают аптекарским помощником при андалусском конном заводе. Через некоторое время его увольняют. Вернувшись в Мадрид, Фигаро пробует силы на театральном поприще, но проваливается. С котомкой за плечами бродит по всей Испании и, наконец, оседает в Севилье.

С тех пор мать Фигаро успела состариться и ведёт дом у своего старого возлюбленного, доктора Бартоло, который живёт в Севилье. Доктор — опекун юной и прекрасной Розины. В неё влюбляется граф Альмавива и ходит под окнами её дома в Севилье. Но Бартоло сам собирается жениться на своей воспитаннице и держит её взаперти. Граф Альмавива случайно сталкивается с Фигаро, своим бывшим камердинером. Он как раз живёт в доме доктора и должен ему 100 экю. И тот помогает графу жениться на Розине под носом у опекуна[3].

Оседлая жизнь и женитьба[править | править код]

Спустя несколько лет он живёт в замке графа и графини Альмавива «Агуас Фрескас», служит графским камердинером и домоправителем[4]. У него есть невеста — Сюзанна, девушка из местной дворни, камеристка графини. Но граф Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи. Граф отказался от этого права по случаю своего бракосочетания, но потом, по словам Сюзанны, «пожалел» об этом. Фигаро, Сюзанна и графиня делают все, чтобы помешать графу. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за невыплаченный долг. Марселина, не зная, что Фигаро — её сын, предъявляет расписку, и требует, согласно ей, денег или замужества с Фигаро. Неожиданно, по метке, оставленной Бартоло, выясняется, что Фигаро — потерянный тридцать лет назад ребёнок Бартоло и Марселины. Доктор Бартоло соглашается жениться на Марселине, Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённой интриги Альмавива остаётся в дураках, и Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.

Читайте также:  Лучший препарат от синдрома похмелья

Пожилой возраст[править | править код]

Эволюция персонажа[править | править код]

Фигаро. Скульптура Жана Ами

На протяжении трилогии Бомарше образ Фигаро подвергается изменениям.

В «Севильском цирюльнике» он — прежде всего весёлый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но ещё не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений.

В «Женитьбе Фигаро», особенно в известном монологе пятого акта, Фигаро выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г.

В третьей части трилогии («Виновная мать») постаревший и поломанный жизнью Фигаро является как бы тенью прежнего Фигаро; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками, да и то лишь в интересах своих господ.

Литературные предшественники[править | править код]

Тип ловкого, остроумного, в своём роде талантливого и несколько плутоватого «человека на все руки» неоднократно создавался и до Фигаро. Это хитрые, превосходящие умом своих господ слуги, которые часто встречались в комедиях и фарсах европейской литературы, арлекины comedia dell’arte, рабы Плавта и Теренция. Во Франции это Мольеровский Сганарель и сходные персонажи комедий XVIII века. В Испании предшественники Фигаро — длинная чреда героев плутовского романа, выделившегося в отдельный национальный жанр, начиная с пикаро Ласарильо из Тормеса [5] и заканчивая Кеведо.

С другой стороны, Фигаро некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, или Жиля Блаза, который в изображении Лесажа является человеком, многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью.

Значение[править | править код]

Фигаро — самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.

Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя, подобно им, функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.

Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.

Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.

Произведения[править | править код]

Пьесы[править | править код]

  • «Le Sacritan», ранняя пьеса Бомарше (ок.1765), где фигурируют Фигаро и граф Альмавива.

Основная трилогия[править | править код]

  1. «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», пьеса Бомарше, (Le barbier de Seville ou la précaution inutile, 1775)
  2. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пьеса Бомарше, (La folle journée ou le Mariage de Figaro, 1784)
  3. «Виновная мать, или Второй Тартюф» («Преступная мать»), пьеса Бомарше, (La mère coupable ou l’autre Tartufe, 1792)

Другие авторы[править | править код]

Образ Фигаро часто вдохновлял других авторов на создание продолжений истории. В их числе:

  • «Les premières armes de Figaro», пьеса Сарду,
  • «Фигаро разводится» (Figaro läßt sich scheiden), пьеса Эдена фон Хорвата, (1936),
  • «Le roman de Figaro», книга Ф.Виту (Frédéric Vitoux), (2005).
Вне истории настоящего Фигаро[править | править код]
  • «Funeral of Figaro (Operatic Whodunnit)», детективный роман британской писательницы Эллис Питерс. Действие происходит в наши дни. Кто-то один за другим убивает баритонов, исполняющих партию Фигаро.

Оперы[править | править код]

В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто).

  • «Севильский цирюльник», опера Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello), (Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile, 1782)
  • Оперы на сюжет «Севильского цирюльника» — Ф. Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797).
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро», опера Маркуша Португала/ La pazza giornata ovvero Il matrimonio di Figaro (1799)
  • «Севильский цирюльник», опера Россини, (Il barbiere di Siviglia, 1816)
  • «Женитьба Фигаро», опера Моцарта, (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata, 1786)
  • «Виновная мать», опера Д. Мийо (Darius Milhaud) (La Mère coupable), написанная уже в XX в.
Читайте также:  Дети китая с синдромом дауна

Оперы вне трилогии[править | править код]

  • «Призраки Версаля» (The Ghosts of Versailles), опера Д.Корильяно (John Corigliano), 1991. Призрак Бомарше ставит оперу для развлечения призрака Марии-Антуанетты. Она «воскрешает» старые времена, предшествующие Французской революции, в том числе и аферу с ожерельем. Действующие лица трилогии сосуществуют вместе с реально существовавшими историческими личностями. Бомарше и Фигаро вдвоем пытаются спасти королеву от казни.

Некоторые исполнители[править | править код]

  • Превиль (Préville) (1721—1799) был создателем образа Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше при первой постановке (1775).
  • Дазенкур (Dazincourt), — исполнитель роли Фигаро, пришедшийся по вкусу Бомарше
  • Николай Баталов сыграл свою первую большую роль на сцене МХАТа в спектакле 1927 года (режиссёр Константин Станиславский, художник Александр Головин)
  • Ермек Серкебаев — исполнитель роли Фигаро в опере Севильский цирюльник (Государственный академический театр оперы и балета имени Абая (Алма-Ата)
  • Русский актёр Андрей Миронов неоднократно играл эту роль (была сделана телеверсия спектакля), кроме того, исполняя эту роль на сцене, получил инсульт, в результате которого скончался в больнице
  • Дмитрий Певцов — в постановке М. Захарова[6][7][8][9] / «Ленком», 1993
  • Евгений Миронов — в спектакле «Фигаро. События одного дня», реж. Кирилл Серебренников[10][11] / «Театральная компания Евгения Миронова», 2006
  • Сергей Безруков — в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро», реж. Константин Богомолов / Табакерка, 2009
  • Сергей Лазарев — в спектакле «Женитьба Фигаро», реж. Евгений Писарев / Театр имени Пушкина
  • Сергей Радченко — в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», реж. Евгений Радомысленский / Театр-студия киноактёра, 2014. В настоящее время роль исполняет Денис Бондарков 
  • Андрей Зобов — в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», реж. Гульнара Галавинская / Мичуринский драматический театр, 2014

Фигаро в массовой культуре[править | править код]

  • Фигаро — имя, данное котёнку, созданному художниками Диснея. Первое появление — в «Пиноккио». Позже он перекочевал во вселенную Микки Мауса как кот, принадлежащий Минни Маус. Постоянный противник Плуто — пса, принадлежащего Микки Маусу. Самое запоминающееся появление — в м/ф «House of Mouse». Также Фигаро — имя кота в детских книгах писательницы Marie-Therese Eglsaer и коня в произведениях детской писательницы Rebecca Anders.
  • Тони Фигаро — владелец парикмахерской в мультфильме «Севильский цирюльник» (США, 1944).
  • Фигаро — название вымышленного королевства в Final Fantasy VI.
  • «Figaro» — модель автомобиля в стиле ретро, созданного компанией Ниссан в 1991 году в ограниченном количестве.
  • Фигаро — прозвище писателя Mariano José de Larra
  • Фигаро — кличка таксы в кинофильмах «Четыре таксиста и собака», «Четыре таксиста и собака 2»
  • FIGARO — крупнейшее международное модельное агентство, создавшее первую в мире Online-школу Моделей, для дистанционного обучения модельному искусству.
  • Le Figaro — ежедневная французская газета

См. также[править | править код]

  • Право первой ночи

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Marc Monnier, «Les aneux de Figaro» (Пар., 1868);
  • Pierre Toldo, «Figaro et ses origines» (Милан, 1893);
  • Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).
  • Claude Petitfrère, «1784, le scandale du Mariage de Figaro : prélude à la Révolution française»

Ссылки[править | править код]

  • Женское «фигаро». Эскиз из журнала мод 1901 г.

Источник

Показать все разделы библиотеки управления

Елена ШАРАФАНОВА
кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского института сервиса и экономики

Оглавление журнала

Чем дальше — тем чаще, чем выше поднимаешься — тем сильнее; молотит так, что не успеваешь увернуться и стараешься не думать о завтрашнем дне. Стрессы, господа, стрессы! Деваться от них некуда, и все, что остается, — иронически и  мужественно повторять: «На кой бес мне этот стресс?»

Стресс — это одно из проявлений адаптационного синдрома, представляющего собой совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Можно говорить и о потенциальной благотворности стресса, приводящего, при некоторых условиях, к росту психологической и биологической выносливости человека. Важно, чтобы шок, испытанный в ситуации адаптационного синдрома, не оказался чрезмерным, непосильным для человека, чтобы не развился дистресс.

Выход из дистресса часто требует помощи специалистов. Переживаемый дистресс может провоцировать новые дистрессы и, подобно водовороту, увлечь человека на самое дно.

Некто потерял работу — стресс! — и не может найти достойной новой неделю, две, два месяца. Возникает дистресс безделья. А потом уходит жена — стресс! — а работы нет, и вообще никого нет рядом, а те, кто встречается, слишком успешны, слишком состоялись рядом с ним, неудачником. Возникает дистресс одиночества.

Как выйти из дистресса? Это знают все, знают хорошо, и лекарство от дистресса в России обычно измеряют пол-литрами. Алкоголь обладает обольстительным свойством откладывать и романтизировать любые проблемы, но он же и разрушает наши естественные защитные силы. Значит, разница между благодетельным стрессом и разрушительным дистрессом заключается в том, как мы переживаем испытанный шок.

Психологи выделяют четыре типа переживаний — гедонистическое, реалистическое, ценностное и творческое.

Гедонистическое переживание игнорирует совершившийся факт, внутренне искажая и отрицая его, формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности, в основе его лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек в конечном счете принимает реальность случившегося, приспосабливая свои потребности и интересы к новому жизненному пространству. При этом бывшее содержание жизни, ставшее теперь невозможным, бесповоротно отбрасывается.

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, повреждающей смысл жизни, но отвергает пассивное принятие удара судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется в неизменном виде в сознании, как при гедонистическом переживании, и не изгоняется из него полностью, как в переживании реалистическом. Ценностное переживание строит новое содержание жизни в  связи с новыми жизненными обстоятельствами. Аналогом ценностного переживания может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жесткими они ни были.

Творческое переживание — это переживание сложившейся волевой личности. Такая личность уже имеет опыт волевого поведения, и поэтому в критических ситуациях она сохраняет способность сознательно и  собранно искать выход из критического положения. Исход переживания кризиса может состоять либо в восстановлении прерванной кризисом жизни, возрождении ее, либо в перестроении ее в другую по существу жизнь. В любом случае это бывает некоторое порождение собственной, обязательно деятельной, а не только созерцательной жизни, самосозидание, самостроительство, творчество. Именно такого рода переживания способны изнутри взорвать ситуацию безысходности и противопоставить ей, на первый взгляд, безрассудные действия, которые в создавшемся положении оказываются единственно осмысленными.

Реальный процесс преодоления стрессов чаще всего включает в себя несколько типов переживаний, действие которых проявляется комплексно или же в виде последовательной смены одного другим. В любом случае тип переживания зависит от характера личности, однако любой человек переживает и преодолевает стрессы, начиная с гедонистического типа в детстве.

Важно, чтобы в сорок лет он был способен к другим, более конструктивным переживаниям. Иначе — дистресс гарантирован. Собственно, возникает занятная ситуация — эгоизм в  больших количествах так или иначе ведет к дистрессу…

В производственной жизни стрессы неизбежны. Специалисты выделяют четыре основных фактора, вызывающих стресс на рабочем месте. Все эти факторы обусловлены недостатками менеджмента.

Организационные факторы являются наиболее распространенной причиной стресса. Они выражаются в слишком малой нагрузке или, что встречается гораздо чаще, в перегрузке работников. Если задание превосходит реальные силы работника, возникает состояние, характерное для первой стадии адаптационного синдрома, — беспокойство, фрустрации, страх из-за возможных материальных потерь.

днако работник, не получающий нагрузку, по его мнению, соответствующую его должности и получаемому вознаграждению, также испытывает стресс с аналогичными симптомами.

…Женщина-менеджер среднего звена открыто в производственном конфликте поддержала противника своего шефа.

Шеф в течение недели передал ее обязанности коллегам по отделу, и целыми рабочими днями она была обречена на тихое безделье. Через десять дней она уверилась, что ее вот-вот уволят, а еще через неделю оказалась в больнице с обострившейся язвой желудка.

Вторым стрессообразующим фактором в организации является так называемая ситуация Фигаро, когда от работника ждут, что он выполнит одновременно несколько различных работ, в разных местах, но одинаково хорошо.

Третий стрессообразующий фактор — неопределенность ролей. Он возникает тогда, когда человек в точности не знает, что от него ожидают, и, соответственно, не знает, как будут оценивать его труд.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Действительно, необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым, скучным делом может привести к серьезному стрессу.

Но что делать, если сменить работу невозможно? «Каторга», — говорим мы о тяжелой, неблагодарной работе. Но суть в том, как относиться к этой каторге, как ее переживать. У Достоевского настоящая каторга породила «Записки из мертвого дома»,
а у Петра Семеныча — только дикую злобу на… жену, которая, конечно же, загубила его жизнь.

Стресс — серьезное испытание. Выдержит или не выдержит работник стрессовую ситуацию — во многом зависит от
выбора способа переживания, который и определит в конце концов, что же это — стресс или дистресс, и — самое главное — определит и выход из него.

В августе—сентябре «Персонал-Микс» провел опрос на сайте www.profy.ru.

Чем чаще всего вызваны стрессы, которые вы испытываете на работе?
(Всего ответили 446 человек)

Глоссарий

Дистресс — функциональное состояние, которое развивается
под действием неблагоприятных воздействий, превосходящих адаптационные возможности организма и приводящих
к его истощению вплоть до гибели.

Версия для печати  

Источник