Синдром фигаро в менеджменте что это
Фигаро (Figaro, фр. — Фигаро́, исп. Фи́гаро) — герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным.
Название «Le Figaro» в 1826 взяла французская ежедневная газета.
Также фигаро — название короткой испанской куртки-пиджака, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди, которую носил персонаж Фигаро и которая стала популярна в Париже после премьеры.
Личность[править | править код]
Характер[править | править код]
Фигаро — изобретателен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он — представитель низшего сословия. Необыкновенно сообразительный, он с лёгкостью придумывает интриги и добивается своих целей.
Фигаро, как и его предшественник в Комедия дель арте — Бригелла, — умный и сообразительный лжец, он неразборчив в средствах, при этом отличается хорошим настроением, всегда готов помочь, он храбр, хотя порой его слова горьки и циничны. В нормальном настроении он спокоен и собран, но в гневе его сообразительность иногда отказывает ему.
Фигаро обладает множеством талантов и навыков. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» автор перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.
Проживая в Севилье, он с успехом брил бороды, сочинял романсы и устраивал браки, с одинаковым успехом владел и ланцетом хирурга, и аптекарским пестиком, являл собой грозу мужей и любимчика жен[1].
Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.
Фигаро щегольски одевается — в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские «махо».
Имя[править | править код]
Имя Фигаро, вероятно, придумано самим Бомарше. В рукописи первой пьесы, «Севильского цирюльника», он использовал вместо Figaro более галлицизированный вариант написания — Fiquaro. Но позже изменил его, и сделал не только аудиально, но и визуально похожим на испанское слово picaro.
Слово «pícaro» изначально было прилагательным и обозначало «хитрый, лукавый, плутоватый». Но в испанской литературе Нового времени оно приобрело новое значение. Пикаро — главный персонаж плутовского романа. Пикареска — плутовской роман[2]. Большое количество плутовских романов, где главным действующим лицом являлся пикаро, хитрый обманщик, иногда нанимавшийся в услужение, создавалось в Испании начиная с эпохи Возрождения. Во Франции такой литературной традиции не существовало. «Жиль Блас», завершенный Лесажем к 1735 году, основан на испанских источниках.
Фредерик Грендель (Frederic Grendel) предположил, что имя Фигаро идёт от Fils-Caron («Карон-сын», от настоящей фамилии автора — Карон. Дворянское имя де Бомарше он взял себе позже).
Биография[править | править код]
Происхождение[править | править код]
Фигаро — незаконный ребёнок доктора Бартоло и бывшей служанки Марселины. Прежде чем бросить женщину с младенцем, Бартоло, тогда ещё подлекарь, накалил свой шпатель и наложил клеймо на руку сына, чтобы узнать его, если когда-нибудь встретит вновь. Когда мальчику было шесть лет, его мать попросила цыган, кочевавших тогда по Андалузии, предсказать ему будущее. Те похитили ребёнка. С тех пор Фигаро носит своё имя и занимается плутнями[1]. Он не знает, кто его родители.
Карьера и бродяжничество[править | править код]
Незадолго до начала действия первой пьесы Фигаро служит в Мадриде у графа Альмавивы. Уезжая, тот даёт ему рекомендацию в министерство и просит, чтобы ему подыскали место. Фигаро назначают аптекарским помощником при андалусском конном заводе. Через некоторое время его увольняют. Вернувшись в Мадрид, Фигаро пробует силы на театральном поприще, но проваливается. С котомкой за плечами бродит по всей Испании и, наконец, оседает в Севилье.
С тех пор мать Фигаро успела состариться и ведёт дом у своего старого возлюбленного, доктора Бартоло, который живёт в Севилье. Доктор — опекун юной и прекрасной Розины. В неё влюбляется граф Альмавива и ходит под окнами её дома в Севилье. Но Бартоло сам собирается жениться на своей воспитаннице и держит её взаперти. Граф Альмавива случайно сталкивается с Фигаро, своим бывшим камердинером. Он как раз живёт в доме доктора и должен ему 100 экю. И тот помогает графу жениться на Розине под носом у опекуна[3].
Оседлая жизнь и женитьба[править | править код]
Спустя несколько лет он живёт в замке графа и графини Альмавива «Агуас Фрескас», служит графским камердинером и домоправителем[4]. У него есть невеста — Сюзанна, девушка из местной дворни, камеристка графини. Но граф Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи. Граф отказался от этого права по случаю своего бракосочетания, но потом, по словам Сюзанны, «пожалел» об этом. Фигаро, Сюзанна и графиня делают все, чтобы помешать графу. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за невыплаченный долг. Марселина, не зная, что Фигаро — её сын, предъявляет расписку, и требует, согласно ей, денег или замужества с Фигаро. Неожиданно, по метке, оставленной Бартоло, выясняется, что Фигаро — потерянный тридцать лет назад ребёнок Бартоло и Марселины. Доктор Бартоло соглашается жениться на Марселине, Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённой интриги Альмавива остаётся в дураках, и Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.
Пожилой возраст[править | править код]
Эволюция персонажа[править | править код]
Фигаро. Скульптура Жана Ами
На протяжении трилогии Бомарше образ Фигаро подвергается изменениям.
В «Севильском цирюльнике» он — прежде всего весёлый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но ещё не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений.
В «Женитьбе Фигаро», особенно в известном монологе пятого акта, Фигаро выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г.
В третьей части трилогии («Виновная мать») постаревший и поломанный жизнью Фигаро является как бы тенью прежнего Фигаро; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками, да и то лишь в интересах своих господ.
Литературные предшественники[править | править код]
Тип ловкого, остроумного, в своём роде талантливого и несколько плутоватого «человека на все руки» неоднократно создавался и до Фигаро. Это хитрые, превосходящие умом своих господ слуги, которые часто встречались в комедиях и фарсах европейской литературы, арлекины comedia dell’arte, рабы Плавта и Теренция. Во Франции это Мольеровский Сганарель и сходные персонажи комедий XVIII века. В Испании предшественники Фигаро — длинная чреда героев плутовского романа, выделившегося в отдельный национальный жанр, начиная с пикаро Ласарильо из Тормеса [5] и заканчивая Кеведо.
С другой стороны, Фигаро некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, или Жиля Блаза, который в изображении Лесажа является человеком, многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью.
Значение[править | править код]
Фигаро — самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.
Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя, подобно им, функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.
Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.
Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.
Произведения[править | править код]
Пьесы[править | править код]
- «Le Sacritan», ранняя пьеса Бомарше (ок.1765), где фигурируют Фигаро и граф Альмавива.
Основная трилогия[править | править код]
- «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», пьеса Бомарше, (Le barbier de Seville ou la précaution inutile, 1775)
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пьеса Бомарше, (La folle journée ou le Mariage de Figaro, 1784)
- «Виновная мать, или Второй Тартюф» («Преступная мать»), пьеса Бомарше, (La mère coupable ou l’autre Tartufe, 1792)
Другие авторы[править | править код]
Образ Фигаро часто вдохновлял других авторов на создание продолжений истории. В их числе:
- «Les premières armes de Figaro», пьеса Сарду,
- «Фигаро разводится» (Figaro läßt sich scheiden), пьеса Эдена фон Хорвата, (1936),
- «Le roman de Figaro», книга Ф.Виту (Frédéric Vitoux), (2005).
Вне истории настоящего Фигаро[править | править код]
- «Funeral of Figaro (Operatic Whodunnit)», детективный роман британской писательницы Эллис Питерс. Действие происходит в наши дни. Кто-то один за другим убивает баритонов, исполняющих партию Фигаро.
Оперы[править | править код]
В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто).
- «Севильский цирюльник», опера Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello), (Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile, 1782)
- Оперы на сюжет «Севильского цирюльника» — Ф. Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797).
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро», опера Маркуша Португала/ La pazza giornata ovvero Il matrimonio di Figaro (1799)
- «Севильский цирюльник», опера Россини, (Il barbiere di Siviglia, 1816)
- «Женитьба Фигаро», опера Моцарта, (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata, 1786)
- «Виновная мать», опера Д. Мийо (Darius Milhaud) (La Mère coupable), написанная уже в XX в.
Оперы вне трилогии[править | править код]
- «Призраки Версаля» (The Ghosts of Versailles), опера Д.Корильяно (John Corigliano), 1991. Призрак Бомарше ставит оперу для развлечения призрака Марии-Антуанетты. Она «воскрешает» старые времена, предшествующие Французской революции, в том числе и аферу с ожерельем. Действующие лица трилогии сосуществуют вместе с реально существовавшими историческими личностями. Бомарше и Фигаро вдвоем пытаются спасти королеву от казни.
Некоторые исполнители[править | править код]
- Превиль (Préville) (1721—1799) был создателем образа Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше при первой постановке (1775).
- Дазенкур (Dazincourt), — исполнитель роли Фигаро, пришедшийся по вкусу Бомарше
- Николай Баталов сыграл свою первую большую роль на сцене МХАТа в спектакле 1927 года (режиссёр Константин Станиславский, художник Александр Головин)
- Ермек Серкебаев — исполнитель роли Фигаро в опере Севильский цирюльник (Государственный академический театр оперы и балета имени Абая (Алма-Ата)
- Русский актёр Андрей Миронов неоднократно играл эту роль (была сделана телеверсия спектакля), кроме того, исполняя эту роль на сцене, получил инсульт, в результате которого скончался в больнице
- Дмитрий Певцов — в постановке М. Захарова[6][7][8][9] / «Ленком», 1993
- Евгений Миронов — в спектакле «Фигаро. События одного дня», реж. Кирилл Серебренников[10][11] / «Театральная компания Евгения Миронова», 2006
- Сергей Безруков — в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро», реж. Константин Богомолов / Табакерка, 2009
- Сергей Лазарев — в спектакле «Женитьба Фигаро», реж. Евгений Писарев / Театр имени Пушкина
- Сергей Радченко — в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», реж. Евгений Радомысленский / Театр-студия киноактёра, 2014. В настоящее время роль исполняет Денис Бондарков
- Андрей Зобов — в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», реж. Гульнара Галавинская / Мичуринский драматический театр, 2014
Фигаро в массовой культуре[править | править код]
- Фигаро — имя, данное котёнку, созданному художниками Диснея. Первое появление — в «Пиноккио». Позже он перекочевал во вселенную Микки Мауса как кот, принадлежащий Минни Маус. Постоянный противник Плуто — пса, принадлежащего Микки Маусу. Самое запоминающееся появление — в м/ф «House of Mouse». Также Фигаро — имя кота в детских книгах писательницы Marie-Therese Eglsaer и коня в произведениях детской писательницы Rebecca Anders.
- Тони Фигаро — владелец парикмахерской в мультфильме «Севильский цирюльник» (США, 1944).
- Фигаро — название вымышленного королевства в Final Fantasy VI.
- «Figaro» — модель автомобиля в стиле ретро, созданного компанией Ниссан в 1991 году в ограниченном количестве.
- Фигаро — прозвище писателя Mariano José de Larra
- Фигаро — кличка таксы в кинофильмах «Четыре таксиста и собака», «Четыре таксиста и собака 2»
- FIGARO — крупнейшее международное модельное агентство, создавшее первую в мире Online-школу Моделей, для дистанционного обучения модельному искусству.
- Le Figaro — ежедневная французская газета
См. также[править | править код]
- Право первой ночи
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Marc Monnier, «Les aneux de Figaro» (Пар., 1868);
- Pierre Toldo, «Figaro et ses origines» (Милан, 1893);
- Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).
- Claude Petitfrère, «1784, le scandale du Mariage de Figaro : prélude à la Révolution française»
Ссылки[править | править код]
- Женское «фигаро». Эскиз из журнала мод 1901 г.
Источник
Работа многих людей связана с ответственностью, многозадачностью, выполнением поручений и кооперацией с другими работниками. Систематические высокие нагрузки на нервную систему, эмоциональные переживания, сжатые сроки и стрессы формируют у человека синдром менеджера. Впервые данная патология выделилась в отдельное заболевание в США в 80-х годах прошлого века. Синдром менеджера – это профессиональное, эмоциональное выгорание человека, деятельность которого связана с выполнением ответственных дел или тесным общением с другими людьми.
К данной патологии не нужно относиться халатно, это целый комплекс симптомов, который в случае его игнорирования приведет к негативным последствиям со стороны здоровья человека. В группе риска находятся не только офисные работники, но и медицинский персонал (врачи, медсестры, сиделки), педагоги, социальные работники, юристы, продавцы, провизоры.
У пациента наблюдается потеря мотивации к выполняемым обязанностям, меняется отношение к коллегам и клиентам, возрастает циничность и чувство собственной ненужности.
Сжатые сроки и стрессы формируют у человека синдром менеджера
Причины патологии
Новомодное название заболевания пришло с Запада, ведь именно там впервые появилась мода на делового человека, который решает рабочие вопросы и отставляет личные интересы и заботы на второстепенный план. Основные причины возникновения синдрома менеджера таковы:
- Несоблюдение гигиены труда. Ненормированный рабочий день, отсутствие полноценного обеда, перекусы на ходу, невозможность спокойно справить естественные нужды, необходимость оставаться на работе по окончанию рабочего дня или брать дела домой – откладывают свой отпечаток на психике и физическом состоянии человека. Организм постоянно находится в стрессовой ситуации.
- Излишняя тяга к работе. Порой сотрудники хотят выделиться перед начальством ради премии или из личной выгоды. Повышенная концентрация внимания и откладывание личных дел «на потом» не принесут ничего хорошего.
- Однотипная деятельность. Если изо дня в день выполнять одни и те же обязанности, любой работник вскоре потеряет инициативу и интерес к выполняемому поручению. Работы будут выполняться посредственно, не качественно. Руководители должны периодически следить за эффективностью выполнения обязанностей сотрудниками.
- Завышенные требования руководства. Особые планы продаж, мотивационные программы, которые подобраны неверно, будут человека не стимулировать на карьерный рост, а, наоборот, действовать угнетающе. Если работник несколько раз подряд заметил, что как бы он ни старался, но планы руководства он не выполняет, еще получает штрафные санкции или с него снимают премию, то естественно, что никакой заинтересованности в работе у него не будет. Зачем стараться, если по итогу выходит один и тот же результат.
- Вынужденная необходимость общения. Если деятельность связана с большим потоком людей, это требует от человека постоянного вежливого и учтивого общения. Согласитесь, не всегда у вас есть хорошее настроение и желание общаться. У сотрудника возникает необходимость всегда скрывать свои эмоции и носить маску вежливости.
Факторами, провоцирующими синдром менеджера, являются перенесенные инфекционные заболевания, отсутствие полноценного сна и отдыха, недопонимание со стороны близких и родных людей. Постоянные ссоры в семье могут стать причиной депрессивного состояния, что приведет к выгоранию на работе.
Синдром менеджера может привести к нарушениям кровообращения, вегетососудистой дистонии, мигрени, расстройствам ЖКТ и эндокринной системы.
Вынужденная необходимость общения может привести к синдрому менеджера
Симптомы
Синдром менеджера обладает различными симптомами. Проявления патологии зависят от внутреннего состояния человека, особенностей его характера. Специалисты выделяют 3 группы симптомов: психофизические, психологические и поведенческие.
В группу психофизических признаков попадают все симптомы, которые проявляются с эмоциональной или физической стороны человека, а именно:
- постоянная усталость. Она преследует человека после работы и пробуждения утром;
- нарушения сна. Трудности в засыпании, внезапные ночные пробуждения, кошмары;
- головокружения, головные боли, расстройства со стороны ЖКТ;
- вялость, безынициативность, человек теряет вкус к жизни. Это выражается в уменьшении восприятия вкусов, цветов, звуков.
Наблюдаются изменения в поведении:
- человек может стать агрессивным или, напротив, слишком апатичным;
- появляется тяга скрасить свой досуг с помощью алкоголя, дурманящих веществ;
- нежелание работать, сотрудник старается не брать ответственные поручения, давать выполнять свою работу другим лицам;
- появляется чувство ненужности выполняемой работы.
Появляется тяга скрасить свой досуг с помощью алкоголя
К психологическим признакам синдрома менеджера относится депрессия, повышенная возбудимость, безразличие к происходящему.
Человек разрушается физически и морально, в обязательном порядке при данной патологии необходима помощь специалистов и близких людей. Пациенту кажется, что его проблемы нерешаемы и непреодолимы, мир серый, а его никто не любит и не ценит.
Лечение заболевания
Лечение симптома менеджера комплексное, применяется:
- медикаментозная терапия;
- психотерапия;
- физические методики;
- эмоциональные методики.
Медикаментозная терапия направлена на устранение симптомов болезни и подбирается врачом в индивидуальном порядке. Например:
- Если пациента беспокоят головные боли, ему выписывают спазмолитики, анальгетики (НоШпа, Имет, Солпадеин). Данные препараты не устраняют причину синдрома, однако они облегчают жизнь человека.
- Если наблюдаются расстройства со стороны ЖКТ, врач порекомендует растительные препараты. Отвар ромашки и мяты наладит работу кишечника, снимет спазм, боли, метеоризм и запоры.
- Почти всем пациентам назначаются комплексные витамины (Витрум, Центрум). Особое внимание следует уделить витаминам группы В, они налаживают работу нервной системы (Неуробекс, Нейрорубин).
Витрум комплекс витаминов 60 таблеток
- Повышенную возбудимость, проблемы со сном снимают успокоительные препараты на растительной или химической основе.
- Эмоциональную лабильность, апатию, физическую и умственную усталость убирают препараты, содержащие мельдоний и ноотропы (Ноофен, Фенибут).
Как правило, проблема устраняется на сеансах с психотерапевтом, который находит причину синдрома менеджера и рассматривает варианты устранения патологии. Родного человека с данным заболеванием следует поддержать, развлечь. Общение с близкими людьми и друзьями способно не допустить усугубления болезни.
Врач в обязательном порядке порекомендует физические методики для лечения синдрома менеджера. Они включают в себя:
- массаж;
- прогулки на свежем воздухе;
- физические нагрузки в тренажерном зале;
- рациональное питание;
- дневной сон;
- здоровый режим ночного сна.
Особое внимание уделяется именно сну. Если в обед не выпадает возможности полноценно отдохнуть, просто полежите и закройте глаза. Вечером нужно ложиться спать в промежутке 21:30-23:30. В это время организм настроен на сон, и до утреннего пробуждения достаточно времени, чтобы выспаться.
Тонкая психология души и тела
Возьмите отпуск или пару дней отгула, чтобы отдохнуть. В эти дни не делайте множество дел по дому, как привыкли. Просто лежите перед телевизором, спите, читайте книги, занимайтесь любимыми хобби. Налаживание эмоционального контакта со своим организмом – это важный процесс. Вы должны чувствовать свое тело, жалеть его и любить.
Примите ванну с эфирными маслами, запишитесь на прыжок с парашютом или пойдите в кино. Главное, чем бы вы ни занимались – это должно быть вам в радость. Не берите много дел на работе, научитесь нормировать труд и отдых. Не пренебрегайте выходными, и тогда все будет хорошо.
Успех избавления от синдрома в большинстве зависит исключительно от самого пациента и его понимания важности данного мероприятия.
Источник