Синдром двигательной активности у новорожденных

Синдром двигательной активности у новорожденных thumbnail

Кто о чём…А я всё о том же))))

Встали сегодня на очередь в дневной стационар. После майских буду прозванивать, чтобы узнать, когда нам начнут делать курс массажа…

Еще раз перечитала нашу мед. карту. Невролог с первого месяца ставит диагноз «Синдром двигательных нарушений». Решила погуглить, что за зверь такой…

«Синдром двигательных нарушений» – для многих современных родителей этот диагноз звучит, как приговор. Врачи все чаще выносят такой вердикт маленьким пациентам. Этот синдром, как правило, дает о себе знать в первые недели жизни ребенка. При таком отклонении с самого рождения врачи могут наблюдать нарушения мышечного тонуса. Причем, как в сторону спада, так и в сторону повышения, потому как у ребенка имеются или снижение, или повышение спонтанной двигательной активности. Бывают и такие случаи, когда мышцы на разных конечностях у ребенка развиваются по-разному и это тоже проблема. Синдром двигательных нарушений может стать причиной медленного развития ребенка. Крайне медленными будут речевое и психическое развитие.

Все из-за того, что нарушение мышечного тонуса препятствует формированию нормальных двигательных функций, проведению целенаправленных движений и овладению речью, в связи с чем ребенок значительно позже начинает сидеть, ползать и ходить. Если детям, которые нормально развиваются, требуется 3-4 месяца, чтобы научиться держать голову, то малыши с синдромом двигательных нарушений даже в год не всегда справляются с этой задачей. Заметить, что ребенок развивается неправильно, должен врач. Поэтому, пока ребенку не исполнится год, молодым родителям следует регулярно посещать врачей-специалистов.

Признаки, которые помогут определить, что у ребенка синдром двигательных нарушений:

  • нарушения артикуляции;
  • бедная мимика;
  • позднее появление улыбки (позже, чем 3 месяца);
  • задержка зрительно-слуховых реакций;
  • слабый монотонный крик.

(ВООБЩЕ-ТО НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ К НАМ НЕ ВЯЖЕТСЯ…)

Родители должны внимательно изучать поведение ребенка, наблюдать за ним и общаться с другими мамами, чтобы проводить параллели в развитии детей.

Во многих случаях именно при параллельном наблюдении родители определяли отклонения у деток, обращались к специалистам, и это помогало избегать серьезных последствий. При двигательных нарушениях ребенок может сам брать в руки игрушки, погремушки, но в то же время не понимать, что с ними надо делать. (ОТЛИЧНО ВСЁ ПОНИМАЕТ С 2Х МЕСЯЦЕВ!) Если у малыша наблюдаются зрительные отклонения, то ребенок не может с первого раза дотянуться до нужной вещи, первые несколько попыток могут заканчиваться неудачей. Поэтому бдительный надзор – неплохая диагностика.

Если синдром двигательных нарушений заметили на поздних стадиях (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется. Это возраст, когда нормальный ребенок уже произносит звуки, а кто-то даже целые слоги, но от детей с нарушенной двигательной активностью в это время слышится непонятное нытье. У них неправильная артикуляция, а поэтому трудно формируются голосовые реакции и произношение звуков. Ребенок в таком случае не осознает, что летит с его уст. Как следствие – дыхание становится тяжелым, открытие рта – неконтролируемым, кончик языка у таких деток становится лопатообразный, а не острый, как должно быть в норме. Когда детки с таким синдромом начинают говорить, их голос имеет носовой оттенок, и говорят они так, будто страдают от насморка.

Тем не менее, многим детям, которым врачи ставили этот, на первый взгляд, страшный диагноз, так как они не развивались в соответствии с нормами, через несколько месяцев, полгода или год его просто снимали. Удивительно, но дети вырастали абсолютно здоровыми. Среди молодых мам по этому поводу даже существует шутка: «Если в медицинской карте вашего ребенка до года нет записи «синдром двигательного нарушения», то вы просто забыли посетить врача-невролога». Для детей даже составлен специальный график планового осмотра у этого специалиста. Запланируйте посещение в три месяца, полгода, в девять месяцев и в годик. Потом визиты могут быть редкими, но также постоянными. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. По статистике 90 процентов детских двигательных нарушений проходят до полутора лет. Главное, чтобы врач вовремя заметил и назначил правильное лечение. Чаще отклонения лечат плановым курсом общегомассажа. При тяжелых случаях назначают лечебную физкультуру, педагогическую коррекцию, подбирают специальный режим или же применяют физиотерапевтические методы. Если приходится обращаться к медикаментозной терапии, то это может быть фитотерапия (мочегонные травы) игомеопатические препараты.

Лечение зависит и от уровня тонуса ребенка. При низкой двигательной активности назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу, при повышенной – те, которые понижают передачу. Чтобы не травмировать ребенка, используют такой способ введения препарата как электрофорез.

При синдроме двигательных нарушений детям советуют давать продукты, максимально богатые витамином В или вводить витамины этой группы внутримышечно.

И все же общий расслабляющий массаж остается самым действующим способом лечения детских двигательных нарушений. Родители должны найти специалиста, который хорошо разбирается именно в специфике детского массажа и детского организма, ведь организм новорожденных слишком слаб и даже одно неправильное движение может привести к нежелательным последствиям. 15 сеансов общего массажа – и все начнет меняться к лучшему. Во время массажа можно использовать специальные мази, но только по назначению врача. Особое внимание надо обращать на работу с ногами. Перед упражнениями следует закутать ножки в шерстяную одежду, после занятий сделать специальные парафиновые сапожки. Неплохо делать ребенку ванночки из отварного овса 30-40 минут в день, продолжительность курса должна составлять 10-15 дней. Лечебная физкультура также должна проходить под наблюдением специалиста.

Лечебная физкультура – как ее проводить?

  1. Прежде всего, работайте над тем, чтобы ребенок часто повторял отдельные движения – это поможет развить двигательный стереотип. Ежедневно изучайте по 3-5 новых движений, каждое из них повторяйте не менее 25 раз.
  2. Тренируйте двигательные навыки. Ребенок ни в коем случае не должен лежать, как овощ и молча наблюдать за всем, что происходит вокруг. Заставьте ребенка за чем-то потянуться, что-то достать. Провоцируйте двигательную деятельность малыша, стимулируйте речевую деятельность. Не нагружайте ребенка взрослыми словами, общайтесь с ним на его же языке, но не сводите все к примитиву. Пусть малыш сначала научится различать, что хорошо, а что нет. Пускай изучает эмоционально-психологические реакции, а там уже и до речи недалеко.
Читайте также:  Дина рубина синдром петрушки скачать тхт бесплатно

Помните, что даже в тяжелых случаях своевременно начатое лечение или терапия поможет избавиться от функциональной недостаточности центральной нервной системы, ведь тяжелыми последствиями этого синдрома могут быть церебральный паралич и эпилепсия. А тогда лечение будет уже более долгим и тяжелым.

Специалисты со спокойным сердцем говорят: если уделять ребенку достаточно внимания, следить за каждым изменением, каждым неправильным движением, то синдром двигательных нарушений можно быстро обнаружить, а при сотрудничестве со специалистами и при максимальной работе с ребенком от него легко можно избавиться. Главное, не терять надежду и не впадать в панику.

Хммм.. Я конечно верю, что долгое сидение в животе и скорые роды дают о себе знать… Но всё-таки не хочется мириться с этим диагнозом ((( Тем более УЗИ головного мозга показало, что всё у нас в порядке. Очень надеюсь, что массажик нам поможет, и на приеме в 6 месяцев этот диагноз снимут...

Источник

Детский синдром двигательных нарушений
«Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью — это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.

Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
Важно обнаружить синдром, как можно раньше

Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком — это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.

Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» — не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.

Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
Как лечат синдром двигательных нарушений

Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.

Другим эффективным средством является массаж — он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
Лечебная физкультура – как ее проводить?

Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом — он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.

Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный

Брр… пусть она лучше перестраховалась…..

Источник

qwerty28

У нас тоже была гипоксия…тоже тонус. Не так ужасно как у вас,но все же. 4 курса массажа спасли ситуацию. Первый курс как раз в 3 месяца был

Бусинка Сезам

У нас тоже была гипоксия…тоже тонус. Не так ужасно как у вас,но все же. 4 курса массажа спасли ситуацию. Первый курс как раз в 3 месяца был

да вы умеете успокоить

  • Нравится

    4

Мадмуазель - мамочка в 6 раз

Нужен хороший массажист , грамотный и все пройдёт .. любой тонус , даже сильный снимается массажами .. делается через месяц ! Месяц делают , месяц отдых . И так можно до года делать курсами ..

  • Нравится

    1

Мадмуазель - мамочка в 6 раз

Обычно невропатолог назначает массаж ..

Мадмуазель - мамочка в 6 раз

И ванночки раслабляющие с травами или с морской солью перед сном ..

Daineris

У нас тоже была гипоксия…тоже тонус. Не так ужасно как у вас,но все же. 4 курса массажа спасли ситуацию. Первый курс как раз в 3 месяца был

Главное что вы поняли, как у нас все ужасно. Очень тактично)

yoshikk

Моим всем троим этот синдром ставили, хотя реальные проблемы я видела только у старшего ребёнка (был гипертонус в ногах). До 7 месяцев ножки были очень зажаты, помогли курсы лечебного массажа (не на которых ребёнок засыпает, а после которых потный и красный, как из спортзала). Есть сейчас небольшие двигательные нарушения, но у нас и ситуация была потяжелее, травма шеи в родах. Не расстраивайтесь и не паникуйте от диагнозов (синдромы разные и ППЦНС пишут часто, очень многое компенсируется само или подходящей терапией). Держите руку на пульсе, наблюдайте за ребёнком и тогда ничего не упустите. Посмотрите ещё сайт пойдусам.ру, невролог на советовал в своё время и упражнения помогли. Здоровья малышу!

Читайте также:  Синдромы при поликистозе почек мочевой

Daineris

И ванночки раслабляющие с травами или с морской солью перед сном ..

Даааа, как раз массаж невролог и назначил. Спасибо!

Умелки у ребенка по возрасту?

Этот диагноз через одного сейчас лепят. Часто очень зря.

Тонус у детей нормализуется к 3-4 месяцам сам.

Короче сейчас главное, что ребенка беспокоит, как он развивается.

Daineris

Умелки у ребенка по возрасту?Этот диагноз через одного сейчас лепят. Часто очень зря.Тонус у детей нормализуется к 3-4 месяцам сам.Короче сейчас главное, что ребенка беспокоит, как он развивается.

В общем-то все по возрасту, но она пока ещё не поворачивается на бок, воооот, ждуууу. Со спины на животик тоже ещё нет, но в целом, эта умелее и позже приходит. Нам 3 месяца и 3 дня.

Ну тогда я не понимаю о чём волноваться, если честно. Я б сходила к другому неврологу. Просто сколько мы неврологов прошли в свое время, все по разному про этот тонус писали. Кто говорил в руках гипотонус, другой тут же , что гипертонус) И только мануал сказал, отстаньте от ребенка.

Ну и в любом случае, массаж на первом году жизни полезен

Сыну ставили такой диагноз. Но мне было не до того, у врача спросила про что это, начади объяснять и я забила сразу как услышала «тонус». На фоне гипоксии и вакуум экстракции у сына были и поинтереснее диагнозы типа смещения шейных позвонков, угнетения цнс и кефалогематомы требующей пункции. Честное слово, ну такая это херня ваш тонус, что я и не знаю. Ничего не делала специально для этого. Пил ребенок пантогам, но это из-за сопутствующих диагнозов и моей паники вкупе с неопытностью. И массажей много было.

Обычным мальчишкой вырос. 8 лет уже.

cholita

Я вот даже не знаю, у нас такого диагноза как тонус вообще по моему не существует. Те говорят что для новорожденных это нормальное состояние, и ни чего с этим не делают, ни массажев ни каких, ни припарок. У дочки месяцев до 2-3 точно было, ручки прям сильно в кулачки сжаты, ножки тоже поджимала, спала запрокинув голову назад(но она и сейчас, в 4 года так любит спать)

Ни чего с этим не делала, сейчас обычный ребенок. Моторика очень хорошо развита, умелки не помню во сколько появлялись.

Но раз роды тяжелые были, просто руку на пульсе держите и сильно не паникуйте

А у нас я не знаю ребенка, который бы вышел от невролога с записью в карте «здоров». Все приходят в 3 месяца и получают диагноз. И главное, что лечение универсальное -пантогам, кортексин, церебролизин, диакарб, элькар))))) Лекарства прям от всего. Плохой вес? ЭЛЬКАР. Большой вес? ЭЛЬКАР. Плохо спит? ЭЛЬКАР. И массаж, конечно. Но если массаж хоть не вреден, а порой даже и полезен, то лекарства меня просто в недоумение вводят. Неврология у нас в очень плохом состоянии, к сожалению.

И да автор, у нас был и этот диагноз, и угроза дцп, но мои дети родились в 30 недель, там действительно гипоксия при родах и первые недели, там действительно умелки отставали. Я не давала никаких лекарств. Но я делала и массажи, и фитболы. и плаванье и т.д. Но у вас , как мне кажется, имеет место гипердиагностика.

Birly

Был диагноз у дочки. После сильнейшей гипоксии в родах. Было 5 курсов массажа и остеопат. Сейчас дочке год. Всё в порядке. Развивалась по возрасту, но не ранняя. Села в 8 мес, встала и поползла тогда же. Пошла чуть позже года. Все будет хорошо у вас. У нас ситуация была аховая, но повезло или занятия помогли. При выписке с роддома ставили угрозу дцп и поражение цнс.

В 3 мес писали ппцнс и двигательные нарушения

Daineris

Был диагноз у дочки. После сильнейшей гипоксии в родах. Было 5 курсов массажа и остеопат. Сейчас дочке год. Всё в порядке. Развивалась по возрасту, но не ранняя. Села в 8 мес, встала и поползла тогда же. Пошла чуть позже года. Все будет хорошо у вас. У нас ситуация была аховая, но повезло или занятия помогли. При выписке с роддома ставили угрозу дцп и поражение цнс. В 3 мес писали ппцнс и двигательные нарушения

У нас сейчас в три месяца педиатр приписал ппцнс. Но мы тоже не совсем здоровыми из роддома вышли. У нас была неонатальная церебральная возбудимость, и небольшой отек.

Источник

Лекция 5. Структурно-функциональная характеристика центральной нервной системы ребенка в разные возрастные периоды

Для неонатального периода характерна незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Морфологическое и функциональное со­зревание ЦНС характеризуется следую­щими основными показателями: возрастанием массы нервной тка­ни, степенью миелинизации нервных волокон, выраженностью дифференцировки нейрофибрилл, развитием шипикового аппарата на отростках нейронов, установлением ассоциативных связей, умень­шением проницаемости клеточных мембран, развитием корково­го (условного) торможения, повышением возбудимости корко­вых нейронов, возрастанием силы и концентрации нервных про­цессов, уменьшением процессов генерализации и латентного периода реакции. У новорожденных спинной мозг, структуры ствола мозга, а также бледный шар и зрительный бугор развиты относительно хорошо. Красное ядро, рубро-спинальный путь миелинизированы.

Как известно, корковой частью двигательного анализатора, не­посредственно имеющей отношение к двигательной активности, являются 4-е и 6-е поля, по Бродману. У новорожденного 4-е поле еще недостаточно развито. В спинном мозге, стволе и гипоталаму­се у новорожденных обнаруживаются медиаторы: ацетилхолин, гамма-аминомасляная кислота, серотонин, норадреналин, дофа­мин. В поверхностных мембранах нейронов уже имеются специфические для перечисленных медиаторов рецепторы. Содержание медиаторов в мозге новорожденных низкое и составляет 10 —50 % такового у взрослых.

Электрофизиологические характеристики нейронов также име­ют особенности: нейроны у новорожденных обладают относи­тельно высоким потенциалом покоя — около 50 мВ (у взрослых 60 — 80 мВ). Поверхность тела нейронов и дендритов покрыта си­напсами во много раз меньше по сравнению со взрослыми.

Читайте также:  Паранеопластический синдром патологическая анатомия реферат

Количе­ство тормозных синапсов на теле нейронов в этом возрасте значи­тельно меньше, чем у взрослых, мала также эффективность тор­мозных влияний.

Вследствие морфологической незрелости ЦНС и несовершен­ства процессов возбуждения и торможения новорожденного не­совершенны и любые проявления его двигательной активности.

Двигательная активность у новорожденных

Для новорожденного характерны спонтанные периодические движения. Эти движения беспорядочные, нецеленаправленные, генерализованные (в них участвуют конечности, голова и тулови­ще). Наблюдаются также координированные ритмические сгиба­ния и разгибания, отведения и приведения, в которые часто во­влекаются все конечности. Координированные движения сменя­ются некоординированными, аритмическими, диффузными. Вслед за диффузными движениями могут появляться изолированные. Наиболее заметны движения в крупных суставах. Однако и мел­кие суставы пальцев рук и ног поочередно сгибаются и разгиба­ются. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Для проснувшегося новорожден­ного характерны также сосательные движения и движения голо­вы, направленные на поиск материнской груди.

Тонус мышц. В организации любой двигательной реакции суще­ственное значение имеет тонус мышц, который регулируется рефлекторно.

Мышечный тонус новорожденных поддерживается помимо импульсов, идущих от проприорецепторов, импульсами, распро­страняющимися по блуждающим нервам от рецепторов легких, активизирующихся при вдохе. В поддержании мышечного тонуса принимают участие и кожные терморецепторы. На тонус мышц оказывают влияние ретикулярная формация, красное ядро, кора больших полушарий. Для новорожденного характерна ортотоническая поза – поза плода. Она является следствием мышечной гипертонии с преобладанием тонуса сгибателей.

Характеристика рефлексов.Отличительной особенностью реф­лексов новорожденных являются генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса, в результате чего рефлексы новорожденных в функциональном отношении несовершенны. Эти свойства являют­ся следствием,

во-первых, отсутствия над ними контроля со сто­роны больших полушарий головного мозга,

во-вторых, иррадиа­ции (распространения) процесса возбуждения в ЦНС.

Причиной иррадиации возбуждения является незрелость ЦНС, а именно — слабость процессов торможения и недостаточная миелинизация нервных волокон. Однако с возрастом рефлексы становятся более совершенными, генерализованность уменьшается, рефлексоген­ные зоны быстро суживаются. Так, в возрасте 1—5 дней рефлек­согенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица, в возрасте 6—10 дней — губы и кожа вокруг рта, а в возрасте 15 дней — только губы.

Параллельно с развитием установочных рефлексов, определя­ющих положение тела и его частей, в раннем постнатальном пе­риоде не только совершенствуются ранее возникшие рефлексы, нои появляются новые рефлексы с кожной поверхности и глубо­ких тканей тела, имеющие преимущественно защитный характер. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает.

Однако ослабление или отсутствие на поздних этапах онтоге­неза рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста не означает окончательного исчезновения их. Многие из рефлексов подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тор­мозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в осо­бенности коры больших полушарий, на нижележащие центры.

Безусловные рефлексы новорожденного целесообразно разде­лить на следующие основные группы: пищевые, защитные, дви­гательные и тонические.

Пищевые рефлексы (сосательный и глотательный) появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепто­ров ротовой и околоротовой областей. Если, например, вложить ребенку в рот соску, то он начинает совершать активные соса­тельные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу перво­го года жизни.

Защитные рефлексы:

• мигательный — возникает при освещении глаз светом или
при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой обо­
лочки глаз;

• зрачковый — диаметр зрачка уменьшается при освещении;

• отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение.

Двигательные рефлексы:

• хватательный — схватывание и проч­ное удержание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при при­косновении ладони, иногда при этом удается приподнять ребенка
над опорой; исчезает на 2 — 4-м месяце;

• обхватывание — отведение рук в стороны и
разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исход­ное положение; рефлекс вызывается различными приемами — например, ребенка, находящегося на руках у врача, резко опус­кают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня;

• сотрясение при ударе по поверхности, на которой лежит ре­бенок;

• подошвенный — изолированное тыль­ное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание осталь­ных (иногда они веерообразно расходятся) при раздражении по­дошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к паль­цам; исчезает после 12 месяцев;

• коленный — сгибание (у взрослых — разгибание) коленного
сустава при раздражении сухожилий четырехглавой мышцы ниже
коленной чашечки; сгибание связано с преобладанием тонуса мышц-
сгибателей; на 2-м месяце рефлекс преобразуется в разгибательный;

• хоботковый — выпячивание губ хоботком в результате сокра­щения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам
ребенка или поколачивании кожи вокруг рта на уровне десен;
исчезает к концу первого полугодия жизни;

• поисковый (поиск груди матери) — при поглаживании кожи
в области углов рта губы опускаются, язык отклоняется и голова
поворачивается в сторону раздражителя; более ярко выражен пе­ред кормлением; исчезает к концу первого года жизни;

Тонические рефлексы:

• лабиринтный — вызывается изменением положения головы в
пространстве; у ребенка, лежащего на спине, повышен тонус раз­гибателей шеи, спины, ног, в положении на животе увеличивает­ся тонус сгибателей шеи, спины, конечностей;

• рефлекс Кернига — у ребенка, лежащего на спине, сгибают
ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются ра­зогнуть ее в коленном суставе; рефлекс считается положитель­ным, если это сделать не удается; исчезает после 4 месяцев;

• ориентировочные — на достаточно сильные раздражения эк-
стерорецепторов (вспышка света, резкий звук) возникает прими­тивный ориентировочный рефлекс; он выражает­ся во вздрагивании ребенка с последующим «замиранием» (тормо­жение двигательной активности, если она была).

Уже в конце 1 -й и начале 2-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источника света и звука. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким переме­щающимся в одной плоскости объектом раздражения. В более по­здние сроки ориентировочный рефлекс достигает наибольшей выраженности, а также отмечается тенденция к угасанию при многократном действии одного и того же раздражителя.

У новорожденного ребенка ведущим уровнем регуляции почти всех движений является таламо-паллидарный. Более высокие уровни еще недостаточно функционируют.

Источник