Синдром двигательной активности с дефицитом внимания
Ольга Мелещик
Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.
Симптомы СДВГ
Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.
Гиперактивность
Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают.Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.
Импульсивность
Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.
СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Нарушения внимания
Ребенок плохо организован;
Часто забывает;
Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
Постоянно что-нибудь теряет;
Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
Ребенок очень болтлив;
Ему сложно сидеть на одном месте;
Ребенок всегда в движении;
Постоянно суетится;
Ему сложно тихо и спокойно играть;
Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Диагностика СДВГ
Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.
Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.
Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей.Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Коррекция СДВГ
Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.
Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.
Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие, хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.
Советы родителям
Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.
Источник
Личный опыт женщины, которая построила успешную карьеру, несмотря на склонность прокрастинировать и забывать всё на свете.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.
Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.
Саша Коллекат (Sasha Collecutt)
Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.
Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.
Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.
Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).
Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:
- Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
- Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
- Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
- Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.
Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.
Как бороться с прокрастинацией
Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.
Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.
Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.
Не думайте о чужих ожиданиях
Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.
Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.
Взгляните на проблему по‑другому
Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.
Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.
Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.
Сделайте что‑то, чего ещё не делали
Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.
Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.
Обманите свою прокрастинацию
Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».
И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.
Хвалите себя за достижения
Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.
Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.
Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.
Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.
Поймите саму природу прокрастинации
Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.
Как бороться с забывчивостью
Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.
Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.
Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.
Наблюдайте
Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.
Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.
А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.
Читайте
Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.
Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.
Пишите
Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.
Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.
Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.
Обучайте других
Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.
Получайте удовольствие от собственного обучения
Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.
Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.
Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.
Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя
Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.
Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.
Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):
- День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
- Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
- Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
- Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).
Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.
Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.
Что в итоге
Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.
Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:
- Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
- Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.
Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.
Источник
Ирина Буткова
Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Движение — есть, основное проявление жизнедеятельности организма. И. М. Сеченов (1947)образно выразил смысл этой функции в следующих словах: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеётся ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактором является мышечное движение».
Движенье- это жизнь! Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой не только укрепляют здоровье человека, но и способствуют избавлению от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают метаболизм, укрепляют мышцы, увеличивают кислородный обмен, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, социо-культурных,а также характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность, которая является естественной потребностью в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. На всех этапах жизнедеятельности двигательная активность выступает ведущим фактором индивидуального развития человека. Это так называемое «энергетическое правило скелетных мышц».
В современной дошкольно- образовательной системе происходит реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей. необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Но как быть с детьми, у которых имеется, или предполагается Синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Очень хороший эффект наблюдается после использования кинезиотерапии — это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, которые в комплексном подходе обеспечивает позитивное влияние практически на все органы и системы органов растущего организма. Йога для детей хорошо сказывается не только на физическом самочувствии, но и на психическом и эмоциональном здоровье ребенка. Замечено, что дети, занимающиеся йогой, становятся гораздо спокойнее и менее склонны к негативному поведению. Йога развивает память, силу воли, правильное дыхание и способность концентрироваться, что у многих детей с диагнозом Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как раз отсутствует. Физминутки то же никто не отменял. Правильное выполнение физминуток способствует улучшению кровообращения, работы сердца, легких, снимает утомление нервной и мышечных систем дошкольника, а, значит, повышает интерес к занятию, способствует умственному и физичекому развитию, что немаловажно для детей с гиперактивностью. Одним из немаловажных аспектов двигательной активности являются занятия по физкультуре, которые должны быть направлены на совершенствование зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных координационных упражнений. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой частью тела и т. п.).
В работе с гипперактивными детьми можно использовать Ритмопластику, которая является иновационным методом работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Гиперактивность детей сочетается с дефицитом внимания и импульсным поведением, так как при нарушениях развития мозга подавляется самоконтроль. В этих случаях часто помогает использование ароматических веществ, причем у гиперактивных детей возможны парадоксальные реакции, когда ЭМ с известным седативным эффектом (ЭМ лаванды, ромашки римской) могут их дополнительно стимулировать, а ЭМ со стимулирующим свойством – оказывать успокаивающее действие.
Ароматерапия (необходима учитывать наличие аллергических заболеваний у детей) предполагает использование в групповой комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.Таким образом происходит:
• улучшение самочувствия и настроения детей;
• профилактика простудных заболеваний;
• решение проблем со сном.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Следует учитывать, что детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью нельзя перегружать физически, поэтому следует ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью (по крайней мере, после них надо обязательно делать короткий отдых или чередовать их с дыхательными упражнениями брюшного типа). Участие в подвижных играх оказывают стимулирующее воздействие на развитие познавательных процессов, овладение речью, способности ребенка быстро и осмысленно запоминать и применять способы выполнения различных двигательных действий, самостоятельно принимать решения и действовать в быстро меняющейся обстановке, считаться с интересами других.
Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей,необходимо учитывать следующие особенности детей:
• дефицит внимания
• импульсивность,
• очень высокую активность,
• неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях,
• быструю утомляемость.
• в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Для того, чтобы гиперактивный ребенок спокойнее и внимательнее был в детском саду, уделите утренние часы, которые предшествуют занятиям, физической нагрузкой. Как показывает практика, после физических нагрузок (в дошкольном учреждении это утренняя гимнастика, подвижные игры) гиперактивные дети способны к концентрации внимания, спокойнее сидят, лучше усваивают материал.
Как бы не было сложно всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Педагог-психолог: Буткова Ирина Александровна
Воспитатель: Чуфарнова Наталья Александровна
Источник