Синдром доктора джекила мистера хайда
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 мая 2020;
проверки требуют 7 правок.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (англ. Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde) — готическая повесть[5] (иногда называется романом) шотландского писателя Роберта Стивенсона, опубликованная 5 января 1886 года в Лондоне. По жанру представляет собой переосмысление традиционной для романтизма и готического романа темы двойничества под углом зарождающейся научной фантастики, где зловещий двойник получает свободу действий благодаря раздвоению личности, вызываемому синтезированным героем повести новым наркотиком.
Прототипом главного героя стали известные шотландские преступники, которые вели двойную жизнь: Томас Вейр[6] и Уильям Броди[7], а общим фоном — городские легенды и исторические пейзажи Эдинбурга.
Сюжет[править | править код]
Иллюстрация Ч. Р. Маколи, 1904. Нью-Йорк
Повествование ведётся от третьего лица, представляемое через стороннего наблюдателя нотариуса Габриэля Джона Аттерсона. В Лондоне происходят странные события — некий демонический человек по имени Эдвард Хайд, внушающий необъяснимое отвращение всякому, кто с ним общается, совершает ряд отвратительных, жестоких и бессмысленных поступков. В числе прочего, его разыскивают по подозрению в убийстве члена парламента Дэнверса Кэрью. Выясняется, что Хайд каким-то образом тесно связан с уважаемым в обществе доктором Генри Джекилом. Хайд временами появляется у него дома, и слугам дано распоряжение выполнять все его просьбы. Более того, доктор пишет завещание, в котором в случае своей смерти или долгосрочного исчезновения оставляет всё свое состояние Хайду.
Однажды доктор Джекил запирается в своем кабинете, отказываясь показываться на глаза, общаясь с домашними неестественным голосом. Слуги доктора предполагают, что преступный Хайд убил доктора и, не в силах покинуть дом доктора, выдаёт себя за убитого. Дворецкий Пул обращается к Аттерсону, и они взламывают дверь, обнаруживая в комнате только умирающего Хайда, принявшего смертельную дозу яда. Тела Джекила они не находят.
В найденном посмертном письме, полученном Аттерсоном, доктор Джекил признаётся, что он пришёл к научному открытию, заключающемуся в том, что в человеческой психике существуют одновременно несколько аспектов одной и той же личности, а человек как таковой есть продукт одновременного совмещённого действия всех этих личностей. Сам Джекил на протяжении многих лет вёл двойную жизнь, одну — респектабельного учёного, и другую — распутника. В результате не до конца удавшегося научного эксперимента со смешением разных лекарственных препаратов он смог найти способ своему отрицательному «я» временно занимать главенствующее положение. Мистер Хайд, совершающий чудовищные злодеяния, — это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть и могло спокойно грешить в этой оболочке. Однако доктор перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что и привело доктора к отчаянию и гибели.
Образ Эдварда Хайда в современной культуре[править | править код]
Афиша XIX века с анонсом спектакля о Джекиле и Хайде
принято изображать Хайда человеком огромного роста и большой физической силы. После превращения на нём рвётся одежда. Передвигается он исключительно по крышам и наводит ужас на жителей города[источник не указан 745 дней].—>
В традицию этот медийный образ начал входить после выхода не самой удачной экранизации Виктора Флемминга 1941 года и пародийной картины «Эббот и Костелло встречают Доктора Джекила и Мистера Хайда»; на подобную трактовку в англоязычных медиа и мультипликации также повлияли комиксы о Халке. Однако в книге Эдвард Хайд — это невысокий и худощавый, вместе с тем проворный человек, намного моложе Генри Джекила, отличающийся так же повышенным оволосением на лице и на руках. После превращения одежда становится ему велика. В описанном Стивенсоном поведении Хайда можно проследить последействия злоупотребления наркотиком и черты деградации личности в свете популярной в конце XIX века трактовки теорий Мореля и Ломброзо. Из особенностей: Хайд вызывает у всех, кто встречается с ним, крайне неприятные чувства на грани физического отвращения и ужаса. После убийства Хайд не решается открыто передвигаться по городу и отсиживается в лаборатории Джекила[8].
Упомянут Эрихом Мария Ремарком в романе «Тени в раю»:
— Я вас понимаю, — сказал он. — Когда торгуешь искусством, тоже надо уметь все сразу. Любить искусство и продавать его. Каждый торговец искусством — это Джекиль и Хайд.
Театральные постановки[править | править код]
- «Джекилл и Хайд» — мюзикл, поставлен на Бродвее в 1997 году.
- «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — Театр им. Моссовета, перевод с английского и сценическая редакция Ярослава Кеслера, постановка П. Хомского (2005)[9]
- «Джекилл и Хайд» — мюзикл, Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, 2014 г.
- «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — российский радиоспектакль 2010 года. В роли Джекила — Дмитрий Назаров, Хайда — Владимир Зайцев.
Кино- и телеверсии[править | править код]
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была экранизирована множество раз. Всего существует более 60 экранизаций (англ.). Отдельные мотивы повести фигурируют в фильмах:
- 1947 — Том и Джерри серия Dr. Jekyll and Mr. Mouse (мультфильм).
- 1953 — Эбботт и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда
- 1958 — Завещание доктора Корделье (Жана Ренуара)
- 1968 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (США)
- 1969 — Скуби-Ду, где ты! (мультсериал)
- 1971 — Я монстр (Великобритания)
- 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (СССР)
- 1994 — Повелитель страниц (мультфильм)
- 1995 — Доктор Джекилл и мисс Хайд (США — Великобритания)
- 1996 — Мэри Райли (фильм)
- 1963 — Чокнутый профессор и его одноимённый ремейк (1996 год)
- 2003 — Лига выдающихся джентльменов (использован образ Хайда)
- 2004 — Ван Хельсинг (США)
- 2007 — Джекил (телесериал) (Великобритания)
- 2007 — Убежище (телесериал) (Великобритания)
- 2007 — Сатана (фильм)
- 2008 — Доктор Джекил и мистер Хайд (Канада)
- 2010 — Школа Монстров (куклы)
- 2013 — Не навреди (телесериал) (США)
- 2015 — Хайд, Джекил и я (телесериал) (Южная Корея)
- 2015 — Джекил и Хайд — детективный телесериал с элементами супергеройского шоу, повествующий о внуке доктора Джекила Роберте Джекиле.
- 2011 — Однажды в сказке (США) — доктор Джекил и мистер Хайд появляются в 22 и 23 сериях пятого сезона и в 6 сериях 6 сезона.
- 2014—2016 — Страшные сказки (Великобритания) — доктор Джекил появляется в начале третьего сезона.
- 2017 — Мумия. Роль Джекила/Хайда исполнил Рассел Кроу.
Музыка[править | править код]
- 2011 — Первый альбом хард-рок группы J.R. Blackmore And Friends — Voices содержит песню «Jekyll & Hyde».
- 2015 — Шестой альбом американской грув-метал группы Five Finger Death Punch — Got Your Six содержит песню «Jekyll and Hyde».
Игры и другие упоминания[править | править код]
- 2018 – игра от MazM: Jekyll and Hyde
- 2015 – слуга в игре Fate/Grand Order
См. также[править | править код]
- Множественная личность в популярной культуре
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. // Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. стр. 237—270
- Боринских Л. И. Метод раскрытия характера в работах Р. Л. Стивенсона. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Проблема характера в литературе. Изд-во Челябинского Государственного Университета, 1990, стр. 31-32
- Ю. Ханютин. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда // Реальность фантастического мира. Проблемы западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977. — С. 259—284. — 304 с. — 25 000 экз.
Ссылки[править | править код]
- перевод Ирины Гуровой на lib.ru
Источник
Диагноз «раздвоение личности» ставится психиатрами не так уж и редко — примерно один человек из ста страдает этой болезнью. Однако случай родившегося в 1955 году в США Уильяма Стэнли Миллигана не вписывался ни в один из существовавших до этого в истории мировой психиатрии. Ведь вместе с его собственной на свет появились еще 24 личности!
Воображаемые друзья
Первое появление других личностей появилось у Билли в возрасте трех лет — ими стали безымянный мальчик, с которым он играл, и девочка, по имени Кристин, «любимица семьи», страдающая дислексией — она заботилась о младшей сестре Билли и стояла в углу в школе и дома, если его наказывали за проказы.
Когда Билли исполнилось четыре года, отец, неудавшийся комик, покончил жизнь самоубийством, и мать сразу же вышла за другого. Отчим Миллигана, алкоголик и садист, неоднократно насиловал и избивал пасынка. В такие минуты сознание Билли занимал Шон — глухой мальчик с задержкой в развитии, принимавший на себя всю агрессию.
К восьми годам, в результате тяжелой психологической травмы, нанесенной отчимом, число личностей увеличилось до десяти! К прежним прибавились — Эйприл — стройная девушка с бостонским акцентом, одержимая идеей убийства отчима Билли; Кристофер, играющий на гармонике 13 летний брат Кристин; испуганный, нелюдимый 14-летний мальчик Дэнни, рисовавший натюрморты и боявшийся земли в любом виде — отчим однажды заставил его вырыть могилу и закопал в ней, оставив только отверстие для дыхания.
В 16 лет, отчаявшись понять, что же все таки происходит в собственной голове, Билли предпринял неудачную попытку самоубийства, после которой все личности в той или иной степени начали проявлять себя, доставив массу проблем — именно тогда ничего не подозревавший молодой человек узнал о необычном соседстве.
Сон, рождающий чудовищ
Когда Билли исполнилось 20 лет, себя проявили еще две личности: фил — бруклинец, занимавшийся торговлей наркотиками и участвовавший в вооруженных ограблениях гомосексуальных пар, и Кевин, приятель Фила, разработавший план ограбления аптеки, а затем, похитивший добычу у своих товарищей по делу.
Деяния преступной парочки, составлявшей две грани одной и той же личности, привели к тому, что в 1975 году Миллиган был арестован по обвинению в воровстве и разбойных нападениях и заключен в Ливанское исправительное учреждение для насильников и вооруженных грабителей в штате Огайо.
Ли — шутник и остряк, впервые проявил себя в Ливанской тюрьме, тогда же был объявлен нежелательным другими личностями за то, что его розыгрыши, раздражавшие сокамерников, угрожали здоровью Миллигана, и исчез навсегда. Однако, его место тут же занял Стив — пародист, который, в отличие от Ли, умел рассмешить людей и веселил сокамерников передразниванием тюремного начальника, за что сам Миллиган неоднократно попадал в изолятор.
В начале 1977 года Билли был освобожден «под честное слово». Но уже осенью того же года был снова арестован по обвинению в изнасиловании трех девушек из университетского городка штата Огайо. Угрожая оружием, он похищал студенток прямо из общежития. Вина его была доказана. Теперь ему грозило тюремное заключение по трем пунктам обвинения в похищении, трем пунктам грабежа и четырем пунктам обвинения в насилии.
Коммунальное сознание
В ходе подготовки защиты Билли подвергся психиатрической экспертизе. Доктор Уиллис К. диагностировал состояние Миллигана как острая шизофрения. Именно тогда Миллиган признался, что страдает от беспорядка множественных личностей. Положение резко изменилось, когда он был исследован психологом Дороти Тернер из Юго-Западного центра психического здоровья в Колумбусе, штат Огайо.
Заключение Тернер полностью подтвердило слова Миллигана, и не смотря на протесты и жалобы со стороны государственных обвинителей, он был определен в одну из психиатрических лечебниц — Афинский сумасшедший дом, где он сообщил психиатрам о своих десяти личностях, а несколько позже, сотрудник сумасшедшего дома, психолог Девид Кола, обнаружил еще четырнадцать!
Многие личности Миллигана были одаренными художниками и музыкантами, каждая имела свой коэффициэнт интеллекта и жила своей собственной, не зависящей от других жизнью. Среди них были: Артур, утонченный, образованный англичанин; Аллен, мошенник и манипулятор; Рейджен Вадасковинич, 30-летний югославский коммунист, специалист по оружию и восточным единоборствам, требовавший от Миллигана совершать грабежи в духе Робина Гуда; Томми — 16-летний механик, специалист по бытовой технике и электронике и талантливый художник — пейзажист; ортодоксальный еврей Самюэль; Уолтер — 22-летний австралиец, обожавший охоту, то и дело норовивший сбежать в лес, чтобы провести ночь под открытым небом.
Следует заметить, что Артур первым понял, что он не один в теле Миллигнана, и вычислил остальные личности. Наряду с Рейдженом он взял на себя контроль над поведением остальных личностей и умудрился предотвратить убийство отчима Миллигана другой личностью — Эйприл, надеявшейся с помощью Рейджена осуществить свой план.
Наконец, была найдена и виновница преступлений Миллигана — ею оказалась Адалана, 19-летняя активная лесбиянка, занимавшая тело по собственному желанию. Именно она занималась похищениями и изнасилованиями, в совершении которых подозревался Билли. Во время прохождения лечения появилась еще одна личность — Учитель, которому удалось объединить все личности и загнать их в глубь сознания.
В 1991 году, после 10 лет интенсивного лечения в различных медицинских учреждениях, Билли Миллиган был отпущен на свободу, будучи признанным нормальным. Не смотря на то, что избавиться от нежелательных личностей ему так и не удалось, он научился контролировать собственное сознание.
Но не бывает худа без добра. Несмотря на жизнь, полную бед и потрясений, Билли Миллиган сегодня — это настоящий «человек оркестр»: он имеет собственную киностудию и делает фильмы, работает в совете по защите прав ребенка, занимается программированием и физикой, увлекается рисованием великолепных картин и фресок и консультирует заключенных, помогая им получать образование. По словам его адвоката, брюса Тэбита, на некоторых стенах комнат его дома висят прекрасные фрески, другие исписаны математическими формулами. И все это — благодаря тому многообразию личностей, которые населяют удивительную страну под названием сознание Билли Миллигана.
Сергей Алексеев
Источник
Ïîñëå ïðî÷òåíèÿ Ôðàíêåíøòåéíà, òåìà ìîíñòðîâ íå äà¸ò ìíå ïîêîÿ, è âûáîð ïàë íà ïîâåñòü «Ñòðàííàÿ èñòîðèÿ äîêòîðà Äæåêèëà è ìèñòåðà Õàéäà» Ðîáåðòà Ñòèâåíñîíà (òîãî ñàìîãî àâòîðà «Îñòðîâà ñîêðîâèù»).
È äà, òàì òîæå âñ¸ îêàçàëîñü íå òàê, êàê ìû ïðèâûêëè.
Äëÿ íà÷àëà ïðåäëàãàþ óñåñòüñÿ ïîóäîáíåå, î÷èñòèòü ñâîé ðàçóì, ðàñêðûòü ÷àêðû è ïðåäñòàâèòü ñåáÿ âïå÷àòëèòåëüíûì ÷èòàòåëåì âèêòîðèàíñêîé ýïîõè, êîòîðûé íå â êóðñå, ÷òî
äîêòîð Äæåêèë + âîëøåáíàÿ ôîðìóëà = ìèñòåð Õàéä
Âíà÷àëå íàñ çíàêîìÿò ñ Ãàáðèýëåì Àòòåðñîíîì íîòàðèóñîì, êîòîðûé íå î÷åíü ëþáèò óëûáàòüñÿ è ñïîéëåðû (îáúÿñíåíèÿ ïîòîì), çàòî ëþáèò âèíî, òåàòð è ñ êåì-íèáóäü ïîìîë÷àòü.
Îñîáåííî ïîìîë÷àòü îí ëþáèë âìåñòå ñî ñâîèì êóçåíîì Ðè÷àðäîì Ýíôèëäîì. Âî âðåìÿ îäíîé èç ïðîãóëîê ñ íèì îíè çàáðåëè âî äâîð, ãäå áûëî æóòêîå çäàíèå ñ ïîäîçðèòåëüíîé äâåðüþ è êó÷åé òðóùèõñÿ áðîäÿã âîêðóã. Ýíäôèëä ðàññêàçûâàåò ïðîõëàäíóþ èñòîðèþ, êàê îäíàæäû îí óâèäåë çëîáíîãî êàðëèêà, êîòîðûé çàòîïòàë äåâî÷êó è óáåæàë, ìåðçêî õèõèêàÿ. Çà øèâîðîò åãî ïîéìàëè êàê ðàç ïåðåä ýòîé äâåðüþ. Êàðëèê, ïðèêèíóâ, ÷òî îí â ìåíüøèíñòâå êàê ïî ðîñòó, òàê è â ÷èñëå (Ýíôèëä áûë â êîìïàíèè åù¸ ïàðî÷êè äÿäü), ïðîáóð÷àë èçâèíåíèÿ, âûïèñàë ÷åê îò èìåíè äîêòîðà Ãåíðè Äæåêèëà è áûë òàêîâ.
Äà, âîò ýòîò ñàìûé êàðëèê è åñòü âåëèêèé è óæàñíûé ìèñòåð Õàéä. Èäåéíûé âäîõíîâèòåëü è ïðîòîòèï òàêèõ ñëàâíûõ ïåðñîíàæåé ñ ðàçäâîåíèåì ëè÷íîñòè, êàê Íåâåðîÿòíûé Õàëê, ßùåð, Ãîáëèí è ïðî÷èå. À òàêæå, âîçìîæíî, âñÿêèõ çëûõ «âòîðûõ ÿ», ðåæèìîâ áåðñåðêà è ïðî÷åé äæèãóðäû ñ äâóìÿ ñóùíîñòÿìè â îäíîé øêóðå.
×òî? Âû âñåãäà äóìàëè, ÷òî ìèñòåð Õàéä çäîðîâåííûé ìîíñòðóîçíûé ìîðäîâîðîò? Òîãäà ðåêîìåíäóþ ïîçíàêîìèòüñÿ ñ ýòèì íåâåðîÿòíûì ãåðîåì çàíîâî.
Âîçìîæíî, âàì äàííûé ïåðñîíàæ ïîêàçàëñÿ ñêó÷íîâàòûì, à âîò Àòòåðñîí, âîïðåêè ìýéíñòðèìó, î÷åíü èì çàèíòåðåñîâàëñÿ è çàñûïàë Ýíäôèëäà âñÿêèìè óòî÷íÿþùèìè âîïðîñàìè. È äî òîãî Ýíôèëäà èìè óòîìèë, ÷òî òîò ïðåäëîæèë ñíîâà ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå ìîë÷àëè, ïî÷åìó áû íå ïðîäîëæàòü â òîì æå äóõå? Òàê è ñäåëàëè.
À ó Àòòåðñîíà áûëè âåñîìûå ïðè÷èíû äëÿ òàêîãî èíòåðåñà. Íà äíÿõ ê íåìó ÿâèëñÿ åãî ñòàðûé äðóã, âûøåóïîìÿíóòûé Ãåíðè Äæåêèë, è òàêîé: «Íåò âðåìåíè îáúÿñíÿòü, ïåðåïèøè â çàâåùàíèè âñ¸ ìî¸ ñîñòîÿíèå íà âîò ýòîãî ïîäîçðèòåëüíîãî òîâàðèùà!». Àòòåðñîí ïîñ÷èòàë, ÷òî êàêîé-òî íåîòåñàííûé êàðëèê íå äîñòîèí òàêîãî ñ÷àñòüÿ. Âîò áóäü îí çäîðîâåííûì ìîíñòðóîçíûì ìîðäîâîðîòîì, ñ êîòîðûì áûëî áû ñòðàøíî ñïîðèòü
Ñíåäàåìûé ëþáîïûòñòâîì îí ïîø¸ë â ãîñòè ê äîêòîðó Ëýíüîíó, èõ îáùåìó ñ Äæåêèëîì îäíîêàøíèêó è äðóãó. Ëýíüîí, ïîïèâàÿ âèíöî, ñêàçàë, ÷òî õîòü îí è çàêëÿòûé äðóã Äæåêèëà, êîòîðûé ñ÷èòàåò åãî íàó÷íûå òåîðèè åðåñüþ, ýòî íå çíà÷èò, ÷òî îí â êóðñå, êòî òàêîé ýòîò âàø Õàéä. È âñåì âèäîì ïîêàçàë, ÷òî åãî âðåìÿ áëåñíóòü â ñþæåòå ïîêà íå ïðèøëî.
Àòòåðñîí óø¸ë íè ñ ÷åì, à íî÷üþ åìó ñíèëèñü çàõâàòûâàþùèå êîøìàðû, ãäå Õàéä òîïòàë äåâî÷êó, à ïîòîì âðûâàëñÿ â ñïàëüíþ ê äîêòîðó Äæåêèëó è êõì, íàáðàñûâàëñÿ íà íåãî.
Äàâàéòå áåç ïîøëîñòåé, áóäåì âûøå ýòîãî.
Ýòè âîëíóþùèå ñíû âäîõíîâèëè Àòòåðñîíà íà îõîòó çà òàèíñòâåííûì ïîëóðîñëèêîì ñ óïîðñòâîì êàêîãî-íèáóäü íàçãóëà. Âûñëåæèâàÿ Õàéäà ïî óòðàì, â ïåðåðûâàõ íà îáåä, ïîñëå ðàáîòû, âî òüìå íî÷íîé, ïðè ñâåòå äíÿ, Àòòåðñîí, íàêîíåö, ïîäëîâèë åãî ó òîé ñàìîé äâåðöû. È òàê ÿðîñòíî ïðèíÿëñÿ ñ íèì çíàêîìèòüñÿ, ÷òî êàðëèê, îáìåíÿâøèñü ñ íèì ïàðîé ôðàç, ïîñïåøèë ñïðÿòàòüñÿ çà äâåðüþ.
Ñ âîçìóòèòåëüíûì îïîçäàíèåì Àòòåðñîí ïîíÿë, ÷òî äâåðü ýòî ÷åðíûé âõîä ñ çàäíåãî äâîðà â äîì äîêòîðà Äæåêèëà. Ïå÷àëüíî ïîáðîäèâ âîêðóã, ðåøèë çàéòè è ñïðîñèòü. Åìó îòêðûë äâîðåöêèé Ïóë. Ââèäó îòñóòñòâèÿ ïîäðîáíîãî îïèñàíèÿ åãî âíåøíîñòè â òåêñòå, ìû âîëüíû ïðåäñòàâëÿòü åãî êàê óãîäíî
Äà, «ñòàðûé ïðåêðàñíî îäåòûé ñëóãà» âïîëíå ìîæåò âûãëÿäåòü òàê. ×åì õîðîøè êíèãè ìîæíî äàòü âîëþ âîîáðàæåíèþ. Òàê, î ÷¸ì ýòî ìû? Àõ äà.
Äýä Äâîðåöêèé Ïóë ñêàçàë, ÷òî äîêòîðà íåò äîìà, à òîâàðèù Õàéä äàâíî òóò îøèâàåòñÿ, è î í¸ì íå ñëåäóåò âîëíîâàòüñÿ. Àòòåðñîí çàêëþ÷èë, ÷òî áåäíÿãà Äæåêèë ñòàë æåðòâîé øàíòàæà è äîìîãàòåëüñòâ ãàäêîãî ïîëóìóæè÷êà, è ÷òî åãî ñðî÷íî íàäî ñïàñàòü.
Äâå íåäåëè ñïóñòÿ Àòòåðñîí ïîïàë ê Äæåêèëó íà çâàííûé îáåä, ãäå ñìîã íàêèíóòüñÿ íà òîãî ñ ðàññïðîñàìè î Õàéäå. Íî äîáèëñÿ îò Äæåêèëà ëèøü ïðåäëîæåíèÿ íå ëåçòü íå â ñâî¸ äåëî è ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå ìîë÷àëè, ïî÷åìó áû íå ïðîäîëæàòü â òîì æå äóõå?
Ïðîøëî îäèííàäöàòü ìåñÿöåâ. È, íàêîíåö, ñëó÷èëîñü, òî, ÷åãî ìû òàê æäàëè
Êàêîé óâàæàþùèé ñåáÿ íàó÷íî-ôàíòàñòè÷åñêèé ðîìàí ñ ó÷àñòèåì ìîíñòðà ìîæåò îáîéòèñü áåç óáèéñòâà, à? Íàïèñàííûé â ñóðîâóþ âèêòîðèàíñêóþ ýïîõó óæ òî÷íî íåò.
Äåëî áûëî òàê. Ñëóæàíêà, ó êîòîðîé âîîáùå íåò ÷¸òêîãî îïèñàíèÿ, õì
Òàê-òî ëó÷øå! Íî ìû ñíîâà îòâëåêàåìñÿ
 îáùåì, ñëóæàíêà âå÷åðîì îäíà, çàìå÷òàëàñü ó îêíà. È ïîë¸ò å¸ ôàíòàçèè áûë ïðåðâàí êàêèì-òî çëîáíûì êîðîòûøêîé, êîòîðûé íàïàë ñ òðîñòüþ è çàáèë íîãàìè ïîæèëîãî ïðîõîæåãî.
Ïîä âïå÷àòëåíèåì îò õðóñòà êîñòåé èñòÿçàåìîãî ñòàðè÷êà ñëóæàíêà ïðèëåãëà â îáìîðîê, à ïîòîì âûçâàëà ïîëèöèþ. Íî óáèéöû óæå è ñëåä ïðîñòûë.
Óáèòûé ñòàðè÷îê îêàçàëñÿ ÷ëåíîì ïàðëàìåíòà Äýíâèñîì Êýðüþ, à óáèéöà óæ î÷åíü íàïîìèíàë ïî îïèñàíèþ Õàéäà. È òàê êàê Êýðüþ ïî óäà÷íîìó ñîâïàäåíèþ áûë êëèåíòîì Àòòåðñîíà, òîò, ïðèõâàòèâ ñ ñîáîé ïîëèöàÿ, îòïðàâèëñÿ íà êâàðòèðó â ðàéîíå Ñîõî, àäðåñ êîòîðîé åìó ðàíåå âûäàë Õàéä — ñ èñïóãó, êîãäà Àòòåðñîí åãî çàæàë ðàíåå â ò¸ìíîì ïåðåóëêå. Òàì áûë áàðäàê, êóñîê îòëîìàííîé òðîñòè, êîòîðîé óáèâàëè ñòàðè÷êà, êó÷à ñîææ¸ííûõ áóìàã, íî îòñóòñòâîâàë êàðëèê.
Çà óòî÷íåíèÿìè Àòòåðñîí ïðèø¸ë â ãîñòè ê Äæåêèëó. Òîò ïðèíÿëñÿ ìàõàòü ðóêàìè è êëÿñòüñÿ ìàìîé, ÷òî íè ñ êàêèìè êàðëèêàìè îí áîëüøå íå âîäèòñÿ. È äëÿ ïóùåé óáåäèòåëüíîñòè âðó÷èë Àòòåðñîíó ïèñüìî îò Õàéäà, ãäå òîò ïèøåò, ÷òî «óø¸ë íàâñåãäà». Ïðè ýòîì êîíâåðò îò íåãî Äæåêèë «ñëó÷àéíî» ñæ¸ã, à ïîñûëüíîãî, êîòîðûé åãî ïðèí¸ñ, íèêòî íå âèäåë.
À êîãäà Àòòåðñîí ñ ýòèì ïèñüìîì íàâåäàëñÿ ê çíàêîìîìó ãðàôîëîãó, òîò îòìåòèë, ÷òî ïî÷åðêè Äæåêèëà è Õàéäà, åñëè íå ñ÷èòàòü íàêëîíà, ïîäîçðèòåëüíî ïîõîæè. Íî ìû ïîìíèì, ÷òî ìû âïå÷àòëèòåëüíûå è íàèâíûå ÷èòàòåëè âèêòîðèàíñêîé ýïîõè, òàê ÷òî âåðèì äîêòîðó Äæåêèëó íà ñëîâî, âåðèì â íåâåðîÿòíûå ñîâïàäåíèÿ è äåðæèìñÿ. Îñòàëîñü ñîâñåì ÷óòü-÷óòü.
Ïðîøëî åù¸ êàêîå-òî âðåìÿ. Õàéäà òàê è íå íàøëè, à Äæåêèë ïðåêðàòèë èãðàòü â çàòâîðíèêà è âûøåë â ñâåò, âåñü òàêîé âåñ¸ëûé è îáàÿòåëüíûé äóøêà. Íî íàäîëãî åãî íå õâàòèëî, è âñêîðå îí ñíîâà îêóêëèëñÿ ó ñåáÿ äîìà, ïðåêðàòèâ ïîäàâàòü ïðèçíàêè ñîöèàëüíîãî ÷åëîâåêà.
Íå äîñòó÷àâøèñü äî íåãî, Àòòåðñîí ïîø¸ë ê Ëýíüîíó çà ñîâåòîì è íàìåðåíèåì ïðèâëå÷ü íåãîäíèêà ê ó÷àñòèþ â ñþæåòå. Ëýíüîí âñòðåòèë åãî áîëüíûì, áëåäíûì è ãîòîâûì óìåðåòü íåäåëüêè ÷åðåç äâå, î ÷¸ì ÷åñòíî ïðèçíàëñÿ. Óñëûøàâ èìÿ Äæåêèëà, Ëýíüîí ñêðèâèëñÿ è ïðåäëîæèë äëÿ ñîõðàíåíèÿ èíòðèãè ïîãîâîðèòü íà äðóãèå òåìû, à åù¸ ëó÷øå ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå Íó âû ïîíÿëè.
Íè÷åãî íå ïîíèìàþùèé è îáèæåííûé Àòòåðñîí ìîë÷à íàïèñàë Äæåêèëó ïèñüìî, òðåáóÿ îáúÿñíåíèé.  îòâåò äîêòîð îòïèñàëñÿ â äóõå ïîäðîñòêà â ðàñöâåòå ïóáåðòàòíîãî ïåðèîäà: «âñ¸-íîðìàëüíî-îòñòàíüòå-îò-ìåíÿ-âàì-íå-ïîíÿòü!».
À ìåæ òåì Ëýíüîí óìåð, êàê è îáåùàë. Íàïîñëåäîê ïåðåä ñìåðòüþ îí îòïðàâèë Àòòåðñîíó êîíâåðò ñ íàäïèñüþ «âñêðûòü ïîñëå ìîåé ñìåðòè». À âñêðûâ åãî, îáíàðóæèë íåâåðîÿòíîå åù¸ îäèí êîíâåðò.
Ñ îäíîé ñòîðîíû ïîëó÷èòü äâà êîíâåðòà ïî öåíå îäíîãî áûëî ïðèÿòíî, íî ñ äðóãîé âûçûâàëî áîëüøå âîïðîñîâ. Îäíàêî Àòòåðñîí íå ëþáèë ñïîéëåðû è ïðîñòî çàòîëêàë êîíâåðò, ãäå áûëè âñå îòâåòû, â äàëüíèé óãîë.
Ïîçæå ñëó÷èëñÿ äîâîëüíî ñòðàííûé êðàòêèé ýïèçîä ñ Àòòåðñîíîì, Ýíôèëäîì è Äæåêèëîì, êîòîðûé øîêèðîâàë èõ, êîð÷à ðîæè èç îêíà. È âîò êàê ïðîêîììåíòèðîâàë ýòî Ðè÷àðä Ýíôèëä:
À â îäèí ïðåêðàñíûé âå÷åð ê Àòòåðñîíó ïðèøåë Áàññåéí Ïóë. Áåäíÿãà ñèëüíî íåðâíè÷àë, ñ òðóäîì ìîã ãîâîðèòü, è äàæå âûïèòü äëÿ õðàáðîñòè íå ðåøàëñÿ. Èëè ïðîñòî ìàñêà ìåøàëà?
Ãëÿäÿ íà íåãî, Àòòåðñîí ïîíÿë, ÷òî ïðîèñõîäèò ÷òî-òî î÷åíü èíòåðåñíîå, è ïîåõàë âìåñòå ñ íèì äîìîé ê äîêòîðó. Òàì ïåðåïóãàííàÿ ïðèñëóãà çàïåðëàñü â îäíîé êîìíàòå è óñòðîèëà ïîñèäåëêè, òðàâÿ áàéêè è ñòðàøèëêè ïðî ñîøåäøåãî ñ óìà õîçÿèíà. Àòòåðñîí óæå áûëî õîòåë ïîæóðèòü äàðìîåäîâ, íî Ïóë îáúÿñíèë, ÷òî ñ õîçÿèíîì è âïðÿìü ÷òî-òî òâîðèòñÿ. Òî, ÷òî îí íå âûõîäèò èç êîìíàòû, ñó¸ò çàïèñêè è ïðîñèò îñòàâëÿòü åäó ïîä äâåðüþ — åù¸ âïèñûâàëîñü â ïðèâû÷íóþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ äîêòîðà-èíòðîâåðòà. Íî âîò, ÷òî îí îòâå÷àåò íå ñâîèì ãîëîñîì è âñ¸ òðåáóåò áåãàòü ïî àïòåêàì è èñêàòü êàêèå-òî ëåêàðñòâà áûëî ìàëî òîãî, ÷òî ñòðàííî, òàê åù¸ è çàïàðíî. À êàê-òî ðàç Ïóë çàñòàë åãî â ëàáîðàòîðèè. Îí áûë â ìàñêå, êàê-òî ñòðàííî äâèãàëñÿ è ñ âèçãîì óáåæàë, êîãäà åãî ïîçâàëè. È åñëè âîîáðàæåíèå íå ïîäñóíóëî îáðàç äîêòîðà Çîéäáåðãà, òî âîò, ïîæàëóéñòà:
Íå çà ÷òî.
Àòòåðñîí ñêàçàë, ÷òî íàäî ìûñëèòü ëîãè÷åñêè, è ïðåäïîëîæèë, ÷òî çàòâîðíè÷åñòâî, òðåáîâàíèÿ ëåêàðñòâ, ìàñêà è íåàäåêâàòíîå ïîâåäåíèå ìîãóò îçíà÷àòü, ÷òî Äæåêèë, âîçìîæíî, ñèëüíî áîëåí, è ó íåãî âîë÷àíêà èëè òèïà òîãî. Îäíàêî Àòòåðñîí è Ïóë âñ¸ æå ðåøèëè íå êðèâèòü äóøîé è ïðèçíàëè, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, Õàéä ñëåãêà óìåðòâèë Äæåêèëà, à ñàì âûäà¸ò ñåáÿ çà íåãî. Âîîðóæèâøèñü ëîìèêîì ñ òîïîðîì è âûñòàâèâ ó âûõîäà ëàêååâ äëÿ íàä¸æíîñòè, îíè îòïðàâèëèñü øòóðìîâàòü êîìíàòó Äæåêèëà.
Âûëîìàâ äâåðü, îíè îáíàðóæèëè åù¸ òåïëåíüêîå òåëî ìèñòåðà Õàéäà, êîòîðûé, âîçìîæíî, íàñòîëüêî ðàçíåðâíè÷àëñÿ, êîãäà ê íåìó íà÷àëè ëîìèòüñÿ, ÷òî ïåðåáîðùèë ñ óñïîêîèòåëüíûì. Ïîòûêàâ íåìíîãî òðóï êàðëèêà è ïîøàðèâ ïî êîìíàòå, Àòòåðñîí îáíàðóæèë êîíâåðò ñ ïåðåïèñàííûì çàâåùàíèåì, ïèñüìî ñî âñåìè îòâåòàìè, è çàïèñêó îò Äæåêèëà, ãäå îí ïðîñèò íà÷àòü ÷òåíèå ñ ïèñüìà Ëýíüîíà.
À Àòòåðñîí, êàê ìû ïîìíèì, ñïîéëåðû íå ëþáèò, ïîýòîìó ïîñëóøíî ñîáðàë áóìàæêè è ïðèø¸ë äîìîé, ãäå ïðèíÿëñÿ çà ïèñüìî Ëýíüîíà. Òîò â ñâî¸ì ïèñüìå ïîñëå íåäîëãîãî âñòóïëåíèÿ öèòèðóåò ïèñüìî ïîëó÷åííîå îò Äæåêèëà. Ïîëíîñòüþ. Äà, ìàëî òîãî, ÷òî ó íåãî êîíâåðò â êîíâåðòå, òàê åù¸ è ïèñüìî â ïèñüìå.
 îáùåì, íà÷èíàåòñÿ ìî¸ ñàìîå ëþáèìîå.
Äæåêèë â ñâî¸ì ïèñüìå ïðîñèò Ëýíüîíà â äóõå ñòàðûõ äîáðûõ ñêàçîê íàéòè ÿùèê, ÷òî íà ïîëêå õðàíèòñÿ, çà çàìêîì â ñòåêëÿííîì øêàôó, êîòîðûé çàïåðò â êàáèíåòå, â äîìå êîòîðûé ïîñòðîèë Äæåê Äæåêèëà. È âñ¸ ýòî íóæíî çàáðàòü è ïðèâåçòè ê ñåáå äîìîé â ñòðîãî îïðåäåë¸ííîå âðåìÿ. À çà ÿùèêîì, â êîòîðîì ïîðîøêè, ôëàêîí è òåòðàäè, äîëæåí â ïîëíî÷ü êòî-òî ÿâèòüñÿ.
Ëýíüîí, êàê ëþáèòåëü êîíâåðòîâ â êîíâåðòàõ è ïîäîáíûõ ìíîãîõîäîâî÷åê, íå ñìîã îòêàçàòüñÿ. È ïîñëóøíî âûïîëíèë âåñü ýòîò ìàãè÷åñêèé îáðÿä, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ïðèçâàë íà ñâîé ïîðîã êàðëèêà. Ìèñòåð Õàéä (à âû æäàëè êîãî-òî åù¸?), äîðâàâøèñü äî ÿùèêà, íàìåøàë ñíàäîáüå è ïðåæäå, ÷åì èì çàêèíóòüñÿ, ïðåäëîæèë Ëýíüîíó îñòàòüñÿ è ïîñìîòðåòü, ÷òî áóäåò, èëè óéòè è óçíàòü îáî âñ¸ì êàê-íèáóäü ïîòîì. Ëýíüîí ïðîòèâ ñïîéëåðîâ íè÷åãî íå èìåë, òàê ÷òî îñòàëñÿ íàáëþäàòü ýòîò íàèíåâåðîÿòíåéøèé ñþæåòíûé ïîâîðîò.
Íó âîò, íàñòàë ìîìåíò, êîòîðîãî ìû æäàëè åù¸ áîëüøå, ÷åì óáèéñòâà è òîãî ìîìåíòà, êîãäà äîêòîð Ëýíüîí âêëþ÷èòñÿ â ñþæåò. Ñêîðî ìîæíî áóäåò âûäîõíóòü è ïåðåñòàòü ñòðîèòü èç ñåáÿ âèêòîðèàíñêóþ íàèâíîñòü. Íàêîíåö-òî.
Âûïèâ ôîðìóëó, Õàéä ÷óäåñíûì è, ãëàâíîå, íåîæèäàííûì îáðàçîì ïðåâðàòèëñÿ Õàéä ïðåâðàòèëñÿ â ýëåãàíòíûå øîðòû äîêòîðà Äæåêèëà!
 âèêòîðèàíñêèå âðåìåíà íàðîä áûë áîëåå âïå÷àòëèòåëüíûì, òàê ÷òî ïîäîáíûé òâèñò øîêèðîâàë áåäíÿãó Ëýíüîíà äî ìåäëåííîé áîëåçíåííîé ñìåðòè.
Äàëåå Àòòåðñîí ÷èòàåò ïèñüìî Äæåêèëà, ãäå äà¸òñÿ «èñ÷åðïûâàþùåå îáúÿñíåíèå», ÷òî îí áûë ìèñòåðîì Õàéäîì, à òàêæå âîçìîæíî ñàìûì áîëüøèì ãîâíþêîì âî Âñåëåííîé.
ÊÎÍÅÖ
— Ìèíóòî÷êó! ñêàæåòå âû. Ïðåæäå ÷åì áðîñàòüñÿ òàêèìè ãðîìêèìè çàÿâëåíèÿìè î ÷üåé-òî ãîâíþ÷åñòè, äîëæíû áûòü âåñêèå îñíîâàíèÿ!
×òî æ, äëÿ ýòîãî íóæíî áóäåò ðàññìîòðåòü ïèñüìî Äæåêèëà ïîäðîáíåå. Áîæå, ýòîò êðàòêèé ïåðåñêàç ñêîðî ïåðåïëþíåò ïî ðàçìåðó ñàì ðîìàí — êîðîòêèé, êàê ìèñòåð Õàéä.
Äëÿ íà÷àëà ïîïðîáóéòå äîãàäàòüñÿ, çà÷åì Äæåêèë èçîáð¸ë ýòîò ïðåïàðàò?
Êàê áû íè õîòåëîñü âûáðàòü âàðèàíò «D», íî
Äà, ðåáÿòà, åñëè âû ñ÷èòàëè äîêòîðà Äæåêèëà ôèàëêîé è íåâèííîé æåðòâîé îáñòîÿòåëüñòâ, ñïåøó îãîð÷èòü. Îí òîò åù¸ ÷åðòÿêà.
Äà-äà, Äæåêèë ñàì ïðèçíà¸ò, ÷òî îí äàëåêî íå õîðîøèé ïàðåíü. Áóäó÷è óâàæàåìûì ó÷¸íûì â îáùåñòâå, â òàéíå îí ëþáèë «ïîøàëèòü», à èìåííî íåîäíîêðàòíî (öèòèðóþ) «ïðåäàâàòüñÿ ðàñïóòñòâó». ×òî êîíêðåòíî îí äåëàë, íå óòî÷íÿåòñÿ, íî âîëîñèêè ñòàíîâÿòñÿ äûáîì ïðè îäíîé ìûñëè îñîáåííî ó òåõ îò÷àÿííûõ ôàíòàç¸ðîâ, êîìó îòñóòñòâèå ÷¸òêîãî îïèñàíèÿ äà¸ò ïîâîä ïðåäñòàâëÿòü Äýäïóëà
Êîãäà Äæåêèë ðåøèë ñ ýòèì ÷òî-òî äåëàòü, îí ïðèáåãíóë ê åäèíñòâåííîìó âåðíîìó ïî åãî ìíåíèþ ìåòîäó.
Ðåøèë ïðè ïîìîùè íàóêè ÷¸òêî ïîäåëèòü ñåáÿ íà õîðîøåãî è ïëîõîãî ïàðíÿ. Íåìíîãî ïîõèìè÷èë è èçîáð¸ë ôîðìóëó, ïðèíÿâ êîòîðóþ åãî ãàäêîå çëîå ÿ ïðèîáðåëî ôîðìó êàðëèêà Õàéäà.
Îäíàêî íå âñ¸ ïîëó÷èëîñü òàê, êàê îí ðàññ÷èòûâàë. È ôîðìóëà ïîäåëèëà åãî íå íà õîðîøåãî è ïëîõîãî ïàðíÿ, à íà ñàìîãî ñåáÿ è íà áîëåå óæàñíóþ âåðñèþ ñåáÿ.
Êàê-òî òàê:
Íî Äæåêèë íå ñèëüíî ðàññòðîèëñÿ. Ïðåâðàùàÿñü â Õàéäà, îí ìîã øàëèòü, áóäó÷è íåóçíàâàåìûì è áåçíàêàçàííûì. È íèêàêèõ óãðûçåíèé ñîâåñòè â êà÷åñòâå ïðèÿòíîãî áîíóñà. Äæåêèëà íàñòîëüêî âñ¸ óñòðàèâàëî, ÷òî îí íà÷àë ïðåâðàùàòüñÿ â Õàéäà ïðè ëþáîé âîçìîæíîñòè.
Òåïåðü ïîíèìàåòå â ÷¸ì âñÿ ãîâíþ÷åñòü íàøåãî ãåðîÿ? Îí îáðàùàëñÿ íà ò¸ìíóþ ñòîðîíó ñèëû ñîâåðøåííî äîáðîâîëüíî. Íî óãàäàéòå ÷òî? Ýòî è äåëàåò Äæåêèëà òàêèì èíòåðåñíûì ïåðñîíàæåì. Íè òåáå ìåñòè, æàæäû âëàñòè èëè íûí÷å ìîäíîãî «ìåíÿ ïàïà íå ëþáèë â äåòñòâå» — ïðîñòî áåñïðè÷èííîå è áåçóäåðæíîå æåëàíèå ïðåäàâàòüñÿ çëó. Ïðÿì â äóõå ñòàðèíû Äæîêåðà.
È åìó ïðè ýòîì âñ¸ ðàâíî, êàêèì íåñóðàçíûì è îòòàëêèâàþùèì îí ñòàíîâèòñÿ, âàæåí áûë ñàì ïðîöåññ è òî íåâåðîÿòíîå óäîâîëüñòâèå, ÷òî îí èñïûòûâàåò, êóïàÿñü â ëó÷àõ âñåîáùåé íåíàâèñòè. Ïîòðÿñàþùèé ïàðåíü, ÷åñòíîå ñëîâî!