Синдром длительных статических нагрузок причина
Тесты для самостоятельной работы
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант 2
1. Какая ответственность предусматривается за нарушения по безопасности труда, повлекшие за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия со смертельным исходом:
а) дисциплинарная;
б) административная;
в) уголовная;
г) материальная.
2. В каких условиях могут развиваться профессиональные заболевания:
а) при возникновении в процессе труда производственных опасностей, которые могут мгновенно вызвать повреждение организма;
б) при возникновении опасного события, т. е. стечения обстоятельств, при которых существует возможность поражения человека;
в) при имеющихся неблагоприятных и вредных факторах, действующих постоянно или длительно на здоровье работающих;
г) при получении травмы в результате внезапного внешнего воздействия.
3. Что применяют для создания требуемых параметров микроклимата в производственном помещении:
а) системы вентиляции и кондиционирования;
б) системы вентиляции и различные отопительные устройства;
в) системы вентиляции, кондиционирования, различные отопительные устройства;
г) искусственную и естественную вентиляцию.
4. Что является основной причиной загрязнения окружающей среды:
а) выбросы вредных веществ в атмосферу;
б) накопление промышленных отходов;
в) тепло, ультразвук, электромагнитные поля;
г) выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод и накопление твердых отходов.
5. Что является целью гигиенического нормирования, то есть ограничения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны до предельно допустимых концентраций (ПДКрз):
а) ограничение неблагоприятного воздействия вредных веществ;
б) исключение неблагоприятного воздействия вредных веществ;
в) создание условий для высокой производительности труда;
г) создание условий, исключающих возможность заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в процессе работы или отдаленные сроки жизни.
6. Что является причиной 75% электропоражений на производстве:
а) повышенная влажность воздуха в производственных помещениях;
б) несоблюдение правил техники безопасности;
в) неправильное устройство защитного заземления;
г) пробой изоляции токоведущих частей оборудования.
7. Какие параметры воздушной среды необходимо контролировать на рабочем месте оператора персонального компьютера:
а) показатели микроклимата;
б) наличие в воздухе вредных веществ и патогенной микрофлоры;
в) аэроионный состав воздуха;
г) показатели микроклимата, наличие в воздухе вредных веществ и патогенной микрофлоры, аэроионный состав воздуха.
8. Для обеспечения оптимальных значений параметров микроклимата, ионного состава, чистоты воздуха в помещении с персональными компьютерами должны быть предусмотрены:
а) вентиляция воздуха;
б) ионизация воздуха;
в) отопление и увлажнение воздуха;
г) вентиляция, ионизация, увлажнение воздуха и отопление.
Что является причиной набора болезней, имеющего общее название синдром длительных статических нагрузок (СДСН)?
а) низкий уровень физической подготовки пользователя персонального компьютера;
б) имеющиеся к моменту начала работы на компьютере изменения в позвоночнике;
в) неудобная поза;
г) непрерывная работа на неправильно организованном рабочем месте.
10. По каким показателям должны регулироваться подъёмно-поворотные рабочие стулья:
а) высоте;
б) углам наклона;
в) расстоянию спинки от переднего края сиденья;
г) высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
11. На каком расстоянии от края стола, обращённого к пользователю персонального компьютера, должна располагаться клавиатура:
а) 50–100 мм;
б) 100–150 мм;
в) 100–250 мм;
г) 100–300 мм.
12.Чем была вызвана необходимость создания РСЧС:
а) обострением международной обстановки;
б) значительным ростом количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) учащением локальных войн и военных конфликтов;
г) созданием оружия массового поражения.
13. Что лежит в основе успеха борьбы с опасными природными явлениями и техногенными чрезвычайными ситуациями:
а) подготовленность населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) целенаправленная государственная политика и создание государственной координирующей организационной системы;
в)международное сотрудничество в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
г) мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов.
14. Введение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается с:
а) начала объявления мобилизации взрослого населения;
б) момента объявления или введения Президентом РФ чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях;
в) момента получения информации о возникновении крупной техногенной катастрофы;
г) момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.
15. Какие чрезвычайные ситуации в России занимают первое место по частоте:
а) техногенные;
б) природные;
в) экологические;
г) биолого-социальные.
16. Что создает наибольшую угрозу ЧС в техногенной сфере современной России:
а) снижение уровня профессиональной подготовки на производстве;
б) несоблюдение техники безопасности в промышленности;
в) износ средств производства и старение производственных фондов;
г) недостаточность мер, предпринимаемых владельцами потенциально опасных объектов по предотвращению аварий на них.
17. Чем определялось радиационное воздействие на население в зоне радиационной аварии на Чернобыльской АЭС:
а) радионуклидами, попавшими на кожу, в органы дыхания и пищеварительную систему;
б) радиоактивным облаком, гамма-излучением загрязненной осадками поверхности земли и растительности, а также радионуклидами, попавшими в органы дыхания и пищеварительную систему;
в) радиоактивным облаком;
г) гамма-излучением загрязненной осадками поверхности земли и растительности.
18. При авариях на радиационно опасных объектах внутреннее облучение может происходить при попадании радионуклидов в организм человека в результате:
а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;
б) употребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
в) прохождения ионизирующего излучения через одежду и кожные покровы;
г) употребления продуктов питания, загрязненных йодом-131.
19. Какой путь поступления основных дозообразующих радионуклидов (цезия-134, цезия-137, стронция-90) являлся наиболее важным в промежуточной и отдаленной фазах аварии на ЧАЭС:
а) пищевая цепочка;
б) вдыхание загрязненного воздуха;
в) употребление загрязненной воды;
г) употребление загрязненных ягод и грибов.
20. Цель йодной профилактики – не допустить:
а) поражения щитовидной железы;
б) возникновения острой лучевой болезни;
в) возникновение хронической лучевой болезни;
г) внутреннего облучения различных органов.
21. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, при необходимости выхода на улицу должны выполняться в определенной последовательности санитарно-гигиенические мероприятия:
а) перед входом в дом необходимо снять одежду и вытряхнуть из нее пыль; войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф, вымыть лицо и руки;
б) верхнюю одежду оставить около входа в дом, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога, принять душ с мылом;
в) верхнюю одежду после возвращения домой тщательно выстирать, принять душ с мылом;
г) после возвращения домой принять таблетку стабильного йода и провести полную санитарную обработку мытьем под душем с многократным использованием моющих средств.
22. Каким образом аварийно — химически опасные вещества (АХОВ) чаще всего попадают в организм человека:
а) через органы дыхания;
б) через кожные покровы;
в) через слизистые оболочки;
г) через желудочно-кишечный тракт.
23. Что характерно для очагов поражения, создаваемых хлором и аммиаком:
а) одномоментное поражение (в течение минут, десятков минут) значительного количества людей;
б) одномоментное поражение (в течение минут, десятков минут) только людей, находящихся в момент аварии на химически опасном объекте;
в) постепенное (в течение нескольких часов) развитие отравления;
г) единичные случаи отравления в первые минуты после аварии.
24. Как необходимо действовать населению, проживающему в районе возникновения химической аварии:
а) остаться дома, плотно закрыть двери и окна, загерметизировать вентиляционные отверстия и щели, приготовить подручные средства индивидуальной защиты и ждать информации по радио или телевидению;
б) необходимо выйти из квартиры и на транспорте покинуть зону заражения, используя подручные средства для защиты органов дыхания;
в) необходимо выйти из квартиры, защитить органы дыхания подручными средствами, постараться укрыться в ближайшем подвальном помещении или убежище;
г) выйти из дома и немедленно на транспорте покинуть зону аварии.
25. Какой из опасных факторов пожара является наиболее частой причиной гибели людей:
а) повышенная температура окружающей среды;
б) пламя и искры;
в) угарный газ и токсичные дымы;
г) пониженная концентрация кислорода.
26. Какое стихийное бедствие на территории России занимает первое место по повторяемости, площади распространения и материальному ущербу:
а) ураганы;
б) землетрясения;
в) наводнения;
г) цунами.
27. Как называется совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение ущерба, потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций:
а) прогноз и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
в) защита населения от чрезвычайных ситуаций;
г) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
28. Что является первоочередным мероприятием, обеспечивающим защиту населения во время радиационных и химических аварий:
а) обнаружение факта аварии и оповещение о ней;
б) выявление радиационной и химической обстановки;
в) соблюдение режимов поведения в зоне аварии;
г) укрытие населения в убежищах.
29. К коллективным средствам защиты населения относятся:
а) убежища;
б) противогазы и респираторы;
в) защитные костюмы;
г) подвалы жилых помещений.
30. Какое ведомство осуществляет управление охраной труда:
а) федеральная инспекция труда;
б) государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранения РФ;
в) Министерство здравоохранения;
г) Министерство труда и социальной защиты.
oСамостоятельное выведение новых сортов роз
oПосев гибридных семян и выращивание сеянцев
Источник
Тема: Последствия воздействий негативных факторов на здоровье пользователей и их профилактика
2.1 Компьютерный зрительный синдром: причины возникновения, профилактика.
Исследование и анализ негативных факторов, действующих на пользователя, позволяют определить основные последствия их воздействия на здоровье организма.
Проведенные в разных странах исследования позволили выявить ряд общих симптомов ухудшения здоровья людей, работающих за ПЭВМ, которые, в последствии, получили название «компьютерных заболеваний».
Представляют интерес результаты исследования состояния здоровья лиц, занятых работой с видеодисплейными терминалами (ВДТ), указывающие на то, что к концу рабочего дня персонал испытывает усталость (62% лиц), боль в глазах (60% лиц), боли в области шеи и спины (45% лиц), зуд кожи лица и кистей рук (18% лиц). Структура заболеваемости представлена: функциональными расстройствами ЦНС (15,6% лиц), болезнями сердечно-сосудистой системы (57,7% лиц), болезнями желудочно-кишечного тракта (40% лиц), верхних дыхательных путей (20% лиц) – что, выше от 2-х до 5-ти раз по сравнению с заболеваниями людей не контактирующими с компьютерами.
Одним из ведущих нарушений здоровья пользователей является «компьютерный зрительный синдром» (КЗС или CVS – Computer Vision Syndrome) или «синдром зрительной астенопии», обозначающий отклонения в зрении и заболевания глаз.
Причины заболеваний:
Ø характер экранного изображения,
Ø несоответствие нормам визуальных характеристик мониторов,
Ø нерациональное освещение,
Ø неправильно оборудованное место,
Ø неправильно организованная работа с нарушениями требований труда и отдыха.
Основной причиной снижения и расстройства зрения является сам характер экранного изображения дисплея, визуальные характеристики которого, характеризуется рядом особенностей по сравнению с бумажным носителем (табл. 2)
Таблица 2
Сравнительная характеристика особенностей изображения
экрана и бумажного носителя
Экранное изображение монитора | Бумажный носитель |
Самосветящееся | Отраженное |
Пиксельное, мерцающее | Непрерывное |
Значительно меньший контраст | Высокий контраст |
Размытость границ пикселя (плавный перепад яркости с фоном) | Четкие границы (ступенчатый перепад) |
Перечисленные в таблице особенности экранного изображения монитора, приводят к значительному снижению объема аккомодации глаз и способствуют большей частоте проявления близорукости по сравнению с возрастной нормой у людей того же возраста, не работающих за компьютером.
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза, т.е. осуществление “наводки на фокус”.
Таким образом, аккомодация обозначает перефокусировку глаза к различным расстояниям. Если не принимать защитных и профилактических мер, то наибольшее снижение аккомодации у пользователей происходит через 5-6 лет работы за компьютером.
У значительного числа пользователей (от 20 до 60%) КЗС начинается с астенопии, которая буквально переводится как «отсутствие силы зрения» или утомление.
Астенопия характеризуется проявлением следующих симптомов:
Ø зрительных – неясность зрения, замедленная фокусировка, двоение изображения, быстрое утомление;
Ø глазных – резь, боль, жжение в глазах, покраснение глазных яблок, слезоточивость, усталость век, головные боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз;
Ø болевых – в области шеи, головы.
Развитие астенопии зависит:
1) от времени непрерывной работы за монитором;
Время непрерывной работы в часах | Количество пользователей |
Часть | |
Большинство | |
Практически все |
2) от характера выполняемой работы за компьютером. Наиболее сложной считается работа с монитором в диалоговом режиме, программными продуктами, содержащими компьютерную графику; корректирование рабочих чертежей и др.
Все выше перечисленные причины, способствуют перенапряжению зрительного аппарата, которое приводит к следующим последствиям: снижению остроты зрения; астенопии, временной (ложной) близорукости, ранней дальнозоркости, ускоренному помутнению оптических сред глаз, снижению контрастной чувствительности зрения и другим функциональным нарушениям.
Профилактика КЗС на современном уровне ведется по двум направлениям.
Первый путь направлен на радикальное совершенствование мониторов с целью приближения визуальных параметров экранного изображения к бумажному носителю. Но, как бы не были совершенны современные дисплеи, они лишь снижают зрительное утомление, не решая проблемы КЗС.
Поэтому, актуальным остается второй путь – приспособление органа зрения к оптимальному восприятию изображения на экране за счет функциональной оптической коррекции зрения.
Функциональная оптическая коррекция зрения – это комплекс лечебно-восстановительных мероприятий, направленных на повышение уровня функционирования зрительного анализатора человека.
Основные мероприятия, входящие в комплекс, представлены в таблице 3
Таблица 3
Комплекс лечебно-восстановительных мероприятий
Уровни профилактики | Мероприятия и средства |
Санитарно-гигиенический | Соблюдение: · требований норм визуальных характеристик мониторов и световой среды на РМ, · рационального режима труда и отдыха, · правил организации рабочего места с ПК, · прохождения периодических медицинских осмотров |
Медико-технический | Применение: · очков защитных со спектральными фильтрами ЛС и НФС (ЛС-КОМ, ЛС-Ж2), «Лорнет-М», · приэкранных защитных фильтров для видеомониторов, · аппаратных средств (офтальмотренажеров, таблиц контроля остроты зрения и др.) · специальных компьютерных программ–утилитов, · витаминно-минеральные препараты. |
Функционально-стимулирующий | Выполнение специальных тренировочных упражнений, разных видов массажа. |
2.2 Синдром длительной статической нагрузки: причины возникновения, профилактика.
Среди пользователей ПК с высокой скоростью распространяется и другое «компьютерное заболевание», получившее название “Синдрома длительной статической нагрузки” (СДСН), которое характеризуется развитием мышечной слабости, заболеваниями позвоночника и нарушением обмена веществ.
Причины заболевания:
Ø длительное нахождение в вынужденной рабочей позе,
Ø статическая мышечная нагрузка,
Ø нерациональная организация рабочего места,
Ø монотонность труда
Применение мебели, не соответствующей размерам тела и конечностей, выполнение работы в неудобной, длительно вынужденной позе, приводит к излишним энергетическим затратам и быстро наступающему утомлению за счет постоянного напряжения мышц шеи, плеч, рук, тела, ног. Поскольку мышцы не расслабляются, в них ухудшается кровоснабжение, нарушается обмен веществ, накапливаются продукты распада, в частности молочная кислота. Все это способствует развитию мышечной слабости, которая формирует патологические изгибы в сторону соответствующих отделов позвоночника – сколиозы.
Слишком низкое расположение дисплея или расположение под неправильным углом приводит к сутулости; слишком высокое – к длительному напряжению шейного отдела, развитию остеохондроза. Шейный остеохондроз провоцирует офтальмологические симптомы: пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки», радужные круги, головные боли.
Позвоночник с неправильной осанкой, различного рода искривлениями, смещениями или деформациями межпозвоночных дисков, может стать причиной заболеваний внутренних органов.
Предотвращение последствий СДСН зависит от соблюдения рационального труда и отдыха; правильно подобранной мебели и организации рабочего места; выполнения комплекса физических упражнений во время перерывов; в том числе и образа жизни, включающего разные виды активной двигательной деятельности.
Правильный подбор мебели позволяет поддерживать рациональную позу тела, снижает степень утомления, повышает работоспособность и концентрацию внимания, что в целом, способствует высокой производительности труда.
К группе заболеваний, поражающих скелетно-мышечную систему пользователей, относится и «карпальный туннельный синдром» (КТС), тендинит – болезнь, поражающая срединный нерв запястья, сосуды и сухожилия кисти.
Причины заболевания:
· интенсивная и длительная работа на клавиатуре и с «мышью»,
· не эргономичная мебель и плохого качества клавиатура,
· неправильное расположение тела и рук пользователя во время работы,
· нарушения требований труда и отдыха.
Поражение срединного нерва в области запястья, а также сосудов и сухожилий, происходит в результате их сдавливания окружающими тканями кисти руки во время частых и быстрых движений, либо неправильного ее расположения при работе на клавиатуре и с «мышью». Основные симптомы тендинита: покалывание и нарушение чувствительности в области кисти; острые боли в запястье, отдающие в предплечье и плечо (особенно по ночам); слабость большого пальца руки, невозможность сжатия кулака; сухость кожи кисти.
Простые меры по профилактике значительно снижают риск развития карпального туннельного синдрома у пользователей ПК.
1. Мытье рук теплой водой снижает риск развития тендинита за счет улучшения кровообращения кисти и мышечного расслабления.
2. Рекомендуется приобретать клавиатуру с подставкой для запястья, а ее клавиши должны нажиматься легко, мягко и бесшумно.
3. Ногти на руках должны быть коротко обстриженными, чтобы набор текста можно было производить полусогнутыми пальцами. Работа с выпрямленными пальцами приводит к одновременному напряжению двух групп мышц: сгибателей и разгибателей, что способствует мышечной ригидности и повреждениям. Ригидность — негибкость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц.
4. Запястье кисти руки, работающей с «мышью», должно опираться на валик коврика для «мышки», а предплечье руки свободно скользить по столу. Упор на локоть руки поднимает запястье, что способствует сдавливанию срединного нерва, сосудов и сухожилий.
5. Рекомендуется в перерывах на отдых выполнять самомассаж и упражнения для пальцев, кисти рук и плечевого пояса.
Источник