Синдром длительного сдавливания скачать бесплатно

Синдром длительного сдавливания скачать бесплатно thumbnail

Презентация на тему: Синдром длительного сдавливания.

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Синдром длительного сдавливания. Авторы: Терешко Елена, Ромашко Виктория.

Описание слайда:

Синдром длительного сдавливания. Авторы: Терешко Елена, Ромашко Виктория.

№ слайда 2
Синдром длительного сдавливания (СДС) - своеобразная тяжелая травма, обусло

Описание слайда:

Синдром длительного сдавливания (СДС) — своеобразная тяжелая травма, обусловленная продолжительным сдавливанием (компрессией) мягких тканей. Он характеризуется сложным патогенезом, сложностью лечения и высоким показателем смертности. Синдром длительного сдавливания (СДС) — своеобразная тяжелая травма, обусловленная продолжительным сдавливанием (компрессией) мягких тканей. Он характеризуется сложным патогенезом, сложностью лечения и высоким показателем смертности.

№ слайда 3
В медицине катастроф одним из актуальных вопросов является синдром длительн

Описание слайда:

В медицине катастроф одним из актуальных вопросов является синдром длительного сдавливания (краш-синдром). В медицине катастроф одним из актуальных вопросов является синдром длительного сдавливания (краш-синдром). Различают 3 основных вида этого синдрома. Отличие их состоит в основном в условиях, которые привели к последствиям синдрома длительного сдавливания.

№ слайда 4
Синдром длительного сдавливания скачать бесплатно

№ слайда 5
Синдром длительного сдавливания Развивается после освобождения пострадавшего из

Описание слайда:

Синдром длительного сдавливания Развивается после освобождения пострадавшего из завала, как только кровь снова начинает циркулировать по сосудам поврежденной руки или ноги, и продукты распада травмированных тканей поступают в общий кровоток всего организма. Наступает самоотравление, и пострадавший может быстро умереть. Синдром длительного сдавливания Развивается после освобождения пострадавшего из завала, как только кровь снова начинает циркулировать по сосудам поврежденной руки или ноги, и продукты распада травмированных тканей поступают в общий кровоток всего организма. Наступает самоотравление, и пострадавший может быстро умереть.

№ слайда 6
Второй вид синдрома - так называемое позиционное сдавливание. Оно развивается пр

Описание слайда:

Второй вид синдрома — так называемое позиционное сдавливание. Оно развивается при длительном пребывании человека в одной позе, при которой под весом его собственного тела сдавливаются сосуды и нервы конечностей. В лёгкой форме это явление можно наблюдать, когда во сне человек долго лежит на одной руке. Но в адекватном состоянии развивающееся чувство покалывания и онемения заставляет сменить позу на более удобную. У лиц с алкогольным опьянением или находящихся под действием наркотиков притупляется чувство боли и в неудобном положении они могут пребывать длительное время, что влечёт за собой практически необратимые изменения в кровоснабжении и иннервации конечностей. Второй вид синдрома — так называемое позиционное сдавливание. Оно развивается при длительном пребывании человека в одной позе, при которой под весом его собственного тела сдавливаются сосуды и нервы конечностей. В лёгкой форме это явление можно наблюдать, когда во сне человек долго лежит на одной руке. Но в адекватном состоянии развивающееся чувство покалывания и онемения заставляет сменить позу на более удобную. У лиц с алкогольным опьянением или находящихся под действием наркотиков притупляется чувство боли и в неудобном положении они могут пребывать длительное время, что влечёт за собой практически необратимые изменения в кровоснабжении и иннервации конечностей.

№ слайда 7
Наконец, третий вид синдрома длительного сдавливания развивается при т

Описание слайда:

Наконец, третий вид синдрома длительного сдавливания развивается при так называемом турникетном синдроме. Часто он развивается при обкручивании конечности верёвкой, проволокой, леской. У грудных детей вызвать турникетный синдром может даже обкрученный вокруг пальчика волос или нитка. Наконец, третий вид синдрома длительного сдавливания развивается при так называемом турникетном синдроме. Часто он развивается при обкручивании конечности верёвкой, проволокой, леской. У грудных детей вызвать турникетный синдром может даже обкрученный вокруг пальчика волос или нитка.

№ слайда 8
Обнаружив человека в завале, прежде всего надо осмотреть это место и принять мер

Описание слайда:

Обнаружив человека в завале, прежде всего надо осмотреть это место и принять меры к освобождению пострадавшего. Обнаружив человека в завале, прежде всего надо осмотреть это место и принять меры к освобождению пострадавшего. Из завала можно извлекать человека только после его полного освобождения

№ слайда 9
Признаки синдрома длительного сдавливания  В момент травмы отмечаются интен

Описание слайда:

Признаки синдрома длительного сдавливания  В момент травмы отмечаются интенсивные боли в сдавленном участке тела, речевое и двигательное возбуждение, После освобождения возможны неадекватные реакции на окружающее, озноб, учащение пульса, снижение артериального давления вплоть до коллапса.     Через несколько часов появляются другие признаки болезни. Местные проявления характеризуются резкой бледностью кожи с наличием синюшных пятен и меток вдавлений.

№ слайда 10
Синдром длительного сдавливания скачать бесплатно

№ слайда 11
Через 30—40 мин поврежденная конечность начинает отекать и резко увели

Описание слайда:

Через 30—40 мин поврежденная конечность начинает отекать и резко увеличивается в объеме. В результате отека на коже появляются пузыри, наполненные серозной или серозно-геморрагической жидкостью. Между пузырями на коже могут быть кровоизлияния. Мягкие ткани имеют деревянистую плотность. Происходит сдавление нервных стволов, и чувствительность в зоне повреждения и ниже утрачивается. Движения в суставах вследствие тяжести повреждения невозможны. Через 30—40 мин поврежденная конечность начинает отекать и резко увеличивается в объеме. В результате отека на коже появляются пузыри, наполненные серозной или серозно-геморрагической жидкостью. Между пузырями на коже могут быть кровоизлияния. Мягкие ткани имеют деревянистую плотность. Происходит сдавление нервных стволов, и чувствительность в зоне повреждения и ниже утрачивается. Движения в суставах вследствие тяжести повреждения невозможны. Пульс на сосудах пораженной конечности, как правило, не определяется. Жалобы: боли в поврежденной части тела; тошнота; головная боль; жажда.

№ слайда 12
Достоверные признаки синдрома сдавливания значительное ухудшение состояния сразу

Описание слайда:

Достоверные признаки синдрома сдавливания значительное ухудшение состояния сразу после освобождения; появление розовой или красной мочи.

№ слайда 13
До освобождения конечностей: обильное теплое питье и обезболивание; холод ниже м

Описание слайда:

До освобождения конечностей: обильное теплое питье и обезболивание; холод ниже места сдавливания (по возможности)

№ слайда 14
Оказание помощи на месте происшествия Помощь на месте происшествия оказывается в

Описание слайда:

Оказание помощи на месте происшествия Помощь на месте происшествия оказывается в два этапа. Первый этап может длиться несколько часов и зависит от того, как быстро удастся освободить конечности из-под придавивших их обломков. Пусть не приводит в отчаяние отсутствие возможности немедленно освободить пострадавшего. Поднять многотонную плиту или бетонный столб под силу лишь специальной технике. Но если уже с первых минут несчастного случая пострадавшие конечности обложить пакетами со льдом или снегом, сделать тугое бинтование (если к ним есть доступ) и обеспечить человека обильным теплым питьем, то есть все основания рассчитывать на благоприятный исход. Наложение защитных жгутов здесь необязательно. Оказание помощи на этом этапе может растянуться на несколько часов. Профессиональные спасательные команды, работающие в зонах землетрясений и катастроф, обязательно имеют в своем составе специально обученных людей, смысл действий которых заключается в одном — как можно скорее добраться до руки придавленного развалинами человека и наладить внутривенное введение плазмозамещающей жидкости. А их товарищи, идущие следом со специальной техникой, очень осторожно, без суеты, извлекают пострадавшего из-под руин. Такая тактика позволила спасти многие тысячи жизней.

№ слайда 15
Второй этап - оказание помощи после освобождения - необходимо предельно сок

Описание слайда:

Второй этап - оказание помощи после освобождения — необходимо предельно сократить. Тугое бинтование, наложение транспортных шин и введение кровезамещающих жидкостей, быстрая доставка пострадавшего в реанимационный центр, где обязательно должен быть аппарат "искусственная почка", дают основание рассчитывать на благоприятный исход.     Второй этап - оказание помощи после освобождения — необходимо предельно сократить. Тугое бинтование, наложение транспортных шин и введение кровезамещающих жидкостей, быстрая доставка пострадавшего в реанимационный центр, где обязательно должен быть аппарат "искусственная почка", дают основание рассчитывать на благоприятный исход.    

№ слайда 16
Лечение синдрома длительного сдавливания Лечение больных должно по возможно

Описание слайда:

Лечение синдрома длительного сдавливания Лечение больных должно по возможности осуществляться в специализированной клинике, где имеется доступ к гемодиализу, который будет незаменим в устранении нарушений со стороны почек. При транспортировке людей с синдромом длительного сдавливания желательно обложить повреждённую конечность льдом, сделать новокаиновую блокаду. В госпитале проводится адекватная обезболивающая терапия. Обязательно осуществляется коррекция нарушений водно – электролитного состава крови. При купировании симптомов, угрожающих жизни пациента, проводится пластика сосудов и нервов поражённой конечности. Если симптомы почечной недостаточности нарастают, встаёт вопрос об ампутации.

№ слайда 17
Синдром длительного сдавливания скачать бесплатно

Источник

26 SDS CMKСиндром длительного сдавления (СДС) – (синонимы: краш-синдром, травматический токсикоз, компрессионная травма, синдром размозжения— возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения (ишемия) сдавленных мягких тканей.

Причина — сжатие конечностей, реже туловища тяжелыми предметами, обломками зданий, горной породой. Возникает при землетрясениях, обвалах, а также при дорожно-транспортных происшествиях, железнодорожных катастрофах.

Виды компрессии:
Синдром длительного раздавливания – мягкие ткани раздавлены обломками зданий, сооружений, обвалившейся породой в шахтах, при этом наблюдается нарушение повреждения кожи, мышц – местами разорваны, пропитаны кровью.
Позиционное сдавливание – сдавливание мягких тканей тяжестью собственного тела при длительном вынужденном положении, сопровождающимся нарушением кровообращения.
Патогенез СДС:
болевое раздражение, вызывающее нарушение координации возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе;
травматическая токсемия, обусловленная всасыванием продуктов распада из поврежденных тканей (мышц) миоглобином;
плазмопотеря, возникающая вторично в результате массивного отека поврежденных конечностей.

Выделяем 3 периода:
1. Ранний (1-2сут) – травматический шок
2. Промежуточный (3-10сут) — острая почечная недостаточность
3. Поздний (10сут-2мес) — некрозы тканей, гнойные осложнения
1. В первом периоде отмечается: болевой шок, общая слабость, бледность кожи, артериальная гипотония и тахикардия.
2. В промежуточном периоде отмечается: глубокое оглушение, сопор, моча приобретает бурую окраску, прогрессирует олигоанурия, развиваются инфекционные осложнения.
3. В позднем периоде происходит постепенное восстановление функции поврежденных органов (почек, печени, легких и др.).

Клиника:

  • Поврежденная конечность имеет синюшный оттенок, увеличена в объеме, отечна;
  • На коже много ссадин, кровоподтеков, пузырей, содержащих жидкость;
  • Сразу после извлечения пострадавшего можно видеть неровности – «отпечатки» травмировавшего предмета;
  • Раздавленные мышцы пропитаны кровью, местами разорваны. В зоне некроза мышцы имеют вид вареного мяса;
  • Все виды чувствительности слабо выражены или отсутствуют. Пульс на периферии конечности отсутствует.

Первая помощь
1. Обязательное наложение жгута выше уровня сдавления .
2. Освобождение пострадавшего.
3. Затем быстрое тугое бинтование конечности эластичным или обычным бинтом, после чего снимается жгут.
4. Холод ( обкладывание льдом) на повреждённый участок.
5. Иммобилизация конечности при подозрении на перелом с помощью шин Крамера, вакуумных шин. Доврачебной помощи активно можно использывать любые подручные средства. Материалом для шины может служить свернутая газета, журнал, кусок дерева, фанеры и.тд. Наложите шину в том положении на сломанную конечность, в котором она находится.
6. Обработка ран (с помощью перекиси водорода) и наложение асептической повязки на ссадины, раны при их наличии.
7. Обезболивание (промедол, морфин или анальгин с димедролом внутримышечно) либо любые обезболивающие спазмолитики (но-шпа, кетанал, аналгин) до прибытия медицинского работника. Перед введением обезболивающих средств нужно уточнить аллергологический анамнез.
8. Противошоковые мероприятия ( вв инфузии, гормоны).
9. Обильное питье при отсутствии повреждений органов брюшной полости.
10. Оксигенотерапия (доступ свежего воздуха, кислорода).
11. Транспортировка в лечебное учреждение на носилках в положении на спине.

Врач экстренного отдела реагирования
филиала ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК
по г.Астана Шагирова Г.М.

Источник

Ïàòîãåíåç ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ: áîëåâîå ðàçäðàæåíèå, òðàâìàòè÷åñêàÿ òîêñåìèÿ è ïëàçìîïîòåðÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ïðè áîëåçíè ñäàâëèâàíèÿ. Ïåðèîäû â êëèíè÷åñêîì òå÷åíèè ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ, ïðîâåäåíèå ëå÷åíèÿ íà ýòàïàõ ìåäèöèíñêîé ýâàêóàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

«×ÅËßÁÈÍÑÊÈÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÊÎËËÅÄÆ»

ÐÅÔÅÐÀÒ

íà òåìó: Ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ

Âûïîëíèë: Íàçàðîâà Å.Ñ.

×åëÿáèíñê 2016

Ïëàí

1. Ïàòîãåíåç ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ

2. Ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ïðè ÑÄÑ.

3. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ÑÄÑ.

4. Ëå÷åíèå íà ýòàïàõ ìåäèöèíñêîé ýâàêóàöèè

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

1. Ïàòîãåíåç ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ

äëèòåëüíûé ñäàâëåíèå èçìåíåíèå ïàòîëîãè÷åñêèé

Ñðåäè âñåõ çàêðûòûõ ïîâðåæäåíèé îñîáîå ìåñòî çàíèìàåò ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ, êîòîðûé âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ êîíå÷íîñòåé ïðè îáâàëàõ, çåìëåòðÿñåíèÿõ, ðàçðóøåíèÿõ çäàíèé è ò.ä. Èçâåñòíî, ÷òî ïîñëå àòîìíîãî âçðûâà íàä Íàãàñàêè îêîëî 20% ïîñòðàäàâøèõ èìåëè áîëåå èëè ìåíåå âûðàæåííûå êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ èëè ðàçäàâëèâàíèÿ.

Ðàçâèòèå ñèíäðîìà, àíàëîãè÷íîãî ñèíäðîìó, ñäàâëåíèÿ, íàáëþäàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ æãóòà, íàëîæåííîãî íà äëèòåëüíûé ñðîê.

Àâòîðû, èçó÷àâøèå ñèíäðîì, îïèñûâàëè åãî ïîä ñàìèìè ðàçíîîáðàçíûìè íàçâàíèÿìè: áîëåçíü ñäàâëåíèÿ, òðàâìàòè÷åñêèé òîêñèêîç, ìèîðåíàëüíûé ñèíäðîì, ñèíäðîì «îñâîáîæäåíèÿ».

 ïàòîãåíåçå ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òðè ôàêòîðà:

· áîëåâîå ðàçäðàæåíèå, âûçûâàþùåå íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè âîçáóäèòåëüíûõ è òîðìîçíûõ ïðîöåññîâ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå;

· òðàâìàòè÷åñêàÿ òîêñåìèÿ, îáóñëîâëåííàÿ âñàñûâàíèåì ïðîäóêòîâ ðàñïàäà èç ïîâðåæäåííûõ òêàíåé (ìûøö);

· ïëàçìîïîòåðÿ, âîçíèêàþùàÿ âòîðè÷íî â ðåçóëüòàòå ìàññèâíîãî îòåêà ïîâðåæäåííûõ êîíå÷íîñòåé.

Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ðàçâèâàåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì:

1.  ðåçóëüòàòå ñäàâëåíèÿ âîçíèêàåò èøåìèÿ ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè èëè êîíå÷íîñòè öåëèêîì â êîìáèíàöèè ñ âåíîçíûì çàñòîåì.

2. Îäíîâðåìåííî ïîäâåðãàþòñÿ òðàâìàòèçàöèè è ñäàâëåíèþ êðóïíûå íåðâíûå ñòâîëû, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ñîîòâåòñòâóþùèå íåðâíî-ðåôëåêòîðíûå ðåàêöèè.

3. Ïðîèñõîäèò ìåõàíè÷åñêîå ðàçðóøåíèå ãëàâíûì îáðàçîì ìûøå÷íîé òêàíè ñ îñâîáîæäåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òîêñè÷åñêèõ ïðîäóêòîâ ìåòàáîëèçìà. Òÿæåëóþ èøåìèþ âûçûâàåò è àðòåðèàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è âåíîçíûé çàñòîé.

4. Ïðè ñèíäðîìå äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ âîçíèêàåò òðàâìàòè÷åñêèé øîê, êîòîðûé ïðèîáðåòàåò ñâîåîáðàçíîå òå÷åíèå âñëåäñòâèå ðàçâèòèÿ òÿæåëîé èíòîêñèêàöèè ñ ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.

5. Íåðâíî-ðåôëåêòîðíûé êîìïîíåíò, â ÷àñòíîñòè äëèòåëüíîå áîëåâîå ðàçäðàæåíèå, èìååò âåäóùåå çíà÷åíèå â ïàòîãåíåçå ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ. Áîëåâûå ðàçäðàæåíèÿ íàðóøàþò äåÿòåëüíîñòü îðãàíîâ äûõàíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ; íàñòóïàþò ðåôëåêòîðíûé ñïàçì ñîñóäîâ, óãíåòåíèå ìî÷åîòäåëåíèÿ, ñãóùàåòñÿ êðîâü, ïîíèæàåòñÿ óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê êðîâîïîòåðå.

6. Ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî îò ñäàâëåíèÿ èëè ñíÿòèÿ æãóòà â êðîâü íà÷èíàþò ïîñòóïàòü òîêñè÷åñêèå ïðîäóêòû è ïðåæäå âñåãî ìèîãëîáèí. Ïîñêîëüêó ìèîãëîáèí ïîïàäàåò â êðîâåíîñíîå ðóñëî íà ôîíå âûðàæåííîãî àöèäîçà, âûïàäàþùèé â îñàäîê êèñëûé ãåìàòèí áëîêèðóåò âîñõîäÿùåå êîëåíî ïåòëè Ãåíëå, ÷òî â êîíå÷íîì ñ÷åò íàðóøàåò ôèëüòðàöèîííóþ ñïîñîáíîñòü êàíàëüöåâîãî àïïàðàòà ïî÷åê. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ìèîãëîáèíà îáëàäàåò îïðåäåëåííûì òîêñè÷åñêèì äåéñòâèåì, âûçûâàþùèì íåêðîç êàíàëüöåâîãî ýïèòåëèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ìèîãëîáèíåìèÿ è ìèîãëîáèíóðèÿ ÿâëÿþòñÿ ñóùåñòâåííûìè, íî íå åäèíñòâåííûìè ôàêòîðàìè, îïðåäåëÿþùèìè òÿæåñòü èíòîêñèêàöèè ó ïîñòðàäàâøåãî.

7. Ïîñòóïëåíèå â êðîâü äðóãèõ òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ: êàëèé, ãèñòàìèí, ïðîèçâîäíûå àäåíîçèòðèôîñôàòà, ïðîäóêòû àóòîëèòè÷åñêîãî ðàñïàäà áåëêîâ, àäåíèëîâàÿ êèñëîà è àäåíîçèí, êðåàòèí, ôîñôîð. Ïðè ðàçðóøåíèè ìûùö â êðîâü ïîñòóïàåò çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî àëüäîëàçû (â 20-30 ðàç ïðåâûøàþùåå íîðìó). Ïî óðîâíþ àëüäîëàçû ìîæíî ñóäèòü î òÿæåñòè è ìàñøòàáàõ ïîâðåæäåíèÿ ìûøö.

8. Çíà÷èòåëüíàÿ ïëàçìîïîòåðÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ðåîëîãè÷åñêèõ ñâîéñòâ êðîâè.

9. Ðàçâèòèå îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êîòîðàÿ íà ðàçëè÷íûõ ñòàäèÿõ ñèíäðîìà ïðîÿâëÿåòñÿ ïî-ðàçíîìó. Ïîñëå óñòðàíåíèÿ êîìïðåññèè ðàçâèâàåòñÿ ñèìïòîìàòèêà, íàïîìèíàþùàÿ òðàâìàòè÷åñêèé øîê.

2. Ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ïðè ÑÄÑ

Ïàòîëîãè÷åñêàÿ àíàòîìèÿ.

Ñäàâëåííàÿ êîíå÷íîñòü ðåçêî îòå÷íà. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ññàäèí è êðîâîïîäòåêîâ. Ïîäêîæíàÿ æèðîâàÿ êëåò÷àòêà è ìûøöû ïðîèïèòàíû îòå÷íîé æèäêîñòüþ, æåëòîâàòîãî öâåòà. Ìûøöû èìáèáèðîâàíû êðîâüþ, èìåþò òóñêëûé âèä, öåëîñòü ñîñóäîâ íå íàðóøåíà. Ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè ìûøöû âûÿâëÿåòñÿ õàðàêòåðíàÿ êàðòèíà âîñêîâèäíîé äåãåíåðàöèè.

Íàáëþäàåòñÿ îòåê ãîëîâíîãî ìîçãà è ïîëíîêðîâèå. Ëåãêèå çàñòîéíî-ïîëíîêðîâíûå, èíîãäà èìåþòñÿ ÿâëåíèÿ îòåêà è ïíåâìîíèè.  ìèîêàðäå — äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ.  ïå÷åíè è îðãàíàõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà îòìå÷àåòñÿ ïîëíîêðîâèå ñ ìíîæåñòâåííûìè êðîâîèçëèÿíèÿìè â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäêà è òîíêîé êèøêè. Íàèáîëåå âûðàæåíû èçìåíåíèÿ â ïî÷êàõ: ïî÷êè óâåëè÷åíû, íà ðàçðåçå âûðàæåíà ðåçêàÿ áëåäíîñòü êîðêîâîãî ñëîÿ.  ýïèòåëèè èçâèòûõ êàíàëüöåâ äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ.  ïðîñâåòå êàíàëüöåâ ñîäåðæàòñÿ çåðíèñòûå è ìåëêîêàïåëüíûå áåëêîâûå ìàññû. ×àñòü êàíàëüöåâ ïîëíîñòüþ çàêóïîðåíà öèëèíäðàìè èç ìèîãëîáèíà.

3. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ÑÄÑ

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Âûäåëÿþò 3 ïåðèîäà â êëèíè÷åñêîì òå÷åíèè ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ (ïî Ì.È. Êóçèíó).

I ïåðèîä: îò 24 äî 48 ÷àñîâ ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ îò ñäàâëåíèÿ.  ýòîì ïåðèîäå äîâîëüíî õàðàêòåðíû ïðîÿâëåíèÿ, êîòîðûå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê òðàâìàòè÷åñêèé øîê: áîëåâûå ðåàêöèè, ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ, íåïîñðåäñòâåííûå ïîñëåäñòâèÿ ïëàçìî- è êðîâîïîòåðè. Âîçìîæíî ðàçâèòèå ãåìîêîíöåíòðàöèè, ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìî÷å, ïîâûøåíèå îñòàòî÷íîãî àçîòà êðîâè. Äëÿ ñèíäðîì ñäàâëåíèÿ õàðàêòåðåí ñâåòëûé ïðîìåæóòîê, êîòîðûé íàáëþäàåòñÿ ïîñëå îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, êàê íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, òàê è â ëå÷åáíîì ó÷ðåæäåíèè. Îäíàêî ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî âñêîðå íà÷èíàåò âíîâü óõóäøàòüñÿ è ðàçâèâàåòñÿ II ïåðèîä, èëè ïðîìåæóòî÷íûé.

II ïåðèîä — ïðîìåæóòî÷íûé, — ñ 3-4-ãî ïî 8-12-é äåíü, — ðàçâèòèå ïðåæäå âñåãî ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Îòåê îñâîáîæäåííîé êîíå÷íîñòè ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, êðîâîèçëèÿíèÿ. Êîíå÷íîñòè ïðèîáðåòàþò òàêîé æå âèä, êàê ïðè àíàýðîáíîé èíôåêöèè. Ïðè èññëåäîâàíèè êðîâè îáíàðóæèâàåòñÿ ïðîãðåññèðóþùàÿ àíåìèÿ, ãåìîêîíöåíòðàöèÿ ñìåíÿåòñÿ ãåìîäèëþöèåé, óìåíüøàåòñÿ äèóðåç, ðàñòåò óðîâåíü îñòàòî÷íîãî àçîòà. Åñëè ëå÷åíèå îêàçûâàåòñÿ íåýôôåêòèâíûì, ðàçâèâàþòñÿ àíóðèÿ è óðåìè÷åñêàÿ êîìà. Ëåòàëüíîñòü äîñòèãàåò 35%.

III ïåðèîä — âîññòàíîâèòåëüíûé — íà÷èíàåòñÿ îáû÷íî ñ 3-4 íåäåëè áîëåçíè. Íà ôîíå íîðìàëèçàöèè ôóíêöèè ïî÷åê, ïîëîæèòåëüíûõ ñäâèãîâ â áåëêîâîì è ýëåêòðîëèòíîì áàëàíñå îñòàþòñÿ òÿæåëûìè èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ïîðàæåííûõ òêàíåé. Ýòî îáøèðíûå ÿçâû, íåêðîçû, îñòåîìèåëèò, ãíîéíûå îñëîæíåíèÿ ñî ñòîðîíû ñóñòàâîì, ôëåáèòû, òðîìáîçû è ò.ä. Íåðåäêî èìåííî ýòè òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ, êîòîðûå ïîä÷àñ çàêàí÷èâàþòñÿ ãåíåðàëèçàöèåé ãíîéíîé èíôåêöèè, ïðèâîäÿò ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.

×àñòíûì ñëó÷àåì ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîçèöèîííûé ñèíäðîì — äëèòåëüíîå íàõîæäåíèå â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè â îäíîì ïîëîæåíèè. Ïðè ýòîì ñèíäðîìå ñäàâëåíèå ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå ñäàâëåíèÿ òêàíåé ïîä ñîáñòâåííûì âåñîì.

Ñóùåñòâóþò 4 êëèíè÷åñêèå ôîðìû ñèíäðîìà äëèòåëüíîãî ñäàâëåíèÿ:

1. Ëåãêàÿ — âîçíèêàåò â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äëèòåëüíîñòü ñäàâëåíèÿ ñåãìåíòîâ êîíå÷íîñòè íå ïðåâûøàåò 4 ÷.

2. Ñðåäíÿÿ — ñäàâëåíèå, êàê ïðàâèëî, âñåé êîíå÷íîñòè â òå÷åíèå 6 ÷.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íåò âûðàæåííûõ ãåìîäèíàìè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, à ôóíêöèÿ ïî÷åê ñòðàäàåò ñðàâíèòåëüíî ìàëî.

3. Òÿæåëàÿ ôîðìà âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ñäàâëåíèÿ âñåé êîíå÷íîñòè, ÷àùå áåäðà è ãîëåíè, â òå÷åíèå 7-8 ÷àñîâ. Îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìàòèêà ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ãåìîäèíàìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.

4. Êðàéíå òÿæåëàÿ ôîðìà ðàçâèâàåòñÿ, åñëè ñäàâëåíèþ ïîäâåðãàþòñÿ îáå êîíå÷íîñòè â òå÷åíèå 6 ÷àñîâ è áîëåå. Ïîñòðàäàâøèå óìèðàþò îò îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè â òå÷åíèå ïåðâûõ 2-3 ñóòîê.

Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû ñèíäðîìà ñäàëâåíèÿ òåñíî ñâÿçàíà ñ ñèëîé è ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ ñäàâëåíèÿ, ïëîùàäüþ ïîðàæåíèÿ, à òàêæå íàëè÷èåì ñîïóòñòñâóþùèõ ïîâðåæäåíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, êîñòåé; íåðâîâ è îñëîæíåíèé, ðàçâèâàþùèõñÿ â ðàçäàâëåííûõ òêàíÿõ. Ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ îò ñäàâëåíèÿ îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüøèíñòâà ïîñòðàäàâøèõ, êàê ïðàâèëî, óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè óñòîé÷èâûå. Ïîñòðàäàâøèõ áåñïîêîÿò áîëè â ïîâðåæäåííûõ êîíå÷íîñòÿõ, ñëàáîñòü, òîøíîòà. Êîíå÷íîñòè èìåþò áëåäíóþ îêðàñêó, ñî ñëåäàìè ñäàâëåíèÿ (âìÿòèíû). Îòìå÷àåòñÿ îñëàáëåííàÿ ïóëüñàöèÿ íà ïåðèôåðè÷åñêèõ àðòåðèÿõ ïîâðåæäåííûõ êîíå÷íîñòåé. Áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ îòåê êîíå÷íîñòåé, îíè çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàþòñÿ â îáúåìå, ïðèîáðåòàþò äåðåâÿíèñòóþ ïëîòíîñòü, ïóëüñàöèÿ ñîñóäîâ èñ÷åçàåò â ðåçóëüòàòå ñäàâëåíèÿ è ñïàçìà. Êîíå÷íîñòü ñòàíîâèòñÿ õîëîäíîé íà îùóïü. Ïî ìåðå íàðàñòàíèÿ îòåêà ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî óõóäøàåòñÿ. Ïîÿâëÿþòñÿ îáùàÿ ñëàáîñòü, âÿëîñòü, ñîíëèâîñòü, áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, òàõèêàðäèÿ, àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ïàäàåò äî íèçêèõ öèôð. Ïîñòðàäàâøèå îùóùàþò çíà÷èòåëüíóþ áîëåçíåííîñòü â ñóñòàâàõ ïðè ïîïûòêàõ ïðîèçâåñòè äâèæåíèÿ.

Îäíèì èç ðàííèõ ñèìïòîìîâ ðàííåãî ïåðèîäà ñèíäðîìà ÿâëÿåòñÿ îëèãîóðèÿ: êîëè÷åñòâî ìî÷è â òå÷åíèå ïåðâûõ 2 ñóòîê ñíèæàåòñÿ äî 50-200 ìë. ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ èíîãäà íàñòóïàåò àíóðèÿ. Âîññòàíîâëåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íå âñåãäà ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ äèóðåçà. Ìî÷à èìååò âûñîêóþ ïëîòíîñòü (1025 è âûøå), êèñëóþ ðåàêöèþ è êðàñíóþ îêðàñêó, îáóñëîâëåííóþ âûäåëåíèåì ãåìîãëîáèíà è ìèîãëîáèíà.

Ê 3-ìó äíþ, ê êîíöó ðàííåãî ïåðèîäà, â ðåçóëüòàòå ëå÷åíèÿ ñàìî÷óâñòâèå áîëüíûõ çíà÷èòåëüíî óëó÷øàåòñÿ (ñâåòëûé ïðîìåæóòîê), ñòàáèëèçèðóåòñÿ ãåìîäèíàìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè; îòåê êîíå÷íîñòåé óìåíüøàåòñÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòî óëó÷øåíèå ñóáúåêòèâíîå. Äèóðåç îñòàåòñÿ íèçêèì (50-100 ìë). íà 4-é äåíü íà÷èíàåòñÿ ôîðìèðîâàòüñÿ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà âòîðîãî ïåðèîäà çàáîëåâàíèÿ.

Ê 4-ìó äíþ ñíîâà ïîÿâëÿþòñÿ òîøíîòà, ðâîòà, îáùàÿ ñëàáîñòü, âÿëîñòü, çàòîðìîæåííîñòü, àïàòèÿ, ïðèçíàêè óðåìèè. Âîçíèêàþò áîëè â ïîÿñíèöå, îáóñëîâëåííûå ðàñòÿæåíèåì ôèáðîçíîé êàïñóëû ïî÷êè.  ñâÿçè ñ ýòèì èíîãäà ðàçâèâàåòñÿ êàðòèíà îñòðîãî æèâîòà. Íàðàñòàþò ñèìïòîìû âûðàæåííîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ïîÿâëÿåòñÿ íåïðåðûâíàÿ ðâîòà. Óðîâåíü ìî÷åâíû â êðîâè âîçðàñòàå äî 300-540 ìã%, ïàäàåò ùåëî÷íîé ðåçåðâ êðîâè. Ââèäó íàðàñòàíèÿ óðåìèè ñîñòîÿíèå áîëüíûõ ïîñòåïåííî óõóäøàåòñÿ, íàáëþäàåòñÿ âûñîêàÿ ãèïåðêàëèåìÿ. Ñìåðòü íàñòóïàåò íà 8-12 ñóòêè ïîñëå òðàâìû íà ôîíå óðåìèè.

Ïðè ïðàâèëüíîì è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè ê 10-12 äíþ âñå ÿâëÿåíèÿ ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîñòåïåííî ñòèõàþò è íàñòóïàåò ïîçäíèé ïåðèîä.  ïîçäíåì ïåðèîäå íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàþò ìåñòíûå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ, îòåê è áîëè â ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïîñòåïåííî óìåíüøàþòñÿ è ê êîíöó ìåñÿöà ïîëíîñòüþ èñ÷åçàþò. Ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè êîíå÷íîñòè îáû÷íî íå áûâàåò, ÷òî îáóñëîâëåíî ïîâðåæäåíèÿìè êðóïíûõ íåðâíûõ ñòâîëîâ è ìûøå÷íîé òêàíè. Ñî âðåìåíåì áîëüøàÿ ÷àñòü ìûøå÷íûõ âîëîêîí ãèáíåò, çàìåùàÿñü ñîåäèíèòåëüíîé òêàíüþ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ àòðîôèè,êîíòðàêòóð.  ýòîì ïåðèîäå íàáëþäàþòñÿ òÿæåëûå ãíîéíûå îñëîæíåíèÿ îáùåãî è ìåñòíîãî õàðàêòåðà.

4. Ëå÷åíèå íà ýòàïàõ ìåäèöèíñêîé ýâàêóàöèè

Ïåðâàÿ ïîìîùü: ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ ñäàâëåííîé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî íàëîæèòü æãóò ïðîêñèìàëüíåå ñäàâëåíèÿ è òóãî çàáèíòîâàòü êîíå÷íîñòü äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îòåêà. Æåëàòåëüíî îñóùåñòâèòü ãèïîòåðìèþ êîíå÷íîñòè ñ èñïîëüçîâàíèåì ëüäà, ñíåãà, õîëîäíîé âîäû. Ýòà ìåðà î÷åíü âàæíà, ïîñêîëüêó äî èçâåñòíîé ñòåïåíè ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå ìàññèâíîé ãèïåðêàëèåìèè, ïîíèæàåò ÷óâñòâèòåëüíîñòü òêàíåé ê ãèïîêñèè. Îáÿçàòåëüíû èììîáèëèçàöèÿ, ââåäåíèå îáåçáîëèâàþùèõ è ñåäàòèâíûõ ñðåäñòâ. Ïðè ìàëåéøåì ñîìíåíèè â âîçìîæíîñòè áûñòðîé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíûå ó÷ðåæäåíèÿ íåîáõîäèìî ïîñëå áèíòîâàíèÿ êîíå÷íîñòè è åå îõëàæäåíèÿ, ñíÿòü æãóò, òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøåãî áåç æãóòà, â ïðîòèâíîì ñëó÷àå ðåàëüíî îìåðòâåíèå êîíå÷íîñòè.

Ïåðâàÿ âðà÷åáíàÿ ïîìîùü.

Ïðîèçâîäÿò íîâîêàèíîâóþ áëîêàäó — 200-400 ìë òåïëîãî 0.25% ðàñòâîðà ïðîêñèìàëüíåå íàëîæåííîãî æãóòà, ïîñëå ÷åãî æãóò ìåäëåííî ñíèìàþò. Åñëè æãóò íå áûë íàëîæåí, áëîêàäó âûïîëíÿþòî ïðîêñèìàëüíåå óðîâíÿ ñäàâëåíèÿ. Ïîëåçíåå â ðàñòâîð íîâîêàèíà ââåñòè àíòèáèîòèêè øèðîêîãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ. Òàêæå âûïîëíÿþò äâóñòîðîííþþ ïàðàíåôðàëüíóþ áëîêàäó ïî À.Â. Âèøíåâñêîìó, ââîäÿò ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí. Îõëàæäåíèå êîíå÷íîñòè ñ òóãèì áèíòîâàíèåì ñëåäóåò ïðîäîëæàòü. Âìåñòî òóãîãî áèíòîâàíèÿ ïîêàçàíî èñïîëüçîâàíèå ïíåâìàòè÷åñêîé øèíû äëÿ èììîáèëèçàöèè ïåðåëîìîâ.  ýòîì ñëó÷àå áóäåò îäíîâðåìåííî îñóùåñòâëÿòüñÿ è ðàâíîìåðíàÿ êîìïðåññèÿ êîíå÷íîñòè è èììîáèëèçàöèÿ. Ââîäÿò íàðêîòèêè è àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðòû (2% ðàñòâîð ïàíòîïîíà 1 ìë, 2% ðàñòâîð äèìåäðîëà 2 ìë), ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà (2 ìë 10% ðàñòâîðà êîôåèíà). Ïðîèçâîäèòñÿ èììîáèëèçàöèÿ ñòàíäàðòíûìè òðàíñïîðòíûìè øèíàìè. Äàþò ùåëî÷íîå ïèòüå (ïèòüåâàÿ ñîäà), ãîðÿ÷èé ÷àé.

Êâàëèôèöèðîâàííàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ ïîìîùü.

Ïåðâè÷íàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ðàíû. Áîðüáà ñ àöèäîçîì — ââåäåíèå 3-5% ðàñòâîðà áèêàðáîíàòà íàòðèÿ â êîëè÷åñòâå 300-500 ìë. íàçíà÷àþò áîëüøèå äîçû (15-25 ã â äåíü) öèòðàòà íàòðèÿ, îáëàäàþùåãî ñïîñîáíîñòüþ îùåëà÷èâàòü ìî÷ó, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò îáðàçîâàíèå ìèîãëîáèíîâûõ îñàäêîâ. Ïîêàçàíî òàêæå ïèòüå áëüøèõ êîëè÷åñòâ ùåëî÷íûõ ðàñòâîðîâ, ïðèìåíåíèå âûñîêèõ êëèçì ñ áèêàðáîíàòîì íàòðèÿ. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ñïàçìà ñîñóäîâ êîðêîâîãî ñëîÿ ïî÷åê öåëåñîîáðàçíû âíóòðèâåííûå êàïåëüíûå âëèâàíèÿ 0.1% ðàñòâîðà íîâîêàèíà (300 ìë). â òå÷åíèå ñóòîê ââîäÿò â âåíó äî 4 ë æèäêîñòè.

Ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ ïîìîùü.

Äàëüíåéøåå ïîëó÷åíèå èíôóçèîííîé òåðàïèè, íîâîêàèíîâûå áëîêàäû, êîððåêöèÿ îáìåííûõ íàðóøåíèé. Òàêæå ïðîèçâîäèòñÿ ïîëíîöåííàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ðàíû, àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòè ïî ïîêàçàíèÿì. Âûïîëíÿåòñÿ ýêñòðàêîðïîðàëüíàÿ äåòîêñèêàöèÿ — ãåìîäèàëèç, ïëàçìàôôåðåç, ïåðèòîíåàëüíûé äèàëèç. Ïîñëå ëèêâèäàöèè îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà áûñòðåéøå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè ïîâðåæäåííûõ êîíå÷íîñòåé, áîðüáó ñ èíôåêöèîííûìè îñëîæíåíèÿìè, ïðîôèëàêòèêó êîíòðàêòóð. Ïðîèçâîäÿòñÿ îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà: âñêðûòèå ôëåãìîí, çàòåêîì, óäàëåíèå íåêðîòè÷åñêèõ ó÷àñòêîâ ìûøö.  äàëüíåéøåì ïðèìåíÿþòñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû è ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà.

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

1. Ëåêöèè è ïðàêòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ïî âîåííî-ïîëåâîé õèðóðãèè, ïîä ðåä. Ïðîô. Áåðêóòîâà. Ëåíèíãðàä, 1971ã.

2. Âîåííî-ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ. À.À. Âèøíåâñêèé, Ì.È. Øðàéáåð, Ìîñêâà, ìåäèöèíà, 1975ã.

3. Âîåííî-ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ, ïîä ðåä. Ê.Ì. Ëèñèöûíà, Þ.Ã. Øàïîøíèêîâà. Ìîñêâà, ìåäèöèíà, 1982ã.

4. Ðóêîâîäñòâî ïî òðàâìàòîëîãèè ÌÑ ÃÎ. Ïîä ðåä. À.È. Êóçüìèíà, Ì.Ìåäèöèíà, 1978.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник