Синдром дефицита внимания в психологии
У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.
СДВ и СДВГ
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.
Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.
Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.
Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.
Причины возникновения
Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:
- наследственность;
- родовая травма;
- педагогическая запущенность.
Наследственность
Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.
Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.
В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.
Родовая травма
Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.
Педагогическая запущенность
Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.
Ритмы головного мозга человека
Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.
Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.
Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.
Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.
Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.
Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.
Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.
Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.
Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.
Методы лечения
Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:
- медикаментозный метод;
- методика навязанных ритмов;
- психотерапия;
- метод биологической обратной связи (БОС-терапия).
Медикаментозный метод
К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.
Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов головного мозга.
При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.
В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.
При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.
Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.
Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.
И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.
Методика навязанных ритмов
Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.
Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к своему первоначальному уровню.
Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.
Психотерапия
В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.
Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.
Психодинамическая модель
Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).
Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.
Поведенческий подход
Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и, соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.
Десенситизация
Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).
Экзистенциально-гуманистическое направление
Здесь в качестве основных потребностей личности выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».
Когнитивная терапия
Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)
Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.
В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов. Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.
СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше работать и учиться.
Заключение
И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.
Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.
На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.
Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?
Оригинал: photo-drive.ru
Источник
В России синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) существует как официальный диагноз только для детей. В США до 1970-х годов считалось, что с возрастом синдром дефицита внимания проходит сам собой, — но, по последним данным, примерно у 50% детей, страдающих от расстройства, симптомы заболевания продолжают проявляться и годы спустя (в итоге «взрослый» СДВГ признали 18 европейских стран).
Каковы признаки СДВГ? В этом расстройстве выделяют три типа.
- Больше дефицита внимания. Человек с таким типом расстройства напоминает героя Маршака с улицы Бассейной: он рассеян и забывчив, ему сложно долго удерживать внимание на чем-либо, и он не слушает, что ему говорят. Такие люди довольно часто кажутся глупее, чем они есть — даже при высоком IQ им сложно как самоорганизоваться, так и следовать инструкциям. Они быстро устают от умственного труда, прокрастинируют и допускают глупые ошибки, потому что не могут сфокусироваться на деталях.
- Больше гиперактивности. Это «человек-мотор»: ему физически трудно сохранять неподвижность и вести себя спокойно. Такие люди постоянно раскачиваются на стуле, болтают ногами и каждые минут 20 выбегают покурить, они отвлекают не только себя, но и окружающих. Переизбыток энергии также может вызывать раздражительность или мешать расслабиться.
- Все сразу — есть симптомы из обеих категорий. В любом из вариантов проявления СДВГ касаются разных сфер деятельности и серьезно мешают жить — человек испытывает проблемы с концентрацией и в быту, и на работе, и, допустим, в очереди за билетами на концерт. Если вы часто расфокусированы, но это не мешает вам справляться с повседневными задачами (тут не имеются в виду задачи типа «прочитать всего «Улисса»», речь, скорее, о том, чтобы не забывать о важных деловых встречах, не терять каждый месяц в метро личные документы или быть способным подготовиться к сессии), стоит вспомнить поговорку психиатров: «Нет жалоб — нет диагноза». По разным оценкам, от расстройства страдают 7–10% детей и 4–6% взрослых в мире.
Удобный диагноз
CДВГ остается одним из самых странных и противоречивых психиатрических диагнозов — статья в Википедии об истории дискуссий вокруг расстройства читается как остросюжетный роман. Скорее всего, полемика была бы гораздо менее острой, если бы не специфика лечения: природа распорядилась так, что от синдрома дефицита внимания лучше всего помогают стимуляторы, такие как риталин и аддералл (производное от амфетамина). Помимо основных лечебных эффектов эти вещества дают такие интересные «побочки», как бодрость, повышенное настроение, избыток энергии и бешеная работоспособность. Все это не прошло мимо внимания обычного населения — веществами заинтересовались как матери семейств (серия про прием стимуляторов не по назначению есть даже в «Отчаянных домохозяйках»), так и студенты вузов «Лиги плюща», испытывающие огромные учебные нагрузки. В результате СДВГ оказался очень удобным диагнозом для ряда смелых граждан, решивших повысить личную эффективность с помощью химии, и вокруг диагноза до сих пор сохранился флер «ширмы для драгдилеров».
Тем не менее, по мнению многих уважаемых врачей, синдром дефицита внимания реально существует — его в том числе признает Всемирная организация здравоохранения. Кроме того, у него есть вполне заметные нейробиологические проявления — у людей с СДВГ более тонкая кора головного мозга, точнее тех ее отделов, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль. Так что за неимением лучшего варианта диагнозом продолжают пользоваться.
Эволюционное преимущество
Второе направление споров вокруг СДВГ — считать ли его вообще расстройством, а не нормальной вариацией работы мозга? Американский психотерапевт и предприниматель Том Хартман создал теорию «охотника и фермера», по которой пациенты с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за полезное для охотников поведение — быструю реакцию, импульсивность, восприимчивость, умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой и особенно способность к гиперфокусировке (погружение в решение одной задачи в ущерб всем остальным).
В общем, эти люди просто слегка ошиблись эпохой: они вполне могли бы быть чемпионами племени по выслеживанию добычи в лесу, но вместо этого вынуждены перебирать бумажки в офисе. Усидчивость, спокойствие и организованность теперь ценятся гораздо больше, чем спонтанность и умение быстро переключать внимание с одного на другое — хотя это во многом зависит от профессии.
Похожей позиции придерживается психиатр Дейл Арчер: СДВГ не надо лечить — стоит лишь слегка корректировать и использовать свои природные качества по назначению. «Из таких людей получаются отличные исследователи, бизнесмены, спортсмены и специалисты творческих профессий», — писал профессор в одной из своих книг. Подобные теории подкрепляются периодическими камингаутами со стороны успешных предпринимателей — в их числе, например, мультимиллиардер Ричард Брэнсон, создатель компании IKEA Ингвар Кампрад и основатель трех авиакомпаний (Morris Air, JetBlue Airways and Azul Brazilian Airlines) Дэвид Нилман. Ученые считают, что генетический фактор действительно играет большую роль в возникновении заболевания: как пишет Арчер, исследования близнецов показывают, что более чем в 70% случаев синдром, обнаруженный у одного, окажется и у другого. А если ребенку поставили такой диагноз, вероятность того, что синдром дефицита внимания есть у одного из родителей, составляет 15–40%.
Как взрослому жить с СДВГ в России
Как я уже говорила, человеку, вышедшему из пубертата, в нашей стране такого диагноза не ставят. Те, кто подозревает у себя это заболевание, чисто для себя могут пройти маленький тест, разработанный психиатрами при содействии Всемирной организации здравоохранения. В нем всего шесть вопросов:
- Как часто после выполнения наиболее сложной части задания у вас возникают проблемы с доработкой деталей?
- Как часто вам бывает сложно разложить все по полочкам, когда вам дают задание, требующее организованности?
- Как часто вы забываете о назначенных встречах или взятых на себя обязательствах?
- Когда вам дают задание, требующее большого умственного напряжения, как часто вы стараетесь отсрочить его выполнение или вовсе уклониться от этого поручения?
- Как часто вы ерзаете или двигаете руками или ногами, когда вам приходится сидеть на месте продолжительное время?
- Как часто вы чувствуете себя слишком активным и непоседливым, как будто у вас внутри мотор?
На каждый вопрос предлагается выбрать один из пяти вариантов ответов: 1) очень редко; 2) редко; 3)иногда; 4) часто; 5) очень часто. За каждый ответ от «иногда» до «очень часто» в первых трех вопросах и за «часто» или «очень часто» в остальных ставьте себе по одному баллу. Если вы набрали четыре и больше баллов, похоже на то, что у вас и правда синдром дефицита внимания. Впрочем, этот тест не заменяет обследования у психиатра.
Риталин и аддералл в России запрещены, поэтому вариантов медикаментозного лечения в любом случае оставалось бы не так много: в основном используется препарат под названием «Страттера», который психостимулятором не является, и ноотропы (забавная симметрия — любимый многими в России фенотропил в Америке считается таким же незаконным, как у нас риталин). Но, к счастью, во многих случаях можно добиться улучшения и без медикаментов — как и с другими расстройствами, вроде депрессии и БАР, тут эффективна когнитивно-поведенческая терапия. Кому-то помогает самолечение кофеином — что теоретически логично, поскольку он действует примерно похожим образом, что и стимуляторы, только мягче. Правда, клинически его эффект так и не доказан — ученые получают противоречивые результаты. Зато доказан хороший эффект от регулярной физической нагрузки — она повышает способности к концентрации и планированию.
Наконец, существует множество методик самоорганизации и повышения эффективности. Можно воспользоваться готовым алгоритмом вроде Getting Things Done Дэвида Аллена или настроить свою систему напоминалок, органайзеров и календарей. И попробовать использовать позитивные стороны своей нейробиологической особенности — любопытство, многозадачность и способность быстро обрабатывать информацию.
Источник