Синдром дефицита внимания у одаренных детей

Синдром дефицита внимания у одаренных детей thumbnail

Двойная исключительность.Одаренность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Рисунок ребенка с СДВГБольшинство современных исследователей утвердились в понимании того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их «ординарных» сверстников. Разработаны идеи качественной перестройки – «обогащения содержания образования», под этим термином в дидактике понимается широкий спектр мер по качественной перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Однако, к сожалению, одаренные дети сталкиваются в школе с большим количеством проблем, одна из которых – академическая неуспеваемость.

Уникальность, непохожесть, инакость, исключительность каждого одаренного ребенка; недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и психологов, работающих с детьми; неготовность специалистов принимать далеко не всегда «удобного» в общении одаренного ребенка (иногда — страх потерять авторитет, оказавшись некомпетентным при взаимодействии с эрудированными, нетрадиционно мыслящими учениками); ичностные особенности ребенка, конфликт стиля подачи учебного материала учителем и восприятия информации учеником, межличностный конфликт ребенка со сверстниками или с учителем, снижение учебной мотивации вследствие несоответствия познавательных потребностей и реальной учебной программы, – все эти причины (или даже одна из них) могут привести к школьной дезадаптации, к неуспеваемости ребенка.

Кроме того, в настоящее время специалисты говорят еще об одной причине возникновения проблем обучения одаренных детей – о наличия у них, наряду с одаренностью, проблем со здоровьем, и в частности — Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Функционирование одаренных детей может осложняться проблемами со здоровьем, зачастую сочетающихся с одаренностью. В последние годы подобное сочетание называют «двойной исключительностью». По отношению к одаренному ребенку у взрослых (и у родителей, и у педагогов) формируются определенные ожидания, продиктованные его неординарными способностями. Однако ребенок не в состоянии соответствовать этим ожиданиям в силу своих физиологических особенностей, сопутствующих СДВГ.

Некоторые характеристики одаренных детей и детей с СДВГ являются внешне схожими. Так, и одаренный ребенок, и гиперактивный могут проявлять беспокойство на уроке, совершать много движений, отвлекаться, терять интерес к занятиям. Однако происходит это по разным причинам: в одном случае — вследствие физиологических особенностей и невозможности длительное время концентрировать внимание. В другом — от скуки, несоответствия уровня сложности учебного материала потребностям ребенка. Следовательно, и стратегии нормализации ситуации должны носить разный характер. Для одаренного ребенка можно предложить нестандартное увлекательное задание. Для ребенка с СДВГ — дать возможность сменить деятельность или отдохнуть.

Выбор стратегии взаимодействия с детьми, обладающими двойной исключительностью, предполагает изучение присущих им характеристик и одаренности, и СДВГ. Значит, необходима диагностика одаренности и СДВГ на ранних этапах развития ребенка и качественный (а не только количественный) анализ ее результатов.

Линда Крегер Сильверман отмечет, что у одаренных детей трудно выявить СДВГ: чем лучше развито абстрактное мышление ребенка, тем легче он адаптируется к ситуации, вырабатывая самостоятельно такую стратегию, которая камуфлирует проблему. В результате ни родители, ни педагоги не в состоянии сразу распознать СДВГ. С другой стороны, одаренность маскируется неспособностью обучения, характерной для ребенка с СДВГ. Педагог, испытывая трудности обучения, общения с гиперактивным ребенком, далеко не всегда может оценить его выдающиеся способности в отдельной области знаний или деятельности. Неспособность к обучению маскирует интеллект, и ребенок с СДВГ может создавать впечатление не одаренного, а посредственного ребенка.

В процессе диагностики важно рассматривать сильные стороны дважды исключительных детей скорее отдельно от их слабых сторон, не усредняя их баллы. Например, в тесте Векслера, высокоодаренный ребенок может получить 19 в одном субтесте (например, «Словарный») и 7 в другом (например, в субтесте «Шифровка», который измеряет зрительно-моторную координацию). Подобное расхождение может быть характерно для большинства дважды исключительных детей. Когда оба эти балла усредняются, сильные стороны и недостатки аннулируют друг друга, и показатели развития ребенка соответствуют средним (13), а сам ребенок в соответствии с этими количественными показателями – представителем “среднего касса” учащихся, а не высокоодаренным. Интерпретация сложных профилей дважды исключительных детей требует идти дальше шаблонных (стандартных тестовых) интерпретаций и поиска свидетельств сильных сторон и слабостей (недостатков) в поведении ребенка дома и в школе.

Дети с двойной исключительностью, несмотря на одаренность, зачастую (в силу физиологических и психологических особенностей) не в состоянии усвоить программу для одаренных детей. Ведь подобные программы направлены либо на ускорение, либо на интенсификацию, что может пагубно сказаться на успехах ребенка, основные черты которого – дефицит активного внимания, импульсивность, гиперподвижность.

Таким образом, воспитание и обучение детей с двойной исключительностью должно строиться с учетом
наличия как одаренности, так и проблем со здоровьем (в данном случае — СДВГ).

Дети с двойной исключительностью представляют собой в высшей степени разнородную группу учащихся. Однако наблюдения за ними, анализ теоретических материалов и собственных исследований позволил выявить некоторые характерные черты представителей данной категории:высокая познавательная активность, широкий спектр интересов, способность к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций, способность к «инсайту», высокий уровень развития аналитических навыков,дивергентное мышление, изобретательность в решении заданий, компенсирующая трудности в обучении, неравномернось развития учебных навыков, проблемы школьного обучения, неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, плохой почерк, неаккуратность выполнения письменных работ, эмоциональная лабильность, импульсивность, конфликты с учителями и сверстниками и др.

Читайте также:  Импиджмент синдром правого плечевого сустава рентген

Психолого-педагогическая помощь детям с двойной исключительностью предполагает:
1. принятие исключительности ребенка
2. учет особенностей одаренного ребенка
3. учет специфики развития и поведения детей с СДВГ
4. комплексный подход в решении проблемы воспитания и обучения
5. индивидуализация процесса обучения
– выявление эффективной стратегии учебной деятельности
– генерализация данной стратегии
– составление графика работоспособности
6. анализ ситуации, провоцирующей проблемы поведения и обучения, отработка навыков конструктивного поведения в
сложных ситуациях, обучение приемлемых способов выражения негативных эмоций
7. учет непосредственного социального окружения.

Основным направлением психолого-педагогической коррекции, соответствующим запросам педагогов и родителей, как правило, является обучение ребенка навыкам управления поведением. Между тем, подобная работа зачастую не только не приносит желаемых результатов, но и ухудшает ситуацию, поскольку не учитывает физиологических и психологических особенностей детей данной категории. Школьные трудности не исчезают, а нарастают, снижается мотивация обучения, вплоть до полного отказа посещать школу.

Эмоциональные расстройства – характерная особенность детей и подростков с ММД, лежащей в основе
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (Г.Б. Леви, 1995). И если дети не получают помощи в решении этих проблем
в начальной школе, в дальнейшем трудности обучения отходят на второй план, возникают проблемы личностного характера и межличностного общения, и ребенок в первую очередь нуждается в эмоциональной поддержке, в формировании адекватной самооценки.

Поддержка взрослых должна носить комплексный, когда учитель, психолог, родители объединяют свои усилия для оказания помощи, для выработки единой стратегии и созвучных тактик взаимодействия с ребенком.

Главный акцент в работе с ребенком необходимо сделать на постановке и достижении персональных целей, на развитии эмоционального интеллекта, на формировании адекватной самооценки и навыков саморегуляции, что поможет благоприятному прохождению ребенком данного этапа возрастного развития, будет способствовать его личностному росту, решению эмоциональных проблем.

Индивидуализация обучения — важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков (Занков Л. В., Зверев М. В., 1973; Кирсанов А. А., 1963; Монина Г. Б., 2004). Учитель должен создать условий для самоиндивидуализации» ученика, для выявления каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции. Это особенно эффективно именно при обучении одаренных детей, для которых свойственно экспериментирование, поиск необычных, эффективных стратегий поведения. Однако эмоциональность, увлекаемость, импульсивность, неспособность закончить начатые проекты, – все это требует особого внимания и помощи взрослого в обучении ребенка использованию найденной эффективной стратегии в различных ситуациях, учебных и жизненных.

Монина Галина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургской Академии управления и
экономики.

Источник

Автор статьи: Артём Чернов. Специалист по физиологии психической деятельности, канд. биол. наук

СДВГ и одаренность

Эта идея очень часто звучит примерно в такой формулировке:

«Дети с СДВГ – особенные, из них вырастают выдающиеся бизнесмены, учёные и политики».

Скорее, бизнесмены и политики вырастают – из кого угодно, а с учётом того, что в популяции по разным оценкам от 5 до 22% людей в детском возрасте имеют признаки дефицита внимания или характер «гиперактивных», то, естественно, какой-то процент «бизнесменов и политиков» будет вырастать и из них. Но в действительности большинство детей с симптомами СДВГ не демонстрируют каких-либо уникальных талантов. Более того, очень часто эти нарушения в регуляции активности мозговых систем никак не способствуют продуктивной и высокоэффективной работе и каким-либо социальным достижениям. В обычной жизни такие дети зачастую получают ярлык ленивых, упрямых, непослушных или даже (в более старшем возрасте) «раздолбаев».

«Исследования IQ у детей с СДВГ показывают, что в группе у них, как правило, средний IQ несколько ниже, чем у детей без СДВГ. Эта групповая разница оценивается примерно в 9 баллов IQ.»
// Differential Brain Development with Low and High IQ in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder https://journals.plos.org/plosone/article…

Однако существуют разные типы нарушений в активности мозговых систем – вполне возможно, что «недостаточность» внимания будет существовать на фоне апатии, проблем с мотивацией, неуверенностью и постоянным беспокойством по поводу выполнения заданий, что приведет к сниженной активности (в некоторых случаях проблемы с функцией внимания просто затеряются в общей массе различных проявлений дефицита активирующих влияний на кору мозга).

Тем не менее, ничто не мешает такому ребёнку, родившемуся, например, в семье политиков – найти своё место во властных структурах, при наличии харизмы и других качеств, необходимых для успешной карьеры в этой сфере. А импульсивность для политика, как мы знаем, – совсем не помеха. Только вот у такого политика будут проблемы с долговременным планированием (например, умением оценивать долгосрочные экономические стратегии) – он будет стремится получить всё «здесь и сейчас», любой ценой («цель оправдывает средства»).

Читайте также:  Генетические заболевания синдром шерешевского тернера

Ничто не мешает ребёнку с СДВГ стать и талантливым художником или поэтом. И не беда, если он так и не сможет устроить нормальную семейную жизнь или будет, например, откусывать друзьям мочки ушей в кабаках, играть в азартные игры, систематически терпеть банкротства и т. д. Как мы понимаем, на художественное качество работ всё это не влияет.

Всего лишь лет 20-30 назад иной характеристики симптомам СДВ(Г) кроме как отнесения их к «особенностям личности» (акцентуации) или даже к «дурному характеру», – вообще не было альтернативы. Если такому ребёнку не повезло, и он родился в семье с «низкой социальной ответственностью» – им никто не занимается и развитие пущено на самотёк, то существует ненулевая вероятность, что он вообще пойдёт по «кривой дорожке»: станет алкоголиком или наркоманом, не будучи в состоянии минимально адаптироваться к требованиям нормальной социальной жизни. Да, антисоциальное расстройство личности – тоже одно из коморбидных симптоматике СДВ(Г) личностных расстройств.

Таким образом, СДВ(Г) само по себе не имеет отношения ни к интеллектуальным способностям, ни к творческому потенциалу, ни к прочим «задаткам».

Это две совершенно параллельных, не связанных между собой, вещи. Им ничего не мешает существовать совместно, однако одно никак не влечёт за собой другое и не способствует ему.

Все утверждения «об особых задатках» человека с синдромом дефицита внимания не имеют под собой никаких оснований – в действительности, корреляцию этих признаков между собой никто никогда не изучал, поэтому какие либо выводы о прямом обусловливании одного другим – чисто спекулятивны.

Те же, кто пытается сформировать представление о характеристиках и личностных особенностях зрелого носителя СДВ(Г), опираясь на стихийный опыт наблюдения за СДВГ-представителями из своего круга общения, обычно совершают так называемую «систематическую ошибку выжившего» (один из типов когнитивных искажений).

Более того, можно однозначно утверждать, что люди, страдающие, например, алкоголизмом, хронические курильщики (неспособные отказаться от этой привычки) или вообще – патологически зависимые от чего-либо (в том числе, и в социальном смысле) гарантированно имеют нарушенную активность модулирующих систем мозга, которая, собственно, и приводит к формированию в процессе развития соответствующего профиля личности и приобретению патологических форм саморегуляции – за счет использования внешних стимулирующих/расслабляющих агентов.

Это говорит о проблемах с работой естественных механизмов переключения активирующих-инактивирующих систем мозга. Те случаи СДВГ, рост которых фиксируется статистикой (обращения за врачебной и/или психосоциальной помощью), как правило, связаны с семьями с высоким социальным уровнем жизни и относительным благополучием – в противном случае проблема зачастую даже не будет распознана как некое отдельное расстройство, которое необходимо корректировать.

Отсутствие самоорганизованности, хроническая усталость, невозможность длительно сосредотачиваться на чём-либо, приводящая к низкому качеству работы, отсутствию дисциплины во взрослом состоянии и даже крайне высокий риск возникновения патологических зависимостей – также зачастую является следствием не выявленного «дефицита внимания» и прочих нарушений в работе модулирующих систем мозга (которые приводят к симптоматике «исполнительной дисфункции»).

На эти нарушения могут указывать и такие проявления: хаотическая сумбурная жизнь, постоянная смена работы и партнеров, гиперответственность, перфекционизм, болезненное внимание к мелочам, неспособность отпустить размышления «о проблемах» (зацикливание, персеверации) и множество, множество других психологических симптомов и «черт характера».

Скорее есть все основания ожидать, что проблемы с активностью модулирующих систем мозга (на некоторые из них однозначно указывает синдром дефицита внимания и исполнительная дисфункция) у среднестатистического ребёнка, родившегося в обычной семье, приведут к недостаточному уровню удовлетворенности социальной жизнью и многочисленным проблемам с тем, чтобы организовать своё будущее – стабильно адаптироваться в социуме.

Таким образом, наличие определенного личностного потенциала в виде когнитивных и творческих ресурсов может способствовать такой адаптации, но сам потенциал не вытекает непосредственно из симптоматики СДВ(Г).

Источник

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Читайте также:  Патогенез отечного синдрома при гломерулонефрите

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца. 

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован.
  • Часто забывает.
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
  • Постоянно что-нибудь теряет.
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив.
  • Ему сложно сидеть на одном месте.
  • Ребенок всегда в движении.
  • Постоянно суетится.
  • Ему сложно тихо и спокойно играть.
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует. 

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями. 

Советы родителям

  • Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе. 
  • В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание. 
  • Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
  • Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? — Подписывайтесь на наш канал!

Источник