Синдром дефицита внимания школьная дезадаптация

Синдром дефицита внимания школьная дезадаптация thumbnail

Статья на тему «Школьная дезадаптация и синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Пути преодоления»

Выделяют три основных уровня нарушения адаптации ребенка к школе: когнитивный (низкая успеваемость, замедленные темпы формирования школьных навыков), эмоциональный (отношение ребенка к обучению в школе) и поведенческий (неправильное поведение ребенка в школе).

На практике одной из распространённых причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гипеактивностью (СДВГ). Дети с этим расстройством отличаются чрезмерной отвлекаемостью, невнимательностью и нарушением поведения в виде избыточной двигательной активности (гиперактивность). Другими факторами, усугубляющими школьную дезадаптацию, нередко бывают частые конфликты в семье, злоупотребление родителями алкоголем, неоправданные наказания ребёнка, либо завышенные требования, предъявляемые к его достижениям. Кроме того, определенное отрицательное влияние может оказывать резкая интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и техник обучения индивидуальным возрастным и функциональным особенностям детей с неблагоприятным психоневрологическим фоном. Итогом такого сочетания различных неблагоприятных факторов, влияющих на ребенка с разных сторон и подрывающих его адаптацию, может быть усиление клинических проявлений СДВГ, присоединение к ним элементов невротических расстройств в виде повышенной тревожности, необоснованных страхов, беспричинных головных болей и т.д.

Таким образом, несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Ребенок с СДВГ уже на 7—8-й минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута». Специалисты отмечают у гиперактивных детей отставание в учебе вплоть до необходимости оставаться на второй год, выраженные нарушения в поведении, которые могут достигать уровня отказа от обучения в школе.

Такие грубые отклонения являются следствием цепочки последовательно усугубляющихся нарушений, первым звеном которой выступает систематическое снижение продуктивности учебной деятельности. Постоянно низкий уровень школьных успехов приводит к тому, что ребенок становится объектом критики со стороны учителей. В дальнейшем в круг отрицательного отношения к ребенку вовлекаются сверстники, а также в ряде случаев и члены семьи, если они занимают позицию «против», стремясь своим неодобрительным отношением «заставить» ребенка хорошо учиться.

Следующим этапом является формирование у ребенка сниженной самооценки, что способствует нарастанию эмоциональной нестабильности и усилению тревожности при участии в любых видах социальной активности. Нарушение эмоционального фона обуславливает дальнейшее нарастание трудностей концентрации внимания, неспособности сосредоточиться на работе, быструю потерю интереса к учебе. Кроме того, детям с СДВГ чрезвычайно трудно работать в коллективе, где для них существует слишком много отвлекающих факторов, и они постоянно испытывают эмоциональное давление из-за страха оказаться хуже, чем все остальные, помимо этого такие дети часто объективно мешают работать другим ученикам в классе, неоднократно нарушая дисциплину во время урока.

Что делать родителям такого школьника? Прежде всего, они должны понять, что их сыну или дочери сейчас действительно тяжело, и не их вина в том, что им не удается учиться на пятерки или хотя бы четверки. Следует принять позитивную модель отношения не «против», а «за» своего ребенка и всячески его поддерживать. Нельзя сравнивать ребенка с более успешными сверстниками. Родители должны также научиться спокойно, реагировать на любые школьные оценки в дневнике.

Родителям важно установить доверительный контакт с педагогами. Они должны вместе обсудить индивидуальные возможности ученика, причем не только недостатки, но и положительные стороны, например, открытость, умение, что делать своими руками и пр. Результатом такого сотрудничества между семьей и учителями должно стать создание таких условий существования ребенка, которые характеризировались бы единством требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома, способствовали развитию сильных сторон личности ребенка, его самореализации и вырабатыванию у него навыков самостоятельности, умения вести себя ответственно.

Родителям детей, особенно испытывающих особые трудности в школе, обязательно обратиться к детскому врачу неврологу, психиатру, который посоветует, что делать в конкретной ситуации и при необходимости назначит лечение.

Источник

МБОУ БГИ №2г. Ишимбай

Зиангирова Р.Р. педагог- психолог

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в рамках профилактики социальной дезадаптации.

Расстройства внимания, двигательная расторможенность (гиперактивность) и импульсивность поведения, характерные для СДВГ, существуя по отдельности, или в сочетании, значительно осложняют процессы адаптации ребенка к условиям среды. Особенно остро симптомы СДВГ проявляют себя в кризисные периоды развития ребенка: при поступлении в детский сад, в школу, при переходе из начального звена школьного обучения на основную ступень и т.д. Повышенная возбудимость, импульсивность является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоциональных переживаний, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции». Неуспешность в учении, конфликтность, способность дезорганизовать работу всего коллектива, делают таких детей нежеланными, отвергаемыми, что, в свою очередь, порождает у них желание доказать свою состоятельность, там, где это недопустимо.

Читайте также:  У ребенка не подтвердился синдром

Не получив своевременной психолого-педагогической медико-социальной поддержки в начальном звене, на последующих ступенях обучения школьники с СДВГ обнаруживают стойкое нежелание учиться, незрелое, безответственное поведение, проявляющееся в нарушении семейных и общественных правил, трудностях в выборе и освоении профессии. У многих проявляется тяга к употреблению табака, алкоголя, наркотиков. Часто имеет место угроза персональному существованию подростка: возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве. Указанные проблемы значительно осложняют дальнейшую социализацию гиперактивных детей. Данное положение выдвигает проблему комплексной поддержки детей с СДВГ на одно из ведущих мест в практике образования.

Необходимость дальнейшей работы в данном направлении неоспорима, так как остаются нерешенными многие, значимые для психолого-педагогической практики проблемы. В первую очередь это проблема дифференциальной диагностики СДВГ. Гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания у детей обнаруживаются при широком круге состояний. В большинстве случаев данная симптоматика носит нестойкий, преходящий характер и требует совершенно иных подходов к профилактике, коррекции, реабилитации, нежели СДВГ.

Помимо вопросов дифференциальной диагностики данного состояния важен и другой аспект этой проблемы – своевременность постановки диагноза, что позволяет рано начать комплексную коррекционно-развивающую работу во избежание формирования вторичных нарушений.

Большую роль играет информированность родителей и педагогов о состоянии ребенка. Понимание того, что стоит за формулировкой СДВГ, прописанной в медицинской карте, дает возможность оценить всю серьезность проблемы и осознанно, вместе со специалистами (медицинскими работниками, психологом и пр.) включиться в комплексную работу по решению проблем ребенка. К сожалению, практика свидетельствует о том, что большинство родителей, не обладая необходимым уровнем психолого-педагогической информированности и подготовки, придерживается в воспитании и развитии гиперактивного ребенка принципов: «С возрастом пройдет» или «Мы сами были такими, но это не помешало нам стать нормальными людьми» или «Поддашь ремешком хорошенько, сразу перестает носиться и орать». Другие родители в силу объективных причин (занятость на работе, частые командировки, нерешенные семейные проблемы) не имеют возможности уделять достаточно времени воспитанию ребенка, общению с ним, решению его проблем. Существует категория родителей, которые вообще не желают заниматься воспитанием своих детей. К тому же они сами служат ярким образцом асоциального и аморального поведения.

Для педагогической практики важен и другой вопрос, что должны включать в себя психолого-педагогические коррекционно-развивающие и реабилитационные программы, адресованные учащимся с СДВГ?

В определении подходов к разработке коррекционно-развивающих, профилактических и реабилитационных мероприятий в работе с дезадаптированными школьниками с СДВГ мы опирались на ряд основополагающих принципов:

  • ранняя, задолго до поступления в школу диагностика СДВГ и раннее начало коррекционно-развивающей работы;
  • комплексный и системный подход в решении проблем ребенка;
  • включенность в работу педагогов и родителей, социального педагога, других специалистов.

Уже более десяти лет в практике психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ мы используем индивидуально-ориентированную коррекционно-развивающую программу «Умный непоседа», адресованную учащимся 7-10 лет, имеющим проблемы в учебной деятельности и поведении, связанные с диагнозом СДВГ. К коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитательной работе с гиперактивным ребенком мы подходим комплексно и системно. Данная позиция обусловлена следующими соображениями: практика показывает, что последовательная коррекция дефицитарных функций у детей с СДВГ требует весьма длительного времени для получения более или менее стойких результатов. Возникает вероятность того, что на проблемы гиперактивности могут наслоиться проблемы подросткового возраста, и тогда они станут основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня.

Можно подчеркнуть важность привлечения внимания педагогов образовательных учреждений на всех ступенях обучения к проблемам детей с СДВГ. Вряд ли в обозримом будущем изменится ситуация и таких детей станет меньше. Современные интенсивные формы обучения, рост психоэмоциональных перегрузок, переполненные классы, инклюзивное обучение без соответствующего медико-психолого-социального сопровождения, недостаток специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики, низкийуровень практической психологической компетентности некоторых педагогов, – все это усугубляет проблемы гиперактивных детей. В настоящее время практические психологи и педагоги нуждаются в новых технологиях, методах, приемах работы с гиперактивными детьми, позволяющими оптимизировать процесс адаптации детей с СДВГ к условиям массовой школы, социализации и интеграции в обществе.

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна рождение второго ребенка

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Читайте также:  Работа психолога в доу с детьми с синдромом дауна

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник