Синдром дефицита внимания с заторможенностью

Синдром дефицита внимания с заторможенностью thumbnail

Синдром дефицита внимания — особое состояние, которое мешает не только в детском, но и во взрослом возрасте. Многие из нас даже не задумываются, что трудности обучения, неприятности на работе и в семейной жизни связаны именно с этим синдромом.

Что это такое

На самом деле полное название синдрома — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания.

Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы. Достоверных причин развития синдрома на сегодняшний день не найдено. Дети и взрослые с СДВГ часто имеют высокий или нормальный уровень интеллекта.

Симптомы

Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.

Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.

Терапия музыкойЧитайте также:

Терапия музыкой

Гиперактивность может проявляться по-разному. Например, некоторым трудно усидеть на месте. Другие постоянно крутят в руках какие-нибудь предметы, например карандаш или носовой платок. Бывает, что люди с гиперактивностью перебивают собеседника, выкрикивая свою точку зрения. Для СДВГ характерна импульсивность поступков. Контролировать такие проявления очень трудно, и многим это просто не удается.

К кому обращаться

К кому обращаться

Установить диагноз СДВГ у взрослого довольно трудно, так как симптомы могут быть схожи с психическими расстройствами, например с депрессией или тревогой. Если вы подозреваете у себя СДВГ, то на начальном этапе может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Невролог исключит органические повреждения головного мозга (например, опухоли, сосудистые заболевания), психиатр — психические (например, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство). Опытный психолог проведет детальное обследование интеллекта и особенностей личности.

Для установления диагноза крайне важна информация о детстве пациента, ведь СДВГ не развивается на пустом месте у взрослого, проявления всегда начинаются в детском возрасте. Когда диагноз установлен, может потребоваться наблюдение и помощь психолога и психотерапевта.

Как себе помочь

Медикаментозное лечение СДВГ должно проходить только под контролем врача. Но для улучшения состояния многое можно делать и самому. Для уменьшения симптомов вам могут рекомендовать соблюдение режим сна, сон не менее 8 часов в день. Очень полезны активные физические нагрузки, а также йога и медитация. Правильное регулярное питание тоже помогает ослабить симптомы.

Если у вас диагностировали СДВГ, не отчаивайтесь. Современная медицина располагает множеством способов помочь, и эффект от лечения практически всегда предвосхищает даже самые смелые ожидания пациента.

Будьте здоровы!

Мария Мещерина

Фото istockphoto.com

Источник

У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.

СДВ и СДВГ

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой  диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром антитела igg к кардиолипину

Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

Причины возникновения

Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:

  • наследственность;
  • родовая травма;
  • педагогическая запущенность.

Наследственность

Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.

Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.

В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.

Родовая травма

Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.

Педагогическая запущенность

Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.

Ритмы головного мозга человека

Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.

Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.

Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.

Читайте также:  Щелочная фосфатаза при синдроме раздраженного кишечника

Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.

Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.

Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.

Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.

Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.

Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.

Методы лечения

Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:

  • медикаментозный метод;
  • методика навязанных ритмов;
  • психотерапия;
  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия).

Медикаментозный метод

К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.

Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов  головного мозга.

При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.

В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.

При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.

Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.

Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.

И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.

Методика навязанных ритмов

Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.

Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к  своему первоначальному уровню.

Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.

Читайте также:  Сериал синдром феникса актеры и роли

Психотерапия

В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.

Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.

Психодинамическая модель

Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).

Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.

Поведенческий подход

Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и,  соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.

Десенситизация

Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).

Экзистенциально-гуманистическое направление

Здесь в качестве основных потребностей личности  выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано  с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».

Когнитивная терапия

Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.

Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)

Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.

В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов.  Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых  веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.

СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше  работать и учиться.

Заключение

И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.

Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.

На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость  выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.

Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?

Оригинал: photo-drive.ru

Источник