Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей с зпр
Иларионова В. С.
учитель ИЗО
МОБУ СОШ №12
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отличаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития (ЗПР). Американские психологи и клицинисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ), как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и многих детей с трудностями в обучении. Существует группа детей, у которых потребность в движениях достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.
Актуальность проблемы.В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешает таким детям адаптироваться в жизни, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростоковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.
Цель исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.
Задачи:
1) изучение литературы по данной проблеме;
2) изучение и подбор методик, направленных на выявление СДВГ у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
3) Выявить синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
Объект исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;
Предмет исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
Гипотеза: наличие СДВГ у детей с ЗПР с сочетанием расстройства внимания приводит к выраженной школьной и общесоциальной дезадаптации.
Теоретические положения:
— Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
— Кучма В.Р., Брязгунов И.П. «СДВГ у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики лечения, профилактики и прогноза)».
Методы исследования:наблюдение, беседы, архивный метод, тесты, анализ литературы, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: изучение синдрома дефицита внимания проводилась на базе средней образовательной школы № 12 г. Нефтекамска в 2 «Г» классе. В группу вошли 10 человек с диагнозом: задержка психического развития.
Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клицинисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е г.г. 20 века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально – органического генеза;
В клинико–психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.[19;9]
Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.
Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Этот термин с 60-х гг. используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо – американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД
В настоящее время применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей…[7;332]
§.1.2 Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторки и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Вместе с тем гиперактивных часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5, 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:[24;60]
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.). Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, являются основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994г.)
Вывод.
· У 6-8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.
· Синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.
· Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов возникновения СДВГ – актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований.
Источник
Да девочки сегодня после посещение невролога по мимо фимоза и энуреза. Нам поставили СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой нарушение функции центральной нервной системы. На сегодняшний день встречаемость этого диагноза среди детей растет с каждым годом. Среди мальчиков такой диагноз встречается чаще.
СДВГ у детей: причины
СДВГ может быть вызван следующими причинами:
- нарушение работы подкорковых структур головного мозга;
- патологи развития лобных долей мозга;
- наследственность;
- https://womanadvice.ru/perinatalnaya-encefalopatiya;
- патология беременности у матери ребенка (гипоксия плода, обвитие пуповины, токсикоз, https://womanadvice.ru/ugroza-preryvaniya-beremennosti, курение, стрессы, неправильное питание);
- особенности протекания родов: преждевременные, длительные, скоротечные, со стимуляцией родовой деятельности;
- ребенок родился недоношенным.
Частые конфликты, происходящие в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку может способствовать возникновению у него синдрома СДВГ.
Диагностика СДВГ у детей
Основным методом диагностики является метод динамического наблюдения за ребенком в естественной для него среде. Наблюдатель создает так называемую карту наблюдения, куда заносятся данные об особенностях поведения ребенка дома, в школе, на улице, в кругу друзей, с родителями.
С ребенком старше 6 лет используются оценочные шкалы для определения уровня сформированности внимания, мышления и иных когнитивных процессов.
При постановке диагноза также учитываются жалобы родителей, данные медицинской карты ребенка.
Симптомы CДВГ у детей
Первые признаки CДВГ начинают проявляться уже у грудного ребенка. Ребенка с CДВГ характеризует наличие следующих симптомов:
- повышенная двигательная активность конечностей;
- хаотичные движения;
- часто https://womanadvice.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey;
- неуклюжесть;
- расторможенность;
- импульсивность;
- неусидчивость;
- невнимательность.
Часто у таких детей отмечается заниженная самооценка, головные боли и страхи.
Психологические особенности детей с CДВГ
Дети с синдромом CДВГ немного отличаются от своих обычных сверстников:
- ребенок не может контролировать собственное поведение;
- ему трудно удерживать внимание длительное время на одном предмете;
- отмечается эмоциональная лабильность, частая смена настроения;
- ребенку трудно наладить контакт с другими детьми.
Обучение детей с CДВГ
Обучение ребенка с диагнозом CДВГ требует повышенного внимания со стороны родителей и учителей, поскольку ему нужно дозировать умственные нагрузки, обеспечить по возможности частую смену деятельности во избежание потери интереса к предмету. Ребенок с CДВГ отличается неусидчивостью, он может ходить по классу во время урока, вызывая нарушение учебного процесса.
Школа для детей с CДВГ представляет наибольшую трудность, поскольку требует от него невозможного в силу его физиологических особенностей: долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание на одном предмете.
СЫНУ скоро 6 лет. По мимо этого у нас ЗПР( задержка психического развития) ЗРР(задержка речевого развития)
Писается в дневной сон. Ужасно просто я так устала но делать не чего надо лечить.
Вот мой сынуля моя радость
Источник
Загрузка… 10> Внимание! Про помощь нашему Импульсу — обращение! Форум — неотъемлемая часть сайта — Для размещения сообщений необходима регистрация. Администраторы Важные темы: — Проблемы с регистрацией или логином — О новичках на форуме и для новичков — О правописании на форуме — Форумские ЧАВО — Желающим поменять ник
|
|
Источник