Синдром дефицита внимания с гиперактивностью перспективы преодоления

СДВГ — хроническое пожизненное расстройство, а потому помощь детям с СДВГ должна базироваться на концепции долгосрочного сопровождения семьи и ребенка в течение жизни, а терапевтическая модель должна быть ориентирована на уменьшение негативного влияния СДВГ на развитие ребенка, преодоление и предупреждение вторичных проблем, а не на полное выздоровление. Важно видеть СДВГ в контексте жизни ребенка, его возрастных этапов развития, сложного взаимодействия биопсихосоциальных факторов — и соответственно выстраивать план терапевтических мероприятий, которые не только содействуют преодолению существующих трудностей, но и предупреждают возникновение вторичных проблем, способствуют позитивному развитию ребенка.

В основе такого сопровождения семьи и ребенка лежит надежная партнерская связь между родителями и специалистами. Для специалистов построение отношений с родителями особенно важно, поскольку составляет базовую предпосылку эффективного терапевтического сопровождения.

Помощь семье и ребенку всегда должна учитывать особенности каждого конкретного случая, отвечать потребностям каждого ребенка и его родных, а не быть стандартной и унифицированной. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям делает помощь неэффективной, а попытки решить какую-то одну проблему без учета общего контекста могут лишь дестабилизировать ситуацию. Так, например, можно обучить мать ребенка, пребывающую в депрессии, методам поведенческого руководства. Однако без предоставления ей специфической помощи она вряд ли сможет применить рекомендованные принципы, и это приведет к отрицательным результатам: к усилению депрессии, неверию в себя, к разрыву отношений со специалистами и отрицанию эффективности предложенных методов. Следовательно, хорошая терапевтическая программа всегда должна строиться на тщательной диагностике. Такая программа должна быть реалистичной, должна учитывать приоритетность проблем и соответственно структурировать последовательность их решения.

Хорошая терапевтическая программа должна основываться на биопсихосоциальной модели СДВГ и действовать на всех уровнях. В этом заключается суть комплексного подхода. Модель мультимодальной терапии невозможна без командного подхода, где люди разных специальностей согласованно взаимодействуют ради достижения общих целей, ориентируясь. прежде всего на помощь ребенку в контексте его семьи и среды развития (школа, среда ровесников и т.п.) и действует на все факторы биопсихосоциальной цепочки.

Родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его СДВГ, сочувственно понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок, и терпеливо помогать ему в их преодолении. Просвещение родителей может осуществляться с помощью разных средств — информационных буклетов, книг, видеофильмов, индивидуальных и групповых лекций, Интернет-ресурсов и т.п.

Просвещение нужно и самому ребенку. Ведь большинство детей с СДВГ ощущают, что с ними «что-то не так», но часто не понимают, что именно. Негативные реакции окружающих могут приводить к самообвинениям ребенка, формированию у него негативной самооценки. Информировать ребенка о его особенностях следует в доступной форме, соответствующей его возрасту, подчеркивая, что СДВГ — это особенность, которая, с одной стороны, затрудняет жизнь, а с другой — дает ребенку и определенные преимущества. Для этой цели подойдет метафорический язык — вспомним нашу любимую метафору: человек с СДВГ — спортивный автомобиль со слабой системой тормозов и руля. Поэтому «водитель-ученик» нуждается в помощи «инструктора», который имеет дополнительный тормоз, чтобы обеспечить безопасность вождения. В дальнейшем просвещение строится в соответствии с развивающейся способностью ребенка к самопознанию. То же касается и родителей — со временем они нуждаются в переосмыслении информации об СДВГ, а также о последних достижениях науки и перспективах помощи.

Не менее важно психологическое просвещение педагогов и одноклассников ребенка — оно является предпосылкой развития толерантности, желания помочь ребенку, стремления освоить эффективные приемы управления его поведением.

Выводы

  • СДВГ — это пожизненное расстройство, и потому модель помощи детям и их семьям должна базироваться на концепции долгосрочного сопровождения, содействия положительному развитию ребенка и предупреждению возникновения вторичных проблем.
  • Помощь детям с СДВГ возможна лишь в контексте партнерских отношений между родителями и специалистами.
  • Психологическое просвещение родителей, ребенка, педагогов является фундаментом эффективной помощи.
  • Терапевтическая программа должна быть индивидуализированной, базироваться на данных диагностики и комплексно воздействовать на каждое звено биопсихосоциальной цепочки.
  • Два основных метода, эффективность которых при СДВГ научно доказана, — психофармакотерапия и обучение родителей и педагогов методам управления поведением — должны применяться в соответствии с современными протоколами терапии СДВГ с учетом возраста ребенка, тяжести расстройства и других индивидуальных характеристик.
  • Наличие сопутствующих проблем и расстройств как у ребенка, так и в его социальной среде требует адекватных терапевтических вмешательств.
  • Терапевтическая программа должна иметь четкие цели, а ее эффективность должна подвергаться регулярному мониторингу.
  • В настоящее время СДВГ является хроническим расстройством, его невозможно вылечить, однако эффективные терапевтические вмешательства могут значительно улучшить жизнедеятельность ребенка с СДВГ, предупредить развитие вторичных проблем и способствовать его полноценному развитию и самореализации.

Источник

Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью

(консультация для педагогов)

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает , 4 —10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.

По данным и , полная картина синдрома разворачивается к 7—12 годам.

Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т. е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту — социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию… Важное место… занимает медикаментозная терапия. Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

— возникает в возрасте до 8 лет;

— присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

— не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

— вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

— признаки сохраняются не менее 6 мес.

Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений СДВГ.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного многолетнего опыта, мной разработаны некоторые методические подходы, приемы и правила, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения логопедических занятий

1.  Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

2.  Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3.  В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо
обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.

5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным
моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на
несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения — совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т. д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

-расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате — р-р-р;

-«ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

-запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

-«игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.
Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

-игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

-«Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т. д.). При ошибочном
ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
Варианты заданий при работе на уровне предложения:

-«Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении;

-«Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

-«Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Источник

Фатеева Екатерина Александровна
Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью»

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивые.

Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга.

Возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. Полная картина синдрома разворачивается к 7-12 годам.

Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концетрации внимания, повышенной отвлекаемости, дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту — социальная дезадаптация.

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ.Его признаки таковы:

— возникает в возрасте до 8 лет;

— присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

— вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

— признаки сохраняются не менее 6 месяцев;

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний – больше похвалы.

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Методы проведения логопедических занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.

5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно – развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне усложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».

Источник