Синдром дефицита внимания с гиперактивностью контрольная работа по

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Поморский Государственный университет

Имени М.В.Ломоносова»

Институт развития ребёнка

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра физиологии и патологии развития человека.

Контрольная работа по дисциплине:

Основы работы с детьми с СДВГ

По теме:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — основы психолого-педагогической коррекции.

Выполнила:

Студентка I курса ФКП Отделения

Специальной психологии

Никитина Н.М.

Проверил:

Кандидат медицинских

наук, доцент

Панков М.Н.

Архангельск

2009

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………….3

1.Методы коррекции……………………………………………………………………4

2.Семейная психотерапия и психотерапевтическая коррекция…………………….5

3. Домашняя программа коррекции…………………………………………………..6

4.Условия обучения……………………………………………………………………8

5.Рекомендации родителям гиперактивных детей…………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………………12

Введение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
– самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате — заниженной самооценки.Основные симптомы СДВГ: нарушение внимания (его дефицит), импульсивность и гиперактивность. Дети с СДВГ часто и легко отвлекаются, слишком много и зачастую невпопад говорят, находятся в постоянном движении и действуют, не задумываясь о последствиях. Эти особенности присущи многим детям. Однако у детей с СДВГ они выражены чрезмерно, в степени, не соответствующей возрасту, наблюдаются постоянно, в любой обстановке и значительно осложняют жизнь ребенка в семье, общение со сверстниками и учебу в школе. У подростков с СДВГ появляется ранняя тяга к алкоголю, курению, наркотикам, отмечается игровая зависимость. Они часто совершают правонарушения, попадают в асоциальные компании, составляют существенный процент контингента исправительных учреждений. В дальнейшем у них возникают сложности с профессиональным самоопределением и трудоустройством, которые также сопровождают и сам процесс профессиональной самореализации на предприятии. Это связано с особенностями поведения, возможными вредными привычками, а также неизбежными в данном случае пробелами в образовании. Педагоги нередко называют такого ребенка «трудным учеником», родители – «неуправляемым, сложным ребенком», а социологи – ребенок/подросток из «группы риска», тем самым они констатируют имеющиеся проблемы в поведении, при этом, не всегда зная, как нужно их решать и к кому обращаться.Очень важно обратить внимание всех близких и неравнодушных окружающих ребенка на то, что в 65% случаев такие дети страдают СДВГ, то есть имеют патологическое состояние. Эти «недостатки» необходимо существенно корректировать или устранять, но не только путем педагогических мер, таких как: внушения, наказания, ограничения, но и, прежде всего, нужны профессиональное лечение и реабилитация[4].

1.Методы коррекции.

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.

4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений[1].

2.Семейная психотерапия и психотерапевтическая коррекция.

Цель психолого-педагогической коррекции СДВГ
– снижение неблагоприятных психосоциальных факторов в окружении ребенка и создание благоприятных условий для его развития в школе и, прежде всего, дома. СДВГ – это заболевание, затрагивающее не только самого ребенка, но и взрослых, и, прежде всего, матери, которая, как правило, находится в наиболее тесном контакте с ребенком. Были проведены исследования наличия депрессивного состояния у матерей: обычно у матерей депрессии встречаются в 4-14% случаев, а среди матерей, имеющих детей с СДВГ, в 18-20%. Ученые сделали вывод, что матери гиперактивных детей так же должны обязательно проходить психологическое обследование. Благоприятный прогноз зависит не только от своевременной помощи ребенку, но и от психологической реабилитации его близких, важна и семейная психотерапия, которая в итоге улучшает психологический климат семьи. Успешное избавление от нервно-психических расстройств одного из членов семьи происходит только при условии обязательного изменения образа жизни всей семьи в позитивную сторону. Такая терапия существенно улучшает и оздоравливает психологическую ситуацию в семье, разрешает конфликты между родителями и, в конце концов, реабилитирует ребенка. Она стимулирует совместные походы в театры, на концерты, лекции и спортивные мероприятия, расширяя и укрепляя эмоционально-интеллектуальную сферу не только ребенка, но и взрослых, существенно уменьшает гиперактивность, улучшает характеристики внимания. В комплексной терапии гиперактивности, могут быть дополнительно необходимы занятия с логопедом
. Следует также обратить внимание, что все занятия нужно продолжать и после улучшения в поведении и обучении ребенка, так как обострения и временная ремиссия могут чередоваться. После окончания психотерапии по желанию родителей проводится психотерапевтическое консультирование родителей и ребенка вплоть до окончания им школы, что является определенной гарантией от рецидива[1].

3. Домашняя программа коррекции.

Она включает в себя:


Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (спокойная и уверенная позиция, построение доверительных и взаимопонимающих отношений, избегание слов «нет» и «нельзя», авторитарности и директивных указаний и пр.),
• Изменение психологического климата в семье (совместный досуг с ребенком, отсутствие или минимум ссор между родителями и пр.),
• Организация режима дня и места занятий,
• Специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Каждый из этих пунктов имеет важное значение в комплексной коррекции синдрома. Надо помнить о том, что дети с СДВГ малочувствительны к выговорам и наказаниям, но легко отвечают на малейшую похвалу. Становится ясно, каким должно быть соотношение между «кнутом» и «пряником». Поощрение может быть следующим: разрешение посмотреть вечером телевизор на полчаса дольше обычного, угостить чем-то очень вкусным, подольше поиграть вместе с взрослыми, купить давно желанную игрушку и т.п. Обязательны ласковое слово, поглаживание, ободряющая улыбка. При неудовлетворительном поведении – легкое наказание (немедленное и неизбежное). Это может быть словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий»,возможно даже шлепок по «мягкому месту» и неодобрительно нахмуренные брови, осудительные, но без крайностей интонации в голосе, желательно с сожалением о проступке ребенка, часто гораздо более эффективны, так как ему понятны, чем длительные нотации, долгое возмущенное молчание или постановка ребенка в «угол». Последний «метод» может быть травматичным, вредным для развивающейся детской психики, ибо часто расшифровывается ребенком как трагическое для него отчуждение, буквально «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — самый плохой». Коррекционные поведенческие методики (дома и в школе) будут особенно эффективны при условии тесного сотрудничества семьи и школы. И родителям и учителям необходимо регулировать свои поведенческие программы под руководством психолога. Конечно, в условиях современной школы этого будет трудно достичь, но все же родителям необходимо наладить контакт с учителями и вместе с ними придерживаться единых установок, добиться с их стороны индивидуального подхода к своему ребенку. Взрослые должны понимать – чтобы позитивно изменить поведение ребенка им необходимо меняться самим и изменять, насколько это возможно, ту значимую среду, в которой ребенок учится, посещает внеклассные занятия, проводит досуг и т.д[3].

4.Условия обучения.

Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей[4].

5
.Рекомендации родителям гиперактивных детей.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

9. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе[5].

Заключение.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира. Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, сти­муляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду это­го, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы орга­низации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст[2].

Список используемой литературы

1.Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. «Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития.» — М: Издательство «Академия», 2004

2.Политик О.И. «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» — СПб.: Речь, 2006.

3.Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам»М.: Издательский центр Сфера, 2005

4.Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков.» — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004

5.https://www.pediatr-russia.ru

Источник

метки: Ребенок, Синдром, Поведенческий, Нарушение, Поведение, Гиперактивность, Эмоциональный, Генетический

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Коррекционно-педагогический факультет

Контрольная работа

по Генетике

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Москва, 2009 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Генетические аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение поведения у детей и подростков является одной из актуальных проблем общей и специальной педагогики, психологии и медицины.

В настоящее время рассматриваются различные причины, обусловливающие частоту поведенческих нарушений у детей и подростков. В ряде случаев они являются ведущими в этиологии поведенческих расстройств, однако в большинстве случаев они сочетаются со своеобразной генетической предрасположенностью к поведенческой патологии как таковой. Особенно велик риск реализации генетических предпосылок нарушений поведения у детей педагогически запущенных, проживающих в семьях, где родители страдают хроническим алкоголизмом, у детей, окончивших обучение в интернатах для сирот или обучающихся в них.

Генетика поведенческих расстройств является крайне актуальной и мало разработанной в общей и детской психиатрии проблемой. Вместе с тем хорошо известна роль генетических факторов в формировании эмоционально-личностных нарушений и девиантных форм поведения у детей и подростков. Наиболее очевидным показателем роли генетических факторов в возникновении поведенческих расстройств являются выраженные эмоционально-поведенческие расстройства при таких формах психической патологии, как шизофрения и детский аутизм, моногенные болезни, такие, как синдром Ретта, синдром фрагильной Х-хромосомы, синдром Туретта и другие. При всех этих заболеваниях и генетически обусловленных синдромах нарушения поведения и эмоциональные расстройства являются ведущими в структуре аномального развития.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Данный синдром характеризуется краткой продолжительностью внимания, беспокойством и импульсивностью, затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость. СДВГ, является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детей в младшем дошкольном возрасте. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируются в пределах от 3 до 15%. При этом врачи обнаруживают таких детей меньше чем педагоги. Среди учеников начальной школы, направляемых к психиатрам и психологам, по крайней мере 50% — дети с синдромом гиперактивности. Мальчики страдают этим нарушением примерно в четыре раза чаще, чем девочки.

15 стр., 7096 слов

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 2

… 1.1 Общая характеристика Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: … СДВГ, относятся: 1) расстройства поведения и вызывающее оппозиционное расстройство (кондуктивные расстройства); 2) тревожные фобические расстройства; 3) депрессивные расстройства; 4) нарушения эмоционально- …

Существует гипотезы о том, что СДВГ является следствием определенных заболеваний, например, инфекционных, метаболических расстройств, черепно-мозговых травм, употребления тератогенных препаратов во время беременности, детском церебральном параличе, эпилепсии, умственной отсталости. В то же время он наблюдается и в качестве самостоятельного нарушения, и в сочетании с задержкой развития или поведенческими расстройствами. Но в большинстве случаев этиология синдрома мало известна, а предположение о важной роли генотипа представляется достаточно относительным.

Больные СДВГ — довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нарушениями целенаправленности и концентрации активного внимания.

В раннем школьном возрасте эти дети очень активны, полны энергии, менее других нуждаются в сне. Они быстрее сверстников снашивают обувь, одежду, и у них скорее разрушаются их велосипеды. Отмечается беспокойство, неспособность сидеть тихо в течение сколько-нибудь длительного времени, болтливость и неумение удерживать свои руки от постоянного движения.

Отвлекаемость, как и неспособность удерживать внимание отмечаются родителями до поступления в школу. Гиперактивный ребенок не способен к усидчивой классной и домашней работе, он часто погружен в свои мечтания и легко отвлекается случайными раздражителями. Он не способен продолжительно слушать сказки и рассказы или принимать участие в настольных играх.

Импульсивность. Необдуманность и неожиданность поступков этих детей проявляется во внезапном выскакивании на улицу перед идущим транспортом, карабкании по крышам и карнизам, а также в неуместных и бестактных высказываниях.

Возбудимость проявляется в аффективных вспышках и агрессивности без достаточного повода, в низкой фрустрационной толерантности, в тенденции к перевозбуждению и чрезмерной активности в провокационных ситуациях, особенно в больших группах детей. Часто встречаются и другие симптомы: агрессивность и антисоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, депрессия и низкая самооценка.

8 стр., 3963 слов

Психология детей с нарушением поведения

22 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Контрольная работа по предмету Психология детей с эмоционально — волевыми расстройствами в поведении на тему: «Психология детей с нарушением поведения » Выполнила: студентка ФПиП группы СПс-4 Рощупкина Александра Липецк 2009 …

Антисоциальное поведение. У старших детей антисоциальное поведение является вторичной реакцией. Неуспевающие, не принятые сверстниками, отвергаемые дома и в школе, они становятся агрессивными и протестуют против ценностей общества. Антисоциальность у меньшей части детей имеет семейное и, вероятно, генетическое происхождение.

Трудности в обучении и отставание в познавательном развитии. Затруднения в овладении школьными навыками — наиболее важный симптом описываемого расстройства, однако ни его природа, ни его частота до конца еще не изучены. Плохая успеваемость этих детей определяется:

1) низким интеллектуальным потенциалом;

2) неврологическими поражениями;

3) повышенной активностью, нарушающей внимание и приобретение информации;

4) слишком быстро принимаемыми решениями.

Результаты выполнения заданий субтестов WISC у гиперактивных детей более изменчивы, чем у здоровых. Затруднено образование зрительно-моторных навыков, нарушена тонкая или грубая координация, а также внимание и особенно постоянство активного бодрствования, замедлено время реакции на стимулы.

Причины нарушений поведения крайне разнообразны. При этом во всех случаях в их возникновении имеют большое значение биологические и социальные факторы: органическое поражение головного мозга различной степени тяжести; наследственная предрасположенность; неблагоприятные условия воспитания и окружения (педагогическая запущенность, эмоциональная депривация, отрицательные примеры поведения взрослых, психические травмы и т.п.).

Неусидчивые дети с двигательной расторможенностью и нарушением функции активного внимания все время находятся в движении. Они постоянно бегают, прыгают, хватают предметы, которые попадают в поле их зрения. Они беспрерывно говорят, выкрикивают отдельные слова, задают много вопросов, но не слушают ответы на них. Такая эмоциональная возбудимость этих детей ведет к конфликтам с окружающими. При этом они могут давать неадекватные реакции протеста и негативизма.

2 стр., 997 слов

Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект)

А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в …

Свидетельства того, что СДВГ представляет собой расстройство, которое может передаваться по наследству, были найдены в нескольких исследованиях. Ранние результаты изучения близнецов показали, что нормальный уровень активности ребенка контролируется генетически. Согласно таким исследованиям один из близнецов имел клинический диагноз гиперактивности, конкордантность МЗ-близнецов составила 10%, в то время как конкордантность ДЗ — только 17%. Но, поскольку исследование имело несколько существенных методологических проблем, в том числе малочисленность выбора, эти результаты следует интерпретировать с осторожностью.

В исследовании, где принимали участие 91 пара однояйцовых и 105 пар двуяйцовых близнецов, были получены оценки наследуемости СДВГ, составившие 0,76.

Изучение семей также свидетельствует в пользу гипотезы наследственной передачи СДВГ. В исследовании родственников 59 гиперактивных детей и 41 здорового ребенка 20% родителей детей, страдающих СДВГ, по сравнению с 5% родителей здоровых детей были ретроспективно диагностированы как имевшие аналогичное нарушение в детстве. В целом частота встречаемости гиперактивности оказалась значительно выше среди не только прямых родственников, но и по боковым линиям. Этот результат был воспроизведен в других исследованиях, в которых было показано, что СДВГ является семейным заболеванием и может передаваться из поколения в поколение (вертикальное наследование, характерное для аутосомно-доминантного типа наследования).

Изучение приемных детей также согласуется с гипотезой о наличии генетического фактора в формировании СДВГ. Собраны данные самоотчетов приемных родителей 35 гиперактивных детей и биологических родителей, воспитывающих гиперактивных своих детей. Согласно самоотчетам родителей частота встречаемости гиперактивности среди приемных родителей и их родственников была значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей гиперактивных детей. На основе этих работ можно сделать вывод о том, что дети более сходны со своими биологическими родителями, чем с приемными. Такие результаты подтверждают гипотезу о влиянии генетических факторов на формирование гиперактивности.

8 стр., 3753 слов

Что следует знать детям о своих родителях?

Что следует знать детям о своих родителях? К. Дэниелс От редакции. Научно-технический прогресс в современной биомедицине впечатляет не только своими беспрецедентными масштабами и темпами, но и тем, насколько основательно и глубоко, хотя, на первый взгляд, вроде бы и незаметно, многие научно-технические достижения входят в нашу повседневную жизнь. Сегодня уже перестали восприниматься как что-то …

Другие факты, подтверждающие важность генетического контроля в развитии СДВГ, получены с помощью изучения родных сибсов и полусибсов, имеющих только одного общего родителя. При сравнении конкордантности среди таких пар сиблингов по фенотипу «минимальной мозговой дисфункции» показано, что уровень конкордантности у родных сибсов намного выше, чем у полусибсов.

Опубликованы результаты исследований членов семей 22 мальчиков, страдающих СДВГ, и 20 здоровых детей, составивших контрольную группу, в которой относительный риск СДВГ занимал 31,5% для родственников больных детей и 5,7% для родственников здоровых детей. Размер выборки детей, страдающих СДВГ, в 1992 г. удалось увеличить до 140, а в дополнение к контрольной группе здоровых детей была проинтервьюирована группа детей, страдающих другими психическими расстройствами. Полученные ранее результаты подтвердились на более репрезентативной выборке.

Анализ частоты встречаемости таких аффективных нарушений психики, как депрессия и тревожность девиантного поведения, трудностей в обучении и у самих пробандов, и у их родственников в той же выборке показал, что по сравнению с контролем у пробандов, страдающих СДВГ, значительно чаще выявлялись симптомы расстройства поведения и аффективных заболеваний. Родственники пробандов, в свою очередь, по сравнению с родственниками членов контрольной выборки чаще страдали СДВГ, депрессией, антисоциальным поведением, тревожностью и употреблением наркотических веществ. Частота встречаемости СДВГ, тревожности, расстройств поведения и депрессии среди родственников пробандов позволяли предположить ряд гипотез относительно передачи этих заболеваний по наследству:

СДВГ и депрессия могут иметь общие генетические корни;

манифестация СДВГ в совокупности с расстройствами поведения может представлять собой синдром, который наследуется в этих семьях как единое целое;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов …

в исследуемых семьях СДВГ и тревожности могут наследоваться независимо.

К сожалению, число выборок все еще недостаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы в пользу той или иной гипотезы.

Американские ученые высказали предположение, что СДВГ может быть генетически связан с дислексией. Эта гипотеза была подтверждена и в популяционной выборке австралийских близнецов.

Изучение специфического гена.

Генетические исследования доказывают, что у некоторых детей проявление СДВГ может быть вызвано специфическим геном. Внимание в основном уделяется генам допаминовой системы по двум причинам. Во-первых, лекарства, купирующие симптомы СДВГ, действуют в первую очередь на допаминэргическую и норадренэргическую системы. Во-вторых, структуры мозга, дисфункция которых вызывает симптомы СДВГ, богаты допаминовой иннервацией. Предварительные исследования выявили связь между геном, кодирующим допаминовую передачу и СДВГ. Этот ген особенно интересен потому, что многие препараты, предназначенные для лечения СДВГ, подавляют переносчик допамина, что, возможно, указывает на то, что этот ген обусловливает реакцию организма на данное медикаментозное воздействие.

Проводились также целенаправленные исследования гена, кодирующего допаминовый рецептор (DRD4), связанный с такой личностной чертой, как поиск новых ощущений (который сопровождается импульсивностью, любопытством и возбудимостью. У некоторых детей и взрослых с СДВГ, у которых исследовали этот ген, обнаруживался паттерн добавочных повторов тринуклеотидов («кирпичиков» ДНК и РНК).

Эти повторы связаны с ослабленной реакцией на допаминовые сигналы и более возбудимым поведением.

Обнаружение генов, ответственных за нарушение функций допаминовой системы при СДВГ, представляет значительный интерес. Это открытие согласуется с моделью, предполагающей связь между сниженной допаминэргической активностью и поведенческими симптомами при СДВГ. При этом следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев передача по наследству СДВГ, по-видимому, является результатом сложного взаимодействия генов, расположенных в нескольких разных хромосомах.

Таким образом, результаты генетических исследований указывают на то, что ГРДВ наследуется, хотя точные механизмы пока еще неизвестны.

11 стр., 5302 слов

Методы исследования систем управления: состав, характеристики

Введение Исследование систем управления (далее СУ) представляет собой научную дисциплину, предметом которой выступают процессы управления, а именно процессы, оказывающие организационное влияние на группу людей и на всю систему. Кроме этого, исследование систем управления — это еще и важнейший фактор научного подхода по совершенствованию управления. Современное управление, отражающее особенности и …

Хотя результаты этих исследований свидетельствуют в пользу гипотезы о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ, тип наследования таких расстройств до сих пор неясен. Несмотря на то, что наблюдаются существенные различия по полу в частоте встречаемости этого нарушения, модель Х-сцепленного наследования является маловероятной, поскольку отмечается передача от отца к сыну, что не наблюдается при Х-сцепленном наследовании. Высказывалось предположение, что СДВГ передается полигенным путем, однако оно проверялось на очень маленькой выборке гиперактивных детей.

Заключение

Таким образом, проблема типа наследования СДВГ на сегодняшний день остается окончательно не решенной. Дополнительные трудности обусловлены возможностью гетерогенности этого состояния, когда один и тот же фенотип может контролироваться различными наследственными факторами.

Список литературы

1. Генетика психических болезней / Под ред. В.П. Эфроимсона. — М., 1970.

2. Лильин Е.Т., Богомазов ЕА., Гофман-Кадошников П.Б. Генетика для врачей. — М., 1994.

3. Исаев Д. Н. Психопаталогия детского возраста: учебниктдля вузов. — 3-е изд. — СПб.: СпецЛит, 2007. — 463 с.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики: Клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.

5. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп./ Под ред. Н.П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2005. — 895 с.: ил.

Источник