Синдром дефицита внимания причина школьной дезадаптации

Синдром дефицита внимания причина школьной дезадаптации thumbnail



В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), воспитание, образование и обучение особых групп лиц

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому недостаточно изученное: до сих пор ведутся дискуссии не только об основных особенностях, но иногда и о самом существовании такого нарушения. Хотя возрастающий интерес к вопросам, связанным с СДВГ, очевиден, в настоящее время часто можно встретить педагогов, недостаточно информированных о данном расстройстве и особенностях воспитания и обучения, связанных с ним. Так, на основании мониторинга сообщений родителей в ведущих российских интернет-сообществах, посвященных проблемам СДВГ [3; 5}, можно прийти к выводу о том, что найти хорошо разбирающегося в данной теме педагога, готового и способного помогать такому ребенку и сотрудничать с его семьей, очень трудно (причем, во многих регионах эта проблема является более распространенной, чем в Москве и Санкт-Петербурге).

В связи с этим, хотелось бы уделить внимание важнейшим особенностям детей с СДВГ.

Существуют диагностические критерии (МКБ, DSM), на основании которых врач может установить диагноз СДВГ, есть множество определений того, что представляет собой данное расстройство. Можно остановиться на простом и наиболее кратком из определений: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это нейробиологическое расстройство, проявляющееся несоответствующем возрасту поведении в двух областях нейропсихологического развития:

1) внимание;

2) гиперактивность/импульсивность» [4].

При этом, важно отметить то, что, во-первых, это — особое нарушение внимания, а именно — расстройство способности сосредотачиваться и поддерживать деятельность (расстройство способности удерживать свое внимание на деятельности, пока она не будет закончена); во-вторых — «гиперактивность/импульсивность» представляет собой, прежде всего, нарушение способности себя останавливать (сдерживать); в-третьих — причинами СДВГ не могут быть психосоциальные факторы (такие, как плохое воспитание, психологические травмы, неправильное питание, увлечение компьютерными играми и т. д. — все это не приводит к появлению у ребенка СДВГ, хотя может усугубить и без того проблемное поведение).

В чем такие дети будут испытывать наибольшие затруднения (в отличие от многих сверстников, для которых все нижеперечисленное будет не только несложным, но и часто «само собой разумеющимся»)?

1) Из-за нарушения внимания для ребенка с СДВГ наиболее сложно (почти невозможно):

− сосредоточиться (особенно во время выполнения какой-либо задачи);

− помнить и чувствовать, что он делает, во время выполнения нужной задачи;

− противостоять отвлекающим факторам (внутренним и внешним);

− возвратиться к прерванной задаче;

− довести до конца начатое дело (мотивировать себя, планировать свою деятельность, чувствовать время);

2) из-за импульсивности такому ребенку также очень трудно:

− контролировать свои эмоциональные реакции;

− не быть слишком импульсивным в принятии решений;

− учитывать последствия своих поступков;

− сдерживать свою двигательную и речевую активность — избыточные, не относящиеся к выполняемому делу, движения или речь (данное проявление с возрастом существенно снижается, превращаясь во внутреннее чувство беспокойства при высоком уровне утомляемости).

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так:

− не потому, что он «невоспитан», «избалован», «ленив»;

− не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»;

− не потому, что «не знает, или не понимает, как нужно себя вести»;

− не потому, что «не хочет вести себя правильно» и не потому, что «хочет вести себя плохо» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от педагогов и родителей).

Напротив, ребенок с СДВГ не может справиться со своим расстройством — причиной нарушения поведения. Он нуждается, прежде всего, в понимании и помощи.

Важно отметить то, что СДВГ относится к так называемым «спрятанным расстройствам» — ребенок выглядит, как обычные здоровые дети, но слишком часто, вдруг, начинает вести себя неприемлемым образом, из-за чего в его жизни возникает множество проблем. В таких случаях поведение действительно невоспитанного, педагогически запущенного ребенка и ребенка с СДВГ могут внешне ничем не отличаться, что вводит взрослых в заблуждение. Однако существенная разница будет в том, что педагогические меры воздействия в первом случае будут эффективны (плохо воспитанный, но здоровый ребенок без СДВГ может себя контролировать, если захочет, или от него строго потребуют). Во втором случае эффект от попытки воздействовать на ребенка известными традиционными способами (критика, замечание, наказание и т. д.) будет практически нулевым.

Это не значит, что поведение ребенка с СДВГ совсем невозможно изменить, но необходима длительная, постоянная сложная работа, требующая большого терпения и самоотдачи взрослых.

С наиболее ярко выраженными трудностями ребенок с СДВГ сталкивается, поступая в школу. В этой связи хотелось бы привести здесь слова детского психотерапевта Е. К. Осина о том, что СДВГ — расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение домашних заданий — именно такие задачи. Поэтому люди с СДВГ нуждаются в помощи в обучении так же, как люди с нарушениями движения нуждаются в палочках или инвалидных креслах [4].

Но дети с СДВГ поступают, как правило, в общеобразовательные школы по месту жительства, где педагоги, во множестве случаев, не обучались работе с такими детьми, а учителей-дефектологов нет. На основании данных, которые можно найти в архиве упомянутых выше интернет-сообществ родителей детей с СДВГ, можно сделать вывод о том, что школьные психологи также не всегда имеют возможность или время помочь такому ребенку и его семье. Таким образом, чаще всего решать связанные с СДВГ проблемы ребенка в школе приходится его родителям (которые также во многих случаях нуждаются в помощи, не имеют достаточно времени и сил, мало информированы о расстройстве своего ребенка и т. д.).

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие актуальные проблемы, требующие скорейшего решения:

− низкая информированность педагогических работников о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей (в результате возможно непонимание такого ребенка, негативное отношение к нему и другие, более тяжелые последствия);

− не менее низкая информированность большинства родителей детей с СДВГ о тех же проблемах (самостоятельный хаотичный поиск информации, например, в Интернете, может привести к тому, что человек столкнется с различными «мифами», информационным шумом; в результате — также часто возможно непонимание, неприятие ребенка, незнание того, что нужно предпринять, к кому обратиться за помощью и др.);

− проблемы с возможностью получения семьей ребенка бесплатной квалифицированной помощи специалистов (дефектологов, психологов и др.);

− предъявление к детям с СДВГ в школе таких же требований и критериев оценивания, как и к здоровым их сверстникам, без учета особенностей и возможностей каждого ребенка, вызванных его расстройством;

− кроме того, современные школьные программы (прежде всего, начальной школы) и организация учебного процесса в соответствии с ними, ориентированы на здоровых обучающихся и не предполагают учета особенностей детей с СДВГ (таких, как сложность долго сидеть за партой, заниматься монотонным трудом в течение урока, повышенная утомляемость, отвлекаемость и т. д.) — в результате тяжело и такому ребенку, и педагогу, который в этих условиях не имеет возможности уделять слишком много внимания обучающемуся с СДВГ в ущерб остальным;

− отношение родителей одноклассников к ребенку с СДВГ и его семье, как правило, негативное (позиция, которая может быть выражена словами: «Ваш ребенок мешает учиться нашим детям», «Ваши проблемы не должны нас касаться» и т. п.). Понимание, сочувствие, взаимопомощь родителей встречаются гораздо реже.

Несмотря на существование названных проблем, в сложившихся условиях педагоги могут сделать очень многое для их решения.

Знание и применение основных (простейших) принципов работы с детьми с СДВГ, формирование в классе положительного отношения детей друг к другу (хотя бы призыв к такому отношению), разъяснение родителям одноклассников необходимости взаимовыручки, а не конфронтации, привлечение помощи школьного психолога, контакт (в идеале — сотрудничество) с родителями ребенка — только эти названные шаги уже способны существенно улучшить жизнь как ребенка с СДВГ, так и тех, кто его окружает, в том числе и самого педагога.

Можно привести в качестве примера некоторые приемы работы с детьми с СДВГ (с учетом их особенностей):

− частичная (дозированная) передача ребенку знания о том, что представляет собой СДВГ (для того, чтобы справиться, нужно знать с чем);

− поощрение ребенка (хвалить за степень усилия, а не за результат), желательно использовать такие средства, как система наклеек, жетонов (накопление определенного количества которых соответствует, например, отличной отметке);

− задания, которые даются ребенку, должны быть разделены на несколько этапов (можно использовать карточки, картинки, схемы, список);

− у ребенка перед глазами могут быть правила поведения, алгоритм решения задачи и т. п.;

− при обучении ребенка с СДВГ, желательно предоставлять ему определенные льготы — увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть, встать (лучше — направить желание двигаться в нужное русло — попросить стереть с доски, раздать карточки, тетради и т. д.);

− использование визуального таймера — например, «Time timer» — обычный или приложение на мобильном устройстве, песочные часы — это необходимо ребенку, с СДВГ, т к. у него нарушено чувство времени;

− вместо критики ребенка — обозначение проблемы, обсуждение возможных решений; при этом необходимо выслушать его (это не изменит сразу его поведение, но улучшит взаимоотношения с ним);

− обращение внимания на успехи, сильные стороны; обучение ребенка смотреть в будущее позитивно, с надеждой на лучшее;

− создавать ситуации, в которых ребенок будет оказывать помощь другим и многое другое.

Таким образом, соглашаясь с мнением ряда исследователей, хотелось бы подчеркнуть, что СДВГ — это, прежде всего, расстройство исполнительной функции (расстройство выполнения тех задач, которые ставит себе человек).

Поэтому, помогая ребенку с СДВГ справиться с трудностями в обучении, необходимо учитывать его особенности; важно использовать те приемы работы, которые в основном направлены на создание внешней мотивации, внешнего контроля над деятельностью. В дальнейшем, со временем, постепенно формируется внутренняя мотивация, а также способы и навыки самоконтроля.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 264–268.
  2. Набойченко Е. С., Абшилава Э. Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologiya-patogenez-i-klinicheskie-proyavleniya-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-razlichnye-periody-ontogeneza
  3. Наши невнимательные гиперактивные дети. Международный форум родителей детей с СДВГ [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.sdvg-deti.com/
  4. Осин Е. К. СДВГ у детей и подростков: семинар // МООР «Импульс», М., 2014 [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mB-gg6pzg6o
  5. Сайт Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://sdvg-impuls.ru/
  6. Стрункина А. К., Иванова В. А. Перспективы использования метода игротерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Международный журнал экспериментального образования. / Отв. ред М. Ю. Ледванов. М.: 2015. № 12. С. 391–395.
  7. Ясюкова Л. А. Как помочь гиперактивному ребенку. Вестник практической психологии образования. М.: МГПУ, 2012. № 2. С. 64–67.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, расстройство, проблема, прием работы, обучение ребенка, время выполнения, расстройство способности, время, DSM.

Источник

Îñíîâíûå ðàçíîâèäíîñòè øêîëüíûõ íåâðîçîâ. Ïîíÿòèå ìèíèìàëüíûõ ìîçãîâûõ äèñôóíêöèé, ñïåöèôèêà èõ ïðîÿâëåíèÿ. Ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû äåçàäàïòàöèè. Õàðàêòåðíûå ÷åðòû ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè. Ôàêòîðû ôîðìèðîâàíèÿ íåâðîòè÷åñêèõ ñòðàõîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

ÃÁÎÓ ÎÁËÀÑÒÍÎÉ ÖÅÍÒÐ ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÈ È ÊÎÍÑÓËÜÒÈÐÎÂÀÍÈß

Ïñèõîãåííûå ôîðìû øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè

Âðà÷-ïñèõèàòð

ÃÁÎÓ ÎÖÄ è Ê

Ýáåðò Â.Â.

×åëÿáèíñê, îêòÿáðü 2014 ãîäà

Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè â îáëàñòè ìåäèöèíû ïîäòâåðæäàþò ýìïèðè÷åñêèå âûâîäû À. Êåìïèíñêîãî îá îòñóòñòâèè ëþäåé, íå ïåðåæèâàâøèõ êîãäà-ëèáî ïåðèîäà íåâðîòè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ, è Ê. Ëåîíãàðäà, ïîëàãàâøåãî àêöåíòóèðîâàííûìè ëè÷íîñòÿìè ïðèìåðíî ïîëîâèíó çäîðîâûõ ëþäåé è ñ÷èòàâøåãî, ÷òî èõ íàêîïëåíèå óâåëè÷èâàåòñÿ ïî ìåðå ðàçâèòèÿ öèâèëèçàöèè.

Ýòè äàííûå î íîðìàëüíîì ïðîòåêàíèè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé êàê ñâîéñòâå çäîðîâîé ëè÷íîñòè, à òàêæå äàííûå î çàêîíîìåðíîñòÿõ âíóòðè- è ìåæëè÷íîñòíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ÷åëîâåêà â ñëîæíîì è ìåíÿþùåìñÿ ìèðå, äèíàìè÷íîì õàðàêòåðå ïñèõîëîãè÷åñêîé óñòàíîâêè, âîçìîæíûõ âíóòðèëè÷íîñòíûõ êîíôëèêòàõ è èõ âëèÿíèè íà ìîòèâàöèþ è ïîñòðîåíèå ïîâåäåíèÿ, ìåõàíèçìàõ ïñèõè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòè, ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû è ò.ä. íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè ôîðìèðîâàíèè è âîñïèòàíèè ëè÷íîñòè. Ýòî òåì áîëåå íåîáõîäèìî, åñëè ó÷åñòü õîðîøî îáîñíîâàííîå ìíåíèå Ã.Ê. Óøàêîâà î ïðèíöèïèàëüíîì ñõîäñòâå ìåõàíèçìîâ êîìïåíñàöèè è äåêîìïåíñàöèè ó çäîðîâîé ãàðìîíè÷íîé ëè÷íîñòè è ó ëè÷íîñòè ñ ïîãðàíè÷íûìè ðàññòðîéñòâàìè ïñèõèêè.

Íàðÿäó ñ ðàçëè÷íûìè ïîäõîäàìè ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «øêîëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ», â êîòîðûõ îòòåíÿþòñÿ òå èëè èíûå ñòîðîíû ýòîãî ÿâëåíèÿ, â ïñèõîëîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå âñòðå÷àþòñÿ áëèçêèå ê íåìó òåðìèíû «øêîëüíàÿ ôîáèÿ», «øêîëüíûé íåâðîç», «äèäàêòîãåííûé íåâðîç».  óçêîì» ñîáñòâåííî ïñèõèàòðè÷åñêîì ñìûñëå, øêîëüíûå íåâðîçû ïîíèìàþòñÿ êàê îñîáûé ñëó÷àé íåâðîçà ñòðàõà, ñâÿçàííîãî ëèáî ñ îùóùåíèåì ÷óæäîñòè è âðàæäåáíîñòè øêîëüíîãî îêðóæåíèÿ (ôîáèÿ øêîëû), ëèáî ñ îïàñåíèåì òðóäíîñòåé â ó÷åáå (øêîëüíûé ñòðàõ).  áîëåå øèðîêîì — ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîì àñïåêòå øêîëüíûå íåâðîçû ïîíèìàþò êàê îñîáûå, âûçûâàåìûå ñàìèì ïðîöåññîì îáó÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ — äèäàêòîãåíèè è ñâÿçàííûå ñ íåïðàâèëüíûì îòíîøåíèåì ïåäàãîãà ïñèõîãåííûå ðàññòðîéñòâà — äèäàñêàëîãåíèè. Ñâåäåíèå ïðîÿâëåíèé øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè ê øêîëüíîìó íåâðîçó íå ñîâñåì êàæåòñÿ íåïðàâîìåðíûì, ïîñêîëüêó íàðóøåíèÿ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ïîâåäåíèÿ ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ èëè íå ñîïðîâîæäàòüñÿ ïîãðàíè÷íûìè ðàññòðîéñòâàìè, ò.å., ïîíÿòèå «øêîëüíûé íåâðîç» íå îõâàòûâàåò âñåé ïðîáëåìû.

Øêîëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ — ýòî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ îòíîøåíèé â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà ê óñïåøíîìó îâëàäåíèþ çíàíèÿìè è óìåíèÿìè, íàâûêàìè àêòèâíîãî îáùåíèÿ è âçàèìîäåéñòâèÿ â ïðîäóêòèâíîé êîëëåêòèâíîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ò.å. ýòî íàðóøåíèå ñèñòåìû îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ ñîáîé, ñ äðóãèìè, è ñ ìèðîì.

«Ïñèõîãåííàÿ øêîëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ» — ýòî ïñèõîãåííûå ðåàêöèè, ïñèõîãåííûå çàáîëåâàíèÿ è ïñèõîãåííûå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà, íàðóøàþùèå åãî ñóáúåêòèâíûé è îáúåêòèâíûé ñòàòóñ â øêîëå è ñåìüå, çàòðóäíÿþùèå ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ. Ýòî ïîçâîëÿåò âûäåëèòü ïñèõîãåííóþ øêîëüíóþ äåçàäàïòàöèþ êàê ñîñòàâíóþ ÷àñòü øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè â öåëîì è äèôôåðåíöèðîâàòü åå îò äðóãèõ ôîðì äåçàäàïòàöèè, ñâÿçàííûõ ñ ïñèõîçàìè, ïñèõîïàòèÿìè, íåïñèõîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè íà ïî÷âå îðãàíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ãèïåðêèíåòè÷åñêèì ñèíäðîìîì äåòñêîãî âîçðàñòà, ñïåöèôè÷åñêèìè çàäåðæêàìè ðàçâèòèÿ, ëåãêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ, äåôåêòàìè àíàëèçàòîðîâ è ò.ä. Ïî íåêîòîðûì äàííûì, ïðè òàêîì ïîíèìàíèè ïñèõîãåííîé øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè ïðèìåðíî 15—20 % äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà íóæäàþòñÿ â êðàòêîâðåìåííîé ëèáî áîëåå èëè ìåíåå ñèñòåìàòè÷åñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè.

Ïåäàãîãè÷åñêèé äèàãíîç ïñèõîãåííîé øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè îáû÷íî ñâÿçàí ñ íåóñïåâàåìîñòüþ, íàðóøåíèÿìè øêîëüíîé äèñöèïëèíû. Ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèé ïîäõîä øèðå çà ñ÷åò âêëþ÷åíèÿ â äèàãíîñòè÷åñêèé êðóã ñóáúåêòèâíûõ ïåðåæèâàíèé è íàðóøåíèé, íå ñêàçûâàþùèõñÿ îòðèöàòåëüíî íà óñïåâàåìîñòè è äèñöèïëèíå.

Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîé ïðè÷èíîé äåçàäàïòàöèè ÿâëÿþòñÿ ìèíèìàëüíûå ìîçãîâûå äèñôóíêöèè (ÌÌÄ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ ÌÌÄ ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê îñîáûå ôîðìû äèçîíòîãåíåçà, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ âîçðàñòíîé íåçðåëîñòüþ îòäåëüíûõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è èõ äèñãàðìîíè÷íûì ðàçâèòèåì.

Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó òî, ÷òî âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, êàê ñëîæíûå ñèñòåìû, íå ìîãóò áûòü ëîêàëèçîâàíû â óçêèõ çîíàõ ìîçãîâîé êîðû èëè â èçîëèðîâàííûõ êëåòî÷íûõ ãðóïïàõ, à äîëæíû îõâàòûâàòü ñëîæíûå ñèñòåìû ñîâìåñòíî ðàáîòàþùèõ çîí, êàæäàÿ èç êîòîðûõ âíîñèò ñâîé âêëàä â îñóùåñòâëåíèå ñëîæíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è êîòîðûå ìîãóò ðàñïîëàãàòüñÿ â ñîâåðøåííî ðàçëè÷íûõ, èíîãäà äàëåêî îòñòîÿùèõ äðóã îò äðóãà ó÷àñòêàõ ìîçãà.

Ïðè ÌÌÄ íàáëþäàåòñÿ çàäåðæêà â òåìïàõ ðàçâèòèÿ òåõ èëè èíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì ìîçãà, îáåñïå÷èâàþùèõ òàêèå ñëîæíûå èíòåãðàòèâíûå ôóíêöèè, êàê ïîâåäåíèå, ðå÷ü, âíèìàíèå, ïàìÿòü, âîñïðèÿòèå è äðóãèå âèäû âûñøåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ïî îáùåìó èíòåëëåêòóàëüíîìó ðàçâèòèþ äåòè ñ ÌÌÄ íàõîäÿòñÿ íà óðîâíå íîðìû èëè â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ñóáíîðìû, íî ïðè ýòîì èñïûòûâàþò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè â øêîëüíîì îáó÷åíèè.

Âñëåäñòâèå äåôèöèòàðíîñòè îòäåëüíûõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ÌÌÄ ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå íàðóøåíèé ôîðìèðîâàíèÿ íàâûêîâ ïèñüìà (äèñãðàôèÿ), ÷òåíèÿ (äèñëåêñèÿ), ñ÷åòà (äèñêàëüêóëèÿ). Ëèøü â åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ äèñãðàôèÿ, äèñëåêñèÿ è äèñêàëüêóëèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â èçîëèðîâàííîì, «÷èñòîì» âèäå, çíà÷èòåëüíî ÷àùå èõ ïðèçíàêè ñî÷åòàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, à òàêæå ñ íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ óñòíîé ðå÷è.

Ñðåäè äåòåé ñ ÌÌÄ âûäåëÿþòñÿ ó÷àùèåñÿ ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ (ÑÄÂÃ). Ýòîò ñèíäðîì õàðàêòåðèçóåòñÿ íåñâîéñòâåííûìè äëÿ íîðìàëüíûõ âîçðàñòíûõ ïîêàçàòåëåé èçáûòî÷íîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòüþ, äåôåêòàìè êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, îòâëåêàåìîñòüþ, èìïóëüñèâíîñòüþ ïîâåäåíèÿ, ïðîáëåìàìè âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ îêðóæàþùèìè è òðóäíîñòÿìè â îáó÷åíèè. Âìåñòå ñ òåì äåòè ñ ÑÄÂà ÷àñòî âûäåëÿþòñÿ ñâîåé íåëîâêîñòüþ, íåóêëþæåñòüþ, êîòîðûå ÷àñòî îáîçíà÷àþòñÿ êàê ìèíèìàëüíàÿ ñòàòèêî-ëîêîìîòîðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Âòîðîé ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïðè÷èíîé øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè ÿâëÿþòñÿ íåâðîçû è íåâðîòè÷åñêèå ðåàêöèè. Âåäóùåé ïðè÷èíîé íåâðîòè÷åñêèõ ñòðàõîâ, ðàçëè÷íûõ ôîðì íàâÿç÷èâîñòåé, ñîìàòî-âåãåòàòèâíûõ íàðóøåíèé, èñòåðî-íåâðîòè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ÿâëÿþòñÿ îñòðûå èëè õðîíè÷åñêèå ïñèõîòðàâìèðóþùèå ñèòóàöèè, íåáëàãîïðèÿòíàÿ îáñòàíîâêà â ñåìüå, íåïðàâèëüíûå ïîäõîäû ê âîñïèòàíèþ ðåáåíêà, à òàêæå òðóäíîñòè âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ïåäàãîãîì è îäíîêëàññíèêàìè.

Âàæíûì ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðîì ê ôîðìèðîâàíèþ íåâðîçîâ è íåâðîòè÷åñêèõ ðåàêöèé ìîãóò ñëóæèòü ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè äåòåé, â ÷àñòíîñòè òðåâîæíî-ìíèòåëüíûå ÷åðòû, ïîâûøåííàÿ èñòîùàåìîñòü, ñêëîííîñòü ê ñòðàõàì, äåìîíñòðàòèâíîìó ïîâåäåíèþ.  êàòåãîðèþ øêîëüíèêîâ — «äåçàäàïòàíòîâ» ïîïàäàþò äåòè, èìåþùèå îïðåäåëåííûå îòêëîíåíèÿ â ïñèõîñîìàòè÷åñêîì ðàçâèòèè, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè:

1.Îòìå÷àþòñÿ îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêîì çäîðîâüå äåòåé.

2.Ôèêñèðóåòñÿ íåäîñòàòî÷íûé óðîâåíü ñîöèàëüíîé è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ó÷àùèõñÿ ê ó÷åáíîìó ïðîöåññó â øêîëå.

3.Íàáëþäàåòñÿ íåñôîðìèðîâàííîñòü ïñèõîëîãè÷åñêèõ è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðåäïîñûëîê ê íàïðàâëåííîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ó÷àùèõñÿ.

Îáû÷íî ðàññìàòðèâàþòñÿ 3 îñíîâíûõ òèïà ïðîÿâëåíèé øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè (ØÄ):

1) íåóñïåøíîñòü â îáó÷åíèè ïî ïðîãðàììàì, âûðàæàþùàÿñÿ â õðîíè÷åñêîé íåóñïåâàåìîñòè, à òàêæå â íåäîñòàòî÷íîñòè è îòðûâî÷íîñòè îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ ñâåäåíèé áåç ñèñòåìíûõ çíàíèé è ó÷åáíûõ íàâûêîâ (êîãíèòèâíûé êîìïîíåíò ØÄ);

2) ïîñòîÿííûå íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê îòäåëüíûì ïðåäìåòàì, îáó÷åíèþ â öåëîì, ïåäàãîãàì, à òàêæå ê ïåðñïåêòèâàì, ñâÿçàííûì ñ ó÷åáîé (ýìîöèîíàëüíî-îöåíî÷íûé, ëè÷íîñòíûé êîìïîíåíò ØÄ);

3) ñèñòåìàòè÷åñêè ïîâòîðÿþùèåñÿ íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ è â øêîëüíîé ñðåäå (ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíò ØÄ).

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñåìåéíàÿ æèçíü, íåñîìíåííî, îêàçûâàåò ìîùíîå âëèÿíèå íà ìíîãèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, âàæíî ïîìíèòü, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé æèâóò áîëåå ÷åì â îäíîì ñîöèàëüíîì ìèðå. Äàæå â ðàííåì âîçðàñòå îïûò â äíåâíûõ ÿñëÿõ ìîæåò ñèëüíî îòëè÷àòüñÿ îò äîìàøíåãî. Íà÷èíàÿ ñ äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè ñòàíîâÿòñÿ âñå áîëåå è áîëåå âàæíûìè. Áëèçêèå äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ ìîãóò àìîðòèçèðîâàòü âëèÿíèå íà äåòåé äðóãîãî íåáëàãîïîëó÷èÿ, òîãäà êàê èçäåâàòåëüñòâî, îòâåðãàíèå ñâåðñòíèêàìè èëè âîâëå÷åííîñòü â îòêëîíÿþùóþñÿ ãðóïïó ñâåðñòíèêîâ, — âñå ýòî ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîÿâëåíèþ ïñèõèàòðè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ãðóïïà ñâåðñòíèêîâ è ñåìüÿ — äâà ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ìèðà; êëàññ — òðåòèé ñîöèàëüíûé ìèð, è îí òîæå ìîæåò âëèÿòü íà ýìîöèîíàëüíûå è ïîâåäåí÷åñêèå ïðîáëåìû — õîðîøî èëè ïëîõî. Ïîääåðæèâàþùèé ó÷èòåëü è óñïåõ â íåêîòîðîé ÷àñòè øêîëüíîé ïðîãðàììû ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ñàìîóâàæåíèþ è óñòîé÷èâîñòè, òîãäà êàê âðàæäåáíûé ó÷èòåëü è íåóäà÷è â øêîëå ìîãóò èìåòü ïðîòèâîïîëîæíîå âëèÿíèå. Õàîòè÷íûé êëàññ, êàê è õàîòè÷íàÿ ñåìåéíàÿ îáñòàíîâêà, ìîæåò ïðèó÷èòü äåòåé ê íàñèëèþ è äåñòðóêöèè, ïîîùðÿÿ òàêîå ïîâåäåíèå ïîñðåäñòâîì áîëüøåãî âíèìàíèÿ è ìåíüøèõ òðåáîâàíèé. Æèçíåííî âàæíî ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå ôàêòîðû êëàññà è ñâåðñòíèêîâ ïðè îöåíêå ëþáîãî ðåáåíêà, à íå òîëüêî òîãäà, êîãäà ýìîöèîíàëüíûå èëè ïîâåäåí÷åñêèå ïðîáëåìû ðåáåíêà â îñíîâíîì îãðàíè÷åíû êëàññíîé êîìíàòîé èëè èãðîâîé ïëîùàäêîé. Ñòðåññû â îäíîé îáñòàíîâêå èíîãäà ïðåäúÿâëÿþò ïñèõèàòðè÷åñêèå ïðîáëåìû â äðóãîé îáñòàíîâêå: ñòðåññû äîìà (òàêèå êàê ñåêñóàëüíîå íàñèëèå) ìîãóò ïðèâîäèòü ê ïîâåäåí÷åñêèì ïðîáëåìàì, áîëüøå âûðàæåííûì â øêîëå, ÷åì äîìà, à ñòðåññû â øêîëå (òàêèå êàê èçäåâàòåëüñòâî) ìîãóò ïðèâîäèòü ê ñòðàäàíèþ èëè íàðóøåíèÿì, áîëåå çàìåòíûì ðîäèòåëÿì, ÷åì ó÷èòåëÿì.

Èçäåâàòåëüñòâî èìååò îòíîøåíèå ê ïîâòîðíîìó è íàìåðåííîìó ïðèìåíåíèþ ôèçè÷åñêèõ èëè ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, ÷òîáû ïðè÷èíèòü áîëü äðóãîìó ðåáåíêó, áåç ñîîòâåòñòâóþùåé ïðîâîêàöèè è çíàÿ, ÷òî æåðòâà, ñêîðåå âñåãî, íå ñìîæåò ýôôåêòèâíî îòîìñòèòü. Áîëüøèíñòâî èçäåâàòåëüñòâ âîçíèêàåò â øêîëå, à íå íà ïóòè â øêîëó è îáðàòíî. Îáû÷íî îáèä÷èêè è æåðòâû ó÷àòñÿ íà îäíîé ïàðàëëåëè. È õîòÿ ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî çà äåòüìè â øêîëå ïðèñìàòðèâàþò, áîëüøàÿ ÷àñòü èçäåâàòåëüñòâ îñòàåòñÿ íå ðàñïîçíàííûìè ó÷èòåëÿìè, à æåðòâû îáû÷íî ñ÷èòàþò, ÷òî îíè íå ìîãóò ñîîáùèòü îá èçäåâàòåëüñòâî íè ó÷èòåëÿì, íè ðîäèòåëÿì. Ïðèìåðíî 2-8% äåòåé ïîäâåðãàþòñÿ èçäåâàòåëüñòâó, ïî ìåíüøåé ìåðå, ðàç â íåäåëþ, è 2-4% ó÷àñòâóþò â èçäåâàòåëüñòâå, ïî ìåíüøåé ìåðå, ðàç â íåäåëþ. Ìåíåå òÿæåëûå óðîâíè ïðåñëåäîâàíèÿ è èçäåâàòåëüñòâà âñòðå÷àþòñÿ ñóùåñòâåííî ÷àùå.  àíãëèéñêèõ èññëåäîâàíèÿõ îáíàðóæåíà ñõîäíàÿ ÷àñòîòà èçäåâàòåëüñòâà ñðåäè ìëàäøèõ è ñòàðøèõ äåòåé, îäíàêî â èññëåäîâàíèÿõ èç äðóãèõ ñòðàí ñîîáùàåòñÿ î òîì, ÷òî èçäåâàòåëüñòâî ñ âîçðàñòîì óáûâàåò. Áîëüøèíñòâî îáèä÷èêîâ — ìàëü÷èêè, è, âîçìîæíî, ñðåäè æåðòâ — òàêæå íåáîëüøîé èçáûòîê ìàëü÷èêîâ. Äëÿ ìàëü÷èêîâ íàèáîëåå õàðàêòåðíî èçäåâàòåëüñòâî ñ ôèçè÷åñêîé àãðåññèåé; èçäåâàòåëüñòâî ó äåâî÷åê ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ âêëþ÷àåò ñîöèàëüíîå èñêëþ÷åíèå èëè êàìïàíèè ïåðåøåïòûâàíèÿ.

íåâðîç øêîëüíûé äåçàäàïòàöèÿ

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

1. Êåìïèíñêèé À. Ïñèõîïàòîëîãèÿ íåâðîçîâ: Ïåð. ñ ïîëüñê. — Âàðøàâà, 1975.—270 ñ.

3. Êîâàëåâ Â. Â. Ïñèõèàòðèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. — Ì., 1979. — 608 ñ.

4. Êîí È. Ñ. Ïñèõîëîãèÿ ñòàðøåêëàññíèêà. — Ì., 1980. — 192 ñ.

5. Ëåîíãàðä Ê. Àêöåíòóèðîâàííûå ëè÷íîñòè: Ïåð. ñ íåì. — Êèåâ, 1981. — 392 ñ.

6. Ëè÷êî À. Å. Ïîäðîñòêîâàÿ ïñèõèàòðèÿ. — Ë., 1981. — 336 ñ.

7. Ëè÷êî À. Å. Ïñèõîïàòèè è àêöåíòóàöèè õàðàêòåðà ó ïîäðîñòêîâ. — 2-å èçä. — Ë., 1983. — 256 ñ.

8. Óøàêîâ Ã. Ê. Ïîãðàíè÷íûå íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà. — Ì., 1978. — 400 ñ.

9. Ðîáåðò Ãóäìàí è Ñòèâåí Ñêîòò — Äåòñêàÿ ïñèõèàòðèÿ. 2005

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник