Синдром дефицита внимания и сон

У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.

СДВ и СДВГ

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой  диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

Причины возникновения

Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:

  • наследственность;
  • родовая травма;
  • педагогическая запущенность.

Наследственность

Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.

Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.

В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.

Родовая травма

Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.

Педагогическая запущенность

Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.

Ритмы головного мозга человека

Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.

Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.

Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.

Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.

Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.

Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.

Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.

Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.

Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.

Методы лечения

Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:

  • медикаментозный метод;
  • методика навязанных ритмов;
  • психотерапия;
  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия).

Медикаментозный метод

К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.

Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов  головного мозга.

При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.

В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.

При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.

Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.

Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.

И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.

Методика навязанных ритмов

Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.

Читайте также:  Синдром сонного паралича что это

Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к  своему первоначальному уровню.

Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.

Психотерапия

В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.

Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.

Психодинамическая модель

Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).

Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.

Поведенческий подход

Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и,  соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.

Десенситизация

Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).

Экзистенциально-гуманистическое направление

Здесь в качестве основных потребностей личности  выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано  с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».

Когнитивная терапия

Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.

Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)

Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.

В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов.  Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых  веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.

СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше  работать и учиться.

Заключение

И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.

Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.

На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость  выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.

Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?

Оригинал: photo-drive.ru

Источник

У Вашего ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью и он беспокойно спит по ночам? Причиной этого может быть расстройство сна. По результатам недавних исследований учёные подсчитали, что около половины родителей, участвовавших в исследовании, жалуются на проблемы со сном у их детей с СДВГ. Они также говорят, что дети чувствуют себя уставшими после пробуждения, что им снятся кошмары, или проявляются другие проблемы, такие как апноэ во время сна или синдром беспокойных ног. Ещё одно исследование показало, что дети хуже отдыхают во время сна, им сложно просыпаться и они гораздо более сонливы на протяжении дня.

Из этого можно сделать вывод, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства сна взаимосвязаны. Давайте узнаем почему.

Связан ли храп с СДВГ?

Увеличенные гланды и аденоиды могут частично блокировать дыхательные пути во сне. Это может стать причиной храпа, плохого сна и, возможно, СДВГ.

Из-за того, что храп приводит к плохому сну, у человека могут возникать проблемы с концентрацией внимания в дневное время. Исследование, в котором участвовали дети 5-7 лет, показало, что дети с лёгкой формой СДВГ храпят гораздо чаще, чем без синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. А по результатам другого исследования стало ясно, что дети, храпящие во сне, в два раза более склонны к развитию СДВГ, чем их ровесники.

Дети, у которых во сне появляется храп, показывают существенно худшие результаты при тестировании на внимательность, способность к языкам и общий уровень развития. Некоторые исследования показали, что удаление аденоидов и гланд может привести к улучшению сна и, как следствие, к лучшему поведению ребёнка без применения медикаментов.

Что такое апноэ во время сна?

Другими словами апноэ буквально значит «отсутствие дыхания». Этот термин используется для описания состояния, когда у человека прерывается дыхание на промежуток времени больше 10 секунд. Существует три вида апноэ, но самым распространённым из них является обструктивное – оно встречается в 65% случаев.

Во время обструктивного апноэ во сне у человека прекращается приток воздуха от носа и рта к лёгким. Это случается из-за полной блокировки входа в трахею. Причиной этому могут послужить различные нарушения структуры глотки. Во время таких блокировок дыхательные мышцы продолжают сокращаться в попытках подать воздух в лёгкие.

Читайте также:  Узи и кровь на синдром

У людей, страдающих от апноэ во время сна, случаются остановки дыхания, из-за чего они выходят из стадии глубокого сна в стадию короткого сна. При этом сами больные не пробуждаются до полной активности сознания и зачастую сами не знают о том, что у них есть проблемы со сном. Такие переходы могут случаться у них по несколько раз за ночь.

Около 2% детей в США страдают от какой-то из форм обструктивного апноэ во время сна. Увеличенные аденоиды и гланды чаще всего становятся причиной этого заболевания. Кроме того, причиной может служить ожирение или хроническая аллергия. Также как и взрослые дети в апноэ во время сна в дневное время чувствуют усталость. У них могут возникать проблемы с концентрацией внимания, а также другие симптомы, вызванные недостатком сна. К примеру, они могут быть раздражительны.

Как диагностируется и лечится апноэ во время сна?

Апноэ во сне у детей поддаётся лечению. Однако только педиатр или ЛОР может определить, действительно ли гланды Вашего ребёнка увеличены настолько сильно, что могут блокировать проход воздуха и вызывать апноэ во сне. Для подтверждения диагноза апноэ во сне ребёнок должен пройти тестирование на полисомнографе. Полисомнограмма – это исследование, которое проводится в специальной лаборатории, когда человек спит. Такое подтверждение необходимо потому, что далеко не у каждого ребёнка с увеличенными гландами или проблемами с храпом развивается апноэ во сне.

Оптимальным решением для детей с увеличенными аденоидами и гландами является хирургическое вмешательство. Другие способы лечения применяются в тех случаях, когда проблемы с дыханием во время сна вызваны аллергией или другими причинами.

Существует ли взаимосвязь между синдромом беспокойных ног и СДВГ?

Исследования показывают некоторую взаимосвязь между нарушениями сна и СДВГ, а также между синдромом беспокойных ног и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. При синдроме беспокойных ног у людей возникает ощущение беспокойства, подергивания в ногах и иногда в руках. Это ощущение приводит к потребности в движении. Синдром беспокойных ног приводит к ухудшению сна и, как итог, к сонливости в дневное время.

Люди с синдромом беспокойных ног и последующими нарушениями сна говорят, что чувствуют снижение возможности концентрации внимания, переменчивость настроения и/или гиперактивность – все эти ощущения являются симптомами СДВГ. Из-за вышеперечисленных ощущений некоторые исследователи полагают, что у людей с синдромом беспокойных ног и у некоторых людей с СДВГ может быть одна и та же дисфункция выработки в организме нейротрансмитера дофамина.

Синдром беспокойных ног диагностируется при помощи полисомнограммы или наблюдения за сном человека.

В лечении синдрома беспокойных ног, также как и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, могут помочь медицинские препараты.

Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью получать необходимый ему сон?

Для детей с СДВГ очень важно установить определённый ритуал, связанный со сном. Соблюдение режима времени сна поможет ребёнку расслабиться и получить здоровый сон, который ему так необходим. Попробуйте воспользоваться следующими советами:

  • Посетите Вашего лечащего врача и обсудите с ним прием медикаментов от СДВГ. Спросите врача, можно ли принимать утреннюю дозу препарата немного раньше утром. Или попросите его назначить препараты с более коротким сроком действия. Подберите подходящие медикаменты, которые позволят Вашему ребёнку расслабляться на ночь и иметь здоровый сон.

  • Исключите кофеин из рациона Вашей семьи. Следите за тем, чтобы в пище Вашего ребёнка не было кофеина, так как кофеин – это одно из веществ, которое создаёт некоторое подобие стресса в организме. По этой причине повышается нервозность человека и ему становится сложнее спокойно спать ночью. Не покупайте продукты и напитки, содержащие кофеин.

Источник

А. В. Старкова
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им Б.Н. Ельцина»,
г. Екатеринбург, Россия
Abstract. According to psychologists’ assessments, there are about one million children who have the attention deficithyperactivity disorder syndrome in Russia. There are three approaches to this syndrome: neuropsychological, psychophysiological and medical approaches. It is known that this syndrome is closely connected with the sleep disturbance. So the aim of the article is to examine this connection according to three approaches.
Keywords: sleep, sleep disturbance, the syndrome of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), psychophysiological approach, neuropsychological approach, medical approach.
По оценкам специалистов (Институт возрастной физиологии РАО, 2012), в России насчитывается до 1 миллиона детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ). При этом мальчиков с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек [4].

СДВГ – это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность [7]. По некоторым исследованиям отмечено, что синдром дефицита внимания имеет связь с нарушениями процессов сна, а также увеличением дневной сонливости.[5] Сон у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет большое значение для развития организма, а СДВГ активно проявляется именно в этом возрасте. Последствия расстройств сна у детей серьезны и охватывают спектр от сердечнососудистых нарушений и замедления развития ребенка до значительных поведенческих проблем и плохой успеваемости в школе. Расстройства сна у детей и подростков особенно важно своевременно распознавать и диагностировать, поскольку многие из них эффективно поддаются лечению с помощью медицинского и психологического вмешательства.[1] К сожалению, на данный момент, в России проводится мало исследований процессов и нарушений сна у детей с СДВГ. Наиболее крупное из них проходит в настоящее время в Пермской Лаборатории сна ПМПЦ «Лингва Бона», Пермь.
Данная статья посвящена теоретическим аспектам, которые уже были наработаны по теме сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Существуют три подхода к вопросу о СДВГ. Соответственно, можно рассмотреть нарушения сна у детей с данным синдромом с точки зрения трех разных подходов.
Психофизиологический подход. В рамках этого подхода представлены симптомы СДВГ: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Психофизическая структура интеллекта детей 6-7 лет с СДВГ характеризуется более низким уровнем взаимосвязи вербального и невербального компонентов и недостаточным уровнем сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной организации и регуляции деятельности [2].
В этом подходе встает вопрос, как симптомы СДВГ (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) взаимосвязаны с процессом сна.
Во-первых, по некоторым данным известно, что из-за нескончаемой потребности в активности дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают трудности отхождения ко сну, двигательные беспокойства во сне, частые пробуждения, а так же сноговорение.[5]
Во-вторых, следствием неспокойного сна у нормальных детей является нарушение внимания и плохая успеваемость в школе [1]. То есть, у детей с СДВГ возрастает вероятность ожесточения симптомов, связанных с дефицитом внимания, что усложняет коррекцию. Следовательно, имеет смысл, при работе с детьми с СДВГ обращать внимание на лечение нарушений сна.
Нейропсихологический подход. СДВГ можно рассматривать как нарушение психической деятельности и поведения, при котором отмечается дисфункция прежде всего первого (лимбическая система и ретикулярная формация) и третьего функциональных блоков [8]. Наиболее характерными особенностями детей с СДВГ являются инфантилизм, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал поведения и чувства вины, а также переживаний в связи с этим; выражение агрессивности, при выполнении заданий, нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации; нарушение избирательности, неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, нарушением объема и проблемами его переключения [3].
В данном подходе А.Р. Лурия говорил о том, что в процессах сна и бодрствования участвует первый функциональный блок мозга. Как упоминалось выше, сидром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется нарушением именно этого блока. Соответственно, нарушения процессов сон-бодрствование неизбежно для детей с СДВГ [6]. На первый план встают такие симптомы, как трудность отхождения ко сну и частые пробуждения. Это является следствием нарушения процессов перехода от сна к бодрствованию и наоборот.
Медицинский подход. В медицине синдром дефицита внимания и гиперактивности описан в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра), F-90. Он характеризуется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. МКБ-10 требует присутствие гиперактивности (как минимум 3 признака из 5-ти предлагаемых), импульсивности (не менее 1-го). Критерии МКБ-10 предполагают обязательное присутствие всех вышеперечисленных критериев. По данным исследования Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е.А.Вагнера, при изучении клинической характеристики сна у детей с СДВГ отмечались инсомнии и парасомнии. Открытым остается вопрос исследования нарушений структуры сна. На сегодняшний день в МКБ-10 не прописаны нарушения сна как характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Можно говорить о том, что в случае с СДВГ проблемы со сном являются вторичными нарушениями.
Что же общего при описании нарушений сна у детей с СДВГ в вышеперечисленных подходах:
1. Выявляется непосредственная связь между синдромом дефицита внимания и гиперактивности с нарушениями сна.
2. Выделяются симптомы: трудность отхождения ко сну, снохождения, сноговорения, частые пробуждения.
Изучив теоретический материал по вопросу о состоянии сна у детей с СДВГ, мы планируем провести исследование, целью которого будет изучить самооценку состояния сна детей с СДВГ, и их поведение во время сна по наблюдениям родителей. Исследование будет проведено во 2ом классе (возраст детей 7-8 лет). В контрольной группе 6 мальчиков и 2 девочки без психических диагнозов, и в исследуемой группе 6 мальчиков и 2 девочки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Основной используемый метод – метод беседы. В процессе беседы планируется определить, как чувствует себя во время сна, засыпания и пробуждения ребенок, и как его поведение описывает родитель (как часто просыпается, возможны ли подергивания или снохождение). Далее планируется контент анализ полученных данных. Предполагаемый результат: Поведенческие особенности во время сна детей, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности, значительно отличаются от состояния сна нормальных детей. Проблемы со сном оказывают влияние на восстановление и работоспособность организма, что еще больше мешает ребенку сконцентрироваться на той или иной деятельности.

Читайте также:  Инфекционно токсический шок двс синдрома

Литература
1. Абашидзе, Е.А., Намазова, Л.С., Кожевникова, Е.В., Аршба, С.К. Нарушения сна у детей // Педиатрическая фармакология. – М., 2008. – С. 69.
2. Безруких, М.М. «Дети с СДВГ. Причины, диагностика, комплексная помощь» / М.М. Безруких // МПСИ. – М., 2009.
3. Заваденко, Н.Н., Петрухин, А.С., Суворинова, Н.Ю., Румянцева, М.В., Овчинникова А.А. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. Методические рекомендации. – М.: РКИ Соверо пресс, 2001.
4. Заваденко, Н.Н., Суворинова, Н.Ю., Румянцева, М.В.. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология : научно-методический журнал. 2003. – №6
5. Калашникова, Т.П., Анисимов, Г.В., Коньшина, Н.В. Характеристика сна у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Специальное образование. – Пермь, 2013 – №3. – С. 74.
6. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии // Учебное пособие. 2006.
7. Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М., 2010.
8. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2003.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.

Источник