Синдром дефицита внимания и гиперактивности психогенетика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности психогенетика thumbnail

Личный опыт женщины, которая построила успешную карьеру, несмотря на склонность прокрастинировать и забывать всё на свете.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.

Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности психогенетика

Саша Коллекат (Sasha Collecutt)

Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.

Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.

Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.

Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).

Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:

  • Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
  • Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
  • Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
  • Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.

Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.

Как бороться с прокрастинацией

Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.

Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.

Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.

Не думайте о чужих ожиданиях

Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.

Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.

Читайте также:  Синдром сухого глаза глазные капли инструкция

Взгляните на проблему по‑другому

Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.

Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.

Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.

Сделайте что‑то, чего ещё не делали

Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.

Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.

Обманите свою прокрастинацию

Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».

И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.

Хвалите себя за достижения

Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.

Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.

Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.

Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.

Поймите саму природу прокрастинации

Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.

Как бороться с забывчивостью

Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.

Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.

Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.

Наблюдайте

Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.

Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.

А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.

Читайте

Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.

Читайте также:  Синдром зависимости от токсикомании это

Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.

Пишите

Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.

Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.

Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.

Обучайте других

Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.

Получайте удовольствие от собственного обучения

Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.

Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.

Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.

Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя

Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.

Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.

Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):

  • День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
  • Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
  • Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
  • Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).

Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.

Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.

Что в итоге

Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.

Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:

  • Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
  • Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.

Источник

ÑÄÂ áåç ãèïåðàêòèâíîñòè

Îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáëóæäåíèé â îòíîøåíèè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ — ìíåíèå, ÷òî îí âñåãäà ñîïðÿæåí ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Ìíîãèå óâåðåíû, ÷òî åñëè ðåáåíîê íå ëåçåò íà ñòåíó, íå èìååò ïðîáëåì ñ ïîâåäåíèåì è äèñöèïëèíîé, òî ó íåãî íåò è ÑÄÂ. Èëè åñëè âçðîñëûé íå áåñïîêîéíûé, òî ó íåãî íå ìîæåò áûòü ýòîãî ñèíäðîìà. Ïîðîé êàæåòñÿ, ÷òî äèàãíîç â îáùåñòâåííîì ñîçíàíèè ñâîäèòñÿ ê ñèìïòîìó äâèãàòåëüíîé ãèïåðàêòèâíîñòè.

Ýòî îøèáî÷íî, íî íåóäèâèòåëüíî, âåäü ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ âïåðâûå áûë îïèñàí èìåííî ó ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé, è íàøè çíàíèÿ î íåì âî ìíîãîì áàçèðóþòñÿ íà èññëåäîâàíèÿõ ýòîé ïîïóëÿöèè. Ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî ó÷åíûå ïðèøëè ê ïîíèìàíèþ, ÷òî ÑÄ ìîæíî áîëåòü è áåç ãèïåðàêòèâíîñòè, âî âñÿêîì ñëó÷àå âî âçðîñëîì âîçðàñòå, îäíàêî ðåïóòàöèÿ óñïåëà ïðèæèòüñÿ, è óñòàðåâøèå óáåæäåíèÿ íå òîðîïÿòñÿ ñäàâàòü ïîçèöèè.

Читайте также:  Причины гидроцефального синдрома у новорожденных

Ñîâðåìåííûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî â ìèðå ìíîæåñòâî äåòåé è âçðîñëûõ èìåþò ïîëíûé íàáîð ñèìïòîìîâ ÑÄÂ, íî ïðè ýòîì íå òîëüêî íå ãèïåðàêòèâíû, íî äàæå íå ïðîÿâëÿþò àêòèâíîñòè âîîáùå. Ñêîðåå íàîáîðîò: îíè âåäóò ñåáÿ ìåäëèòåëüíî.

Òàêèå ëþäè — ìå÷òàòåëè. Ýòî äåòè, ÷àñòî äåâî÷êè, êîòîðûå ñèäÿò íà çàäíåé ïàðòå, êðóòÿò ïàëüöåì âîëîñû, ñìîòðÿò â îêíî è ïîäîëãó î ÷åì-òî äóìàþò. Ýòî âçðîñëûå, êîòîðûå «îòêëþ÷àþòñÿ» âî âðåìÿ ðàçãîâîðà èëè ïîñðåäè ñòðàíèöû. Òàêèå ëþäè ñêëîííû èìåòü î÷åíü ðàçâèòîå âîîáðàæåíèå. Îíè ñòðîÿò ëåñòíèöó â íåáåñà è óáåãàþò ïî íåé â ñåðåäèíå áåñåäû, èëè ïèøóò â óìå ïüåñû, õîòÿ íå çàêîí÷èëè ðàáîòó íà äåíü, èëè âåæëèâî êèâàþò ãîëîâîé â çíàê ñîãëàñèÿ, õîòÿ âîîáùå íå ñëûøàëè, ÷òî áûëî ñêàçàíî. Îíè óõîäÿò òèõî, áåç ëèøíåãî øóìà, õàðàêòåðíîãî äëÿ èõ ãèïåðàêòèâíûõ ñîáðàòüåâ, íî â îñòàëüíîì âñå òàê æå.

ÑÄ áåç ãèïåðàêòèâíîñòè âñòðå÷àåòñÿ ó îáîèõ ïîëîâ, íî ó äåâî÷åê è æåíùèí, ïî-âèäèìîìó, ðàñïðîñòðàíåí øèðå, ÷òî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ýêñïðåññèè ñîîòâåòñòâóþùåãî ãåíà èëè ñ îòñóòñòâèåì õðîìîñîìû Y.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ãëàâíûì ñèìïòîìîì îáû÷íî ñëóæèò îòâëåêàåìîñòü — òèõîå, íåçàìåòíîå ñìåùåíèå âíèìàíèÿ, êîòîðîå, îäíàêî, ïðîèñõîäèò ÷åòêî, êàê ðàçðûâ êèíîïëåíêè. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî âû òîëüêî ÷òî áûëè â îäíîì ìåñòå, à óæå â ñëåäóþùóþ ñåêóíäó ïåðåìåùàåòåñü êóäà-òî åùå. Ñàìè ýòèõ äâèæåíèé äàæå íå çàìå÷àåòå: âû ñìèðèëèñü ñ íèìè, êàê ñî ñìåíîé ñöåí â ôèëüìå. Ïåðåä âàìè ðàçâîðà÷èâàåòñÿ ñâîÿ ìûñëåííàÿ èñòîðèÿ, âíóòðåííÿÿ ýêðàíèçàöèÿ ñîáûòèé äíÿ, è âàñ òî÷íî òàê æå óâëåêàåò íèòü ïîâåñòâîâàíèÿ.

 êàêîì-òî îòíîøåíèè ýòî î÷àðîâàòåëüíûé ñèìïòîì. Ðàçóì áëóæäàåò, êàê ðó÷ååê, âåòâèòñÿ, ïîâòîðÿåò èçãèáû ëàíäøàôòà: òóò ñâåðíåò, òàì áëåñíåò âîäîïàäîì, òèõî, ïî ñîáñòâåííîìó ðàñïèñàíèþ ïðîáèâàÿ ïóòü ê áîëüøîé ðåêå ìûñëè.

Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, íè÷åãî î÷àðîâàòåëüíîãî â ýòîì íåò. Âðåìåíàìè íåâîçìîæíîñòü ïîëîæèòüñÿ íà ñâîþ ñïîñîáíîñòü ÷òî-òî çàïîìíèòü, óñïåòü â ñðîê, íå ñáèòüñÿ âî âðåìÿ âàæíîãî ðàçãîâîðà, ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà òîì, ÷òî î÷åíü õî÷åòñÿ ïðî÷èòàòü, èëè íà ïðîåêòå, êîòîðûé æäåò çàâåðøåíèÿ, ñîâåðøåííî ñêîâûâàåò ÷åëîâåêà. Êàæåòñÿ, ÷òî áëóæäàþùèé ðó÷åé óíîñèò âàñ î÷åíü äàëåêî, è ñîâñåì íå òóäà, êóäà âû ñòðåìèòåñü.

«Áûâàåò, ÿ ðàáîòàþ çà ñâîèì ñòîëîì, — æàëóåòñÿ îäíà ïàöèåíòêà, — è âäðóã, ñàìà òîãî íå îñîçíàâàÿ, ïåðåêëþ÷àþñü íà êàêóþ-òî äðóãóþ èäåþ, ïîäñêàçàííóþ ïðîåêòîì. Ïîòîì íà÷èíàþ ñëåäîâàòü çà ìûñëüþ èëè äàæå âûõîæó èç-çà ñòîëà, ÷òîáû ÷òî-òî ïðèíåñòè, íî, ïîêà èäó, çàáûâàþ, çà÷åì øëà. ß ïî÷òè êàê ëóíàòèê. Òàêîå ðàññåÿííîå ñîñòîÿíèå ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ ÷àñàìè.  ãîëîâå ïðîïëûâàåò ìíîãî èíòåðåñíûõ ìûñëåé, ÿ ðàçìûøëÿþ íàä ìíîæåñòâîì òâîð÷åñêèõ èäåé, íî ðàáîòà íå âûïîëíÿåòñÿ. Åñëè ÿ íà ÷òî-òî îòâëåêàþñü, íåñêîëüêî ìèíóò ìîãó ñîçíàòåëüíî áîðîòüñÿ è ñîñðåäîòî÷èâàòüñÿ, íî, êàê òîëüêî ïåðåñòàþ ñëåäèòü çà ñâîèìè äåéñòâèÿìè è ïîãðóæàþñü â ðàáîòó, ïîïàäàþ âî âëàñòü ýòèõ ïðè÷óä. Åñëè áû ïîëó÷àëîñü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ õîòÿ áû íà ÷àñ, ÿ áû, íàâåðíîå, ñäåëàëà ñâîþ ðàáîòó çà äåíü».

Ïîñëå òîãî êàê æåíùèíà âûëå÷èëà ÑÄÂ, åå æèçíü ïðåîáðàçèëàñü. «Ýòî ÷óäåñíî, — ïðèçíàëàñü îíà. —  îáùåì è öåëîì îùóùåíèÿ òàêèå æå, êàê è ðàíüøå, íî ÿ ñòàëà âûïîëíÿòü âñþ ïîëîæåííóþ ðàáîòó! ß íà÷àëà çàâåðøàòü ïðîåêòû, êîòîðûå ìíîãî ëåò îòêëàäûâàëà, è â êîíöå äíÿ íå ìîãó ïîâåðèòü, ñêîëüêî âñåãî óäàëîñü ñäåëàòü. Íî ïðîèçâîäèòåëüíîñòü — ýòî åùå íå âñå. ß ñòàëà ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó ñìîòðåòü íà ñåáÿ, ïåðåñòàëà ñ÷èòàòü ñåáÿ êàêîé-òî ÷óäíîé è óùåðáíîé, íà÷àëà âåðèòü, ÷òî íå ïðîñòî íå ãëóïåå äðóãèõ, íî è äîâîëüíî óìíà. Çíàåòå, ýòî ðàçèòåëüíàÿ ïåðåìåíà. Æàëêî, êîíå÷íî, ÷òî ÿ íå óçíàëà î ñâîåé áîëåçíè ðàíüøå».

Êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ ìîæåò ìåøàòü íå òîëüêî ÑÄÂ, íî è ìíîãèå äðóãèå ôàêòîðû. Ñàìûå ðàñïðîñòðàíåííûå èç íèõ — ëèõîðàäî÷íûé òåìï ïîâñåäíåâíîé æèçíè, òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì, äåïðåññèÿ, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è íàðêîòèêàìè, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, òðåâîæíûå ðàññòðîéñòâà, ðåàêöèÿ íà ãîðå, ñåðüåçíûå æèçíåííûå ïåðåìåíû è ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, íåêîòîðûå âèäû ýïèëåïñèè, êîòîðûå òðåáóþò êîíñóëüòàöèè âðà÷à).

Òåì íå ìåíåå äèàãíîç ÑÄ íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü. Îñîáåííî âíèìàòåëüíûì íóæíî áûòü, åñëè îòñóòñòâóåò ãèïåðàêòèâíîñòü. Òàêîé ÷åëîâåê êàæåòñÿ ïðîñòî îäíèì èç ìíîãèõ, êòî «íå ìîæåò ñîáðàòüñÿ ñ ìûñëÿìè». Õî÷åòñÿ âñòðÿõíóòü åãî è ñêàçàòü: «Ïðîñíèñü! Âîçüìèñü çà äåëî! Ïåðåñòàíü ðàçìåíèâàòü æèçíü íà ïóñòÿêè!» Íî åñëè êòî-òî èç áëèçêèõ âäðóã ïîéìåò, ÷òî ïðîáëåìà íå â ëåíè è îáùåé íåçàäà÷ëèâîñòè, à â ÷åì-òî áîëåå ãëóáîêîì, æèçíü ÷åëîâåêà ñòàíåò ãîðàçäî ëó÷øå.

Источник