Синдром дефицита внимания и гиперактивности научные статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности научные статьи thumbnail

Библиографическое описание:

Максакова, Л. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Л. В. Максакова, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12461/ (дата обращения: 08.07.2020).



В последние годы в мире наблюдается рост детской гиперактивности. Что же такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются лёгкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [1,4].

С точки зрения нейропсихологии, СДВГ- это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково- корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [3].

Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить:

1) перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребёнка в раннем возрасте;

2) экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды, радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ;

3) химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания);

4) социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации;

5) экономические факторы [2].

Основные критерии СДВГ:

  1. Гиперактивность. Эти дети чрезвычайно подвижны: они всё время крутятся, бегают, пытаются куда- то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ёрзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока.
  2. Импульсивность. Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очерёдность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
  3. Нарушения внимания. Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключаться с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности.

Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [1].

В период обучения в начальной школе у ребёнка проявляются следующие особенности:

– запоздалая установка «ведущей» руки;

– нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;

– нарушение зрительно- пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений;

– общая двигательная расторможенность;

– дизритмия (у ребёнка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться);

– кратковременная и слабая концентрация внимания;

– нарушения эмоционально — волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничание).

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны учителей и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребёнку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребёнка.

При сочетании СДВГ и трудностей в обучении ребёнку может потребоваться комплексное коррекционно- педагогическое воздействие, включающее работу ряда специалистов: педиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога, психолога, психотерапевта.

Так, например, психолог может работать с гиперактивным ребёнком в следующих направлениях: развивать внимание и произвольность, снижать импульсивность, развивать коммуникативные навыки, обучать приёмам выражения гнева в допустимой форме и саморегуляции. Многие занятия проходят в игровой форме.

Для детей с СДВГ полезны игры по следующим направлениям:

  1. Игры на развитие внимания.
  2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).
  3. Игры, развивающие навыки саморегуляции.
  4. Игры, тренирующие коммуникативные навыки (умение общаться).

Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил:

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром антитела к хгч

– Предлагая новую игру, первое время не приглашайте других участников, пока не убедитесь, что ваш ребёнок успешно освоил правила. Особенности детей с дефицитом внимания и гиперактивностью не дают им сосредоточиться на игре, если рядом есть другие ребята. К тому же импульсивность ребёнка и его неумение придерживаться правил могут спровоцировать конфликт среди игроков.

– Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Для начала выберете для тренировки какую- то одну функцию. К примеру, если решили развивать внимание, не требуйте от ребёнка сидеть ровно и не хватать лежащие на столе предметы. Иначе он вместо концентрации на игре переключится на контроль собственных действий. Только через некоторое время, убедившись, что ребёнок достаточно внимателен, можете добавить контроль поведения.

– Следите за тем, чтобы маленький игрок не перевозбудился. Со стороны гиперактивный ребёнок напоминает «вечный двигатель», но на самом деле он устаёт. А эмоциональное перенапряжение может вызвать у него ещё больший всплеск возбуждения и даже аффективную реакцию. Поэтому, если видите, что ребёнок устал, сделайте перерыв: погладьте его, предложите посидеть, переключитесь на другое занятие.

– Замечайте и хвалите за любые, пусть и небольшие, успехи ребёнка, даже если результат пока далёк от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в своих силах и повышает самооценку. Если будете указывать только на недостатки, он быстро потеряет желание заниматься.

Гиперактивным детям очень полезны игры с водой, глиной, песком, крупой, рисование пальцами- такие занятия помогают снять накопившееся напряжение.

Предлагайте детям с СДВГ любые задания, требующие усидчивости и терпения. Например, можно несколько раз в день показывать детские журналы, в которых нужно искать отличия между картинками, обводить по контуру, разгадывать кроссворды, ребусы и т. п. Не настаивайте жёстко на регламенте — в какой- то день ребёнок увлечётся и просидит над журналом полчаса, а в другой день сорвётся с места через 5 минут. Помните, что даже 5–10 минут таких занятий — это мини- тренировки.

Играйте в ролевые игры, но следите, чтобы ребёнок побывал и в активной, и в пассивной позициях. К примеру, если вы играете в школу, он должен поочерёдно исполнить роль и учителя, и ученика.

Также существуют специальные игры, разработанные или адаптированные специалистами для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

«Запрещённое движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто его повторит, выбывает из игры.

Вместо движений можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют за ведущим все цифры, кроме одной запрещённой (например, цифры «шесть»). Когда дети её услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.

«Ласковые лапки»

Игра помогает снять напряжение, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Взрослый подбирает 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке, и отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» может прикасаться к щеке, колену, ладони. Потом поменяйтесь ролями.

«Ищи безостановочно»

В течение нескольких минут находить вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (размера, формы и др.). Даже если вы будете играть в одном и том же помещении, это занятие долго не наскучит: сегодня ищете всё жёлтое, завтра- деревянное, послезавтра- круглое, затем- зелёное, металлическое, пластиковое и т. д.

«Бывает— не бывает»

Взрослый говорит предложения. Если это бывает — дети хлопают в ладоши, не бывает- топают ногами. (Например: «Корабль плавает по воде», «Лиса сидит на дереве», «Ворона лает», «Мальчик гладит собаку», «Учительница бегает по классу», «В кастрюле варится суп» и т. д.).

«Да инет»

Правила игры очень просты: ведущий задаёт вопросы, а игроки отвечают, не используя слова слова «Да» и «Нет». Чтобы усложнить игру, можно добавить правило «Чёрное» и «Белое» не называть.

По ходу игры ребёнок должен контролировать свои ответы, а это невозможно без определённого развития произвольной регуляции. Вопросы могут быть самые разные: «Тебя зовут Петя?», «Кошки мяукают?», «Коровы летают?», «Лимон кислый?», «Твой папа играет в куклы?», «Чай пьют из кастрюли?», «Обедают ночью?», «У тебя есть игрушки?», «Ты сейчас спишь?».

«Игра спредметами»

Игра развивает внимание и зрительную память. Ведущий берёт 7–10 небольших предметов. Существует несколько разновидностей игры:

Положить предметы в ряд и прикрыть их чем- нибудь. Затем, приоткрыв на 10- 15 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все предметы.

Читайте также:  Видно ли на узи синдром дауна в 20 недель

Снова ненадолго показать ребёнку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два предмета, предложить ребёнку назвать, какие предметы переложены.

Играйте с удовольствием и помните, что, как говорил Жан Жак Руссо, «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»! А терпение и настойчивость в сочетании с педагогической и психологической поддержкой помогут детям жить полноценной, насыщенной жизнью.

Литература:

  1. Глущенко В. В.,Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. М., 2013.
  2. Глущенко Н. В. Обзор основных факторов школьной неуспешности современного поколения//Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сб.матер. Всерос.науч.-практ.конф. с междунар.участием (26 февраля 2015г.)/Под ред. Л. В. Козиловой, Е. В. Меркель. М.,2015. Ч.3.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб.пос.6-е изд. М., 2013.
  4. Уманская Т. М. Невропатология. Естественно- научные основы специальной педагогики: Учеб.пос. для студентов- бакалавров/ Т. М. Уманская; Под общ.ред. В. И. Селиверстова. М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, правило, взрослый, окружающая среда, нарушение, место, занятие, синдром дефицита внимания.

Источник

Почему дети с СДВГ хуже учатся, может ли этот синдром появиться во взрослом возрасте и как воспитывать по методу «пряник и отсутствие пряника»

Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. В 1845 году немецкий врач Генрих Гофман в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филипп».

Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало в начале XX века. В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача Джорджа Фредерика Стилла, с которой он ранее выступил перед врачами Королевской академии. Автор связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена.

История термина

В 1980 году в классификации DSM-I (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) появились термины «синдром дефицита внимания» — Attention Deficit Disorder (ADD) — и его разновидность «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — Attention Deficit with Hyperactivity Disorder (ADD+H).

Необходимо отметить исследования канадского автора Вирджинии Дуглас (1980, 1983), выдвинувшей теорию «четырех больших дефицитов» в основе заболевания: 1) снижение возможности удерживать внимание, 2) слабость торможения импульсивного поведения, 3) слабость модуляции уровня активирующих влияний, 4) необыкновенно сильная склонность к немедленному вознаграждению.

Симптомы СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (например, компьютерными играми, просмотром мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого, наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашнего задания. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности научные статьи

Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: кажется, что к ребенку подключили мотор. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев.

Причины появления синдрома дефицита внимания

Считается, что нижней границей для выявления СДВГ является возраст три-четыре года. До трехлетнего возраста дети демонстрируют недифференцированный набор моделей поведения, который называют недостаточно контролируемым паттерном поведения (undercontrolled pattern of conduct). Однако примерно в трехлетнем возрасте этот паттерн становится дифференцированным. Необходимо отметить, что, согласно концепции Льва Семеновича Выготского, возраст три года является периодом третьего возрастного кризиса — кризиса трех лет. Содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость.

В дошкольном возрасте основным проявлением заболевания является гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых. На нарушение указывают тяжесть и хронический характер проблемного поведения. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Но так как обучающие программы присутствуют и в дошкольных образовательных учреждениях, то основные паттерны поведения школьного возраста видны уже в пять лет.

СДВГ относят к категории мультифакториальных расстройств развития, при этом всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Среди причинных факторов СДВГ в первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы.

Читайте также:  Синдром дауна форум для родителей

Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 (DRD4) и гену-переносчику дофамина (DAT1). Данные особенности определяют снижение функционирования дофаминергической нейромедиаторной системы головного мозга.

Интересно отметить, что СДВГ чаще встречается у близнецов, родных братьев и сестер. Риск развития СДВГ для родственников пациентов, страдающих этим заболеванием, составил около 30%. СДВГ чаще встречается среди детей, родившихся недоношенными. Особое значение для формирования СДВГ среди перинатальных факторов имеет курение матери во время данной беременности. Кроме этого, следует сказать о роли тревожных расстройств у матери во время беременности.

Проведенное нами исследование показало высокий уровень тревожности у матерей детей с СДВГ (Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., 2017). Тревога носила затяжной характер, при этом более чем в половине случаев тревожные расстройства появились до рождения ребенка с СДВГ. Этот факт и очень высокий уровень личностной тревожности позволили нам думать, что мы имеем дело со свойством личности, а не только с реакцией на поведение ребенка с СДВГ. Хотя, в свою очередь, нарушение социальной адаптации и трудности в обучении, связанные с СДВГ у ребенка, способствуют возникновению вторичной тревожности у матери.

Следует упомянуть, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ. Родители ребенка с СДВГ, сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушающим взаимодействие с ребенком.

Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.

Результаты наших исследований позволили выделить две функциональные формы СДВГ: простую и осложненную. Простая форма характеризовалась «титульными» симптомами: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Осложненная форма характеризовалась тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединялись вторичные симптомы: тики, головные боли, заикание, фобические расстройства.

Лечение синдрома дефицита внимания

В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Эффект психостимулирующих средств основан на увеличении содержания дофамина и норадреналина. Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о вероятности возникновения побочных эффектов.

В России для лечения СДВГ традиционно применяли ноотропные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств, тиков возможно использование транквилизаторов.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности.

Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главный принцип такой терапии — вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги. Безусловный фактор улучшения — создание позитивной модели отношения к ребенку. Другой крайностью по отношению к таким детям является вседозволенность, поэтому родители должны объяснять ребенку правила поведения.

Нами была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью транскраниальной микрополяризации — лечебного применения постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сам метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП) был разработан в НИИ экспериментальной медицины в Ленинграде в 70–80-е годы XX века.

Механизмом ТКМП является направленная активация неспецифических активирующих систем головного мозга и интенсификация процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики, то есть уменьшение функциональной незрелости головного мозга. В настоящее время ТКМП широко применяется в детском возрасте для лечения задержек психического развития, аутистических расстройств, исправления речевых нарушений. Такое лечение позволяет при практическом отсутствии нежелательных побочных эффектов направленно изменять функциональное состояние головного мозга.

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) во взрослом возрасте рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, то есть у взрослых людей впервые не появляется. Данное расстройство встречается у 2–6% взрослых в популяции.

Взрослые пациенты с СДВГ отличаются нарушениями внимания, импульсивностью, эмоциональной лабильностью, низкой стрессоустойчивостью. Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. Также они чаще страдают аддиктивными расстройствами, чем их здоровые сверстники. Ряд авторов описывают нарушения памяти у взрослых с СДВГ. Известно, что пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Как можно ожидать, они занимают более низкие профессиональные должности.

Современные исследования СДВГ

В России исследования в данном направлении проходят в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург), на кафедре детской неврологии РНИМУ им. Пирогова (Москва) и в Институте медико-биологических исследований САФУ (Архангельск).

В фокусе исследователей наиболее часто оказываются генетические механизмы возникновения СДВГ, функциональное состояние головного мозга при данном расстройстве, а также поиск новых методик лечения этого заболевания. Следует отдельно упомянуть об исследованиях, направленных на изучение семейных и социально-психологических аспектов СДВГ.

Источник