Синдром дефицита внимания и гиперактивности дети

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца. 

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован.
  • Часто забывает.
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
  • Постоянно что-нибудь теряет.
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив.
  • Ему сложно сидеть на одном месте.
  • Ребенок всегда в движении.
  • Постоянно суетится.
  • Ему сложно тихо и спокойно играть.
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует. 

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями. 

Советы родителям

  • Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе. 
  • В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание. 
  • Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
  • Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? — Подписывайтесь на наш канал!

Источник

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

Источник

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?” 

СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ . 

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].

Выделяют три варианта течения СДВГ:

  • синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
  • изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
  • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания

Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:

  • генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
  • биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
  • психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.

Признаки и диагностика СДВГ

Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.

Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.

У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения

Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.

В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.

Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией

Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и  беспорядочные, неловкие движения.

По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.

Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.

Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.

Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.

К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.

Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.

Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.

Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям

Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям

Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.

Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.

Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.

Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.

Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.

Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.

Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.

Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.

Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь  система жетонов.  Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.

При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую  руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источник