Синдром дефицита внимания гиперактивность у детей

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Читайте также:  Синдром ишемии миокарда что это такое

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Читайте также:  Невропатия лицевого нерва синдромы его

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник

На сегодняшний день в педиатрии, детской психологии и неврологии специалисты все чаще пользуются термином «гиперактивность». По статистике признаки этой патологии в той или иной мере присутствуют от 17 до 20% маленьких пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру. При этом отмечается, что всего несколько лет назад данная патология диагностировалась в единичных случаях.

В этой статье мы попробуем разобраться в симптомах, причинах и критериях диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в разные возрастные периоды.

Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания

Родители обращаются с жалобами повышение физической активности и неусидчивость малыша –  это «бег без определенной цели», сочетающийся с рассеянностью внимания у ребенка. При появлении у ребенка комплекса этих симптомов невролог или психолог диагностирует у малыша – синдром гиперактивности и дефицита внимания или  «СДВГ».

Многие родители и родственники ребенка не полностью осознают, что это не дефекты характера или воспитания, а именно болезнь, связанная с дисфункцией ЦНС и вызванная нарушением функционирования ретикулярной формации головного мозга.

Причинами развития у детей данной патологии в большинстве случаев является нарушение внутриутробного развития плода в результате хронической фетоплацентарной недостаточности  и невозможности плаценты выполнять все ее функции в полном объеме.

Эту патологию, как и другие психоневрологические заболевания, нужно корректировать как можно раньше – именно от этого зависит дальнейшее психомоторное и речевое развитие и адаптация ребенка в социальной среде.

Кроме этого беспокойство вызывает и тот факт, что дети с СДВГ входят в группу риска. В связи с проблемами адаптации в коллективе, а в более зрелом возрасте и в обществе – такие дети зрелом возрасте в 80% имеют проблемы с законом, особенно те пациенты, которые не получали лечения и коррекцию психолога.

Дети с этим заболеванием не находят понимания дома из-за постоянных неприятностей в школе как с поведением, так и с успеваемостью. Они не получают необходимой им родительской поддержки и любви и часто находят поддержку и понимание в уличных компаниях.

С таким ребенком сложно – это неопровержимый факт, но дети в этом также не виноваты и это необходимо осознать.

Нельзя относиться к малышу с гиперактивностью как к непослушному ребенку – только внимание, забота и понимание поможет преодолеть эти проблемы и вместе преодолеть все сложности этого патологического состояния.

Поэтому чтобы как можно раньше заметить появление первых признаков дисфункции нервной системы ребенка – нужно их знать и своевременно обратиться к специалисту.

Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.

Симптомы синдрома гиперактивности

Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков –  в 5 раз больше, чем у девочек.

В раннем возрасте, как родители, так и специалисты редко определяют признаки СДВГ, чаще всего первые проявления патологии проявляются после двух лет.

К ним относятся:

  • значительное повышение активности и неусидчивость ребенка – малыш практически никогда не сидит или играет спокойно;
  • при этом движения крохи не имеют определенной цели (бег ради бега) — ребенок постоянно что-то передвигает, двигает ногами или теребит руками;
  • малыш очень разговорчив, даже с мало знакомыми людьми, отвечает, недослушав вопрос до конца;
  • отмечаются нарушения сна – чаще ребенок спит мало и поверхностно с частыми пробуждениями с самого рождения и сложное засыпание;
  • повышенная плаксивость, капризность и эмоциональная нестабильность с резкими переходами настроения (от смеха к плачу);
  • отмечается рассеянное слуховое и зрительное внимание и это сопровождается двигательной активностью – малыш не может сконцентрировать внимание на определенных предметах, посмотреть мультфильм или прослушать сказку.
  • у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
  • такие дети отличаются повышенной обидчивостью и конфликтностью, но быстро забывают обиды.

В дошкольном или раннем школьном возрасте признаками СДВГ добавляются другие проблемы:

  • сниженная память и проблемы с усвоением материала в детском саду и начальной школе;
  • повышенная конфликтность и агрессивность ребенка;
  • выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту;
  • невосприимчивость к запретам и замечаниям;
  • ребенок плохо контролирует свои действия, не признает установленных правил;
  • отмечается отсутствие организованности, ребенок часто теряет и забывает личные вещи;
  • дети не любят заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
Читайте также:  Лечение синдрома ожидания сексуальной неудачи

Кроме этого дети с синдромом гиперактивности предъявляют жалобы на частые головные боли напряжения.

Также существуют и половые отличительные особенности СДВГ у мальчиков и девочек.

Проявления этой патологии у девочек характеризуются яркими признаками дефицита внимания практически без изменения физической активности – дети часто живут в мире фантазий, придуманном мире. В данном случае родители также должны обращать на это внимание, а не одергивать и ругать ребенка.

Кроме этого важно знать, что появление только гиперактивности без дефицита внимания возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо в связи с индивидуальными особенностями неровной системы малыша.

Причины возникновения

На сегодняшний день доказанным фактом считается, что это заболевание возникает в связи с нарушением газообмена между матерью и плодом и затруднением поступления кислорода и питательных веществ в организм ребенка.

Также нарушается и выделительная функция плаценты, что способствует накоплению продуктов обмена и токсическому действию на развивающийся мозг плода.

А если учесть, что это воздействие происходит на протяжении всего срока беременности и формирующийся мозг ребенка недополучает кислород, питательные вещества и подвержен негативному влиянию токсических продуктов обмена.

Также причинами возникновения у детей этого патологического состояния могут быть травматические факторы, возникающие в момент родов – кесарево сечение, родовые травмы и перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденного ребенка.

Чаще всего нарушение фетоплацентарного кровообращения вызывает хроническую внутриутробную гипоксию и поражение определенных структур головного мозга малыша.

Кроме этого причинами развития СДВГ связано с развитием:

  • внутриутробных инфекций;
  • тяжелых соматических заболеваний матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
  • сложной экологической обстановкой;
  • интоксикациями – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.

Диагностика

Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:

1 этап – это сбор информации

Он включает:

  • наследственность;
  • информация о течении беременности и родов.

Анализ жалоб родителей и словесный портрет ребенка.

Личное наблюдение специалиста за поведением малыша.

2 этап – проведение специальных обследований психологического характера

Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.

3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании (при необходимости)

Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.

К ним относятся:

  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проведение других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом;
  • обследования узких специалистов (эндокринолог, нефролог, гастроэнтеролог, психолог).

В ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.

Нужно помнить, что это заболевание достаточно сложное  и успех в лечении зависит от ранней диагностики.

Советы родителям

Важно уяснить изначально, что это сложная неврологическая патология, которая должна лечиться, как и все другие заболевания.

Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности связей и нервной регуляции, а все признаки спровоцированы повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, которую усугубляют незрелость нервной и других систем организма.

Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и в полном объеме выполнять рекомендации специалистов.

При несвоевременной диагностике у ребенка развиваются задержка психомоторного и речевого развития.

Ребенок с этой патологией нуждается в длительном комплексном лечении, с  вовлечением в процесс лечения психолога и невролога. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.

При уточнении синдрома гиперактивности у малыша из жизни ребенка полностью исключают напряженность и стрессовые факторы – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются.

Кроме этого нужно:

  • всегда четко и конкретно формулировать задачи с наименьшим количеством слов – это облегчит их понимание ребенком;
  • обязательно необходима организация определенного режима дня – это значительно упорядочит психические процессы у малыша;
  • старайтесь создать максимально комфортные условия для жизни ребенка – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов;
  • постарайтесь упорядочить, а не ограничивать физическую активность ребенка – запишите его в спортивную секцию, на плавание.

Такие дети в большинстве случаев нуждаются  в медикаментозной терапии,  но в сложных случаях применяют также транскраниальную микрополяризацию,  которая представляет собой  воздействие слабого постоянного тока на участки головного мозга.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник