Синдром дефицита внимания детей в семье

Синдром дефицита внимания детей в семье thumbnail

Долго думала, с чего бы начать свое повествование. Со скучного описания симптомов и причин этого набившего оскомину невропатологам всего мира расстройства или истории исследований СДВГ, а может быть, о доводах «за» или «против», диагноз ли это вообще или способ оправдать несносное поведение своего ребенка в глазах окружающих? Но пришла к выводу, что если вы обратили внимание на заголовок, значит вы здесь не просто так и немного в курсе. А значит, будем вкратце и по делу.

СДВГ — это Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности, расстройство поведения, сопровождающееся трудностями с концентрацией внимания, плохой управляемостью и импульсивностью. Если вы сейчас читаете эти строки и киваете головой: «да это ж про моего!», не спешите делать выводы. Данный диагноз ставится на основе ряда длительных исследований и наблюдений специалистов за вашим ребенком, и такие проявления, как гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность, в вашем случае скорее норма, чем то, что «а вот месяц назад у нас такое было». Прежде чем понять, почему мой ребенок ведет себя как пришелец с планеты Мелмак, я выпила тонну экстракта валерианы, обила пороги десятков именитых врачей, выслушала сотни ежедневных претензий от воспитателей детского сада, педагогов младших классов, и, наконец, сделала для себя некоторые выводы.

Итак, у моего ребенка СДВГ. Он не способен усидеть на месте дольше трех минут, концентрировать внимание дольше одной минуты, и, кажется, что в одном месте у него аккумулятор, который сам себя подзаряжает. Если у вас не стальные нервы, закаленные многолетним опытом (как у меня), то нахождение с таким ребенком в замкнутом помещении это настоящая мука, а быть каким-либо образом причастным к его учебе равносильно прохождению девяти кругов ада. Придя со школы, он забывает, что надо раздеться и берет, к примеру, пластилин, через некоторое время вспоминает что-то и расстегивает брюки. Видит кота, бежит к нему, брюки волочатся по полу, вот они уже на полу, а впереди новое развлечение, трансформированное из маминого «помой руки»: включить кран в ванной и долго-долго мочить и мять мыло, пока из него не получится смешарик. По пути из ванной в зал: кот, пить, открыть холодильник, закрыть холодильник, поправить колесо на машинке, вспомнить о чупа-чупсе, открыть холодильник, закрыть холодильник, побежать в зал, запнуться о брюки, упасть на кота, увидеть под телевизором деталь от конструктора, вытащить весь конструктор и начать собирать что-нибудь вотпрямосейчас, что может быть важнее? Если после всего его удается накормить, и без дерганья глазом, усадить за уроки, начинается самое интересное. Все правила, касающиеся оформления работы в тетради не для такого ребенка. «Пять клеточек от левого края, одна от верхнего, везде ставим точки, на поля не заходим» – не, не слышали. Несмотря на регулярность вдалбливания в неокрепшие школьные головы этих простых правил, этот ребенок будет писать так, как Бог на душу положил, ну или как звезды встали. У детей с дефицитом внимания часто такие сопровождающие нарушения, как дисграфия – расстройство письма и аграфия – полная неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта (встречается значительно реже). Мой ребенок часто делает неспецифические ошибки, как то: пропуск букв (Классная рбота), несоблюдение пробелов (стоялакрасиваячашка), зеркально отображает буквы, забывает некоторые их элементы. И ведь это не потому, что он не знает, как пишутся эти давно знакомые ему буквы и слова, а потому, что его внимание и концентрация рассеиваются одновременно на множество задач: подрыгать ножкой, боковым зрением увидеть разноцветную ручку, написать слово, почесать за ухом, услышать окружающие звуки. А несозревшая кора головного мозга не справляется с таким потоком информации.

Чтобы совместное выполнение домашних заданий не сделало из вас задерганную, вечно орущую мамашу, бабушки и дедушки не приходили в ужас от просьбы взять ребенка на выходные, а у вашего чада не пропало желание учиться, вот вам несколько правил, которыми любезно поделилась со мной детский психолог.

Рекомендации для родителей.

1. Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Поменьше необоснованных запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.

2. Если ребенок не слушается, повторяйте просьбу до тех пор, пока он ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте так, чтобы смотреть ребенку прямо в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, отреагируйте неожиданно, пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.

3. Вы думаете, что уделяете ребенку все внимание? Так вот, ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это как телефонный звонок, на который вы ответите, что бы вы ни делали в данный момент. Ввиду своей активности и импульсивности такие дети очень увлекающиеся. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях, будь то рисунок, поделка или домашнее задание. Предпочитайте регулярный отдых на природе походам в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.

4. Вашего гиперактивного малыша легче организовать, если у него есть строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.

5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые заводят дневник самоконтроля. Мы обозначали в отдельной тетрадке хорошие поступки за день веселыми смайликами, а плохие – грустными. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, беседуйте с ним на эту тему, совместно ищите выход из сложившейся ситуации.

6. Забудьте об агрессии и телесном наказании. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно сидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также «железная хватка» — простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Пример: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что сказали, будь то поощрение или наказание.

7. Дети с СДВГ очень зависимы от похвалы и поощрений. Делайте это так часто, как то позволяет ситуация. Нежелательное поведение следует игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.

8. Составьте ряд собственных обязанностей ребенка соответственно его возрасту и способностям, расширяйте их со временем. Самое трудное для него — это начать выполнение задания, помогите ему с этим. Забудьте об указаниях вроде: «помой посуду, накорми кота, а потом сложи игрушки». У ребенка нарушено внимание, и задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.

9. Поймите, что его плохое поведение неумышленно, не вините ребенка в этом. СДВГ – это диагноз, и гораздо эффективнее будет вовремя обратиться к специалистам, которые окажут психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Подходящий возраст для коррекции – с 5 до 10 лет, однако не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет. Признаки гиперактивности исчезнут к концу созревания коры головного мозга, а импульсивность и вспыльчивость порой сохраняются всю жизнь.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления как развивается

10. Снять ненужный мышечный тонус и нервное напряжение  поможет и правильно подобранная физическая активность. В нашем случае это были детская йога и плавание, которые ощутимо успокаивали физически и психически, улучшили показатели успеваемости.

Я думаю, что любящие родители, желающие изменить атмосферу в семье и несколько облегчить состояние ребенка (ведь от его диагноза страдаете не только вы, а в первую очередь он, да-да) способны на все вышеперечисленное, стоит лишь запастись терпением.

Но что делать с учителями и детским коллективом, спросите вы, и будете правы. Потому что на этот счет также имеются прекрасные рекомендации. Если вы, как и я, испытываете те же проблемы с поведением, ежедневно выслушиваете жалобы о невнимательности и неусидчивости вашего ребенка и (важно!) вашему сыну или дочери психоневролог подтвердил диагноз СДВГ, то большая просьба: распечатайте следующие строки и попросите педагога с ними ознакомиться. Осталось только надеяться, что именно вашему ребенку попался понимающий и думающий наставник, готовый пойти навстречу!

Рекомендации для учителей:

1. Измените окружение:

— Идеальное место для такого ребенка – перед учителем, первая парта первого или второго ряда.

— Индивидуальный подход (насколько это возможно в условиях наших школ);

— Не отказывайте ребенку в помощи, если она ему требуется.

— Если это необходимо, разрешайте такому ребенку вставать среди урока и двигаться, направляйте его энергию в нужное русло: сходить по поручению, раздать тетради, вытереть доску. Поощряйте его активное участие в разного рода внешкольных мероприятиях.

2. Создание положительной мотивации на успех:

— Ученик с гиперактивностью такой же, как все остальные, избегайте изменений в требованиях к нему;

— Старайтесь создать непринужденную, игровую форму проведения занятий.

— Поручайте задания в соответствии со способностями ребенка;

— Большие задания разделяйте на части, контролируя их на каждом этапе;

— Дайте ребенку проявить свои сильные стороны, стать лучшим в какой-нибудь области в своем классе;

— Игнорируйте плохие поступки и поощряйте хорошие; хвалите его за успехи в обучении.

— Проявляйте доброжелательность, не принижайте способностей ребенка и не сравнивайте его с другими. Помните, что любого ребенка можно легко подавить и сломить, но также с любым ребенком можно и договориться!

3. Регулирование ожиданий:

К сожалению, положительных результатов не стоит ждать быстро, все зависит от лечения и коррекции, а также спокойного, внимательного, доброжелательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Гиперактивный ребенок – это психически здоровый человек с хорошими умственными способностями, который может и должен обучаться в общеобразовательной школе. Но для преодоления существующих проблем с поведением необходим ваш индивидуальный подход, как учителя. Будьте терпеливы к нему, основывайтесь на понимании и сочувствии, а не на авторитарных указаниях и принуждениях. Окрики, нотации и замечания только ухудшат ситуацию и нейрофизиологическое состояние ребенка. Помните, что вы, как педагог, в равной с родителями степени ответственны за вверенного вам ребенка, и эффективный педагогический подход сработает не хуже, если не лучше, медикаментозного лечения.

Знаете, год назад самый высокооплачиваемый репетитор-психолог нашего города после часа наедине с моим ребенком сказала, что он необучаемый. Я вышла от нее в слезах, не зная, что делать дальше и не понимая, за что мне это. Сейчас мой мальчик учится во втором классе, он на хорошем счету у учителя, лучший по пересказам и хорош в математике, английском и творческих предметах. Классная руководительница, (спустя год!) наконец, поняла ситуацию и стала относиться к нему иначе, поощряя за малейшие успехи, и у него появилась тяга учиться! Да, безумно трудно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности. Это постоянная борьба, которая всегда держит в тонусе. Но ведь именно ваш уникальный малыш достался ИМЕННО вам. А значит, вы — те люди, которые должны подготовить его к взрослой жизни. Проявите максимум терпения и выдержки! От всей души желаю удачи вам и здоровья вашим детям!

Источник

Сегодняшняя статья для тех мам и пап, которые опустили руки из-за справедливых замечаний от педагогов и воспитателей по причине импульсивного поведения их чада.

Такие несдержанные проявления принято называть гиперактивностью.

Чем оказать помощь такому ребенку? Как построить процесс обучения и воспитания для него? Об этом и пойдет речь сегодня.

СДВГ – или «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» достаточно редко ставится врачами.

Точнее, таких детей только 3% во всем мире.

Причем подобный диагноз может подтвердить только специалист после многих диагностических тестов и обследований. Дети с подобным отклонением в развитии могут проявлять первые симптомы до семилетнего возраста. У некоторых они могут появиться только к 10-11 годам.

Малыши с дефицитом внимания:

  • суетливы;
  • слишком подвижные;
  • очень много разговаривают;
  • не в состоянии сосредоточиться на важных делах;
  • имеют низкий уровень концентрации внимания;
  • выказывают проблемы с функцией самоконтроля;
  • поступки их импульсивны;
  • склонны забывать общепринятые правила.

10 важных советов для родителей и учителей

1. Не стоит сразу вываливать на малыша большой объем информации, он не в состоянии все сразу запомнить и выполнить.

Психологи рекомендуют новый материал озвучивать дробно, а задания давать поэтапно.

2. Такой ребенок не понимает последствий своих поступков. Если он разбил чашку, бросая в комнате мяч, то он этого точно не хотел. Просто не понимал, к чему такое поведение может привести.

Стройте процесс коммуникации с опорой на близкую перспективу. Не «Если ты сейчас не сделаешь уроки, вечером тебе не видать компьютера», а «Прочитай этот параграф и я сразу же дам тебе твое любимое пирожное».

Гиперактивным детям очень сложно учиться в школе. Только представьте, контрольную он написал сегодня на уроке, а отметку за нее поставят только завтра. Для него желательно награду получить уже сейчас.

3. Сформируйте правильную систему поощрений. Проблемному малышу идеально подойдет прием с жетонами или поощрительными карточками. За каждое хорошо выполненное дело он должен получить жетон-поощрение. Несколько собранных жетонов обмениваются на приятный бонус.

4. Используйте часы, лучше песочные. С их помощью ребенку проще контролировать, когда заканчивается выделенное на уроки или домашние обязанности время.

5. Когда вы планируете поход в больницу или в другое общественное место, важно заранее продумать, чем будет занят ваш отпрыск в очереди. Если не занять непоседу, то проблемы вам точно обеспечены.

6. Обратитесь за помощью к психологу. Найдите такого, который сможет постоянно работать с вашим чадом. Учите соблюдать границы в общении с окружающими.

7. Не пренебрегайте режимом дня. Он поможет дозировать отдых и нагрузку. Больше привлекайте его творческой деятельности. Это успокаивает шалопая.

8. Исключите физические наказания. Подобные методы только усугубляют ситуацию и провоцируют агрессию малыша. Используйте поощрения!

9. За партой лучше такого школяра усаживать одного. Для него важно иметь рядом с собой хотя бы метр свободного места.

10. Педагогу необходимо принять особенности такого обучающегося и следить за собственной речью. Своим личным примером учитель научит принимать людей вокруг и проблемного малыша.

С 28 октября по 3 ноября (неделя) на канал зашли — второй, третий и четвертый раз 72 324 Родителя. Все еще ищете нас в ленте? Просто нажмите: подписаться 🙂

За репост +5 к КАРМЕ 😉

Источник

Принято считать, что все дети – непоседы. Их удел – носиться целыми днями, играть и шуметь. Но иногда это является признаком синдрома дефицита внимания. По данным сайта WebMB около 3-5% населения США страдает этим недугом. В мире он встречается в 5-20 случаях из 100. Впервые заболевание проявляется в возрасте от 3 до 6 лет, хотя у многих его диагностируют после 18. Установлено, что 30% детей его перерастает, остальные приспосабливаются к собственным особенностям поведения, будучи уже взрослыми людьми.

Читайте также:  Что делать если у меня синдром аспергера

СДВ – это проблема?

Давайте разбираться пошагово, что такое синдром дефицита внимательности и как с ним бороться. Определенные отличия от нормы в поведении ребенка возникают, в зависимости от возраста. Для детей, посещающих детсад, характерно отсутствие самоконтроля и усидчивости, школьникам свойственна рассеяность, а подросткам – фобии и тревожность.

Однако, для всех групп основной признак отклонения – трудности с концентрацией. Ребенку тяжело долго находиться в одном месте, выполнять одно и то же задание, воспринимать новую информацию и указания. У него могут возникать сложности с самоконтролем. Отслеживается чрезмерная активность, возбужденность или, наоборот, отстраненность (мечтательность). Ребенок старается вести себя хорошо, но безуспешно, ведь расстройство – это не результат недостатка воспитания, а особые процессы в мозгу.

Родители должны помнить, что в появлении синдрома дефицита внимания нет ничьей вины. Своему чаду обязательно нужно помочь, потому что СДВ может стать причиной пониженной самооценки и неуспеваемость в школе. Наиболее распространенными проблемами, которые сопутствуют расстройство, являются:

  • депрессия (ребенок отстраняется от мира, спит больше или меньше обычного, часто грустит, теряет интерес к любым занятиям);
  • проявление страхов (появляются тревожные мысли, пугливость, беспокойство);
  • учебные проблемы (дети с СДВ могут обработать далеко не всю информацию, часто неуспеваемость возникает по нескольким предметам; информация просто не регистрируется в мозгу).

Проявление синдрома дефицита внимания – это проблема, с которой нужно бороться. Перенос расстройства во взрослую жизнь может вылиться в более серьезные последствия – трудности с поиском работы и т.д.

Причины заболевания

Пока нет научных доказательств влияния социальных факторов на возникновение расстройства. Неправильное воспитание также не является его источником. Наиболее вероятные причины кроются в генетике семьи и нейробиологии. Социальные факторы могут только усугубить последствия отклонения, но никак не вызвать их. В разное время ученые называли всевозможные факторы, которые могли сказываться на психическом здоровье:

  1. Условия окружающей среды. Доктора установили определенную взаимосвязь между появлением синдрома дефицита внимания, курением и употреблением алкогольных напитков матерью во время вынашивания плода. Также подтверждено влияние свинца на организм дошкольника. После того, как применение элемента в красках было воспрещено, риск развития расстройства был снижен. Однако, он сохраняется в отделке старых построек. Дети, проживающие в таких зданиях в младшем возрасте, относятся к группе риска.
  2. Травма головы. Мнение, что она приводит к нарушению внимания, в некоторой степени ошибочно. Установлено, что лишь небольшой процент случаев повреждения фронтальной части головы приводит к расстройству.
  3. Сахар и другие пищевые добавки. Нет единого вывода, касательно влияния сахаросодержащих продуктов на активность ребенка. Исследования в разное время показали противоречащие результаты, поэтому однозначно утверждать, что вещество небезопасно, нельзя. Однако, некоторые врачи утверждают, что диета положительно сказывается на поведении детей.
  4. Наследственность. Доказано, что у 25% детей с СДВ есть родственники с таким же нарушением. Если оба родителя страдают расстройством, их ребенка относят к группе риска, однако, не всегда заболевание обуславливается генетикой. Дети с СДВ появляются и в вполне здоровых и благополучных семьях.

Вывод напрашивается сам: ученые не установили истинных и точных причин синдрома дефицита внимания. Пока они называют лишь косвенные факторы.

Как ведет себя ребенок с СДВ

Детей с СДВ нельзя назвать одинаковыми. Они чувствуют себя по-разному, в зависимости от подтипа поведения:

  1. Невнимательный тип. Ранее его называли синдромом нарушения внимания.
  2. Импульсивный тип. Присущ гиперактивным детям.
  3. Комбинированный тип. Имеет признаки всех подтипов.

Невнимательный подтип СДВ встречается чаще всего. Такие дети держат себя в рамках в школе, но становятся практически неуправляемыми дома, а также имеют проблемы в общении со сверстниками. Они не обязательно «сносят голову» родителям. Ребенок может оставаться спокойным, мечтать, но абсолютно отстраниться от происходящего вокруг. Часто родители и учителя не замечают признаков синдрома дефицита внимания, пока школьник не начинает серьезно отставать в учебе.

Дети невнимательного типа без труда концентрируются на том, что им нравится, но сосредоточится на принятии новой информации им тяжело. Они часто путают уроки, забывают выполнить домашнее задание, принести учебники и т.д.

Гиперактивные дети разрушают все на своем пути. Им тяжело справиться со своими эмоциями. Они без умолку разговаривают, бегают, пытаются найти новое занятие. Реакция в мозгу происходит слишком быстро. Ребенок не успевает подумать, перед тем, как натворить что-то. Он проявляет беспокойство, не может подождать своей очереди в играх, выкрикивает ответы, не дождавшись окончания вопроса.

Процессы в мозгу. Как их диагностировать?

В нашем теле есть особые химические вещества, которые называются нейромедиаторами. С их помощью мозг управляет нашим телом, мыслями и эмоциями. Они содержатся в организме здорового ребенка в определенном количестве. При СДВ уровень этих веществ отличается, часто меняется. Этим объясняется тот факт, что симптомы синдрома то проявляются, то пропадают.

При отсутствии нейромедиаторов в одном из отделов мозга импульс попросту не передается. Сигналы, которые отвечают за «торможение», не проходят. Этот процесс проявляется внешне, в описанных выше отклонениях поведения.

Части мозга отвечают за соответствующие мыслительные и поведенческие проявления. Считается, что последствия синдрома дефицита внимания могут затрагивать разные участки. В зависимости от этого, у ребенка проявляется больше признаков невнимательности или гиперактивности.

Для установления диагноза для начала необходимо убедиться в наличии таких сопутствующих признаков:

  • отклонения от норм поведения проявляются дольше 6 месяцев;
  • симптомы возникают регулярно;
  • нестандартное поведение начало влиять на все сферы жизни ребенка;
  • появились проблемы с учебой и установлением межличностных контактов;
  • не были установлены другие причины, которые могли бы вызвать нарушение (например, стресс, переезд, новый коллектив и т.д.).

Для диагностики синдрома дефицита внимания используются самые разные методы. Наиболее распространенные из них: внешнее наблюдение и заполнение опросника родителями, воспитателями и педагогами, а также консультация специалиста, который ставит окончательный диагноз. Поиском расстройства занимаются психиатры, психологи, педиатры и неврологи.

Все способы обследования можно уместить в такой список:

  • тесты для выявления невралгического и психологического состояния ребенка;
  • изучение его медицинской истории и социальной обстановки в семье;
  • проверка зрения, речевых навыков, двигательной активности;
  • оценка соответствия возрастному развитию, способностей, личных качеств, умения воспринимать информацию.

Как помочь детям с нарушенным вниманием? Ищем специалиста

Лечение СДВ многогранно. Оно подразумевает, в первую очередь, психиатрическую терапию для коррекции поведения подопечного. Если родители заметили признаки синдрома дефицита внимания, следует направиться к педиатру. Он посоветует нужного специалиста с опытом работы в данной области.

Детский психиатр – специалист, который занимается диагностикой и лечением психо-поведенческих отклонений. В отличие от психолога, он имеет право назначать медикаментозное лечение пациента. Последние работают над общей ситуацией в семье ребенка. С помощью тренингов они разрабатывают для родителей методы проработки слабых моментов в поведении детей и учат ими пользоваться. Неврологи также способны установить заболевание и назначить соответствующие препараты.

В идеале, нужно найти специалиста, который обладает наиболее широкими инструментами работы с ребенком. IQ Club предлагает свою помощь в воспитании «трудных» детей. У наших специалистов есть успешный опыт работы с семьями, в которых есть ребенок с нарушенным вниманием. Мы проводим тренинги, позволяющие ввести его в социум и научить родителей правильной тактике поведения дома.

Медикаментозное лечение

Если проявления синдрома дефицита внимания, это заболевание нервной системы, то одними уговорами тут не помочь. В отдельных случаях, специалист назначает препараты. Преимущества медикаментозной терапии для ребенка:

  • повышается самоконтроль;
  • улучшается успеваемость в школе;
  • налаживаются отношения между детьми на игровой площадке;
  • уменьшается риск развития депрессии.
Читайте также:  Мозаичная форма синдрома дауна диагностика

Внимание! Препарат и дозировку для лечения синдрома дефицита внимания подбирает исключительно лечащий врач. Эффективность лекарства наблюдают на протяжении недели. Если улучшения не наступают, доктор корректирует тактику терапии. Психостимуляторы имеют побочный эффект, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено.

Прием препаратов под контролем врача считается безопасным. Они не вызывают чувство «кайфа» у ребенка, поэтому речь о привыкании не идет. Однако, некоторые пациенты отмечали, что ощущают себя по-другому. Сегодня нет доказательств, что стимуляторы могут вызывать зависимость у детей.

Эксперименты Massachusetts General Hospital и Harvard Medical School установили, что тинэйджеры, страдающие СДВ и принимающие специальные медикаменты, были менее склонны употреблять наркотические вещества, нежели их сверстники с аналогическим заболеванием, но не принимающие лекарства.

Немедикаментозные способы помощи

Среди методов немедикаментозного лечения синдрома дефицита внимания наиболее эффективными считается:

  1. Психотерапия. Она учит ребенка принимать себя таким, какой он есть. Ее задача заключается не в работе с симптомами, а в поиске инструментов для управления эмоциями. По большому счету, психотерапевт минимизирует сопутствующие расстройства пациента (угнетение, депрессию, чувство вины и т.д.).
  2. Бихевиоральная терапия. Она направлена на то, чтобы помочь ребенку поменять образ своих мыслей. Она не только учит понимать себя, как психотерапия, а постепенно меняться изнутри. Терапия помогает справляться с такими простыми задачами, как подготовка домашнего задания, и такими сложными, как управление гневом в критической ситуации.
  3. Развитие навыков взаимодействия в социуме. В этом случае врач пытается смоделировать поведение ребенка с синдромом в разных жизненных обстоятельствах, например, спокойно подождать своей очереди, поделиться игрушками, стойко отвечать на издевки детей (дразнилки). Эти практики очень важны для построения межличностных отношений в детском возрасте.
  4. Группы поддержки. К сожалению, в нашей стране это не очень развито, но уже сейчас родители, чьи дети страдают заболеванием, стараются объединяться в компании, чтобы совместно прослушать обучающие лекции по СДВ, делиться успехами и неудачами, узнавать, как справляются с проблемой другие.
  5. Обучение родителей дополнительным навыкам. Существуют разные системы коррекции поведения ребенка, которые предлагаются родителям. Среди них, система оценки действий и «тайм-аут» (изоляция ребенка в тихом месте, если он выходит из-под контроля). Последний метод используется не для наказания, а для отстранения от возбуждающих факторов.

Родители должны научиться создавать ситуации, в которых ребенку проще достичь успеха. Например, хороши игры, в которых участвует всего 2-3 человека. Это не даст ребенку перевозбудиться. Не последнее место занимают техники управления стрессом (медитация, релаксация).

Памятка для родителей

Семья особенного ребенка, как никто знает, что такое синдром дефицита внимания. Такой ребенок требует намного больше любви и внимания. Существуют определенные правила для мамы и папы, следование которым поможет минимизировать нагрузку на психическое состояние их чада:

  1. Стройте позитивное отношение. Дети, страдающие расстройством, очень болезненно реагируют на критику. Не стоит употреблять слово «нет» в разговоре с ними. Вместо того, чтобы говорить «не делай так», стоит сказать, как «следует делать правильно». Необходимо показывать собственный позитивный пример: «Давай я помогу тебе убрать вещи» и развивать позитивное мышление у ребенка. Нужно привить убеждение, что ему все под силу.
  2. Хвалите ребенка! Все люди совершают ошибки, а дети особенно. Не концентрируйтесь на провалах, лучше похвалите их за достижения. Расскажите, как гордитесь хорошими поступками. Если ребенок что-то сломал, подбодрите его.
  3. Оградите своего ребенка от волнения. Если он раздражен или перевозбужден, необходимо постараться успокоить его: например, сделать ванную, включить приятную музыку, усадить за спокойные игры.
  4. Организуйте режим дня. Зная распорядок, ребенку будет легче справляться с заданиями, и он почувствует себя спокойней. Основные занятия должны повторяться в одно и то же время: прием пищи, выполнение домашнего задания, сон и прочее. Помогите ему решать важные дела здесь и сейчас, не откладывая на потом.
  5. Разговаривайте со своим чадом. Темы для обсуждения могут быть самыми разными. Спрашивайте, что он чувствует, думает. Слушайте, что он отвечает на поставленные вопросы, и давайте позитивные комментарии. Нельзя отвечать за ребенка. Если ему нужно время подумать, не беда. Он должен знать, что им действительно интересуются, и вам важна его жизнь.
  6. Минимизируйте отвлекающие факторы. Помните, что ваш ребенок нуждается в особенных условиях для развития. Чтобы ему было легче концентрироваться, дайте ему «выпустить пар». Если задание слишком большое, можно поделить его на части и выполнять поэтапно. Делайте перерывы между этапами, контролируйте качество проделанной работы и переходите к следующему заданию. Так ребенку будет проще сосредоточиться.
  7. Плохое поведение – не приговор. Ни в коем случае нельзя кричать на детей с СДВ. Правильнее объяснить, что именно рассердило вас, как родителя. Нельзя обобщать, выскажитесь по поводу конкретной ситуации. Если вы решили прибегнуть к наказанию, оно должно быть справедливым.
  8. Уделяйте время себе. Воспитание ребенка, страдающего от синдрома дефицита внимания – это труд. Вам тоже нужен отдых. Чтобы найти для себя хоть немного свободного времени, придумайте для чада полезный досуг. Например, IQ Club проводит для детей тренинги и интересные занятия. Их правильная организация позволяет увлечь любого ребенка, даже гиперактивного и невнимательного!

Синдром у подростков

Как было сказано в начале статьи, не все дети перерастают недуг в дошкольном и раннем школьном возрасте. Нередки нарушения и в подростковый период. Он требует еще большего участия от родителей. Юношеские проблемы, такие как боязнь неудачи в школе и личной жизни, давление со стороны одноклассников, дети с СДВ переживают тяжелее. Стремление быть независимым и тяга к запретному плоду – алкоголю, курению – могут сильно сказаться на психическом здоровье подрастающего человека.

Как и раньше, рекомендуется устанавливать для ребенка определенные правила. Они должны быть конкретными и простыми для понимания. Родители обязаны объяснять «почему» правило было установлено. Допускается даже сделать печатную таблицу и повесить ее на видном месте.

В случае нарушения правила (а это неизбежно), нужно реагировать на это максимально спокойно. Наказания должны быть справедливыми и четкими. Возможно применение методики «тайм-аут». С подростками она также работает. Постарайтесь найти с ними компромисс. Проговаривание ситуации – лучший способ ее разрешения.

И напоследок…

Нужно быть готовым к тому, что проявления синдрома дефицита внимания у ребенка могут спровоцировать конфликт между домочадцами. Но так быть не должно. Залог успеха – это полное взаимопонимание в семье. В сложившейся ситуации важно участие каждого.

Что можно сделать:

  • Для себя: пополняйте энергию, не нужно загоняться в угол. Вам нужны силы для воспитания своего ребенка. Старайтесь отдыхать по максимуму. Ищите поддержку у друзей и родных;
  • Для брака: уважайте мнение супруга, больше разговаривайте, проводите время вдвоем, беседуйте не только о СДВ, а и на другие темы. Помните: ребенку важен крепкий тыл;
  • Для остальных детей в семье: давайте им больше любви, интересуйтесь их желаниями, помогите братьям и сестрам подружиться.

При необходимости, обращайтесь за помощью к специалисту. Работа с синдромом – это испытание для всех членов семейства. Не стоит отказываться от поддержки извне.

Обнаружение у вашего ребенка синдрома дефицита внимания – не приговор. Хотя он до конца не изучен, и нет рецепта для полного избавления от недуга, корректировать его проявление можно. Обеспечив себя поддержкой специалиста, можно добиться больших результатов и свести его практически к нулю в детском возрасте.

Важна своевременность диагностики и лечения. Игнорирование наличия расстройства ведет к более грубым его проявлениям. Риск переноса симптомов во взрослую жизнь возрастает. Это чревато проблемами в будущем. Совет для родителей и учителей один: будьте внимательны к своим детям!

Источник