Синдром дефицита общения у детей

Синдром дефицита общения у детей thumbnail

Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка — процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, — это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, — заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам — дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость» (стремление к физическому контакту)к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Источник

От автора: Человеческое общение процесс многогранный, непредсказуемый, выполняющий большое количество функций.
Потребности личности, нематериального характера, могут быть качественно удовлетворены в диалоге с другими людьми.
В данной публикации, приведена своеобразная классификация видов дефицитарного общения.

Виды дефицита общения Каковы последствия

Душевного общенья больше нет

И люди исчезают… в интернет…

Для нормального существования каждому человеку необходимо простое человеческое общение. И недостаток такого общения может привести к тяжелым формам психического расстройства. Дефицит общения психологи уже давно сравнивают с чувством голода. Впервые это сравнение было сделано в середине прошлого века американским психотерапевтом Эриком Берном.

Кроме того, в современной психологии выделяют несколько видов такого голода:

1.Первый вид дефицита общения подразумевает под собой полное отсутствие вербальной коммуникации. И уже даже спустя несколько дней, в сознании человека, находящегося в полной изоляции, и лишенного какого-либо контакта с другими людьми, происходят существенные негативные изменения. Состояние, которое испытывает человек при отсутствии общения с другими людьми, Э. Берн назвал «голодом на стимуляцию».

Особенно тяжелые последствия может иметь этот «голод» для ребенка, который по каким-то трагическим причинам был оставлен на некоторое время без присмотра взрослых, либо во время пребывания в детском доме, где у персонала, как правило, нет достаточного времени на то, чтобы уделить должное внимание каждому из воспитанников. Довольно печальным примером такого острого дефицита общения в жизни ребенка может служить реальная история о девочке, которую нерадивые родители оставили на длительное время в собачьей конуре.

Когда девочку-Маугли обнаружили представители органов опеки, она вместо человеческой речи извергала нечто подобное на собачий лай. Со временем, находясь уже в нормальном социальном окружении, она научилась говорить, но последствия нехватки человеческого общения на момент пребывания в полном отсутствии человеческой речи, сказались на ее психическом состоянии, и полноценным членом общества она уже не смогла стать.

Дефицит общения

 Ольга Хейлик

                    Потихоньку все замечают,

                    Люди стали друг другу чужие,

                    На бегу,мимо глаз,отвечают —

                    Что случилось,что стало с ними.

                    Вроде сытости больше стало,

                    Много «шмоток» и разных машин,

                    А душевное,напрочь,пропало,

                    Не одна здесь,а много причин.

2. Второй вид дефицита общения в психологии имеет название «голод на узнавание». Этот голод общения человек испытывает, оказавшись в незнакомой обстановке. Даже будучи окруженным людьми, он в состоянии удовлетворить свою потребность в общении.
Такое состояние знакомо человеку, который, оказавшись в незнакомом городе или чужой стране, видит вокруг множество людей, но при этом испытывает острое чувство одиночества. При длительном пребывании в такой обстановке у человека, склонного к замкнутости и некоммуникабельности, в таком состоянии могут развиться депрессия и подавленное настроение.

3. Третий вид дефицита общения не предполагает отсутствие общения как такового, однако он характерен отсутствием необходимого качества. Если общение на работе или в любой другой обстановке носит исключительно формальный характер, человек испытывает «голод на удовлетворение потребностей в качественном общении».

Этот дефицит обычно остро ощущают люди, наделенные богатым внутренним миром и тонким душевным строем. Возможно, поэтому истории известны множество драматических истории, когда человек творческий, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств, вынужден был оставить свой привычный уклад жизни и погрузится в чуждую ему среду, где общение между людьми происходило на более примитивном уровне, что приводило человека к трагическому концу.

Дефицит общения людского…

Анатолий Евстафьев

Дефицит общения людского
часто и диагноз, и симптом —
«интересно» — ключевое слово,
даже при молчании вдвоём.
          Дело не в досужем интересе,
          в сплетнях, сотрясающих весь дом —
          и в пустыне мир бывает тесным,
          если интересно в ней вдвоём.

Но когда формальная любезность,
как пастуший «аргумент кнутом», —
убежать захочется, исчезнуть,
даже если вы давно вдвоём.
          «Интересно» — сложное явленье,
           но ничто нельзя в нём «на потом»,
           если во взаимном притяженье
           есть надежда на тепло вдвоём.

4. Четвертый вид дефицита общения. Даже если человека окружают люди, приятные в общении и интересные ему, даже в этой благоприятной ситуации своеобразный дефицит общения может иметь месть быть. Так как людям, как правило, недостаточно просто общаться на отвлеченные темы, им нужны свежие события, новые темы для обсуждения. Это так называемый «Голод на события», который люди удовлетворяют всевозможными слухами и сплетнями.

Этому виду дефицита общения примеров особенных не требуется. В каждом небольшом рабочем коллективе, где царствует однообразие и монотонность, сотрудники пытаются скрасить свое существование бесконечными обсуждениями начальника, знакомых, коллег. И вопреки общепринятому мнению, такой вид общения психологически необходим в равной степени как женщинам, так и мужчинам.

Дефицит общения

Ольга Хейлик

Общение — природный дар народу,
Цивилизация не в силах отобрать.
Служило человечеству в угоду
С тем, чтоб его дальше развивать.
 ***
Ушло общенье с годами в дефицит,
Теперь так много одиноких стало.
Им сегодня не с кем говорить,
Не побеседуешь ведь с кем попало…
 ***
Знакомый и сосед не понимают,
Без общения тяжело жить одному.
На одиночество не «посягают»,
Не проявляется интерес к нему.
 ***
Иначе дело обстояло раньше,
Приветствие посылалось всем.
Справлялись о настроении, здоровье,
Вместе обсуждалось много тем.
 ***
Заслон общению разве надо ставить?
Оно собою обогощает нас.
Общения нет, нам душу ранит,
Исправить можно положение сейчас.

5. И последний тип – это «голод на признание». Каждый, или почти каждый человек пытается достигнуть высоких результатов в какой-либо области. И это он делает не только для собственной удовлетворенности. Как правило, люди стремятся к высоким достижениям, дабы после поговорить об этом и получить высокую оценку своей деятельности у собеседников.

Этот вид общения имеет нечто схожее с третьим, когда даже при избыточном вербальном контакте с другими людьми, человека не покидает ощущения одиночества и неудовлетворенности. Ярким примером «голода признания» является судьба одного некогда известного актера, который став еще в молодости безумно популярным, в течении нескольких лет был резко забыт своими поклонниками.

И когда, в повседневной жизни он не встречал восхищения и был неузнаваемым, приводило его в столь удрученное состоянии, что привело со временем к апатии, а затем и к тяжелой форме алкогольной зависимости. Зачастую, при недостатке полноценного многообразного общения, человек сам не осознает причину своего хронического недовольства и подавленности. Потребность в общении во всех вышеперечисленных видах испытывает каждый из нас на каждом жизненном этапе. Интернет не способен компенсировать голод общения полностью, а чрезмерное им увлечение только принесет проблемы.

Индивидуальные, а также брачные и детско-родительские консультации доступны Вам! В долгосрочной терапии, более четырёх встреч, Вы обучаетесь самостоятельному решению сложных жизненных ситуаций. Запись на странице https://www.b17.ru/bykova1629/?prt=155192.

С уважением к Вам, Светлана Викторовна Быкова.

Благодарю Вас за Вашу оценку полезности данной статьи, в форме нажатия клавиши «спасибо», расположенной чуть ниже. 

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник