Синдром дауна с православной точки зрения

Синдром дауна с православной точки зрения thumbnail

«Аборт есть убийство в любом случае. Если Господь посылает ребенка, пусть даже с синдромом Дауна, все равно рождается живая душа. Живая душа, которая войдет в Царствие Небесное и обретет вечную жизнь. Появление на свет ребенка с синдромом Дауна может быть и есть тот крест, который необходим человеку для его спасения и для обретения вечной жизни. Если даже Господь попустит, и родится такой больной ребенок, то его родители, ухаживая за ним и неся крест любви и терпения, будут совершенствоваться в добродетелях и именно за этот крест могут обрести вечную жизнь и вечный покой» – отметил в интервью известный петербургский священник, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, говоря о родителях, узнавших о том, что у них может родиться ребенок с синдромом Дауна и сделавших после этого аборт.

Как сообщает портал «Вокруг Света» со ссылкой на Daily Telegraph, исследование с использованием базы данных в лондонском госпитале показало, что на трех детей с синдромом Дауна, чье рождение врачи предотвратили, приходится два выкидыша. Ученые считают, что потери одного из каждой тысячи детей происходят из-за «неаккуратных» методов тестирования. Они сомневаются в рекомендациях и оценке риска, даваемых 6 тыс. женщин ежегодно.

Представители Министерства здравоохранения Великобритании заявляют, что женщина имеет право принимать решение относительно своей беременности, имея полную информацию. Если тесты показывают, что женщина, возможно, носит ребенка с синдромом Дауна, ее приглашают провести дополнительные тесты. Фрэнк Бакли, исполнительный директор международного общества по изучению синдрома Дауна (Down’s Syndrome Education International), и профессор Сью Бакли, проводившие свои исследования с использованием базы данных в лондонском госпитале, сообщили, что 95% женщин, чей ребенок по тестам родится с синдромом Дауна, делают аборт. «Проверка на синдром Дауна имеет последствия для каждой беременной женщины, но вы не должны смотреть на проверку только как на миссию по уничтожению детей с синдромом Дауна», – сказали они. Однако они признали, что хотя результат тестов изучается несколькими независимыми экспертами, ошибки по неопытности все же случаются.

Отметим, что этот синдром впервые был описан английским врачом Лэнгдоном Дауном (1828-1896). В 1866 году в работе «Наблюдения по этнической классификации умственно отсталых людей» («Observations on an ethnic classification of idiots») он описал морфологические характеристики людей с отклонениями в умственном развитии. Такой ребенок внешне отличается от других детей: у него косой разрез глаз, маленькая голова, плоское лицо, неправильный прикус, короткие руки и ноги. У такого человека нарушена координация движений и плохой мышечный тонус. Кроме подробного перечисления внешних черт, доктор Даун также отметил, что у таких детей часты пороки сердца и эндокринной системы, и что дети с отклонениями обучаемы. Синдром Дауна связан с тем, что новорожденный получает три 21-й хромосомы вместо двух, причем в 5-8% случаев аномалия связана не с лишней, третьей, хромосомой, а с ее фрагментом. В России ежегодно рождается две тысячи детей с синдромом Дауна.

Как отметил иерей Алексий Мороз, тесты, проводимые при беременности матери, нередко дают неоднозначный результат. «Эти тесты не дают стопроцентной гарантии, что родится ребенок с теми или иными заболеваниями», – отметил пастырь.

По его словам, рождение ребенка с синдромом Дауна может стать «именно тем, благодаря чему человек спасется». «Не исключено, что человек, не имея этого креста, может, и погибнет, поглощенный страстями и скорбями. Раз Господь это попускает, раз Он дал такого ребенка, значит, это необходимо для вечной жизни и для спасения души и родителей, и самого ребенка как такового. Исходя из этих положений, если мы искренне верим в Бога, если мы Ему доверяем, если мы Его любим и понимаем, что Он есть Любовь и Промыслитель о нас, то мы воспринимаем все, что Он посылает, как необходимое для нашего спасения, для обретения вечной жизни и для пребывания в Царстве Небесном», – заключил иерей Алексий Мороз.

© 2020 Sqlapp.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено Материалы из рубрики «Копилка» принадлежат их правообладателям и представлены на сайте в ознакомительных целях.

Источник

Продюсер и режиссер Александр Семин и его жена актриса Эвелина Бледанс — родители ребенка с синдромом Дауна. С рождения своего сына Семена они дают интервью СМИ, рассказывают о проблемах особых детей. 28 ноября в журнале «Большой город» вышла статья Семина «9 способов изменить отношение к особым детям«, в которой автор утверждает, что особым детям и их родителям помогают отдельные православные священники, а сама Русская Православная Церковь бездействует. Правмир попросил прокомментировать это заявление нескольких представителей Церкви, не понаслышке знакомых с социальным служением.

Задача Церкви – оказывать духовную помощь детям и родителям

Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове

Синдром дауна с православной точки зрения

Организация помощи людям с определенными проблемами все-таки является задачей не Церкви, а государства. Никто же не обвиняет Церковь в том, что она не открывает, например, центров сосудистой хирургии!
Реабилитацией детей с синдромом Дауна должны заниматься профессионалы – врачи, психологи, коррекционные педагоги.

Задача Церкви – оказывать больным людям духовную помощь, этим Церковь очень успешно занимается, и от этого ни в коем случае не отказывается. Церковь занимается духовной реабилитацией не только детей, но их родителей.

Почему Церковь не создает центры помощи подобные «Даунсайд-Ап»? Для этого нужны специалисты, помещение, немалые средства. А у нас «жатвы много – делателей мало». Если в Церкви появляется специалист-профессионал, готовый что-то делать, то вокруг него организуется какое-то подразделение социального служения. Например, служба помощи инвалидам в Марфо-Мариинской обители

Представители Православной Церкви готовы к сотрудничеству, они не только помогают семьи, но и посещают интернаты, реабилитационные центры и другие места, где лечат и учат детей с различными нарушениями. Для детей с синдромом Дауна, аутизмом и другими непростыми диагнозами в Москве существуют так называемые лекотеки, их около 70, такое учреждение есть в каждом районе. Все они окормляются Православной Церковью.  Лично я, как священник,  посещаю два таких учреждения на Автозаводской и в Чертаново. Недавно начал проводить регулярные встречи с родителями. Мы вместе пьем чай, смотрим тематические фильмы, проводим беседы на разные темы, и я вижу, что для родителей такое общение очень важно.

Читайте также:  Синдром слабости синусового узла и миграция

Церковь – это все мы

Синдром дауна с православной точки зренияСвященник Петр Коломейцев, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

В Церкви постоянно происходит социальная работа с детьми и взрослыми, страдающими самыми разными заболеваниями и обучение специалистов для помощи этим людям. Подробная информация об этом есть на сайте Диакония.ru.

В Патриархии существует отдел по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемый владыкой Пантелеимоном (Шатовым), при нем много лет работает портал Милосердие.ru. Родители особых детей через него обращаются за помощью и получают ее.

Недавно мы провели совместно с институтом коррекционной педагогики Российской академии образования школу для клириков и мирян, которые хотят заниматься с детьми-инвалидами. Там выступали родители, специалисты и те, кто уже на своем приходе организовал такую работу. Все видеоматериалы этой школы доступны на сайте Спас-ТВ.

Несколько лет подряд на Рождественских чтениях люди обмениваются опытом организации приходской работы с инакоодаренными детьми, специальный вебинар на эту тему можно найти на сайте «Диакония.ru».

Формы работы используются самые разные, существует лагерь «Давыдово», в котором священник Владимир Климзо силами своего прихода и московских специалистов занимается с детьми. И такой лагерь не один.

Скоро будет издан учебник о работе с особыми детьми для семинаристов. Мне приходилось выступать с докладами на эту тему в Белгородской, Санкт-Петербургской семинарии, в Казани.

Ресурсов, которые предполагает автор статьи, у Церкви нет. Ее ресурсом являемся все мы: что мы сделаем, то в Церкви и будет.

Церковь делает очень много

Синдром дауна с православной точки зренияТарас Красовский, председатель Совета Московской областной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Такие же, как вы»

Для нашей семьи путь к Церкви сократила наша дочь Ксения, у нее синдром Дауна. Сейчас Ксюше 21 год. Я думаю, что рано или поздно мы бы пришли в Церковь и и сами, но наше воцерковление началось именно с появления на свет младшей дочери.

Прежде, чем обвинять Церковь, критикам стоило бы посмотреть, что там вообще происходит. Социальная деятельность – одно из направлений жизни Церкви, и в нем ни коим образом не игнорируются дети с проблемами, в том числе дети с синдромом Дауна. Церковь в России сегодня и так делает многое из того, что в других странах делает государство.

Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть базу данных по социальному служению русской Православной Церкви (https://www.miloserdie.ru/social/), которая постоянно пополняется новой информацией. Все указанные в ней подразделения действительно работают.

Больные, бездомные, старики, заключенные, инвалиды, воспитанники интернатов и коррекционных школ – подопечные Церкви. И людей с синдромом Дауна среди них немало.

В Социальной концепции русской Православной Церкви сказано, что социальная работа – дело активных мирян, а Церковь должна их в этом духовно поддерживать. Людей с синдромом Дауна причащают совершенно так же, как любых воцерковленных христиан, и ничто не мешает родителям участвовать в жизни Церкви вместе со своими детьми.

По нашему опыту могу сказать, что рождение ребенка с синдромом Дауна быстро ставит мозги на место и является лекарством от гордыни. Мы с женой были по жизни отличниками и перфекционистами. А потом родилась Ксюша.

Конечно, когда появляется такой ребенок, можно поднять его на флаг и идти с этим флагом по жизни. Я не отрицаю такой путь, просто знаю, что он – тупиковый. По моему опыту лучшее, что можно сделать – немного подвинуться, чтобы дать ребенку место, переосмыслив свои возможности и взгляды, начать с ребенком заниматься, развивать его. Искать виноватых – не нужно. Причина распада семей с проблемными детьми зачастую именно в поиске виноватых. Вопрос «За что это нам?» – неправильный. Правильный: «Для чего?». Иногда на то, чтобы на него ответить, уходит вся жизнь. Рождение необычного ребенка очень способствует поиску ответов на вечные вопросы.

Наша семья уже 12 лет занимается помощью детям с синдромом Дауна на профессиональной основе. Организация «Такие же, как вы» работает с мотивированными родителями, которые пытаются что-то сделать для своих детей. Такие родительские объединения – одно из звеньев гражданского общества. Ведь гражданское общество не рождается по указке сверху, его создание, как любой эволюционный процесс, происходит непросто и требует времени. А дел в нашей стране для всех хватит, и для социальной деятельности Церкви и для «Даунсайд-Ап» и для родительских самоорганизующихся сообществ.

Читайте также: 

Давыдово: История про священника и детей с синдромом Дауна

Несколько мифов о синдроме Дауна

Младенец Симеон

Источник

Автор:   Оксана Дульская

Аргументы и факты

05_01_00Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы в каждой клеточке их ребенка. Речь идет о случайном сбое в процессе деления клеток, а значит, ясно — ничьей вины в этой «игре природы» нет. И все равно, подчас много дней и месяцев в такой семье уходят на самобичевание, на бездействие и горькие размышления о «каре небесной». А ведь это время так нужно родившемуся малышу! Он в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, — если вовремя заняться его развитием. И именно родители — первые, кто должен ему в этом помочь. Об этом напоминают детские психологи НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Светлана Борисовна Лазуренко и Ольга Борисовна Половинкина. Возможно, их советы помогут кому-то расстаться с оцепенением и растерянностью — и приняться за дело!

Не надо бороться с диагнозом

Диагноз родители узнают буквально с первых дней. По ряду клинических признаков у ребенка врач роддома дает направление на генетический анализ. Если синдром есть, то это обнаружится при первом же исследовании — повторные анализы лишь подтвердят горький факт. И все же родители порой отказываются верить в случившееся. Они психологически не могут принять диагноз и продолжают воспитывать малыша, будто у него нет никаких проблем. Но этим они не помогают ребенку, а делают только хуже. Ведь синдром Дауна — это не просто отставание в умственном развитии. Из-за изменения хромосомного набора нарушается клеточный обмен веществ, в результате страдают многие органы и ткани, в связи с чем у него может обнаружиться врожденный порок сердца, бывают нарушения зрения или слуха и т. д. Все эти заболевания должны быть вовремя выявлены специалистами, большинство из них требуют медикаментозного лечения. Отказываясь принимать диагноз, родители, по сути, отказываются дать своевременную необходимую медицинскую помощь своему ребенку.

Читайте также:  Альтернирующие синдромы с лицевым нервом

С чего начать

С самого начала очень важно слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации — принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное сейчас — укрепить общее здоровье малыша.

С первых же месяцев станет заметным отставание ребенка от сверстников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется, мало бодрствует, плохо фиксирует взгляд. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на своих родителей. И все это не потому, что он их не любит — просто возможности выразить свои чувства, эмоции у него пока сильно ограничены. Отстает и моторное развитие — такие дети в среднем начинают удерживать голову к трем месяцам, сидеть не раньше 9-12 месяцев, ходить — ближе к полутора-двум годам.

Кажется, что организм ребенка находится будто в полусне и не особо стремится к развитию. Но на самом деле он желает расти — и ждет лишь помощи извне. Конечно, надо сразу сказать: полностью устранить отставание нельзя, поскольку остается главная причина — синдром. Но, регулярно и целенаправленно занимаясь с ребенком, мы добьемся того, что он будет развиваться быстрее и скорее реализует заложенный в нем природой потенциал. Наоборот, ограждая малыша от активности, мы пожнем плоды еще более позднего развития.

Самый главный вопрос — а какое усилие для ребенка будет полезным? Лучше всего на это ответит персональный дефектолог, который с рождения мог бы наблюдать вашего малыша. Поэтому как можно раньше начинайте искать такого специалиста — обращайтесь в местные реабилитационные центры, медико-психологические консультации. Если всего этого поблизости нет, то первым и главным советчиком должен быть педиатр, который на основании данных о заболеваниях ребенка определит, какой массаж для него подходит, какая физическая нагрузка доступна. Вторым шагом должно быть приобретение литературы — как специального характера, так и общеразвивающей для обычных здоровых детей.

Философия общения

Занимаясь с ребенком по обычной программе для раннего возраста, естественно, нужно сделать скидку на его состояние. У дефектологов принцип такой — функции ребенка должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Поэтому не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, мы, вместо того чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, породим в ответ протест, а через некоторое время любая попытка даже просто приблизиться будет вызывать аффективную реакцию. Чаще такая ситуация случается у городских детей, поскольку родители, живущие в быстром ритме мегаполиса, бывают нетерпеливы, не соизмеряют своих желаний и возможностей ребенка. Нередко приходится сталкиваться с тем, что у простой деревенской женщины ребенок развивается гораздо лучше, чем у «продвинутой», теоретически «подкованной» городской мамы. Видно, неспешный уклад, народные традиции терпеливого обращения с ребенком, душевная мудрость приносят гораздо больше пользы, чем любые схоластические знания, почерпнутые из книг. Если мы хотим добиться хорошего результата, то должны быть очень внимательны и чувствительны к своему малышу, уметь понять момент, когда он готов к взаимодействию, когда ждет и желает нашей помощи. Нужно всегда идти с ребенком рука в руку, но немножко впереди. Побуждать его к действию настолько, насколько он может — и немного больше. Но больше не на две ступеньки, а на полступеньки.

Программа действий

Определившись с кругом литературы и тех людей, специалистов, которые могут помочь вам, начинайте занятия. Выберите для этого ежедневно определенное время. В эти часы нужно отключить телефон, закрыть двери и посвятить каждую свою минуту малышу — будь то массаж, гимнастика или развивающие упражнения. Цель всех занятий — помочь маленькому человечку постепенно адаптироваться в окружающем мире. Для этого необходимо развить сенсорные восприятия (зрение, слух), моторные навыки (движение) и речь (сюда входят формирование эмоций и навыки общения).

Мы потихоньку выводим малыша из пассивного состояния — подталкивая его к слежению за игрушками, акцентируя внимание на окружающих предметах. Пусть ему трудно удерживать головку, но мы ежедневно выкладываем его на живот, делаем массаж, упражнения — избегая его усталости. Надо подчеркнуть, что таким детям в любом возрасте очень полезно плавание. Постепенно мы будем отмечать, что активность ребенка растет — он уже не просто следит за игрушками, а тянет к ним ручки, ощупывает их.

Снижение общей активности у детей с синдромом Дауна отражается и на задержке речи — первые слова в лучшем случае появляются в 1,5-2 года. Но, если вы активно общаетесь с малышом, это может произойти раньше. К сожалению, женщина после родов часто бывает подвержена депрессии — сказывается общая усталость, а тут еще безрадостный диагноз… Погруженная в свои тяжелые мысли, мама откладывает общение с ребенком «на потом», когда он подрастет, и тем самым теряется самый драгоценный период, когда вы можете заложить и развить социальные и речевые реакции ребенка. Чем больше и эмоциональнее мы будем общаться с младенцем, тем быстрее он начнет нам подражать, скорее улыбнется и, наконец, произнесет свои первые звуки.

Читайте также:  При брадикардии синдром ранней реполяризации желудочков

Уже в это время мы начнем прививать ребенку социальные навыки — высаживать на горшок, учим удерживать бутылочку, есть руками яблочко или сухарик, брать еду с ложки. После года малыш должен учиться самостоятельно держать ложку.

Если мы терпеливо и ежедневно уделяли внимание занятиям, то к году у нас, скорее всего, будет уже достаточно активный, эмоционально и социально развитый ребенок. Он умеет общаться с предметами — бросает и перекладывает игрушки, отвечает нам эмоциями — хмурится, улыбается и даже смеется, при этом что-то лепечет. Он будет сидеть и пытаться ползать. Да, его здоровые сверстники умеют больше — но, без сомнения, наш малыш шагнул вперед, повзрослел и стал совсем другим.

На втором году жизни мы будем предлагать ему более серьезные игры с предметами, начнем обучать активному ползанию, вставанию с коленочек, наконец, ходьбе. Мы научим его осваивать пространство — самостоятельно добираться до игрушек и приносить их. В речи мы начинаем соотносить произносимые звуки с движениями, предметами, понятиями, указывая на все, о чем говорим: «Где огонек?», «Кто там?», «Вот это машина», «Дай ручку». Таким образом, не исключено, что к двум годам мы получим самостоятельно передвигающегося и активно интересующегося окружающей средой и окружающими людьми ребенка, и даже простой лепет, соотнесенный с предметами, по сути, будет первой осознанной речью.

Общение с другими

Очень важный момент — навыки социального поведения. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя — быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т. д. Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне. В нашем обществе отношение к детям довольно строгое, и ребенок, имеющий навыки правильного с точки зрения социума поведения, может легче адаптироваться в окружающей среде.

После года мы можем начинать осознанно общаться со сверстниками. Первой площадкой для общения и знакомства может стать песочница.

Чтобы «выход в люди» проходил безболезненно, нужно иметь в виду несколько моментов. Во-первых, учесть, что возможности активных игр у вашего малыша ограничены. Стало быть, вы должны чутко реагировать на усталость ребенка и при необходимости уводить его от игр, давать посидеть одному. Кроме того, он, как мы помним, не может делать всего, что умеют его одногодки, это тоже нужно принять с душевным спокойствием.

Второе, что следует сделать, — выстроить отношения с родителями других детей, которые могут быть не вполне осведомлены о сути заболевания вашего малыша.

Вы уже привыкли, что всегда и во всем должны быть учителем своему ребенку. Каждый навык он приобретает с вашей подачи — это же касается и умения общаться с другими. В первые разы вы должны сами инсценировать общение — не просто сказать: «Дай мальчику ручку», — а взять руку ребенка и вложить в руку мальчика. Задать другому малышу несколько вопросов, показать, как можно играть вместе — то есть дать модель поведения. Ваш ребенок постепенно все будет делать сам, но всему этому его научите вы.

На третьем году жизни ваши социальные контакты могут существенно расшириться. Во-первых, это может быть специализированный детский сад, где малыш будет находиться в небольшой группе под наблюдением воспитателей и специальных педагогов. Но это может быть и обычная мини-группа, занимающаяся по современным обучающим системам. Вы можете водить малыша в логопедическую группу, где специалисты будут улучшать его речь — ведь, скорее всего, к этому времени у нас появится некоторый запас слов, и количество их будет расти. Начните общение ребенка именно с таких мини-групп, а посещение мест массового скопления людей — цирка, театра — делайте кратковременным или отложите на будущее.

Оставаясь человеком, воспитать человека

Родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна, досталась нелегкая доля. И в то же время у них есть шанс пройти увлекательный путь непосредственного участия во взрослении маленького человека, испытать удовлетворение от его достижений и успехов. А их дитя не останется неблагодарным и отплатит за заботу ответной любовью и лаской. Этот ребенок никогда не отвергнет своих родителей.

Конечно, трудно решать эту задачу одному — к сожалению, государство оказывает недостаточно поддержки таким семьям. В идеале каждый человек должен иметь возможность обратиться в центр, где, как в нашем Институте коррекционной педагогики, в союзе работает команда специалистов — педиатр, врач ЛФК и педагог-психолог. Но это редкость, и если вам кажется, что помощи ждать неоткуда, постарайтесь списаться с такими же, как вы родителями, дабы помогать друг другу советами и поддерживать морально. В этом поможет интернет-сайт общественной организации «Даунсайд Ап», которая уже с десяток лет помогает объединяться людям, имеющим ребенка с синдромом Дауна.

Советуем почитать:

·   А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения для дошкольников».

·   Кэрол Тингей-Михаэлис. «Дети с недостатками развития», книга в помощь родителям.

·   Э. Г. Пилюгина. «Сенсорные способности малыша», игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста.

·   Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Программа «Истоки», методическое пособие для раннего и дошкольного возраста.

·   Л. Н. Павлова. «Знакомим малыша с окружающим миром».

·   Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста».

·   Джеки Силберг. «Занимательные игры с малышами».

·   Серия книг Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».

·   П. Л. Жиянова. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна».

·   «Маленькие ступеньки», программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии — университет Маккуэри, Сидней.

Источник