Синдром дауна с помощью какого метода изучения

Синдром дауна с помощью какого метода изучения thumbnail

В исследовании, включавшем почти 16 000 беременных женщин, исследователи обнаружили, что бесклеточный ДНК-анализ крови, проводимый между 10-14 неделями беременности, является более эффективным методом ранней диагностики синдрома Дауна, чем стандартные скрининговые методы.

Исследование, проведенное во главе с Dr.Mary Norton, профессором клинического акушерства и гинекологии в Университете Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF) — также показало, что данный анализ крови был более эффективным для диагностики двух других редких хромосомных аномалий — синдром Эдвардса и синдром Патау, в сравнении со стандартными скрининговыми методиками. 

Авторы опубликовали результаты своей работы в New England Journal of Medicine. 

Синдром Дауна является наиболее широко распространенным генетическим нарушением, встречающимся, примерно, с частотой 1:700 беременностей. Это заболевание развивается, когда во время эмбрионального развития происходит частичное или полное удвоение 21-й хромосомы. 

Дополнительная хромосома реплицируется в клетках всего тела, в результате чего проявляются симптомы этого заболевания: аномалии развития (иногда — несовместимые с жизнью), снижение мышечного тонуса, особый раскосый разрез глаз, укороченные рук и ног. 

Всем беременным женщинам, независимо от их возраста, предлагается пройти скрининг и диагностические тесты для пренатального выявления синдрома Дауна. 

Такое обследование включает в себя комбинированный тест первого триместра (измерение уровня белков и гормонов в крови беременной женщины, которые связаны с хромосомными аномалиями). Оно также включает в себя УЗИ воротниковой зоны — визуализирующую методику, которая измеряет количество жидкости, образующейся в тканях шеи ребенка. Избыточное накопление жидкости может указывать на аномалии развития. 

Врач анализирует показатели крови и результаты УЗИ, сопоставляет их с возрастом матери — и на основании этого оценивает риск рождения ребенка с синдромом Дауна. 

Исследование свободной ДНК плода (cfDNA) обычно назначается беременным женщинам, которые подвергаются высокому риску рождения ребенка с синдромом Дауна. Этот тест оценивает небольшие количества ДНК плода, циркулирующие в крови беременной женщины, пытаясь обнаружить дополнительные копии 21 хромосомы. 

По словам доктора Нортона и ее коллег, тест cfDNA оказался весьма точным методом выявления синдрома Дауна у женщин с высоким уровнем риска, но его эффективность среди беременных женщин из общей популяции — до сих пор оставалась неясной. 

Для проведения этого исследования, авторы подобрали 18 955 беременных женщин, со средним возрастом 30 лет, из 35 медицинских центров шести различных стран. Авторы объясняют, что около 24% женщин имели возраст старше 35 лет (этот возраст связан с высоким риском развития синдрома Дауна) — в то время как остальные 76% беременных имели низкий риск.

Все женщины были подвергнуты и комбинированному тестированию, и тестированию с помощью cfDNA на 10-14 неделе беременности. Полноценной обработке и анализу были подвергнуты анализы 15 841 женщин. 

Среди этих женщин было выявлено 38 случаев синдрома Дауна, и все они были определены с помощью теста cfDNA, то есть его чувствительность, по данным этого исследования, составила 100%. Однако комбинированный тест первого триместра правильно определил лишь 30 из 38 случаев. 

Исследователи также обнаружили, что тест cfDNA имел значительно меньшее количество ложно-положительных результатов по сравнению с комбинированным тестом первого триместра (9 против 854). 

Кроме того, ученые обнаружили, что тест cfDNA является более точным, чем стандартный тест для определения синдрома Эдвардса (трисомия 18 пары) и синдрома Патау (трисомия 13 пары). 

Тест cfDNA определил 9 из 10 случаев синдрома Эдвардса, показав один ложно-положительный результат, в то время как комбинированный тест смог верно определить восемь случаев синдрома Эдвардса, и имел 49 случаев ложноположительных результатов. Тест cfDNA верно определил оба выявленных случая синдрома Патау, показав один ложно-положительный результат, а стантартный тест выявил лишь один случай, и имел 28 ложноположительных результата. 

Авторы исследования считают, что использование теста cfDNA среди женщин из группы низкого риска наследственных трисомий — приведет к уменьшению количества ложноположительных результатов, по сравнению со стандартным обследованием, и, как следствие, может привести к уменьшению числа инвазивных тестов и связанных с ними выкидышей. 

Однако следует предупреждать беременных женщин о риске ложноотрицательных и ложноположительных реакций теста cfDNA. Авторы также не считают необходимым отказываться от стандартного скрининга первого триместра, поскольку он охватывает более широкий круг заболеваний. 

Например, у 488 женщин, принимавших участие в исследовании, не удалось вовсе обнаружить в крови ДНК плода, или она не могла быть интерпретирована. Тем не менее, у 2,7% из них носили плод с хромосомными дефектами, которые не были выявлены в результате проверки тестом cfDNA. Частота выявления хромосомных заболеваний тестом cfDNA была бы ниже, если бы данные этих женщин были включены в результаты, отмечают исследователи. 

Доктор Нортон добавляет: 

Медицинские работники должны быть осведомлены обо всех видах пренатального тестирования и давать матерям полное представление о различиях, преимуществах и недостатках каждой методики. Те женщины, которые выбирают для тестирования метод cfDNA должны быть проинформированы, что это очень точный метод ранней диагностики синдрома Дауна, но он сосредоточен на небольшом числе хромосомных аномалий и не обеспечивает комплексную оценку, доступную при других методах скрининга. 

Консультирование должно также включать в себя информацию о рисках, связанных с неудачными исследованиями, плюсах и минусах проведения инвазивных тестов. 

Авторы исследования приходят к выводу, что необходимы дальнейшие исследования, для полноценного определения эффективности cfDNA-теста среди беременных женщин с низким уровнем риска развития синдрома Дауна у плода. 

Абстракт. Источник. 

Источник

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Высшее учебное заведение

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Пазлы

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Рисование

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным. 
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки. 
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода —  занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности. 
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса. 
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Дельфинотерапия

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Источник