Синдром дауна логопедическое обследование детей

Синдром дауна логопедическое обследование детей thumbnail

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

— в контакт не вступает;

— проявляет речевой негативизм;

— контакт формальный (чисто внешний);

— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

— не проявляет заинтересованности в контакте;

— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

— Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

— Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

— Понимание форм единственного и множественного числа существительных

— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Читайте также:  Диета при синдроме раздраженного кишечника с диареей и метеоризмом

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда — сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

Читайте также:  Великие люди с синдромом аутизма

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. — С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

6. journal.downsideup.wiki — Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Умственная отсталость при синдроме Дауна имеет 3 степени тяжести, которые зависят от врожденных факторов и воспитания:

  • Дебильность. Характеризуется небольшой недоразвитостью психики, отсутствием способности широко мыслить, примитивным мышлением. Тип синдрома встречается в 5% случаев.

  • Имбецильность. Выражается в неспособности абстрактно и обобщено мыслить, среднем уровне недоразвитости. Форма даунизма отмечается в 75% случаев.

Идиотия. Форма синдрома, при которой пациент с даунизмом не может самостоятельно себя обслуживать. Уровень умственной отсталости не позволяет научить этому больного даунизмом. Встречается в 20% случаев.

Уровни моторного недоразвития у детей с синдромом Дауна

1 уровень Безречевые дети.

2 уровень Отдельные лепетные слова и словосочетания.

3 уровень Бытовой словарь и фразовая речь.

Индивидуально – психологические особенности:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.

  3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

  4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

  5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Одна из самых сложных проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И понятно, что ни в какой специальной литературе зарубежных авторов невозможно найти необходимых советов и рекомендаций, так как обучение языку невозможно без учета его специфики. 
Овладение элементарными навыками разговорной речи у детей с синдромом Дауна задерживается. Зачастую дети данной категории не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения с помощью общения с другими людьми затруднена, это мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Чаще всего, умение говорить развивается, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна присущи трудности в освоении грамматического строя речи, семантики. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях выясняется уровень сформированности речевой функции. Важное внимание уделяется пониманию обращенной речи. Для обследования используются общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом необходимо учитывать сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных особенностей каждого ребенка, подбираются методы и приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это один из самых важных этапов, на котором необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, уточнить, что интересует малыша, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в будущем использовать это в своей работе.

Читайте также:  Чем снять болевой синдром в плечевом суставе

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Стоит учитывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает очень медленно, в результате многократных повторений. И только правильно подобранная методика даст ребенку возможности быстро добиться успехов. Переоценка уровня возможностей ребенка может привести к составлению слишком трудной программы, а недооценка — к составлению слишком легкой программы, которой, не будет хватать занимательности. 

На первом этапе логопедические занятия начинаются с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику, занятия логоритмики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений, по мере подготовки артикуляционного аппарата, вызываются те или иные звуки. Наряду с этими упражнениями, ведется работа над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно- мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений предлагается детям в картинном материале. Демонстрируются как цветные, так и черно-белые картинки-раскраски, на которые дети очень хорошо реагируют. Постепенно, по мере усвоения какого-либо упражнения, оно либо усложняется, либо включается новое упражнение. Длительность индивидуального занятиясоставляет 15-20 минут, что соответствует нормам САНПиНа.

Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, ведется работа над:

  • подготовкой артикуляционной моторики к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков;

  • вызыванием, по мере возможности, отдельных звуков: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П],[Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч];

  • уточнением и обогащением пассивного словаря;

  • формированием мелодико-интонационной стороны речи;

  • развитием мелкой моторики рук.

На четвертом этапе ведется работа по формированию активного словаря. Зачастую, у детей с синдромом Дауна, появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. В это время главное место занимает работа с книгой или картинкой. Благодаря многократному повторению и просмотру одних и тех же слов и картинок, ребенок уже на первых порах может освоить достаточно большое их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять их. 

Чаще всего лучше начать с карточек (рисунков). Логопед называет предмет, изображенный на карточке. По ходу занятия постепенно дополняем рисунок деталями — у дома появляются окна, потом дверь, труба. 
На этом этапе необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Также используются задания типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели …(картинка лиса). Красивый хвост у …(картинка лиса). Рыжая шубка у …(картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, ребенку дается понять, что от него ждут. Эти приемы удаются в том случае, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и ждет от логопеда помощи. В случае если ребенок не отвечает на вопрос, то можно помочь ему помочь. Если он воспользуется подсказкой, можно задать первый вопрос, предоставляя ему возможность употребить нужное слово или фразу без помощи логопеда.

Можно использовать упражнения такого вида:

hello_html_5eaa1e4.png

Далее ведется работа с глаголами, наречиями, прилагательными, предлогами и т.д. Как можно раньше необходимо начинать работу по развитию лексики. Работа с книгой, а также можно использовать компьютер или планшет, поможет организовать работу над развитием речи, опираясь на зрительное восприятие, использовать большое количество разных тем и сюжетов, включая в себя расширение и обогащение словаря — и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не может ответить на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Напротив, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной. Мозг такого ребенка не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна обучают говорить, начиная с простого, переходя все более к сложному. Вся работа должна быть последовательной и постепенной.

Но, все-таки, самым основным моментом в ходе логопедических занятий, необходимо научить ребенка языку общения. Общение — это не только умение произносить слова. Определение «общение» включает в себя также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и уметь завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться. Речь может и должна быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Ребенка с синдромом Дауна возможно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых смелых результатов.

  • Сурикова Зинаида Владимировна

  • 12.05.1981 г.р.;

  • ГБОУ Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ;

  • 453260, Республика Башкортостан, г.Салават, ул. Октябрьская д. 36, кв.3.

  • Телефон 89174639346

  • e-mail z.v.surikova@mail.ru

  • паспорт: 8013 757277, выдан 29.05.2013г. отделом УФМС России по республике Башкортостан в городе Салават;

  • ИНН: 026604655998

  • номер страхового пенсионного свидетельства: 100-480-335 93

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Салаватская коррекционная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Салават Республики Башкортостан

Творческая группа.

Выступление на тему: «Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна».

Выполнила: учитель-логопед Сурикова З.В.

23.10.2018г.

Источник