Синдром дауна и арт терапия
Габбасова Эльвира Талгатовна
Высшая категория
ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования.
Ранний возраст – это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течении жизни. Все навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
У ребенка с синдромом Дауна этапы развития те же, что и у обычных детей. Но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативами, и возрастной диапазон появления гораздо шире, чем у обычных детей.
Развитие мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна. На первых этапах развития мелкой моторики малыш с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья: он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность. Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.
Формирование захвата проходит следующие ступени:
Ладонный захват;
Щепоть;
Пинцетный захват и их промежуточные формы.
У детей с синдромом Дауна последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. До трех–четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами. Сила захвата снижена.
Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также во время трапезы и подготовки к ней.
Здесь мы рассмотрим, как развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности. Так как творчество для ребенка – врожденная способность, и его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности. При организации работы над развитием тонкой моторики выделяется ряд приоритетных направлений, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна.
1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм).
2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).
3. Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.
Появление любых форм захвата значительно опережает его использование в деятельности. Это наблюдается практически у всех детей. Так, например малыш полутора лет, собирающий с ковра пылинки с использованием пинцетного захвата, еще долго будет рисовать карандашом, зажав его в кулачке.
Развитие захвата во время рисования
* Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. У детей с синдромом Дауна в деятельности такой захват формируется к 13 – 16 месяцам.
* Первая ступень формирования ладонного захвата. Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча. «Зернышки для курочки» (на горизонтально расположенном листе бумаги дети оставляют точечный след).
*Вторая ступень формирования ладонного захвата. Ребенок захватывает мелок противоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности. «Светит солнышко», «Идет дождик» (дети учатся проводить вертикальные линии)
* Ладонно-пальцевый захват (формируется у детей с синдромом Дауна к 2-5 годам). Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами (удобно при рисовании на вертикальной поверхности). «Зайчик гуляет по травке» (дети учатся произвольно рисовать вертикальные линии) «Зверята идут в гости» (рисование горизонтальных дорожек для зверят) «Мешаем кашку», «Цветные клубочки» (во время работы совершенствуется качество ладонно-пальцевого захвата, сопровождающегося вращением запястья). Учим рисовать округлые каракули.
*Захват щепотью (подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами). У детей с синдромом Дауна при рисовании используется к 4-8 годам. В более простых видах деятельности используется параллельно с ладонно-пальцевым с трех лет.
Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания. «Следы по снегу», «Листья падают», «Травка выросла» (работы выполняются способом примакивания – кисть плашмя) «Дождик», «Салют», «Идет снег», «Ветка мимозы», «Созрела рябина» (работы выполняются способом касания – кисть вертикально).
* Захват пинцетом (наблюдается после 5-8 лет) При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.
Развитие захвата во время лепки
*Работы, требующие использования ладонного захвата. Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»). Раскатывать пластилиновые столбики на столе. Прямое движение руки («колбаски», «конфетки»). Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика». Сам домик собирает педагог. Задание скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями предполагает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («колобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»). Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»). Разрывать пластилиновый столбик («покормим зверят»). Примечание. Два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».
*Работы, предполагающие использование «щепотного» и «пинцетного» захвата. Разрывать пластилиновый столбик («зернышки для курочки»). Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки»). Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («яблоко», «ежик»). После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»). Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»). Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
Развитие захвата во время аппликации
Начинать этот вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.
* Виды работ. Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»). Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью комка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам». Ракушки: «цветочки», «бабочки» и т. д.). Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
Сниженный мышечный тонус в разной степени представленный практически у всех детей с синдромом Дауна, что сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении.
Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой.
Источник
Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапия – упражнения для детей – это:
- знакомство со своим внутренним «я»;
- формирование представления о себе, как о личности;
- создание позитивного самовосприятия;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Всё, что нужно для занятий
Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).
- Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
- Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
- Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
- А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.
Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.
Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.
Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.
Рисуем с дошколятами
Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.
Малыши очень любят рисовать пальчиками и ладошками. Или, к примеру, растирать различные по консистенции субстанции (крем, гель, каша и др.) по поверхности стола и создавать из них объёмные рисунки.
Для самых маленьких можно предложить очень интересное упражнение с использованием довольно неожиданного материала – пены для бритья.
Тучки
На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и предложите крохе её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И пусть малыш своими ручками творит из неё своё небо.
Отпечатки
А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.
Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?
Автопортрет
Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.
Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.
С ребятами, страдающими синдромом Дауна
Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.
«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.
Зёрнышки для курочки
Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.
Идёт дождик
Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.
Солнечные лучики
Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.
Зайчик прыгает по травке
Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.
Винни-Пух идёт в гости
Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.
Варим кашку для зверят
Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.
Следы по снегу
Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.
Салют
Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.
Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.
С подростками
Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.
Цветок
Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?
Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.
Маска
Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.
А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.
Сказка о герое
Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.
Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.
После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.
С родителями
Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.
Работа с творческим мусором
Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.
Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.
Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.
Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.
В группах
Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.
Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.
Индивидуальное рисование
Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.
Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.
Рисование с партнером
Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.
Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.
Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.
Групповое рисование
Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.
По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.
По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.
Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.
Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.
Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…
Видео «Психология на холсте. Как это работает?»
- Автор: Полина
- Распечатать
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.
Оцените статью:
Источник