Синдром черныша дмитрий быков скачать
— Синдром Черныша. Рассказы, пьесы 1.97 Мб, 458с. (читать) (читать постранично) (скачать fb2) — Дмитрий Львович Быков
Общая статистика
Длина текста | 824165 знаков |
Длина диалогов | 185455 знаков |
Слов в произведении (СВП) | 127791 слов |
Приблизительно страниц | 458 стр. |
Средняя длина слова | 5.06 знаков |
Предложений в произведении (ПВП) | 16747 предл. |
Средняя длина предложения (СДП) | 46.41 знаков |
Доля диалогов в тексте | 22.50 % |
Доля авторского текста | 77.5 % |
СДП диалогов | 46.77 знаков |
СДП авторского текста | 49.38 знаков |
Максимальный фрагмент авторского текста — 21604 знаков (в страницах — примерно 12, начинается где-то с 277 страницы) |
Активный словарный запас
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 645735 букв |
Всего знаков препинания | 37053 знаков |
Знак | Количество (шт.) | Среднее количество на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 17031 | 133.27 |
. точка | 12287 | 96.15 |
— тире | 1351 | 10.57 |
? вопросительный знак | 1917 | 15.00 |
! восклицательный знак | 1283 | 10.04 |
… многоточие | 1562 | 12.22 |
!.. восклицательный знак с многоточием | 3 | 0.02 |
?.. вопросительный знак с многоточием | 2 | 0.02 |
!!! тройной восклицательный знак | 1 | 0.01 |
?! вопросительный знак с восклицанием | 112 | 0.88 |
» кавычка | 0.00 | |
() скобки | 736 | 5.76 |
: двоеточие | 626 | 4.90 |
; точка с запятой | 142 | 1.11 |
Буква | Количество (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 54542 | 8.45 |
Б | 11463 | 1.78 |
В | 27760 | 4.30 |
Г | 10854 | 1.68 |
Д | 19761 | 3.06 |
Е-Ё | 56138 | 8.69 |
Ж | 10854 | 1.68 |
З | 10420 | 1.61 |
И-Й | 49167 | 7.61 |
К | 22878 | 3.54 |
Л | 28867 | 4.47 |
М | 20620 | 3.19 |
Н | 42600 | 6.60 |
О | 70898 | 10.98 |
П | 17775 | 2.75 |
Р | 26190 | 4.06 |
С | 34630 | 5.36 |
Т | 42820 | 6.63 |
У | 18226 | 2.82 |
Ф | 978 | 0.15 |
Х | 5274 | 0.82 |
Ц | 2210 | 0.34 |
Ч | 10572 | 1.64 |
Ш | 5985 | 0.93 |
Щ | 2120 | 0.33 |
Ь-Ъ | 12991 | 2.01 |
Ы | 12386 | 1.92 |
Э | 2344 | 0.36 |
Ю | 4076 | 0.63 |
Я | 13876 | 2.15 |
Части речи
Определенных частей речи (ОЧР) | 127566 слов |
Не определенных частей речи (НОЧР) | 225 слов |
Часть речи | Количество (шт.) | % в тексте (принимая ОЧР за 100%) |
Существительное | 29939 | 23.469 |
Глагол | 15278 | 18.401 |
Местоимение-существительное | 15278 | 11.977 |
Предлог | 8337 | 9.094 |
Союз | 11701 | 9 |
Прилагательное | 8337 | 6.535 |
Наречие | 8523 | 6.681 |
Местоимение-прилагательное | 5930 | 4.649 |
Частица | 8119 | 6.365 |
Местоименное наречие | 3149 | 2.469 |
Числительное | 808 | 0.633 |
Числительное-прилагательное | 484 | 0.379 |
Междометие | 219 | 0.172 |
Часть композита — сложного слова | 4 | 0.003 |
Биграммы частей речи
В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.
Существительное | Глагол | Местоимение-существительное | Предлог | Союз | Прилагательное | Наречие | Местоимение-прилагательное | Частица | Местоименное наречие | Числительное | Числительное-прилагательное | Междометие | Часть композита — сложного слова | |
Существительное | 46.39 | 44.75 | 22.85 | 28.72 | 32.38 | 13.91 | 14.93 | 9.35 | 12.68 | 5.65 | 1.54 | 0.90 | 0.63 | 0.01 |
Глагол | 40.94 | 20.82 | 23.75 | 28.17 | 22.75 | 10.43 | 12.39 | 8.35 | 10.33 | 4.27 | 0.96 | 0.50 | 0.33 | 0.01 |
Местоимение-существительное | 12.73 | 36.01 | 10.63 | 8.29 | 7.62 | 5.64 | 12.55 | 5.24 | 15.69 | 4.55 | 0.57 | 0.16 | 0.09 | 0.00 |
Предлог | 43.97 | 0.99 | 18.01 | 0.78 | 1.36 | 11.72 | 0.82 | 10.24 | 0.14 | 0.09 | 1.27 | 1.44 | 0.13 | 0.00 |
Союз | 12.21 | 16.74 | 20.09 | 7.82 | 5.23 | 4.14 | 7.36 | 4.63 | 8.43 | 4.49 | 0.38 | 0.14 | 0.07 | 0.00 |
Прилагательное | 38.96 | 4.97 | 2.52 | 2.58 | 5.28 | 6.33 | 1.56 | 0.96 | 1.33 | 0.60 | 0.14 | 0.06 | 0.06 | 0.00 |
Наречие | 6.66 | 20.48 | 6.77 | 5.24 | 6.65 | 4.55 | 6.67 | 2.27 | 5.42 | 1.49 | 0.43 | 0.10 | 0.09 | 0.00 |
Местоимение-прилагательное | 18.51 | 6.50 | 4.51 | 2.12 | 2.23 | 4.50 | 2.55 | 1.94 | 2.48 | 0.73 | 0.23 | 0.15 | 0.05 | 0.01 |
Частица | 5.75 | 26.52 | 6.15 | 5.12 | 3.84 | 2.63 | 5.11 | 2.40 | 3.75 | 1.98 | 0.24 | 0.05 | 0.09 | 0.00 |
Местоименное наречие | 2.27 | 5.19 | 3.82 | 1.62 | 3.65 | 0.91 | 2.52 | 0.85 | 2.95 | 0.71 | 0.13 | 0.05 | 0.02 | 0.00 |
Числительное | 3.57 | 0.54 | 0.24 | 0.24 | 0.32 | 0.34 | 0.20 | 0.06 | 0.16 | 0.04 | 0.43 | 0.19 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 2.31 | 0.29 | 0.15 | 0.19 | 0.16 | 0.21 | 0.12 | 0.10 | 0.17 | 0.03 | 0.02 | 0.05 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.39 | 0.22 | 0.30 | 0.06 | 0.26 | 0.03 | 0.03 | 0.11 | 0.12 | 0.05 | 0.00 | 0.00 | 0.14 | 0.01 |
Часть композита — сложного слова | 0.02 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.01 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»
Номер слова в предложении | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Существительное | 19.96 | 15.50 | 18.19 | 20.65 | 20.59 | 22.60 | 21.93 | 22.43 | 22.73 | 22.11 | 22.30 | 22.96 | 24.42 | 21.67 | 23.94 | 25.16 | 22.40 | 23.98 | 21.88 | 22.77 |
Глагол | 12.61 | 21.18 | 22.21 | 22.34 | 20.83 | 18.82 | 18.93 | 18.32 | 17.45 | 18.32 | 17.37 | 16.45 | 17.40 | 17.60 | 16.80 | 16.08 | 16.70 | 16.85 | 16.13 | 15.47 |
Местоимение-существительное | 18.38 | 16.56 | 13.87 | 12.36 | 11.92 | 10.89 | 10.62 | 10.42 | 10.33 | 10.31 | 9.41 | 8.99 | 9.82 | 9.73 | 8.92 | 8.35 | 8.43 | 9.47 | 9.12 | 9.05 |
Предлог | 7.47 | 7.56 | 9.74 | 9.43 | 10.07 | 10.35 | 10.88 | 10.12 | 10.95 | 10.05 | 11.59 | 11.34 | 10.27 | 11.63 | 10.87 | 11.61 | 12.51 | 11.33 | 10.51 | 11.53 |
Союз | 15.24 | 7.13 | 6.59 | 8.07 | 8.93 | 9.28 | 9.14 | 9.69 | 9.41 | 8.58 | 9.65 | 9.98 | 9.17 | 9.53 | 8.92 | 8.84 | 9.72 | 9.71 | 10.24 | 10.15 |
Прилагательное | 3.53 | 4.32 | 5.31 | 5.22 | 6.43 | 7.07 | 7.51 | 8.17 | 8.46 | 8.58 | 8.21 | 9.70 | 8.72 | 9.19 | 9.96 | 9.37 | 9.67 | 9.05 | 9.39 | 10.58 |
Наречие | 7.06 | 8.73 | 7.84 | 6.76 | 6.36 | 6.05 | 5.91 | 5.71 | 5.65 | 6.05 | 6.43 | 6.20 | 6.50 | 5.31 | 4.63 | 5.83 | 5.59 | 5.64 | 6.15 | 5.99 |
Местоимение-прилагательное | 3.43 | 4.78 | 4.91 | 5.16 | 4.84 | 5.35 | 4.93 | 5.69 | 5.12 | 5.45 | 4.93 | 4.65 | 4.46 | 5.62 | 6.28 | 5.49 | 6.34 | 5.22 | 6.08 | 4.60 |
Частица | 7.56 | 9.84 | 7.87 | 6.62 | 6.31 | 6.22 | 6.65 | 5.78 | 6.46 | 6.77 | 6.41 | 5.86 | 5.67 | 6.36 | 5.89 | 5.78 | 5.85 | 5.34 | 6.28 | 6.35 |
Местоименное наречие | 3.41 | 3.16 | 2.43 | 2.32 | 2.31 | 2.35 | 2.42 | 2.32 | 2.15 | 2.50 | 2.37 | 2.63 | 2.18 | 2.21 | 2.29 | 2.14 | 1.72 | 1.98 | 2.12 | 2.19 |
Числительное | 0.41 | 0.48 | 0.60 | 0.72 | 0.95 | 0.61 | 0.66 | 0.87 | 0.78 | 0.76 | 0.74 | 0.68 | 0.86 | 0.58 | 0.82 | 1.02 | 0.59 | 0.96 | 0.99 | 0.73 |
Числительное-прилагательное | 0.27 | 0.61 | 0.37 | 0.26 | 0.32 | 0.34 | 0.39 | 0.34 | 0.45 | 0.45 | 0.44 | 0.40 | 0.45 | 0.35 | 0.52 | 0.29 | 0.43 | 0.48 | 0.93 | 0.51 |
Междометие | 0.66 | 0.16 | 0.07 | 0.08 | 0.12 | 0.08 | 0.03 | 0.14 | 0.06 | 0.07 | 0.14 | 0.15 | 0.07 | 0.23 | 0.13 | 0.05 | 0.05 | 0.00 | 0.20 | 0.07 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.02 | 0.00 | 0.00 | 0.02 | 0.00 | 0.00 | 0.03 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.04 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Источник
Выбрать главу
ДМИТРИЙ
БЫКОВ
СИНДРОМ
ЧЕРНЫША
РАССКАЗЫ
ПЬЕСЫ
МОСКВА / ПРОЗАиК / 2012
УДК 821.161.1 ББК 84(2Рос=Рус)6-4 Б95
Дизайн Бориса Протопопова
Быков Д.Л.
Б95 Синдром Черныша: рассказы, пьесы /Дмитрий Быков. — М.: ПРОЗАиК, 2012.-512 с.
ISBN 978-5-91631-171-6
УДК 821.161.1 ББК84(2Рос=Рус)6-4
ISBN 978-5-91631-171-6
(C) Быков Д.Л., 2012
© Оформление. ЗАО «ПРОЗАиК», 2012
Рассказы
Синдром Черныша
1
Сначала была клиника неврозов, потом центр Морозова, потом опять клиника, уже другая, и все говорили — нормально, легкий случай, затем держали три недели, пожимали плечами и выписывали. Все было нормально, ела, пила, разговаривала, но не могла работать, не умела заставить себя по утрам встать с постели и сварить кофе, а по ночам сплошные слезы, никогда бы не смогла поверить, что в одном человеке может быть столько слез. Дело было уже не в Черныше и не в аборте. Что-то такое из нее вынули, без чего человек перестает держаться. Она со всей возможной доходчивостью объясняла это отцу, брату, профессору Дымарскому, молодому и славному человеку, перед которым ощущалось даже нечто вроде вины: десятый час вечера, домой давно пора — нет, он сидит с ней и ведет разговоры. Дымарский уверял, что поступает так из чистого эгоизма — твой случай, говорил он, войдет в историю. Ведь ты здорова. Ты самый здоровый человек в районе, а не только в клинике. Я могу заколоть тебя препаратами до полной обезлички, ты будешь как Самсонова, видела Самсонову? — Кивает. — Нет, не кивай, ответь словами: видела? Хочешь, как она? Никакой депрессии, очень довольная, имя только забывает, а так полный о’кей. Между прочим, домашние уже на все согласны. Но я-то вижу. Я вижу, что ты абсолютно в себе, не надо мне косить под психическую, я психических повидал. Была бы ты парень — я понял бы, классический случай, армия впереди. Но тебе не грозит армия, от тебя требуется только собраться, это как в детстве перестать плакать, хотя хочется хныкать еще. Один раз глубоко вдохнула и пошла жить. Господи, люди теряли детей, родителей, проходили через Освенцим, что я тебе рассказываю, ты все знаешь, это позорная распущенность, в конце-то концов! Как было объяснить Дымарскому, что Освенцим не утешает, наоборот. Прежде ужас мира можно было переносить, хотя он торчал отовсюду: жалко было выброшенную газету, которая не успела все рассказать, сломанную ветку, не говоря уже про облезлую елку, которую она в марте, в первом классе, нашла на свалке и пыталась воткнуть в землю. Земля же влажная, вдруг приживется. Жаль было всех, всегда, но была какая-то защита. Теперь пробили дыру, и вся та влага, которая обволакивала душу, как околоплодные воды, весь этот защитный слой, который был как желточный мешок у малька, — все вытекло, и защита лопнула, и нечем залатать. Хорошо, говорил Дымарский, хотя она ничего не говорила. Допустим, это я понял. Прости, ляпнул сдуру. Конечно, не утешает и ничего не дает. Но вообразим невообразимое — заметь, я с тобой откровенен вполне, постарайся и ты так же. Хоть я-то тебе не кажусь монстром? Нет, вы не кажетесь. Отлично: тогда вообразим, что он вернулся. Это что-нибудь изменит? Он был готов к любой реакции — слезы, гнев, — но она только улыбнулась: нет, что вы, что вы, что вы. Это все равно как — она не подобрала сравнения, но он понял: все равно как предлагать вернуть Елену на пятый год Троянской войны или Судеты в разгар Сталинградской битвы. Поздно уже, какие Судеты.
Ну вот что, сказал Дымарский отцу. Я вам советую сейчас не кипешиться и набраться терпения. Если честно, скорей уж вы мой пациент, чем она. Вам я могу помочь, а ей нет. Можно внушить человеку, что жизнь переносима, и подкрепить это таблеткой, но нет такой таблетки, которая объяснит, зачем она вообще нужна. Мы все, если угодно, ходим по тонкому льду, но этого не помним, а она вспомнила, причем после первой же трещины. На самом деле жить нельзя, это я вам как врач говорю, но если живем — надо соблюдать какие-то конвенции. Вот с ней не соблюли эти конвенции, и она теперь не понимает, как можно существовать вообще, когда — ну что я вам объясняю… (Он видел, что отец не понимает: человек действия, привык, что из любой ситуации есть конкретный выход, а если нет, надо доплатить.) Я вам предлагаю больше по клиникам ее не таскать, только хуже сделаете. Она вся сейчас без кожи и не желает ею обрастать. Это случай не медицинский.
— Может быть, гипноз? — невпопад спросил отец.
— Поймите, тут никто посторонний ничего не сделает, — с тоской произнес Дымарский. — Это она, она сама себя должна загипнотизировать. Как гипнотизируем мы, вы, я, любой на улице встречный идиот. Каждый с утра, в первую минуту пробуждения, чувствуя, так сказать, бремя мира, внушает себе, что жизнь приемлема. У нее сломался клапан, который за это отвечает. Он может заработать, пробуйте возить, развлекать, ни в коем случае не навязываться, потом, может быть, вернется интерес к учебе, интеллект не поврежден, годы ее позволяют надеяться, восемнадцать лет… Я буду приходить, наблюдать, телефон у вас есть, звоните в любое время, но от лечения, честно вам скажу, лучше воздержаться.
Источник
Юля Блюхер
1.
Сначала была клиника неврозов, потом центр Морозова, потом опять клиника, уже другая, и все говорили: нормально, легкий случай, затем держали три недели, пожимали плечами и выписывали. Все было нормально, ела, пила, разговаривала, но не могла работать, не умела заставить себя по утрам встать с постели и сварить кофе, а по ночам сплошные слезы, никогда бы не смогла поверить, что в одном человеке может быть столько слез. Дело было уже не в Черныше и не в аборте. Что-то такое из нее вынули, без чего человек перестает держаться. Она со всей возможной доходчивостью объясняла это отцу, брату, профессору Дымарскому, молодому и славному человеку, перед которым ощущалось даже нечто вроде вины: десятый час вечера, домой давно пора – нет, он сидит с ней и ведет разговоры. Дымарский уверял, что поступает так из чистого эгоизма: твой случай, говорил он, войдет в историю. Ведь ты здорова. Ты самый здоровый человек в районе, а не только в клинике. Я могу заколоть тебя препаратами до полной обезлички, ты будешь, как Самсонова, видела Самсонову? – кивает – нет, не кивай, ответь словами: видела? Хочешь, как она? Никакой депрессии, очень довольная, имя только забывает, а так полный о’кей. Между прочим, домашние уже на все согласны. Но я-то вижу. Я вижу, что ты абсолютно в себе, не надо мне косить под психическую, я психических повидал. Была бы ты парнем, я понял бы, классический случай, армия впереди. Но тебе не грозит армия, от тебя требуется только собраться, это как в детстве перестать плакать, хотя хочется хныкать еще. Один раз глубоко вдохнула и пошла жить, Господи, люди теряли детей, родителей, проходили через Освенцим, что я тебе рассказываю, ты все знаешь, это позорная распущенность, в конце-то концов! Как было объяснить Дымарскому, что Освенцим не утешает, наоборот. Прежде ужас мира можно было переносить, хотя он торчал отовсюду: жалко было выброшенную газету, которая не успела все рассказать, сломанную ветку, не говоря уже про облезлую елку, которую она в марте, в первом классе, нашла на свалке и пыталась воткнуть в землю. Земля же влажная, вдруг приживется. Жаль было всех, всегда, но была какая-то защита. Теперь пробили дыру, и вся та влага, которая обволакивала душу, как околоплодные воды, весь этот защитный слой, который был как желточный мешок у малька, – все вытекло, и защита лопнула, и нечем залатать. Хорошо, говорил Дымарский, хотя она ничего не говорила. Допустим, это я понял. Прости, ляпнул сдуру. Конечно, не утешает и ничего не дает. Но вообразим невообразимое – заметь, я с тобой откровенен вполне, постарайся и ты так же. Хоть я-то тебе не кажусь монстром? Нет, вы не кажетесь. Отлично, тогда вообразим, что он вернулся. Это что-нибудь изменит? Он был готов к любой реакции – слезы, гнев, – но она только улыбнулась: нет, что вы, что вы, что вы. Это все равно как – она не подобрала сравнения, но он понял: все равно как предлагать вернуть Елену на пятый год Троянской войны или Судеты в разгар Сталинградской битвы. Поздно уже, какие Судеты.
Ну вот что, сказал Дымарский отцу. Я вам советую сейчас не кипешиться и набраться терпения. Если честно, скорей уж вы мой пациент, чем она. Вам я могу помочь, а ей нет. Можно внушить человеку, что жизнь переносима, и подкрепить это таблеткой, но нет такой таблетки, которая объяснит, зачем она вообще нужна. Мы все, если угодно, ходим по тонкому льду, но этого не помним, а она вспомнила, причем после первой же трещины. На самом деле жить нельзя, это я вам как врач говорю, но если живем – надо соблюдать какие-то конвенции. Вот с ней не соблюли эти конвенции, и она теперь не понимает, как можно существовать вообще, когда – ну что я вам объясняю… (Он видел, что отец не понимает: человек действия, привык, что из любой ситуации есть конкретный выход, а если нет, надо доплатить.) Я вам предлагаю больше по клиникам ее не таскать, только хуже сделаете. Она вся сейчас без кожи и не желает ею обрастать. Это случай не медицинский.
– Может быть, гипноз? – невпопад спросил отец.
– Поймите, тут никто посторонний ничего не сделает, – с тоской произнес Дымарский. – Это она, она сама себя должна загипнотизировать. Как гипнотизируем мы, вы, я, любой на улице встречный идиот. Каждый с утра, в первую минуту пробуждения, чувствуя, так сказать, бремя мира, внушает себе, что жизнь приемлема. У нее сломался клапан, который за это отвечает. Он может заработать, пробуйте возить, развлекать, ни в коем случае не навязываться, потом, может быть, вернется интерес к учебе, интеллект не поврежден, годы ее позволяют надеяться – восемнадцать лет… Я буду приходить, наблюдать, телефон у вас есть, звоните в любое время, но от лечения, честно вам скажу, лучше воздержаться.
Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала.
Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.
Хотите стать участником?
Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста,
авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.
Источник
Пёстрое лоскутное одеяло. С бору по сосенке. Что есть в печи, на стол мечи. Вот и вымел, вытряхнул всякое. Не пропадать же добру.
Грубо, условно, на пальцах, с множеством оговорок и извинений, но новеллистов можно разделить на стилистов и сюжетников. Первые озабочены преимущественно тканью повествования, которая, будучи верно сотканной, становится почти самодостаточной. Ею упьётся эстетствующий читатель, и ничего уже более не захочет.
Вторых интересует лишь сюжетная линия, либо же, таких мало, хотели-да-не-могут – слогом не вышли, вот и приходится сюжетничать. Зато читателей несравнимо больше набегает. Эстетствующей публики в природе мало, всё больше за похождениями следит.
В свою очередь, сюжетники делятся на квадратно-гнездовых и концовочников. Сила последних – в неожиданном парадоксальном финале. Это когда «не рассказывай, чем кончилось, – неинтересно будет». О’Генри помните?
Сборник удивил странноватой особенностью ряда рассказов. Сидит себе автор вполне эстетский рассказик дописывает, вязкий, фактурный, атмосферный. Казалось бы, чего ещё надо? — в конце тихонечко точку поставь, не спугни, не сдуй ненароком опиумной дымки.
Ан нет, ретивый стилист не может жить без неожиданной парадоксальной концовки и зачем-то приклеивает свиной хвостик к тушке манерной золотой рыбки. А концовка эта всё портит, переводя сочинение из категории стилистических изысков в разряд анекдотов. Причём неожиданные концовки таковыми, как правило, не являются, решительно ничем давно уже обо всём догадавшегося читателя не удивляя.
Собственно, рассказы. Пройдёмся галопом.
Синдром Черныша. Хорошо выписанная, болезненно-депрессивная интеллигентская история с концовкой… от рассказа Роберта Шекли «Запах мысли».
Христос. Школьная трепетная стыдоба. Особенно концовка (опять она!). Литкружок Дома пионеров. Такого обычно потом стесняются, заливаясь краской и стараясь никому никогда не показывать.
Прощай, кукушка. Яркий, выпуклый и с моей точки зрения очень точный (сам его именно таким и вижу) психологический портрет героя – сразу понятно, кого. Поэтому раскрытие в конце, с помпой и треском, инкогнито кажется, по меньшей мере, странным. И так ведь ясно было о ком речь.
Маршрут. Конспирологический монолог мальчишки-параноика, который читателю предложено принимать за чистую монету. Автор, как и прежде, наивно убеждён, что раскроет все карты только в финале, а до того никто ни о чём не догадается.
Киллер. Совсем скверный по слогу анекдот со всё той же «непредсказуемой» развязкой. Но тут уже типа «прикол». Стоит заметить, что стилистического единообразия у борзописца не наблюдается. Пробует себя решительно во всём без всякой брезгливости.
Экзорцист. Милая лёгкая юмореска на литературную тему. Хороша для чтения с эстрады в передаче «Вокруг смеха».
Обходчик. Уютная, политизированная, формально фантастическая притча категории «Списанных» или «Эвакуатора». Хорошая проза.
Проводник. История из песни Пьехи «Город детства», в который таки можно купить билет. Потому история и мрачная. Брэдбери вам в помощь. Или Алёна Званцова.
Миледи. Пьеса в форме рассказа. Купе поезда, дама и три её кавалера, выясняющие отношения с битьём посуды, психологическим стриптизом и неожиданной концовкой. Дюрренматт и Пристли Мценского уезда. Причём с постмодернистским самостёбом. Пьеса употребима как одноактная антреприза, с коей можно чесать по городам и весям.
Девочка со спичками даёт прикурить. Ещё одна стыдно-престыдная стыдоба, которой стыдиться не перестыдиться. Это, граждане, остро социальный, бичующий все язвы памфлет, высмеивающий подлость верхов и мерзость бомонда, с узнаваемыми именами и фамилиями. Журнал «Крокодил» на том свете плачет от зависти крупными горючими слезами.
Предмет. Снова жирная клякса. Неуклюжая советская как бы фантастика или как бы приключения шутливо-иронической разновидности, но непременно с глубокой глубиной и чугунными намёками. Литература для детей и юношества. Ветхозаветные школьники нашли бы в ней «смыслы» и получили бы удовольствие от картонного остроумия.
Подлинная история Маатской обители. Осмысление арабо-израильского цивилизационного конфликта в форме терминологического лукавства – евреи, арабы, Израиль названы другими именами с получением на выходе абстрактной модели с подтекстом (ну ни в жисть не догадаться). Маяковский назвал бы такое глубокой философией на мелких местах, так как единственный минус авторских рассуждений в их избыточной очевидности. Раздражает ещё и манера письма, характерная для советской фантастики.
Лето в городе. Крепкий, как член Союза писателей, привычно-литературный рассказ о короткой любви, являющийся точным сюжетным переложением известного всей стране четверостишия:
Я вспоминаю, тебя вспоминаю,
Та pадость шальная взошла как заpя,
Летящей походкой ты вышла из мая
И скpылась из глаз в пелене янваpя.
Мужской вагон. Едкое обличение окружающих лирического героя, сиречь самого писателя, недочеловеков, как сказали бы теперь – ватников, и режима в целом, который на таких вот недоумках только и держится. Другими словами, «дабы вонючие мужики».
Битки «Толстовец». Остроумная сюжетная поделка с той самой неожиданной концовкой, но в данном случае и вправду неожиданной. Как и Миледи, короткая пьеса в виде рассказа. Тоже купе, конкурирующие любовники, предмет обожания. Скорее всего, оба рассказа – из железнодорожного цикла, о котором слышал, но читать вряд ли буду.
Поймал себя на нежелании читать дальше. Держусь. Кстати, странная у него оценка возраста: «девушка лет двадцати двух» или в другом месте – «девушка лет семнадцати». Бывает девушка лет двадцати или двадцати пяти, но девушка лет двадцати двух выглядит странно. 20, 25, 30, 35, 40 и т.д. – маяки в море неопределённости, круглые даты, около которых можно плавать. Но 22 или 17 – координаты точные.
Зато порадовал «мелкий деловар». Славный термин, надо запомнить.
Убийство в восточном экспрессе. Весёлое поначалу издевательство над провинциальным ажиотажем, вызванным разного рода Кастанедами, Борхесами, Кортасарами, Коэльями и Перес-Ревертами (надо бы строчными, но как-то рука не поднимается), самими фигурантами и всеми причастными к индустрии идиотизма, которое не могу не приветствовать, перерастает в просто-так-ерунду.
Всё тот же железнодорожный цикл.
Работа над ошибками. Всё тот же железнодорожный цикл. Криминальная драма с «неожиданным» финалом, в котором не сомневаешься с самого начала. Опять короткая пьеса в виде рассказа: всё то же купе и конкурирующие любовники. Не надоело?
Можарово. Вновь железка, но неожиданно сильная, невзирая на страшную обличительную актуальность. Даже благодаря ей. Идея Замкадья, остроумно решённая и доведённая до логического абсолюта. Блестящий ход.
Отпуск. Опять купейная, на этот раз загробно-мелодраматическая фантазия. Загробье вообще моя слабость. Не исключено, что именно отсюда Званцова и слямзила один из сюжетных ходов «Небесного суда». Понравилось – «…в такие минуты кажется, что Бог тоже толстый и тоже спит».
Ангарская история. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Искромётное постмодернистское зубоскальство. Способ занять сознание.
Чудь. Да-да, опять железная дорога. И осточертевшие уже апокалипсические видения сочинителя. Очередной маленький «Эвакуатор». Что ж его так слабило-то в период написания? Медвежья болезнь. Хорошо хоть финал открытый.
Инструкция. Надо думать, последний опус из заказанного «Саквояжем СВ» цикла. Придумывать что-то было уже решительно невозможно – от паровозов тошнило желчью. Вот и выкрутился, доведя количество текстов до оговоренного в контракте, ничем уже не маскируя формальной дуристики самого последнего, пальцем деланного.
Борзописец не напрягается настолько, что с безапелляционным видом метёт совершеннейшую пургу, не удосужившись хотя бы в интернет глянуть.
«…Вы не скажете, если у нас сейчас одиннадцать часов, то сколько в Китае?
Если сосед задумается, то он инфицирован. Китай большой, в нём восемь часовых поясов».
Во-первых, не восемь, а пять. Во-вторых, и те отменили. Постановлением партии и правительства в Китае давно уже один часовой пояс – китайский.
А почему вдруг восемь? Так, сказал же: пальцем на коленке писано. Слышал, небось, звон, что часовых поясов в Китае, дескать, «..по 9-й восточный» насчитывалось, да лень наводить справки. Халтурка же, чего напрягаться?
Другая опера. Смешное до слёз, едкое злопыхательство, к счастью, никак не связанное с железной дорогой.
Всё, рассказы кончились, дальше пьесы, а пьес я читать не умею – только смотреть.
В сухом остатке: Прощай, кукушка, Обходчик, Проводник, Лето в городе, Можарово, Отпуск. И то не по гамбургскому счёту. По гамбургскому, может, только Можарово и останется.
Поначалу думалось, рассказы выстроены в порядке написания. Казалось, это многое бы прояснило. Ранние – слабые, сильные – зрелые. Увы. Поздние, если они поздние, тоже какие угодно. Упражнения руки.
И главная незадача: неясно чего от сочинителя ждать? В плане оправдания ожиданий. Ждётся же чего-то большого, продирающего, гусиной кожи, оцепенения, мрачного колдовства, как от некоторых его романов, скорее даже, эпизодов этих романов.
А ждал бы переливчатой дребедени – остался бы сыт и доволен, сладко подрёмывал бы сейчас на диванчике. То есть дело совсем не в щелкопёре и бумагомараке, а в требовательном не по адресу мне.
Его рассказы можно с удовольствием не читать. Или читать. Или забыть. Или зачем-то помнить. Он неровный, всякий, никакой. Его нет.
Поэтому в пору перефразировать райкинское: ты, Дима, в состоянии новеллистом не быть. И читатель в состоянии тебя не читать. Ну, зачем ему, скажите на милость, портить послевкусие от «Остромова»?
Источник