Синдром брошенного ребенка в психологии

Синдром брошенного ребенка в психологии thumbnail

Брошенный ребенок стоит у окна

Каждый маленький ребёнок нуждается в безусловной родительской любви, а также постоянной опеке, заботе и защите. В большинстве нормальных семей так и происходит: родители любят своего малыша и оберегают его от любых жизненных неприятностей. Но, к сожалению, не все родители хорошо выполняют свои родительские функции. Например, в асоциальных семьях, где мать и отец пьют или употребляют наркотики, дети очень страдают от отсутствия заботы, часто бывают вынуждены бороться за выживание и самостоятельно преодолевать тяжелые жизненные проблемы.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-1988978294092243″
data-ad-slot=»2944866122″>

Впрочем, и в нормальных семьях далеко не всегда ребёнок получает от родителей столько внимания, сколько нужно. Бывают и отцы, и матери, которые настолько заняты работой и карьерой, что собственных детей почти не замечают. В результате ребёнок чувствует себя ненужным, беззащитным и получает тяжелейшую психологическую травму, под влиянием которой у него формируется так называемый комплекс или синдром брошенного ребёнка.

Варианты проявления комплекса во взрослой жизни

Данная проблема сопровождает человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте, и выражается в виде тяжёлых нарушений эмоциональной сферы. Человек, страдающий комплексом брошенного ребёнка, эмоционально закрыт от других людей, никому не доверяет и видит окружающий мир враждебным и неприветливым. Он не верит в то, что кто-то может его по-настоящему любить, а поэтому его отношения с окружающими людьми складываются очень непросто. В зависимости от того, насколько силён дух у такого человека, и есть ли у него сила воли, проявление синдрома возможно в двух вариантах.

Первый вариант Если это человек волевой, и если жизненные обстоятельства позволили ему выбиться в люди, комплекс может сделать его жестоким, бесчувственным и недоверчивым. Такой человек никого не пускает в душу, а надеется только на себя и на свои силы. В работе и в карьере он может достигнуть многого, так как движется к успеху напролом. Он никогда не позволяет себе быть слабым, но каких бы он высот не достиг, в душе у него постоянно живёт пережитый в детстве страх перед собственной беспомощностью. В любви и в браке закомплексованный человек держит партнёра на большой психологической дистанции и пытается доминировать. Настоящих, глубоких чувств он боится и избегает, поэтому отталкивает потенциальных брачных партнёров своей холодностью и жесткостью. Второй вариант Если воли маловато, и если жизнь сложилась не очень хорошо, то под влиянием синдрома брошенного ребёнка, человек может сломаться психологически. В худшем случае, пытаясь убежать от действительности и избавиться от внутренних страхов, он становится алкоголиком или наркоманом. В личных отношениях проявляются болезненная привязчивость и навязчивость, которые являются следствием сильнейшего страха перед одиночеством и никому ненужностью.

Как видим, что первый, что второй вариант чреваты для человека серьёзными жизненными проблемами. Поэтому от этого комплекса обязательно нужно избавиться. Обратиться за психологической помощью к опытному психологу — самый правильный вариант в подобной ситуации. Но, к сожалению, не у всех есть деньги и время, чтобы ходить по психологам. Впрочем, с этой задачей, при желании и старании, можно избавиться и самостоятельно.

Психологические рекомендации для работы над собой

  • Поверьте в то, что мир относится к вам дружественно, а не враждебно. Жизнь прекрасна — и чем быстрее вы сумеете почувствовать это и переключиться с негативного восприятия действительности на позитивное, тем легче вам будет жить.
  • Научитесь доверять людям. Если ваши родители оказались не очень хорошими людьми, которые вас часто оставляли одного, это вовсе не означает, что все люди плохие. Поймите, что вокруг вас есть много замечательных людей, которые стоят того, чтобы с ними дружить, и на которых можно положиться в трудную минуту.
  • Полюбите себя. Очень часто дети, которых недолюбили родители, страдают от низкой самооценки и нелюбви к себе. Научитесь любить и принимать себя — в интернете можно найти много тренингов, которые помогут вам этому научиться.
  • Позвольте себе любить и быть любимыми. Не бойтесь любви и поверьте в то, что на свете есть предназначенный вам человек, который вас не бросит и не предаст, и рядом с которым вы сможете стать по-настоящему счастливыми.

Источник

Автор фото: Дмитрий Быков

Брошенность – для нас это ощущение человека, с которым в одностороннем порядке прекратили общаться. При этом тот, кто бросил, не дал совершиться процедуре расставания. Он попросту исчез. Он не сказал: «Ты был для меня важен», или «Мне было слишком трудно рядом с тобой», не поблагодарил, не выразил ни чувства, никакого отношения, а просто вышел из контакта.

Тем самым, он своей властью поместил человека, будь то ребёнок, муж, друг, любовник или партнер, в объектную позицию, то есть, обошёлся с ним, как с вещью. Человек из субъекта стал объектом, и у него нет никакой, кажется, власти, вернуть себе субъектность, вернуть активность в этом значимом для него взаимодействии. Он должен просто подчиниться и примириться, в каком-то смысле согласиться стать «никем».

В нашем терапевтическом опыте брошенность оставляет брошенному очень небольшой репертуар действий. Он может тосковать. Бессильно гневаться. Сожалеть. Винить себя за ошибки. Или, если он наберётся смелости, то эта смелость будет направлена в сторону бросившего. То есть, не на то, чтобы пойти познакомиться с новым человеком. А на то, чтобы послать гневную, извиняющуюся или умоляющую смс-ку вот тому, бросившему человеку. Писать ему письма, звонить (и не дозваниваться), бесконечно разговаривать с ним внутри себя.

Читайте также:  Интенсивной терапии при остром коронарном синдроме

То есть, брошенный очень сфокусирован на бросившем. Ему посвящены достижения. Он виноват в неудачах. В конце концов, именно ему нужно отомстить и доказать. Это изматывающее состояние. Человек как будто принуждён посвящать все свои действия бросившему. У него нет свободы развернуться в сторону других людей, какое-то (иногда долгое!) время он бессилен построить новые отношения, в которых ему комфортно. Травмированный брошенностью, он теряет живость и жизненность. Как происходит это травмирование, и как мы можем ему помочь?

На наш взгляд, пик травмы человек переживает именно когда случается это «опредмечивание». Как это происходит? Один заявляет, что больше не собирается общаться, он произносит заготовленный текст, не слушая ответ, эффектно проходит по комнате, выходит и хлопает дверью. При этом, второй человек в этот момент становится предметом, или публикой, которая не имеет возможности вмешаться в происходящее. В этот момент и идёт травмирование.

Один человек «привязывает» к себе другого, при этом действует механизм незавершённого действия. Бросивший завершил то, что хотел. А брошенный не завершил, и принуждён оставаться с этим. Его попытки завершить свои процессы в одиночку не работают, потому что процессы эти были про двоих людей.

Сложность ещё и в том, что когда человек бросает, происходит какое-то его обожествление, или демонизация, то есть, в глазах брошенного он наделяется чертами всемогущества, становится нуминозным персонажем. Как мне быть с человеком, на которого я вообще никак не могу повлиять? А он на меня может. Потому что он двигается, он вызывает у меня впечатления, чувства. А вдруг он захочет ко мне обратиться? И тогда он на меня повлияет. А я на него не могу повлиять в ответ. Это нерешаемая задачка. Мозг не может это вместить.

В терапии нам важно помочь брошенному восстановить свою свободу и активность, способность мысленно (а иногда и реально) вернуться во взаимодействие с бросающим. Потребовать и получить от него признание своей значимости в отношениях, хотя бы и уже завершающихся. Вернуть себе контакт со своими потребностями. Вернуть себе силу признавать свою правду в отношениях, свою правоту, и на этой основе завершить, а точнее – совершить, наконец, действие расставания.

И для этого самая подходящая техника в психодраматическом ключе – это ролевая работа, когда мы ставим роль бросившего человека и позволяем клиенту вернуться в диалог с бросившим. Путём активной смены ролей и активного дублирования мы даём место пропущенным чувствам и событиям. Человек может высказать несказанные слова, услышать отклик. Важно, что он может понять необъявленный мотив поведения бросающего. Это возвращает способность чувствовать и мыслить, оживляет брошенного. Но также оживляет и образ бросившего, то есть, разблокирует эту демоничность в сторону человеческого, делает бросившего вместо всемогущей нуминозной силы — обычным человеком. Эта фигура перестаёт гипнотизировать брошенного.

С точки зрения гештальт-терапевта, центром любой работы является восстановление контакта. Важно восстановить осознанность клиента, разблокировать его телесную, эмоциональную и интеллектуальную активность. Мы делаем это, позволяя ему опереться на нормы справедливости, честности, нормы человеческих отношений. К этому хочется добавить такую норму, как просто право на жизнь.

Важно, чтобы терапевт самим фактом своего присутствия и тем, что он видит человека в его интенциях и потребностях, помог ему преодолеть остановку, блок, который возник в его активности в момент, когда его бросали. Если в процессе терапии нам удастся поддержать человека в его правах, то он находит форму, чтобы позволить себе жить в контакте с миром.

Интересна вторая сторона пары в этом взаимодействии. У бросающего тоже может быть своя травма. Скорее всего, не такой интенсивности, потому что бросающий сохранил активность, но всё равно это травмирующее состояние. Это может быть неловкость от того, что его собственные этические принципы были нарушены. Может быть чувство вины. Страх, что ты нанёс вред. Стыд.

И воспоминания эти сохраняются иногда годами, десятилетиями. У бросающего часто наблюдается некая зона бессилия вокруг фигуры брошенного. Если он достаточно силён в том, чтобы не вступать с ним в контакт, то он бессилен, если всё-таки случайно вступает в этот контакт. При встрече он может испытывать неловкость, стыд, вину, замешательство, бессильную злость, и даже то же самое чувство брошенности. Потому что бросающий также в полной мере не имеет возможности полностью завершить свои отношения с другим, ведь для расставания, как мы уже говорили, требуется другой человек.

Важное наблюдение: довольно частым мотивом к бросанию является страх самому быть брошенным. Бросающий нередко был травмирован ранее. И он бросает первым, чтобы снова не оказаться в такой ситуации. Он может пойти на этот шаг не из мотива «уничтожения» другого, а из желания сохранить хоть какую-то энергию, выйти из контакта хоть в какой-то степени не разрушенным. Так что на практике работа с «травмой бросающего» часто оборачивается предварительной работой с травмой брошенного.

Эту статью мы написали и для коллег, и для клиентов, потому что мы все люди, и мы не застрахованы от того, чтобы получить этот печальный опыт быть брошенным. Мы задумались о том, что мы можем порекомендовать в качестве средства самопомощи для таких моментов, когда вы брошены, и вам не с кем разделить свои переживания.

Нам кажется, лучшее, что можно сделать для себя в такие моменты – это подумать о своих ценностях. Что есть такого в вашей жизни, что вы никогда не бросите. Ваших любимых людей, ваши любимые занятия, ваши интересы. Чему вы останетесь преданы, несмотря ни на что. И это будет значить, что вы не бросите самого себя.

Читайте также:  Синдром короткой кишки синдром мальабсорбции

Источник

Покинутость это состояние, в котором мы чувствуем себя одинокими, печальными и несчастными. 

Это чувство может возникать когда есть реальная  ситуация покинутости- расставание с партнером, смерть близких, отъезд из дома, или дети начинают жить отдельно, когда мы хотим с кем-то общаться, а с нами не хотят, при неудачах, после завершения каких-то проектов (окончанив школы, института) или в семье появился младший брат или сестра и вам меньше уделяют внимания, и т.п.

Но бывает и так, что люди чувствуют себя брошенными, когда для этого нет видимого повода. Одно из объяснений такого чувства это покинутость в раннем детстве. 

Одной из гипотез регрессивной терапии является утверждение, что для дальнейшего развития, душа сама выбирает себе такие условия рождения, чтобы выучить новые уроки и завершить незавершенные дела в прошлых жизнях. Таким образом если ребенок родился в семье , где есть эмоциональное и. или физическое покидание, то этой душе именно это и надо, в таких жизненных обстоятельствах, как это ни печально есть смысл.  значит в одой из реинкарнаций эта душа была в теле человека, который покидал или его покидали и в той жизни он не справился с ситуацией. В этой жизни нужно стать более свободной личностью. Вспомнить прошлое, какое бы они ни было, принять его как часть истории своей жизни, разотождествиться с прошлым и жить дальше. Это конечная цель в терапии любого комплекса в том числе и комплекса брошенности.

Большинство людей не осознают связи чувства покинутости в взрослом возрасте с переживанием покинутости в детстве.  Для проработки комплекса покинутости или брошенности нужно распознавать его проявления. 

Характерные особенности проявления комплекса брошенности.

Было покидание в прошлой или в настоящей жизни, неважно, симптомы покинутости у всех примерно одинаковые и проявляются в различных сочетаниях. Термин Комплекс обозначает совокупность признаков, которые могут проявляться вместе или по отдельности, причем наличие одного проявления, говорит о том, что есть и другие симптомы но, в скрытой форме. 

Поведение, о котором я расскажу- защитное поведение ,как пластырь на открытой ране.

1.Рядом со страдающим симптомом покинутости обязательно оказываются люди, которые постоянно будут Покидать. Любовный треугольник- один их примеров. Доза брошенности гарантирована в течение долгого времени. Или другой пример: Мужчина 40 года, запрос в терапии-депрессия, потеря жизненной энергии. Предприниматель, есть жена, ребенок. Внешне все хорошо. По его мнению, главные причины его беспокойства в том, что его партнеры по бизнесу не платят вовремя, он вынужден ждать платежи и из-за отсутствия средств не может расплатиться со своими сотрудниками, которые выполняли работу заказчика. В детстве клиент мало видел родителей. Оба родителя постоянно были на работе. Летом на все три месяца отправляли его в лагеря. Он с улыбкой рассказывает о своих приключениях в лагерях, как он налаживал отношения. Т.е налицо ситуация брошенности. Его бросают и он бросает. мы понимаем, что он компульсивно находит себе партнеров, которые не платят (не любят), что он постоянно кому-то должен, ждет, подстраивается под других.  Это то же, что происходило с ним в детстве, только с другими действующими лицами.

2. Страх разлуки. В детстве, когда ребенка например отдавали в детский сад и мать и ребенок тяжело переживали расставания. Став взрослым человек как бы дает себе зарок никогда ни с кем не ссориться, не расставаться. Например стать незаменимым на работе, сделать зависимыми от себя ребенка или близких.

3. Соблазнять как можно больше представителей противоположного пола, чтобы ощущать себя желанным. Пример «Казанова». Фильм Дон Жуан де Марко 1995 г.

4. Жажда любви и внимания, привлечение его различными способами.

5. Бросить первым. Бросающий бросает первым бессознательно, потому что боль от травмы покидания настолько сильна, что он либо избегает повторения ситуации брошенности, либо проецирует свою боль на бросаемого. 

6. крайняя чувствительность к любому отказу или потере

Насколько возможно, он приспосабливается к ожиданиям других, избегает ситуаций, где бы он переживал отказ или непринятость.

7. Символический возврат потерянного: он пытается как бы вернуть любовь, стараясь услужить другим людям , забывая о себе, или на другом полюсе — чрезмерно потребление: приобретать вещи, переедать, все, что он «потерял» или недополучил в детстве. Как будто хочет заполнить дыру. Сказка о рыбаке и рыбке. Золотая рыбка не смогла утолить жажду старухи.

8. не способность  осознавать свою самоценность, развиваться и становиться самостоятельным. Другие могут, а у меня не получается.

10. Тенденция к отстранению. Люди с нарушенной способностью любить себя отстраняются от окружающих и склонны к затворничеству (нет подруг). 

11. Отказ от своих чувств-типичный пример поведения брошенности. 

Покинутость может быть в «хороших» семьях, когда ребенка физически не покидают, а наоборот «воспитывают». Т.е. воспитывают в соответствии со своими идеалами, а чувства ребенка в расчет не принимаются «мама лучше знает». Это эмоциональное покидание. Когда чувства ребенка не замечают или не принимают, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным.Это закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств, неуверенность в том, что они нужны и что они у него есть. Брошенные дети в раннем возрасте научились игнорировать свои чувства. Если в семье какие-то чувства не принимаются, то ребенок также отказывается от этих чувств.

Читайте также:  Паллиативная помощь при болевом синдроме

Пример: клиентка 33 года не замужем, без работы, с ощущением, что она хуже других. Эпизод из детства, демонстрирующий эмоциональное покидание: когда ей было 5 лет, папа очень хотел, чтобы она занималась гимнастикой и ее отдали в гимнастическую секцию. У нее плохо получалось по сравнению с другими девочками. В ту же секцию ходили девочки очень способные к гимнастике и на их фоне она была особенно неуклюжа. Тренер ее ругал, но отец настойчиво водил ее в секцию, до тех пор , пока ее оттуда не выгнали.  

У клиентки сформировалось ощущение себя как некрасивой, неспособной девушки, хуже других и у нее нет подруг, или есть такие «подруги», которые сами не выражают желание дружить с ней. Объективно, она привлекательная, умная женщина.

  • Это и есть отказ от себя, от признания своей ценности как личности.

Она прошла у меня три регрессии, в первых двух были трагические события оставленности, в третьей все более спокойно.

12. Не чувствуют свои чувства и чувства  других

13. интеллектуализация и рационализация -стереотипное поведение

  • При отказе от своих чувств развивается рациональность , интеллект, ориентация на общепринятые ценности. С помощью этого механизма функционирования, они вытесняют болезненные ситуации.

Пример: Клиентка 57 лет. Запрос- хочу анализировать себя. Анализирует свои  сны, свои мысли,  слова и словосочетания, которые возникают в ассоциациях на образы, но ни слова про чувства, у нее все хорошо, она анализирует свои мысли. 

В контрпереносе я чувствую подавленность, страх сказать хоть слово про чувства. Это то, что она скрывает за интеллектуальными изысками. Практикующим регрессологам рекомендую особенно обращать внимание на свои чувства и ощущения при работе с клиентом.  То, что вы чувствуете это неприятные чувства клиента. И это помогает больше понимать клиента.

14. Наличие гнева неадекватного ситуации. Даже ярость с возмущением. Гнев также можно рассматривать как плач по близости. 

Ярость имеет причиной оскорбление величия-грандиозности. Грандиозность можно рассматривать как защиту от депрессии.

Боль от брошенности, которую он пережил в детстве перестает осознаваться, но жажда утверждения себя осталась, так формируется грандиозность .

15. Депрессия, еще один симптом брошенности. Чувства подавленности, печали, уныния, безжизненности. С помощью депрессии неконтролируемый гнев держится под контролем, нет соприкосновения с другими неприятными чувствами. Депрессия свидетельствует о снижении самоценности. Нарушение самоценности в результате утраты матери. Утрата связей. 

15. Психосоматическое заболевания-Подавленный гнев может не осознаваться и проявляться в виде головной боли или психосоматических заболеваний. Гнев направляется внутрь. 

16. Фантазии о рае: ребенок нуждается в любящей матери и принимает ее безусловную любовь. Для взрослого невозможно найти такого человека, который одарил бы его безусловной любовью.Тем не менее эта жажда безусловной любви не уходит и становится бессознательной побудительной силой фантазий о рае. Фильм Великий Гэтсби с Леонардо ди Каприо. 

17. Амнезия детства . Забывание помогает оградиться от боли прошлого. 

18. страх клиента быть обманутым аналитиком.

 возникает в результате несовпадения матери и ребенка. Нарушение причинено кем-то, обманувшим и покинувшем его. 

Вот некоторые признаки поведения, по которым можно распознать проявление комплекса брошенности. С его помощью человек адаптируется и живет достаточно комфортно, но это состояние неустойчиво. Во взрослом возрасте комплекс активируется в реальных ситуациях брошенности  или нестандартных ситуациях.

Как формируется?

В понятии Дональда Винникота, быть брошенным означает покинутость до установления близости. 

Для выживания человеку необходимо чувствовать безопасность. Если потребности ребенка не удовлетворяются в достаточной мере, он вынужден отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, уменьшает их. Если ребенок слишком сильно приспосабливается, то он подавляет свою витальность. Так формируется ложное Я. И ложное Я скрывает истинное Я, и в конце концов оказывается, что истинное Я  может выражать себя только через ложное. Т.е. происходит отказ от себя-самоотчуждение. В норме ложное Я помогает адаптироваться в обществе: быть вежливым, сдержанным, учиться, работать, налаживать связи с окружающим, строить семью и т.п. Ложное Я имеет защитную природу.

Для понимания природы формирования истинного и ложного Я, нужно рассматривать ребенка вместе с матерью. «достаточно хорошая мать», Это мать, которая отвечает на всемогущество ребенка и в некотором смысле придает значение детскому всемогуществу. Ребенок принимает внешний мир как дружелюбный и постепенно отказывается от всемогущества. Истинное Я  с слабой психике младенца, начинает жить и развиваться, с опорой на силу, которая исходит от подтверждения его всемогущества.

Мать, не являющаяся достаточно хорошей, не способна сделать эффективным всемогущество ребенка и замещает уход подчинением поведения ребенка своей воле. Это первый шаг формирования ложного Я.

Под влиянием брошенности развиваются нарциссические, депрессивные и маниакальные, мазохистические характеры.

Как лечить? 

К каждому типу организации личности нужно применять соответствующие подходы. Но в общем каждому клиенту необходимо психологически воссоздать и восполнить развитие в детстве. Высвободить ощущения тоски, потребностей, печали, отчаяния от покинутости, хронической фрустрации, боли, помочь клиенту идентифицировать эти чувства и проживать. Соединить чувства в настоящем с подавленными чувствами в детстве . Проработать чувство ярости от покинутости. Соединить с чувством любви к объекту привязанности. Укрепить в ассертивности, агрессивности, независимости.   

Заключение

В своем докладе я ввела понятие брошенности, описала некоторые характерные проявления синдрома брошенности, источники возникновения и некоторые терапевтические цели.

Источник