Синдром авторитарной личности т адорно

Синдром авторитарной личности т адорно thumbnail
В этой статье описываются психологические черты авторитаризма. По форме правления, который носит то же имя, см. Авторитаризм

Теория авторитарной личности разработана психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик (англ.)русск., Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом (англ.)русск., а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно[1]. Свои взгляды на феномен авторитарной личности они изложили в книге 1950 года с одноимённым названием (англ.)русск.. Тип личности определяется девятью признаками, которые, как полагают авторы, связаны в общий пучок черт личности, образующихся в результате психодинамического детского опыта. Это следующие признаки: конвенционализм, авторитарные представления, авторитарная агрессия, антиинтроцепция, суеверия и стереотипы, власть и «твердость», разрушительность и цинизм, проекция и преувеличенная сексуальная озабоченность (сексуальные репрессии). Короче говоря, авторитарный — значит предрасположенный следовать диктату сильных лидеров и традиций, общепринятых ценностей.

Авторы теории авторитарной личности, эмигрировавшие из Европы во время Второй мировой войны, заинтересовались изучением антисемитизма. Они набирали волонтеров для анкетирования. Среди волонтеров отобрали людей с наиболее и наименее выраженными антисемитскими взглядами, результаты тех, кто был в середине, отбрасывали. Затем они противопоставили эти две группы, создав F-шкалу (F означает «фашизм»), которая определяла основные черты авторитарной личности.

В последнее время Джон Дин использовал теорию (а также исследования Роберта Альтемайера (англ.)русск.) для анализа современной политической обстановки, в своей книге «Консерваторы без совести».

Психоаналитические аспекты[править | править код]

Адорно и его коллеги считали теорию авторитарной личности фундаментальной с точки зрения теории психоанализа Фрейда, опираясь на опыт раннего детства в качестве движущей силы развития личности. Психоаналитическая теория предполагает, что маленькие дети усваивают ценности своих родителей бессознательно, в результате травматических конфликтов. В результате развивается Сверх-Я. Борясь с недопущением отклонений, авторитаризм родителей приводит к развитию очень сильного Супер-Эго. Таким образом, начиная с самого раннего детства и далее, бессознательные желания и потребности подавляются и остаются неудовлетворенными.

Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессии своего Супер-Эго на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекцией, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки.

Альфред Адлер рассматривает, с другой стороны, соединение «волю к власти над другими», как центральную невротическую черту, которая проявляется как агрессивное поведение, компенсирующее боязнь неполноценности и ничтожества. Согласно этому мнению, авторитарная личность нуждается в сохранении контроля и доказательстве превосходства над другими, это основа в мировоззрении населения врагами, и простого равноправия, сочувствия и взаимной выгоды.

Теоретическая значимость[править | править код]

Вскоре после публикации «Авторитарной личности» теория стала предметом многочисленных критических замечаний. Критике подверглись теоретические проблемы, связаные с психоаналитической интерпретацией личности, и методологические проблемы, связанные с недостатками F-шкалы. Другое критическое замечание заключалось в том, что теория психологов из Беркли подразумевает, что авторитаризм существует только в правой части политического спектра. В результате, некоторые утверждали, что эта теория определяется негативной политической предвзятостью её авторов. Кремль выявил, что анти-авторитарная личность имела те же личностные характеристики, как и авторитарная личность.

Милтон Рокич в 1960 году предложил модель догматической личности в противовес классической модели авторитаризма. Догматизм (или закрытость мышления), как полагал Рокич, является центральным конструктом авторитарной личности. Догматизм, по Рокичу, это относительно закрытая когнитивная организация убеждений и представлений о реальности, организованная вокруг центрального убеждения об абсолютной авторитарности, которая в свою очередь формирует жесткую структуру нетерпимости и избирательной терпимости к другим. Такая личность не восприимчива к новым идеям, нетерпима к двусмысленностям и реагирует оборонительно, когда ситуация становится угрожающей[2].

Ганс Айзенк 1954 году построил двухфакторную модель, описывающую личность как взаимосвязь идеологии и когнитивного стиля. Первый фактор модели Айзенка — идеологический уровень составляет континуум от радикализма к консерватизму с промежуточным положением либерализма (R-фактор). Во втором факторе он выделяет два стиля мышления: жесткоустановочное и мягкоустановочное (T-фактор). Жесткое мышление характеризуется следующими признаками: эмпиричность (следование фактам), чувственность, материалистичность, пессимистичность, безразличие к религии, фаталистичность, плюралистичность, скептичность и соответствует экстравертивной ориентации личности. Мягкое мышление отличают: рационалистичность (следование принципам), интеллектуальность, идеалистичность, оптимистичность, религиозность, своевольность, монистичность, догматичность и характеризует интраверсию. Жесткоустановочными идеологиями по Айзенку являются фашизм, относящийся к консервативному полюсу и коммунизм, относящийся к радикальному. Мягкоустановочной идеологией является либерализм, занимающий промежуточное место между консерватизмом и радикализмом[3].

Джон Р. Паттерсон и Гленн Уилсон (англ.)русск. в 1973 году предложили шкалу консерватизма. По мнению авторов, консерватизм является ключевым фактором, определяющим все социальные установки личности. Данное понятие консерватизма авторы близко ассоциируют с понятиями «фашизм», «авторитаризм», «ригидность» и «догматизм». Шкала консерватизма (C-Scale) была сконструирована с целью выявить 9 следующих характеристик: религиозный фундаментализм, ориентацию на правое крыло политического спектра, убеждение в необходимости применять жесткие правила и наказания, нетерпимость к меньшинствам, тенденцию отдавать предпочтение общераспространённому дизайну в одежде и принадлежность к мейнстриму в искусстве, антигедонистическую точку зрения, милитаризм, веру в сверхъестественное и неприятие научного прогресса[4].

Роберт (Боб) Альтемайер (англ.)русск. в 1981 году предложил свою концепцию правого авторитаризма[5], где показал, что только три из оригинальных девяти предполагаемых компонентов модели, коррелированных вместе: авторитарное смирение, авторитарная агрессия и конвенционализм[6].

Несмотря на методологические недостатки, теория «Авторитарной личности» оказала большое влияние на исследования в политической, личностной и социальной психологии. В Германии, авторитаризм изучался Клауссом Рогменном, Детлефом Оэстэричем и Кристэльем Опфем. Одним из наиболее активных исследователей в этой области сегодня является голландский психолог Джи. Д. Мелоэн. Один из самых активных критиков теории был австралийский психолог Джон Рей.

Читайте также:  Синдром функциональной несформированности правого полушария мозга

См. также[править | править код]

  • Авторитарная личность (англ.)русск. (книга)
  • Боязнь свободы
  • Конформизм
  • Манкурт
  • Правый авторитаризм
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Фрейдомарксизм
  • Эксперимент Аша
  • F-Шкала
  • Homo Soveticus

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
  2. ↑ Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960
  3. ↑ Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954
  4. ↑ Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78
  5. ↑ Altemeyer B. (англ.)русск. (1998). The other «authoritarian personality». Advances in Experimental Social Psychology, 30, 47-91.
  6. ↑ Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Баязитов Р. Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях. — Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. — 175 с.
  • Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб.: Университетская книга, 1997.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.

на других языках

  • Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
  • Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981.
  • Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954;
  • Eysenck H. Primary social attitudes: A comparison of attitude patterns in England, Germany and Sweden. // Journal of Abnormal Psychology (англ.)русск., 1953, vol. 48, pp. 563—568.
  • Maslow A. The authoritarian character structure // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., S.P.S.S.I. Bulletin, 1943, No 18, pp. 401—411.
  • Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78.
  • Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960.

Ссылки[править | править код]

  • Цитаты из классических работ Адлера: Пристрастие к Власти
  • Professor Bob Altemeyer’s The Authoritarians — An American on-line book about the corruption of Congress of the United States, the destruction of traditional conservatism by authoritarianism, the un-democratic push of the agenda of the «Religious Right» and their amoral authoritarian leaders, and the United States standing at a crossroads as the 2008 federal election approaches.
  • John Dean Exposes The Authoritarians — The first in a five-part series on America’s authoritarians based on John Dean’s Conservatives Without Conscience.
  • Authoritarianism and Polarization in American Politics by Marc Hetherington and Jonathan Weiler Excerpt.
  • Bob Altemeyer and Jonathan Shockley: A Discussion on Authoritarianism on WBAI

Источник

Рубеж XIX-XX вв. в истории западной философской мысли, да и западной культуры в целом, носил эпатажный, если не сказать, революционный характер. Разрушив традиционные представления об основаниях жизни, творчества и мышления, этот острый период не предложил, однако, единой концепции того, как мыслить дальше. В чем искать основания человеческого бытия, к чему двигаться и от чего лечиться?Современному образованному человеку известно, как минимум, три кита, на которых держалась философская мысль того периода. С другой стороны, уместно ли говорить об этом в прошедшем времени?

Ницшеанство, марксизм и фрейдизм прочно обосновались в западной современной культуре и, несмотря на всю последующую критику, продолжают оказывать значительное влияние и на философию века XXI.

Нередко три этих течения рассматривают во взаимном конфликте. Однако в настоящей работе представится демонстрация попытки примирения хотя бы двух из них: марксизма и фрейдизма.

Американский мыслитель еврейского происхождения Теодор Адорно, чья основная исследовательская деятельность приходится на послевоенный период представляет собой яркий пример ломки стереотипов в мышлении. Он известен как автор концепции «негативной диалектики» и  критик традиционного диалектического метода познания. Значительно менее известны его работы, посвященные исследованию социальной проблематики. Среди них особое место занимает произведение «Исследование авторитарной личности», изданное в 1947г. Исследование представляет собой анализ выводов, сделанных Адорно на основе собственного социологически-психоаналитического исследования. Это исследование было проведено им и его коллегами при участии внушительного числа респондентов. Следует заметить, что Адорно традиционно причисляется к неомарксистам, однако маркировка эта весьма условна, т.к. мы увидим, что он активно пользуется приемами психоанализа.

Говоря об «Исследовании авторитарной личности», важно отметить основные тезисы, которые заявляет и активно обосновывает Адорно на протяжении всей своей книги.

Первый и главный из них – тезис о происхождении всякого авторитаризма и насилия из так называемых предрассудков.

Личность, склонная к предрассудкам, у Адорно фактически является синонимом авторитарной личности. По крайней мере, корреляция этих качеств столь очевидна, что вырисовывается прямая зависимость между степенью «предрассудочности» и авторитарности индивида. Основными и самыми опасными предрассудками современного ему общества Адорно считает религиозность и антисемитизм. В его концепции они тесно культурно и исторически переплетаются и обусловливают друг друга. При опросе респондентам задавались вопросы об их религиозной вере, представлениям о боге и отношению к евреям и афроамериканцам. На основании данных ответов респондент классифицировался как «лицо с предрассудками» или «свободный от предрассудков».

Не сложно догадаться, что религиозные респонденты, выразившие неприязненное отношение к людям, отличным от них по национальным или расовым признакам, квалифицировались как «предрассудочные», авторитарные личности. (Исследование проводилось среди белокожего нееврейского населения США обоих полов и всех возрастов и социальных положений).

Интересно будет заметить, что среди «предрассудочных» около 70% — мужчины среднего возраста или молодые мужчины. Все же приведенные в книге примеры «свободных от предрассудков» — женщины. Среди них девушка, занимающаяся проституцией, и девушка с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Важно и то, что Адорно не просто делит респондентов на две категории. Внутри каждой категории он выделяет несколько градаций, от наиболее авторитарного к наиболее свободному типу личности. Так, самый «слабый» предрассудочный уже имеет много общего со свободным от предрассудков. А первый тип «свободного» — еще во многом авторитарен в своем основании. Более того, типология Адорно дуалистична. Почти каждому «предрассудочному» соответствует «свободный от предрассудков». Он находится с ним на одной ступени в своей группе и обладает однотипными с ним средствами выражения своей позиции, но в корне – противоположный ему. В итоге мы имеем шесть «предрассудочных» и пять «свободных» типов. Самый развитый из них для Адорно — так называемый «врожденный либерал». Этот тип высоко ставит свободу и независимость, не переносит вмешательства извне и сам не вмешивается в чужую жизнь.

Читайте также:  Школьная программа для детей с синдромом дауна

авторитарная личность

Итак, можно подвести некоторые итоги. Синтез фрейдизма и марксизма в концепции Адорно происходит на нескольких уровнях.

  • Во-первых, на уровне мировоззренческих взглядов.

Как известно, фрейдистская критика религии изначально была очень близка к марксистской. То, что Маркс называл «опиумом народа», Фрейд окрестил «общечеловеческим неврозом», который так же необходимо преодолеть. Адорно здесь пошел дальше. Он не просто демонстрирует общие моменты в двух этих критиках, он практически сводит их к одной: критике религии как средства порабощения тела и сознания человека, как так называемого «мелкобуржуазного» мировоззрения, коренящегося в подсознании современного американца.

  • Во-вторых, методологический синтез.

Являясь критиком традиционной диалектики, Адорно, тем не менее, обращается к ее основным принципам: развития и единства и борьбы противоположностей. Это явно прослеживается в его классификации типов. От психоанализа здесь — сам метод психологического опроса, проводившегося в форме интимной беседы; попытка проникнуть в изначальные, подсознательные корни предрассудков, объясняя их, в конце концов, природой человека. Т.е., в конечном счете, признавая естественными и неизбежными, по крайней мере,  для части людей.

  • И, в-третьих, уровень конечной цели.

Она, в интерпретации Адорно, едина. Критика основных форм зависимости (социальной и психологической); максимальное освобождение индивида от «авторитарного синдрома» (деления людей по социальным, экономическим, национальным и прочим признакам), проявляющегося как на индивидуальном «оно-уровне», так и на уровне «сверх-Я».

По прочтении «Исследования авторитарной личности» Адорно возникает вопрос о том, насколько подобного рода пристрастное исследование и категорическое типизирование соотносится с личной судьбой автора и временем, в которое он писал. Постоянное подчеркивание антисемитской ориентации авторитарной личности и, собственно, именно на этом основании классификация ее как авторитарной, безусловно, несет печать происхождения Адорно, его жизненного пути и той трагедии, с которой он на нем столкнулся. Однако не должен ли мыслитель, претендующий называться «философом», стремиться максимально абстрагироваться от личного опыта и пристрастий? Не выглядит ли сама концепция Адорно в некотором роде авторитарной, не дающей выхода, ставящей рамки и заключающей в эти рамки конкретную, живую, пусть и авторитарную, личность? Не строится ли концепция Адорно на предрассудках, только иного рода?

Здесь мы выходим на проблему соотношения личного опыта и взглядов автора и оснований его философской теории, которая, разумеется, не может быть раскрыта и решена в рамках настоящей работы.

Опубликовано 14.8.2017

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowФилософия arrow СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОРИГИНАЛ

 

 

След >

Немецкий философ и социолог Теодор Адорно является представителем франкфуртской школы, которая сложилась в начале 1920-х гг. в Германии. Одной из известных работ Адорно и его соратников является «Авторитарная личность». Исследование «Авторитарная личность» было проведено в США во второй половине 1940-х гг. В результате исследования были выявлены типы личностей, которые склонны к тоталитаризму (фашизму). Одним из общих качеств всех выявленных типов был антисемитизм.

Необходимо отметить, что Адорно описывал не все типы личностей, существовавшие в то время в США, а только те, которые связаны с авторитарной личностью и склонны к тоталитаризму. Типы демократической личности в его исследовании не рассматривались. Практической целью проекта было создание теоретической базы для борьбы против потенциальной угрозы фашистского мышления. Авторы проекта исходили из того, что современный фашизм немыслим без массовой основы. И в то же время они признавали, что фашистский потенциал среди масс является распространенным. В качестве методологической базы исследования было взято учение 3. Фрейда. В основе почти всех типов авторитарной личности, по мнению Адорно, лежат явления, описанные Фрейдом, например, эдипов комплекс. Адорно выделял пять типов авторитарной личности.

  • 1. Конформист. Адорно считал, что этот синдром присущ высшим социальным слоям. Для него характерны следующие черты: приспособленчество к окружающей среде, принятие общих шаблонных ценностей; боязнь выделиться, быть не таким, как все; стереотипность мышления и недостаток самостоятельности.
  • 2. Авторитарная личность. Основными чертами авторитарной личности являются следующие: слепая вера в авторитет; готовность атаковать слабых; жестокость и садизм, проявляемые в поиске врага, которым часто становится еврей; мазохизм и готовность подчиняться; страх показаться слабым.
  • 3. Бунтовщик и психопат. Черты этого типа: бунт против всех авторитетов, в том числе против авторитета родителей; бунт против слабых; склонность к эксцессам (запои, насилие и т.и.); инфантилизм; абсолютизация телесной силы; садистское удовольствие от преследования слабой жертвы.

По мнению Адорно, этот тип играл большую роль в нацистской Германии. В качестве его источников он видел безработных и представителей опасных профессий — бродяг-колонистов, гонщиков, воздушных асов. У субъектов данного типа нет такой жестокости, как у авторитарного синдрома. Они инфантильны и асоциальны. Телесная сила для них играет решающую роль. Сюда входят различного рода хулиганы, дебоширы, палачи и все, кто выполняет «грязную» работу фашистского движения.

  • 4. Чудак. К этому типу относятся люди, которые не смогли приспособиться к миру, воспринять «принцип реальности». Эти люди ввергаются в изоляцию. Они должны построить ложный внутренний мир, противопоставляемый внешней реальности. Этот синдром обнаруживается у женщин и пожилых мужчин, чья изоляция социально усиливается их действительным исключением из экономического производства. Чудак характеризуется отсутствием приспособленности к миру, противопоставлением внутреннего мира внешней реальности, самовозвеличиванием, подозрительностью, склонностью к психозам, предрассудкам и стереотипам.
  • 5. Функционер-манипулятор. Это синдром, потенциально наиболее опасный, определяется стереотипами в крайней степени. Весь мир разделяется па пустые, схематичные, административные поля. Все рассматривается как объект для манипулирования и управления. Многие фашистские деятели в Германии проявляли этот синдром. Примером может служить Гиммлер. Трезвый ум, почти полное отсутствие каких-либо привязанностей — все это делает их самыми безжалостными из всех. Основные черты функционера-манииулятора: любовь к исполнению при глубоком безразличии к содержанию выполняемой работы; организационный подход к вещам; отсутствие моральных норм; безжалостность и цинизм. Для них характерен организационный подход к вещам, который предполагает принятие тоталитарных решений. Их цель — скорее конструирование газовых камер, чем погромы. Такова типология авторитарной личности Т. Адорно. Выделенные им типы действительно имеют место. Степень их распространенности свидетельствует о наличии фашистского потенциала в обществе.

 

Посмотреть оригинал

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОРИГИНАЛ

 

 

След >

  • Типология личности преступников

    Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступников состоит в оказании помощи правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, причин совершаемых ими преступлений, разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов и методов разоблачения их преступной…
    (Юридическая психология)

  • Модель этики в типологии личности Майерс — Бриггс

    Американские психологи О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, опираясь в своих исследованиях на типологию личностей К. Г. Юнга и работы И. Майерс и К. Бриггс, опубликовали книгу «Типы людей и бизнес», в которой связали 16 типов людей и факторы и условия, которые благоприятствуют достижению ими успеха в…
    (Деловая этика)

  • Типологии личности

    Попытки определить основные типы личности предпринимались с древнейших времен. Так, первую классификацию типов личности по темпераменту дал Гиппократ. Существуют физические, психофизиологические, и психологические типологии личности. Наиболее интересными из последних являются психоаналитические типологии,…
    (Организационное поведение)

  • Социальная типология личности

    Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы…
    (Социология)

  • Типология личности в социологии

    Социология использует различные типологии личности, построенные на достаточно строгих или менее строгих основаниях; как собственно социологические, так и разработанные в других областях научного знания. В частности, в социологии нередко используются типологии личности, сформулированные в психологии,…
    (Социология)

  • Пять подходов к типологии личности

    Типология Э. Кречмера Немецкий психиатр Эрнест Кречмер в 1921 г. опубликовал работу «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что определенному типу характера соответствует определенное телосложение. Кречмер считал, что тип телосложения определяет психические особенности людей….
    (Психология управления персоналом)

  • Типология личности

    Любое общество ставит перед собой цель формирования своих членов в соответствии с определенным набором социальных установок, принятых норм и правил поведения. Поэтому общество посредством государственного аппарата старается контролировать процесс социализации, формализуя семейные отношения, диктуя образовательные…
    (Социология)

  • Методы диагностики, созданные на основе типологии личности

    Наиболее полно типологический подход использован в работах С. Хатуэя, Дж. Маккинли, К. Леонгарда, X. Шмишека, А. Личко, Л. Собчик, Ф. Березина и др. Миннесотский многопрофильный личностный опросник. В рамках типологического направления экспериментальной и клинической психологии в 1942–1949 гг. в целях…
    (Психодиагностика)

  • Типология личности

    Общество, личность прогрессируют за счет совпадения общечеловеческих интересов с интересами личности. При этом стоит иметь в виду, что и разрыв этих интересов, и их совпадение всегда относительны, исторически ограничены. Однако диалектика их отношений такова, что совпадение интересов превалирует над…
    (Основы социологии и политологии)

 

Популярные страницы
  • Типология личности преступников

    Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступников состоит в оказании помощи правоохранительным органам в изучении лиц данной…

  • Модель этики в типологии личности Майерс — Бриггс

    Американские психологи О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, опираясь в своих исследованиях на типологию личностей К. Г. Юнга и работы И. Майерс и К. Бриггс, опубликовали…

  • Типологии личности

    Попытки определить основные типы личности предпринимались с древнейших времен. Так, первую классификацию типов личности по темпераменту дал Гиппократ….

  • Социальная типология личности

    Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей…

  • Типология личности в социологии

    Социология использует различные типологии личности, построенные на достаточно строгих или менее строгих основаниях; как собственно социологические, так…

  • Пять подходов к типологии личности

    Типология Э. Кречмера Немецкий психиатр Эрнест Кречмер в 1921 г. опубликовал работу «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что…

  • Типология личности

    Любое общество ставит перед собой цель формирования своих членов в соответствии с определенным набором социальных установок, принятых норм и правил поведения….

  • Методы диагностики, созданные на основе типологии личности

    Наиболее полно типологический подход использован в работах С. Хатуэя, Дж. Маккинли, К. Леонгарда, X. Шмишека, А. Личко, Л. Собчик, Ф. Березина и др. Миннесотский…

  • Типология личности

    Общество, личность прогрессируют за счет совпадения общечеловеческих интересов с интересами личности. При этом стоит иметь в виду, что и разрыв этих интересов,…

Источник