Синдром аутизма у новорожденных детей

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

Типичными считаются:

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Характерные проявления

Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:

  • Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
  • Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.
  • Отсутствие предвосхищающей позы. Ребенок не тянется к рукам взрослых, никак не реагирует, если над ним наклоняются. Не проявляет желания быть взятым на ручки.
  • Особенности улыбки. В норме, уже в 3 месяца малыш способен улыбаться и реагирует таким образом на появление приятных ему взрослых. Охотно улыбается в ответ. Аутисты начинают улыбаться вовремя. Но для них вызывающий улыбку фактор – не люди, а приятные ощущения или интересные изображения, музыка.
  • “Особенные” груднички практически не изъявляют желания общаться с новыми появившимися взрослыми, не проявляют недовольства, если те никак на них не реагируют. То есть не стремятся к взаимодействию.
  • Отсутствующая, или наоборот – чрезмерная привязанность к матери. То есть, малыш просто не воспринимает мир вокруг без матери рядом с ним. И наоборот, абсолютно не переживает если рядом с ним нет постоянного взрослого, одинаково отстраненно реагирует на всех людей.

Нежелание взгляда и перемен

Малыши с аутичными чертами отличаются неспособностью долго удерживать зрительный контакт. Для них лицо матери также является притягательным объектом, но сфокусироваться надолго они на нем не могут.

Внимательно посмотрев, быстро отводят взгляд или смотрят словно мимо, вскользь.

По мере взросления, перечисленные черты РАС прогрессируют и трансформируются в типичные проявления аутизма к 2 годам. Такие, как избегание зрительного контакта, нетерпимость к любым изменениям в окружающей обстановке.

Как проявляется аутизм у детей до года, новорожденных, зависит от особенностей каждого конкретного случая и степени развитости отклонения.

Диагностика

Как определить, распознать аутизм у новорожденного ребенка до года, знают педиатры и психиатры, работающие с таким отклонением.

Особое внимание уделяется изучению структуры центральной нервной системы. Проводят:

  • электроэнцефалографию;
  • МРТ – магнитно-резонансную томографию ;
  • эхоэнцефалографию;
  • компьютерную томографию;
  • кардиоинтервалографию;
  • обследование сосудов головного мозга по методике УЗИ с допплеровским датчиком.

Следует понимать, что далеко не всегда ребенок – аутист проявляет признаки своего отклонения с рождения, аутизм может проявиться после 1 года и 1 месяца. И позже.

Это период, когда подвижность младенца увеличивается, растет число способов общения с миром станет больше. Хотя, как правило, точный диагноз ставится не раньше 3 лет.

Ранняя коррекционная работа

Зная, как заподозрить у ребенка до 1 года аутизм, опираясь на симптомы, проявленные во младенчестве, доктора планируют исследование мозга, системы кровообращения и вегетативной нервной системы маленького пациента.

Если инструментальное обследование не находит проблем, врачи в праве заявить о возможном наличии расстройства аутического характера. Сразу же следует начать коррекционную работу, с самого юного возраста.

Реальная польза от столь раннего вмешательства может оказаться достаточно низкой из-за особенностей созревания психики особых детей. Но ее советуют начинать, так как подстройка окружающего мира под потребности аутиста с раннего периода поможет максимально не травматично расти ему самому и привыкнуть к изменившейся повседневной жизни его родителей.

Для каждого пациента составляется план лечения. Набор упражнений подбирается в зависимости от конкретных проявлений РАС и реакций на терапию малыша.

  1. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический проект: Традиция, 2004. — 784 с.
  2. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. — 2004. — № 3. — С. 18—24.
  3. Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
  5. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.

Источник

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Читайте также:  Синдром дауна при беременности на узи на каком сроке

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Содержание статьи: [Скрыть содержание]

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

Типичными считаются:

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Характерные проявления

Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:

  • Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
  • Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.
  • Отсутствие предвосхищающей позы. Ребенок не тянется к рукам взрослых, никак не реагирует, если над ним наклоняются. Не проявляет желания быть взятым на ручки.
  • Особенности улыбки. В норме, уже в 3 месяца малыш способен улыбаться и реагирует таким образом на появление приятных ему взрослых. Охотно улыбается в ответ. Аутисты начинают улыбаться вовремя. Но для них вызывающий улыбку фактор – не люди, а приятные ощущения или интересные изображения, музыка.
  • “Особенные” груднички практически не изъявляют желания общаться с новыми появившимися взрослыми, не проявляют недовольства, если те никак на них не реагируют. То есть не стремятся к взаимодействию.
  • Отсутствующая, или наоборот – чрезмерная привязанность к матери. То есть, малыш просто не воспринимает мир вокруг без матери рядом с ним. И наоборот, абсолютно не переживает если рядом с ним нет постоянного взрослого, одинаково отстраненно реагирует на всех людей.

Нежелание взгляда и перемен

Малыши с аутичными чертами отличаются неспособностью долго удерживать зрительный контакт. Для них лицо матери также является притягательным объектом, но сфокусироваться надолго они на нем не могут.

Внимательно посмотрев, быстро отводят взгляд или смотрят словно мимо, вскользь.

По мере взросления, перечисленные черты РАС прогрессируют и трансформируются в типичные проявления аутизма к 2 годам. Такие, как избегание зрительного контакта, нетерпимость к любым изменениям в окружающей обстановке.

Как проявляется аутизм у детей до года, новорожденных, зависит от особенностей каждого конкретного случая и степени развитости отклонения.

Диагностика

Как определить, распознать аутизм у новорожденного ребенка до года, знают педиатры и психиатры, работающие с таким отклонением.

В случае выявления подозрительных особенностей в поведении малыша, ему рекомендуют дополнительное обследование. Это требуется, чтобы определиться с диагнозом, исключив органическое поражение мозга. Также ищут отличия аутизма от СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Особое внимание уделяется изучению структуры центральной нервной системы. Проводят:

  • МРТ – магнитно-резонансную томографию ;
  • эхоэнцефалографию;
  • компьютерную томографию;
  • кардиоинтервалографию;
  • обследование сосудов головного мозга по методике УЗИ с допплеровским датчиком.

Следует понимать, что далеко не всегда ребенок – аутист проявляет признаки своего отклонения с рождения, аутизм может проявиться после 1 года и 1 месяца. И позже.

Это период, когда подвижность младенца увеличивается, растет число способов общения с миром станет больше. Хотя, как правило, точный диагноз ставится не раньше 3 лет.

Ранняя коррекционная работа

Зная, как заподозрить у ребенка до 1 года аутизм, опираясь на симптомы, проявленные во младенчестве, доктора планируют исследование мозга, системы кровообращения и вегетативной нервной системы маленького пациента.

Если инструментальное обследование не находит проблем, врачи в праве заявить о возможном наличии расстройства аутического характера. Сразу же следует начать коррекционную работу, с самого юного возраста.

Реальная польза от столь раннего вмешательства может оказаться достаточно низкой из-за особенностей созревания психики особых детей. Но ее советуют начинать, так как подстройка окружающего мира под потребности аутиста с раннего периода поможет максимально не травматично расти ему самому и привыкнуть к изменившейся повседневной жизни его родителей.

Для каждого пациента составляется план лечения. Набор упражнений подбирается в зависимости от конкретных проявлений РАС и реакций на терапию малыша.

Список использованной литературы

  1. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический проект: Традиция, 2004. — 784 с.
  2. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. — 2004. — № 3. — С. 18—24.
  3. Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
  5. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.

Источник

Автор Марина Моргунова На чтение 15 мин. Просмотров 1.5k. Обновлено 11.02.2019

Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

Что такое аутизм?

Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

Читайте также:  В чем отличие абстинентного состояния от абстинентного синдрома

При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

  • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
  • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.

Причины развития аутизма

Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

  • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
  • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
  • Пренатальный стресс.

Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.

Признаки аутизма

У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям.

Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами.

У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

Признаки аутизма проявляются также:

  • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
  • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
  • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
  • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
  • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
  • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).

Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

  • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
  • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ¼ детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
  • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
  • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.

У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).

Читайте также:  Новое в лечении синдрома хронической усталости

У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

Дополнительные признаки аутизма включают:

  • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
  • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
  • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
  • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
  • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.

Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

  • недостатка социальных взаимодействий;
  • нарушенной взаимной коммуникации;
  • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.

Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) — для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.

Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей).

Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.

Лечение аутизма

Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в в