Синдром аспергера у детей 3 лет

Синдром аспергера у детей 3 лет thumbnail

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Зуд при синдроме рука нога рот

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник

Каждый ребенок имеет свой характер, темперамент и особенности поведения. Но иногда родители замечают, что их малыш совсем уж не похож на сверстников. Он не заводит друзей, ведет себя не так, как принято, выглядит отчужденным. При обращении к психиатру ему может быть поставлен диагноз «синдром аспергера». Какими симптомами он проявляется у детей?

Жизнь по особому сценарию: синдром «неуживчивости»

симптомы синдрома Аспергера у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера у детей становятся заметными только в 2-3 года. До этого возраста родители и врачи не могут заподозрить у малыша такое расстройство. Причем по внешнему виду такие детки ничем не отличаются от своих сверстников. Обнаружить нарушение можно только при тесном длительном контакте. Его главные признаки – расстройство социальной коммуникации, воображения и взаимодействия. Такие дети не могут устраиваться в жизни и проявляют беспомощность в простых житейских ситуациях.

Как распознать проблему?

Признаки синдрома Аспергера у детей могут быть выражены очень резко или умеренно. Вот самые характерные проявления этого расстройства:

  • педантичность;
  • стремление к совершенству (перфекционизм);
  • трудности в общении. Необходимость вступать в вербальный контакт со взрослыми или детьми вызывает у ребенка сильную тревогу и растерянность;
  • непонимание чувств других людей;
  • погруженность в собственный мир;
  • неадекватные эмоции. Поведение, не соответствующее ситуации (например, ребенок начинает смеяться, когда остальные огорчены или расстроены);
  • зацикливание на одних и тех же мыслях;
  • непреодолимое стремление любое дело довести до конца;
  • огромный психологический дискомфорт, если меняется привычный распорядок жизни;
  • отсутствие друзей;
  • эмоциональная бедность. По лицу ребенка не поймешь, какие чувства он испытывает. Он четко выражает только гнев или неудовольствие;
  • непонимание юмора, критики;
  • буквальное понимание фразеологизмов или идиоматических выражений («водить за нос», «пятки сверкают»);
  • стандартное мышление, шаблонное поведение. Невозможность действовать сообразно обстоятельствам и менять планы в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • неуклюжие движения, плохая координация;
  • нежелание и невозможность установления зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза собеседника;
  • полная концентрация внимания на мелочах;
  • повторение одних и тех же действий, слов или фраз несколько раз подряд;
  • ограниченные языковые навыки;
  • одержимость своим хобби;

одержимость своим хобби

  • неумение делиться радостью, достижениями или неприятностями с другими;
  • абсолютное равнодушие к интересам людей;
  • превосходная механическая память;
  • любовь к чтению как к процессу (без понимания содержания);
  • отсутствие навыков абстрактного мышления, воображения, фантазии;
  • тремор верхних конечностей;
  • расстройства сна;
  • депрессия, страх.
Читайте также:  Геморрагический синдром у детей патогенез

Сложности диагностики и лечения

На сегодняшний день еще не разработано диагностических методов, которые помогли бы со 100 % точностью диагностировать такое нарушение. Нет и тестов, которые давали бы основание для определения этого расстройства. Поэтому психиатр выслушает жалобы родителей и будет наблюдать малыша долгое время. Он назначит и определенные нейропсихологические пробы.

С терапией этого расстройства тоже есть проблемы. Пока не разработано действенных методик лечения синдрома Аспергера. Цель медико-психологического воздействия состоит в том, чтобы сформировать и развить социальные навыки и научить ребенка общаться со своими сверстниками и взрослыми, то есть сделать его социально адаптированным. Проводится и медикаментозное лечение – назначаются нейролептики, стимуляторы. Чтобы малыш смог «вписаться» в общество, используется поведенческая терапия.

Читайте также:

  • Вегетососудистая дистония у детей
  • Нехватка воздуха: причины. Гипервентиляционный синдром

Родители должны следить, чтобы ребенок не «уходил» от внешнего мира, полностью погружаясь в свое увлечение. Целесообразно организовать дома определенный распорядок дня. При общении необходимо пользоваться простыми и понятными речевыми конструкциями, избегать длинных сложных предложений. С раннего детства надо разъяснять ребенку правила поведения в разных ситуациях и в общественных местах. А еще он должен чувствовать, что его очень любят таким, какой он есть.

Есть ли разница между аутизмом и синдромом Аспергера?

Часто возникает вопрос: синдром Каннера (аутизм) и синдром Аспергера – одно и то же? Эти расстройства возникают по причине функциональных нарушений в работе ГМ. Некоторые их симптомы совпадают, но это разные патологии, и главный отличительный фактор – сохранность интеллекта. Около 95 % детей с синдромом Аспергера более развиты в умственном плане, чем их одногодки, но имеют собственную линию поведения и по-другому воспринимают окружающий мир.

разница между аутизмом и синдромом Аспергера

Вот чем отличается аутист от ребенка с синдромом Аспергера:

  • умственная деятельность. Малыш, страдающий аутизмом, может производить впечатление умственно отсталого (хотя часто это не так). При синдроме Аспергера внешне обнаружить особенный тип мышления ребенка практически невозможно;
  • речь. Ребенок-аутист начинает говорить позже сверстников, его речевые способности скромны. Дети с синдромом Аспергера имеют хорошо структурированную речь, но она отличается особым ритмом;
  • поведение. Аутисты придумывают себе ритуалы и строго придерживаются избранной модели поведения, они всегда сосредоточены на чем-то одном. Ребенок, у которого обнаружено высокофункциональное расстройство, может заинтересоваться двумя объектами сразу. В какой-то сфере он разбирается досконально;
  • самообслуживание. Дети с синдромом Каннера поздно и с большими сложностями овладевают навыками самообслуживания, некоторые не способны обеспечить самостоятельный уход. У ребенка с синдромом Аспергера постепенно развиваются такие умения;
  • взаимодействие с окружающими. Поведение аутистов люди находят странным и неприятным. При синдроме Аспергера тоже возникают подобные проблемы, но они выражены не так ярко.

Читайте также:

  • Аутизм: признаки у взрослых и лечение
  • Психические заболевания: список и описание
  • Синдром внезапной смерти младенцев

Вылечить такое расстройство невозможно. Родители задумываются, что же будет с их ребенком дальше. Он просто станет взрослым с синдромом Аспергера. Это не болезнь, а врожденная особенность психики. Малыш вырастет и, возможно, достигнет невероятных успехов в какой-то сфере, оставаясь при этом «немножечко странным».

Источник

В детском возрасте сложно отличить синдром Аспергера от нарушений развития, которые наблюдаются при аутизме, но существуют определенные отличия, выделяющие это расстройство от других. У ребенка с синдромом Аспергера высокий уровень развития речи и нормальный уровень интеллектуальных способностей, но замечаются определенные изменения в поведенческих алгоритмах и социальном взаимодействии. Наблюдайте за поведением ребенка, и если у вас подозрения на синдром Аспергера, обратитесь к своему педиатру.

Шаги

  1. 1

    Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

    • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
    • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
    • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
    • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать ‘собственный фантазийный мир’ играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
    • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.
  2. 2

    Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

  3. 3

    Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  4. 4

    Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  5. 5

    Обратите внимание, насколько активно ребенок спрашивает и отвечает на вопросы других. Синдром Аспергера может проявляться в том, что ребенок обсуждает и интересуется только теми темами, которые интересны лично ему.

Повторяющееся поведение

  1. 1

    Понаблюдайте, насколько легко ребенок адаптируется к изменениям. Маленькие дети с синдромом Аспергера плохо переносят новшества и предпочитают жить по определенному графику и правилам.

  2. 2

    Обратите внимание на детскую одержимость определенной темой или деятельностью. Если ребенка можно назвать ходячей энциклопедией по какой-нибудь теме, это также может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

    • Ничего плохого в интересе к определенной теме нет. Насторожиться нужно только в тех случаях, когда интерес переходит в интенсивную манию, поглощающую все время и силы.
  3. 3

    Наблюдайте повторяющиеся схемы в моторике, например, постоянное кручение рукой, стук пальцами или движение всем телом. При наличии синдрома Аспергера дети также могут испытывать затруднения с некоторыми функциями моторики. Например, им может быть сложно бросать и ловить мяч.

Сенсорная чувствительность

  1. 1

    Определите уровень сенсорной чувствительности (осязание, зрение, обоняние, слух и вкус).

    • Хотя сенсорная чувствительность может варьироваться, у большинства детей с синдромом Аспергера отмечается повышенная чувствительность на обычные ощущения.
    • Только доктор может определить, когда чувствительность действительно повышена физиологически, а когда проявляются приобретенные рефлексы. Исследования обнаружили, что дети с синдромом Аспергера могут демонстрировать повышенную чувствительность из-за собственного чувства тревоги, а не физиологических реакций на внешние стимулы.

Советы

  • Большинству родителей трудно замечать симптомы неврологических нарушений у своих детей. Прислушайтесь к тому, что вам говорят друзья и родственники, особенно если они делают замечания о социальных взаимоотношениях, развитии речи и поведении ребенка, и не игнорируйте чрезвычайных изменений поведения ребенка на публике.
  • Поведение девочек с синдромом Аспергера может отличаться от классического описания, поскольку большинство исследований проводились на мальчиках. Лучше поинтересоваться, есть ли опыт работы с девочками у медицинского сотрудника, к которому вы обратились для обследования.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 131 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник