Синдром аспергера отличие от аутизма

Синдром аспергера отличие от аутизма thumbnail

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Источник

Высокофункциональный аутизм

Высокофункциона́льный аути́зм (англ. high-functioning autism, сокращённо HFA) — общее нарушение психического развития, одна из форм аутизма. Термин относится к людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта (IQ) больше 70, поэтому их когнитивные способности оцениваются как «высокофункциональные»[1]. Характерными чертами высокофункционального аутизма считаются трудности в социальных навыках и некоторая неуклюжесть, а также задержки в речевом развитии, характерные и для некоторых других форм аутизма[2].

В настоящий момент спорным является вопрос о том, существуют ли отличия высокофункционального аутизма от синдрома Аспергера, так что многие врачи и исследователи объединяют эти понятия. Высокофункциональный аутизм не включён в психиатрические классификаторы МКБ-10 и DSM-5[3].

Классификация[править | править код]

Высокофункциональный аутизм относится к расстройствам аутистического спектра, которые представляют собой общие расстройства развития и характеризуются нарушениями в сфере социального взаимодействия, ограниченными интересами и стереотипиями[2]. Высокофункциональный аутизм чаще встречается у мужчин, чем у женщин[1].

Характеристики[править | править код]

Высокофункциональный аутизм является нарушением развития нервной системы, основные симптомы которого схожи с симптомами при синдроме Аспергера[1]. Определяющей характеристикой клиницисты чаще всего называют значительную задержку в развитии речи у больных в возрасте до трёх лет, в то время как диагностические критерии синдрома Аспергера исключают общую задержку речи[4]. Однако существует ряд различий между высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, в числе которых следующие[5][4][6]:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом выше показатель коэффициента интеллекта (IQ);
  • У лиц с синдромом Аспергера (в отличие от высокофункционального аутизма) наблюдается отставание в мелкой моторике;
  • По сравнению с высокофункциональным аутизмом, синдром Аспергера характеризуется значительным дефицитом в невербальных способностях, например, в решении зрительно-пространственных задач и при зрительно-моторной координации;
  • Люди с высокофункциональным аутизмом имеют не такие высокие вербальные способности, как люди с синдром Аспергера;
  • Согласно некоторым исследованиям, синдром Аспергера, в отличие от высокофункционального аутизма, характеризуется нарушением невербального обучения, однако существуют противоречащие данные;
  • Лица с высокофункциональным аутизмом обычно имеют более широкий круг интересов;
  • При высокофункциональном аутизме люди меньше способны к эмпатии;

Лица с расстройствами аутистического спектра, в том числе с высокофункциональным аутизмом, часто подвержены повышенной тревожности[7].
Встречаются также и другие расстройства, часто сопутствующие высокофункциональному аутизму, например, депрессия, биполярное расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство[8].

Читайте также:  Длина бедра и синдром дауна

Причины[править | править код]

Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определённых областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга[9].

Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном Эндрю Уэйкфилдом, результаты которого были позднее признаны сфальсифицированными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей. В настоящее время отсутствуют научные доказательства связи аутизма с вакцинацией детей[10].

Диагностика[править | править код]

Диагноз высокофункционального аутизма обычно ставится детям в возрасте до трёх лет, то есть раньше, чем синдром Аспергера. В то время как не существует единого общепринятого стандарта диагностики мера для высокофункционального аутизма, одной из наиболее часто используемых методик для раннего обнаружения заболевания является специальный тест на способность к социальной коммуникации. Если результаты теста показывают, что у человека вероятно наличие расстройства аутистического спектра, дальнейшая комплексная оценка может привести к диагностике высокофункционального аутизма[11]. Некоторые характеристики, например, отсутствие зрительного контакта, так же используются для выявления аутизма.

Лечение[править | править код]

В настоящее время лечение высокофункционального аутизма заключается лишь в устранении отдельных симптомов расстройства. Например, для избавления от тревожности, которая часто сопутствует высокофункциональному аутизму, основным методом лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Хотя это метод показан для лечения повышенной тревожности, он не избавляет от остальных симптомов высокофункционального аутизма. Используется так же вид когнитивно-поведенческой терапии, подразумевающий непосредственное участие родителей и учителей, действующих в роли социальных тренеров — этот метод считается более эффективным[7].

Существуют также особые методики, направленные на развитие навыков самообслуживания и самоуправления для повышения уровня независимости людей с высокофункциональным аутизмом. Улучшение навыков самоконтроля позволяет человеку быть более самостоятельным вместо того, чтобы всё время полагаться на внешний источник (родителя, учителя) для наблюдения или контроля.

В культуре[править | править код]

В фильме режиссёра Гэвина О’Коннора «Расплата» главный герой по имени Кристиан Вульфф (в исполнении Бена Аффлека) страдает высокофункциональным аутизмом.

См. также[править | править код]

  • Расстройство аутистического спектра
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром саванта

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк: «Лебедь», 1999.
  2. 1 2 Gilberg I. Autism in immigrants: a population-based study from Swedish rural and urban areas (англ.) // Journal of Intellectual Disability Research : journal. — 1996. — Vol. 40, no. 1. — P. 24—31. — ISSN 09642633. — doi:10.1111/j.1365-2788.1996.tb00599.x.
  3. Tsai, Luke Y. Asperger’s Disorder will be Back (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 2013. — Vol. 43, no. 12. — P. 2914—2942. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/s10803-013-1839-2.
  4. 1 2 Laura Arnstein Carpenter, Latha Soorya, Danielle Halpern, PsyD. Asperger’s Syndrome and High-Functioning Autism (неопр.) // Pediatric Annals. — 2009. — Т. 38, № 1. — С. 30—5. — doi:10.3928/00904481-20090101-01.
  5. Mazefsky, C. A., Oswald, D. P. Emotion Perception in Asperger’s Syndrome and High-functioning Autism: The Importance of Diagnostic Criteria and Cue Intensity (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 37, no. 6. — P. 1086—1095. — doi:10.1007/s10803-006-0251-6. — PMID 17180461.
  6. Rinehart, N.J, Bradshaw, J.L., Brereton, A.V., Tonge, B.J. Lateralization in individuals with high-functioning autism and Asperger’s disorder: A frontostriatal model (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2002. — Vol. 32, no. 4. — P. 321—331. — doi:10.1023/A:1016387020095. — PMID 12199137.
  7. 1 2 Reaven, J. The treatment of anxiety symptoms in youth with high-functioning autism spectrum disorders: Developmental considerations for parents (англ.) // Brain Research (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 1380. — P. 255—263. — doi:10.1016/j.brainres.2010.09.075. — PMID 20875799.
  8. Mazzone, L., Ruta, L., Reale, L. Psychiatric comorbidities in Asperger syndrome and High-functioning autism: Diagnostic challenges (англ.) // Annals of General Psychiatry : journal. — 2012. — Vol. 11, no. 1. — P. 16. — doi:10.1186/1744-859X-11-16. — PMID 22731684.
  9. Spencer, M., Stanfield, A., Johnstone, E. Brain imaging and the neuroanatomical correlates of autism // Researching the Autism Spectrum (неопр.). — 2011. — С. 112—55. — ISBN 978-0-511-97391-8. — doi:10.1017/CBO9780511973918.006.
  10. Rutter M. Incidence of autism spectrum disorders: changes over time and their meaning. (англ.) // Acta paediatrica (Oslo, Norway : 1992). — 2005. — Vol. 94, no. 1. — P. 2—15. — PMID 15858952.
  11. Klin, A. Autismo e síndrome de Asperger: Uma visão geral (неопр.) // Revista Brasileira de Psiquiatria (англ.)русск.. — 2006. — Т. 28. — С. S3—11. — doi:10.1590/S1516-44462006000500002. — PMID 16791390. (порт.)

Источник

Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:

  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).

Читайте также:  Синдром малого диаметра правой позвоночной артерии

4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).

6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:

  • ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
  • выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
  • отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.

9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

12) Моторная сфера развита плохо:

  • отмечается неуклюжесть, неловкость;
  • моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
                                                                                      

Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

Источник


ChristineCondo

У меня высокофункциональный аутизм. Это означает, что выгляжу я как обычные люди. Однако мой текст о том, что внутри я совершенно другая. К своему совершеннолетию я научилась скрывать свой аутизм, чтобы непреднамеренно не огорчать или не оскорблять нейротипичных людей (наше слово для обозначения неаутичных). Если я стояла бы рядом с вами в ожидании лифта, то вела бы светскую беседу и улыбалась, и вы не поняли бы, что я аутистка.

Всё это делается целенаправленно и требует значительных интеллектуальных усилий, как при сдаче экзамена или решении задачи. Жаль, что я не могу кричать во всю Ивановскую*: «Вы даже не представляете, как мне тяжело даётся казаться обычным человеком!».

Некоторые нейротипичные люди пытаются показать людям с аутизмом, что у них есть сходные проблемы, говоря что-то типа «я тоже не люблю больших вечеринок» или «я не выношу, когда в комнате громко работает телевизор». Я не сомневаюсь в правдивости этих слов, но нейротипичные переживания совсем не то же самое что мои аутичные.

Возможно вам не нравятся большие вечеринки, но вам, вероятно, не грозит опасность срыва на публике. А громкие звуки телевизора мой мозг не в состоянии игнорировать. Я в принципе не могу игнорировать ничего подобного. Ни при каких обстоятельствах. Запах попкорна со стола коллеги? Он захватывает мой мозг до такой степени, что мне приходится делать работу в другом кабинете, чтобы сохранить хоть какую-то надежду сосредоточиться.

Представьте себе, что ваши чувства обострились до предела**. Представьте себе, что вы до боли остро и постоянно сознаете каждую деталь своего окружения (особенно те, которые вы обычно рефлекторно игнорируете). Представьте себе, что каждый ваш выход из дома похож на принудительный проход вблизи к стене из шипов, угрожающих пронзить вас.

Затем представьте себе, что под угрозой этого нападения вы концентрируетесь на поддержании тщательно продуманной роли для того, чтобы общаться с окружающими, и подавляете свой естественный способ говорить и действовать. Прежде чем я научилась ежедневно играть эту роль, люди вздрагивали от моего неэмоционального лица, моей монотонной речи, моего нетерпения при обмене обычными любезностями.

Звучит утомительно и деморализующе? Да, так оно и есть. Но когда я пытаюсь объяснить это нейротипичным знакомым, они начинают якобы поощрять меня «быть самой собой». Чего они не понимают, так это того, насколько сильно эта «я» отличается от той жизнерадостной, теплой личности, которую они знают. Мало кто готов к моей молчаливой манере общения и моему отталкивающему, бесстрастному выражению лица. Мало кто готов к буквальным ответам в светской беседе.

Читайте также:  Группы риска детей по развитию синдрома внезапной смерти

Я много раз пыталась быть самой собой, но постоянная негативная обратная связь, получаемая с раннего детства и в колледже, научила меня, что это моё «я» не приветствуется в нейротипичном мире. Нейротипичные люди утверждают, что ценят «настоящую натуру», но по моему опыту, давать людям действительно честную обратную связь – путь в никуда. В старших классах мне говорили, что я «всегда знаю, как сказать что-то совершенно неправильное». И я приучила себя к тому, что любой первый ответ, пришедший мне в голову, неизбежно будет неправильным, поэтому нужно подыскивать для ответа более приятные, даже лживые слова.

Притворство и связанные с ним когнитивные усилия сопровождают каждый мой выход из дома. В противном случае я рискую быть неправильно понятой и подвергнутой остракизму, от чего я и другие подобные мне люди регулярно страдают на протяжении всей нашей жизни.

В колледже казалось, что наконец-то нашлись люди, с которыми я могу быть самой собой, но так называемый друг в середине второго курса сказал мне, что «никто» больше не хочет общаться со мной, потому что я “слишком грубая». Мои ошеломление и обиду не передать словами, ведь я и понятия не имела, что они так воспринимают меня.

На одной из своих первых долгосрочных работ я столкнулась с той же проблемой. Примерно через полгода начальница отозвала меня в сторону и сказала, что «никто» никто не хочет работать со мной из-за моего «отношения». Такая обратная связь застала меня совершенно врасплох, была унизительной и деморализующей, но опять же я понятия не имела, о чём говорит начальница.

Даже сейчас, в свои 40 лет, после целой жизни наблюдений за людьми и практики социальных тонкостей, я всё ещё терплю неудачи в некоторых социальных ситуациях, потому что мое социальное поведение не инстинктивно, а отрепетировано, основано на ментальной библиотеке соответствующих реакций, которые я выбираю в реальном времени. Аутичные люди учатся хорошо угадывать, но мы никогда по-настоящему не знаем, уместны ли наши ответы. Мы живём в состоянии постоянного социального беспокойства, всегда тревожась сказать или сделать что-то не так.

Не могу описать словами, насколько больно слышать, что кто-то «не может поверить, что я не знала» о причинённом дискомфорте. Несколько лет назад моя коллега, с которым я была близка, внезапно перестала со мной разговаривать. Я умоляла её рассказать, что происходит, но она наотрез отказалась. Через пару месяцев я ушла с работы. И так не узнала, чем же так расстроило её моё отношение.

Иногда люди говорят, что я не «выгляжу» аутичной (что бы это ни значило). Я поймана в ловушку, которую называю Аутический Парадокс: я слишком аутичная, чтобы комфортно функционировать в нейротипичной среде, но слишком на вид «нормальная», чтобы получить помощь в связи с сенсорными особенностями и уединение, в которых я так нуждаюсь.

Окружающий мир наполнен вещами, способными отправить аутичного человека в штопор, например мобильные телефоны в режиме громкой связи, мерцающие флуоресцентные лампочки, сильно пахнущие спреи для тела и освежители воздуха. Если я сталкиваюсь с этими сенсорными импульсами, то мой лучший вариант – по возможности вежливо (а иногда и невежливо) покинуть область воздействия.

Но у меня есть и список маленьких побед. В моем личном деле в кабинете врача есть отметка о том, что я могу ожидать приём в дальней комнате подальше от шума телевизора. С ростом осведомлённости общества об аутизме возрастает и количество предоставленных мне аккомодаций (приспособлений к окружающей среде). Мне удалось добиться выключения музыки в ресторане, меня пересадили за угловой столик подальше от суеты.

Близкие друзья знают, что нужно предупредить меня о сенсорно перегруженной среде и предложить пойти в другое место. Надеюсь, однажды мне будет легко получить нужную помощь, сообщив об аутизме, и при этом я не столкнусь со скептицизмом.

Если человек говорит вам о своей аутичности, имейте в виду: чтобы казаться вам нормальным, он прикладывает невероятные усилия и при этом подвергается сенсорной атаке. Пожалуйста, не говорите «мне никогда бы не пришло в голову, что у вас аутизм». Это вовсе не комплимент. Это подмена фальшивым «я» реальной личности. Гораздо более ценно вместо этого сказать что-то типа «должно быть, вы прилагаете массу сил» или «могу я как-то помочь вам?».

А лучше всего так: «Я совсем ничего не знаю про аутизм. Можете рассказать?».

* в оригинале shout from the rooftops, идиома
** в оригинале turned up to 11, идиома

Кристина Кондо (Christine M. Condo) – писательница и спикер об аутизме, в 2015 году ей диагностировали расстройство аутистического спектра. Она ведет блог о своём аутичном опыте и получает степень магистра технических коммуникаций в университете Джорджа Мейсона.

Представленный выше материал – перевод текста «‘You don’t look autistic’: The reality of high-functioning autism».

Источник