Синдром аспергера код по мкб 10

Синдром аспергера код по мкб 10 thumbnail

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

Аутическое расстройство

Детский:

  • аутизм
  • психоз

Синдром Каннера

Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

Детская деменция

Дезинтегративный психоз

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

Исключен: синдром Ретта (F84.2)

F84.4

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

последние изменения: январь 1995

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

Аутическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8

Другие общие расстройства развития

F84.9

Общее расстройство развития неуточненное

Источник


DSM-IV

Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

299.80 Синдром Аспергера

А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:

  1. Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
  2. Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
  3. Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
  4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;

В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:

  1. Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
  2. Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
  3. Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
  4. Настойчивое внимание к частям объектов;

С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;

D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);

Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;

F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.

Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)

F84.5 Синдром Аспергера

Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее.
Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня.
Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).
Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.
Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме).
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.

Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)

Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:

— неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
— отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
— отсутствие понимания намёков;
— социально и эмоционально неприемлемое поведение

Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:

— исключение другой деятельности;
— повторяющееся «залипание»;
— более развитое механическое запоминание, чем логическое

Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:

— следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
— требуется от других

Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:

— задержка развития речи;
— внешне правильная экспрессивная речь;
— формальная, педантичная речь;
— плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
— нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений

Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:

— ограниченное использование жестов;
— неуклюжий/неловкий язык движений;
— выражения лица ограничены;
— неподходящие выражения;
— странный фиксированный взгляд

Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.

Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)

Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:

— нет близких друзей;
— избегает других людей;
— нет интереса к приобретению друзей;
— одиночка

Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:

— обращается к другим только со своими нуждами;
— неуклюжее социальное обращение;
— односторонние отношения со сверстниками;
— трудности в осознании чувств других;
— отстранённость от переживаний других людей

Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:

— выражения лица ограничены;
— не способен читать эмоции по выражению лица других;
— не способен передавать информацию с помощью глаз;
— не смотрит на других;
— не использует руки для самовыражения;
— жесты большие и неуклюжие;
— подходит слишком близко к другим

Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:

— нарушения в интонации;
— говорит слишком много;
— говорит слишком мало;
— неспособность включиться в разговор;
— идиосинкразическое употребление слов;
— повторяющаяся речь

Не подходит под критерии аутичного развития.
 

Источник

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

Аутическое расстройство

Детский:

  • аутизм
  • психоз

Синдром Каннера

Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

Детская деменция

Дезинтегративный психоз

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

Исключен: синдром Ретта (F84.2)

F84.4

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

последние изменения: январь 1995

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

Аутическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8

Другие общие расстройства развития

F84.9

Общее расстройство развития неуточненное

Источник

МКБ — 10

F84 Общие расстройства развития

Общие диагностические указания:

  1. Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;
  2. Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже — в первые пять лет жизни;
  3. Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;
  4. В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :
    1. детские спазмы;
    2. врождённая краснуха;
    3. туберозный склероз;
    4. церебральный липидоз;
    5. фрагильность Х-хромосомы.
  5. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
  6. При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
F84.0 Детский аутизм

Диагностические критерии

  1. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:
    1. отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
    2. отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
    3. отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
    4. нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
    5. нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
  2. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
    1. тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
    2. в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
    3. моторными стереотипиями;
    4. особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
  3. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
    D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.
  4. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
  5. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
  6. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
  7. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
  8. Четвёртый знак указывает на причину расстройства:
    F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;
    F84.02 … вследствие других причин.
    Включаются:
    • аутистическое расстройство;
    • инфантильный аутизм;
    • инфантильный психоз;
    • синдром Каннера.

    Исключается:

    • аутистическая психопатия (F84.5).
F84.1 Атипичный аутизм

Диагностические критерии:

  1. Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А — С, а именно:
    1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
    2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
    3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
  2. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх — F79.хх);
    F84.11 — …с умственной отсталостью
    F84.12 — …без умственной отсталости
    Включаются:
    • умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
    • атипичный детский психоз.
F84.2 Синдром Ретта

Диагностические критерии

  1. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
  2. Раннее развитие нормально или внешне нормально.
  3. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
  4. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
  5. Замедление роста головы.
  6. Наиболее характерно:
    1. потеря спонтанных движений рук.
    2. стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной;
    3. неполное пережёвывание пищи;
    4. одышка.
  7. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко — эпилептических припадков.
  8. Исход заболевания — тяжёлая психическая инвалидность.
F84.5 Синдром Аспергера

Диагностические критерии

  1. Сочетание признаков:
    1. расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма);
    2. двигательные дисфункции (как в F82. — )
    3. сохранные интеллект и речь,
    4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).

    Включаются:

    • аутистическая психопатия,
    • шизоидное расстройство детского возраста.

    Исключаются:

    • шизотипическое расстройство (F21),
    • простая шизофрения (F20.6),
    • нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
    • ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
    • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.

Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 «О принятии МКБ-10 с 01.01.1999».

Источник