Синдром аспергера к кому обратиться
Доброго. Не так давно я обыскивала интернет сайты посвященные психологии, пытаясь выяснить происхождение моих проблем в социальной жизни, причины неудач в личных отношениях и в целом, источники «нестандартного» взгляда на многие аспекты жизни. Наткнулась на статью описывающую синдром Аспергера. Практически вся симптоматика мне знакома не по наслышке. Начиная с, казалось бы, незначительных моментов, а-ля: отсутствие взгляда «глаза в глаза» ( я смотрю собеседнику на переносицу. если случайно возникнет кратковременный визуальный контакт — я ощущаю либо трудно сдерживаемую агрессию, либо почти панический страх. я читала, это называется «бей или беги» ), через чур явная неуклюжесть, слишком высокая чувствительность к слуховым воздействиям ( я теряю концентрацию и сильно нервничаю, если поблизости кто-то/что-то шумит ). Заканчивая такими симптомами, как: отсутствие понимания «невербалики», трудности в поддержании дружеских отношений, крайняя эгоцентричность, сосредоточенность на узком спектре интересов, трудности в интерпретации чувств, действий, мыслей других людей и прочее. Еще меня беспокоит такое описание синдрома, как — «экстремальное проявление мужского типа мышления». Я общаюсь (по работе) только с мужчинами, так как с девушками у меня нет никаких общих тем. Я мыслю во многом как мужчина, мне часто об этом говорят. У меня преобладают мужские хобби (покер, стрельба, коллекционирование холодного оружия, сноубординг и тд.) Я работаю программистом, это преимущественно мужская сфера деятельности. Я рассматриваю свой «нестандартный» взгляд на жизнь как еще один возможныйсимптом синдрома Аспергера. Я планирую пойти на прием к психологу, дабы мне помогли диагностировать (или опровергнуть) наличие этого симптома. Но есть небольшое затруднение: я читала, что этот синдром еще не очень хорошо изучен, а пошарив по интернету, я вообще не нашла каких либо центров помощи/групп поддержки.. Я могу идти на прием к любому психологу и он сможет помочь мне разобраться? Или мне нужен врач-психиатр? Или все же существуют какие то специализированные центры, с профессионалами именно в этой области? Куда обращаться? |
Вопрос задан: Анастасия; Возраст: 22 |
Отвечает психолог: Оксана Одинцова | Анастасия, Ответ отредактирован автором 18-09-2014 13:07:38 рекоммендовать:
|
Отвечает психолог: Наталия Горская | Анастасия, из вашего вопроса понятно, что вас беспокоят определенные особенности вашего способа контактирования с окружающим миром. В этом конечно важно разобраться, чтобы сделать свою жизнь более комфортной. рекоммендовать:
|
Отвечает психолог: Илья Борисович Куценко | Что-то это напоминает. Первая страница «Трое в лодке…» Дж. Лондона? рекоммендовать: |
Источник
В наше время люди с синдромом Аспергера (в народе аспергеры или аспи) встречаются достаточно часто. Зачастую окружающие воспринимают таких людей, как тяжелых в общении, несколько странных, но талантливых и неординарных. Что это за синдром, как его диагностировать и надо ли лечить?
Синдром Аспергера — болезнь или норма?
Ганс Аспергер, немецкий педиатр и психиатр, в 1944 году описал некое расстройство личности, характеризующееся, главным образом, ограничением эмпатии. Позже это расстройство получило его имя и широко известно как синдром Аспергера. Считается, что синдром — одно из расстройств аутистического спектра (РАС) (подробнее об этом). На самом деле, синдром Аспергера — это своеобразное развитие, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и эмоционально-волевой сферы при полностью сохранном интеллекте.
По каким признакам можно заподозрить синдром Аспергера?
Синдром Аспергера характеризуется:
1. Проблемами с социальным взаимодействием — отсутствие или ослабление глазного контакта, проблемы с невербальной коммуникацией (отсутствие жестикуляции, в том числе указательного жеста, бедная мимика), отсутствие спонтанности в проявлении эмоций, невозможность эмоционального ответа и т.д.
2. Проблемы с крупной моторикой, неуклюжесть (ребенок не может подпрыгивать, кидать мяч, бегать наравне со сверстниками, лазать и т.д).
3. Стереотипное поведение:
- повторяющиеся действия (моторные стереотипы);
- узкий интерес (человек концентрируется на одной теме и погружается в нее досконально. Например, если аспергер увлекается машинами, он будет изучать только машины — их устройство, виды, функции. Он будет о них читать, собирать их, говорить с вами о них. Именно эта особенность аспергеров как раз и дает им возможность прослыть гениями, ведь если все свое время и потенциал посвящать одной области, непременно станешь в ней экспертом. Некоторым повезло, и свой узкий интерес они могут применить для заработка. К сожалению, так бывает не всегда;
- ритуальность (как и другим людям с РАС, необходимо четко придерживаться определенного ритма жизни. Даже небольшое отступление от привычной рутины может стать причиной огромного стресса).
4. Речь, опережающая интеллектуальное развитие. Если ваш малыш рано и хорошо заговорил, обратите внимание на характер его речи. Важно, пользуется ли он речью для общения с вами, легко ли отвечает на вопросы, вступает ли в диалог с незнакомыми людьми, не кажется ли вам его речь слишком сложной, книжной, не живой? Обращайте внимание на интонацию. Она может быть монотонной, несколько натянутой. Иногда дети с РАС говорят слишком громко. Люди с синдромом Аспергера часто склонны к эхолалии (механическое повторение слов или целых фраз, услышанных ранее, обычно без понимания смысла). Внутренние мысли также проговариваются, что делает речь аспи еще более громоздкой, запутанной и непонятной.
Как и когда можно выявить синдром Аспергера у ребенка?
Диагностировать синдром Аспергера крайне сложно, многие живут с ним много лет и даже не догадываются о его наличие у себя. Говорят, как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых обладателей РАС. То же самое относится и к людям с синдромом Аспергера. Мы имеем дело со сложным многогранным расстройством. Особенно сложно идентифицировать синдром у детей. Но внимательная мама рано или поздно заметит, что с ребенком что-то происходит. Конечно, правильнее всего показать его специалистам. В данном случае, это врач-психиатр.
Также существуют специальные тесты на определение синдрома Аспергера у детей и взрослых. Разумеется, результат не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но прохождение теста поможет вам оценить, насколько критичны некоторые аутичные проявления у вашего ребенка.
Ведь часто дети с синдромом Аспергера считаются избалованными, невоспитанными, неудобными, эгоистичными.
Бывает, что родители из лучших побуждений пытаются давить на ребенка, проводить какие-то воспитательные мероприятия. Но они не имеют успеха, а часто даже ухудшают ситуацию, поскольку малыши аспи и сами не могут объяснить своих действий, не понимают, почему ими не довольны окружающие. С такими детьми нужно быть очень терпеливым и гибким. Если родителям сложно перестроиться, стоит поискать помощь извне, например, обратиться к психологу.
Как живется с синдромом Аспергера?
Чтобы лучше понять, каково людям с синдромом Аспергера, обратимся к ним самим. Вот что вспоминает о своем детстве уже взрослая участница одного из форумов для людей с аутизмом.
«Представьте, что вы попали в китайский глухой городишко, и все люди на одно лицо. Все от вас чего-то немедленно и постоянно хотят, говорят знакомые звуки, но они означают совсем другие слова, и вы никак не можете привыкнуть есть палочками! Вы повторяете за ними их ритуалы, вам кажется, что вы делаете очень похоже, но все смеются! Они считают вас странным и несколько тупым существом, поэтому не церемонятся и тычут постоянно в вас пальцами. А сами простой задачки не решат, постоянно делают ошибки в письме. Еда невкусная, острая, пряная, очень соленая! А все спокойно едят и еще присаливают! Да, вот так поживите неделю и получите расстройство, а через год — депрессию. А я живу 43 года. В реальной жизни я не могу пить чай — он очень горький. И сок не могу, он едкий, пью только воду. Ем простую пищу и только раздельно. Я закончила школу почти на все пятерки, кроме пения и физкультуры. Я не инвалид, нет, я художник-мультипликатор и даже имею международные награды. Но битьем синдром Аспергера не лечится, увы».
В связи с патологическим отсутствием эмпатии, аспергерам сложно поддерживать дружеские отношения с людьми. Помните об узких интересах? Аспи может увлеченно рассказывать вам о гончарном искусстве древних славян, нимало не интересуясь, занимает вас эта тема или нет. А рассказы такие могут длиться без преувеличения часами. Кроме того, он совершенно не сможет разобраться, говорите вы правду или лжете, расстроены или веселы. Шутки, намеки, скрытые смыслы — все это вне зоны понимания.
За свою жизнь аспергеры учатся понимать, как реагировать на определенные моменты, даже знают, какое выражение лица применимо к данной ситуации, но все это они постигают интеллектуально, а не интуитивно, как большинство. Просто заучивают, как мы учим иностранный язык и чуждые нам традиции.
Кроме того, в связи с разнообразными нарушениями восприятия, они подвергаются постоянной сенсорной перегрузке. Обыденный для нас с вами поход в магазин может обернуться для человека с синдромом Аспергера настоящей пыткой. Ведь он зачастую боится громких звуков, резких движений, случайных прикосновений. Многие родители жалуются, что их дети-аспи не дают стричь волосы и ногти, мыть голову, очень избирательны в еде, например, не переносят красные продукты, не пробуют нового, остро реагируют на запахи.
Но самое главное, аспергерам очень тяжело общаться со сверстниками, в особенности это касается детей. Ведь они все воспринимают буквально (игру, шутки, дразнилки). Им нужен алгоритм действий для каждой ситуации, поскольку интуитивно они реагировать не могут. Но разработать такой алгоритм невозможно. Многие взрослые с аутистическими расстройствами вспоминают, что в детстве боялись своих сверстников, потому что не знали, чего ожидать от них.
Вот что рассказывает уже взрослая девушка с синдромом Аспергера Вероника Беленькая о своем детстве:
«Если ребенок аутичен, то он не всегда сможет отделить источники шума один от другого. Другие дети, вероятнее всего, его напугают — в свое время мне показалось, что эти дети безумны, я совершенно не понимала их действия и не понимала, что им от меня надо. Правила не всегда понятные, не всегда ясно что можно, а что нельзя делать, как следует задать вопрос. Отвечать словами я тоже не могла. Для своего возраста я была довольно развитым ребенком, но в экстренной ситуации я не могла сформулировать даже очень короткий ответ. Часто я пыталась рассказать отцу о том, что происходит в садике. Мне удавалось пересказывать отдельные моменты, те, которые меня больше всего пугали. Он говорил мне, что отвечать в таких ситуациях. Но проблема была в том, что таких ситуаций больше не было. Каждый случай был уникален, а ответ был только один, тот, который отец дал мне для конкретного случая».
Как помочь ребенку с синдромом Аспергера?
Вряд ли стоит считать людей с синдромом Аспергера больными. Это совершенно здоровые, высокоинтеллектуальные, работоспособные люди, которые испытывают ряд сложностей, в преодолении которых им можно помочь. Разумеется, на протяжении жизни они встречаются с непониманием, неприятием. Часто на проявления синдрома накладываются сопутствующие психологические проблемы, вызванные неблагоприятным окружением. И мы снова утыкаемся в столь актуальный сейчас вопрос — создание благожелательной среды для людей с особенностями развития.
На самом деле все не так сложно.
Заметив аспергера в нашем окружении и приняв его странности, мы дадим ему возможность нормально развиваться в социуме.
Так как, по сути, синдром Аспергера не является болезнью, вылечить его не получится. Но можно отлично его компенсировать, особенно, если рано распознать. С помощью различных терапий совершенно реально помочь ребенку побороть свои страхи, справиться с моторной неловкостью и повышенной тактильной чувствительностью, адаптировать его социально, показать, как правильно реагировать, общаться. Самое главное, чтоб ребенок научился уживаться со своей необычной природой, а нарушения развития не помешали ему находить близких людей и заниматься тем, что ему по душе. И этого можно добиться.
Для начала, неплохо пройти и общие обследования, посетить невролога и психиатра. Возможно, ребенку пригодятся некоторые поддерживающие препараты. Но при этом важно понимать, что никакие лекарства вылечить синдром Аспергера не смогут, они смогут подкорректировать некоторые проблемы, такие как излишняя импульсивность, утомляемость, тревожность. Но основное — это планомерные занятия по разным направлениям.
Синдром Аспергера — это комплекс различных нарушений. Поэтому и подход к компенсации должен быть комплексным.
И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем. Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь. Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.
Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.
Кто из людей с синдромом Аспергера добился известности?
Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов. Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог. Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.
Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера
Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.
Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.
И наконец, это центры, куда можно обратиться за помощью, поддержкой, консультацией:
Источник
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Что такое синдром Аспергера?
Что такое синдром Аспергера?
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы
Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
- 50% получают высшее образование.
- 12% находят работу на полный рабочий день.
- 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
- 3% живут самостоятельно.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы
Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Синдром Аспергера: причины
Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: диагностика
Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
Синдром Аспергера: лечение
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством
- Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
- Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
- Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
- Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
- Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
- Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
- Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
- И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник