Синдром аспергера и аутизм одно и тоже

Синдром аспергера и аутизм одно и тоже thumbnail

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Источник

Много разных аутизмов, один спектр аутизма
Аутизм – «расстройство спектра», и это означает, что у людей с аутизмом широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом «расстройство аутистического спектра» имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?

Как менялся диагноз «аутизм» в последние годы?
В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» IV версии с 1994 года по май 2013 года аутизм был представлен пятью различными диагнозами: «Синдром Аспергера», «Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «Аутистическое расстройство», «Детское дезинтегративное расстройство» и «Синдром Ретта».

К сожалению, такие диагнозы сбивали с толку. Существовали не только трудности с их определением: ещё разные врачи выбирали разные диагнозы для одних и тех же пациентов. Для пояснения диагнозов практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как «тяжёлый аутизм», «лёгкий аутизм» и «высокофункциональный аутизм». Однако эти термины вовсе не являются диагнозами; это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителям и учителям статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть «лёгкий» или «тяжёлый» аутизм.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?
В 2013 году была опубликована пятая версия «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». И в нём существует только одно «расстройство аутистического спектра».

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом «аутизм» подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как «невербальный», призваны сделать диагностику проще и понятнее.
Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины, некоторые из которых яснее, чем «расстройство аутистического спектра уровень II». Действительно, даже врачи и другие специалисты, возможно, используют в речи такие термины как синдром Аспергера, а новый код спектра аутизма – для выставления счетов.

Читайте также:  Синдром перимедуллярного кольца почки на узи

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.

autism

Что такое «спектр аутизма»?
Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.

До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали «аутистическое расстройство», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «синдром Аспергера», «дезинтегративное расстройство детства» и «синдром Ретта».

Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как ПРР-БДУ и синдром Аспергера.

Что такое «первазивные расстройства развития»?
Первазивное расстройство развития – это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, возможно вы слышали данный термин от эксперта или врача, но в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

• Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
• Термин был синонимом «расстройство аутистического спектра».
• Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкого до тяжёлого.

Что такое «синдром Аспергера»?
Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высоком функциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из «Диагностического руководства» в 2013 году, но практически все в аутическом сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, но у них присутствуют значительные трудности в социальном общении.
Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом «с причудами», расстройство иногда называют «синдромом гика» «или «синдром маленького профессора».

Основные моменты:

• Синдром Аспергера больше не диагноз.
• Термин «синдром Аспергера» использовался и до сих пор часто используется для описания людей с «высокофункциональным аутизмом».
• У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном общении.
• У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
• Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначены как «расстройство аутистического спектра уровень I».

Что такое «лёгкий аутизм»?
Термин «лёгкий аутизм» не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем «синдром Аспергера» или «аутизм». Когда люди используют термин «лёгкий аутизм», они подразумевают людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но у которых сильные вербальные навыки и мало поведенческих проблем.

Однако у этих людей могут быть серьёзные проблемы с социальной коммуникацией. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных сигналов (громкий шум, яркий свет и т.д.).

Основные моменты:

• Лёгкий аутизм – по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
• Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не справятся со сложными социальными ситуациями.
• Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими «расстройство аутистического спектра уровень I».

Что такое «высокофункциональный аутизм»?
Как и «лёгкий аутизм», высокофункциональный (иногда сокращенный до ВФА) – это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия «аутизма» от «синдрома Аспергера».

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствует задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера нормальное речевое развитие. В настоящее время диагноза «синдром Аспергера» нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

• Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется «расстройство аутистического спектра уровень I».
• В отличие от людей, которым был поставлен диагноз «синдром Аспергера», речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
• Высокофункциональный аутизм (как синдром Аспергера и лёгкий аутизм) – явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям школы и ожиданий в рабочем коллективе, даже с проведением досуга.

Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений – это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы ПРР-БДУ сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, диагностическая категория больше не существует. Однако новый диагноз «Социально-прагматическое расстройство» может стать новой диагностической всеобъемлющей категорией.

Читайте также:  Что такое менструальный синдром токсического шока

Основные моменты:

• Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений не является диагнозом c 2013 года.
• ПРР-БДУ был некой диагностической свалкой для расстройств с симптомами аутизма, но не соответствующих полностью критериям аутизма.
• У людей с ПРР-БДУ бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
• Люди, которым диагноз «ПРР-БДУ» был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» с уровнем I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.

Что такое «тяжёлый аутизм»?
Тяжелый аутизм – это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и с интеллектуальной инвалидностью, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

• Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра уровень III».
• Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
• Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
• Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое «синдром Ретта»?
Синдром Ретта – генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.

У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.

Основные моменты:

• Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
• Синдром Ретта – генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
• Синдром Ретта бывает только у девочек.
• Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.

Что такое «расширенный фенотип аутизма»?
Термин «расширенный фенотип аутизма» применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь слегка. Иногда их называют «теневыми симптомами». Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность однообразия и рутины, высокую степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных «атак».

Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социальной коммуникации и решении сенсорных проблем.

Основные моменты:

• Существует «расширенный фенотип аутизма», включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
• У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
• Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.

Не всегда полезно опираться на термины аутизма
Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Потому что каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что что вам известно значение конкретного термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.

Представленный выше материал – перевод текста «What Are the Different Types of Autism?».

Источник

Синдром Аспергера является одним из нескольких подтипов аутизма, которые были сложены в единый диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС).

Синдром Аспергера считается самым «высоко функциональным» из всего спектра. Дети и взрослые с этим синдромом испытывают сложности с коммуникацией и неспособностью понять невербальные сигналы. Они не понимают намеков и юмора, воспринимают всё буквально или начинают теряться в гипотезах, что означает то или иное высказывание.

Аспергеры имеют ограниченный круг интересов или повторяющееся поведение, однако у них нет существенной задержки речевого и психоречевого развития.

Синдром Аспергера

Наоборот, в интеллектуальном развитии часто опережают своих сверстников, некоторые «аспергеры» демонстрируют преждевременный словарный запас — часто в узкоспециализированной области.

Как диагностируется синдром Аспергера

Следующие модели поведения часто связаны с синдромом Аспергера.

Тем не менее, они редко все присутствуют в одном человеке и сильно различаются по степени:

  • Непонимание правил коммуникации, ведет к отсутствию или неадекватному социальному взаимодействию;.
  • «Роботизированная» или повторяющаяся речь.
  • Проблемы с невербальным общением (жесты, выражение лица и т.д.). «Аспи» не понимают мимики и эмоций других людей.
  • Неспособность понять социальные, эмоциональные проблемы или логические фразы.
  • Отсутствие контакта глаз.
  • Отсутствие взаимного разговора. Они не понимают, интересен ли собеседнику разговор.
  • Могут впадать в ступор, когда с ними кто-то здоровается, т.к. «аспи» трудно определиться с вариантом ответа.
  • Одержимость конкретных, часто необычных тем.
  • Односторонние разговоры, тенденция обсуждать себя, а не других. Разговор у людей с синдромом Аспергера часто идет только в узкой области, говорить они могут часами и переключить их на другую тему зачастую невозможно.
  • Монотонные, повторяющиеся движения — стереотипии. Например: раскачивания, странные движения руками, прыжки, излишняя подвижность, моргания и т.д.Аутизм, странные игры
  • Социальный дальтонизм. Аспергеры могут слишком громко разговаривать, не соблюдать дистанцию при разговоре с собеседником, подходить к нему вплотную.
  • Излишняя прямолинейность, отсутствие лжи. Они могут сказать обидные вещи, не подразумевая, что человек может обидеться. Например, что вы поправились и нужно похудеть или что суп не вкусный и другие вещи, которые никто не говорит вслух. Сами же аспергеры никогда не затаивают обиду, это чувство им просто не свойственно.
  • Неспособность инстинктивно реагировать на такие «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, ухмылка, грусть, злость и др.
Читайте также:  Синдром истощения фолликулярного аппарата яичников

Симптомы детей в возрасте 2-4 лет с синдромом Аспергера часто путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  Действительно, у маленьких детей многие симптомы схожи – излишняя подвижность, плохая обучаемость, непослушание и т.д.

Пребывание в «своем мире» можно спутать с плохой концентрацией внимания и рассеянностью. Когда ребенку исполняется 5-6 лет становится ясно, что их трудности в развитии обусловлены в большей мере неспособностью общаться, чем неспособностью сосредоточить свое внимание.

Статьи в тему: 1. Что такое классификация МКБ 10 и как идентифицировать аутизм; 2. Классификация, виды аутизма по DSM-V

Отличие синдрома Аспергера от раннего детского аутизма

В отличие от РДА при синдроме Аспергера не наблюдается существенного отставания в речевом развитии. Наоборот, маленькие аспергеры, как правило, начинают говорить очень рано (1-1,5 года), или же молчат до 3-3,5 лет, а потом начинаю говорить даже лучше своих сверстников, более сложными оборотами и демонстрируют достаточно высокий уровень интеллекта.

Особенно для синдрома Аспергера хараткерно то, что их узконаправленный интеллект при хорошей сохранной памяти позволяет в определенном направлении очень высоко демонстрировать свои знания.

Поэтому складывается впечатление, что Аспергеры имеют более высокий уровень развития, интеллект, чем другие люди. На самом же деле, в большинстве случаев общий уровень интеллекта – ниже нормы, но в узконаправленной тематике (математика, программирование, история и т.д.) человек с этим синдромом может стать гением.

Статья в тему: Аутизм и синдром Дауна — в чем разница

Мозг

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушария. Левая часть отвечает за логическое мышление, за язык, за математические операции, правая за музыку и творческие способности. Наш мозг постоянно использует оба полушария, которые соединены через так называемый «мостик» – мозолистое тело, через которое происходит обмен информацией. Если отключить этот «мостик», каждое полушарие начнет работать отдельно, человек будет видеть правым глазом одно, левым – другое. Картинка не будет целостной, изображение получится как в разбитом зеркале. То же самое примерно произойдет и со слухом.

На этом примере можно понять, почему люди с синдромом Аспергера отличаются от нормотипичных людей, почему они реагируют на этот мир иначе, не так как все мы.

Известные люди с синдромом Аспергера

Хотя люди с синдромом Аспергера и испытывают трудности в общении, но это совсем не мешает им добиваться значимых позиций в обществе.

Как, например:

Дон Принц-Хьюз – антрополог, занимается лечением обезьян, приматов. Она пишет, что когда в детстве в зоопарке увидела обезьян, то впервые в жизни смогла «отдохнуть душой». Работники зоопарка заметили, что Дон Принц-Хьюз уделяет много времени приматам, и даже какую-то роль сыграли в том, чтобы она получила школьный аттестат, поступила в колледж и соответственно, потом уже занялась антропологией.

Клей Марзо – серфер, он тоже является Аспергером. В детстве ему просто нравилось заниматься серфингом, хотя окружающие считали это не серьезным занятием. Тем не менее, Клей Марсо начал заниматься этим профессионально и достиг больших успехов – в 10 лет он выиграл первое соревнование по плаванию, в 15 победил на чемпионе по серфингу.

Дэрил Ханна – как ни странно является актрисой, хотя Аспергерам не свойственны профессии, что связаны с общением и перевоплощением.

Сотоси Тадзири – создатель серии «Покемонов», в детстве увлекался коллекционированием и изучением различных насекомых. Даже создавал ловушки для них. В подростковом возрасте у Сатоси появилось новое увлечение – видеоигры. Он забросил учебу, и вошел в игровой бизнес. Далее он начал создавать видеоигры.

И это только маленькая часть успешных людей, которым не помешал диагноз, на самом деле известных Аспергеров намного больше. Главное не опускать руки родителям, педагогам, родным, верить в своих детей, любить их, гордиться и найти в них сильную сторону, чтобы учить и развивать в нужном направлении.

Источник