Синдром аффективных расстройств в детском возрасте

Синдром аффективных расстройств в детском возрасте thumbnail

Клинически очерченные аффективные расстройства не возникают у летей младше 12-14 лет, так как незрелость личностной структуры не лопускает формирования типичных расстройств, хотя Т.П.Симпсон наблюдала депрессивное состояние в 2-летнем возрасте.

Однако аффективные расстройства у детей отличаются от состояний взрослых, поэтому часто оцениваются неадекватно. В клинических проявлениях аффективных расстройств не содержится типичных симптомов, наблюдаемых у взрослых. У детей ведущими являются вегетативные и соматические симптомы. Так, при депрессиях чаще наблюдаются нарушения сна и питания, фовождающиеся вялостью и медлительностью.

У детей отмечаются нарушения засыпания, ночные страхи, страхи темноты, жалобы на неприятные ощущения в теле, животе, груди. Обычно изменяется внешний вид: больные выглядят бледными, утомленными, похудевшими, дшается аппетит до полного исчезновения, появляются запоры. Дети отказываются от игр, контактов с другими детьми, становятся капризными, плаксивыми будто бы без причины.

У младших школьников собственно психический компонент депрессий более отчетлив: на фоне вегетативно-соматических нарушений появляются затруднения в обучении, они становятся медлительными, жалуются на слабость, становятся менее общительными, хмурыми, молчаливыми, часто появляется не свойственная ранее робость, застенчивость.

Симптоматика часто нарастает волнообразно. Считается, что средняя продолжительность депрессивных состояний — 8-10 нед.

Маниакальные состояния у детей, несмотря на атипичность проявлений, более заметны, так как наблюдаются нарушения поведения: свойственные детям живость и веселость во время игр усиливаются, дети становятся расторможенными и неуправляемыми. Ребенок делается неутомим, не знает меры в своей деятельности, не может соразмерить свои возможности.

Внешне дети выглядят оживленными: лицо часто гиперемировано, глаза блестят, постоянно раздается смех, речь ускорена.

Диагностика облегчается, если течение болезни становится биполярным.

Аффективные расстройства у подростков с возраста 10-12 лет по клиническим проявлениям мало отличаются от аффективных расстройств у взрослых. В этом возрасте девочки заболевают в 3 раза чаще, чем мальчики, и заболевание чаще начинается с депрессивного состояния. У подростков наблюдаются,, заторможенность в моторике и речи, снижение активности, нерешительность, вялость, пассивность, появляются достаточно осознанные переживания тоски, апатии, подавленности, грусти, с^куки или тревоги, беспокойства, невозможности сосредоточиться, интеллектуальной притупленности.

Депрессии у подростков могут протекать в виде подростковых депрессивных эквивалентов. А.Е.Личко выделял делинквентный вариант, характеризующийся возникновением не свойственных ранее подростку форм поведения, с конфликтами, стремлением делать «на зло», отказами от посещения школы, вхождением в асоциальные компании.

А.Е.Личко подчеркивал, что на всем поведении лежит как бы печать отчаяния, подростки склонны к аутоагрессии и суицидальным попыткам.

Ипохондрический эквивалент проявляется различными ипохондрическими жалобами, подростки раздражительны, плаксивы, говорят только о болезни, уклоняются от посещения школы. Выделяют еще несколько вариантов эквивалентов подростковой депрессии.

При маниакальных состояниях наряду с гиперактивностью, повышенным самочувствием, стремлением к деятельности, неутомимостью и отвлекаемостью обнаруживаются психопатоподобные формы поведения. Психопатоподобное поведение проявляется не только в нарушениях школьной дисциплины, но и в алкоголизации, правонарушениях, агрессии. Такие больные грубы, развязны, с расторможенными влечениями и склонностью к различным эксцессам. Достаточно четко выступает сезонность аффективных расстройств.

Источник

Мании и депрессии могут быть и у детей самого раннего возраста.

Возможность развития у детей аффективных расстройств долгое время была под сомнением из-за общей незрелости и неустойчивости эмоциональной сферы в детсвком возрасте.

Однако сейчас большинство психиатров признают существование эмоциональных нарушений у детей даже в самом раннем возрасте.

Особенности аффективных расстройств у детей

Аффективные расстройства у детей проявляются изменениями настроения — от подавленного до чрезмерно повышенного, что сопровождается, соответственно, снижением или повышением моторной и речевой активности.

Более того, у детей старше трех лет могут появляться галлюцинации, ощущение деперсонализации и кататонические явления (возбуждение или, наоборот, ступор).

Аффективные расстройства у детей, как правило, имеют фазное течение с ярко выраженными приступами, которые могут быть однократными или повторяющимися.

Также расстройства могут быть монополярными или биполярными, в зависимости от выраженности периодов мании и депрессии.

Особое значение имеет появление аффективных расстройств у детей в возрасте от 12 до 20 месяцев. Совпадение эмоционального расстройства с критическими моментами развития ребенка может привести к психическому истощению и, как следствие, замедлению нормального развития и даже регрессу навыков у ребенка.

Депрессии у детей

Депрессивные состояния у детей могут развиваться с первых лет жизни. Депрессии, как правило, приступообразны, и один приступ может продолжаться до трех-пяти недель. В редких случаях депрессивное состояние может сохраняться до полугода.

Приступы начинаются с постепенного появления и развития безучастности, апатии, двигательной вялости, снижения настроения.

У ребенка могут наблюдаться длительные периоды плача без видимых на то причин. Его поведение меняется: ранее активные и общительные, дети становятся молчаливыми и замкнутыми, отказываются от общения и игр, с трудом встают по утрам. Речь их становится тише, а фразы короче. Частым признаком депрессии становятся нарушения сна и снижение аппетита.

Периоды подавленности и заторможенности могут сменяться некоторым оживлением и беспокойством, возникающим, как правило, в вечернее время. При этом повышение активности ребенка диссонирует с его плохим самочувствием и болезненным, утомленным внешним видом.

Мании у детей

Проявление мании, наоборот, выражается в повышенной активности и веселости, сопровождается двигательным беспокойством, дети начинают чересчур часто баловаться, гримасничать.

Они становятся более общительными, речь их тороплива, в разговоре они постоянно перескакивают с темы на тему, не могут долгое время сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок становится практически неуправляемым, критическое отношение к своим поступкам снижается, исчезает стыдливость, а ей на смену приходит бесцеремонность.

Общее беспокойство и повышенная активность приводят и к нарушениям сна — дети с трудом засыпают, от дневного сна отказываются совсем. При этом создается впечатление, что они совсем не устают. Период мании или гипомании может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Лечение аффективных расстройств у детей

Учитывая риск влияния аффективных расстройств, проявившихся в раннем детстве, на общее развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы в будущем, при проявлении упомянутых симптомов лучше обратиться за консультацией к специалистам — детскому психологу или психиатру.

Источник

Îñîáåííîñòè àôôåêòèâíûõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü.

Íàáëþäàþòñÿ ýòè ðàññòðîéñòâà íàñòðîåíèÿ íå òîëüêî ó âçðîñëûõ, íî, õîòÿ è çíà÷èòåëüíî ðåæå, ó ïîäðîñòêîâ è äåòåé. Ìëàäøå 3 ëåò ýòè ðàññòðîéñòâà íå îáíàðóæèâàþòñÿ. Åäèíè÷íûå òèïè÷íûå ñëó÷àè âñòðå÷àþòñÿ â 7–10 ëåò. Îíè è ó ïîäðîñòêîâ íàáëþäàþòñÿ îòíîñèòåëüíî ðåäêî (2,4%), îäíàêî ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èç-çà àòèïè÷íîé ñèìïòîìàòèêè íå âñå ñëó÷àè ðàñïîçíàþòñÿ. Ñðåäè âñåõ çàáîëåâøèõ àôôåêòèâíûì ïñèõîçîì òîëüêî ó 8,2% îí äèàãíîñòèðóåòñÿ äî 19 ëåò. Íàèáîëåå ÷àñòî îíè âïåðâûå âîçíèêàþò âî âðåìÿ âîçðàñòíîãî êðèçà ó ïîäðîñòêîâ. Âîçìîæíî, ÷òî íàèáîëåå ÷àñòî àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ ïðîÿâëÿþòñÿ â íåðàçâåðíóòîé ôîðìå öèêëîòèìèé, à òàêæå â ôîðìå ïîâåäåí÷åñêèõ è ñîìàòè÷åñêèõ ýêâèâàëåíòîâ. Íà÷èíàÿ ñ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, äåâî÷êè çàáîëåâàþò ÷àùå ìàëü÷èêîâ.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Ïðèñòóïû (ôàçû) íàðóøåííîãî íàñòðîåíèÿ ìîãóò áûòü åäèíè÷íûìè â òå÷åíèå âñåé æèçíè èëè ïîâòîðÿòüñÿ íåîäíîêðàòíî. Îäíè áîëüíûå ñòðàäàþò òîëüêî ôàçàìè ñíèæåííîãî íàñòðîåíèÿ (äåïðåññèÿìè) èëè ïîâûøåííîãî íàñòðîåíèÿ (ìàíèÿìè), ÷òî íàçûâàåòñÿ óíèïîëÿðíûì ðàññòðîéñòâîì íàñòðîåíèÿ. Ó äðóãèõ áîëüíûõ âñòðå÷àþòñÿ êàê äåïðåññèè, òàê è ìàíèè (áèïîëÿðíîå ðàññòðîéñòâî íàñòðîåíèÿ).  ÷àñòè ñëó÷àåâ âìåñòî ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ íà ïåðåäíèé ïëàí âûñòóïàþò ñîìàòè÷åñêèå ñèìïòîìû: ãîëîâíûå áîëè, àñòåíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, íåïðèÿòíûå èëè áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ â ãðóäè è ò. ä. Òàêèå ñîñòîÿíèÿ íàçûâàþòñÿ ìàñêèðîâàííüøè äåïðåññèÿìè, èëè ìàíèÿìè.

Читайте также:  Корнерегель от синдрома сухого глаза

Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà ìîãóò áûòü ëåãêèìè, óìåðåííûìè è òÿæåëûìè.

Ìàíèàêàëüíàÿ (ãèïîìàíèàêàëüíàÿ) ôàçà.

Åå òèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ èç ïîâûøåííîãî íàñòðîåíèÿ, äâèãàòåëüíîãî îæèâëåíèÿ, ìíîãîðå÷èâîñòè, ïåðåîöåíêè ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè. Ó ïîäðîñòêîâ è äåòåé ÷àùå ïðåîáëàäàþò øàëîñòè, ÷ðåçìåðíàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, íåóåìíîå ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ, ïîäâèæíûì èãðàì ñî ñâåðñòíèêàìè, íåóìåñòíîé è øóìíîé âîçíå. Íåðåäêî ìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ íàçîéëèâîñòüþ, áåñöåðåìîííîñòüþ, öèíè÷íîñòüþ, çàäèðèñòîñòüþ, à èíîãäà ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ è äàæå çëîáíîñòüþ, ãíåâëèâîñòüþ è àãðåññèâíîñòüþ. Ïðàêòè÷åñêè âñåãäà èìåþùååñÿ óñêîðåíèå òå÷åíèÿ ìûñëåé íàõîäèò ñâîé âûõîä â íåïðåêðàùàþùèõñÿ êîììåíòàðèÿõ î ïðîèñõîäÿùåì âîêðóã, áåñêîíå÷íûõ âîïðîñàõ, ñîâåòàõ, óêàçàíèÿõ îêðóæàþùèì, à òàêæå â ïåíèè è äåêëàìèðîâàíèè ñòèõîâ. Îòñóòñòâóåò ñîçíàíèå áîëåçíè, íåò ÷óâñòâà óñòàëîñòè, óòîìëåíèÿ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñíà êîðîòêà (íå áîëåå 2–4 ÷àñîâ). Óñèëåíèå âëå÷åíèé ïðîÿâëÿåòñÿ ïðîæîðëèâîñòüþ, êîòîðîå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîõóäàíèåì. Áîëüíûå òàêæå ñåêñóàëüíî ðàñòîðìîæåíû, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ èíòåíñèâíûì îíàíèçìîì, â òîì ÷èñëå è ãðóïïîâûì. Âîçìîæíî âîçíèêíîâåíèå ñòðåìëåíèé ê ãîìîñåêñóàëüíûì è ãåòåðîñåêñóàëüíûì êîíòàêòàì, â òîì ÷èñëå è ïîïûòêè ê ñåêñóàëüíîé àãðåññèè. Ó ÷àñòè áîëüíûõ ñîìàòè÷åñêèå ñèìïòîìû îêàçûâàþòñÿ áîëåå âûðàæåííûìè, ÷åì àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ãèïîìàíèàêàëüíîé èëè áîëåå âûðàæåííîé ìàíèàêàëüíîé ôàçû ñîñòàâëÿåò ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ íåñêîëüêî íåäåëü.

Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ãèïîìàíèàêàëúíûõ ôàç çàêëþ÷àþòñÿ â òîì, ÷òî ñ âîçðàñòîì óìåíüøàåòñÿ ÿðêîñòü ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ïðîÿâëåíèé è ñîìàòè÷åñêèõ íàðóøåíèé, íàðàñòàåò äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, óñèëèâàþòñÿ âëå÷åíèÿ, ïîÿâëÿþòñÿ äèñôîðè÷åñêèå îòòåíêè íàñòðîåíèÿ èëè àñîöèàëüíûå òåíäåíöèè â ïîâåäåíèè. Ó ïîäðîñòêîâ íàèáîëåå ÷àñòî ýòà ôàçà ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâåäåí÷åñêèìè ýêâèâàëåíòàìè, êîòîðûå âûðàæàþòñÿ â øêîëüíûõ ïðîãóëàõ, ïîáåãàõ èç äîìà, ÷ðåçìåðíîé çàíîñ÷èâîñòè è äðà÷ëèâîñòè, à òàêæå àëêîãîëèçàöèè, îáíàæåííîé ñåêñóàëüíîñòè.

Äåïðåññèâíàÿ ôàçà.

Êëàññè÷åñêàÿ ôîðìà äåïðåññèè õàðàêòåðèçóåòñÿ òðèàäîé ïðèçíàêîâ: ñíèæåííûì íàñòðîåíèåì, ïàäåíèåì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè è çàìåäëåíèåì ìûøëåíèÿ. Ó ïîäðîñòêîâ è äåòåé ÷àùå âìåñòî òîñêè âðåìåíàìè èëè ïîñòîÿííî ïîÿâëÿþòñÿ çëîáíîñòü, ìðà÷íîñòü èëè óãðþìîñòü. Ïðè ýòîì èõ ðàçäðàæåíèå íàïðàâëåíî íå íà ñåáÿ, à íà îêðóæàþùèõ, è ïîâåäåíèå íåðåäêî ñòàíîâèòñÿ àãðåññèâíûì. Ó äåòåé ìîæåò íàáëþäàòüñÿ óòîìëÿåìîñòü, «ñêó÷íîå íàñòðîåíèå». Äâèãàòåëüíàÿ çàòîðìîæåííîñòü – áîëüøàÿ ðåäêîñòü. Ó÷àñòèå æå â øêîëüíûõ çàíÿòèÿõ, íàñòîëüíûõ èãðàõ ñòàíîâèòñÿ ìåíåå ïðîäóêòèâíûì, çàòðóäíÿåòñÿ îáùåíèå. Äåòè îòêàçûâàþòñÿ èãðàòü â æèâûå ýìîöèîíàëüíûå èãðû. Âîçíèêàþùèå èäåè ñîáñòâåííîé ìàëîöåííîñòè, ñàìîîáâèíåíèÿ, ñàìîóíè÷èæåíèÿ ëèøåíû ñåðüåçíîé àðãóìåíòèðîâàííîñòè, îïèðàþòñÿ íà íåñêîëüêî èëè äàæå îäèí ôàêò èç æèçíè áîëüíîãî.

Äàæå ó äåòåé ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ìûñëè î ñàìîóáèéñòâå, ïðè ýòîì îíè îñîáåííî óïîðíû ïðè íàëè÷èè ãëóáîêîé òîñêè, îò÷àÿíèÿ èëè âûðàæåííûõ èäåÿõ âèíîâíîñòè.  çàâèñèìîñòè îò ïðåîáëàäàþùåé ñèìïòîìàòèêè îïèñûâàþòñÿ ìåëàíõîëè÷åñêèé, èïîõîíäðè÷åñêèé, àñòåíîàïàòè÷åñêèé, äåïåðñîíàëèçàöèîííûé è òðåâîæíûé âàðèàíòû. Îäíàêî íàèáîëüøèå òðóäíîñòè äëÿ ðàñïîçíàâàíèÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîìàòè÷åñêèé è ïîâåäåí÷åñêèé ýêâèâàëåíòû. Ïðè äåïðåññèÿõ ìîãóò èìåòü ìåñòî ñîìàòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà: æåëóäî÷íî-êèøå÷íàÿ ñèìïòîìàòèêà (áîëè â æèâîòå, äèñïåïñè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, òîøíîòà è äð.), ãîëîâíûå áîëè, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ïðîÿâëåíèÿ (ëàáèëüíîñòü ïóëüñà, òàõèêàðäèÿ, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â ãðóäè), ðàññòðîéñòâî ñíà. Âî âðåìÿ äåïðåññèè îáîñòðÿþòñÿ èëè âïåðâûå îáíàðóæèâàþòñÿ ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà: áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåéðîäåðìèò, ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà èëè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, îæèðåíèå. Åñëè ôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû ìàñêèðóþò íåâûðàæåííûå ïðîÿâëåíèÿ äåïðåññèè, ÷òî õàðàêòåðíî äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ, òî â ýòîì ñëó÷àå äèàãíîñòèðóåòñÿ ñîìàòè÷åñêèé ýêâèâàëåíò, èëè ëàòåíòíàÿ (ñîìàòèçèðî-âàííàÿ) äåïðåññèÿ. Äëÿ ïîäðîñòêîâ è äåòåé òèïè÷íî òàêæå, êîãäà íà ïåðâîå ìåñòî â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå âûñòóïàþò îòêàç îò ïîñåùåíèÿ øêîëû, óõîäû èç äîìà, áðîäÿæíè÷åñòâî, ðàçðûâ ñ äðóçüÿìè, ïðèñîåäèíåíèå ê àñîöèàëüíîé êîìïàíèè, êîíôëèêòíîñòü, àãðåññèâíîñòü, ñîâåðøåíèå àíòèñîöèàëüíûõ ïîñòóïêîâ. Ýòè ñëó÷àè íàçûâàþòñÿ ïîâåäåí÷åñêèìè (äåëèíêâåíòíüøè) ýêâèâàëåíòàìè äåïðåññèè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äåïðåññèâíûõ ôàç â äåòñêî-ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Îíà â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 1–4 íåäåëè. Äåïðåññèÿ ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ ïñèõîìîòîðíûì âîçáóæäåíèåì, ñòðàõàìè, òðåâîãîé, äèñòèìèÿìè è ñîìàòè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè, ñî÷åòàþùèìèñÿ ñ áîëåâûìè îùóùåíèÿìè.

Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè äåïðåññèè.

 ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ïðåîáëàäàþò ñîìàòè÷åñêèå è ïñåâäîðåãðåññèâíûå ðàññòðîéñòâà, â ìëàäøåì äîøêîëüíîì – íåâðîçîïîäîáíûå è ñîìàòî-àëãè÷åñêèå ñèìïòîìû, â ìëàäøåì è ñðåäíåì øêîëüíîì – ñîìàòè÷åñêèå è ïîâåäåí÷åñêèå ýêâèâàëåíòû, à â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ ïîÿâëÿþòñÿ ìûñëè î íåïîëíîöåííîñòè, ñíèæåíèå àêòèâíîñòè. Äëÿ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà íàèáîëåå õàðàêòåðíû ñóèöèäàëüíûå ìûñëè è íàìåðåíèÿ.

Öèêëîòèìèÿ – ýòî ñîñòîÿíèå õðîíè÷åñêîé íåñòàáèëüíîñòè íàñòðîåíèÿ ñ ìíîãî÷èñëåííûìè ýïèçîäàìè ëåãêîé äåïðåññèè è ëåãêîé ïðèïîäíÿòîñòè íàñòðîåíèÿ. Âðåìåíàìè íàñòðîåíèå ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì è ñòàáèëüíûì â òå÷åíèå ìíîãèõ ìåñÿöåâ. Èçìåíåíèÿ íàñòðîåíèÿ âîñïðèíèìàþòñÿ èíäèâèäîì êàê íå ñâÿçàííûå ñ îáñòîÿòåëüñòâàìè æèçíè. Öèêëîòèìèÿ ðåäêî ïîïàäàåò â ïîëå çðåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ (âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ), òàê êàê èçìåíåíèÿ íàñòðîåíèÿ îòíîñèòåëüíî ëåãêèå, à ïåðèîäû ïðèïîäíÿòîãî íàñòðîåíèÿ äîñòàâëÿþò óäîâîëüñòâèå.

Источник

В психике человека непременно происходят самые разнообразные эмоциональные процессы, которые являются частью его бытия. Мы грустим от потерь, радуемся при наступлении приятных моментов и тоскуем, расставаясь с любимыми. Чувства и эмоции являются не только важнейшей составляющей личности, но и оказывают значительное влияние на ее мотивацию, принятие решений, восприятие, поведение и мышление. Исходя из сложившейся ситуации у людей периодически случаются перепады настроения. И это является вполне естественным процессом. Ведь человек — не машина, и он не способен круглосуточно улыбаться. Тем не менее именно эмоциональность делает психику людей наиболее уязвимой. В связи с этим обостряющиеся стрессовые обстановки, изменения во внутренних биохимических процессах, а также другие негативные факторы способны стать причинами всевозможных расстройств настроения. Какие в эмоциональной сфере возникают нарушения? Каковы их признаки? Как человек может вернуть себе психическое здоровье?

Аффективные расстройства

В медицине выделяются психологические нарушения, для которых характерно изменение эмоционального состояния человека в сторону либо угнетения, либо подъема. В эту группу патологических явлений входят самые различные формы маний и депрессий, дисфория, лабильность, повышенная тревожность и маниакально-депрессивный психоз.

парень сидит на скамейке

Распространенность этих недугов довольно обширна. Дело в том, что их формирование присходит не только в рамках самостоятельной психической патологии. Аффективные эмоциональные синдромы нередко являются осложнениями неврологических, а также различных соматических заболеваний.

Исходя из имеющихся данных, подобные расстройства в различной степени своей выраженности имеют место у 25% населения планеты. Однако обращается к специалисту и получает квалифицированную помощь только четвертая честь этих людей. Не спешат на консультацию к врачу и те пациенты, депрессия которых имеет сезонный характер и обостряется лишь время от времени, как правило, в зимний период.

Причины

Отчего возникают синдромы аффективной патологии? Их вызывают как внешние, так и внутренние причины. Их происхождение может быть невротическим, эндогенным или симптоматическим. Но вне зависимости от источника патологии для ее формирования у человека должна быть определенная предрасположенность в виде неуравновешенности ЦНС, шизоидных и тревожно-маниакальных черт характера. Все причины, которые способствуют развитию синдрома аффективной неустойчивости, подразделены на несколько групп. Среди них:

  1. Неблагоприятные психогенные факторы. Аффективный синдром может быть спровоцирован продолжительным стрессом или психотравмирующей ситуацией. Самыми распространенными причинами этой группы являются насилие и ссоры в семье, утрата финансовой стабильности, развод, смерть близких людей (родителя, супруга, ребенка).
  2. Соматические заболевания. Аффективный синдром порой является осложнением другой патологии. Провоцирует его возникновение дисфункция нервной системы или эндокринных желез, которые вырабатывают нейромедиаторы и гормоны. Ухудшить настроение могут тяжелые симптомы болезни в виде слабости и болей. Возникают негативные эмоции и при неблагоприятном прогнозе недуга в виде получения инвалидности или вероятности летального исхода.
  3. Наследственность. Синдромы аффективных расстройств порой обуславливаются генетической предрасположенностью к ним. Она выражается в таких физиологических причинах, как строение структур мозга, а также целенаправленность нейропередачи. Примером тому может служить аффективное биполярное расстройство.
  4. Естественные гормональные изменения. Нестабильное состояние аффекта порой связано с эндокринными изменениями, происходящими во время полового созревания, в период беременности, после родов или при климаксе. Возникающий дисбаланс гормонального уровня оказывает влияние на работу тех отделов мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции человека.
Читайте также:  У кого из артистов дети с синдромом дауна

Самые распространенные психические расстройства

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, под аффективными понимают патологии, основное нарушение которых заключается в изменении настроения и эмоций по направлению к депрессии (с тревогой или же без нее), а также в сторону приподнятости. Все это сопровождается снижением или ростом активности человека. Другие симптомы, как правило, являются для аффективного синдрома вторичными. Или же они могут быть легко объяснимы изменением активности и настроения.

девушка держит нарисованную улыбку

Возникновение таких синдромов является признаком перехода на следующий по своей глубине уровень расстройства психики человека. Ведь подобное состояние сопровождается изменением функционирования головного мозга, что приводит к негативному изменению биотонуса всего организма. Самыми распространенными при таких состояниях психическими расстройствами являются депрессия и мания. Именно они находятся на первом месте по частоте своего возникновения в психиатрической практике. Нередко депрессия и мания отмечаются и в случае пограничных душевных заболеваний.

Депрессивный синдром

Такое состояние порой называют меланхолией. Для депрессивного аффективного синдрома характерны следующие основные признаки:

  • Чувство тоски с беспричинно подавленным и сниженным настроением.
  • Психомоторная заторможенность.
  • Замедленный темп мышления.
  • Вегетативные и соматические расстройства.

Депрессивный аффективный синдром проявляется чаще всего в виде подавленного настроения. Больной утрачивает интерес к окружающему и испытывает тяжесть на душе, а также ощущает ее в голове и в области груди и шеи. Его преследует чувство тоски. Такой человек страдает от душевной боли, которую он переживает более мучительно, чем физический дискомфорт.

При достаточной выраженности тоскливый депрессивный эффект захватывает все сознание пациента. Он начинает определять его поведение и мышление. Такие люди в окружающем их пространстве видят только плохое. Весь мир больные начинают воспринимать только в мрачных красках. Во всех неудачах они винят только себя и не видят никакого выхода из сложившейся ситуации.

Столь тяжелому состоянию души соответствует и внешний вид больного. Его голова опущена, тело согнуто, взор потухший, а на лице можно видеть только скорбное выражение. Дойдя то такого состояния, человек перестает радоваться даже самым хорошим событиям, которые очень важны для него.

женщина закрыла лицо руками

Довольно выраженной у таких больных является и заторможенность в движениях. Они много лежат или сидят, непременно в согбенной позе. Люди, страдающие от депрессии, жалуются на ослабление памяти и отсутствие желания. Явно выраженным становится замедление их мышления и течение ассоциативных процессов. Такие больные больше молчат. Если они начинают говорить, то только тихим голосом. На вопросы люди, подверженные депрессии, отвечают либо кивком головы, либо выдают ответ с большой задержкой.

Эндогенная депрессия

Все подавленные состояния психики делятся на две группы. Это реактивные и эндогенные (циркулярные). Первые из них возникают при неожиданных стрессах. Это ситуации расставания, смерти родных или опасной болезни. Аффективно-эндогенный синдром становится следствием внутреннего заболевания человека. Его причиной является снижение уровня гормонов, в числе которых находится норадреналин, дофамин и серотонин. Их недостаточное количество в организме приводит к появлению нелепых мыслей. Человек начинает задумываться о том, что он никому не нужен в этом мире. При этом у него возникает чувство никчемности, угнетения и сильнейшая апатия.

Наиболее уязвимой категорией для развития аффективно-эндогенного синдрома являются люди, в характере которых имеются такие черты, как добропорядочность и ответственность, скромность и неуверенность в себе, а также чувство долга. Нередко заложниками подобного вида депрессии становятся меланхолики и флегматики.

Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром возникает порой неожиданно. Иногда на фоне полнейшего семейного благополучия. Для подобного состояния характерны следующие проявления:

  • колебания настроения в течение суток (тоска утром и ее отсутствие вечером);
  • нарушение сна в виде ранних пробуждений в 4-5 часов утра;
  • соматовегетативные сбои.

При эндогенной депрессии резко снижается или совсем уходит аппетит. Это приводит к снижению массы тела пациентов. Их кожа бледнеет, лицо становится землистого цвета, слизистые оболочки теряют влагу. Происходит угнетение половых и других инстинктивных побуждений. Для женщин в период депрессии характерно развитие аменореи, а для мужчин — отсутствие либидо. Врачи описывают наличие характерной для таких больных триады, включающей запоры, расширение зрачка и тахикардию.

силуэт парня

При аффективно-эндогенном синдроме снижаются секреторные функции желез, что приводит к отсутствию слез. Пациенты также жалуются на ломкость ногтей и выпадение волос.

Наиболее опасным симптомом такого депрессивного состояния является наличие суицидальных мыслей. Им предшествует нежелание жить, которое не сопровождается конкретными планами. Это начальный этап суицидальных мыслей, который является пассивным.

Аффективно-бредовые синдромы

Нередко на фоне тоскливого настроения могут возникать особые состояния. Происходит развитие аффективно-бредового синдрома, сопровождаемого нелепыми утверждениями. Подобное состояние, в свою очередь, классифицируется на несколько патологий, имеющих свои отличительные черты. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Бред отравления и преследования

Подобные утверждения характерны для аффективно-параноидного синдрома. В этом случае человека, у которого имеет место расстройство мышления, преследует идея о том, что за ним следят или хотят отравить. Причем все эти действия совершаются или одним человеком (существом), или группой лиц. Пациенты находятся в твердом убеждении, что за ними шпионят, следят и замышляют причинение им вреда. Преследователями в этом случае могут быть соседи, родственники, друзья или вымышленные лица. Такие больные становятся подозрительными и замкнутыми. У них появляется тревожность и исчезает способность адекватной оценки происходящему.

Причиной такого аффективно-бредового синдрома становятся психические заболевания эндогенного характера, интоксикационное воздействие на ЦНС, а также дегенеративные невротические патологии. К факторам, предрасполагающим к такому состоянию, относят:

  • психозы, вызванные лекарственным отравлением, алкогольной зависимостью или параноидной шизофренией;
  • личностную предиспозицию в виде изначальной подозрительности и недоверчивости;
  • негативный опыт, полученный в результате актов унижения, насилия и психологического давления.

Возникновение галлюцинаций

Аффективно-бредовый синдром, сопровождаемый фантазиями больного, может носить хронический или острый характер. При первом варианте течения патологии для нее характерно нарастающее усугубление. Что касается острого аффективно-галлюцинаторного синдрома, то он довольно быстро устраняется при своевременно проведенном лечении.

Читайте также:  Синдром прадера вилли у детей что это

Подобная разновидность депрессивного состояния сопровождается бредовым восприятием окружающего мира. Также имеют место острые чувственные галлюцинации.

Причиной депрессивно-аффективного синдрома подобного вида являются многие психические расстройства, в том числе эпилепсия, шизофрения, энцефалит и прочие недуги. Еще одной причиной этого расстройства служат инфекционные патологии. Нередко бредовое восприятие окружающего мира имеет место при венерических заболеваниях и нейросифилисе, поразивших головной мозг. В этом случае у больного возникают слуховые галлюцинации. Пациент слышит в свой адрес ругань, оскорбления, а порой и сексуальные циничные упреки. В дальнейшем к таким проявлениям человек порой становится некритичным. Он полагает, что его преследуют убийцы или воры. В таких случаях возникает другое аффективное состояние психики. Оно выражается в появлении бреда преследования.

Аффективно-галлюцинаторный синдром порой имеет место при органических поражениях мозга. Подобные процессы развиваются при церебральном атеросклерозе. Возникают галлюцинации и при некоторых соматических заболеваниях. Так, помрачение сознания происходит у человека при психозах. Возможны галлюцинации и при сепсисе, вызванном незаживающей в течение длительного времени раной, а также при пеллагре – одном из типов авитаминоза, вызванном недостатком никотиновой кислоты и белков.

Нарушения психики, сопровождающиеся галлюцинациями, наблюдаются и при отравлении человека бромом. При такой интоксикации пациенты слышат голоса, которые обсуждают их интимные переживания. Возникают также зрительные галлюцинации.

Маниакальный синдром

Для аффективных расстройств данной направленности характерно приподнятое настроение человека, сопровождаемое его необъяснимым оптимизмом. При наличии данного синдрома происходит ускорение мыслительной деятельности. У пациента отмечаются чрезмерно активные телодвижения.

Причиной развития маний становятся заболевания центральной нервной системы. Пациенты при таком синдроме ощущают беспочвенную радость и счастье. Нередко они переоценивают свои силы и возможности, что приводит к мании величия. Ускорение появления обновленных идей и мыслей сопровождается постоянной отвлекаемостью. У пациентов с аффективно-маниакальным синдромом довольно активная речь и огромное желание по расширению своей деятельности, несмотря на имеющиеся препятствия. Люди с таким диагнозом очень агрессивно реагируют на критические замечания в свой адрес. Нередко они поступают бессмысленно и необдуманно. При общей возбудимости у них возможно повышение аппетита, расстройство сна или внезапная потеря веса.

Патология у детей

Аффективные расстройства эмоциональной сферы возможны не только у взрослых Страдают от них и маленькие пациенты. При аффективном синдроме у детей описание симптомов схоже с теми, которые наблюдаются у старшего поколения. Это подавленность и снижение настроения или его повышение. Все это сопровождается снижением или повышением активности моторной и речевой сферы, а также соматическими отклонениями.

ребенок плачет

Очень часто аффективные расстройства в детском возрасте сочетаются с тиками и навязчивостью. После 3-летнего возраста помимо этих признаков патологии возникают еще и галлюцинаторные, кататонические и деперсонализационные явления.

Указан в МКБ и аффективно-респираторный синдром, который является одним из видов расстройств настроения. Он представляет собой приступы, которые развиваются у ребенка после чрезмерного воздействия на нервную систему физического или эмоционального раздражителя. У маленького пациента происходит задержка дыхания и возникает его кратковременная остановка. Приступы, которые имеют место при аффективно-респираторном синдроме у детей, проходят, как правило, без последствий. Тем не менее такие больные требуют наблюдения кардиолога и невролога.

От подобных патологических явлений страдают малыши, возраст которых находится в диапазоне от 6 месяцев до 1,5 лет. Порой они могут проявляться у детей в 2-3 года.

Основные причины аффективно-респираторного синдрома у детей наследственные. В группе риска возникновения патологии находятся дети, которые уже от рождения являются чересчур возбудимыми, и, скорее всего, их родители в младенчестве также переживали подобные состояния.

Факторами, провоцирующими аффективно-респираторный синдром, служат:

  • испуг;
  • игнорирование взрослыми тех требований, которые выдвигает ребенок;
  • стресс;
  • усталость;
  • возбуждение;
  • семейные скандалы;
  • ожоги и травмы;
  • общение с родственниками, которые неприятны ребенку.

Диагностика

Выявлением аффективного синдрома занимается врач-психиатр. Он исследует историю болезни и выясняет у пациента семейную предрасположенность к расстройствам психики. Для выяснения симптоматики патологического состояния и его начального проявления после возникновения стрессовых ситуаций специалистом выполняется клинический опрос ближайших родственников больного, которые могут предоставить объективную и более полную информацию. Если выраженный психогенный фактор в развитии отклонений отсутствует, для выявления истинных причин имеющегося состояния назначаются обследования таких специалистов, как терапевт, эндокринолог и невролог.

Применяют к больным и специфические методы исследования. К ним относят:

  1. Клиническую беседу. В ходе ее проведения психиатр узнает у больного о беспокоящих его симптомах, а также выявляет некоторые речевые особенности, которые могут указывать на наличие эмоционального расстройства.
  2. Наблюдение. Врач в разговоре с больным оценивает его мимику, особенности жестикуляции, целенаправленность и активность моторики, а также вегетативные симптомы. Так, опущенные уголки глаз и рта, скованность движений и скорбь на лице укажут на наличие депрессии, а чрезмерная улыбка и повышение тонуса мимических мышц – на манию.
  3. Психофизиологические тесты. Подобные исследования проводятся для оценки стабильности и выраженности эмоций, их качества и направленности. Тесты позволят подтвердить имеющиеся психоэмоциональные нарушения благодаря системе неосознаваемых выборов.
  4. Проективные методики. Эти техники призваны дать оценку эмоциям пациента благодаря неосознаваемым им личностным качествам, имеющим место социальным отношениям, а также чертам характера.
  5. Опросники. Применение этих методик предусматривает наличие у пациента способности самому оценить свои черты характера, эмоции, состояние здоровья и особенности отношений с близкими людьми.

Лечение

Аффективные расстройства устраняются терапевтическими методами, которые должны быть назначены врачом индивидуально для каждого пациента и учитывать клинические проявления болезни, характер течения и этиологию. В целом доктор стремится купировать острые симптомы, устранить при возможности причины проблемы, а также провести с пациентом социальную и психотерапевтическую работу.

таблетки и капсулы

В рамках медикаментозного лечения больным, страдающим от депрессии, назначаются антидепрессанты. Симптомы тревоги могут быть устранены при помощи анксиолитиков. Для избавления от маниакальных настроений используют нормотимики. Устранить галлюцинации и бред призваны антипсихотические препараты.

Психотерапевтическая помощь больным с аффективным синдромом представляет собой проведение индивидуальных сеансов когнитивной, а также когнитивно-бихевиоральной терапии с постепенным включением пациента в групповые занятия. Пи повышенной тревожности больным предлагается освоить техники релаксации и саморегуляции, а также проводить работу с ошибочными установками.

Важная роль в выздоровлении пациентов с аффективным синдромом отведена социальной реабилитации. Для работы в этом направлении психотерапевт и психолог проводят встречи, на которых присутствует семья больного. На них обсуждаются вопросы полноценного питания и физической нагрузки пациента, его постепенного вовлечения в бытовые дела, проведения совместных прогулок и занятий спортом.

Профилактика

Как избежать развития аффективного синдрома? При нарушениях, обусловленных наследственными факторами, пациенту показано периодическое прохождение курсов терапии. Это позволит поддерживать нормальное самочувствие и избегать возникновения рецидивов.

радостная женщина

Среди профилактических мероприятий находится также отказ от имеющихся вредных привычек, соблюдение рационального режима дня, предусматривающего полноценный сон, чередование труда и отдыха, выделение времени для интересных занятий, а также поддержание доверительных отношений с близкими людьми.

Источник