Симптомы и синдромы внутренних болезней

Симптомы и синдромы внутренних болезней thumbnail

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

Симптом это отдельный признак заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса в организме. Совокупность симптомов, связанных общей причиной и механизмами патологического процесса, часто встречающихся вместе и характерных для одной или нескольких болезней называется синдромом. Описаны около 200 симптомов и 300 синдромов. Основные симптомы заболеваний известны всем. И они являются путеводной звездой для врача при постановке диагноза. Выявление и оценка симптомов болезни составляет от 50 до 100 % по шкале диагностической ценности.

Основные симптомы заболеваний

  • Боль
  • Кашель
  • Высокая температура
  • Увеличение лимфоузлов
  • Зуд кожи
  • Отеки
  • Рвота
  • Головокружение
  • Покраснение кожи и слизистых
  • Одышка
  • Озноб
  • Сыпь
  • Желтуха
  • Изжога
  • Аритмия

Основные симптомы заболеваний

Полный, хотя и не исчерпывающий, список симптомов по алфавиту можно посмотреть здесь.

Классификация симптомов

Единой классификации симптомов не существует. И все же можно выделить:

  • Неспецифичные симптомы присущи самым разным заболеваниям. Например, увеличение лимфоузлов бывает при инфекционных заболеваниях, болезнях крови, онкологии, отеки бывают при заболеваниях сердца, почек, печени.
  • Специфичные симптомы присущи нескольким схожим заболеваниям. Например, тенезмы или ложные позывы специфичны для дизентерии, острое воспаление плюсне-фалангового сустава характерно для подагры, опоясывающие боли при заболевании поджелудочной железы, увеличение щитовидной железы при Базедовой болезни.
  • Патогномоничные симптомы присущи только одному заболеванию. Например, твердый шанкр при сифилисе или пятна Филатова — Коплика при кори.

Пятна Филатова-Коплика при кори

Симптомы можно разделить на:

  • Субъективные — боль, головокружение, зуд, тревога.
  • Объективные при осмотре и рутинном обследовании — температура, одышка, хрипы в легких, лимфаденопатия. желтуха.
  • Лабораторные — лейкоцитоз, высокая СОЭ, протеинурия, обнаружение атипичных клеток при цитологии.
  • Инструментальные — обнаружение патологических образований при УЗИ или рентгенографии, изменения на ЭКГ, выявление кровотечения при фиброгастроскопии.
Читайте также:  Синдром гийена барре как передается

Симптомы также подразделяются на общие и местные, главные или ведущие и второстепенные, скрытые и явные. Кроме того для диагностики важна степень выраженности симптома, его длительность, динамика изменений, а также сочетание симптомов и признаков болезни.

Синдромы

Синдром или симптомокомплекс это устойчивое сочетание симптомов. Например, геморрагический синдром, синдром грушевидной мышцы, синдром хронической усталости. Многие синдромы в медицине названы по автору или открывателю: синдром Дауна, синдром Меньера, синдром Иценко-Кушинга, синдром Рейно. Часть синдромов является самостоятельным заболеваниями, часть — развивается в рамках другой болезни.

От симптома к диагнозу

Обычно основные симптомы заболеваний сразу указывают на локализацию и характер болезни. Например, сжимающая, давящая или пекущая боль в за грудиной почти наверняка говорит об ишемической болезни сердца; температура, насморк, першение в горле — о гриппе; боль в проекции желчного пузыря, желтуха — о желчекаменной болезни. Когда направление диагностического поиска определено, прицельно выясняются дополнительные жалобы, уточняется анамнез — когда и как началась и развивалась болезнь, имеются ли хронические заболевания, и проводится физикальное обследование — осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация. В сложных или сомнительных случаях назначаются дополнительные, подтверждающие или уточняющие диагноз, лабораторные или аппаратные исследования. И таким образом ставится окончательный клинический диагноз — название болезни, ее форма, стадия, особенности, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний.

Медицинская семиотика — раздел медицинской диагностики, изучающий симптомы и признаки различных заболеваний.

Моносимптомные заболевания

Значительные трудности для диагностики представляют собой патологические состояния, проявляющиеся только одним симптомом. Часто первые признаки заболевания начинаются только одним проявлением, но в дальнейшем присоединяются другие симптомы болезни, укладывающиеся в рамки диагноза.

Но в некоторых случаях так и не удается определить причину моносимптома. Тогда диагноз звучит как расписка медицины в своей беспомощности: эссенциальная гипертензия, лихорадка неясного генеза, идиопатические отеки. А лечение направлено не на причину, а на сам симптом. Очевидно, что симптоматическая терапия значительно уступает по эффективности этиотропной терапии, направленной на причину, и патогенетической терапии, направленной на механизм заболевания. А в ряде случаев такое лечение затягивает процесс диагностики, нивелируя основное проявление болезни и откладывая устранение причины заболевания.

Болезнь и диагноз

Болезнь и диагноз два разных понятия. Болезнь — понятие общее, например, бронхиальная астма, ангина или сахарный диабет. Диагноз — понятие частное, конкретное, применимое к данному пациенту. Именно поэтому врач обязан лечить не болезнь, а больного, с учетом всех его индивидуальных проявлений болезни. Очевидно, что без точного диагноза эта задача невыполнима. А настоящее искусство врача заключается в диагностике!

comments powered by HyperComments

Источник

Материалы по пропедевтике

Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)

М.Затурофф. »Симптомы внутренних болезней» (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве — смело выкладывайте.

Внутренние болезни — Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

Внутренние болезни — Шишкин А. Н. — Учебник

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

Восстановление щитовидной железы — Ушаков А.В. — Руководство для пациентов

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней — Мартынов А.А. — Учебное пособие

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Внутренние болезни в вопросах и ответах — А.А. Ковалев — Учебное пособие

Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Внутренние болезни в вопросах и ответах» написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги «Внутренние болезни в вопросах и ответах» позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.

Справочник Харрисона по внутренним болезням — Харрисон Т.Р.

Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: «Справочник Харрисона по внутренним болезням» — это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.

Читайте также:  Диф диагностика при суставном синдроме

Внутренние болезни — Маколкин В.И. — Учебник

Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: 4-е издание получило высокую оценку — учебнику «Внутренние болезни» была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов «Внутренние болезни» не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника «Внутренние болезни» — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.

Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену

пропедевтика детских болезней, презентации

Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.

В.В. Мурашко (Электрокардиография)

Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)

Источник

Îïèñàíèå òèïè÷íûõ ïðèçíàêîâ (ñèìïòîìîâ) è èõ ñî÷åòàíèé (ñèíäðîìîâ) âíóòðåííèõ îðãàíîâ ÷åëîâåêà. Îñíîâû äèàãíîñòèêè è õàðàêòåðèñòèêà ìåõàíèçìû áîëåçíåé äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, ìî÷åïîëîâîé è êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåì îðãàíèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Àíèçîöèòîç

Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ ðàçíîé âåëè÷èíû. Ìèêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå ìàëûõ ðàçìåðîâ — õàðàêòåðíî äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé. Ìàêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå êðóïíûõ ðàçìåðîâ — âîçíèêàåò ïðè ðàññòðîéñòâå ãåìîïîýòè÷åñêîé ôóíêöèè ïå÷åíè. Ìåãàëîöèòû — êðóïíûå (áîëåå 12 ìêì) îâàëüíûå ãèïåðõðîìíûå ýðèòðîöèòû ïîÿâëÿþòñÿ ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B2.

Âêóñà èçâðàùåíèÿ ñèìïòîì (pica chlorotica).

Ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì .áîëüíûå îõîòíî åäÿò ìåë, ãëèíó, óãîëü. Íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ èçâðàùåíèåì îáîíÿíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íàðóøåíèè äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå èíîãäà ïðè áåðåìåííîñòè.

Ãåìîëèç.

Ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ, ïðè êîòîðîì ãåìîãëîáèí âûõîäèò èç íèõ â ïëàçìó. Ôèçèîëîãè÷åñêèé ãåìîëèç ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ñòàðåíèÿ ýðèòðîöèòîâ. Ïàòîëîãè÷åñêèé — ïðè ïåðåëèâàíèè íåñîâìåñòèìîé êðîâè, äåéñòâèè ãåìîëèòè÷åñêèõ ÿäîâ, ïðè àóòîèììóííûõ ãåìîëèòè÷åñêèõ àíåìèÿõ.

Ãåìîððàãèè.

 øèðîêîì ñìûñëå ñëîâà — êðîâîèçëèÿíèÿ. Êîæíûå ãåìîððàãèè äåëÿòñÿ íà ìåëêèå òî÷å÷íûå êîæíûå êðîâîèçëèÿíèÿ — ïåòåõèè, ýêõèìîçû — è áîëåå êðóïíûå — êðîâîïîäòåêè. Âõîäÿò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì. Âñòðå÷àþòñÿ ïðè ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçàõ, ëåéêîçàõ, íåêîòîðûõ àâèòàìèíîçàõ, äëèòåëüíîì òå÷åíèè æåëòóõè.

Ãëîññèò õàíòåðîâñêèé.

Âûðàæåííàÿ àòðîôèÿ ñîñî÷êîâ ÿçûêà, ïðè êîòîðîé ïîâåðõíîñòü åãî ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ãëàäêîé — “ëàêîâîé”. Íàáëþäàåòñÿ ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Êîëüöà Êåáîòà.

Îáîçíà÷åíèå îáðàçîâàíèé êðàñíîãî öâåòà, èìåþùèõ âèä êîëåö, âîñüìåðîê, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîïîýçà. Èõ ñ÷èòàþò îñòàòêàìè îáîëî÷åê ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ. Âñòðå÷àþòñÿ, â îñíîâíîì, ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Êîí÷àëîâñêîãî Ðóìïåëÿ Ëååäå ñèìïòîì.

Ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïåòåõèé íà êîæå äèñòàëüíåå æãóòà, ñäàâëèâàþùåãî ïðåäïëå÷üå. Ïîëîæèòåëüíûì ñèìïòîì ñ÷èòàåòñÿ ïðè ïîÿâëåíèè ïåòåõèé ìåíåå ÷åì çà òðè ìèíóòû. Âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäèñòîé ñòåíêè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.

Êðîâîïîäòåêè (ñèí. ïóðïóðà).

Êðóïíûå ïëîñêèå êðîâîèçëèÿíèÿ â òîëùå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, èìåþùèå, êàê ïðàâèëî, ôîðìó ïÿòåí ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû è î÷åðòàíèé. Îáðàçóþòñÿ â ðåçóëüòàòå ðàçðûâà ñîñóäà èëè óâåëè÷åíèÿ ïðîíèöàåìîñòè åãî ñòåíêè. Âõîäÿò â ãðóïïó ãåììîðàãèé (ñì.).

Ëåéêîïåíèÿ.

Óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (ìåíåå 4000 â 1 ìêë).

Ëåéêîöèòîç.

Óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (‘áîëåå 10000 â 1 ìêë).

Ìàêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.

Ìèêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.

Ìèåëîç ôèíèêóëÿðíûé

Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà, ïðîÿâëÿþùååñÿ ïàðåñòåçèÿìè, ïîòåðåé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â êîíå÷íîñòÿõ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — ïàðàëè÷îì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå äåôèöèòà â îðãàíèçìå âèòàìèíà B12. ßâëÿåòñÿ îäíèì èç ñèìïòîìîâ Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Ìîñëåðà ñèìïòîì.

Áîëü â ãðóäèíå, ïîÿâëÿþùàÿñÿ èëè óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïåðêóññèè èëè ïàëüïàöèè ãðóäèíû. ßâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì îñòðîãî ëåéêîçà.

Ïåòåõèè.

Ðàçíîâèäíîñòü ãåìîððàãèè (ñì.), âîçíèêàþùèõ íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ â ðåçóëüòàòå ìåëü÷àéøèõ êàïèëëÿðíûõ êðîâîèçëèÿíèé. Èìåþò îêðóãëóþ ôîðìó, ðàçìåðû â äèàìåòðå 1 — 5 ìì. Îäèí èç õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçîâ.

Ïîéêèëîöèòîç.

Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ íåïðàâèëüíîé (îâàëüíîé, ãðóøåâèäíîé) ôîðìû ïðè ïàòîëîãèè èõ ñîçðåâàíèÿ. Âõîäèò â àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ïîêàçàòåëü öâåòîâîé.

Óñëîâíàÿ âåëè÷èíà, âûâîäèìàÿ èç ñîîòíîøåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè è îòðàæàþùàÿ ñòåïåíü íàñûùåíèÿ îäíîãî ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì. Âûñ÷èòûâàþò åãî, äåëÿ óòðîåííîå ÷èñëî ãðàììîâ ãåìîãëîáèíà â 1 ë êðîâè íà òðè ïåðâûå öèôðû ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ â ýòîì îáúåìå.  íîðìå ðàâåí

ïðèìåðíî 0,8—1,05.

Ïðîòðîìáèíîâûé èíäåêñ.

Âûðàæåííîå â ïðîöåíòàõ îòíîøåíèå ïðîòðîìáèíîâîãî âðåìåíè ïëàçìû äîíîðà ê ïðîòðîìáèíîâîìó âðåìåíè ïëàçìû áîëüíîãî. Âàæíûé ïîêàçàòåëü, õàðàêòåðèçóþùèé ñîñòîÿíèå ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû êðîâè (ôàêòîðû II, V, VI, VII, X). Â íîðìå ðàâåí 80—100%.

Ïóðïóðà (ñì. Êðîâîïîäòåêè).

Ðåàêöèÿ ëåéêåìîèäíàÿ.

Ðåçêèé ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû (ñì.)âëåâî, âïëîòü äî ïîÿâëåíèÿ â íåé ïðîìèåëîöèòîâ è ìèåëîáëàñòîâ ïðè çíà÷èòåëüíîì ëåéêîöèòîçå è ñîõðàíåíèè âñåõ ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ êàê ðåàêöèÿ íà ðàçâèòèå â îðãàíèçìå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà èëè ïîÿâëåíèå î÷àãà íåêðîçà è èñ÷åçàåò âìåñòå ñ îñíîâíûì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì.

Ñïëåíîìåãàëèÿ.

Óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè â ðàçìåðàõ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè (ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ëåéêîçû, òðîìáîöèòîïåíè÷åñêàÿ ïóðïóðà). Êðîìå òîãî, ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ (âèðóñíûé ãåïàòèò, ìàëÿðèÿ, ñåïñèñ è äð.), öèððîçå ïå÷åíè. Íå ïóòàòü ñ ãèïåðñïëåíèçìîì (ñì. ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ).

Òåëüöà Æîëëè.

Îáîçíà÷åíèå êðóãëûõ âèøíåâî-êðàñíûõ õðîìàòèíîâûõ îáðàçîâàíèé äèàìåòðîì 1—2 ìêì, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîöèòîïîýçà. Ñ÷èòàþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ.

Òåíè Áîòêèíà Ãóìïðåõòà.

Îáîçíà÷åíèå ðàñïëûâ÷àòûõ ïÿòåí, îêðàøåííûõ ïîäîáíî ÿäåðíîìó âåùåñòâó ëåéêîöèòîâ, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè ëåéêîöèòîëèçå. Îíè ÿâëÿþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåðíîãî õðîìàòèíà ëåéêîöèòîâ è ñâèäåòåëüñòâóþò îá èõ ïîâûøåííîé õðóïêîñòè.

Òðîìáîöèòîïåíèÿ “êðèòè÷åñêàÿ”.

Ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ â êðîâè â êîëè÷åñòâå 30 000 â 1 ìêë è ìåíåå, ïðè êîòîðîì âîçíèêàþò ãåìîððàãèè.  íîðìå ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ 180000—320000 â 1 ìêë.

Óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Ñèìïòîì, ÷àñòî âûÿâëÿåìûé ïðè áîëåçíÿõ êðîâè, íåêîòîðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ìåòàñòàçèðîâàíèè çëîêà÷åñòâåííûõ îïóõîëåé.  ñëó÷àå ïàòîëîãèè ñèñòåìû êðîâè íàèáîëåå çíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ íàáëþäàåòñÿ ïðè ëèìôîëåéêîçå, ëèìôîãðàíóëåìàòîçå, ëèìôîñàðêîìå. Îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìíîñòüþ, ìíîæåñòâåííîñòüþ è óñòîé÷èâîñòüþ ïîðàæåíèÿ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания первая помощь симптомы

Ôîðìóëà ëåéêîöèòàðíàÿ.

Êîëè÷åñòâåííîå ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ìåæäó îòäåëüíûìè ôîðìàìè ëåéêîöèòîâ â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè. Ïðè çàïèñè ñîîòíîøåíèÿ íåéòðîôèëîâ ñëåâà ðàñïîëàãàþòñÿ áîëåå ìîëîäûå ôîðìû.

Ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç (ñì. Ìèåëîç ôóíèêóëÿðíûé).

Øóì âîë÷êà (ñì. Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà).

Ùèïêà ñèìïòîì.

Ïîÿâëåíèå êðîâîèçëèÿíèé â êîæå ïîñëå ìÿãêîé åå òðàâìû (ùèïêà). Íà ìåñòå ùèïêà ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ãåìîððàãèè óâåëè÷èâàþòñÿ è ñòàíîâÿòñÿ áîëåå èíòåíñèâíûìè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ýêõèìîçû (ñì. Ãåìîððàãèè).

Hiatus leucaemicus.

Ïðèñóòñòâèå â ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëå íàèáîëåå ìîëîäûõ (ïðîìèåëîöèòû, ìèåëîáëàñòû) è óæå çðåëûõ ôîðì è îòñóòñòâèå ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ

Ñèíäðîìû

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè íèæå íîðìû. Ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿäîì íåñïåöèôè÷åñêèõ è ñïåöèôè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Íåñïåöèôè÷åñêèå — îáóñëîâëåíû ðàçâèâàþùåéñÿ ãèïîêñèåé — ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, òàõèêàðäèÿ, îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, øóì â óøàõ. Ñïåöèôè÷åñêèå — çàâèñÿùèå îò ôîðìû àíåìèè — èçâðàùåíèå âêóñà, õàíòåðîâñêèé ãëîññèò, ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç, èçìåíåíèå ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ýðèòðîöèòîâ.

Ôîðìû àíåìèé: ïî ñòåïåíè íàñûùåííîñòè ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì, òî åñòü ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ — íîðìîõðîìíûå (ö. ï. 0,8—1,0), ãèïîõðîìíûå (ö. ï. ìåíüøå 0,8), ãèïåðõðîìíûå (ö. ï. áîëüøå 1,0); ïî ñïîñîáíîñòè ðåãåíåðàöèè è êîìïåíñàöèè àíåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñî ñòîðîíû êîñòíîãî ìîçãà — ðåãåíåðàòîðíûå, òî åñòü ñ ñîõðàíåííîé ñïîñîáíîñòüþ êîñòíîãî ìîçãà ê ïðîäóêöèè ýðèòðîöèòîâ (ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå, ãåìîëèçå), ãèïîðåãåíåðàòîðíûå (ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå), àðåãåíåðàòîðíûå, èëè àïëàñòè÷åñêèå (ïðè ïàíìèåëîôòèçå), äèñïëàñòè÷åñêèå, èëè äèýçðèòðîïîýòè÷åñêèå (ïðè Â12-(ôîëèåâî)äåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèÿõ). Èíîãäà ðàçëè÷àþò ìàêðî- è ìèêðîöèòàðíûå ôîðìû àíåìèé.

Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ãðóïïû àíåìèé: âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðü — ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå, âñëåäñòâèå íàðóøåííîãî êðîâîîáðàçîâàíèÿ; âñëåäñòâèå ïîâûøåííîãî êðîâîðàçðóøåíèÿ — ãåìîëèòè÷åñêèå.

Ãåìîáëàñòîçû.

Ñîáèðàòåëüíûé òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îïóõîëåé, èñõîäÿùèõ èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê. Âûäåëÿþò äâå îñíîâíûå ãðóïïû ãåìîáëàñòîçîâ: ëåéêîçû è ãåìàòîñàðêîìû (çëîêà÷åñòâåííûå ëèìôîìû). Îáúåäèíÿþòñÿ õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè: ïðîãðåññèðóþùåé êëåòî÷íîé ãèïåðïëàçèåé â îðãàíàõ êðîâåòâîðåíèÿ, çàìåùåíèåì íîðìàëüíûõ êëåòîê êðîâè îïóõîëåâûìè, ïîÿâëåíèåìïàòîëîãè÷åñêèõ î÷àãîâ êðîâåòâîðåíèÿ â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ. Ëåéêîçû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé ëîêàëèçàöèåé â êîñòíîì ìîçãå. Ïîñòóïëåíèå ëåéêîçíûõ (îïóõîëåâûõ) êëåòîê â êðîâü âûçûâàåò âîçíèêíîâåíèå õàðàêòåðíîé êëèíè÷åñêîé è ãåìàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè (â òîì ÷èñëå àíãèíà íåêðîòè÷åñêè-ÿçâåííàÿ, ãåìîððàãèè, Ìîñëåðà ñèìïòîì, ñïëåíîìåãàëèÿ, óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ, hiatus leucaemicus).

Âñå ëåéêîçû äåëÿò íà îñòðûå è õðîíè÷åñêèå íà îñíîâàíèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé îïóõîëåâûõ êëåòîê: ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ ýòî òàê íàçûâàåìûå áëàñòíûå êëåòêè, ïðè õðîíè÷åñêèõ — ñîçðåâàþùèå è çðåëûå êëåòêè. Ñðåäè îñòðûõ ëåéêîçîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ìèåëî!áëàñòíûé è ëèìôîáëàñòíûé, ñðåäè õðîíè÷åñêèõ — ìèåëîëåéêîç, ëèìôîëåéêîç, ýðèòðåìèÿ.

Ãåìàòîñàðêîìû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé âíåêîñòíîìîçãîâîé ëîêàëèçàöèåé è âûðàæåííûì ìåñòíûì îïóõîëåâûì ðîñòîì. Ïî ìîðôîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì îïóõîëåâûõ êëåòîê âûäåëÿþò íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ — ëèìôîãðàíóëåìàòîç, ëèìôîñàðêîìó, ðåòèêóëîñàðêîìó è äðóãèå áîëåå ðåäêèå ãåìàòîñàðêîìû.

Ê ãåìîáëàñòîçàì îòíîñÿò, êðîìå òîãî, ïàðàïðîòåèíåìè÷å-ñêèå ôîðìû — ìèåëîìëóþ áîëåçíü, áîëåçíü Âàëüäåíñòðåìà.

Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû.

Òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ãðóïïû áîëåçíåé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðèçíàêîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì — ñèíäðîì ïîâûøåííîé êðîâîòî÷èâîñòè — íàêëîííîñòü ê ïîâòîðíûì êðîâîòå÷åíèÿì è êðîâîèçëèÿíèÿì, ñàìîïðîèçâîëüíûì èëè ïîñëå íåçíà÷èòåëüíûõ òðàâì (êîæíûå ãåìîððàãèè, êðîâîòî÷èâîñòü äåñåí, íîæîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ñèìïòîìû Êîí÷àëîâñêîãî — Ðóìïåëÿ — Ëååäå, ùèïêà è äð.).

Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé: íàðóøåíèÿ ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäîâ, ïàòîëîãèè ðàçëè÷íûõ êîìïîíåíòîâ ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû, óñèëåíèÿ ôèáðèíîëèçà, ðàçâèòèÿ äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ.

7. ÊÎÑÒÍÎ-ÌÛØÅ×ÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ ÈÑÎÅÄÈÍÈÒÅËÜÍÀß ÒÊÀÍÜ

Ñèìïòîìû

Àíêèëîç.

Îòñóòñòâèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíîé ÿâëÿþòñÿ îñòðûå è õðîíè÷åñêèå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ (òóáåðêóëåç, àðòðèòû è äð.), äåãåíåðàòèâíûå ïðîöåññû (áîëåçíü Áåõòåðåâà), òðàâìû.

Àíòèíóêëåàðíûé ôàêòîð.

Êîìïëåêñ àíòèíóêëåàðíûõ àíòèòåë, öèðêóëèðóþùèõ â êðîâè. Åãî âûñîêèé òèòð õàðàêòåðåí äëÿ ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.

“Áàìáóêîâîé òðîñòè” ñèìïòîì.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîíäèëîàðòðèòà). Ïðîÿâëÿåòñÿ àíêèëîçîì ìåæïîçâîíêîâûõ ñóñòàâîâ, îêîñòåíåíèåì ôèáðîçíîãî êîëüöà ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ è ñâÿçîê ïîçâîíî÷íèêà.

Áîëè ñóñòàâíûå.

Øèðîêî âñòðå÷àþùèéñÿ ñèìïòîì. Ïðè ðÿäå çàáîëåâàíèé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè èìååò ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè. Èìååò çíà÷åíèå ëîêàëèçàöèÿ (ìåëêèå ñóñòàâû ÷àùå áîëÿò ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, êðóïíûå — ïðè ðåâìàòèçìå è äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå, ñóñòàâû ïîçâîíî÷íèêà è êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíîãî ñî÷ëåíåíèÿ — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà è ò. ä.), âðåìÿ âîçíèêíîâåíèÿ è äëèòåëüíîñòü (ïîñëå íàãðóçêè — ïðè äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå; íî÷üþ, â íåïîäâèæíîì ïîëîæåíèè, — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà; áûñòðîå, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé, áåññëåäíîå èñ÷åçíîâåíèå — “ëåòó÷åñòü” — áîëåé — ïðè ðåâìàòèçìå), äðóãèå îñîáåííîñòè ýòèõ áîëåé.

Âîë÷àíî÷íûé ôàêòîð (ñèí. LE-êëåòêè, êëåòêè êðàñíîé âîë÷àíêè).

Çðåëûå íåéòðîôèëû, ôàãîöèòèðóþùèå ÿäåðíûå áåëêè êëåòîê êðîâè è òêàíåé, ðàñïàâøèõñÿ ïîä äåéñòâèåì àíòèíóêëåàðíîãî ôàêòîðà è îáíàðóæèâàåìûå ìèêðîñêîïè÷åñêè. Îáíàðóæåíèå èõ ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.

“Ãóñèíîé øåè” ñèìïòîì.

Ñãèáàòåëüíàÿ êîíòðàêòóðà ïÿñòíî-ôàëàíãîâîãî ñóñòàâà ñ ïåðåðàçãèáàíèåì â ïðîêñèìàëüíîì è ñãèáàíèåì â äèñòàëüíîì ñóñòàâå ïàëüöà. Òèïè÷íîå èçìåíåíèå äëÿ ðàâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

“Êèñåòà” ñèìïòîì.

Íàëè÷èå ñâîåîáðàçíûõ ñòÿãèâàþùèõ ñêëàäîê êîæè â îáëàñòè ðòà. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå òðîôè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè ïðè ñèñòåìíîé ñêëåðîäåðìèè.

Êîíòðàêòóðà.

Îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàçíîîáðàçíû. Êðîìå âðîæäåííûõ ðàçëè÷àþò äåðìàòîãåííûå (îãðàíè÷åíèå êîæíûì ðóáöîì), äåñìîãåííûå (ñìîðùèâàíèå ôàñöèé, àïîíåâðîçîâ, ñâÿçîê), â òîì ÷èñëå êîíòðàêòóðà Äþïþèòðåíà, ìèîãåííûå, àðòðîãåííûå, íåâðîãåííûå, ñìåøàííûå. Îïðåäåëåííûå âèäû õàðàêòåðíû äëÿ ðÿäà çàáîëåâàíèé (ñèìïòîìû “ãóñèíîé øåè”, “ïóãîâè÷íîé ïåòëè”).

“Ìåðòâîãî ïàëüöà” ñèìïòîì.

Âðåìåííîå ðåçêîå ïîáëåäíåíèå ïàëüöåâ ðóê è íîã âñëåäñòâèå ïåðèîäè÷åñêè íàñòóïàþùåãî ñïàçìà ñîñóäîâ ïðè ñèíäðîìå Ðåéíî.

Ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñèìïòîì.

Ïðèçíàê ïîðàæåíèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, ïðè êîòîðîì ‘áîëüíûå íå ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü èëè âñòàòü, èì êðàéíå òðóäíî ïîäíèìàòüñÿ ïî ëåñòíèöå. Âñòðå÷àåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû, ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì äåðìàòîìèîçèòà.

Îñòåîïîðîç.

Ðàçðåæåíèå êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Îñòåîëèç.

Ðåçîðáöèÿ (èñ÷åçíîâåíèå) êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå â òîì ÷èñëå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Îñòåîëèç äèñòàëüíûõ ôàëàíã êèñòåé è ñòîï ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ñêëåðîäàêòèëèè (ñì.).

Ïàðàëè÷è, ïàðåçû.

Âûïàäåíèå (ïàðàëè÷) èëè îñëàáëåíèå (ïàðåç) äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé ñ îòñóòñòâèåì èëè ñíèæåíèåì ñèëû ìûøö â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â íåðâíîé ñèñòåìå, âûçûâàþùèõ íàðóøåíèå ñòðóêòóðû è ôóíêöèè äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò: ìîíîïëåãèþ (ïîðàæåíà îäíà êîíå÷íîñòü), ïàðàïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå íîãè), ãåìèïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå êîíå÷íîñòè îäíîé ñòîðîíû), òåòðàïëåãèþ (ïîðàæåíû ÷åòûðå êîíå÷íîñòè).

“Ïëàâíèêà ìîðæà” ñèìïòîì.

Îòêëîíåíèå (äåâèàöèÿ) êèñòè â óëüíàðíîì íàïðàâëåíèè. Õàðàêòåðåí äëÿ ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

Ïîçà ïðîñèòåëÿ.

Ñâîåîáðàçíàÿ îñàíêà, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ôèêñèðîâàííûì ïîëîæåíèåì ñãèáàíèÿ âïåðåä. Õàðàêòåðíà äëÿ ïîçäíèõ ñòàäèé áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîàäèëîàðòðèòà).

“Ïòè÷üåé ëàïû” ñèìïòîì.

Ñî÷åòàíèå ñêë