Симптомы и синдромы внутренних болезней
1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии
© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013
Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.
2. Уроки дифференциального диагноза
© Эрик Р. Бек, 2008
Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.
Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.
В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.
3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе
© В.А. Доровских, 2007
4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней
© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов
5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней
© Ф.Ф. Тетенев, 2010
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.
6. Основные синдромы в гастроэнтерологии
© К.М. Иванов, 2008
Практическое руководство для медсестер.
7. Госпитальная хирургия
© А.Г. Абдуллаев, 2013
8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов
©
9. Перечень основных синдромов
©
Методическое пособие для преподавателей и студентов
10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии
© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
11. Семиотика и синдромология в гематологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
12. Семиотика и синдромология в кардиологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
13. Семиотика и синдромология в нефрологии
© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010
Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
14. Семиотика и синдромология в пульмонологии
© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
15. Синдромы пропедевтики
©
16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней
© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014
Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.
17. Внутренние болезни: гастроэтерология
© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010
Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).
Источник
Симптом это отдельный признак заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса в организме. Совокупность симптомов, связанных общей причиной и механизмами патологического процесса, часто встречающихся вместе и характерных для одной или нескольких болезней называется синдромом. Описаны около 200 симптомов и 300 синдромов. Основные симптомы заболеваний известны всем. И они являются путеводной звездой для врача при постановке диагноза. Выявление и оценка симптомов болезни составляет от 50 до 100 % по шкале диагностической ценности.
Основные симптомы заболеваний
- Боль
- Кашель
- Высокая температура
- Увеличение лимфоузлов
- Зуд кожи
- Отеки
- Рвота
- Головокружение
- Покраснение кожи и слизистых
- Одышка
- Озноб
- Сыпь
- Желтуха
- Изжога
- Аритмия
Полный, хотя и не исчерпывающий, список симптомов по алфавиту можно посмотреть здесь.
Классификация симптомов
Единой классификации симптомов не существует. И все же можно выделить:
- Неспецифичные симптомы присущи самым разным заболеваниям. Например, увеличение лимфоузлов бывает при инфекционных заболеваниях, болезнях крови, онкологии, отеки бывают при заболеваниях сердца, почек, печени.
- Специфичные симптомы присущи нескольким схожим заболеваниям. Например, тенезмы или ложные позывы специфичны для дизентерии, острое воспаление плюсне-фалангового сустава характерно для подагры, опоясывающие боли при заболевании поджелудочной железы, увеличение щитовидной железы при Базедовой болезни.
- Патогномоничные симптомы присущи только одному заболеванию. Например, твердый шанкр при сифилисе или пятна Филатова — Коплика при кори.
Симптомы можно разделить на:
- Субъективные — боль, головокружение, зуд, тревога.
- Объективные при осмотре и рутинном обследовании — температура, одышка, хрипы в легких, лимфаденопатия. желтуха.
- Лабораторные — лейкоцитоз, высокая СОЭ, протеинурия, обнаружение атипичных клеток при цитологии.
- Инструментальные — обнаружение патологических образований при УЗИ или рентгенографии, изменения на ЭКГ, выявление кровотечения при фиброгастроскопии.
Симптомы также подразделяются на общие и местные, главные или ведущие и второстепенные, скрытые и явные. Кроме того для диагностики важна степень выраженности симптома, его длительность, динамика изменений, а также сочетание симптомов и признаков болезни.
Синдромы
Синдром или симптомокомплекс это устойчивое сочетание симптомов. Например, геморрагический синдром, синдром грушевидной мышцы, синдром хронической усталости. Многие синдромы в медицине названы по автору или открывателю: синдром Дауна, синдром Меньера, синдром Иценко-Кушинга, синдром Рейно. Часть синдромов является самостоятельным заболеваниями, часть — развивается в рамках другой болезни.
От симптома к диагнозу
Обычно основные симптомы заболеваний сразу указывают на локализацию и характер болезни. Например, сжимающая, давящая или пекущая боль в за грудиной почти наверняка говорит об ишемической болезни сердца; температура, насморк, першение в горле — о гриппе; боль в проекции желчного пузыря, желтуха — о желчекаменной болезни. Когда направление диагностического поиска определено, прицельно выясняются дополнительные жалобы, уточняется анамнез — когда и как началась и развивалась болезнь, имеются ли хронические заболевания, и проводится физикальное обследование — осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация. В сложных или сомнительных случаях назначаются дополнительные, подтверждающие или уточняющие диагноз, лабораторные или аппаратные исследования. И таким образом ставится окончательный клинический диагноз — название болезни, ее форма, стадия, особенности, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний.
Медицинская семиотика — раздел медицинской диагностики, изучающий симптомы и признаки различных заболеваний.
Моносимптомные заболевания
Значительные трудности для диагностики представляют собой патологические состояния, проявляющиеся только одним симптомом. Часто первые признаки заболевания начинаются только одним проявлением, но в дальнейшем присоединяются другие симптомы болезни, укладывающиеся в рамки диагноза.
Но в некоторых случаях так и не удается определить причину моносимптома. Тогда диагноз звучит как расписка медицины в своей беспомощности: эссенциальная гипертензия, лихорадка неясного генеза, идиопатические отеки. А лечение направлено не на причину, а на сам симптом. Очевидно, что симптоматическая терапия значительно уступает по эффективности этиотропной терапии, направленной на причину, и патогенетической терапии, направленной на механизм заболевания. А в ряде случаев такое лечение затягивает процесс диагностики, нивелируя основное проявление болезни и откладывая устранение причины заболевания.
Болезнь и диагноз
Болезнь и диагноз два разных понятия. Болезнь — понятие общее, например, бронхиальная астма, ангина или сахарный диабет. Диагноз — понятие частное, конкретное, применимое к данному пациенту. Именно поэтому врач обязан лечить не болезнь, а больного, с учетом всех его индивидуальных проявлений болезни. Очевидно, что без точного диагноза эта задача невыполнима. А настоящее искусство врача заключается в диагностике!
comments powered by HyperComments
Источник
Материалы по пропедевтике
Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)
М.Затурофф. »Симптомы внутренних болезней» (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве — смело выкладывайте.
Внутренние болезни — Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.
Внутренние болезни — Шишкин А. Н. — Учебник
Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.
Восстановление щитовидной железы — Ушаков А.В. — Руководство для пациентов
Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.
Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней — Мартынов А.А. — Учебное пособие
Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.
Внутренние болезни в вопросах и ответах — А.А. Ковалев — Учебное пособие
Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Учебное пособие «Внутренние болезни в вопросах и ответах» написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги «Внутренние болезни в вопросах и ответах» позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.
Справочник Харрисона по внутренним болезням — Харрисон Т.Р.
Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Описание: «Справочник Харрисона по внутренним болезням» — это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.
Внутренние болезни — Маколкин В.И. — Учебник
Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR
Описание: 4-е издание получило высокую оценку — учебнику «Внутренние болезни» была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов «Внутренние болезни» не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника «Внутренние болезни» — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.
Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену
пропедевтика детских болезней, презентации
Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.
В.В. Мурашко (Электрокардиография)
Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)
Источник
Îïèñàíèå òèïè÷íûõ ïðèçíàêîâ (ñèìïòîìîâ) è èõ ñî÷åòàíèé (ñèíäðîìîâ) âíóòðåííèõ îðãàíîâ ÷åëîâåêà. Îñíîâû äèàãíîñòèêè è õàðàêòåðèñòèêà ìåõàíèçìû áîëåçíåé äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, ìî÷åïîëîâîé è êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåì îðãàíèçìà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Àíèçîöèòîç
Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ ðàçíîé âåëè÷èíû. Ìèêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå ìàëûõ ðàçìåðîâ — õàðàêòåðíî äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé. Ìàêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå êðóïíûõ ðàçìåðîâ — âîçíèêàåò ïðè ðàññòðîéñòâå ãåìîïîýòè÷åñêîé ôóíêöèè ïå÷åíè. Ìåãàëîöèòû — êðóïíûå (áîëåå 12 ìêì) îâàëüíûå ãèïåðõðîìíûå ýðèòðîöèòû ïîÿâëÿþòñÿ ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B2.
Âêóñà èçâðàùåíèÿ ñèìïòîì (pica chlorotica).
Ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì .áîëüíûå îõîòíî åäÿò ìåë, ãëèíó, óãîëü. Íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ èçâðàùåíèåì îáîíÿíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íàðóøåíèè äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå èíîãäà ïðè áåðåìåííîñòè.
Ãåìîëèç.
Ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ, ïðè êîòîðîì ãåìîãëîáèí âûõîäèò èç íèõ â ïëàçìó. Ôèçèîëîãè÷åñêèé ãåìîëèç ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ñòàðåíèÿ ýðèòðîöèòîâ. Ïàòîëîãè÷åñêèé — ïðè ïåðåëèâàíèè íåñîâìåñòèìîé êðîâè, äåéñòâèè ãåìîëèòè÷åñêèõ ÿäîâ, ïðè àóòîèììóííûõ ãåìîëèòè÷åñêèõ àíåìèÿõ.
Ãåìîððàãèè.
 øèðîêîì ñìûñëå ñëîâà — êðîâîèçëèÿíèÿ. Êîæíûå ãåìîððàãèè äåëÿòñÿ íà ìåëêèå òî÷å÷íûå êîæíûå êðîâîèçëèÿíèÿ — ïåòåõèè, ýêõèìîçû — è áîëåå êðóïíûå — êðîâîïîäòåêè. Âõîäÿò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì. Âñòðå÷àþòñÿ ïðè ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçàõ, ëåéêîçàõ, íåêîòîðûõ àâèòàìèíîçàõ, äëèòåëüíîì òå÷åíèè æåëòóõè.
Ãëîññèò õàíòåðîâñêèé.
Âûðàæåííàÿ àòðîôèÿ ñîñî÷êîâ ÿçûêà, ïðè êîòîðîé ïîâåðõíîñòü åãî ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ãëàäêîé — ëàêîâîé. Íàáëþäàåòñÿ ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.
Êîëüöà Êåáîòà.
Îáîçíà÷åíèå îáðàçîâàíèé êðàñíîãî öâåòà, èìåþùèõ âèä êîëåö, âîñüìåðîê, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîïîýçà. Èõ ñ÷èòàþò îñòàòêàìè îáîëî÷åê ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ. Âñòðå÷àþòñÿ, â îñíîâíîì, ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.
Êîí÷àëîâñêîãî — Ðóìïåëÿ — Ëååäå ñèìïòîì.
Ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïåòåõèé íà êîæå äèñòàëüíåå æãóòà, ñäàâëèâàþùåãî ïðåäïëå÷üå. Ïîëîæèòåëüíûì ñèìïòîì ñ÷èòàåòñÿ ïðè ïîÿâëåíèè ïåòåõèé ìåíåå ÷åì çà òðè ìèíóòû. Âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäèñòîé ñòåíêè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.
Êðîâîïîäòåêè (ñèí. ïóðïóðà).
Êðóïíûå ïëîñêèå êðîâîèçëèÿíèÿ â òîëùå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, èìåþùèå, êàê ïðàâèëî, ôîðìó ïÿòåí ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû è î÷åðòàíèé. Îáðàçóþòñÿ â ðåçóëüòàòå ðàçðûâà ñîñóäà èëè óâåëè÷åíèÿ ïðîíèöàåìîñòè åãî ñòåíêè. Âõîäÿò â ãðóïïó ãåììîðàãèé (ñì.).
Ëåéêîïåíèÿ.
Óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (ìåíåå 4000 â 1 ìêë).
Ëåéêîöèòîç.
Óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (‘áîëåå 10000 â 1 ìêë).
Ìàêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.
Ìèêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.
Ìèåëîç ôèíèêóëÿðíûé
Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà, ïðîÿâëÿþùååñÿ ïàðåñòåçèÿìè, ïîòåðåé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â êîíå÷íîñòÿõ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — ïàðàëè÷îì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå äåôèöèòà â îðãàíèçìå âèòàìèíà B12. ßâëÿåòñÿ îäíèì èç ñèìïòîìîâ Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.
Ìîñëåðà ñèìïòîì.
Áîëü â ãðóäèíå, ïîÿâëÿþùàÿñÿ èëè óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïåðêóññèè èëè ïàëüïàöèè ãðóäèíû. ßâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì îñòðîãî ëåéêîçà.
Ïåòåõèè.
Ðàçíîâèäíîñòü ãåìîððàãèè (ñì.), âîçíèêàþùèõ íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ â ðåçóëüòàòå ìåëü÷àéøèõ êàïèëëÿðíûõ êðîâîèçëèÿíèé. Èìåþò îêðóãëóþ ôîðìó, ðàçìåðû â äèàìåòðå 1 — 5 ìì. Îäèí èç õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçîâ.
Ïîéêèëîöèòîç.
Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ íåïðàâèëüíîé (îâàëüíîé, ãðóøåâèäíîé) ôîðìû ïðè ïàòîëîãèè èõ ñîçðåâàíèÿ. Âõîäèò â àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.
Ïîêàçàòåëü öâåòîâîé.
Óñëîâíàÿ âåëè÷èíà, âûâîäèìàÿ èç ñîîòíîøåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè è îòðàæàþùàÿ ñòåïåíü íàñûùåíèÿ îäíîãî ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì. Âûñ÷èòûâàþò åãî, äåëÿ óòðîåííîå ÷èñëî ãðàììîâ ãåìîãëîáèíà â 1 ë êðîâè íà òðè ïåðâûå öèôðû ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ â ýòîì îáúåìå.  íîðìå ðàâåí
ïðèìåðíî 0,8—1,05.
Ïðîòðîìáèíîâûé èíäåêñ.
Âûðàæåííîå â ïðîöåíòàõ îòíîøåíèå ïðîòðîìáèíîâîãî âðåìåíè ïëàçìû äîíîðà ê ïðîòðîìáèíîâîìó âðåìåíè ïëàçìû áîëüíîãî. Âàæíûé ïîêàçàòåëü, õàðàêòåðèçóþùèé ñîñòîÿíèå ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû êðîâè (ôàêòîðû II, V, VI, VII, X). Â íîðìå ðàâåí 80—100%.
Ïóðïóðà (ñì. Êðîâîïîäòåêè).
Ðåàêöèÿ ëåéêåìîèäíàÿ.
Ðåçêèé ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû (ñì.)âëåâî, âïëîòü äî ïîÿâëåíèÿ â íåé ïðîìèåëîöèòîâ è ìèåëîáëàñòîâ ïðè çíà÷èòåëüíîì ëåéêîöèòîçå è ñîõðàíåíèè âñåõ ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ êàê ðåàêöèÿ íà ðàçâèòèå â îðãàíèçìå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà èëè ïîÿâëåíèå î÷àãà íåêðîçà è èñ÷åçàåò âìåñòå ñ îñíîâíûì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì.
Ñïëåíîìåãàëèÿ.
Óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè â ðàçìåðàõ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè (ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ëåéêîçû, òðîìáîöèòîïåíè÷åñêàÿ ïóðïóðà). Êðîìå òîãî, ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ (âèðóñíûé ãåïàòèò, ìàëÿðèÿ, ñåïñèñ è äð.), öèððîçå ïå÷åíè. Íå ïóòàòü ñ ãèïåðñïëåíèçìîì (ñì. ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ).
Òåëüöà Æîëëè.
Îáîçíà÷åíèå êðóãëûõ âèøíåâî-êðàñíûõ õðîìàòèíîâûõ îáðàçîâàíèé äèàìåòðîì 1—2 ìêì, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîöèòîïîýçà. Ñ÷èòàþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ.
Òåíè Áîòêèíà — Ãóìïðåõòà.
Îáîçíà÷åíèå ðàñïëûâ÷àòûõ ïÿòåí, îêðàøåííûõ ïîäîáíî ÿäåðíîìó âåùåñòâó ëåéêîöèòîâ, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè ëåéêîöèòîëèçå. Îíè ÿâëÿþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåðíîãî õðîìàòèíà ëåéêîöèòîâ è ñâèäåòåëüñòâóþò îá èõ ïîâûøåííîé õðóïêîñòè.
Òðîìáîöèòîïåíèÿ êðèòè÷åñêàÿ.
Ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ â êðîâè â êîëè÷åñòâå 30 000 â 1 ìêë è ìåíåå, ïðè êîòîðîì âîçíèêàþò ãåìîððàãèè.  íîðìå ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ 180000—320000 â 1 ìêë.
Óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.
Ñèìïòîì, ÷àñòî âûÿâëÿåìûé ïðè áîëåçíÿõ êðîâè, íåêîòîðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ìåòàñòàçèðîâàíèè çëîêà÷åñòâåííûõ îïóõîëåé.  ñëó÷àå ïàòîëîãèè ñèñòåìû êðîâè íàèáîëåå çíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ íàáëþäàåòñÿ ïðè ëèìôîëåéêîçå, ëèìôîãðàíóëåìàòîçå, ëèìôîñàðêîìå. Îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìíîñòüþ, ìíîæåñòâåííîñòüþ è óñòîé÷èâîñòüþ ïîðàæåíèÿ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.
Ôîðìóëà ëåéêîöèòàðíàÿ.
Êîëè÷åñòâåííîå ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ìåæäó îòäåëüíûìè ôîðìàìè ëåéêîöèòîâ â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè. Ïðè çàïèñè ñîîòíîøåíèÿ íåéòðîôèëîâ ñëåâà ðàñïîëàãàþòñÿ áîëåå ìîëîäûå ôîðìû.
Ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç (ñì. Ìèåëîç ôóíèêóëÿðíûé).
Øóì âîë÷êà (ñì. Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà).
Ùèïêà ñèìïòîì.
Ïîÿâëåíèå êðîâîèçëèÿíèé â êîæå ïîñëå ìÿãêîé åå òðàâìû (ùèïêà). Íà ìåñòå ùèïêà ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ãåìîððàãèè óâåëè÷èâàþòñÿ è ñòàíîâÿòñÿ áîëåå èíòåíñèâíûìè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.
Ýêõèìîçû (ñì. Ãåìîððàãèè).
Hiatus leucaemicus.
Ïðèñóòñòâèå â ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëå íàèáîëåå ìîëîäûõ (ïðîìèåëîöèòû, ìèåëîáëàñòû) è óæå çðåëûõ ôîðì è îòñóòñòâèå ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ
Ñèíäðîìû
Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.
Ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè íèæå íîðìû. Ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿäîì íåñïåöèôè÷åñêèõ è ñïåöèôè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Íåñïåöèôè÷åñêèå — îáóñëîâëåíû ðàçâèâàþùåéñÿ ãèïîêñèåé — ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, òàõèêàðäèÿ, îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, øóì â óøàõ. Ñïåöèôè÷åñêèå — çàâèñÿùèå îò ôîðìû àíåìèè — èçâðàùåíèå âêóñà, õàíòåðîâñêèé ãëîññèò, ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç, èçìåíåíèå ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ýðèòðîöèòîâ.
Ôîðìû àíåìèé: ïî ñòåïåíè íàñûùåííîñòè ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì, òî åñòü ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ — íîðìîõðîìíûå (ö. ï. 0,8—1,0), ãèïîõðîìíûå (ö. ï. ìåíüøå 0,8), ãèïåðõðîìíûå (ö. ï. áîëüøå 1,0); ïî ñïîñîáíîñòè ðåãåíåðàöèè è êîìïåíñàöèè àíåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñî ñòîðîíû êîñòíîãî ìîçãà — ðåãåíåðàòîðíûå, òî åñòü ñ ñîõðàíåííîé ñïîñîáíîñòüþ êîñòíîãî ìîçãà ê ïðîäóêöèè ýðèòðîöèòîâ (ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå, ãåìîëèçå), ãèïîðåãåíåðàòîðíûå (ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå), àðåãåíåðàòîðíûå, èëè àïëàñòè÷åñêèå (ïðè ïàíìèåëîôòèçå), äèñïëàñòè÷åñêèå, èëè äèýçðèòðîïîýòè÷åñêèå (ïðè Â12-(ôîëèåâî)äåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèÿõ). Èíîãäà ðàçëè÷àþò ìàêðî- è ìèêðîöèòàðíûå ôîðìû àíåìèé.
Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ãðóïïû àíåìèé: âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðü — ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå, âñëåäñòâèå íàðóøåííîãî êðîâîîáðàçîâàíèÿ; âñëåäñòâèå ïîâûøåííîãî êðîâîðàçðóøåíèÿ — ãåìîëèòè÷åñêèå.
Ãåìîáëàñòîçû.
Ñîáèðàòåëüíûé òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îïóõîëåé, èñõîäÿùèõ èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê. Âûäåëÿþò äâå îñíîâíûå ãðóïïû ãåìîáëàñòîçîâ: ëåéêîçû è ãåìàòîñàðêîìû (çëîêà÷åñòâåííûå ëèìôîìû). Îáúåäèíÿþòñÿ õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè: ïðîãðåññèðóþùåé êëåòî÷íîé ãèïåðïëàçèåé â îðãàíàõ êðîâåòâîðåíèÿ, çàìåùåíèåì íîðìàëüíûõ êëåòîê êðîâè îïóõîëåâûìè, ïîÿâëåíèåìïàòîëîãè÷åñêèõ î÷àãîâ êðîâåòâîðåíèÿ â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ. Ëåéêîçû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé ëîêàëèçàöèåé â êîñòíîì ìîçãå. Ïîñòóïëåíèå ëåéêîçíûõ (îïóõîëåâûõ) êëåòîê â êðîâü âûçûâàåò âîçíèêíîâåíèå õàðàêòåðíîé êëèíè÷åñêîé è ãåìàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè (â òîì ÷èñëå àíãèíà íåêðîòè÷åñêè-ÿçâåííàÿ, ãåìîððàãèè, Ìîñëåðà ñèìïòîì, ñïëåíîìåãàëèÿ, óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ, hiatus leucaemicus).
Âñå ëåéêîçû äåëÿò íà îñòðûå è õðîíè÷åñêèå íà îñíîâàíèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé îïóõîëåâûõ êëåòîê: ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ ýòî òàê íàçûâàåìûå áëàñòíûå êëåòêè, ïðè õðîíè÷åñêèõ — ñîçðåâàþùèå è çðåëûå êëåòêè. Ñðåäè îñòðûõ ëåéêîçîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ìèåëî!áëàñòíûé è ëèìôîáëàñòíûé, ñðåäè õðîíè÷åñêèõ — ìèåëîëåéêîç, ëèìôîëåéêîç, ýðèòðåìèÿ.
Ãåìàòîñàðêîìû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé âíåêîñòíîìîçãîâîé ëîêàëèçàöèåé è âûðàæåííûì ìåñòíûì îïóõîëåâûì ðîñòîì. Ïî ìîðôîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì îïóõîëåâûõ êëåòîê âûäåëÿþò íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ — ëèìôîãðàíóëåìàòîç, ëèìôîñàðêîìó, ðåòèêóëîñàðêîìó è äðóãèå áîëåå ðåäêèå ãåìàòîñàðêîìû.
Ê ãåìîáëàñòîçàì îòíîñÿò, êðîìå òîãî, ïàðàïðîòåèíåìè÷å-ñêèå ôîðìû — ìèåëîìëóþ áîëåçíü, áîëåçíü Âàëüäåíñòðåìà.
Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû.
Òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ãðóïïû áîëåçíåé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðèçíàêîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì — ñèíäðîì ïîâûøåííîé êðîâîòî÷èâîñòè — íàêëîííîñòü ê ïîâòîðíûì êðîâîòå÷åíèÿì è êðîâîèçëèÿíèÿì, ñàìîïðîèçâîëüíûì èëè ïîñëå íåçíà÷èòåëüíûõ òðàâì (êîæíûå ãåìîððàãèè, êðîâîòî÷èâîñòü äåñåí, íîæîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ñèìïòîìû Êîí÷àëîâñêîãî — Ðóìïåëÿ — Ëååäå, ùèïêà è äð.).
Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé: íàðóøåíèÿ ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäîâ, ïàòîëîãèè ðàçëè÷íûõ êîìïîíåíòîâ ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû, óñèëåíèÿ ôèáðèíîëèçà, ðàçâèòèÿ äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ.
7. ÊÎÑÒÍÎ-ÌÛØÅ×ÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ ÈÑÎÅÄÈÍÈÒÅËÜÍÀß ÒÊÀÍÜ
Ñèìïòîìû
Àíêèëîç.
Îòñóòñòâèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíîé ÿâëÿþòñÿ îñòðûå è õðîíè÷åñêèå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ (òóáåðêóëåç, àðòðèòû è äð.), äåãåíåðàòèâíûå ïðîöåññû (áîëåçíü Áåõòåðåâà), òðàâìû.
Àíòèíóêëåàðíûé ôàêòîð.
Êîìïëåêñ àíòèíóêëåàðíûõ àíòèòåë, öèðêóëèðóþùèõ â êðîâè. Åãî âûñîêèé òèòð õàðàêòåðåí äëÿ ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.
Áàìáóêîâîé òðîñòè ñèìïòîì.
Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîíäèëîàðòðèòà). Ïðîÿâëÿåòñÿ àíêèëîçîì ìåæïîçâîíêîâûõ ñóñòàâîâ, îêîñòåíåíèåì ôèáðîçíîãî êîëüöà ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ è ñâÿçîê ïîçâîíî÷íèêà.
Áîëè ñóñòàâíûå.
Øèðîêî âñòðå÷àþùèéñÿ ñèìïòîì. Ïðè ðÿäå çàáîëåâàíèé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè èìååò ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè. Èìååò çíà÷åíèå ëîêàëèçàöèÿ (ìåëêèå ñóñòàâû ÷àùå áîëÿò ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, êðóïíûå — ïðè ðåâìàòèçìå è äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå, ñóñòàâû ïîçâîíî÷íèêà è êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíîãî ñî÷ëåíåíèÿ — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà è ò. ä.), âðåìÿ âîçíèêíîâåíèÿ è äëèòåëüíîñòü (ïîñëå íàãðóçêè — ïðè äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå; íî÷üþ, â íåïîäâèæíîì ïîëîæåíèè, — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà; áûñòðîå, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé, áåññëåäíîå èñ÷åçíîâåíèå — ëåòó÷åñòü — áîëåé — ïðè ðåâìàòèçìå), äðóãèå îñîáåííîñòè ýòèõ áîëåé.
Âîë÷àíî÷íûé ôàêòîð (ñèí. LE-êëåòêè, êëåòêè êðàñíîé âîë÷àíêè).
Çðåëûå íåéòðîôèëû, ôàãîöèòèðóþùèå ÿäåðíûå áåëêè êëåòîê êðîâè è òêàíåé, ðàñïàâøèõñÿ ïîä äåéñòâèåì àíòèíóêëåàðíîãî ôàêòîðà è îáíàðóæèâàåìûå ìèêðîñêîïè÷åñêè. Îáíàðóæåíèå èõ ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.
Ãóñèíîé øåè ñèìïòîì.
Ñãèáàòåëüíàÿ êîíòðàêòóðà ïÿñòíî-ôàëàíãîâîãî ñóñòàâà ñ ïåðåðàçãèáàíèåì â ïðîêñèìàëüíîì è ñãèáàíèåì â äèñòàëüíîì ñóñòàâå ïàëüöà. Òèïè÷íîå èçìåíåíèå äëÿ ðàâìàòîèäíîãî àðòðèòà.
Êèñåòà ñèìïòîì.
Íàëè÷èå ñâîåîáðàçíûõ ñòÿãèâàþùèõ ñêëàäîê êîæè â îáëàñòè ðòà. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå òðîôè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè ïðè ñèñòåìíîé ñêëåðîäåðìèè.
Êîíòðàêòóðà.
Îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàçíîîáðàçíû. Êðîìå âðîæäåííûõ ðàçëè÷àþò äåðìàòîãåííûå (îãðàíè÷åíèå êîæíûì ðóáöîì), äåñìîãåííûå (ñìîðùèâàíèå ôàñöèé, àïîíåâðîçîâ, ñâÿçîê), â òîì ÷èñëå êîíòðàêòóðà Äþïþèòðåíà, ìèîãåííûå, àðòðîãåííûå, íåâðîãåííûå, ñìåøàííûå. Îïðåäåëåííûå âèäû õàðàêòåðíû äëÿ ðÿäà çàáîëåâàíèé (ñèìïòîìû ãóñèíîé øåè, ïóãîâè÷íîé ïåòëè).
Ìåðòâîãî ïàëüöà ñèìïòîì.
Âðåìåííîå ðåçêîå ïîáëåäíåíèå ïàëüöåâ ðóê è íîã âñëåäñòâèå ïåðèîäè÷åñêè íàñòóïàþùåãî ñïàçìà ñîñóäîâ ïðè ñèíäðîìå Ðåéíî.
Ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñèìïòîì.
Ïðèçíàê ïîðàæåíèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, ïðè êîòîðîì ‘áîëüíûå íå ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü èëè âñòàòü, èì êðàéíå òðóäíî ïîäíèìàòüñÿ ïî ëåñòíèöå. Âñòðå÷àåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû, ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì äåðìàòîìèîçèòà.
Îñòåîïîðîç.
Ðàçðåæåíèå êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.
Îñòåîëèç.
Ðåçîðáöèÿ (èñ÷åçíîâåíèå) êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå â òîì ÷èñëå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.
Îñòåîëèç äèñòàëüíûõ ôàëàíã êèñòåé è ñòîï ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ñêëåðîäàêòèëèè (ñì.).
Ïàðàëè÷è, ïàðåçû.
Âûïàäåíèå (ïàðàëè÷) èëè îñëàáëåíèå (ïàðåç) äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé ñ îòñóòñòâèåì èëè ñíèæåíèåì ñèëû ìûøö â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â íåðâíîé ñèñòåìå, âûçûâàþùèõ íàðóøåíèå ñòðóêòóðû è ôóíêöèè äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò: ìîíîïëåãèþ (ïîðàæåíà îäíà êîíå÷íîñòü), ïàðàïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå íîãè), ãåìèïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå êîíå÷íîñòè îäíîé ñòîðîíû), òåòðàïëåãèþ (ïîðàæåíû ÷åòûðå êîíå÷íîñòè).
Ïëàâíèêà ìîðæà ñèìïòîì.
Îòêëîíåíèå (äåâèàöèÿ) êèñòè â óëüíàðíîì íàïðàâëåíèè. Õàðàêòåðåí äëÿ ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.
Ïîçà ïðîñèòåëÿ.
Ñâîåîáðàçíàÿ îñàíêà, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ôèêñèðîâàííûì ïîëîæåíèåì ñãèáàíèÿ âïåðåä. Õàðàêòåðíà äëÿ ïîçäíèõ ñòàäèé áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîàäèëîàðòðèòà).
Ïòè÷üåé ëàïû ñèìïòîì.
Ñî÷åòàíèå ñêë