Симптомы и синдромы в педиатрии
СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (ДН).
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДН И ОСНОВНЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ С СИНДРОМОМ ДН
Синдром ДН — это состояние, при котором внешнее дыхание не обеспечивает нормального газового состава крови или поддерживает его ценой чрезмерных энергетических затрат.
Механизмы синдрома дыхательной недостаточности у детей при разных патологических состояниях органов дыхания достаточно разнообразны. Для их понимания следует уточнить термины:
ОБСТРУКЦИЯ — запирание, преграда;
ОБТУРАЦИЯ — закрытие просвета полого органа с нарушением его проходимости;
РЕСТРИКЦИЯ — ограничение.
Обструкция верхних дыхательных путей сопровождает такие заболевания, особенно характерные для детей раннего возраста, как острый стенозируюший ларинготрахеит; травматический отек, инородное тело гортани; реже — врожденные аномалии развития (ВАР) — кисты, опухоли, врожденные стенозы гортани, трахеи, бронхов; внутриглоточные процессы.
Нарушение бронхиальной проходимости (НБП) и частный случай НБП — бронхообструктивныи синдром; его этиопатогенетические формы — бронхоспазм, отек, гиперсекреция — касаются всех структур бронхов. Основные заболевания: бронхиальная астма, обструктивный бронхит, бронхиолит (НБП распространенные обратимые); муковисцидоз, пороки (НБП распространенные необратимые); ВПС (с гипертензией в малом круге); микроаепирационный синдром; томомегалия.
Нарушения вентиляционно-перфузионных отношений в легких — характерны для первичных патологических ателектазов легких, болезни гиалиновых мембран, пневмонии.
Рестрикция дыхания: с преобладанием синдрома напряжения в грудной полости (характерна для опухоли, кисты средостения, пневмоторакса, плеврита, эмфиземы, диафрагмальной грыжи) и понижения эластичности тканей (пневмосклероз, фиброз, гемосидероз, врожденные бронхоэкетазы, легочная дисплазия, поликистоз легких).
Наиболее распространенные нозологические формы острой бронхолегочной патологии у детей встречаются со следующей частотой:
Острое респираторное заболевание — 4000 на 1000 детей (от 1 года до 3 лет);
Острая пневмония — 5—6 случаев на 1000 детей 1-го года жизни.
Острый бронхит — 60—70 случаев на 1000 детей (особенно 2-го полугодия).
Основная патология часто болеющих детей — это заболевания бронхо-легочной системы и ЛОР-органов.
Из затяжных и хронических бронхо-легочных заболеваний особенно высока частота бронхиальной астмы — до 30 на 1000 детей. Частота ее увеличилась в городах в 5—6 раз за последнее десятилетие, интенсивный поиск причин привел к выявлению факторов предрасположения — гипер-igE-eM, дисфункции лимфоцитов, недостаточность местного иммунитета, отягощенный генеалогический анамнез.
Частота хронической пневмонии — 0,6—1,8 на 1000 детей (в основе ее лежат ВАР легких, скрытые пороки развития, недостаточность местного иммунитета, цилиарная дискинезия).
Источник: Под ред. А. Ф. Краснова, «Сестринское дело, том 2» 2000
А так же в разделе « Основные синдромы в педиатрии, принципы диагностики и лечения »
- Особенности организации сестринского процесса в педиатрии
- Организация и проведение профилактической помощи детям. Роль медицинской сестры
- ОСТРАЯ ОБСТРУКЦИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (КРУП)
- СИНДРОМ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ (СБО)
- КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО БРОНХИТА (ПРОСТОГО)
- ОСТРЫЙ ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ. КЛИНИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ СБО
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕНСИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ СБО
- СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ ВЕНТИЛЯЦИОННО-ПЕРФУЗИОННЫХ НАРУШЕНИЯХ В ЛЕГКИХ
- АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ ПРИСТУПОВ БА.
- ИНВАЛИДНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ
Источник
Автор: Доктор Никольский | 28 апреля 2011 г.
«Синдром подруги»
Всю жизнь мы сравниваем себя и других. Это естественно, ведь человек социальное существо. Соревнование – очень мощный стимул для людей не стоять на месте. Замечено, что количество детей в семье сильно зависит от их количества у друзей семьи. Но есть и негативные особенности соревнования и сравнения.
Все люди — разные. Ни у кого не вызывает тревоги, почему один человек высокий и худой, а его товарищ среднего роста и склонен к полноте. Нет желания позвонить доктору, если Вы узнали, что Ваш знакомый спит 6 часов и высыпается, а Вам не хватает и восьми. Но все меняется, когда речь заходит о наших детях…
Конечно, это в большей степени характерно для молодых, тревожных и неуверенных в себе родителей. Вроде бы все нормально: ребенок растет, развивается и радует. А как там у знакомых? О, ужас. Вася прибавил за месяц 1200, а мой только 1000! И он уже перевернулся, а у меня только начинает… И так далее, и т.п. Настроение испорчено надолго.
Еще более печальный вариант, когда у подруги ребенок не одного возраста с нашим, а старше на год или больше. Проблемы со временем забываются, и, преодолев различные трудности раннего возраста, подруги склонны про них не помнить.
Так и получается, что у подруг всегда все лучше. Ребенок подруги все время спал и совсем не плакал, животик никогда не болел, вообще ничем никогда не болел, стал говорить ровно в год (сразу фразами и рассказывать стихи), с огромным удовольствием пошел в детский сад в возрасте 1,5 лет и т.д., и т.п. Все это, конечно, очень далеко от истины, но вгоняет молодых родителей в сильную депрессию.
Возможно, этот феномен можно объяснить проблематикой женской дружбы. Также нельзя забывать, что есть люди, просто склонные к преувеличению достоинств своего чада. Поэтому скептически и трезво относитесь к «феноменальным» телефонным достижением чужих детей.
«Синдром визита свекрови»
Тревожный звонок доктору ближе к вечеру. «Доктор, что делать? нашему ребенку уже 4 месяца, а он еще не ходит на горшок! И что будет с его потенцией, ведь он носит памперс! И мы до сих пор кормим его только грудным молоком, а ведь давно можно было дать яблочко и сок!» Самое удивительное, что до этого в течение всего времени подобных вопросов у родителей не возникало. Все понятно, в гости приехала свекровь.
Вообще о роли бабушек в педиатрии сказано много. Гипертрофированная любовь к ребенку, выражающаяся в жалости и потворстве, стремление к самолечению согласно рекомендациям газет народно-целительского типа, приводит к частой конкуренции с доктором. Поэтому в некоторых случаях первой задача педиатра является «нейтрализация» бабушки. Но это более благоприятный вариант, чем «тараканы» в голове у мамы или папы. Тогда работа педиатра становится просто невозможной.
«Синдром субботнего звонка»
Звонок доктору в субботу ближе к 9 вечера. «Доктор, у ребенка 5 дней температура 39». Почему позвонили только сейчас? Всю неделю родители интенсивно работали, было некогда, ребенка лечила няня. Половину субботы пытались лечить самостоятельно. В субботу вечером (завтра воскресение) стало страшно.
Такая же особенность перед Новым годом. Резко возрастает число вызовов – люди пытаются завершить «в старом году» все, что оставляли на потом в ноябре и декабре.
«Синдром доктора четвертого дня»
Есть такая грубая поговорка педиатров, что самая сложная задача врача приемного покоя «отличить понос от насморка». Суть проблемы в том, что в первый день, особенно в первые часы заболевания, когда из симптомов имеется только высокая температура, достаточно сложно решить во что это все выльется – в ОРВИ (появление насморка, кашля) или ОКИ (температура, рвота, жидкий стул) или что-то другое. Такая же проблема иногда возникает при осмотре ребенка на дому. Кроме того, многие осложнения возникают тоже не сразу, а на третий-четвертый день болезни.
Доктор пришел в первый день – диагноз ОРВИ, температура сохраняется, на четвертые сутки родители вызывают другого доктора – диагноз уже пневмония. Лавры второму доктору, но, скорее всего, в первые сутки он бы тоже поставил ОРВИ.
Хочу отметить, что все это не значит, что нужно вызывать доктора на четвертые сутки болезни. Большое число диагнозов можно (и необходимо) поставить в первые — вторые сутки заболевания.
Источник
Содержание
- Синдром дыхательных расстройств
- Причины синдрома дыхательных расстройств
- Классификация синдрома дыхательных расстройств
- Симптомы синдрома дыхательных расстройств
- Диагностика синдрома дыхательных расстройств
- Лечение синдрома дыхательных расстройств
- Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств
Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.
Синдром дыхательных расстройств
Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии». Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных. Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.
Причины синдрома дыхательных расстройств
Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.
Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол. Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации. Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.
Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких. В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза. Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.
Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.
Классификация синдрома дыхательных расстройств
На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.
На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.
I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.
II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.
III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.
Симптомы синдрома дыхательных расстройств
Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств обычно развиваются на 1-2 сутки жизни новорожденного. Появляется и интенсивно нарастает одышка (ЧД до 60–80 в минуту) с участием в дыхательном акте вспомогательной мускулатуры, втяжением мечевидного отростка грудины и межреберий, раздуванием крыльев носа. Характерны экспираторные шумы («хрюкающий выдох»), обусловленные спазмом голосовой щели, приступы апноэ, синюшность кожных покровов (сначала периоральный и акроцианоз, затем – общий цианоз), пенистые выделения изо рта часто с примесью крови.
У новорожденных с синдромом дыхательных расстройств отмечаются признаки угнетения ЦНС, обусловленные гипоксией, нарастание отека мозга, склонность к внутрижелудочковым кровоизлияниям. ДВС-синдром может проявляться кровоточивостью из мест инъекций, легочным кровотечением и т. д. При тяжелой форме синдрома дыхательных расстройств стремительно развивается острая сердечная недостаточность с гепатомегалией, периферическими отеками.
Другими осложнениями синдрома дыхательных расстройств могут являться пневмонии, пневмоторакс, эмфизема легких, отек легких, ретинопатия недоношенных, некротический энтероколит, почечная недостаточность, сепсис и др. В исходе синдрома дыхательных расстройств у ребенка может отмечаться выздоровление, гиперреактивность бронхов, перинатальная энцефалопатия, нарушения иммунитета, ХНЗЛ (буллезная болезнь, пневмосклероз и др.).
Диагностика синдрома дыхательных расстройств
В клинической практике для оценки степени тяжести синдрома дыхательных расстройств используется шкала И. Сильвермана, где в баллах (от 0 до 2-х) оцениваются следующие критерии: экскурсия грудной клетки, втяжение межреберий на вдохе, западение грудины, раздувание ноздрей, опускание подбородка на вдохе, экспираторные шумы. Суммарная оценка ниже 5 баллов свидетельствует о легкой степени синдрома дыхательных расстройств; выше 5 – средней, 6—9 баллов — о тяжелой и от 10 баллов – о крайне тяжелой степени СДР.
В диагностике синдрома дыхательных расстройств решающее значение отводится рентгенографии легких. Рентгенологическая картина изменяется в различные патогенетические фазы. При рассеянных ателектазах выявляется мозаичная картина, обусловленная чередованием участков снижения пневматизации и вздутия легочной ткани. Для болезни гиалиновых мембран характерны «воздушная бронхограмма», ретикулярно-надозная сетка. В стадии отечно-геморрагического синдрома определяется нечеткость, размытость легочного рисунка, массивные ателектазы, определяющие картину «белого легкого».
Для оценки степени зрелости легочной ткани и системы сурфактанта при синдроме дыхательных расстройств применяется тест, определяющий отношение лецитина к сфингомиелину в околоплодных водах, трахеальном или желудочном аспирате; «пенный» тест с добавлением этанола в анализируемую биологическую жидкость и др. Возможно использование этих же тестов при проведении инвазивной пренатальной диагностики — амниоцентеза, осуществляемого после 32 недели гестации.
Состояние ребенка, обусловленное синдромом дыхательных расстройств, следует отличать от врожденной пневмонии, пороков дыхательной системы, атрезии хоан, ВПС, родовой травмы, врожденной диафрагмальной грыжи и др. В рамках дифференциальной диагностики выполняется нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция, ЭКГ, ЭхоКГ и пр.
Лечение синдрома дыхательных расстройств
Ведение ребенка с синдромом дыхательных расстройств осуществляется неонатологом, детским анестезиологом-реаниматологом с привлечением в случае необходимости детского невролога, детского пульмонолога, детского кардиолога и др.
Ребенок с синдромом дыхательных расстройств нуждается в непрерывном контроле ЧС, ЧД, газового состав крови, КОС; мониторинге показателей общего и биохимического анализа крови, коагулограммы, ЭКГ. Для поддержания оптимальной температуры тела ребенок помещается в кувез, где ему обеспечивается максимальный покой, ИВЛ или ингаляции увлажненного кислорода через носовой катетер, парентеральное питание. Ребенку периодически выполняется трахеальная аспирация, вибрационный и перкуторный массаж грудной клетки.
При синдроме дыхательных расстройств проводится инфузионная терапия раствором глюкозы, гидрокарбоната натрия; трансфузии альбумина и свежезамороженной плазмы; антибиотикотерапия, витаминотерапия, диуретическая терапия. Важным слагаемым профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств является эндотрахеальная инстилляция препаратов сурфактанта.
Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств
Последствия синдрома дыхательных расстройств определяются сроком родов, тяжестью дыхательной недостаточности, присоединившимися осложнениями, адекватностью проведения реанимационных и лечебных мероприятий.
В плане профилактики синдрома дыхательных расстройств наиболее важным представляется предупреждение преждевременных родов. В случае угрозы преждевременных родов необходимо проведение терапии, направленной на стимуляцию созревание легочной ткани у плода (дексаметазон, бетаметазон, тироксин, эуфиллин). Недоношенным детям необходимо проводить раннюю (в первые часы после рождения) заместительную терапию сурфактантом.
В дальнейшем дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств, кроме участкового педиатра, должны наблюдаться детским неврологом, детским пульмонологом, детским офтальмологом.
Источник