Симптомы и синдромы в педиатрии

Симптомы и синдромы в педиатрии thumbnail

  СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (ДН).

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДН И ОСНОВНЫЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ С СИНДРОМОМ ДН

Синдром ДН — это состояние, при котором внешнее дыхание не обеспечивает нормального газового состава крови или поддерживает его ценой чрезмерных энергетических затрат.

Механизмы синдрома дыхательной недостаточности у детей при разных патологических состояниях органов дыхания достаточно разнообразны. Для их понимания следует уточнить термины:

ОБСТРУКЦИЯ — запирание, преграда;

ОБТУРАЦИЯ — закрытие просвета полого органа с нарушением его проходимости;

РЕСТРИКЦИЯ — ограничение.

Обструкция верхних дыхательных путей сопровождает такие заболевания, особенно характерные для детей раннего возраста, как острый стенозируюший ларинготрахеит; травматический отек, инородное тело гортани; реже — врожденные аномалии развития (ВАР) — кисты, опухоли, врожденные стенозы гортани, трахеи, бронхов; внутриглоточные процессы.

Нарушение бронхиальной проходимости (НБП) и частный случай НБП — бронхообструктивныи синдром; его этиопатогенетические формы — бронхоспазм, отек, гиперсекреция — касаются всех структур бронхов. Основные заболевания: бронхиальная астма, обструктивный бронхит, бронхиолит (НБП распространенные обратимые); муковисцидоз, пороки (НБП распространенные необратимые); ВПС (с гипертензией в малом круге); микроаепирационный синдром; томомегалия.

Нарушения вентиляционно-перфузионных отношений в легких — характерны для первичных патологических ателектазов легких, болезни гиалиновых мембран, пневмонии.

Рестрикция дыхания: с преобладанием синдрома напряжения в грудной полости (характерна для опухоли, кисты средостения, пневмоторакса, плеврита, эмфиземы, диафрагмальной грыжи) и понижения эластичности тканей (пневмосклероз, фиброз, гемосидероз, врожденные бронхоэкетазы, легочная дисплазия, поликистоз легких).

Наиболее распространенные нозологические формы острой бронхолегочной патологии у детей встречаются со следующей частотой:

Острое респираторное заболевание — 4000 на 1000 детей (от 1 года до 3 лет);

Острая пневмония — 5—6 случаев на 1000 детей 1-го года жизни.

Острый бронхит — 60—70 случаев на 1000 детей (особенно 2-го полугодия).

Основная патология часто болеющих детей — это заболевания бронхо-легочной системы и ЛОР-органов.

Из затяжных и хронических бронхо-легочных заболеваний особенно высока частота бронхиальной астмы — до 30 на 1000 детей. Частота ее увеличилась в городах в 5—6 раз за последнее десятилетие, интенсивный поиск причин привел к выявлению факторов предрасположения — гипер-igE-eM, дисфункции лимфоцитов, недостаточность местного иммунитета, отягощенный генеалогический анамнез.

Частота хронической пневмонии — 0,6—1,8 на 1000 детей (в основе ее лежат ВАР легких, скрытые пороки развития, недостаточность местного иммунитета, цилиарная дискинезия). 

Источник: Под ред. А. Ф. Краснова, &laquoСестринское дело, том 2» 2000

А так же в разделе «  Основные синдромы в педиатрии, принципы диагностики и лечения »

  •   Особенности организации сестринского процесса в педиатрии 
  •   Организация и проведение профилактической помощи детям. Роль медицинской сестры
  • ОСТРАЯ ОБСТРУКЦИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (КРУП)
  • СИНДРОМ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ (СБО)
  • КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО БРОНХИТА (ПРОСТОГО)
  • ОСТРЫЙ ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ. КЛИНИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ СБО
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕНСИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ СБО
  •   СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ ВЕНТИЛЯЦИОННО-ПЕРФУЗИОННЫХ НАРУШЕНИЯХ В ЛЕГКИХ
  • АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ ПРИСТУПОВ БА.
  • ИНВАЛИДНОСТЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ

Источник

Автор: Доктор Никольский | 28 апреля 2011 г.

Синдромы в педиатрии

«Синдром подруги»

Всю жизнь мы сравниваем себя и других. Это естественно, ведь человек социальное существо. Соревнование – очень мощный стимул для людей не стоять на месте. Замечено, что количество детей в семье сильно зависит от их количества у друзей семьи. Но есть и негативные особенности соревнования и сравнения.
Все люди — разные. Ни у кого не вызывает тревоги, почему один человек высокий и худой, а его товарищ среднего роста и склонен к полноте. Нет желания позвонить доктору, если Вы узнали, что Ваш знакомый спит 6 часов и высыпается, а Вам не хватает и восьми. Но все меняется, когда речь заходит о наших детях…

Конечно, это в большей степени характерно для молодых, тревожных и неуверенных в себе родителей. Вроде бы все нормально: ребенок растет, развивается и радует. А как там у знакомых? О, ужас. Вася прибавил за месяц 1200, а мой только 1000! И он уже перевернулся, а у меня только начинает… И так далее, и т.п. Настроение испорчено надолго.
Еще более печальный вариант, когда у подруги ребенок не одного возраста с нашим, а старше на год или больше. Проблемы со временем забываются, и, преодолев различные трудности раннего возраста, подруги склонны про них не помнить.
Так и получается, что у подруг всегда все лучше. Ребенок подруги все время спал и совсем не плакал, животик никогда не болел, вообще ничем никогда не болел, стал говорить ровно в год (сразу фразами и рассказывать стихи), с огромным удовольствием пошел в детский сад в возрасте 1,5 лет и т.д., и т.п. Все это, конечно, очень далеко от истины, но вгоняет молодых родителей в сильную депрессию.
Возможно, этот феномен можно объяснить проблематикой женской дружбы. Также нельзя забывать, что есть люди, просто склонные к преувеличению достоинств своего чада. Поэтому скептически и трезво относитесь к «феноменальным» телефонным достижением чужих детей.

Читайте также:  Синдром мышечной дистонии лечение синдрома мышечной

«Синдром визита свекрови»

Тревожный звонок доктору ближе к вечеру. «Доктор, что делать? нашему ребенку уже 4 месяца, а он еще не ходит на горшок! И что будет с его потенцией, ведь он носит памперс! И мы до сих пор кормим его только грудным молоком, а ведь давно можно было дать яблочко и сок!» Самое удивительное, что до этого в течение всего времени подобных вопросов у родителей не возникало. Все понятно, в гости приехала свекровь.
Вообще о роли бабушек в педиатрии сказано много. Гипертрофированная любовь к ребенку, выражающаяся в жалости и потворстве, стремление к самолечению согласно рекомендациям газет народно-целительского типа, приводит к частой конкуренции с доктором. Поэтому в некоторых случаях первой задача педиатра является «нейтрализация» бабушки. Но это более благоприятный вариант, чем «тараканы» в голове у мамы или папы. Тогда работа педиатра становится просто невозможной.

«Синдром субботнего звонка»

Звонок доктору в субботу ближе к 9 вечера. «Доктор, у ребенка 5 дней температура 39». Почему позвонили только сейчас? Всю неделю родители интенсивно работали, было некогда, ребенка лечила няня. Половину субботы пытались лечить самостоятельно. В субботу вечером (завтра воскресение) стало страшно.
Такая же особенность перед Новым годом. Резко возрастает число вызовов – люди пытаются завершить «в старом году» все, что оставляли на потом в ноябре и декабре.

«Синдром доктора четвертого дня»

Есть такая грубая поговорка педиатров, что самая сложная задача врача приемного покоя «отличить понос от насморка». Суть проблемы в том, что в первый день, особенно в первые часы заболевания, когда из симптомов имеется только высокая температура, достаточно сложно решить во что это все выльется – в ОРВИ (появление насморка, кашля) или ОКИ (температура, рвота, жидкий стул) или что-то другое. Такая же проблема иногда возникает при осмотре ребенка на дому. Кроме того, многие осложнения возникают тоже не сразу, а на третий-четвертый день болезни.
Доктор пришел в первый день – диагноз ОРВИ, температура сохраняется, на четвертые сутки родители вызывают другого доктора – диагноз уже пневмония. Лавры второму доктору, но, скорее всего, в первые сутки он бы тоже поставил ОРВИ.
Хочу отметить, что все это не значит, что нужно вызывать доктора на четвертые сутки болезни. Большое число диагнозов можно (и необходимо) поставить в первые — вторые сутки заболевания.

Источник

Содержание

  1. Синдром дыхательных расстройств
  2. Причины синдрома дыхательных расстройств
  3. Классификация синдрома дыхательных расстройств
  4. Симптомы синдрома дыхательных расстройств
  5. Диагностика синдрома дыхательных расстройств
  6. Лечение синдрома дыхательных расстройств
  7. Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.

Читайте также:  Реферат на тему синдром патау

Синдром дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии». Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных. Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.

Причины синдрома дыхательных расстройств

Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.

Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол. Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации. Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.

Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких. В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза. Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.

Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.

Классификация синдрома дыхательных расстройств

На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.

На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.

I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.

II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.

III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.

Симптомы синдрома дыхательных расстройств

Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств обычно развиваются на 1-2 сутки жизни новорожденного. Появляется и интенсивно нарастает одышка (ЧД до 60–80 в минуту) с участием в дыхательном акте вспомогательной мускулатуры, втяжением мечевидного отростка грудины и межреберий, раздуванием крыльев носа. Характерны экспираторные шумы («хрюкающий выдох»), обусловленные спазмом голосовой щели, приступы апноэ, синюшность кожных покровов (сначала периоральный и акроцианоз, затем – общий цианоз), пенистые выделения изо рта часто с примесью крови.

Читайте также:  Двс синдром методические рекомендации по

У новорожденных с синдромом дыхательных расстройств отмечаются признаки угнетения ЦНС, обусловленные гипоксией, нарастание отека мозга, склонность к внутрижелудочковым кровоизлияниям. ДВС-синдром может проявляться кровоточивостью из мест инъекций, легочным кровотечением и т. д. При тяжелой форме синдрома дыхательных расстройств стремительно развивается острая сердечная недостаточность с гепатомегалией, периферическими отеками.

Другими осложнениями синдрома дыхательных расстройств могут являться пневмонии, пневмоторакс, эмфизема легких, отек легких, ретинопатия недоношенных, некротический энтероколит, почечная недостаточность, сепсис и др. В исходе синдрома дыхательных расстройств у ребенка может отмечаться выздоровление, гиперреактивность бронхов, перинатальная энцефалопатия, нарушения иммунитета, ХНЗЛ (буллезная болезнь, пневмосклероз и др.).

Диагностика синдрома дыхательных расстройств

В клинической практике для оценки степени тяжести синдрома дыхательных расстройств используется шкала И. Сильвермана, где в баллах (от 0 до 2-х) оцениваются следующие критерии: экскурсия грудной клетки, втяжение межреберий на вдохе, западение грудины, раздувание ноздрей, опускание подбородка на вдохе, экспираторные шумы. Суммарная оценка ниже 5 баллов свидетельствует о легкой степени синдрома дыхательных расстройств; выше 5 – средней, 6—9 баллов — о тяжелой и от 10 баллов – о крайне тяжелой степени СДР.

В диагностике синдрома дыхательных расстройств решающее значение отводится рентгенографии легких. Рентгенологическая картина изменяется в различные патогенетические фазы. При рассеянных ателектазах выявляется мозаичная картина, обусловленная чередованием участков снижения пневматизации и вздутия легочной ткани. Для болезни гиалиновых мембран характерны «воздушная бронхограмма», ретикулярно-надозная сетка. В стадии отечно-геморрагического синдрома определяется нечеткость, размытость легочного рисунка, массивные ателектазы, определяющие картину «белого легкого».

Для оценки степени зрелости легочной ткани и системы сурфактанта при синдроме дыхательных расстройств применяется тест, определяющий отношение лецитина к сфингомиелину в околоплодных водах, трахеальном или желудочном аспирате; «пенный» тест с добавлением этанола в анализируемую биологическую жидкость и др. Возможно использование этих же тестов при проведении инвазивной пренатальной диагностики — амниоцентеза, осуществляемого после 32 недели гестации.

Состояние ребенка, обусловленное синдромом дыхательных расстройств, следует отличать от врожденной пневмонии, пороков дыхательной системы, атрезии хоан, ВПС, родовой травмы, врожденной диафрагмальной грыжи и др. В рамках дифференциальной диагностики выполняется нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция, ЭКГ, ЭхоКГ и пр.

Лечение синдрома дыхательных расстройств

Ведение ребенка с синдромом дыхательных расстройств осуществляется неонатологом, детским анестезиологом-реаниматологом с привлечением в случае необходимости детского невролога, детского пульмонолога, детского кардиолога и др.

Ребенок с синдромом дыхательных расстройств нуждается в непрерывном контроле ЧС, ЧД, газового состав крови, КОС; мониторинге показателей общего и биохимического анализа крови, коагулограммы, ЭКГ. Для поддержания оптимальной температуры тела ребенок помещается в кувез, где ему обеспечивается максимальный покой, ИВЛ или ингаляции увлажненного кислорода через носовой катетер, парентеральное питание. Ребенку периодически выполняется трахеальная аспирация, вибрационный и перкуторный массаж грудной клетки.

При синдроме дыхательных расстройств проводится инфузионная терапия раствором глюкозы, гидрокарбоната натрия; трансфузии альбумина и свежезамороженной плазмы; антибиотикотерапия, витаминотерапия, диуретическая терапия. Важным слагаемым профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств является эндотрахеальная инстилляция препаратов сурфактанта.

Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Последствия синдрома дыхательных расстройств определяются сроком родов, тяжестью дыхательной недостаточности, присоединившимися осложнениями, адекватностью проведения реанимационных и лечебных мероприятий.

В плане профилактики синдрома дыхательных расстройств наиболее важным представляется предупреждение преждевременных родов. В случае угрозы преждевременных родов необходимо проведение терапии, направленной на стимуляцию созревание легочной ткани у плода (дексаметазон, бетаметазон, тироксин, эуфиллин). Недоношенным детям необходимо проводить раннюю (в первые часы после рождения) заместительную терапию сурфактантом.

В дальнейшем дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств, кроме участкового педиатра, должны наблюдаться детским неврологом, детским пульмонологом, детским офтальмологом.

Источник