Симптомы и синдромы краткий справочник

Симптомы и синдромы краткий справочник thumbnail

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

Книга «Клинические синдромы и симптомы: Эпонимический справочник практикующего врача» 

Авторы: Бородулин В.И. Тополянский А.В.

ISBN: 978-5-9986-0306-8

В современной клинической медицине значительная часть синдромов (болезней) и симптомов носит эпонимические названия, т.е. названы по именам описавших их авторов, литературных героев (например, синдром Мюнхгаузена) и т.п. Но многие ли врачи помнят, что синдром Буйо — это острый ревматизм, а «дыхание Куссмауля» означает редкое шумное дыхание при глубокой коме? Ответить на вопросы, о какой болезни или о каком симптоме идет речь, когда они названы чьими-то именами, и почему именно дано такое название, — задача данного справочника. Он адресован врачам всех специальностей, другим медицинским работникам и студентам медицинских вузов, но прежде всего — врачам общей практики, участковым врачам; поэтому из многих тысяч эпонимических синдромов и симптомов в книгу включены только те, актуальность которых в лечебной практике или «живучесть» в литературе не вызывают сомнений.

Предисловие

Предлагаемый читателю справочник посвящен клиническим синдромам и сим­птомам, имеющим эпонимическое название (эпоним — тот, кто дает чему-либо свое имя). Многие классические термины-эпонимы вошли в научную медицинскую лите­ратуру, учебники, справочники еще в XVI-XIX вв. и хорошо известны практическо­му врачу. Всем понятны термины «синдром Лериша», «симптом Пастернацкого» и т.д. Но многие ли врачи общей практики помнят, что синдром Буйо означает то же самое, что и острая ревматическая лихорадка, а рефлекс Бабинского — характерный признак поражения пирамидного пути? Кроме того, постоянно появляются новые эпонимиче­ские термины, отражающие развитие знаний в различных разделах клинической ме­дицины и приоритеты ученых разных стран в современной науке (например, описан­ный в конце XX в. синдром Бругада). Ответить на вопросы, о каком заболевании или о каком симптоме идет речь, когда они названы чьими-то именами, и почему именно дано такое название, — задача данного справочника.

Читайте также:  Астено невротический синдром у ребенка

Спрос на подобные универсальные эпонимические справочники, изданные на русском языке, явно не удовлетворен: книги Б. Лайбера и Г. Ольбрих (перевод с не­мецкого), И.Р. Лазовскиса, справочник под редакцией А.Н. Смирнова (при их разной справочной ценности) давно уже стали библиографической редкостью. Нет в прода­же и двух предшествовавших изданий данного справочника, которые вышли в изда­тельствах «Рипол классик» («Клинические синдромы и симптомы. Краткий эпоними­ческий словарь-справочник практического врача», М., 2007) и «Эксмо» («Синдромы и симптомы в клинической практике. Эпонимический словарь-справочник», М., 2009). В 3-е издание нашего справочника вошли дополнительные материалы (объемом око­ло четырех авторских листов); переработаны тематические циклы по дерматовенеро­логии, гастроэнтерологии, педиатрии, психиатрии (в связи с чем расширился состав авторов).

Справочник краткий, так как рассчитан он в первую очередь на врача общей прак­тики — участкового терапевта, педиатра, семейного врача, врача скорой помощи и т.д., а также студентов старших курсов медицинских вузов. Поэтому из многих тысяч эпо­нимических симптомов и синдромов отобраны и включены в справочник только те, актуальность которых в современной лечебной практике, «живучесть» в русскоязыч­ной литературе или особенности, придающие им исторический интерес, не вызывают сомнений. Поскольку это — справочник практического врача, в отличие от названных выше справочников, в необходимых случаях указаны принципы лечения синдрома.

Понятие эпонима использовано авторами в широком смысле: включены сим­птомы и синдромы, названные как именами описавших их авторов (в подавляющем большинстве случаев) либо больных (например, симптом Мюссе), литературных и фольклорных героев (например, синдром Мюнхгаузена, пигмалионизм), так и по названиям литературных произведений (например, синдром «Алисы в стране чудес», пиквикский синдром), по географическим названиям (например, мальтийская лихо­радка, Ниймеген синдром) и словам, заимствованным из редких (синдромы и симпто­мы с названиями, заимствованными из основных европейских языков, не включены в справочник) языков и диалектов (например, квашиоркор, куру). Ведущий критерий отбора при этом — необходимость что-либо объяснить, например, в связи с непо­нятностью названия; при этом не включаются аббревиатуры и «образные названия» (например, включены амок, кала-азар, пиблокто, лихорадка Марбург, но не включе­ны симптомы «лебединой шеи», «кошачьего мурлыканья» и «часовых стекол», САРС и ВИЧ-инфекция).

При традиционном понимании синдрома как совокупности симптомов, объеди­ненных общим патогенезом, и несовершенстве наших представлений о причинах (этиологии) многих болезней (фигурирующих, однако, в качестве нозологических форм) граница между понятиями «синдром» и «болезнь» более чем условна, часто это — просто синонимы (например, болезнь Базедова в отечественной литературе и синдром Базедова — в зарубежной). Поэтому в справочнике использован главным образом термин «синдром», а термин «болезнь» фигурирует лишь в тех случаях, когда по имени одного автора названо два синдрома (тогда, в соответствии с традиционным употреблением, один из них обозначается термином «болезнь», например синдром Фанкони и болезнь Фанкони), либо для различения эссенциальной болезни и вклю­чающего ее более широкого клинического понятия, объединенных общим эпонимом (например, болезнь Паркинсона и паркинсонизм), или при устойчивом закреплении в русском языке термина, включающего слово «болезнь» (болезни Базедова, Бехтере­ва, Боткина и т.п.).

Понятия «синдром» и «симптом» также не всегда четко различимы (например, вирховский метастаз при раке желудка); по этой причине, а также для удобства чи­тателя, все симптомы и синдромы приведены в едином алфавите. Там же даны и эпо­нимические синонимы эпонимических синдромов и симптомов (например, Байярже синдром — см. Фрей синдром). При названии статьи указаны основные синонимы — как эпонимические, так и другие. По возможности при статьях приведена библиогра­фия — первоисточники (где засвидетельствовано первое описание), а не рекомендуе­мая или использованная литература.

В литературе нередко один и тот же эпоним приводится в разной транскрипции (например, Хантера глоссит, он же гунтеровский язык, описанный британским врачом W. Hunter). В таких случаях мы ориентировались на правила перевода с языка той страны, где жил и работал автор. Для удобства читателя включен указатель эпоними­ческих названий синдромов и симптомов на русском и английском языках, позволяю­щий быстро найти интересующий читателя материал.

Авторы приносят благодарность кандидатам медицинских наук доцентам В.Д. То- полянскому — за ценные дополнения и замечания по тексту статей, Т.В. Бекетовой — за исправления в статьях по ревматологии и А.Н. Смирнову — за исправления в ста­тьях гематологического профиля, а также Л.М. Гумину — за редактирование статей урологического профиля, И.М. Бессмертной — за консультации по вопросам транс­крипции имен и З.Н. Худенко — за библиографическое оформление справочника.

В.И. Бородулин,

А.В. Тополянский

Источник

  • Справочник клинических симптомов (788)
  • Справочник клинических синдромов (953)

Перефразируя крылатое изречение римского писателя Варрона Марка Теренция «habent sua fata libelli» («книги имеют свою судьбу»), можно с полным основанием сказать: habent sua fata termini. И действительно, медицинские термины тоже имеют свою судьбу, которая нередко оказывается весьма не­обычной. Безусловно, сущность таких симптомов, как усталость, головная боль, кашель, припухание, покраснение, лейкоцитоз, гипергликемия, затемнение на рентгенограмме, удлинение интервала на ЭКГ и т. п., достаточно ясно выраже­на в самих названиях этих симптомов. Однако при знакомстве с другими симп­томами или синдромами обнаруживается, что подчас необходимо привлекать и воображение, чтобы установить связь между их сущностью и названиями, например, при встрече с такими определениями, как феномен медной проволо­ки, симптом яблочного желе, синдром херувимизма, синдром вечеров коктей­лей и т. п. Но в большинстве своем симптомы и синдромы, содержание кото­рых нельзя выразить одним или несколькими словами, являются эпонимическими.

Эпонимизация симптомов и синдромов в медицине, т. е. присвоение им фа­милии автора, больного, литературного персонажа и др., названия местности, предмета или явления, не представляет собой исключения. Терминология мно­гих отраслей знаний насыщена эпонимическими названиями. Достаточно при­вести лишь несколько примеров: химия — бакелит, менделевий, фермий; физи­ка — джоуль, гаус, рентген, генри, ватт; минералогия — витерит, гётит; бота­ника — далия, раувольфия; география — Ленинград, Америка, Колумбия, Ро­дезия; техника — дизель, пульмановский вагон и т. д. Как правило, эпонимические симптомы и синдромы в медицине называют по фамилии автора, впер­вые описавшего их (например, синдромы Кожевникова, Goodpasture), или авторов, описавших их позже, но точнее или полнее (например, синдромы Os­ier, Sydenham). Однако нередко названия эпонимических синдромов внедря­лись стихийно, и авторы, снискавшие благодаря этому известность, не заслу­живали ее ни приоритетом, ни более полным описанием клинической картины. Так, классическое описание клинической картины капилляротоксикоза дали Уильяме (Williams) в 1808 г., Бейтмен (Bateman) в 1819 г. и Латур (Latour) в 1828 г., однако болезнь называется синдромом Шенлейна — Геноха (Schon-lein — Henoch), хотя Шенлейн описал его только в 1832 г., а Генох — в 1874 г.

Но существует много синдромов, для названия которых были использова­ны фамилии больных (синдромы Hageman, Hartnup) или даже монаха (синд­ром d’Acosta), персонажей повестей (синдром Lasthenie de Ferjol), романов (синдром Pickwick), легенд (синдромы Ahasverus, Hiobus), географические названия (синдромы Akureyri, Ardmore) или названия больниц (симптом Обу-ховской больницы, синдром Sassoon Hospital), термины языков различных племен (синдромы kwashiorkor, kuru) и названия животных, например по на­званию одного из видов моллюсков (синдром katayama). Различные сборники эпонимических терминов не только служат справочным материалом, но и дают читателю представление о многих, весьма разнообразных нитях, связывающих ремесло Эскулапа с искусством, литературой, историей и другими отраслями человеческой деятельности.

Под названием «симптом» обычно подразумевают субъективный или объ­ективный признак болезни. Заимствованное из греческого языка слово syrnptoma вошло во все современные языки. Часто приходится сталкиваться и со словом «признак» (лат. signum, англ. sign, франц. signe, нем. Zeichen). Попытки отделить понятия «признак» и «симптом» по смысловому содержанию не увен­чались успехом. В научной литературе встречается также термин «феномен» (греч. phaenomenon), которым обычно обозначают бросающееся в глаза явле­ние, в том числе не только как следствие изменений, происходящих в организ­ме, но и как результат химических, физических и биологических процессов. В медицине понятия «симптом», «признак» и «феномен» как отражение патоло­гического процесса обычно являются синонимами, поэтому в книгу вошли со­ответствующие эпонимические термины, встречающиеся в медицинской лите­ратуре.

Термин «синдром» заимствован из греческого языка (syndromos — совмест­ный бег); ему соответствует латинизированная форма syndromus. Допустимо также употребление другой формы — syndroma (греч. стечение).

Синдромами обычно называют сочетание симптомов, обусловленных единым патогенезом; нередко синдромом неправо­мерно называют также комплекс взаимно не связанных симптомов; часто по­нятие «синдром» употребляют как синоним болезни (morbus). Во многих слу­чаях термином «синдром» обозначают различные симптомокомплексы, одно­временно наблюдающиеся в клинической картине одного заболевания или же сменяющие друг друга.

Симптомы и синдромы собраны в результате изучения специальной пе­риодической литературы, в значительной своей части — по первоисточникам. Использована также обзорная литература (энциклопедии, терминологические словари, учебники, монографии и др.).

Материалы введения и данного раздела взяты из книги «Справочник клинических симптомов и синдровом», автор И.Р. Лазовских

Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Источник

Тамара Руцкая

Читайте также:  Обучение рисования детей с синдромом дауна

ПОЛНЫЙ СПРАВОЧНИК СИМПТОМОВ. САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Будьте всегда здоровы!

Болезнь всегда приходит внезапно. И всем известно, что при наличии явных признаков неблагополучия в организме очень важно не медлить и своевременно обратиться за медицинской помощью. Как правило, это относится к ярко выраженным симптомам заболевания — таким, как боль в груди, животе, необъяснимые кровотечения и др. Но следует знать, что есть и другие, менее очевидные симптомы, которые могут вызвать у вас сомнения в необходимости обратиться к врачу. Их ни в коем случае нельзя игнорировать! Вот список предупреждающих симптомов, заслуживающих вашего внимания:

1) необоснованная потеря веса;

2) сохраняющаяся высокая температура;

3) одышка;

4) необъяснимые изменения в функционировании кишечника;

5) изменения в психике;

6) головная боль;

7) краткосрочная потеря зрения, способности говорить или контролировать движения тела;

8) внезапные вспышки света в глазах;

9) ощущение сытости после того, как вы съели очень мало;

10) горячие, красные или опухшие суставы.

Все эти симптомы могут сигнализировать о скрытых инфекциях и серьезных заболеваниях. Научитесь распознавать их. Наша книга поможет вам в этом.

Будьте всегда здоровы!

О чем говорят симптомы: диагностика патологических состояний организма

Что такое симптомы и синдромы

Болезни бывают тяжелые и легкие. Это всем известно, и всем, вроде бы, понятно. Однако, ясность здесь обманчивая. Если, например, у человека рак, вы наверняка скажете, что он болен очень тяжело, хотя сам больной в данный момент может чувствовать себя прекрасно и даже не подозревать, что нездоров. С другой стороны, выздоровев от гриппа, человек может сказать, что болел очень тяжело, имея в виду вовсе не опасность болезни (тем более, что она уже прошла), а свое самочувствие.

Такая неоднозначность связана с тем, что в этих двух случаях речь идет о совершенно разных вещах. В первом случае говорят о болезни. Во втором — о состоянии, возникшем во время болезни. Когда, например, человек кашляет, трудно сказать, чем он болен. Кашель — это только отдельный признак болезни, или симптом. Любой симптом может возникнуть при многих болезнях.

Читайте также:  Синдрому дефицита внимания и лечение

Симптомы никогда не появляются в одиночестве, без сопровождения других признаков болезни. Каждый из них имеет «родственников», то есть одновременно с ним появляются и другие, вполне определенные симптомы. Так, например, у человека, страдающего кашлем, обычно спрашивают, нет ли у него насморка или головной боли, или температуры. Насморк, кашель, головная боль и невысокая температура — «родственники». Они обычно появляются вместе.

В тоже время у такого больного вряд л и спросят, не тошнит ли его. Тошнота, конечно, может вдруг возникнуть и у него, но это будет простой случайностью: она «не в родстве» с кашлем и насморком. Группу родственных симптомов, которые обычно появляются одновременно, называют синдромом. Именно синдром определяет состояние больного в каждое конкретное время.

Как и симптомы, один и тот же синдром может возникать при разных заболеваниях. Кашель, насморк и головная боль могут некоторое время определять состояние больного при простуде, гриппе, воспалении легких, туберкулезе и легочной чуме. Поэтому не только по симптому, но и по синдрому нельзя судить о болезни. Болезнь — это цепочка синдромов, их закономерная последовательность. Именно эта последовательность состояний (синдромов) создает картину страдания во времени, картину процесса, имеющего начало, течение и окончание. Этот процесс и есть болезнь.

Разобравшись в теоретических сложностях, нетрудно понять, какая огромная разница между утверждениями «у него очень тяжелая болезнь» и «у него очень тяжелое состояние». Состояние (синдром) определяет, насколько тяжело имеющееся в данное время расстройство, и ничего не говорит (или, по крайней мере, говорит недостаточно) о тяжести болезни.

Таким образом, симптомы — это характерные проявления или признаки различных болезненных состояний. Число известных и описанных симптомов очень велико, но, вероятно, не меньшее их количество еще не описано, т. к. из сотен и тысяч больных, страдающих одинаковой и весьма характерной болезнью, каждый болеет по-своему.

При тщательном обследовании и расспросе больных в очень многих случаях обнаруживаются симптомы, нигде не описанные и не встречавшиеся даже очень опытному и внимательному специалисту. Поэтому при обследовании пациента в каждом отдельном случае каждый симптом должен быть выявлен, квалифицирован и сопоставлен с другими симптомами, благодаря чему может быть истолковано его происхождение и значение для диагноза, прогноза и выбора способов лечения.

Симптомы по способу выявления делятся на две основные, более или менее равноценные группы: субъективные и объективные. Многие склонны придавать основное значение объективным симптомам, между тем, на практике, так называемые субъективные симптомы, особенно при заболевании брюшных органов, а также, в более ранних стадиях или не резко выраженных формах, многих других заболеваний, имеют не меньшее или даже большее значение. Субъективными обычно считаются все симптомы, о которых больной сообщает врачу по собственному побуждению или характеризуя свое состояние. Сюда входят две подгруппы, которые надо строго различать:

1) симптомы, подлинно субъективные, определяемые самоощущением больного;

2) симптомы, условно субъективные, определяемые самонаблюдением больного, но также иногда и объективным наблюдением.

Объективные симптомы могут быть разделены на четыре подгруппы:

1) показательные симптомы, определяемые непосредственным восприятием при общем обследовании больного: по виду, на ощупь, по звуковым проявлениям, по запаху от больного и по совокупности разных проявлений;

2) характерные особенности выделений больного, обнаруживаемые непосредственным наблюдением;

3) объективные изменения, выявляемые особыми техническими приемами системного клинического исследования больного при помощи методического осмотра, ощупывания, выстукивания, сотрясения, выслушивания, различных измерений;

4) симптомы, выявляемые более сложными способами исследования, такими как графический метод, эндоскопия, рентген, зондирование и катетеризация, пробные проколы, лабораторное исследование.

В качестве выражения различных болезненных состояний симптомы могут быть подразделены на три категории, представляя собой:

1) временное или стойкое изменение (усиление, ослабление, исчезновение или извращение) нормальных жизненных проявлений;

2) изменение различных естественных или искусственно вызываемых рефлекторных актов;

3) непосредственное выражение определенных структурных изменений; сюда относят различные симптомы, связанные с такими процессами, как нарушение целости, увеличение, уменьшение, изменение формы и положения органов и т. п.

Симптомы, относящиеся ко всем указанным категориям, могут представлять явления более простого или более сложного порядка.

Многие симптомы (как, например, кашель) наблюдаются при различных болезнях, однако в разных случаях кашель имеет неодинаковый характер, представляя целый ряд звуковых особенностей. В определении именно этих особенностей каждого симптома и условий возникновения этих особенностей и заключаются квалификация и толкование симптомов, дающие возможность дифференцировать данный симптом в каждом отдельном случае и при определенных заболеваниях и тем самым определять характер заболевания.

Сила проявления симптомов также должна быть предметом особого внимания при постановке диагноза.

Локализация симптомов имеет такое же значение, как и квалификация их. Особенно это относится к болям. Поэтому необходимо различать не только характер болей, но и место их возникновения, наибольшей интенсивности их проявления, а также направление и место распространения. Большое значение имеет локализация в отношении многих других симптомов.

Источник