Симптомы и синдромы краткий справочник
1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии
© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013
Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.
2. Уроки дифференциального диагноза
© Эрик Р. Бек, 2008
Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.
Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.
В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.
3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе
© В.А. Доровских, 2007
4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней
© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов
5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней
© Ф.Ф. Тетенев, 2010
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.
6. Основные синдромы в гастроэнтерологии
© К.М. Иванов, 2008
Практическое руководство для медсестер.
7. Госпитальная хирургия
© А.Г. Абдуллаев, 2013
8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов
©
9. Перечень основных синдромов
©
Методическое пособие для преподавателей и студентов
10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии
© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
11. Семиотика и синдромология в гематологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
12. Семиотика и синдромология в кардиологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
13. Семиотика и синдромология в нефрологии
© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010
Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
14. Семиотика и синдромология в пульмонологии
© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
15. Синдромы пропедевтики
©
16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней
© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014
Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.
17. Внутренние болезни: гастроэтерология
© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010
Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).
Источник
Книга «Клинические синдромы и симптомы: Эпонимический справочник практикующего врача»
Авторы: Бородулин В.И. Тополянский А.В.
ISBN: 978-5-9986-0306-8
В современной клинической медицине значительная часть синдромов (болезней) и симптомов носит эпонимические названия, т.е. названы по именам описавших их авторов, литературных героев (например, синдром Мюнхгаузена) и т.п. Но многие ли врачи помнят, что синдром Буйо — это острый ревматизм, а «дыхание Куссмауля» означает редкое шумное дыхание при глубокой коме? Ответить на вопросы, о какой болезни или о каком симптоме идет речь, когда они названы чьими-то именами, и почему именно дано такое название, — задача данного справочника. Он адресован врачам всех специальностей, другим медицинским работникам и студентам медицинских вузов, но прежде всего — врачам общей практики, участковым врачам; поэтому из многих тысяч эпонимических синдромов и симптомов в книгу включены только те, актуальность которых в лечебной практике или «живучесть» в литературе не вызывают сомнений.
Предисловие
Предлагаемый читателю справочник посвящен клиническим синдромам и симптомам, имеющим эпонимическое название (эпоним — тот, кто дает чему-либо свое имя). Многие классические термины-эпонимы вошли в научную медицинскую литературу, учебники, справочники еще в XVI-XIX вв. и хорошо известны практическому врачу. Всем понятны термины «синдром Лериша», «симптом Пастернацкого» и т.д. Но многие ли врачи общей практики помнят, что синдром Буйо означает то же самое, что и острая ревматическая лихорадка, а рефлекс Бабинского — характерный признак поражения пирамидного пути? Кроме того, постоянно появляются новые эпонимические термины, отражающие развитие знаний в различных разделах клинической медицины и приоритеты ученых разных стран в современной науке (например, описанный в конце XX в. синдром Бругада). Ответить на вопросы, о каком заболевании или о каком симптоме идет речь, когда они названы чьими-то именами, и почему именно дано такое название, — задача данного справочника.
Спрос на подобные универсальные эпонимические справочники, изданные на русском языке, явно не удовлетворен: книги Б. Лайбера и Г. Ольбрих (перевод с немецкого), И.Р. Лазовскиса, справочник под редакцией А.Н. Смирнова (при их разной справочной ценности) давно уже стали библиографической редкостью. Нет в продаже и двух предшествовавших изданий данного справочника, которые вышли в издательствах «Рипол классик» («Клинические синдромы и симптомы. Краткий эпонимический словарь-справочник практического врача», М., 2007) и «Эксмо» («Синдромы и симптомы в клинической практике. Эпонимический словарь-справочник», М., 2009). В 3-е издание нашего справочника вошли дополнительные материалы (объемом около четырех авторских листов); переработаны тематические циклы по дерматовенерологии, гастроэнтерологии, педиатрии, психиатрии (в связи с чем расширился состав авторов).
Справочник краткий, так как рассчитан он в первую очередь на врача общей практики — участкового терапевта, педиатра, семейного врача, врача скорой помощи и т.д., а также студентов старших курсов медицинских вузов. Поэтому из многих тысяч эпонимических симптомов и синдромов отобраны и включены в справочник только те, актуальность которых в современной лечебной практике, «живучесть» в русскоязычной литературе или особенности, придающие им исторический интерес, не вызывают сомнений. Поскольку это — справочник практического врача, в отличие от названных выше справочников, в необходимых случаях указаны принципы лечения синдрома.
Понятие эпонима использовано авторами в широком смысле: включены симптомы и синдромы, названные как именами описавших их авторов (в подавляющем большинстве случаев) либо больных (например, симптом Мюссе), литературных и фольклорных героев (например, синдром Мюнхгаузена, пигмалионизм), так и по названиям литературных произведений (например, синдром «Алисы в стране чудес», пиквикский синдром), по географическим названиям (например, мальтийская лихорадка, Ниймеген синдром) и словам, заимствованным из редких (синдромы и симптомы с названиями, заимствованными из основных европейских языков, не включены в справочник) языков и диалектов (например, квашиоркор, куру). Ведущий критерий отбора при этом — необходимость что-либо объяснить, например, в связи с непонятностью названия; при этом не включаются аббревиатуры и «образные названия» (например, включены амок, кала-азар, пиблокто, лихорадка Марбург, но не включены симптомы «лебединой шеи», «кошачьего мурлыканья» и «часовых стекол», САРС и ВИЧ-инфекция).
При традиционном понимании синдрома как совокупности симптомов, объединенных общим патогенезом, и несовершенстве наших представлений о причинах (этиологии) многих болезней (фигурирующих, однако, в качестве нозологических форм) граница между понятиями «синдром» и «болезнь» более чем условна, часто это — просто синонимы (например, болезнь Базедова в отечественной литературе и синдром Базедова — в зарубежной). Поэтому в справочнике использован главным образом термин «синдром», а термин «болезнь» фигурирует лишь в тех случаях, когда по имени одного автора названо два синдрома (тогда, в соответствии с традиционным употреблением, один из них обозначается термином «болезнь», например синдром Фанкони и болезнь Фанкони), либо для различения эссенциальной болезни и включающего ее более широкого клинического понятия, объединенных общим эпонимом (например, болезнь Паркинсона и паркинсонизм), или при устойчивом закреплении в русском языке термина, включающего слово «болезнь» (болезни Базедова, Бехтерева, Боткина и т.п.).
Понятия «синдром» и «симптом» также не всегда четко различимы (например, вирховский метастаз при раке желудка); по этой причине, а также для удобства читателя, все симптомы и синдромы приведены в едином алфавите. Там же даны и эпонимические синонимы эпонимических синдромов и симптомов (например, Байярже синдром — см. Фрей синдром). При названии статьи указаны основные синонимы — как эпонимические, так и другие. По возможности при статьях приведена библиография — первоисточники (где засвидетельствовано первое описание), а не рекомендуемая или использованная литература.
В литературе нередко один и тот же эпоним приводится в разной транскрипции (например, Хантера глоссит, он же гунтеровский язык, описанный британским врачом W. Hunter). В таких случаях мы ориентировались на правила перевода с языка той страны, где жил и работал автор. Для удобства читателя включен указатель эпонимических названий синдромов и симптомов на русском и английском языках, позволяющий быстро найти интересующий читателя материал.
Авторы приносят благодарность кандидатам медицинских наук доцентам В.Д. То- полянскому — за ценные дополнения и замечания по тексту статей, Т.В. Бекетовой — за исправления в статьях по ревматологии и А.Н. Смирнову — за исправления в статьях гематологического профиля, а также Л.М. Гумину — за редактирование статей урологического профиля, И.М. Бессмертной — за консультации по вопросам транскрипции имен и З.Н. Худенко — за библиографическое оформление справочника.
В.И. Бородулин,
А.В. Тополянский
Источник
Перефразируя крылатое изречение римского писателя Варрона Марка Теренция «habent sua fata libelli» («книги имеют свою судьбу»), можно с полным основанием сказать: habent sua fata termini. И действительно, медицинские термины тоже имеют свою судьбу, которая нередко оказывается весьма необычной. Безусловно, сущность таких симптомов, как усталость, головная боль, кашель, припухание, покраснение, лейкоцитоз, гипергликемия, затемнение на рентгенограмме, удлинение интервала на ЭКГ и т. п., достаточно ясно выражена в самих названиях этих симптомов. Однако при знакомстве с другими симптомами или синдромами обнаруживается, что подчас необходимо привлекать и воображение, чтобы установить связь между их сущностью и названиями, например, при встрече с такими определениями, как феномен медной проволоки, симптом яблочного желе, синдром херувимизма, синдром вечеров коктейлей и т. п. Но в большинстве своем симптомы и синдромы, содержание которых нельзя выразить одним или несколькими словами, являются эпонимическими. Эпонимизация симптомов и синдромов в медицине, т. е. присвоение им фамилии автора, больного, литературного персонажа и др., названия местности, предмета или явления, не представляет собой исключения. Терминология многих отраслей знаний насыщена эпонимическими названиями. Достаточно привести лишь несколько примеров: химия — бакелит, менделевий, фермий; физика — джоуль, гаус, рентген, генри, ватт; минералогия — витерит, гётит; ботаника — далия, раувольфия; география — Ленинград, Америка, Колумбия, Родезия; техника — дизель, пульмановский вагон и т. д. Как правило, эпонимические симптомы и синдромы в медицине называют по фамилии автора, впервые описавшего их (например, синдромы Кожевникова, Goodpasture), или авторов, описавших их позже, но точнее или полнее (например, синдромы Osier, Sydenham). Однако нередко названия эпонимических синдромов внедрялись стихийно, и авторы, снискавшие благодаря этому известность, не заслуживали ее ни приоритетом, ни более полным описанием клинической картины. Так, классическое описание клинической картины капилляротоксикоза дали Уильяме (Williams) в 1808 г., Бейтмен (Bateman) в 1819 г. и Латур (Latour) в 1828 г., однако болезнь называется синдромом Шенлейна — Геноха (Schon-lein — Henoch), хотя Шенлейн описал его только в 1832 г., а Генох — в 1874 г. Но существует много синдромов, для названия которых были использованы фамилии больных (синдромы Hageman, Hartnup) или даже монаха (синдром d’Acosta), персонажей повестей (синдром Lasthenie de Ferjol), романов (синдром Pickwick), легенд (синдромы Ahasverus, Hiobus), географические названия (синдромы Akureyri, Ardmore) или названия больниц (симптом Обу-ховской больницы, синдром Sassoon Hospital), термины языков различных племен (синдромы kwashiorkor, kuru) и названия животных, например по названию одного из видов моллюсков (синдром katayama). Различные сборники эпонимических терминов не только служат справочным материалом, но и дают читателю представление о многих, весьма разнообразных нитях, связывающих ремесло Эскулапа с искусством, литературой, историей и другими отраслями человеческой деятельности. Под названием «симптом» обычно подразумевают субъективный или объективный признак болезни. Заимствованное из греческого языка слово syrnptoma вошло во все современные языки. Часто приходится сталкиваться и со словом «признак» (лат. signum, англ. sign, франц. signe, нем. Zeichen). Попытки отделить понятия «признак» и «симптом» по смысловому содержанию не увенчались успехом. В научной литературе встречается также термин «феномен» (греч. phaenomenon), которым обычно обозначают бросающееся в глаза явление, в том числе не только как следствие изменений, происходящих в организме, но и как результат химических, физических и биологических процессов. В медицине понятия «симптом», «признак» и «феномен» как отражение патологического процесса обычно являются синонимами, поэтому в книгу вошли соответствующие эпонимические термины, встречающиеся в медицинской литературе. Термин «синдром» заимствован из греческого языка (syndromos — совместный бег); ему соответствует латинизированная форма syndromus. Допустимо также употребление другой формы — syndroma (греч. стечение). Синдромами обычно называют сочетание симптомов, обусловленных единым патогенезом; нередко синдромом неправомерно называют также комплекс взаимно не связанных симптомов; часто понятие «синдром» употребляют как синоним болезни (morbus). Во многих случаях термином «синдром» обозначают различные симптомокомплексы, одновременно наблюдающиеся в клинической картине одного заболевания или же сменяющие друг друга. Симптомы и синдромы собраны в результате изучения специальной периодической литературы, в значительной своей части — по первоисточникам. Использована также обзорная литература (энциклопедии, терминологические словари, учебники, монографии и др.). Материалы введения и данного раздела взяты из книги «Справочник клинических симптомов и синдровом», автор И.Р. Лазовских | Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана |
Источник
Тамара Руцкая
ПОЛНЫЙ СПРАВОЧНИК СИМПТОМОВ. САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Будьте всегда здоровы!
Болезнь всегда приходит внезапно. И всем известно, что при наличии явных признаков неблагополучия в организме очень важно не медлить и своевременно обратиться за медицинской помощью. Как правило, это относится к ярко выраженным симптомам заболевания — таким, как боль в груди, животе, необъяснимые кровотечения и др. Но следует знать, что есть и другие, менее очевидные симптомы, которые могут вызвать у вас сомнения в необходимости обратиться к врачу. Их ни в коем случае нельзя игнорировать! Вот список предупреждающих симптомов, заслуживающих вашего внимания:
1) необоснованная потеря веса;
2) сохраняющаяся высокая температура;
3) одышка;
4) необъяснимые изменения в функционировании кишечника;
5) изменения в психике;
6) головная боль;
7) краткосрочная потеря зрения, способности говорить или контролировать движения тела;
8) внезапные вспышки света в глазах;
9) ощущение сытости после того, как вы съели очень мало;
10) горячие, красные или опухшие суставы.
Все эти симптомы могут сигнализировать о скрытых инфекциях и серьезных заболеваниях. Научитесь распознавать их. Наша книга поможет вам в этом.
Будьте всегда здоровы!
О чем говорят симптомы: диагностика патологических состояний организма
Что такое симптомы и синдромы
Болезни бывают тяжелые и легкие. Это всем известно, и всем, вроде бы, понятно. Однако, ясность здесь обманчивая. Если, например, у человека рак, вы наверняка скажете, что он болен очень тяжело, хотя сам больной в данный момент может чувствовать себя прекрасно и даже не подозревать, что нездоров. С другой стороны, выздоровев от гриппа, человек может сказать, что болел очень тяжело, имея в виду вовсе не опасность болезни (тем более, что она уже прошла), а свое самочувствие.
Такая неоднозначность связана с тем, что в этих двух случаях речь идет о совершенно разных вещах. В первом случае говорят о болезни. Во втором — о состоянии, возникшем во время болезни. Когда, например, человек кашляет, трудно сказать, чем он болен. Кашель — это только отдельный признак болезни, или симптом. Любой симптом может возникнуть при многих болезнях.
Симптомы никогда не появляются в одиночестве, без сопровождения других признаков болезни. Каждый из них имеет «родственников», то есть одновременно с ним появляются и другие, вполне определенные симптомы. Так, например, у человека, страдающего кашлем, обычно спрашивают, нет ли у него насморка или головной боли, или температуры. Насморк, кашель, головная боль и невысокая температура — «родственники». Они обычно появляются вместе.
В тоже время у такого больного вряд л и спросят, не тошнит ли его. Тошнота, конечно, может вдруг возникнуть и у него, но это будет простой случайностью: она «не в родстве» с кашлем и насморком. Группу родственных симптомов, которые обычно появляются одновременно, называют синдромом. Именно синдром определяет состояние больного в каждое конкретное время.
Как и симптомы, один и тот же синдром может возникать при разных заболеваниях. Кашель, насморк и головная боль могут некоторое время определять состояние больного при простуде, гриппе, воспалении легких, туберкулезе и легочной чуме. Поэтому не только по симптому, но и по синдрому нельзя судить о болезни. Болезнь — это цепочка синдромов, их закономерная последовательность. Именно эта последовательность состояний (синдромов) создает картину страдания во времени, картину процесса, имеющего начало, течение и окончание. Этот процесс и есть болезнь.
Разобравшись в теоретических сложностях, нетрудно понять, какая огромная разница между утверждениями «у него очень тяжелая болезнь» и «у него очень тяжелое состояние». Состояние (синдром) определяет, насколько тяжело имеющееся в данное время расстройство, и ничего не говорит (или, по крайней мере, говорит недостаточно) о тяжести болезни.
Таким образом, симптомы — это характерные проявления или признаки различных болезненных состояний. Число известных и описанных симптомов очень велико, но, вероятно, не меньшее их количество еще не описано, т. к. из сотен и тысяч больных, страдающих одинаковой и весьма характерной болезнью, каждый болеет по-своему.
При тщательном обследовании и расспросе больных в очень многих случаях обнаруживаются симптомы, нигде не описанные и не встречавшиеся даже очень опытному и внимательному специалисту. Поэтому при обследовании пациента в каждом отдельном случае каждый симптом должен быть выявлен, квалифицирован и сопоставлен с другими симптомами, благодаря чему может быть истолковано его происхождение и значение для диагноза, прогноза и выбора способов лечения.
Симптомы по способу выявления делятся на две основные, более или менее равноценные группы: субъективные и объективные. Многие склонны придавать основное значение объективным симптомам, между тем, на практике, так называемые субъективные симптомы, особенно при заболевании брюшных органов, а также, в более ранних стадиях или не резко выраженных формах, многих других заболеваний, имеют не меньшее или даже большее значение. Субъективными обычно считаются все симптомы, о которых больной сообщает врачу по собственному побуждению или характеризуя свое состояние. Сюда входят две подгруппы, которые надо строго различать:
1) симптомы, подлинно субъективные, определяемые самоощущением больного;
2) симптомы, условно субъективные, определяемые самонаблюдением больного, но также иногда и объективным наблюдением.
Объективные симптомы могут быть разделены на четыре подгруппы:
1) показательные симптомы, определяемые непосредственным восприятием при общем обследовании больного: по виду, на ощупь, по звуковым проявлениям, по запаху от больного и по совокупности разных проявлений;
2) характерные особенности выделений больного, обнаруживаемые непосредственным наблюдением;
3) объективные изменения, выявляемые особыми техническими приемами системного клинического исследования больного при помощи методического осмотра, ощупывания, выстукивания, сотрясения, выслушивания, различных измерений;
4) симптомы, выявляемые более сложными способами исследования, такими как графический метод, эндоскопия, рентген, зондирование и катетеризация, пробные проколы, лабораторное исследование.
В качестве выражения различных болезненных состояний симптомы могут быть подразделены на три категории, представляя собой:
1) временное или стойкое изменение (усиление, ослабление, исчезновение или извращение) нормальных жизненных проявлений;
2) изменение различных естественных или искусственно вызываемых рефлекторных актов;
3) непосредственное выражение определенных структурных изменений; сюда относят различные симптомы, связанные с такими процессами, как нарушение целости, увеличение, уменьшение, изменение формы и положения органов и т. п.
Симптомы, относящиеся ко всем указанным категориям, могут представлять явления более простого или более сложного порядка.
Многие симптомы (как, например, кашель) наблюдаются при различных болезнях, однако в разных случаях кашель имеет неодинаковый характер, представляя целый ряд звуковых особенностей. В определении именно этих особенностей каждого симптома и условий возникновения этих особенностей и заключаются квалификация и толкование симптомов, дающие возможность дифференцировать данный симптом в каждом отдельном случае и при определенных заболеваниях и тем самым определять характер заболевания.
Сила проявления симптомов также должна быть предметом особого внимания при постановке диагноза.
Локализация симптомов имеет такое же значение, как и квалификация их. Особенно это относится к болям. Поэтому необходимо различать не только характер болей, но и место их возникновения, наибольшей интенсивности их проявления, а также направление и место распространения. Большое значение имеет локализация в отношении многих других симптомов.
Источник