Симптом и синдром речевого дефекта

Симптом и синдром речевого дефекта thumbnail

(СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ)

Выявление ранних симптомов нарушения предречевого развития у детей, перенесших различные по тяжести перинатальные поражения ЦНС, находится в компетенции врачей (неонатологов, неврологов, педиатров). Вместе с тем, ранняя диагностика выявленных нарушений обычно предполагает, что в оказании помощи ребенку будет участвовать не только врач, но и логопеды, психологи. Поскольку до настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей для клиницистов, логопедов, психологов и специалистов по коррекционной педагогике, остановимся на основных принципах их логопедической классификации.

В настоящее время используются следующие классификации нарушений речи у детей: Клиническая классификация Л.О. Бадаляна, а так же клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Данные классификации хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

В зависимости от ведущих неврологических нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян [1986, 2000] предложил следующую их классификацию:

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы [ЦНС]. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

1. Алалии– системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

2. Афазии – распад всех компонентов уже сформированной речи в результате поражения корковых речевых зон.

3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. Причем, в зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий. (Псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая и мозжечковая)

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.)

 В настоящее время в отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация,которая опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной. Она основана по принципу «от общего к частному» и ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, с учетом которых применяется дифференцированный подход к их преодолению.

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Всего выделяется 11 основных форм речевых нарушений, в том числе 9 форм нарушений устной речи на разных этапах ее развития и 2 – письменной речи.

Нарушения устной речи делятся на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.

I. Нарушения фонационного оформления высказывания.

1. Дисфония (афония) – расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.

2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.

3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином «полтерн».

4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить речевые дефекты, обусловленные грубыми анатомическими изменениями артикуляторного аппарата, например при врожденной расщелине неба. Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

7. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

Тяжелая степень дизартрии, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи, называется анартрией. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме (эти случаи необходимо отличать от дислалии).

Общими клиническими признаками дизартрии являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре и ее подвижности в результате пареза. Различается несколько форм дизартрии:

· Псевдобульбарная — определяются повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; речь смазанная, голос немодулированный.

· Бульбарная — наблюдается снижение тонуса и выраженная атрофия мышц языка и глотки.

· Подкорковая — отмечается непроизвольно меняющийся тонус в артикуляционной мускулатуре.

· Мозжечковая — имеется выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи.

Источник

Основные классификации нарушения речи

Медицинская классификация

С этиологической позиции, по мнению Д.Г. Степаненко и Э.Ш. Сагутдиновой, речевые нарушения подразделяются на первичные и вторичные. Для первичных речевых расстройств характерно нарушение формирования речи при сохранном слухе, зрении и интеллекте. Вторичные нарушения речи могут возникать и рассматриваться в структуре основного заболевания (например, нарушение слуха, умственная отсталость, другие психические и неврологические расстройства, врожденные или приобретенные дефекты челюстно-лицевой области, тяжелые соматические заболевания).

Также с точки зрения этиологии, речевые нарушения могут подразделятся на следующие группы (классификация Л.О. Бадаляна):

1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы: алалии (отсутствие или недоразвитие речи у ребенка (при нормальном слухе и интеллекте) в результате поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем довербальном периоде развития)), афазии (полная или частичная утрата сформированной речи в результате поражения корковых речевых зон и их связей), дизартрии (нарушение произносительной стороны речи в результате поражения структур центральной или периферической нервной системы, осуществляющих иннервацию речевой мускулатуры), речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания конспект мчс

2. Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалалия).

3.Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

Логопедическая классификация

Клинико-педагогическая классификация

Данная классификация основана на психолого-лингвистических критериях, позволяющих определить вид речевого нарушения в детском возрасте (нарушения устной и письменной речи).

1. Нарушения устной речи:

1.1 нарушения произносительной стороны речи расстройства фонацион-ного (внешнего) оформления высказывания:

  • нарушение голосообразования: дисфония, афония, ринофония;
  • нарушение темпоритмической организации высказывания: брадилалия, тахилалия, логоневроз;
  • интонационно-мелодические нарушения;
  • Нарушение звукопроизносительной организации (дислалия);
  • Сочетанные нарушения: ринолалия (нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата).

1.2. Системные или полиморфные нарушения речи (алалия, афазия).

2.Нарушения письменной речи: нарушения продуктивной деятельности (письма) – дисграфия; нарушение рецептивной деятельности (чтения) – дислексия.

Психолого-педагогическая классификация

Данная классификация основана на анализе состояния структурных компонентов речевой системы — звуковой стороны (фонетики), лексики и грамматики. Речевые расстройства в данной классификации подразделяются на две группы: первая группа включает нарушения средств общения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи); вторая группа включает нарушения применения средств общения. Нарушения письма и чтения рассматриваются в составе данной группы как их системные, отсроченные последствия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей с ФФНР наблюдаются различные речевые искажения, замены и смешения произносимых звуков.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы — звуковой и смысловой (лексико-грамматической) сторон. К общим признакам ОНР относятся ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие речи делится на три уровня, которые, по сути, отражают степень тяжести речевого нарушения. Первый уровень ОНР характеризуется крайней ограниченностью средств общения. Ребенок пользуется небольшим количеством нечетко произносимых обиходных слов, звуковыми комплексами или звукоподражаниями. Широко использует жесты и мимику в общении. Грамматические формы отсутствуют. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, понять речь такого ребенка невозможно. Для второго уровня ОНР характерно общение посредством искаженных общеупотребительных слов. Ребенок может обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков, может отвечать на вопросы простыми из 2-3-х, реже из 4-х слов предложениями. Отмечаются грубые грамматические ошибки, такие как отсутствие предлогов, падежных окончаний или неправильное их употребление. Ребенок чаще всего употребляет слова в предложении в их начальной форме. Третий уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение звуков является недифференцированным. Отмечается неточное употребление слов, трудности словообразования, отсутствие употребления сложных синтаксических конструкций, большое количество грамматических ошибок.

Клинико-психологическая классификация

Данная классификация была предложена А.Н. Корневым и включает в себя следующие синдромы:

1. Синдромы неврологического уровня (синдромы центрального поли-морфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдромы дизартрии развития).

2. Синдромы гностико-праксического уровня (синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия), синдромы полиморфных избирательных нарушений; звукопроизношения центрального органического генеза (синдромы артикуляторной диспраксии); синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии; синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии; синдром динамической артикуляторной диспраксии; синдром задержки лексико-грамматического развития речи.

3. Синдромы языкового уровня (синдром экспрессивного фонологичес-кого недоразвития (в составе моторной алалии); синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии); синдромы лексико-грамматического недоразвития:

3.1 с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфологический дисграмматизм);

3.2 с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтаксический дисграмматизм).

4. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней): синдром вербальной диспраксии; синдром импрессивного дисграмматизма; синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма; синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков

Нейролингвистические синдромы: синдром артикуляционной диспраксии (гностико-праксический уровень), синдром вербальной диспраксии (языковой уровень), синдром синтаксического (переднего) дисграмматизма (зона Брока), синдром морфологического дисграмматизма и синдром аномии (подкорково-стволовые структуры, инфантильно-астеническая дисмнезия.

Источник

Речь — важная функция коры головного мозга. В ее осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга. К таким отделам относятся прежде всего корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (у правшей — в левом, у левшей — в правом). Это слуховые, двигательные и зрительныe области. В височной доле левого полушария происходят восприятие и дифференцировка слуховых раздражений, сложный процесс понимания речи. Двигательная область (нижние лобные извилины левого полушария) осуществляет программу речевого высказывания, т. е. собственно моторную речь. В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и распознавание необходимых для письменной речи (чтение, письмо) графических изображений (рис. 82).

Большое значение в речевой деятельности имеют теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от речевого аппарата в процессе его функционирования. Эти импульсы называются речевыми кинестезиями. Они обеспечивают обратную афферентацию (связь). На этой основе происходит сличение выполненного действия с первоначально заданной программой. Без этой обратной связи невозможно развитие речи, поскольку отсутствует возможность накопления опыта для управления движениями речевых мышц, не развивается речевой праксис. При отсутствии параличей, нарушений тонуса в мышцах речевого аппарата произвольные артикуляционные движения оказываются нарушенными. Возникают патологические состояния — оральная апраксия. Наиболее выражена апраксия языка. Особенно тяжелые проявления оральной апраксии возникают при поражении (или избирательном недоразвитии) теменно-височно-затылочных отделов доминантного полушария.

Симптом и синдром речевого дефекта

Рис. 82. Регуляция речи (схема)

В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того необходима координация дыхания, голосообразования и произношения звуков.

В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие также экстрапирамидная система. Стриопаллидарная система участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции его в процессе выполнения, регулирует тонус речевой мускулатуры, обеспечивает эмоциональную выразительность речи, мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и тонуса речевой мускулатуры. При поражении этих систем возникают нарушения звукопроизносительной стороны речи (дизартрия).

Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства; характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения.

Читайте также:  Синдром сомоджи при сахарном диабете 1

В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

  1. афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
  2. алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
  3. дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрии.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

  1. заикание;
  2. мутизм и сурдомутизм.

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (прр недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов педагогической запущенности и т.д.).

Источник

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе
психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие
группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на
два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые
называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2)
структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые
в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть
дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а)
голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в)
интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти
расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в
зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений,
для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении
силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена
органическими или функциональными расстройствами голосообразующего
механизма центральной или периферической локализации и возникать на
любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав
ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой
программы, является центрально обусловленной, может быть органической
или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы,
является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой,
монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной,
напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти
явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в
терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически
ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками,
спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и
тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи.
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого
процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или
функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие
ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в
искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах
(субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен
тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не
усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения
звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции,
вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу
составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами
артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения
произношения рассматриваются либо как следствие несформированности
операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как
несформированность операций отбора и реализации (дефекты
продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в
случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом
возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет
статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых
оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного
механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся
ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который
оказывается избыточно назализованным вследствие того, что
голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в
полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается
искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при
дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения,
речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В
отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты,
обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими
нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие
нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum— нёбо).
Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные
функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в
этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления
назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений
относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну
из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо
ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма
фонационного оформления высказывания, следствием чего являются
голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой
степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности
осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда
дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических
нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать
от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального
характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации
поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения
различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного
церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития
ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

Читайте также:  К рефлекторным синдромам остеохондроза не относится

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции
отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого
высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая
деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических,
грамматических, лексических) не формируется, страдает
мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые
семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что
отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.
Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие
речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней)
преимущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм,
нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была
сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то
исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение
произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от
афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в
зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного
вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной
письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях
слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному
воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении
понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в
смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и
структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и
письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в
овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного
осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения
обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм),
несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью
произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты
умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий
(аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из
них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и
реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в
зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений,
которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым
разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют
виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи
следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной
форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в
дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические
нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи,
относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические
нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих
отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления
высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной
в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о
речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми
исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые
знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому
дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается
актуальной задачей логопедии.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате
критического анализа клинической классификации с точки зрения
применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое
воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией
логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов
логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной
группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления
дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно
те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход
потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к
частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе
лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются
структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический
строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов
речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи,
скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты
фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи
или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от
степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие
подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных
нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе
фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные,
отсроченные последствия, обусловленные несформированностью
фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих
признаков.

Источник