Сидоров п синдром эмоционального выгорания
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
ПАВЕЛ СИДОРОВ,
ректор Северного государственного медицинского университета,
академик РАМН
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие
продолжительного воздействия профессиональных стрессов. По наблюдениям врачей,
это одна из самых распространённых проблем в среде педагогов.
Синдром эмоционального выгорания -это процесс постепенной утраты эмоциональной,
умственной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального и умственного
истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения
исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания,
используется термин «синдром психического выгорания».
СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Социальный
психолог К. Маслак определила это состояние как синдром физического и эмоционального
истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения
к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
Стресс на рабочем месте — несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней
требованиями — является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам,
способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или
недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное
вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой
работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные
требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная
и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие
реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением педагогов иметь большую
степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех
результатов, за которые они отвечают, и жёсткой, нерациональной политикой администрации
в организации учительской активности и контроля за ней. Результат такого контроля
— возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.
Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается как непризнание ценности
труда. Это также приводит к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности
в дела коллектива, возникновению у педагога чувства несправедливого к нему отношения
и, соответственно, к выгоранию.
ТРИ ПРИЗНАКА РАЗВИТИЯ
Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной
активности, когда человек полностью поглощён работой, отказывается от потребностей,
с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак
— истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных
и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После
отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю
рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях
человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто
не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.
Утрачивается интерес к ученикам, которые воспринимаются на уровне неодушевлённых
предметов, само присутствие которых порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение
самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной
деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные
возможности.
Наблюдаются хроническая усталость, нарушения памяти, внимания, нарушения сна,
личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств,
зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами
являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздражённого желудка)
и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
Пять КЛЮЧЕВЫХ симптомов
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ.
1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение
веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по
ощущениям; затруднённое дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость,
дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи;
болезни сердечно-сосудистой системы.
2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и чёрствость
в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадёжности;
агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства,
неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания;
потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации
своей или других -люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство
одиночества.
3. Поведенческие симптомы: рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы
появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая
нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи
— падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе,
к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса
и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели
творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ
от участия в развивающих экспериментах- тренингах, образовании; формальное выполнение
работы.
5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу,
увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения
на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка
поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Таким образом, СЭВ характеризуется
целым комплексом симптомов в психической, соматической и социальной сферах жизни.
И говорить о развитии СЭВ можно только, если присутствуют все эти симптомы вместе
взятые.
ГРУППЫ РИСКА
Среди педагогов выделяются три типа личностей, которым СЭВ угрожает в первую
очередь.
• «Педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют,
чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться на уроке
образцового порядка.
• «Демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду.
Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной
рутинной работы.
• «Эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей, болезненно
реагирующих даже на мелочи. Даже их отзывчивость, склонность воспринимать чужую
боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности
к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, негибкости имеют
немалое значение в формировании СЭВ. Постепенно всё это приводит к отсутствию
эмоциональной вовлеченности и контакта с людьми, оборачивается утратой способности
к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей
и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница.
Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки
и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность
принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной
деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведёт
к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического
выгорания.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от
развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение
СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.
• Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает
обратную связь, свидетельствующую о том, что пострадавший находится на верном
пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех,
который повышает степень самовоспитания).
• Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического
благополучия (отдых от работы).
• Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей
и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего
к выгоранию).
• Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения
от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение
более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива.
• Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но
чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным,
что способствует возникновению СЭВ).
• Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими
с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается
не столь выраженным);
• Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием
тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление
спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления
СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
— стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
— учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
— проще относиться к конфликтам на работе;
— не пытаться быть лучшим всегда и во всём.
«Педагогическая техника» . — 2013 . — № 1 . — С. 68-74.
Источник
Цитата сообщения Влад_Владыч
Синдром эмоционального выгорания.
В 1974 году американский психиатр Х. Фреуденбергер впервые описал своеобразное психологическое состояние людей, которые по роду своей профессиональной деятельности вынуждены постоянно общаться с клиентами (пациентами). Двумя годами позже в 1976 году социальный психолог К. Maслак назвала данный психологический феномен синдромом физического и эмоционального истощения.
В научной литературе начала 21 столетия это состояние обозначается как синдром эмоционального (психического, профессионального) выгорания (далее — СЭВ), и ему даются следующие определения:
— дисфункциональное состояние, являющееся следствием длительного воздействия на человека профессиональных стрессов средней интенсивности (Сидоров П.И., 2008);
— ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, характеризующееся эмоциональным истощением, снижением эффективности профессиональной деятельности, обесцениванием труда и снижением значимости собственных успехов (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2008; Lее F.J., 2008);
— динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, при этом являясь профессиональным дистрессом, включает в себя как психологический, так и психосоматический аспекты (Черникова Т.В. и др., 2011; Маulen В., 1996).
— форма профессиональной деформации личности, которая представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В.В. Бойко, 2004).
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что основным предрасполагающим фактором эмоционального выгорания является продолжительная и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. Как показывают соответствующие исследования, СЭВ характерен, прежде всего, для представителей коммуникативных профессий: работники различных сервисных служб, сотрудники уголовно-исполнительной системы и правоохранительных органов, учителя, психологи и медицинский персонал (врачи, медицинские сестры).
Длительное время под СЭВ подразумевалось состояние истощения психической сферы человека. В дальнейшем симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет выявления психосоматического и психовегетативного компонентов. Синдром все больше связывался с психосоматическим статусом и стал относиться к состоянию предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
По данным В.А. Винокура, О.В. Рыбиной (2008) в нашей стране 74 % врачей и 82 % медицинских сестер испытывают постоянное и достаточно высокое нервно-психическое напряжение при исполнении профессиональных обязанностей. По частоте СЭВ врачи-наркологи занимают одну из ведущих позиций. По данным П.И. Сидорова (2008) 80 % врачей-психиатров и психиатров-наркологов имеют признаки СЭВ разной степени выраженности. И.А. Бердяева, Л.Н. Войт (2012) в ходе проводимых исследований выявили, что самая высокая выраженность синдрома наблюдалась в группе врачей-онкологов; на втором месте находились врачи-психиатры. К группе с высоким риском развития СЭВ относятся также врачи скорой медицинской помощи, хирурги, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, терапевты.
В 1990 г. М.Olkinuоra еt аl. в зависимости от склонности к развитию СЭВ определили две группы врачей:
- специалисты с высоким уровнем выгорания: пульмонологи, психиатры, онкологи, анестезиологи-реаниматологи (работа связана с хроническими больными, неизлечимыми и умирающими пациентами);
- специалисты с низким уровнем выгорания: отоларингологи, акушеры-гинекологи, офтальмологи (подавляющее большинство пациентов имеют благоприятный прогноз).
Согласно данным П.И. Сидорова (2008) у 63 % медицинских сестер обнаруживаются признаки СЭВ.
По мнению Е.П. Ильина (2008) существуют три группы факторов, играющих существенную роль в формировании эмоционального выгорания: 1) личностные; 2) ролевые; 3) организационные.
П.И. Сидоров и А.В. Парняков (2010) к одной из главных причин выгорания относят психологическое переутомление: когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), что и приводит к нарушению состояния равновесия и возникновению синдрома.
Можно выделить следующие факторы, определяющие выраженность профессионального стресса у врачей и медицинских сестер:
- высокий уровень ответственности за здоровье, жизнь и судьбу пациентов;
- ежедневное восприятие страданий и смерти больных;
- избыточная производственная нагрузка;
- высокое эмоциональное напряжение на рабочем месте, в подавляющем большинстве случаев необоснованное чувство невыполненного долга и вины перед пациентами;
- вынужденная необходимость работы в 2-х, 3-х медицинских организациях, частые дежурства в ночное время суток (в силу скромности заработной платы);
- длительное многолетнее воздействие отрицательных психоэмоциональных факторов;
- отсутствие или недостаток психологической поддержки со стороны коллег и руководства медицинской организации;
- сложный моральный климат в коллективе;
- недостаточное моральное и материальное вознаграждение за работу;
- постоянный риск штрафных санкций;
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие внутреннему состоянию;
- превышение требований руководства реальных возможностей работника;
- чрезмерное ограничение самостоятельности в работе со стороны руководства;
- нерациональная политика администрации в организации рабочего процесса и контроля над ним;
- отсутствие полноценного отдыха (ночного сна, выходных дней, отпусков);
- семейные проблемы.
П.И. Сидоров выделяет три психологических типа медработников, которые наиболее подвержены развитию СЭВ:
- «педантичный», характеризующийся чрезмерной добросовестностью и аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка;
- «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду, но склонный к высокой степени истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
- «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Возникновению СЭВ способствуют следующие особенности характера человека:
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям;
- выраженная эмоциональная лабильность и мнительность;
- высокий уровень ответственности и самоконтроля;
- предъявление чрезмерно высоких требований к себе;
- некоммуникабельность;
- неспособность отвлечься от негативных мыслей и воспоминаний;
- ограничение своего поведения только рамками рациональности.
Выделяют 5 основных групп симптомов, характеризующих СЭВ:
1) физические симптомы: чувство физической усталости, неполноценный сон, повышение артериального давления, сердечные аритмии, обострение хронических заболеваний;
2) эмоциональные симптомы: тревога, депрессия, пессимизм, равнодушие, ощущение беспомощности, агрессивность, раздражительность;
3) поведенческие симптомы: во время работы учащенное желание отдохнуть, безразличие к еде, импульсивность, чрезмерное употребление табака, алкоголя;
4) интеллектуальные симптомы: падение интереса к жизни и работе, цинизм, апатия, предпочтение стандартных шаблонов, формальное выполнение работы, снижение мотивации к образованию;
5) социальные симптомы: низкая общественная активность, падение интереса к жизненным ценностям, сужение социальных контактов, чувство изоляции и недостаточной поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
В психоэмоциональной составляющей данного синдрома выделяют следующие грани:
1) психофизическое истощение, что проявляется чувством эмоциональной и физической усталости, не проходящей после ночного сна;
2) личностная отстраненность от профессиональной деятельности, отсутствие эмоционального отклика на проблемы пациентов, которые зачастую воспринимаются на уровне неодушевленных предметов;
3) потеря чувства своей профессиональной полноценности, веры в перспективность профессиональной деятельности, удовлетворенности в выполняемой работе.
С учетом вышеизложенного, можно сделать заключение, что СЭВ проявляется комплексным сочетанием симптомов, отражающих нарушения в психической, соматической и социальной сферах человеческой личности.
Согласно П.И. Сидорову (2008) профилактика и лечение синдрома выгорания, прежде всего, должны заключаться в ликвидации или значительном ослаблении факторов, вызывающих состояние стресса:
- снятие рабочего напряжения;
- повышение профессиональной мотивации;
- выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей;
- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, положительная внутренняя речь);
- профессиональное развитие и самосовершенствование;
- уход от ненужной конкуренции;
- поддержание хорошей физической формы;
- приобретение или обновление определенных увлечений и хобби;
- восстановление позитивного морального климата в коллективе и семье;
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
В итоге необходимо сказать, что СЭВ является серьезной проблемой современного общества, которая негативным образом касается не только представителей коммуникативных профессий, но и тех людей, которые являются их клиентами и пациентами. Отрицательно сказывается присутствие личностей, страдающих синдромом выгорания, и на моральную атмосферу в производственных коллективах, и на семейных отношениях. Прежде всего, необходимо заниматься профилактикой возникновения данного состояния, и не только на личностном, но и на организационном уровне.
В своё время испытал подобное состояние. Решил об этом рассказать.
Серия сообщений «Здоровье»:
Часть 1 — Синдром эмоционального выгорания.
Источник