Школы для детей с церебрастенический синдром
Вследствие патологических процессов мозг ребенка с трудом справляется с ежедневными несложными задачами. Когда церебрастенический синдром диагностируется у маленьких детей, он чаще всего связан со сложностями, возникшими во время его внутриутробного развития.
Если мать во время беременности принимала токсические препараты, болела серьезным инфекционным недугом или имели место различные патологии течения беременности и плод испытывал гипоксию, мозг младенца может быть поражен.
Однако данная патология не всегда выявляется в раннем возрасте, как правило, она обнаруживается и у детей младшего школьного возраста. Посещая детский сад, ребенок получает информацию в игровой форме и очень дозированно, поэтому, даже при наличии церебрастенического синдрома, он ее хорошо усваивает.
Внимание! Начальная школа – это очень большая нагрузка на ребенка – большой поток информации, новые знакомые, непривычная обстановка — адаптация и здорового ребенка проходит сложно, а для ребенка с церебрастеническим синдромом этот период может стать просто адом.
Причины
Как уже было сказано, причины обсуждаемого синдрома могут крыться в патологиях внутриутробного развития или же повреждения происходят при сложных родах (травмы, асфиксия).
Кроме того, причинами церебрастенического синдрома у детей могут быть следующие патологии:
- Нейроинфекция – при полиомиелитах, энцефалитах, миелитах, менингитах. В этом случае астения является симптомом, и длительное время сохраняется уже после того, как основной недуг вылечен.
- Черепно-мозговые травмы — выраженность симптомов зависит от сложности и давности полученной травмы.
- Соматические патологии — чаще всего патология наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов, проблемах с почками, шоковыми состояниями, а также при уменьшении объема крови или при снижении содержания кислорода в крови.
- Стресс — дать толчок для развития патологии может внезапная нагрузка на организм, если ребенок длительное время находится в состоянии эмоционального напряжения, у него возрастной физиологический криз или произошла резкая смена часовых поясов, вполне возможно развитие данного синдрома.
Симптомы
Клиническая картина патологии различается в зависимости от возраста ребенка. Малыши грудного возраста отказываются от еды, становятся неспокойными, часто отстают в развитии от своих сверстников. Дети младшего возраста могут быть раздражительными, и иметь беспричинные фобии. Школьники и подростки с трудом справляются со школьной программой и порой не в состоянии выучить даже несложный материал. Симптомы схожи с астенией, точный диагноз может поставить только врач.
Внимание! Часто можно наблюдать пропуск букв в письме или замена их местами.
Прочие симптомы церебрастенического синдрома у детей:
- невнимательность;
- невозможность сосредоточиться;
- плаксивость;
- плохой сон;
- судороги;
- расстройство пищеварения.
Существует две формы детского церебрастенического синдрома – гипердинамическая и гиподинамическая. В первом случае у ребенка часто меняется настроение, он неуправляем и склонен к агрессии. Во втором – ребенок слаб, пуглив, у него наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность.
Что делать, если ребенку поставлен диагноз
В первую очередь родители должны определить когда и при каких обстоятельствах ребенок становится беспокойным – во время еды, при общении со сверстниками, в школе и так далее. Далее следует найти логичные объяснения каждой проблемы, и постараться донести до ребенка их решение на личном опыте или на опыте героев фильмов или мультфильмов.
Очень важно наладить режим ребенка – он должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, и по возможности иметь четкий график расписания дел на предстоящие пару дней.
Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять. Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше.
Задача родителей помочь ребенку адаптироваться и предотвратить его желание изолироваться. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться специализированная школа, где он будет чувствовать себе более спокойно.
Лечение
Таблетки — не выход. Для начала нужно определить причину.
При лечении церебрастенического синдрома у детей может потребоваться прием медикаментозных средств, которые направлены на устранение гипоксии и улучшение функционирования головного мозга.
Это могут быть:
- ноотропные препараты – Аминолон, Пирацетам;
- спазмолитики для ликвидации сосудистого спазма – Кавинтон, Дибазол;
- адаптагены, которые повышают устойчивость к стрессам – экстракты жень-шеня, эхинацеи, алоэ.
Также назначаются физиотерапевтические процедуры – массаж, иглорефлексотерапия, ванны с минералами, леченая физкультура.
Прогнозы и профилактика заболевания
При грамотной психолого-педагогической поддержке и помощи, прогноз недуга благоприятный. К подростковому периоду клинические проявления становятся реже, и постепенно сходят на нет.
В качестве профилактики церебрастенического синдрома нужно внимательно следить за здоровьем и поведением ребенка. При выявлении головных болей, чрезмерной утомляемости, беспричинной сонливости или других симптомах, сразу же выяснять причины. Очень важно создать в семье доброжелательную и спокойную обстановку, наладить режим дня, обеспечивать прогулки на свежем воздухе.
Если у вас всё ещё остались вопросы, посмотрите похожие статьи на нашем сайте, например про астенический синдром у детей или истерический невроз у детей.
Церебрастения не влияет на интеллект ребенка — отставание в развитии наблюдается из-за плохой способности запоминать и усваивать информацию, а также из-за нарушения концентрации внимания. Данная патология – это вторичное заболевание, которое свидетельствует о неполадках в центральной нервной системе. При комплексном подходе к терапии все функции успешно восстанавливаются, и ребенок возвращается к нормальной жизни.
Источник
Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)
Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.
Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).
Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.
Трудности ребенка при этом следующие:
• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;
• Значительная истощаемость;
• Снижение концентрации внимания;
• Снижение контроля за своей деятельностью;
• Замедленный темп усвоения учебного материала.
Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.
Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.
Такие дети выделяются среди сверстников:
• Увеличенными размерами головы;
• Выпуклым высоким лбом;
• Иногда удлиненной затылочной частью головы;
•Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;
• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.
Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:
• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;
• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;
• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.
При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.
Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке, собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации, положительной ориентации на обучение дети с ЦС могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. Утомление в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и сужение объема, а также в недостаточном контроле за собственными учебными действиями. Через 8 -10 минут работы, а то и раньше, ребенок уже только присутствует на занятии, будучи неспособны принимать в нем участие. Дети не могут полноценно работать, на занятии отвлекаются, не слушают педагога, становятся возбужденными или апатичными. Все это становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» из ситуации обучения.
Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.
Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.
Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:
• Препараты, понижающие внутричерепное давление;
• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;
• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;
• Легкие успокоительные средства.
Охранительный режим включает в себя:
• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;
• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;
• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;
• Индивидуальная дозированная помощь педагога.
Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:
• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;
• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.
Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.
Источник
Церебрастенический синдром у детей — заболевание, характеризующееся возникновением на фоне органического поражения головного мозга. У ребенка возникают повышенная утомляемость, нарушения памяти, головная боль и другие симптомы. Обследование неврологической сферы совместно лабораторными и инструментальными методами позволяет поставить точный диагноз. Лечение включает в себя лекарственные препараты, физиотерапевтические методики и психотерапию.
Основные причины
Церебрастенический синдром у детей: симптомы и терапия
К причинам развития церебрастенического синдрома в детском возрасте относят органические поражения структур ЦНС:
- патологии беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии плода. К ним относят острые инфекционные заболевания у матери, интоксикации, конфликт по резус-фактору и другим системам крови, эклампсию и др.
- родовые травмы, характеризующиеся гипоксическими и ишемическими нарушениями;
- развитие в детском возрасте нейроинфекций — менингита, энцефалита, полиомиелита и др.;
- повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм. Астенический синдром встречается у 90-95% детей с ЧМТ;
- тяжелые заболевания внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Помимо органических изменений, врачи относят к причинам острый и хронический стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к расстройству работы нервной системы и симптомам заболевания.
Как развивается заболевание?
Причины заболевания: травмы, нейроинфекции и другое
Указанные причины приводят к гипоксическим, инфекционным, травматическим или ишемическим повреждениям нервной ткани в головном мозге. Нехватка кислорода приводит к тому, что снижается скорость передачи импульсов по нервным волокнам и появляются участки их гибели. Патогенез приводит к быстрой утомляемости, общей слабости и головной боли.
Неврологический дефицит, представленный отдельными слабовыраженными симптомами, возникает на фоне повышения внутричерепного давления и изменений в оттоке спинномозговой жидкости. Церебрастенический синдром при этом имеет благоприятный прогноз, так как его клинические проявления постепенно уменьшаются. При тяжелом поражении головного мозга и сохранении факторов его развития, патология прогрессируют.
Клинические признаки
Проявления церебрастенического синдрома у детей на первых этапах развития заболевания носят стертый характер и могут не приводить к жалобам. Если заболевание возникает в период новорожденности, то оно сопровождается следующими симптомами:
- постоянное беспокойство, сопровождающееся плохим сном с частым пробуждением;
- отсутствие аппетита;
- замедленное формирование психических и моторных навыков.
У детей старшего возраста патология начинает проявляться с явлений гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться на одном предмете или действии. В результате этого возникают трудности в обучении, невнимательность. Родители отмечают беспокойство ребенка и капризность с частой сменой настроения. При интеллектуальной работе (чтение, обучение письму или счету) дети быстро устают и жалуются на головную боль.
В отсутствии лечения заболевание прогрессирует. Помимо психоэмоциональных расстройств добавляются симптомы нарушения работы внутренних органов: тошнота, вздутие живота, лабильность артериального давления, потливость и др. У ребенка может возникать энурез, заикание и неврозы. Кроме того, симптомами болезни являются следующие проявления:
- повышение чувствительности к свету, шуму;
- агрессивность к окружающим;
- снижение или полное отсутствие критики к своим поступкам.
У детей заболевание имеет различные клинические проявления, что затрудняет диагностику. Своевременное обращение за медицинской помощью помогает в постановке правильного диагноза и устранении симптоматики.
Негативные последствия
Органические повреждения головного мозга требуют комплексной терапии. При ее отсутствии у ребенка возникают осложнения различной степени тяжести. Если патология возникает в первые годы жизни, то возможно отставание в психомоторном развитии. Дети медленно осваивают речевые и двигательные навыки.
В дошкольном и школьном возрасте возникают проблемы с обучением. Ребенок не может справиться с обычной учебной программой и имеет плохую успеваемость. Это приводит к тревожности, депрессии и избеганию общения с другими детьми и взрослыми. Если симптомы не устраняются, то ребенка переводят на домашнее обучение, либо в специальное учебное учреждение.
Диагностические мероприятия
Патогенез и причины выявляются с помощью комплексного обследования
Диагностика церебрастенического синдрома основывается на комплексном подходе. Врач проводит ее по следующему алгоритму:
- Сбор имеющихся жалоб у ребенка и родителей. Необходимо узнать информацию о давности наличия симптомов, успеваемости в школе и поведении в обычной жизни.
- Внешний осмотр. Определяется реакция ребенка на звуки, зрительные образы, оцениваются антропометрические данные. Также специалист исследует состояние нервной системы и внутренних органов.
- Обязательная консультация с психологом или психиатром. Врач исследует состояние когнитивных функций, в первую очередь способность к вниманию и мышление. Для церебрастенического синдрома характерно их прогрессирующее снижение.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) входит в стандарт обследования. Процедура позволяет оценить активность отдельных участков головного мозга и выявить патологические изменения. Если у ребенка имеется судорожный синдром, то возможно проведение ЭЭГ со зрительной и другой стимуляцией.
- Так как патология связана с органическим поражением головного мозга, проводится магнитно-резонансная томография. Процедура позволяет оценить его структурную целостность и выявить патологические изменения: опухолевый рост, изменения после нейроинфекций и др.
Дополнительно проводится реоэнцефалография, ультразвуковое исследование мозговых сосудов с допплерографией и др. Указанные методы позволяют уточнить причину развития церебрастенического синдрома и подобрать эффективную для ребенка терапию.
Подходы к терапии
В лечении церебрастенического синдрома используют комплексный подход. Он включает в себя лекарственные средства, методы психокоррекции и психотерапию. Кроме того, детям и родителям рекомендуют придерживаться следующих советов:
- обеспечить ежедневный сон не менее 8 часов;
- исключить тяжелые психические и физические нагрузки;
- снизить влияние раздражающих факторов (яркий свет, громкий звук и др.);
- регулярно гулять на свежем воздухе — 1-2 часа в день;
- избегать стрессовых ситуациий и переутомления.
Профилактика заболевания также основывается на указанных рекомендациях. Также в терапии активно используют медикаменты:
- средства, улучшающие мозговой кровоток и питание нервной ткани;
- ноотропы, защищающие и восстанавливающие нервные клетки;
- обезболивающие средства при головной боли;
- аминокислотные препараты;
- витамины группы В.
Физиотерапия носит вспомогательный характер. Ребенку проводится лечебный массаж, светотерапия и лечебная физкультура. Методы не влияют на имеющиеся проявления болезни, но улучшают общий прогноз. Всем детям проводится психокоррекция, включающая занятия с психотерапевтом и психологом. Они позволяют восстановить положительный эмоциональный фон, а также справиться с имеющимися трудностями в обучении и в общении со сверстниками.
Лекарственные средства имеют противопоказания к использованию. Они должны учитываться перед применением медикаментов у детей. При их несоблюдении возможно прогрессирование основной патологии или развитие побочных эффектов.
Выздоровление
Изучение патогенеза и факторов развития церебрастенического синдрома позволило разработать эффективную терапию заболевания. Клинические проявления болезни на фоне комплексного лечения постепенно исчезают, а полное выздоровление наступает к подростковому возрасту. Если родители не обращаются за медицинской помощью, а пытаются самостоятельно скорректировать нарушения, то прогноз существенно ухудшается.
Церебрастенический синдром у детей характеризуется снижением когнитивных навыков, изменением в эмоциональной сфере и трудностями в обучении. Дети с заболеванием нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя лекарственные препараты, физиотерапию и психотерапевтические сеансы. Лечебные мероприятия всегда назначаются врачом после обследования ребенка. Такой подход позволяет предупредить прогрессирование нарушений и предупредить развитие осложнений патологии.
Читайте также: астено-невротический синдром у детей
Источник