Шизофрения детский тип код мкб

Шизофренические расстройства обычно характеризуются существенными и характерными искажениями мышления и восприятия, а также неадекватными аффектами. Ясное сознание и интеллектуальные способности обычно сохраняются, хотя с течением времени может иметь место определенное снижение познавательных способностей. Важнейшая психопатологическая симптоматика включает ощущение отражения мыслей (эхо), вкладывания чужой или похищения собственной мысли, передачи мысли на расстояние; бредовое восприятие и бред контроля извне; инертность; слуховые галлюцинации, комментирующие или обсуждающие больного в третьем лице; беспорядочность мысли и симптомы негативизма.
Течение шизофренических расстройств может быть продолжительным или эпизодическим с прогрессированием или стабильностью нарушений; это может быть один или несколько эпизодов болезни с полной или неполной ремиссией. При наличии обширной депрессивной или маниакальной симптоматики диагноз шизофрении не следует ставить до тех пор, пока не будет ясно, что шизофреническая симптоматика предшествовала аффективным нарушениям. Не следует диагностировать шизофрению и при наличии очевидной болезни мозга, а также в течение наркотической интоксикации или абстиненции. Аналогичные расстройства, развивающиеся при эпилепсии или других болезнях головного мозга, следует кодировать рубрикой F06.2, а если их возникновение связано с употреблением психоактивных веществ, рубриками F10-F19 с общим четвертым знаком .5.
Исключены:
- шизофрения:
- острая (недифференцированная) (F23.2)
- циклическая (F25.2)
- шизофреническая реакция (F23.2)
- шизотипическое расстройство (F21)
F20.0
Параноидная шизофрения
Параноидная форма шизофрении, при которой в клинической картине доминируют относительно устойчивый, часто параноидный бред, обычно сопровождающийся галлюцинациями, особенно слуховыми, и расстройства восприятия. Расстройства эмоций, воли, речи и кататонические симптомы отсутчтвуют или относительно слабо выражены.
Парафреническая шизофрения
Исключены:
- инволюционное параноидное состояние (F22.8)
- паранойя (F22.0)
F20.1
Гебефреническая шизофрения
Форма шизофрении, при которой доминируют аффективные изменения. Бред и галлюцинации поверхностны и фрагментарны, поведение нелепо и непредсказуемо, обычно манерничанье. Настроение изменчиво и неадекватно, мышление дезорганизовано, речь бессвязна. Имеется тенденция к социальной изоляции. Прогноз обычно неблагоприятен вследствие быстрого нарастания «негативных» симптомов, особенно аффективного уплощения и потери воли. Гебефрению следует диагностировать только в подростковом и юношеском возрасте.
Дезорганизованная шизофрения
Гебефрения
F20.2
Кататоническая шизофрения
В клинической картине кататонической шизофрении доминируют чередующиеся психомоторные нарушения полярного характера, такие, как колебания между гиперкинезом и ступором или автоматическим подчинением и негативизмом. Скованные позы могут сохраняться в течение длительного времени. Примечательной особенностью состояния могут быть случаи резкого возбуждения. Кататонические проявления могут сочетаться со сноподобным (онейроидным) состоянием с яркими сценическими галлюцинациями.
Кататонический ступор
Шизофреническая:
- каталепсия
- кататония
- восковая гибкость
F20.3
Недифференцированная шизофрения
Психотическое состояние, отвечающее основным диагностическим критериям шизофрении, но не соответствующее какой-либо ее форме, классифицированной в подрубриках F20.0-F20.2, или проявляющее черты более чем одной из вышеуказанных форм без ярко выраженного преобладания специфического комплекса диагностических характеристик.
Антипичная шизофрения
Исключены:
- острое шизофреноподобное психотическое расстройство (F23.2)
- хроническая недифференцированная шизофрения (F20.5)
- постшизофреническая депрессия (F20.4)
F20.4
Постшизофреническая депрессия
Депрессивный эпизод, который может быть длительным, возникающий как последствие заболевания шизофренией. Некоторые симптомы шизофрении («позитивные» или «негативные») все еще должны присутствовать, но они уже не доминируют в клинической картине. С этими депрессивными состояниями связан повышенный риск самоубийства. Если у пациента уже не обнаруживаются какие-либо симптомы шизофрении, следует ставить диагноз депрессивного эпизода (F32.-). Если симптомы шизофрении все еще ярки и четки, следует ставить диагноз соответствующего типа шизофрении (F20.0-F20.3).
F20.5
Остаточная шизофрения
Хроническая стадия в развитии заболевания шизофренией, при которой имел место явный переход от ранней стадии к поздней стадии, характеризующейся длительными (хотя и не обязательно необратимыми) «негативными» симптомами, такими, как психомоторная заторможенность; низкая активность; эмоциональная притупленность; пассивность и недостаток инициативы; бедность содержания речи; бедность невербальных взаимодействий посредством мимики, выражения глаз, интонаций и поз; снижение заботы о себе и скудность социальных действий.
Хроническая недифференцированная шизофрения
Резидуальное шизофреническое состояние
F20.6
Простой тип шизофрении
Расстройство, при котором наблюдается незаметное, но прогрессирующее развитие странностей в поведении, неспособности удовлетворять требованиям общества и снижение всех видов деятельности. Характерные негативные черты остаточной шизофрении (например, уплощение аффекта и потеря воли) развиваются без каких-либо явных предшествующих психотических симптомов.
F20.8
Другой тип шизофрении
Сенестопатическая шизофрения
Шизофреноформное(ый):
- расстройство БДУ
- психоз БДУ
Исключено: краткое шизофреноформное расстройство (F23.2)
F20.9
Шизофрения неуточненная
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Возможные осложнения
- Диф. диагностика
- Диагностика
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: Шизофрения у детей.
Шизофрения у детей
Описание
Это психическое расстройство с психотическими симптомами и хроническим течением. Это проявляется как искажение восприятия, нарушение ассоциативных процессов, уплощение привязанности, эмоциональный холод, аутизм, двойственность мотивов, действий. Основными методами диагностики являются клинический, клинический, биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты антипсихотической группы. Индивидуальная, групповая и семейная психотерапия проводится с целью коррекции когнитивных нарушений и восстановления навыков социального взаимодействия.
Дополнительные факты
Термин «шизофрения» используется с начала 20-го века, он происходит от греческой фразы — «разделить разум, разум». Название заболевания отражает его основные клинические особенности: двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1,6,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше среднего в 3-4 раза. Заболевание чаще всего диагностируется у мальчиков с соотношением полов 1,5: 1. У подростков преобладают параноидальные, пароксизмальные и шизоаффективные злокачественные формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями эмоционального состояния.
Шизофрения у детей
Причины
Причины заболевания до конца не выяснены. Были выявлены патогенные факторы, сочетание которых связано с повышенным риском развития шизофрении. Идея биологической предрасположенности и зависимости дебюта от влияния окружающей среды была распространена. Комплексное воздействие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели шизофрении. Следующие компоненты включены:
• Генетическая предрасположенность. Изменения в генах (делеции, дублирование последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN) передаются от родителей или являются результатом мутаций, являются неспецифическими и обнаруживаются при психотических расстройствах.
• Пренатальные эффекты. Риск шизофрении возрастает при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах прокладки и формирования нервной системы (материнский алкоголизм, интоксикация, инфекция).
• Семейные отношения. Неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя потеря матери / отца, оставление, враждебность, необоснованная критика, навязывание вины, чрезмерная защита, одобрение «идола», холодность, отсутствие сочувствия, физическое и эмоциональное насилие способствуют развитию болезни.
• Социальные условия. Факторы риска включают низкий социальный статус семьи, тяжелые условия жизни, вынужденную миграцию, расовую и религиозную дискриминацию и социальную изоляцию.
• Алкоголизм, наркомания. Шизофрения поражает подростков с токсической зависимостью. Провоцирующим фактором является употребление амфетаминов, алкоголя, галлюциногенов и стимуляторов, марихуаны.
• Психологические характеристики. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные и личностные свойства, которые искажают восприятие и оценку ситуации. Впечатляющие воображаемые дети, находящиеся под влиянием извне, проявляют повышенное внимание к угрозам, слишком эмоционально реагируют на стрессовые раздражители, которые становятся основой для появления психотических симптомов.
Патогенез
Патогенетические механизмы шизофрении все еще изучаются. Предположение о локальной гипоксии головного мозга в периоды интенсивного полового созревания и миграции нейронов наиболее доказано. Мозговые тесты выявляют расширение третьего и бокового желудочков, атрофию коры, расширение бороздок, уменьшение объема гиппокампа, таламуса, миндалины, префронтальной области (правое полушарие) и нарушение симметрии височных ганглиев.
Установлено изменение метаболизма, размеров, ориентации и плотности клеток гиппокампа и префронтальных зон. Предположительно, патогенной основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации. Клинически эти изменения проявляются в легкой диспергируемости, длительном времени реакции на сенсорные раздражители, трудности с обращением внимания и недостаточном подавлении слабых (вторичных) раздражителей.
Классификация
Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативных и продуктивных симптомов. Существует три формы заболевания:
• Непрерывно прогрессивный. Злокачественная форма шизофрении характеризуется быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренового синдромов. На протяжении 2-4 лет формируется олигофренический дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
• Непрерывный медленный ток. Болезнь развивается медленно. В течение нескольких лет формировались неврозоподобные, психопатические, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения в мыслительных процессах происходят поздно.
• Пароксизмальная, слегка прогрессирующая. Шизофрения проявляется волнами: периоды судорог характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивыми идеями, маниакально-депрессивными синдромами. Между припадками выявляются неврозоподобные симптомы. Курс является относительно благоприятным с ремиссиями после однократного припадка (25%), с низкой прогредуацией (50%).
Симптомы
Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регрессии, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронного развития психических функций и кататонических расстройств. Бред проявляется рудиментарно — страхи, навязчивые идеи.
Шизофрения у маленьких детей сопровождается снижением активности, увеличением апатии, безразличием к играм, любимыми занятиями. Есть желание защитить себя от других. Ребенок становится замкнутым, предпочитает быть один, отказывается от коллективного времени. Типично повторение единообразных действий: хождение по периметру комнаты, перемещение игрушек, выполнение штриховки карандашом. Импульсивное поведение, эмоциональная нестабильность проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.
У дошкольников, школьников обнаруживаются искажения восприятия и качественные нарушения мышления. Заблуждения выражаются детьми самостоятельно и определяются неадекватным поведением. Патологические понятия являются зачаточными или имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Чушь о воспитании детей, преследовании и замене превалирует. Чем старше ребенок, тем более выраженным является непоследовательность мыслительного процесса, который скользит по вторичным признакам предметов и событий, фрагментарным мыслям.
Ребенок не умеет говорить на заданную тему, из-за недостаточной концентрации и случайности ассоциаций, речь становится «разорванной», логические связи отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции кончаются, сплющиваются. Неадекватность аффекта проявляется в безразличии к проблемам близких (болезнь, расставание, смерть), бурных реакциях страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть глупыми, эмоционально «холодными», находиться в состоянии эйфории или депрессии без причины. Со временем движения теряют плавность, осанку, позы становятся дисгармоничными, лицо «маскируется».
В подростковом возрасте к указанным симптомам добавляются более сложные симптомы. Развивается «метафизическая интоксикация»: тенденция к философии без оснований, оторванная от реальности, характеризующаяся примитивными суждениями и отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобным синдромом — устойчивым и не поддающимся коррекции представлением о безобразной неприятности определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется в поведенческих расстройствах: подросток становится грубым, проявляет негативизм, враждебность по отношению к другим, демонстрирует свое превосходство. Бессмысленность, инфантилизм, гримасы, гримасы, пустой ум, бодрое настроение определяются эпифреническим синдромом.
Агрессивность. Апатия. Беспокойство. Галлюцинации. Замкнутость. Заторможенность. Зрительные галлюцинации. Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Обонятельные галлюцинации. Отсутствие аппетита. Персеверация. Поперхивание во время еды. Рассеянность. Слуховые галлюцинации. Увеличение веса. Эйфория.
Возможные осложнения
В отсутствие терапевтической реабилитационной помощи при шизофрении у детей социальная дезадаптация усложняется. По мере взросления риск алкоголизма и наркомании возрастает. Эмоционально-волевые расстройства и растущий когнитивный дефект приводят к отсутствию в школе. Стремление к одиночеству, заблуждениям, галлюцинациям может стать причиной ухода из дома, бродяжничества, совершения антисоциальных действий, самоубийств. Неблагоприятное течение шизофрении может привести к тяжелой инвалидности.
Диф. диагностика
Задача дифференциальной диагностики состоит в том, чтобы отличить детскую шизофрению от раннего детского аутизма, шизотипического расстройства личности. Основными отличиями АРР являются отсутствие иллюзорных проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка в социальных отношениях, но не их вывод. Проблема различения шизотипического расстройства личности возникает при медленной и непрерывной форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие / отсутствие галлюцинаций, бред, грубые патологии мышления.
Диагностика
Диагностика.
Клинические и психологические методы используются для диагностики шизофрении у детей. Решение о постановке диагноза принимается психиатром на основании комплексного обследования, которое включает в себя: Психиатр выслушивает жалобы родителей, спрашивает о продолжительности, тяжести симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную нагрузку. В беседе с ребенком (подростком) он обсуждает свои увлечения, увлечения, отношение к учебе, сверстники, родители. Во время консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций ребенка, поведения, речи. Структура и характер высказываний выявляют искажения мыслительного процесса, предполагают наличие делирия, галлюцинаций (если от них отказывают пациент и родитель). Психолог использует методики для определения интеллектуального спада, нестабильности внимания, качественных изменений мышления (проскальзывание, разнообразие, актуализация скрытых признаков). Используются таблицы Шульте, контрольный тест, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативный тест, тест Равена.
Лечение
Терапия шизофрении проводится многопрофильной командой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта и социального работника. Комплексный подход позволяет остановить продуктивные симптомы, исправить когнитивные нарушения, эмоциональные и поведенческие отклонения и восстановить навыки межличностного взаимодействия. Лечение включает в себя: Основными препаратами для лечения шизофрении у детей являются антипсихотики. Выбор лекарства, определение дозировки, режим дозировки определяются индивидуально. Кроме того, назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, противосудорожные препараты. Уроки с психологом предназначены для устранения когнитивных нарушений. Разрабатываются упражнения для развития активного внимания, целенаправленного восприятия и мыслительных процессов. Индивидуальные занятия проводятся для восстановления эмоциональной и волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, направленные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивных эмоциональных реакций. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию и восстановить межличностные взаимодействия.
Реабилитация детей с шизофренией направлена на предотвращение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие занятия, учебные заведения или возвращаются в свою обычную социальную среду — школу, секцию — с участием куратора (социальный педагог, школьный психолог).
Основные медуслуги по стандартам лечения | ||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник