Шевченко коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом скачать

Стр. 3

Наш собственный опыт позволяет выделить ряд последовательных этапов данной методики. Вначале психотерапевт предлагает родителям составить список беспокоящих их форм поведения ребенка, подчеркивая, что его интересуют именно конкретные поведенческие феномены, а не их обобщенные названия типа «капризы», «непослушание», «неаккуратность», «нарушения школьной дисциплины», «грубость», «плохая учеба» либо оценка родителями личностных качеств сына или дочери («ленивый», «медлительный», «упрямый», невнимательный», «нерешительный», «несдержанный», «недобросовестный», «вспыльчивый», «грубый» и т.п. Обсуждение представленных списков направлено на выделение четких, максимально простых и понятных поведенческих «мишеней», поддающихся однозначной объективной оценке на предмет их сохранения или ликвидации в процессе терапии. Такие «мишени» могут быть сформулированы следующим образом: «не собирает свои игрушки после того, как закончил играть», «не всегда чистит зубы по утрам», «бьет сестру», «кричит на бабушку», «не остается один в квартире», «боится темноты», «разбрасывает свои вещи», «берет чужое без спроса», «отказывается садиться за уроки» и т.п.

Подобные формулировки не содержат негативной оценки личности (следствием которой может быть чувство неполноценности), позволяют отделить родительское отношение к ребенку (которое должно определяться безусловным принятием и любовью) от их отношения к тем или иным конкретным поступкам, которые мешают естественному проявлению этой любви. С другой стороны, и ребенку гораздо легче понять, чего от него хотят, что он должен делать и чего не делать, чтобы не перестать чувствовать себя «хорошим». Такой «язык» в полной мере соответствует наглядно-действенному и конкретно-образному уровням мышления детей данного возраста. Конкретная поведенческая мишень легко может быть проиллюстрирована рисунком и разыграна в сценке на психотерапевтическом приеме.

Наконец, тщательное осуществление первого этапа поведенческой психотерапии позволяет провести коррекцию взглядов, установок и требований самих родителей, Так, например, для них становится очевидной абсурдность формулировок некоторых своих жалоб, таких, как «он не любит выносить мусор», «не любит, когда ему делают замечания», «не всегда слушается старших», «не сразу бросает игру и идет кушать, когда его позовут» и т.п. В то же время письменное составление списка проблем и их анализ позволяют более критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленным родительским перфекционизмом или излишней тревожностью. Следует оставить лишь те поступки, которые на самом деле вызывают психологический дискомфорт, не компенсируемый положительными эмоциями от иных форм поведения. Так, если девятилетний ребенок настолько полюбил чтение, что засиживается с книгой допоздна (ситуация, о которой многие родители могут только мечтать), то матери и бабушки, встревоженные тем, что ребенок может не выспаться, должны прежде всего адекватно оценить обоснованность своих опасений. Приняв же решение о нежелательности того или иного поведения, следует постараться заменить вызывающие конфликт запреты компромиссным разрешением ситуации, предложить альтернативные способы удовлетворения индивидуальной потребности («Вместо чтения перед сном послушай радио или магнитофон», «Никакого шоколада, можешь съесть яблоко или морковку»).

Источник

МАДОУ ЦРР — детский сад № 108 Уфа
Гиперактивность

Что такое гиперактивность.

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность

(диагноз СДВГ  ставит врач).

Существует много мнений о причинах гиперактивности ребёнка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Подробные сведения о гиперактивности можно подчеркнуть, например, из книг В. Оклендер «Окна в мир ребёнка» (Москва, 1997г.); Ю. С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (Москва, 1997).

Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счете асоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих, а следовательно,проблемы эмоционального плана: дети испытывают страх, подавленность, их беспокоят проявления антипатии, причины которой им не понятны.

Игра «Давайте поздороваемся».

Эта игра даёт возможность подвижному ребёнку почувствовать своё тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчуждённость.

Содержание игры.

Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определённым образом:

один хлопок – здороваемся за руку,

два хлопка – здороваемся плечиками,

три хлопка – здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Игра «Запрещённое движение».

Эта игра имеет чёткие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание игры.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.

Существует другой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещённую цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

Чрезмерная активность и импульсивность поведения, к сожалению,часто негативно сказываются на обучаемости: гиперактивным детям плохо удается подавлять свои двигательные импульсы, поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы. У гиперактивных детей нарушены перцептивная ориентация и планирование действий, практически отсутствуют паузы между мыслью и действием. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходуется слишком интенсивно.

Гиперактивный ребёнок по-разному себя ведёт, оставшись один или находясь среди сверстников. Обычно такой ребёнок показывает, на что он способен, лишь оказавшись в группе детей.

У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

Гиперактивность – это не просто внешне малоприемлемое поведение, это комплексное нарушение.

В современной психолого-педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикаментозные методы, методы, основанные на программах самоконтроля, когнитивная терапия и т. д.

Коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности.

Не позволяйте гиперактивному ребёнку дразнить свою неуемную фантазию детскими программами и мультиками, провоцирующими активную и рискованную деятельность. В крайнем случае, используйте «метод холодного душа» — детский фильм или сказку о том, как пострадал ребёнок в результате аналогичного поведения. Возможно, это ускорит процесс перехода к его вдумчивой, а не импульсивной деятельности.

Источник

Îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ñèíäðîìîì äâèãàòåëüíîé ãèïåðàêòèâíîñòè. Ôàêòîðû ðèñêà ïðè ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè. Êàòåãîðèè äèàãíîçà ãèïåðàêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ, êàê îäíîãî èç âàðèàíòîâ ìèíèìàëüíûõ ìîçãîâûõ äèñôóíêöèé è ìåòîäèêà åãî êîððåêöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

4. Äàâàéòå ðåáåíêó òîëüêî îäíî çàäàíèå íà îïðåäåëåííûé îòðåçîê âðåìåíè, ÷òîáû îí ìîã åãî çàâåðøèòü.

5. Äëÿ ïîäêðåïëåíèÿ óñòíûõ èíñòðóêöèé èñïîëüçóéòå çðèòåëüíóþ ñòèìóëÿöèþ.

6. Ïîîùðÿéòå ðåáåíêà çà âñå âèäû äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùèå êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ

7. Ïîääåðæèâàéòå äîìà ÷åòêèé ðàñïîðÿäîê äíÿ.

8. Èçáåãàéòå, ïî âîçìîæíîñòè, ñêîïëåíèÿ ëþäåé. Ïðåáûâàíèå â êðóïíûõ ìàãàçèíàõ, íà ðûíêàõ, â ðåñòîðàíàõ è ò.ä. îêàçûâàåò íà òàêîãî ðåáåíêà ÷ðåçìåðíî ñòèìóëèðóþùåå, âîçáóæäàþùåå âîçäåéñòâèå.

9. Âî âðåìÿ èãð îãðàíè÷èâàéòå ðåáåíêà îäíèì ïàðòíåðîì. Èçáåãàéòå áåñïîêîéíûõ, øóìíûõ ïðèÿòåëåé.

10. Îáåðåãàéòå ðåáåíêà îò óòîìëåíèÿ, ïîñêîëüêó îíî ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ñàìîêîíòðîëÿ è íàðàñòàíèþ ãèïåðàêòèâíîñòè.

11. Ïðåäîñòàâüòå ðåáåíêó âîçìîæíîñòü ðàñõîäîâàòü èçáûòî÷íóþ ýíåðãèþ. Ïîëåçíû åæåäíåâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü íà ñâåæåì âîçäóõå, äëèòåëüíûå ïðîãóëêè, áåã, ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ, èãðû.

 ïðàêòè÷åñêîé ÷àñòè ìû ðàçðàáîòàëè, ïðîâåëè äèàãíîñòè÷åñêèå ñðåçû è àïðîáèðîâàëè êîððåêöèîííóþ ïðîãðàììó, ïðîâîäèìóþ òîëüêî øêîëüíûì ïñèõîëîãîì, à òàêæå, âêëþ÷èëè áëîê ðåêîìåíäàöèé äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ íàèáîëüøèì âîñïèòàíèåì ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà è êàê íèêòî äðóãîé çíàþò âñå íåäîñòàòêè ñâîèõ äåòåé.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî ðàçðàáîòàííàÿ íàìè êîððåêöèîííàÿ ïðîãðàììà ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà ïñèõîëîãàìè â êà÷åñòâå ìåòîäè÷åñêîãî ïîñîáèÿ â ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîäèòåëè, êîòîðûå áûëè âêëþ÷åíû â êîððåêöèîííûé ïðîöåññ, îöåíèâàþò ðåçóëüòàò êîððåêöèè çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì òå ðîäèòåëè, êîòîðûå íå áûëè âêëþ÷åíû â êîððåêöèîííûé ïðîöåññ. Ðàçðàáîòàííûìè ìåòîäèêàìè, çíà÷èòåëüíîé ðàçíèöû âûðàæåííîñòè ãèïåðàêòèâíîñòè ìåæäó ãðóïïàìè íå ïîäòâåðæäàåòñÿ. Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î ñóáúåêòèâíîñòè ðîäèòåëåé â îöåíêå âûðàæåííîñòè ñèìïòîìîâ ãèïåðàêòèâíîñòè; à òàê æå î íåçíà÷èòåëüíîñòè âëèÿíèÿ áëèçêîãî âçðîñëîãî íà ãèïåðàêòèâíîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà, ÷òî äàåò ïîâîä, ãîâîðèòü î ïåðñïåêòèâå äàëüíåéøèõ èññëåäîâàíèé. Îòíîñèòåëüíî ïåðñïåêòèâ äàëüíåéøèõ èññëåäîâàíèé. Ìû âèäèì èõ â ñëåäóþùåì:

1. Ïðîâåðèòü äàííîå èññëåäîâàíèå íà áîëüøåé âûáîðêå èñïûòóåìûõ.

2. Âûäâèæåíèå è ïðîâåðêà íîâûõ ãèïîòåç âëèÿþùèõ íà ãèïåðàêòèâíîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà.

3. Ïðîäîëæèòü áîëåå ãëóáîêîå èññëåäîâàíèå, âëèÿíèÿ ðîäèòåëåé íà âûðàæåííîñòü ãèïåðàêòèâíîñòè ðåáåíêà;

4. Äîïîëíèòü ìåòîäèêó äèàãíîñòèêè äëÿ âûÿâëåíèÿ è îòáîðà ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé.

5. Ðàçðàáîòàòü öåëåíàïðàâëåííóþ ïðîãðàììó âçàèìîäåéñòâèÿ äëÿ ðîäèòåëåé ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé;

6. Îòíîñèòåëüíî «ìåòîäîâ îêàçàíèÿ âîçäåéñòâèÿ» â íàøåé ìåòîäèêå — îíè ìîãóò áûòü äîïîëíåíû íîâûìè òåõíèêàìè.

7. Êîððåêöèîííàÿ ïðîãðàììà ìîæåò áûòü äîïîëíåíà íîâûìè óïðàæíåíèÿìè.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Íàøà ðàáîòà ïîñâÿùåíà ãèïåðàêòèâíîìó ïîâåäåíèþ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è ìåòîäàì åå êîððåêöèè. Ìû ðàññìîòðåëè êîððåêöèþ ãèïåðàêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè, âûÿñíèëè, êàêàÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïðîâîäèòñÿ ðàáîòà ñ ãèïåðàêòèâíûì ïîâåäåíèåì äåòåé â ðàìêàõ ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, ïñèõèàòðèè è ïåäàãîãèêè.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ëèòåðàòóðó ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ãèïåðàêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ó ðåáåíêà ìîæåò áûòü íåñêîëüêî:

Íàñëåäñòâåííîñòü. Íî äî ñèõ ïîð íå îáíàðóæåí êàêîé-òî îñîáûé ãåí ãèïåðàêòèâíîñòè. Ãèïåðàêòèâíûå äåòè ÷àñòî ðîæäàþòñÿ ó ìàòåðåé, ñòðàäàþùèõ àëëåðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Òàêæå ìîãóò ïðèâåñòè ê ãèïåðàêòèâíîñòè ó ðåáåíêà ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ áåðåìåííîñòüþ.

Äàííûå î âçàèìîñâÿçè ãèïåðàêòèâíîñòè è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ñòàòóñà è äðóãèìè äåìîãðàôè÷åñêèìè ôàêòîðàìè ïðîòèâîðå÷èâû: ðåçóëüòàòû íåêîòîðûõ èññëåäîâàíèé ïîäòâåðæäàþò ýòî, äðóãèå — íåò.

Áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàåò íåáëàãîïðèÿòíàÿ îêðóæàþùàÿ ñðåäà: íàëè÷èå ñâèíöà è íèòðàòîâ â âîäîïðîâîäíîé âîäå, âûõëîïíûå ãàçû, ïåñòèöèäû â îêðóæàþùåé ñðåäå ìîãóò ïðèâåñòè ê ãèïåðàêòèâíîñòè. Âëèÿíèå îêàçûâàþò è íåéðîáèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, è ïèùåâûå ôàêòîðû. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ìíîãèå ãèïåðàêòèâíûå äåòè ñòðàäàþò îò íåõâàòêè îñíîâíûõ æèðíûõ êèñëîò â îðãàíèçìå. Ñèìïòîìàìè ýòîãî äåôèöèòà ÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî æàæäû, ñóõîñòü êîæè, ñóõèå âîëîñû, ÷àñòîå ìî÷åèñïóñêàíèå, ñëó÷àè àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé â ðîäó (àñòìà è ýêçåìà). Ó ìíîãèõ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé â îðãàíèçìå íå õâàòàåò öèíêà, ìàãíèÿ, âèòàìèíà Â12. Âñåâîçìîæíûå äîáàâêè, ïèùåâûå êðàñèòåëè, êîíñåðâàíòû, øîêîëàä, ñàõàð, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, áåëûé õëåá, ïîìèäîðû, íèòðàòû, àïåëüñèíû, ÿéöà è äðóãèå ïðîäóêòû, ïðè óïîòðåáëåíèè èõ â áîëüøîì êîëè÷åñòâå, ñ÷èòàþòñÿ âîçìîæíîé ïðè÷èíîé ãèïåðàêòèâíîñòè. Îñíîâíûå ïðèçíàêè ãèïåðàêòèâíîñòü, — íàðóøåíèå âíèìàíèÿ è èìïóëüñèâíîñòü.  çàâèñèìîñòè îò ïðèñóòñòâèÿ èëè îòñóòñòâèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ñèíäðîì íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ðàçäåëåí íà òðè ïîäòèïà: äåôèöèò âíèìàíèÿ, ãèïåðàêòèâíîñòü, ñìåøàííûé.

Äëÿ äèàãíîñòèêè ñèíäðîìà íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ íåîáõîäèìî íàëè÷èå øåñòè èç äåâÿòè ïðèçíàêîâ èç âûøåóïîìÿíóòûõ êàòåãîðèé. Ïðèçíàêè äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü â òå÷åíèå øåñòè ìåñÿöåâ.

Íå äîëæíà óïóñêàòüñÿ èç âèäó ðàáîòà ñ ðîäèòåëÿìè ãèïåðàêòèâíîãî ðåá¸íêà. Ðàáîòà ñ íèìè ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ â ðàçëè÷íîé ôîðìå: îïðîñû, àíêåòèðîâàíèÿ, îáìåí èíôîðìàöèåé â âèäå çàïèñîê, îáó÷àþùèå òðåíèíãè. Äëÿ êîððåêöèè ãèïåðàêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ ðàçíûå ìåòîäû: ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ, ïñèõîòåðàïèÿ, ñïåöèàëèçèðîâàííîå îáó÷åíèå, ïñèõîãèìíàñòèêà.

Çàòåì, â ïðàêòè÷åñêîé ÷àñòè ìû ðàçðàáîòàëè è àïðîáèðîâàëè êîððåêöèîííóþ ïðîãðàììó ïî ñíèæåíèþ ãèïåðàêòèâíîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ñäåëàëè âûâîä î òîì, ÷òî ðàçðàáîòàííàÿ íàìè êîððåêöèîííàÿ ïðîãðàììà ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà ïñèõîëîãàìè â êà÷åñòâå ìåòîäè÷åñêîãî ïîñîáèÿ â ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàçðàáîòàííûå ðåêîìåíäàöèè ïî îïòèìèçàöèè îáùåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè, âçðîñëûìè ïîìîãóò ó÷èòåëÿì è ðîäèòåëÿì ïîíÿòü ïðèðîäó ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé, íàéòè îïòèìàëüíûå ñïîñîáû âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèìè.Ðàçðàáîòàííàÿ íàìè êîððåêöèîííàÿ ïðîãðàììà íîñèò ïðàêòè÷åñêèé õàðàêòåð è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà, êàê ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ ïåäàãîãîâ-ïñèõîëîãîâ è òåõ ëþäåé, êòî ïîñâÿùàåò ñåáÿ äåòÿì è ðàáîòå ñ íèìè. À òàê æå ýòà ðàáîòà ïîìîæåò íàìåòèòü ïóòè äàëüíåéøåãî èññëåäîâàíèÿ ïðîáëåìû ãèïåðàêòèâíîñòè. Èõ ìîæíî ïðåäñòàâèòü â ñëåäóþùèõ ïîëîæåíèÿõ:

1. Ïðîâåðèòü äàííîå èññëåäîâàíèå íà áîëüøåé âûáîðêå èñïûòóåìûõ;

2. Âûäâèæåíèå è ïðîâåðêà íîâûõ ãèïîòåç îòíîñèòåëüíî ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ãèïåðàêòèâíîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà;

3. Ïðîäîëæèòü áîëåå ãëóáîêîå èññëåäîâàíèå, âëèÿíèÿ áëèçêîãî âçðîñëîãî íà âûðàæåííîñòü ãèïåðàêòèâíîñòè ðåáåíêà;

4. Äîïîëíèòü ìåòîäèêó äèàãíîñòèêè äëÿ âûÿâëåíèÿ è îòáîðà ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé;

5. Ðàçðàáîòàòü öåëåíàïðàâëåííóþ ïðîãðàììó âçàèìîäåéñòâèÿ äëÿ ðîäèòåëåé ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé;

6. Áëîê ìåòîäîâ îêàçàíèÿ âîçäåéñòâèÿ â íàøåé ìåòîäèêå ìîæåò áûòü ïîïîëíåí íîâûìè òåõíèêàìè;

7. Êîððåêöèîííàÿ ïðîãðàììà ìîæåò áûòü äîïîëíåíà íîâûìè óïðàæíåíèÿìè.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Çàâàäåíêî Í.Í. Êàê ïîíÿòü ðåáåíêà: äåòè ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ è äåôèöèòîì âíèìàíèÿ. — Ì.:Øêîëà-Ïðåññ, 2000. — 112ñ.

2. Øàïàðü Â.Á., Ðîññîõà Â.Å. Íîâåéøèé ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó: Ôåíèêñ, 2005.-559ñ.

3. Ìîíèíà Ã.Á., Ëþòîâà Å.Ê. Øïàðãàëêà äëÿ âçðîñëûõ. — ÑÏá., 2005. — 12-22ñ.

4. Ïðîòîïîâè÷ Ë.Ã. Îòêóäà ïðèøëè Èíäèãî? — Ì.,2008.-92-95ñ.

5. Ïåòðóíåê Â.,Òàðàí Ë.Í. «Êîëûáåëü íåâðîçîâ». (çàìåòêè âðà÷åé — ïñèõîíåâðîëîãîâ). — Ì.: Çíàíèå, 1988-190ñ.

6. Ãàñïàðîâà Å.Ì. «Øóñòðèêè» è «Ìÿìëèêè» //Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå.-1990.-¹ 4.-Ñ.90-98.

7. Ñàïîãîâà Â.Ä. Øåñòèëåòíèé ðåáåíîê: Âîïðîñû è îòâåòû. — Òóëà: Ïðèîêñ.êí. èçä.-âî, 1992.-206ñ.

8. Ôåäîðåíêî Å.Þ., Ëîãèíîâà Í.Ô. Âîçìîæíîñòè ðàçâèâàþùåé ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ äëÿ ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé // Âîïðîñû îáðàçîâàíèÿ. — Ì., 2007.-Ñ.232-236.

9. Êó÷ìà Â.Ð., Áðÿçãóíîâ È.Ï.. Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé — Ì., 1994.-250 ñ.

10. Ëåáåäèíñêàÿ Ê.Ñ., Ðàéñêàÿ Ì.Ì., Ãðèáàíîâà Ã.Â. Ïîäðîñòêè ñ íàðóøåíèÿìè â àôôåêòèâíîé ñôåðå. — Ì., 1988.-50ñ.

11. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè // Ñîáð.ñî÷. Ò.3. — Ì., 1983.-614ñ.

12. Çàïîðîæåö À.Â. Îñîáåííîñòè ïñèõîëîãèè äåòåé ðàííåãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1985.-148ñ.

13. Ýëüêîíèí Ä.Á Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì.: Ïåäàãîãèêà 1978. -287ñ.

14. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ îáó÷åíèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Ì.:Çíàíèå, 1974.-64ñ.

15. Ëþòîâà Å.Ê., Ìîíèíà Ã.Á. Òðåíèíã ýôôåêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äåòüìè. — ÑÏá., 2000.

16. Øîëüö Ô. Íåäîñòàòêè â õàðàêòåðå ðåáåíêà èëè Âòîðàÿ çîëîòàÿ Êíèæêà. — Êèåâ, 1983.-377ñ.

17. Øåâ÷åíêî Þ.Ñ. Êîððåêöèÿ ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ è ïñèõîïàòîïîäîáíûì ñèíäðîìîì: Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé è ïñèõîëîãîâ. — Ì., 1997.-73ñ.

18. Øåâ÷åíêî Þ.Ñ., Øåâ÷åíêî Ì.Þ. Èãðîâàÿ ïñèõîëîãèÿ äåòåé ñ ãèïåðàêòèâíûì ïîâåäåíèåì // Øêîëà çäîðîâüÿ. — 1997. Ò.4. ¹2.

19. Øåâ÷åíêî Þ.Ñ., Äîáðèäåíü Â.Ï. Îíòîãåíåòè÷åñêè îðèåíòèðîâàííàÿ ïñèõîòåðàïèÿ. — Ì., 1998.-417ñ.

20. Ñòîëÿðåíêî Ë.Ä. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2004.-257ñ.

21. Àáðàìîâà Ã.Ñ. Ïðàêòèêóì ïî âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. — Ì., 1998.-339ñ.

22. Àíóôðèåâ À.Ô., Êîñòðîìèíà Ñ.Í. Êàê ïðåîäîëåòü òðóäíîñòè â îáó÷åíèè äåòåé. Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèå òàáëèöû. Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè. Êîððåêöèîííûå óïðàæíåíèÿ. — 3-å èçä.: ïåðåðàá. è äîï. — Ì., 2000.-197ñ.

23. Õîí Ð.Ë. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. — Ì., 1998.-412ñ.

24. Áàðàíîâñêàÿ Ò.À. Ôîðìèðîâàíèå ñàìîêîíòðîëÿ â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñòóäåíòîâ: Àâòîðåô. êàíä. äèññ. — Ì., 1990.-16ñ.

25. Áîðèøåâñêèé Ì.È. Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñàìîêîíòðîëÿ â ïîâåäåíèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ: Àâòîðåô. äèñ. êàíä. ïñèõîë. íàóê. — Ì., 1966.-20ñ.

26. Áðÿçãóíîâ È.Ï., Êàñàòèêîâà Å.Â.Íåïîñåäëèâûé ðåáåíîê, èëè âñå î ãèïåðàêòèâíûõ äåòÿõ. — Ì., 2001.-113ñ.

27. Áóëÿíîâ Ì.È. Ðåá¸íîê èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè. — Ì., 1988.

28. Ãàìåçî Ì.Â., Ãåðàñèìîâà Â.Ñ., Ãîðåëîâà Ã.Ã., Îðëîâà Ë.Ì. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ: ëè÷íîñòü îò ìîëîäîñòè äî ñòàðîñòè. — Ì.: «Íåîñôåðà», 1999.-401ñ.

29. Äîáñîí À. Íåïîñëóøíûé ðåáåíîê. — Ì.: «Ïåíàòû», «Ò-Îêî», 1992.-243ñ.

30. Åðåìååâà Â.Ä.. Òèïû ëàòåðàëüíîñòè ó äåòåé è íåéðîôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû èíäèâèäóàëüíîé îáó÷àåìîñòè // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. — 1990. ¹1-Ñ.128-134.

31. Çàõàðîâ À.È. Êàê ïðåäóïðåäèòü îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà. — Ì., 1980.-157ñ.

32. Êàðâàñàðñêèé Á.Ä. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. — ÑÏá.: Ïèòåð Êîì,1998.-500ñ.

33. Êðàñîâ Â.À. Ãèïåðäèíàìè÷åñêèé ñèíäðîì ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà: Àâòîðåô. êàíä. äèñ. … êàíä.ìåä.íàóê. — Ì., 1989.-35ñ.

34. Êó÷ìà Â.Ð., Ïëàòîíîâà À.Ã. Äåôèöèò âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé Ðîññèè: Ðàñïðîñòðàíåííîñòü, ôàêòîðû ðèñêà è ïðîôèëàêòèêà. — Ì.: ÐÀÐÎÃÜ, 1997.-259ñ.

35. Ëîêàëîâà Í.Ï. 120 óðîêîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ: èçä. 2-îå — Ì., 2000.-229ñ.

36. Êýäüþñîí Õ., Øåôåð ×. Ïðàêòèêóì ïî èãðîâîé ïñèõîòåðàïèè. — ÑÏá.: Ïèòåð, 2000.-92ñ.

37. Ìàññåí Ï., Êîíäæåð Äæ., Êàãàí Äæ., Õüþñòîí À. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. — Ì., 1987.-447ñ.

38. Ìóõèíà Â.Ñ. Øåñòèëåòíèé ðåáåíîê â øêîëå. — Ì.,1986.-277ñ.

39. Íåìîâ Ð.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ: ó÷åá. äëÿ ñòóäåíòîâ âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé.  3-õ êíèãàõ. Êí.3. — Ì., 1995.-549ñ.

40. Îâ÷àðîâà Ð.Â. Ñïðàâî÷íàÿ êíèãà øêîëüíîãî ïñèõîëîãà. — Ì., 1996.-366ñ.

41. Îñîáåííîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé 6-7-ëåòíåãî âîçðàñòà / Ïîä ðåä. Ä.Á. Ýëüêîíèíà, À.Ë. Âåíãåðà. — Ì.: 1988.-179ñ.

42. Ðàòàíîâà Ò.À., Øëÿõòà Í.Ô. Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû èçó÷åíèÿ ëè÷íîñòè. — Ì., 1998.-127ñ.

43. Ðè÷àðäñ Ì.Ï. Ðàçâîä ðîäèòåëåé è äåòè. — Íîâîñèáèðñê, 1994.-243ñ.

44. Ðîãîâ Å.È. Íàñòîëüíàÿ êíèãà ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà â îáðàçîâàíèè. — Ì., 1998.-384ñ.

45. Ðîäæåðñ Ê.Ð. Êîíñóëüòèðîâàíèå è ïñèõîòåðàïèÿ. — Ì.: ÝÊÑÌÎ-Ïðåññ, 2000.-419ñ.

46. Ôîïåëü Ê. Êàê íàó÷èòü äåòåé ñîòðóäíè÷àòü? ×. 2-4. — Ì., 1998.-179ñ.

47. Öàïêèí Â.Í. Åäèíñòâî è ìíîãîîáðàçèå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî îïûòà // Ïñèõîëîãè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå è ïñèõîòåðàïèÿ. Õðåñòîìàòèÿ — Ò.1. Òåîðèÿ è ìåòîäîëîãèÿ. — Ì., 1999.-153ñ.

48. Øåâ÷åíêî Þ.Ñ. Êîððåêöèÿ ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ è ïñèõîïîäîáíûì ñèíäðîìîì. — Ì., 1997.-366ñ.

49. Ýäåìèëëåð Ý.Ã., Þñòèöêèñ Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîòåðàïèÿ ñåìüè. — ÑÏá.: Ïèòåð, 1999.-577ñ.

50. Ýìîöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå è èõ êîððåêöèÿ / Â.Ëåáåäèíñêèé, Î.Ñ. Íèêîëüñêèé, Å.Ð. Áàåíñêàÿ, Ì.Ì. Ëèáëèíû. — Ì., 1990.

51. Çàâàäåíêî Í.Í., Ïåòðóõèí À.Ñ., Ñîëîâüåâ Î.È. Ìèíèìàëüíûå ìîçãîâûå äèñôóíêöèè ó äåòåé. — Ì., 1997.-149ñ.

52. Êîâàëåâ Â.Â. Ïñèõèàòðèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. — Ì., 1995.-190ñ.

53. Êó÷ìà Â.Ð., Ïëàòîíîâà À.Ã. Äåôèöèò âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé Ðîññèè. — Ì., 1997.-271ñ.

54. Ñêâîðöîâ È.À. Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ó äåòåé (íåéðîîíòîãåíåç è åãî íàðóøåíèÿ). — Ì., 2000.-139ñ.

55. Òàìáèåâ À.Ý., Ìåäâåäåâ Ñ.Ä., Ëèòâèíåíêî Î.Â. Äèíàìèêà îñíîâíûõ ñâîéñòâ âíèìàíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ. — Ì., 2001.-236ñ.

56. Ýéäåìèëëåð Ý.Ã., Þñòèöêèé Â. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîòåðàïèÿ ñåìüè. — ÑÏá., 1999.-421ñ.

57. Ðóáèíøòåéí Ñ.Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè. — www.lit-book.ru

58. Ìàêàðåíêî À.Ñ. Âîñïèòàíèå ãðàæäàíèíà. — Ì., 1998.-304ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник