Сестринский процесс при синдроме дауна у новорожденных

Сестринский процесс при синдроме дауна у новорожденных thumbnail

2. Теоретическая часть

2.1 Патогенез
Синдром Дауна – это генетическое заболевание, которое характеризуется аномалией 21 пары хромосом, слабоумием и характерными внешними признаками (раскосые глаза, плоское лицо, одна поперечная складка на ладони, относительно низкий рост, большой язык и пр.).
Клетки организма здорового человека содержат 46 хромосом (23 пары), 23 хромосомы переходят от отца и 23 от матери, каждая из которых несет определенную часть генетической информации и влияет на развитие определенных характеристик организма. Все пары хромосом пронумерованы от 1 до 23.
Причиной возникновения синдрома Дауна является утроение 21 хромосомы. Это значит, что в клетках организма больного синдромом Дауна имеется не 2 хромосомы из 21 пары, а три. Соответственно у детей с синдромом Дауна в 21 паре присутствует дополнительная хромосома ( трисомия ), то есть у них 47 хромосом [2].
Этиология и патогенез болезни Дауна на протяжении многих лет не были выяснены. Предполагалось, что в основе заболевания лежит полигландулярная недостаточность, т. е. нарушение функции нескольких эндокринных желез (щитовидной железы, гипофиза и др.), резкое отставание в развитии центральной нервной системы. В 1959 г. выяснено, что при болезни Дауна чаще всего (в 94 % случаев) имеется трисомия 21-й пары хромосом. Такое нарушение кариотипа ( трисомия ) происходит в том случае, когда у матери при созревании половой клетки под влиянием часто неизвестных причин произошло не расхождение 21-й пары хромосом и образовалась яйцеклетка, содержащая 24 хромосомы. При оплодотворении такой яйцеклетки нормальным сперматозоидом, содержащим 23 хромосомы, развивается ребенок с 47 хромосомами, у которого выявляется болезнь Дауна. Дети с болезнью Дауна, содержащие в кариотипе 47 хромосом, рождаются преимущественно у матерей пожилого возраста. [1].
В ряде случаев у больных (3 — 5 %) имеется кариотип с 46 хромосомами, причем некоторые из них (обычно в 13 — 15-й или 22-й паре) имеют лишнюю 21-ю хромосому ( 46 хромосом с транслокацией ), а также мозаичные трисомии, хромосомные транслокации — 13 — 15/21, 21/22, 2/21, 4 — 5/21, 20/21. Больные дети с таким кариотипом рождаются преимущественно у молодых матерей, которые являются носителями такой же транслокации и имеют всего 45 хромосом. Обычно хромосомная аберрация имеет место не у матери больного, а у кого-либо из предыдущих поколений. Клинических различий в течении болезни Дауна при трисомии или транслокации хромосом не установлено. При стертых формах заболевания установлен мозаичный кариотип, при этом часть клеток содержит нормальный кариотип, а часть клеток — лишнюю 21-ю хромосому.
Вопрос о причинах возникновения хромосомных аберраций, обусловливающих развитие болезни Дауна, окончательно не выяснен. Дети с болезнью Дауна обычно рождаются последними в ряду братьев и сестер. У матери как до, так и после рождения ребенка с болезнью Дауна наблюдается повышенная частота спонтанных выкидышей и мертворождений. Если рождаются разнояйцовые близнецы, то наличие болезни определяется обычно у одного из них; в случае рождения однояйцовых близнецов болезнь Дауна наблюдается у обоих. В возникновении болезни Дауна, видимо, имеют значение глубокие психические травмы и голодание матери. Установлено, что женщины после многолетнего пребывания в фашистских концентрационных лагерях рожали относительно чаще детей с болезнью Дауна. Хромосомные аберрации могут быть также обусловлены рядом известных мутагенных факторов — ионизирующей радиацией, химическими, термическими воздействиями и др. [1].

Источник

Лекции.Орг

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

1. Как только ребёнок родился, поздравьте родителей с этим фактом.
2. Демонстрируйте своё принятие ребёнка. Относитесь к нему как к личности, а не только как к носителю определённого заболевания.
3. Не разлучайте ребёнка с матерью. Необходимые процедуры проведите как можно быстрее и, если возможно, в присутствии матери. В случае совместных родов задержите отца ребёнка в роддоме, пусть он находится с женой или с ребёнком.
4. Пригласите в роддом отца ребёнка. Порекомендуйте ему (по желанию) пригласить также своих родителей и родителей жены.
5. Немедленно сообщите о рождении ребёнка генетику, психологу и в родительскую организацию. Пригласите их в роддом.
6. При сообщении диагноза должны присутствовать оба родителя. Ребёнок должен находиться у них на руках. Вместе с родителями могут присутствовать другие родственники или другие люди по желанию родителей.
7. Также при сообщении диагноза могут присутствовать мед. работник, генетик, психолог, представитель родительской организации.
8. Обстановка в помещении должна быть комфортной, беседе необходимо уделить достаточное количество времени. В помещении не должно быть посторонних.
9. Беседуйте с родителями в присутствии малыша, пусть один из них держит его на руках. Когда будете сообщать о синдроме Дауна, дотрагивайтесь до новорожденного, демонстрируя своё принятие ребёнка. Относитесь к нему как к личности, а не только как к носителю определённого заболевания.
10. Спросите у родителей, дали ли они малышу имя. Если да, то называйте его по имени, а если нет – то «малыш», «ребёнок», «девочка» или «мальчик».
11. Нецелесообразно сообщать родителям всю информацию о синдроме Дауна сразу же после рождения ребёнка. В первой беседе необходимо сообщить родителям, что они не виноваты в рождении ребёнка с синдромом Дауна. Не нужно заниматься предсказаниями, поскольку совершенно невозможно в точности предвидеть развитие того или иного ребёнка в будущем. Выразите уверенность в способности родителей положительно повлиять на развитие ребёнка. Сообщите родителям об исследованиях и процедурах, которые необходимо срочно провести (см. ниже). Дайте понять родителям, что они не одни, и что они могут рассчитывать на помощь родительской организации и психолога.
12. Подробное обсуждение состояния ребёнка должно произойти позже, когда родители хотя бы немного оправятся от стресса. К этому моменту у них появится очень много вопросов, и отвечать на эти вопросы следует точно и компетентно.
13. После беседы необходимо предоставить родителям возможность и время побыть наедине друг с другом.
14. Хорошо, если у родителей возникнет уверенность в том, что их не будут принуждать к тому или иному решению, и что они могут рассчитывать на свободное выражение чувств, сомнений и опасений.

Читайте также:  Мухин к ю эпилептические синдромы у детей

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО С СИНДРОМОМ ДАУНА

Синдром Дауна – трисомия 21-й пары хромосом. Стандартная трисомия, то есть наличие третьей 21-й хромосомы во всех клетках, составляет примерно 94% случаев и возникает в результате нарушения процесса мейоза (деления клеток). Кроме того, встречаются транслокационная форма (4%) и мозаичная (2%). При простой форме родители имеют обычный генотип, а при транслокационной форме СД у ребенка родителям при планировании следующей беременности необходимо пройти генетическое обследование. Возникновение мозаицизма в некоторых случаях также требует дообследования семьи.
Девочки и мальчики с СД рождаются с одинаковой частотой.
Во многих случаях СД может быть заподозрен по фенотипическим признакам. Частота встречаемости различных морфологических признаков приведена ниже. Для точной постановки диагноза необходимо провести кариотипирование.
Синдром Дауна характеризуется особенностями многих систем, но степень изменений широко варьируется. Кроме проблем, непосредственно связанных с трисомией, у детей с СД могут возникать другие нарушения здоровья, в частности, те, к которым предрасполагает морфологическая незрелость, например, гипоксические и гипоксически-геморрагические поражения ЦНС. В прошлом некоторые сопутствующие заболевания детей с СД оставались без лечения. Это приводило к ухудшению состояния ребенка и замедлению его развития.

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С СД В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

  1. Дети с СД часто рождаются с признаками морфо-функциональной незрелости, реже – недоношенными. Как следствие, им необходимы те же условия выхаживания и профилактические мероприятия, как и другим группам незрелых детей.
  2. Врожденные пороки сердца (ВПС) встречаются при СД в 40-60% случаев. Наиболее часто встречаются дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП), общий открытый атриовентрикулярный канал (АВК) (20%) и тетрада Фалло (ТФ).

ДМЖП диагностируется, как правило, при проявлении симптомов недостаточности кровообращения, т.к. такие дефекты обычно не создают шума. Частым осложнением ДМЖП является развитие легочной гипертензии. Своевременная диагностика этого состояния крайне важна для определения оптимальных сроков оперативного вмешательства, поскольку при высоких степенях легочной гипертензии риск оперативного вмешательства резко возрастает.
Детей с подозрением на АВК нужно как можно быстрее направлять к специализированный кардиологический стационар.
Новорожденных с любым синим пороком сердца необходимо немедленно проконсультировать в кардиохирургическом стационаре для определения показаний к экстренной паллиативной операции.
Новорожденного с СД с подозрением на ВПС необходимо направить на ЭКГ, ЭхоКГ и рентгенограмму грудной клетки в неонатальный период.

  1. Апноэ во сне (до 50%). Строение верхних дыхательных путей при СД отличается сужением носо- и ротоглотки, евстахиевой трубы, наружного слухового прохода за счет гипоплазии средней части лица. В результате во сне может происходить обструкция ротоглотки корнем языка. Синдром обструктивного апноэ во сне проявляется в виде полной остановки или затруднения дыхания во сне, сопровождающегося гиповентиляцией, гипоксемией. Данный синдром плохо диагностируется и довольно часто пропускается. Апноэ во сне часто приводит к вялости, сонливости в дневное время, проблемам с обучением, снижению темпов развития и ухудшению поведения. Хроническая гипоксемия и гиповентиляция могут способствовать развитию легочной гипертензии. Дети имеют высокий риск синдрома внезапной смерти. Для профилактики обструктивного апноэ рекомендуется поднимать головной конец кроватки на 10 градусов и укладывать ребенка на бок.
  2. Патология щитовидной железы. Гипотиреоз является довольно частым явлением у детей с СД (у детей до 8 лет – до 35%). В возрастом повышается частота приобретенных форм гипотиреоза. Своевременная диагностика (до 3 месяцев) с определением уровня ТТГ, Т4, Т3 в крови является обязательной для всех детей с СД. Необходимо также дальнейшее наблюдение за уровнем гормонов в крови.
  3. Офтальмологические проблемы. Врожденная катаракта, нистагм, косоглазие, глаукома, кератоконус, блефарит и недостаточность носослезных протоков часто встречаются при СД. Недостаточность или обструкция носослезного канала проявляется частыми конъюнктивитами, слезотечением, при массаже носослезного мешочка выделяется слеза или гной. Необходима ранняя диагностика офтальмологических проблем.
  4. Аномалии желудочно-кишечного тракта (12% случаев). Наиболее часто встречаются атрезия пищевода, трахеопищеводный свищ, пилоростеноз, атрезия 12-перстной кишки, болезнь Гиршпрунга.

Для уточнения диагноза и уровня непроходимости необходимо рентгенологическое обследование, которое начинают с обзорной рентгенограммы брюшной полости в вертикальном положении. Обращают внимание на газонаполнение желудка, наличие газа в 12-перстной кишке, уменьшение количества или полное отсутствие газа в тонкой кишке ниже препятствия, наличие уровней жидкости в желудке и 12-перстной кишке при высококишечной непроходимости и множественные уровни при низкокишечной. Показан перевод в хирургический стационар.

  1. Иммунологическая недостаточность. Иммунологическая недостаточность в неонатальном периоде проявляется у детей предрасположенностью к частым инфекционным заболеваниям и аллергическим реакциям.
  2. Отоларингология. Частота снижения слуха у детей с СД составляет 38-78%. Часто у них повышено выделение серы в ушном канале, могут быть дефекты слуховых косточек, а также избыточное накопление жидкости в среднем ухе в связи с дисфункцией евстахиевой трубы. Показана аудиограмма в 1 месяц и контроль слуха в динамике.
  3. Патология опорно-двигательного аппарата. Мышечная гипотония и дисплазия соединительной ткани предрасполагают к различным ортопедическим проблемам, таким как дисплазия тазобедренных суставов, подвывих или вывих бедра, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. Рекомендован осмотр ортопедом на 1 месяце жизни.
  4. Миелопролиферативные реакции и острый лейкоз у новорожденных. Показана консультация гематолога.
  5. Трудности при грудном вскармливании. В связи с особенностями строения челюстно-лицевого аппарата и незрелостью нервной системы в периоде новорожденности у детей с СД часто наблюдаются трудности при грудном вскармливании. Для укрепления иммунитета, профилактики отитов и нарушений речи крайне важно проводить работу по поддержке естественного вскармливания детей с СД.
Читайте также:  Синдром запястного канала причины возникновения

Перечень необходимых консультаций и обследований для ребенка с синдромом Дауна
(рекомендовано Европейской Ассоциацией Даун Синдром)

Обследование/консультация Возраст ребенка
Кариотипирование 0-6 мес.
Кардиолог Эхокардиография ЭКГ 0-1 мес. Далее по состоянию
Офтальмолог 0-3 мес., 1 год, далее – 1 раз в год
Отоларинголог 0-6 мес., 1 год, далее – 1 раз в год
Аудиометрия 0-6 мес., 1 год, далее – 1 раз в 2 года
Ортопед 1 мес., 1 год, далее – 1 раз в 2 года
Рентгенограмма шейного отдела позвоночника 3 года, 6 лет
Эндокринолог Анализ крови на содержание гормонов ТТГ, Т4 0-3 мес., 1 год, далее 1 раз в 1-2 года
Общий анализ крови, общий анализ мочи По общим правилам
Иммунолог При необходимости
Гематолог При необходимости
Гастроэнтеролог При необходимости

Рекомендуемые в неонатальном возрасте обследования:
Полный анализ крови, ЭКГ, ЭхоКГ, рентген грудной клетки, НСГ, Т3, Т4, ТТГ; по показаниям – рентген тазобедренных суставов.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 713 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по реабилитации детей с синдромом Дауна 6
1.1. Понятие о заболевании 6
1.2.Клиническая картина 7
1.3 Комплекс реабилитации детей с болезнью Дауна 14
Глава 2. Сестринский процесс в реабилитации детей с синдромом Дауна 27
Заключение 37
Список используемой литературы 40

Введение

Актуальность исследования.
Синдром Дауна (CД) — это врожденное нарушение развития, проявляющееся преимущественно умственной отсталостью, нарушением развития костной системы и другими физическими аномалиями.
Организация сестринского процесса при синдроме Дауна (СД) требует нестандартных решений, когда критерием профессиональной компетентности медицинской сестры является ее медико-психологическая подготовка, наличие личностных качеств, способствующих подлинной коммуникации в общении с детьми и родителями, видение будущего и желание найти выход из безвыходной ситуации. Сестринский процесс при СД осуществляется в экстремальной стрессовой ситуации при дефиците времени для принятия решения об отказе или принятии ребенка в семью. Поэтому важно, чтобы сестринский процесс как метод последовательного систематического осуществления медицинской сестрой профессионального ухода проводился в полном объеме.
Несомненно, рациональный сестринский уход при оказании помощи пациентам детям с болезнью Дауна имеет целый ряд особенностей (патофизиологических, клинических, психологических, социальных), что требует специфического нестандартного подхода к принятию решений. Именно этим и объясняются реальные трудности, неизбежно возникающие перед медсестрой, осуществляющей уход за пациентами данной категории.
Все вышеизложенное определяет актуальность и необходимость изучения влияния роли среднего медицинского персонала в реабилитации детей с синдромом Дауна. Анализируя литературные данные, а именно продолжительность жизни, качество жизни людей с СД, число отказов от детей с данной проблемой у нас и за рубежом, мы поставили следующую цель.
Цель исследования: изучить роль медицинской сестры в реабилитации детей с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
1. изучить обзор литературы по теме исследования
2. выявить понятие о заболевании болезнью Дауна
3 описать клиническую картину болезни Дауна
4. описать способы лечения болезни Дауна
5. раскрыть комплекс реабилитации детей с болезнью Дауна.
6.раскрыть этапы сестринского процесса по данной теме
Объект исследования: процесс реабилитации детей с синдромом Дауна
Предмет исследования: Роль медицинской сестры в реабилитации детей с синдромом Дауна
Практическое значение работы: Исследование по выбранной теме позволит улучшить качество медицинской помощи детям с болезнью Дауна.
Здоровье пациентов, детей с болезнью Дауна, зависит от полноценного оказания сестринской помощи и от усилий, приложенных самими пациентами. От качества выполнения сестринских обязанностей будет зависеть успех в лечении и повышение качества жизни пациентов. Неоспорима огромная значимость работы медицинской сестры в восстановлении здоровья особенного пациента, как полноценного члена общества для себя лично и для семьи в целом. В организации сестринской деятельности самым главным аспектом является выявление актуальных проблем пациента, возникающих при любой патологии. Действия медицинской сестры должны быть направлены на решение этих проблем доступными способами.
Научная новизна: Данная проблема рассматривается впервые.
Теоретическая значимость: Изучить роль медицинской сестры в реабилитации детей с синдромом Дауна
Объём и структура работы: работа изложена на 40 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.?

Заключение

На сегодняшний день не существует ни препаратов, ни технологий, которые позволили бы «вылечить» синдром Дауна. Каждый такой младенец уникален, и индивидуальные характеристики ребенка первостепенны при определении стратегии его лечения. При организации ранней помощи нужно помещать в центр внимания не изолированного от окружения ребенка с его особенностями, а «ребенка в контексте» – такого, каким он предстает в своем взаимопонимании с окружающей средой [3].
Болезнь Дауна выявляется очень рано, поэтому с первых дней жизни такого ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. Выхаживание его включает три основных раздела:
1. Развитие умственных и физических способностей ребенка.
2. Профилактика и коррекция различных отклонений в состоянии здоровья.
3. Предупреждение инфекционных заболеваний.
В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное число стимулов для развития движений, обогащения впечатлений и ощущений. Его надо чаще брать на руки, петь ему песенки, давать яркие и красивые игрушки.
Дети с синдромом Дауна нуждаются в ранней педагогической помощи.
Сегодня проблема реабилитации детей с болезнью Дауна становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа детей с вышеуказанным диагнозом следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий планомерных решений.
Сестринский процесс — это метод последовательного систематического осуществления медицинской сестрой профессионального ухода.
Дети с СД часто рождаются с признаками морфофункциональной незрелости, реже недоношенными. Как следствие, им необходимы такие же условия выхаживания и профилактические мероприятия, как и другим группам незрелых и недоношенных детей.
Организация сестринского процесса при синдроме Дауна у новорожденных требует нестандартных решений, когда критерием профессиональной компетентности медицинской сестры становятся ее психолого-педагогическая подготовка, наличие личностных качеств, способствующих подлинной коммуникации в общении с детьми и родителями, видение будущего и желание найти выход из безвыходной ситуации. Сестринский процесс с новорожденными с синдромом Дауна осуществляется в экстремальной стрессовой ситуации при лимите времени для принятия решения об отказе или принятии ребенка в семью, при этом важно, чтобы сестринский процесс как метод последовательного систематического осуществления медицинской сестрой профессионального ухода осуществлялся в полном объеме.
Говоря о принципах реабилитации больных с синдромом Дауна, необходимо стремиться к поиску путей и форм реабилитации детей с недостатками в развитии. Терпение и настойчивость, подкрепленные любовью, могут в значительной степени сгладить последствия того или иного заболевания, если реабилитация начата вовремя и проводится на основе современных научных технологий. В итоге нами составлены рекомендации по уходу за такими детьми.
В процессе изучения роли медицинской сестры в реабилитации детей с синдромом Дауна мы решили поставленные ранее задачи исследования:
1.сделали обзор литературы по теме исследования
2. выявили понятие о заболевании болезнью Дауна
3 описали клиническую картину болезни Дауна
4. описали способы лечения болезни Дауна
5. раскрыли комплекс реабилитации детей с болезнью Дауна.
6.раскрыли этапы сестринского процесса по данной теме
Работа будет полезна среднему медицинскому персоналу, студентам медицинского колледжа по изучению данной темы.

Читайте также:  2 синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Список литературы

1. Айвазян Е. Б., Одинокова Г. Ю. Феномен «непрекращающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна // Синдром Дауна. ХХI век. 2012. №1 (8). С. 13—17.
2. Айвазян Е. Б., Одинокова Г. Ю., Павлова А. В. Любовь по правилам и без, или особые ли матери у особых детей? Дошкольное воспитание. 2005; 9: 51-63.
3. Бельмер С. В., Гасилина Т. В. Целиакия: от патогенеза к лечению // Вопросы современной педиатрии. 2013. Т. 12, № 3. С. 12—17.
4. Грозная Н. С. Из истории развития ранней помощи // Синдром Дауна. ХХI век. 2011. № 2 (7). С. 3—8.
5. Зимина Л. Б. Солнечные дети с синдромом Дауна. М.: Эксмо. 2010. 176 с.
6. Интегрированный подход к социализации семей с детьми с синдромом Дауна / В. О. Цветков [и др.] // Детская и подростковая реабилитация. 2010. № 2. С. 16—21.
7. Исупова О. Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины. Социологические исследования. 2002; 11: 92-99.
8. Каргаполов А. В., Зубарева Г. М. Новые подходы к определению целостного состояния биологически активных систем. Тверь, 2006. 184 c.
9. Котельников. Сестринское дело. Профессиональные дисциплины: для студентов факультетов высшего сестринского образования, студентов медицинских колледжей. Ростов-на-Дону, Феникс 2007г.
10. Лычев, Т.Т.Карманова. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Москва Форум- Инфра — М. 2009.
11. .Лазуренко С.Б., Мазурова Н.В., Намазова-Баранова Л.С., Свиридова Т.В. Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (2): 80-84.
12. Мухина, И.И.Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. Учебник для медицинских училищ и колледжей. 2-е издание. Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2008г
13. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В. И. Селивестова. М.: ВЛАДОС. 2003. 408 с.
14. Мерзлова Н. Б., Серова И. А., Ягодина А. Ю. Сестринский процесс при синдроме Дауна у новорожденных // Медицинская сестра. 2013. № 7. С. 9—17.
15. Новиков П. В. Семиотика наследственных болезней у детей. М. : Триада-Х, 2009. 432 с.
16. Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова. Основы сестринского дела. Ростов-на Дону. «Феникс» 2008г.
17. Панарина Л. Ю. Об особенностях раннего развития детей с синдромом Дауна. Дефектология. 2006; 1: 42-46.
18. Рождение ребенка с синдромом Дауна: брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений. М.: Line Project.2002. 28 с.
19. . Разенкова Ю. А., Айвазова Е. Б., Иневаткина С. Е. и др. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста. Дефектология. 2008; 5: 41-51.
20. Ребенок с синдромом Дауна : новое руководство для родителей / под ред. С. Дж. Скаллерап. 2-е изд. М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. 424 с.
21. Семенова Н. А., Чубарова А. И. Физическое развитие детей первого года жизни с синдромом Дауна, находящихся на воспитании в семье // Синдром Дауна. ХХI век. 2012. № 2 (9). С. 12—21.
22. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю. И. Барашнева. М. : Триада-Х, 2007. 280 с.
23. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей. М.: Парадигма. 2010. 72 с.
24. Состояние здоровья детей с синдромом Дауна / В. В. Бабаян [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013. № 1. С. 24—28.
25. Станцева С. Н., Николаева Е. А., Сухоруков В. С. Окислительный стресс и митохондриальная дисфункция в патогенезе болезни Дауна // Там же. 2014. № 3. С. 39—42.
26. Стребелева Е. А., Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. 2012. Т. 9, № 6. С. 80—84.
27. Тарасова Ю. А., Костюкова Э. О., Сопина З. Е. Современная организация сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. 576 с.
28. Урядницкая Н. А. Cиндром Дауна: особенности нейроанатомии // Синдром Дауна. ХХI век. 2012. № 1 (8). С. 10—13.
29. Чубарова А. И., Семенова Н. А., Катюхина А. В. Медицинское наблюдение за ребенком с синдромом Дауна // Синдром Дауна. ХХI век. 2010. № 2 (5). С. 11—14.

Источник