Сербский синдром что это такое

Сербский синдром что это такое thumbnail

Опубликовано в Воентернете

Нам, жителям пространства бывшего Советского Союза, довольно сложно представить что-либо хуже, чем наши 80-90-е. Во-первых, своя рубашка ближе к телу, а во-вторых, а в принципе, что нам дело до того, что проходит за границей России? Не, бесспорно, нас будет волновать происходящее в Белоруссии (с неизменным удивленным вопросом: «А она независима?!») или на Украине — просто потому, что эти страны нам очень близки, что бы ни говорили любители походить под «Погоней» или под черно-красным флагом. А вот все остальное… ну где-то происходит — и ладно.

Еще нас волнует происходящее в Сербии, но это уже так, повоем и успокоимся. Однако можно сказать со всей искренностью — именно сербам в тот же период пришлось куда хуже, чем нам. И уж точно хуже граждан какого-нибудь Сьерра-Леоне, Нигерии и еще пары десятков стран, в которых на тот момент шла война. Им она привычна. Въелась в плоть и кровь, в само ДНК. Еще сто лет назад они при голоде убивали женщин и детей, вырезали враждебные племена под корень… Колониализм и постколониализм не изменили ничего — только дали в лапы дикарям автоматы Калашникова. Вот поэтому-то кубинцы, не отличающиеся особой бледнолицестью, всячески унижали ангольцев — ну спустилась обезьяна с дерева, что с нее взять? Именно поэтому африканцы в принципе продолжали жить той же жизнью, что и жили до этого — воевали и резали друг друга с упоением.

Другое дело — Сербия. Нет, никакого нацизма и расизма — просто у славян исторический период всеобщего вырезания закончился за тысячу триста лет до этого. Успели связать себя узами культуры и хороших манер.

В 1980 году умирает Тито. Маршал Тито, Великий Тито. Эпитетов, конечно, у него было куда меньше, чем у Ким Ир Сена, но большинство из них были довольно заслуженными. Несмотря на коммунизм, Югославии жилось хорошо: сытно и богато. На взятые у Запада кредиты строилась промышленность, на купленную у СССР старую технику вооружалась армия, третья по боеспособности в Европе (на первом месте была армия ГДР, на втором — ФРГ. Армию СССР никто не учитывал — и так было понятно все). Страной управляли вроде разумно, население было вроде довольно. Бывшие враги — сербы и хорваты — даже вроде бы отложили заточенные ножи, закопали в землю и вроде бы даже забыли место, где их зарыли. Однако была одна загвоздка — страной правил Тито. Все держалось на его личном авторитете. А тут он умирает… Причем умирает-то по-подлому — не сказав, как всем дальше жить. В фильме «Лепа села лепо горе» есть замечательный момент — капитан-серб вспоминает, как умирал Тито, и сказал: «Умер, и даже не сказал, что делать дальше, старый пердун!». Именно так и произошло — он просто умер и взвалил все заботы по правлению страной на Президиум СФРЮ.

Старые товарищи по партии словно этого и ждали. Власти захотели все. Разом. А как можно захватить власть в условии страны, подобной Югославии? Либо партийно (но правит Президиум), либо путем военного переворота (но армия подчеркнуто верна стране), либо разыграв национальную карту. И все 10 лет после смерти Тито его старые товарищи по партии с упоением разжигали национализм. И, наконец, полыхнуло. Цепочка военных конфликтов, начиная от Словении, заканчивая Косово. Местное население, доведенное националистами до предела исступленности, взялось за оружие. Где же армия, спросите вы? Законный вопрос, так как когда в СССР население бралось за оружие, приезжали танки и население «разоружали» всеми методами.

Но тут следует подметить, что ни одна национальность в СФРЮ не имела большинства. Треть — хорваты, четверть — мусульмане, остальное — сербы. Это в СССР 49% населения — русские, 60% — славяне, а все остальные — в лучшем случае дадут процентов по 5-7. Именно поэтому советская морская пехота раскатывала дома в Тбилиси, советские танки опрокидывали в пропасть перекрывавшие горные дороги грузовики с людьми в Азербайджане, советские десантники избивали мятежников в Вильнюсе. В Югославии же такой номер не проходил — слишком уж крупными получались национальные «меньшинства». И с началом отсоединения Словении вооруженные силы Югославии тут же разбежались — хорваты и мусульмане рванули к себе домой, прихватив оружие, а в строю остались только сербы, черногорцы, да небольшие меньшинства вроде горанцев, боковичей, которым независимость сдалась как козе борода.

Десятилетняя пропаганда национализма обернулась десятилетней же войной. Кровавой, безумной. Войной, когда сегодня в тебя стреляет сосед, с которым ты вчера пил ракию, только за то, что ты не обрезан или filioque не поешь. А теперь давайте попробуем встать на их место — на место тех сербов, которым пришлось пережить войну. Тридцать пять лет вы братались и были лучшими друзьями с хорватами, словенцами, мусульманами. Тридцать пять лет вы строили социализм и «Братство-единство». Тридцать пять лет вы были югославами. А затем… а затем пять лет вы были ведущим народом в Югославии. Народом, создавшим ее, и чьи законные плоды труда вам приходится отдавать нищим братьям-славянам. Но вы же братья и вы же едины! А значит надо потуже затянуть пояса и помогать братьям жить! А затем еще пять лет вы будете самым гонимым и бесправным народом в Югославии. Вы создали эту страну, а теперь вынуждены делиться с бывшими фашистами и вас еще и унижают всячески. Хороший перепад, не правда ли?

А затем еще пять лет вы не будете вылезать из окопов. Вас будут резать тысячами в Хорватии (где еще хоть как-то можно оспорить то, кому она принадлежала). Вас будут резать десятками тысяч в Боснии, на своей исконней земле. Вас будут резать сотнями тысяч в Косово, там, где находился самый центр древней Сербии. Вы проиграете эту войну. У вас отберут родину (не Сербию, а ту, большую, Родину, которую разорвали на части), у вас отберут правду (ибо все время коммунизма в Югославии внезапно оказалось ложью. Все, аллес. Вы были неправы и все тут) и даже больше — вам скажут, что вам только врали и вы только врали. Внезапно окажется, что все зря. Но и это еще не все — у людей выключились последние социальные предохранители. Если ложно все, то все — истина. Если все было ложью — значит можно делать что угодно. И если сначала был выпускной клапан — война, то в 95 году он пропал. И «бульдозерная революция», произошедшая в 2000 году для большинства населения была всего лишь продолжением уже столь привычного безумия.

Именно в этом и состоит «сербский синдром» — полнейшая сенсорная депривация всего общества. Потеря чувства реальности и вообще хоть какого-то чувства любой отдачи от происходящего, кроме отдачи автомата. А получить хоть какое-то ощущение реальности помогло только одно — полное впадение в национализм. Пожалуй, сербское общество сейчас — самое националистичное. Потому что только это и позволяет сохранить какую-то почву под ногами на фоне потери абсолютно всего что было. Что бы ни говорили критики коммунизма и сторонники возвращения «к исходным корням». Просто у сербов не осталось иного выбора.

Ярослав Подколзин

Источник

Эта статья — о фильме. О кинематографе Сербии в целом см. Кинематограф Сербии.

«Се́рбский фильм» (серб. Српски филм) — художественный фильм производства Сербии.

Впервые был показан в марте 2010 на фестивале South by Southwest. Права на фильм принадлежат студии Contrafilm (Дания). По словам режиссёра Срджана Спасоевича, фильм является политической аллегорией[2].

Сюжет[править | править код]

Милош — бывший известный порноактёр, ныне отошедший от дел и живущий тихой семейной жизнью. У него есть любимая и любящая жена и маленький сын. Мирную жизнь внезапно нарушает встреча с бывшей коллегой Лейлой — порноактрисой, которая предлагает Милошу в последний раз сняться в порно у некоего Вукмира. Милош знакомится с Вукмиром — эксцентричным богатым человеком, снимающим некое особое, уникальное порно на заказ. Он предлагает Милошу сумму, которой хватит на безбедное существование ему с женой и его сыну на всю жизнь.

Поначалу Милош отказывается, но, обсудив всё с женой, даёт согласие. Вукмир даёт ему инструкции о том, как приготовиться к съёмкам. При этом рядом с Милошем начинают всё время пребывать охранники Вукмира, а также приставленный к Милошу личный шофёр. Милош активно готовится к съёмкам, возвращая себе былую форму. Настаёт день съёмок, которые проходят в совершенно особых условиях: шофёр привозит его в здание сиротского приюта, охранники на время превращаются в операторов. Сам Милош получает указания Вукмира по спрятанному динамику в ухе. Всё это должно создать эффект присутствия и реалистичности происходящего. Однако такой ход съёмок немного смущает Милоша, дополнительно его обескураживает сюжет фильма, связанный с несовершеннолетней девочкой. Во время съёмок сексуальной сцены фоном служат кинокадры с этой девочкой.

Милош приезжает к Вукмиру, попутно застав у него на вилле некоего незнакомца, с такой же охраной, как у Вукмира (возможно, заказчика фильма). На все свои соображения Милош получает от Вукмира совет расслабиться и быть собой. На новом эпизоде съёмок Милош с отвращением видит, что на площадке присутствует несовершеннолетняя девочка. Кроме того, в ответственный момент съёмок его внезапно начинает душить охранник, заставляя бить актрису. Милош выполняет требования, но потом бьёт охранника и ругается с Вукмиром, который всё равно доволен игрой Милоша. Милош обращается к своему брату-полицейскому с просьбой разузнать о Вукмире. Выясняется, что о нём толком ничего не известно — его полное имя Вукмир Вукмир, и он связан с правительственными спецслужбами, хотя по образованию — детский психолог. Брат даёт совет Милошу быть осторожным.

Тем временем психика Милоша не выдерживает. Ему снятся кошмары о сыне, который снимается с ним в порно. Милош с утра не садится в ожидающую его «BMW» с шофёром, а на своём старом «Саабе» едет к Вукмиру, где прямо заявляет, что покидает съёмки. В ответ Вукмир приглашает его выпить с ним, и за стаканом виски разражается тирадой о том, что его творчество — это аллегорическое отображение изнасилованной войнами Сербии, и что именно наличие жертвы насилия в кино побуждает людей смотреть и покупать его, Вукмира, творчество. Он демонстрирует на киноэкране своё недавнее творение.

На экране показывают женщину, которая рожает. Роды принимает толстый мужчина — в нём Милош узнаёт возящего его на съёмки шофёра. Он берёт новорождённого и подвергает его сексуальному насилию. Не выдерживая, Милош залпом выпивает стакан виски и убегает от Вукмира, под крики последнего о новом жанре — «новорождённое порно».

Милош едет по улице на своей машине, у него в ушах звучат безумные слова Вукмира. На светофоре мимо проходит соблазнительная девушка. Она залезает в машину и смещает Милоша на место пассажира. Милош не может сопротивляться ей из-за внезапного неконтролируемого сексуального влечения. Пока Милош лапает её за грудь, девушка заводит машину и куда-то едет. В этот момент прямое повествование обрывается. Далее зрителю показывают просыпающегося у себя дома Милоша. Он лежит на диване, со следами побоев и крови на лице и одежде. С ужасом он видит, что с момента визита к Вукмиру прошло три дня. Он бросается на поиски родных — но в доме пусто. Снаружи стоит только положенная Милошу серебристая «BMW», но толстяка-шофёра тоже нет. Милош берёт эту машину и едет в поместье к Вукмиру.

В доме Вукмира он не находит никого — пока не заходит в одну из комнат, нечто среднее между съёмочной площадкой и пыточной. Начинается первый из флешбеков — воспоминаний Милоша.

Девушка — ассистентка Вукмира с охранниками приводит его на съёмки. Злорадствующий Вукмир объясняет полубессознательному Милошу, что подмешал ему в виски наркотик-афродизиак, и теперь Милош становится безвольной агрессивной секс-машиной. Начинаются съёмки, и Вукмир через динамик в ухе приказывает Милошу быть с актрисой жёстче. Затем просит ударить её. Распалённый Милош начинает бить девушку всё сильнее, пока один из охранников не вкладывает ему в руку мачете. Обезумевший от агрессии Милош одним ударом отрубает актрисе голову. Флешбек прерывается рвотой Милоша в настоящем времени, который потрясён тем, что он сделал.

Милош ищет ответы в поместье — но не находит ничего, кроме нескольких кассет. Захватив с собой камеру, он уезжает в парк, где просматривает кассеты в поисках ответов. Он с отвращением и ужасом видит, как охранник, избитый им ранее на съёмках, насилует его. Потом в кадр попадает ссора Лейлы с Вукмиром, которая обвиняет его в безумии и жестокости и отказывается далее с ним работать. После этого Милош находит кассету с записью, где его подруга сидит вся в крови на полу прикованная цепями к потолку, её зубы лежат на полу. Один из людей Вукмира орально насилует её и убивает, задушив членом.

Далее Милош едет по своим воспоминаниям в какой-то небольшой дом. В нём происходили очередные съёмки. Зрителю показывают глазами главного героя очередную безумную съёмочную площадку. По сценарию некая женщина рассказывает Милошу, что её муж погиб совсем не вовремя — как раз тогда, когда должен был стать первым мужчиной своей дочери. Дочь играет уже ранее появлявшаяся на съёмках несовершеннолетняя девочка. Теперь это сомнительное дело должен совершить Милош. Вукмир, режиссирующий съёмки, со злорадной улыбкой поторапливает Милоша. Но тот, несмотря на действие афродизиака, неспособен совершить настолько аморальный поступок. Собрав волю в кулак, Милош в ярости отталкивает охрану и заявляет, что не будет продолжать съёмки. Схватив нож со стола, он берёт в заложники свой пенис, угрожая отрезать его. Понимая, что он всё равно в западне, Милош выбивает окно дома и убегает. В настоящем времени Милош проезжает мимо этого дома, видя на заднем дворе девочку со съёмок.

Убежав, Милош не знает, что делать. Забегает в магазин и берёт там телефонную карту. Его внимание болезненно привлекают груди девушек-покупательниц и на обложках журналов. Он звонит с таксофона своему брату-полицейскому и просит срочно приехать. Назвав адрес, Милош скрывается в переулке. Сидя в углу, он видит идущую по улице девушку. Не в силах более противостоять действию афродизиака, Милош начинает мастурбировать; тем временем к девушке начинают приставать двое парней, но увидев Милоша, они переключаются на него, и девушка убегает. Милош уже не в силах сопротивляться побоям, но избиение останавливают внезапно появившиеся охранники Вукмира, технично свернувшие парням шеи и забравшие Милоша в машину. Вукмир везёт Милоша в ангар на окраине города, где должен сниматься финал картины.

В настоящем времени Милош приезжает в ангар. Он находит там съёмочную площадку и тела Вукмира и его охранников. Он снова начинает вспоминать события. В ангаре ассистентка Вукмира колет Милошу афродизиак, но он вырывается и убивает её шприцом в горло. Однако сбежать ему не удаётся. В ангаре стоит большая кровать, на которой лежат две очередные жертвы съёмок, накрытые простынями и с мешками на головах. Милош под сильным действием введённого препарата начинает половой акт с одной из жертв, не разворачивая её из простыни. Потом переходит ко второй. К нему присоединяется второй актёр в маске и пристраивается к той жертве, с которой Милош уже покончил. С него снимают маску — это оказывается брат Милоша. Вукмир снимает мешки с голов жертв — это оказываются его жена и сын.

Ужасное мгновение прерывает появление ассистентки — Милош не убил её, она смогла дойти до площадки со шприцом в шее. Пока все отвлекаются на жуткое зрелище, Милош в безумной ярости бросается на Вукмира и начинает разбивать ему голову об бетонный пол ангара. Жена Милоша же бросается на его брата-предателя и перегрызает ему горло. Охранники Вукмира пытаются помочь боссу, но Милош отнимает у одного из них пистолет, расстреливает охранников и ранит лысого амбала. В этом хаосе лежащий с разбитой головой Вукмир в восторге сжимает кулаки, говоря: «Да! Да! Это и есть настоящее кино!». В драке Милош сбивает с амбала солнцезащитные очки, которые тот носил непрерывно — и оказывается, что он одноглазый. Озверевший Милош убивает его, изнасиловав в пустую глазницу. Жена Милоша угрожает ему ножом, говоря, чтобы он не приближался. Главный герой отключает её одним ударом.

В настоящем времени Милош с ужасом вспоминает происходящее, плачет и разбивает голову уже остывшему телу своего брата. Милош возвращается домой. Медленно спускается в подвал, где находит запертых там окровавленных и изнасилованных жену и сына. Последующие часы они проводят вместе, понимая, что никто не виноват в случившемся, но и что жить дальше с такими душевными травмами они не смогут. Жена молча соглашается, видя пистолет в руке Милоша. Втроём они ложатся на кровать, и Милош стреляет в себя сквозь жену и сына.

Последний эпизод фильма: в комнате над трупами семьи Милоша склонились операторы и охранники, стоящие возле некоего пожилого господина. Это с ним Милош однажды столкнулся у входа в поместье Вукмира. Фильм заканчивается словами этого человека, обращёнными к одному из охранников-порноактёров: «Ну, начни с мальчика». Актер начинает снимать штаны.

В ролях[править | править код]

  • Срджан Тодорович — Милош
  • Катарина Жутич — Лейла
  • Сергей Трифунович — Вукмир
  • Елена Гаврилович — Мария
  • Слободан Бештич — Марко
  • Лена Богданович
  • Анна Сакич

Саундтрек[править | править код]

Все песни, звучащие в фильме, исполнил Wikluh Sky — сербский музыкант, рэпер и продюсер.

  • The End
  • Tone Deaf
  • Decollection
  • Rigor Mortis
  • Radio Rave
  • Serbia
  • Unsee It
  • Le Club Filth
  • Family
  • Balcan Sex God

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сербский фильм (англ.) на сайте allmovie
  • «Сербский фильм» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes

Источник

В 2010 году зрителям был представлен хоррор от начинающего режиссера Срджана Спасоевича под названием «Сербский фильм». Реакция на ленту была очень неоднозначной, и сейчас картина считается одной из самых жестоких за всю историю кинематографа.

Несовершеннолетним не смотреть.

Фильм «Сербский фильм» 2010 года выпуска получил рейтинг R из-за большого количества жестоких сцен в ленте. Если вы собираетесь посмотреть картину, то стоит узнать, что может появиться перед вами на экране. Неоднозначную известность картине принесли сцены с ужасающими убийствами, жестокими сексуальными надругательствами, педофилией, некромантией и так далее.

Фильм сильно давит на психику и просто поражает сюжетом. Вне зависимости от того, какие впечатление в итоге остаются у зрителей — позитивные или негативные, — все сходятся в одном: во время просмотра к горлу может неоднократно подступить тошнота к горлу. Детям не только не рекомендуется смотреть фильм, а действительно запрещается это. Любой ребенок навсегда попрощается с нормальным мировоззрением и устойчивой психикой. Впечатлительным людям также не стоит смотреть киноповесть. Если же вы совсем не сентиментальный человек и любите эмоциональную встряску, тогда, может, лента и подойдет вам.

Коротко о сюжете.

Сюжет «Сербского фильма» разворачивается вокруг мужчины по имени Милош. В прошлом он был знаменитым порноактером, но сейчас стал обычным семьянином. Вместе с любящей женой он воспитывает сына и очень доволен своей жизнью. Спокойное существование парня вдруг завершается после встречи с бывшей коллегой Лейлой. Девушка предлагает Милошу последний раз сняться в порно. Вскоре главный герой знакомится и с режиссером Вукмиром. Он очень богатый человек, который снимает «клубничку» на заказ. По словам Вукмира, его заказ представляет собой нечто особенное, эксклюзивное. Далее постановщик предлагает Милошу огромную сумму за участие в его проектах. Денег, предложенные бывшему порноактеру, хватило бы для безбедного существования всей его семьи.

Еще больше жестокости.

Дальнейшее описание «Сербского фильма» шокирует вас еще больше. Милош сбегает из особняка Вукмира и едет домой. На одном из светофоров в машину к герою садится молодая девушка, сдвигает его на пассажирское место, и увозит парня в неизвестном направлении. Повествование обрывается. Милош просыпается у себя дома и обнаруживает, что не помнит последние два дня своей жизни. Дом пуст, неизвестно, где находятся его сын и жена. Парень едет к Вукмиру. По прибытии в особняк главный герой вспоминает один из фрагментов происходящего. Девушка, которая залезла к нему в машину, была ассистенткой Вукмира и привезла его обратно, на место съемок. В это время Милош находился в практически бессознательном состоянии, так как режиссер подмешал ему в виски наркотик-афродизиак. Под его действием человек перестает контролировать сексуальные порывы.

Главный герой теперь исполняет на площадке все, что от него требуется. Он бьет актрису и становится более и более жестоким с ней. Охранник вкладывает Милошу в руку мачете, и тот обезглавливает девушку. В отзывах о «Сербском фильме» зрители говорят, что этот момент показался кульминацией, ведь невозможно представить ничего более ужасающего, чем подобные убийства. Однако все не так — с этого момента извращения и омерзительные смерти только начинаются.

Фильм несмотря на всю свою жестокость, все же получил и хорошие отзывы. Поклонники ленты считают, что идея проекта оправдывает все, что происходит на экране. По словам фанатов, такие же вещи, к сожалению, происходят и в жизни. Так что те, кто обвиняет создателей ленты в неоправданной жестокости, просто привыкли отворачиваться от реальности.

«Сербский фильм» возвращается.

Летом 2017 года стало известно, что создатели «Сербского фильма» хотят выпустить новый проект. Если быть точнее, режиссер на этот раз планирует сделать документальную ленту, которая расскажет больше о съемках оригинальной картины. Вы сможете увидеть реакцию на ленту актеров, критиков, мировых звезд. Также создатели расскажут о том, как пришлось уговаривать исполнителей главных ролей принять участие в проекте. Известно, что материала отсняли на шестьдесят часов, и создатели с огромным сожалением монтируют это и обрезают, чтобы сократить до одного часа и сорока минут. Пока остается неизвестным, когда зрителям будет представлен документальный «Сербский фильм», однако режиссеры уже готовятся к еще одной буре негатива и осуждения.

Источник