Сенсорная интеграция для детей с синдромом дауна

Сенсорная интеграция для детей с синдромом дауна thumbnail

Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна

Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.

Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.

Что делать?

Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.

Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.

Занятия с детьми

Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.

Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.

При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:

  • сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
  • пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
  • пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
  • сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
  • различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).

Результаты

В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.

Источник

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что  было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях.  В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и   недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских  фондов, оказывающих  просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Читайте также:  Полная форма авк и синдром дауна

Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:

— Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;

— Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни. 

Развитию обычных детей  раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:

  • Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]

Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых  наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности  учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно  чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например,  они стучат  предметом о какую-либо поверхность,  длительно  используют ротовое обследование, то есть  длительно используют способы обследования,  типичные для младенческого возраста.

Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития  сенсорного восприятия.

При этом эффективно использование:

  • специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др; 
  • природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
  •  разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект. 

При налаживании процесса  сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию  в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]

При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы,  когнитивные навыки, речь,  умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]

Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны  и закреплять познавательные навыки:

  • Усвоение ребенком  понятия величины.  Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и  жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
  • Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка  на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие   различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
  • Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок,  позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
  • Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие  действия последуют в дальнейшем,  способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец  действий.
  • Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
  • Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор.  Для этого можно и нужно использовать  любые подходящие ситуации, начиная  с того,  от того, что хочет  съесть ребенок (яблоко или банан),  какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его  действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты. 
Читайте также:  Синдром гиперэхогенных пирамид почек на узи

Список использованной литературы:

  1. Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
  3. Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
  4. Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
  5. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг;  под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
  6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
  7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4

Источник

Прошли повторную консультацию в цлп у специалиста по сенсорным нарушениям. Пока свежо, запишу рекомендации. Что то мы уже делали, что то в новинку.
Мне объяснили, что сложно определить отчего сенсорные нарушения. У нас их два, во первых гиперчуствительность. Она часто втсречается у наших, потому что у нас гипотонус мышц, снижена глубокая чуствительность, то есть внутренних мышц (ну я это так поняла). Организм часто компенсирует то, чего ему не зватает. В нашем случае эту сниженную чуствительность он компенсировал гиперчуствительностью поверхностных рецепторов — не дает трогать себя, ему неприятны мягкие игрушки, гиперчуствительность звуков и т.п. Чтобы убрать эту гиперчуствительность, нужно устранить исходную проблему, то есть работать с глубокими мышцами.
1 — обнимать крепко, прям сдавливая ребенка.
2 — сжимать по отдельности разные части тела в игре. Например ножки сильно сильно прижимать к животику приговаривая что нибудь. Сдавливать ручки/ножки, крупно пощипывать (не знаю как объяснить, мне показывали=)), скручивать медленно, сдавливая разные части тела, постукивать с нажимом. Можно как вариант в что нибудь заворачивать (одеяло например) и надавливать.
3 — массаж.
Все это нужно делать ежедневно, регулярно, развивая чуствительность и укрепляя глубокие мышцы.

Второе — нарушение восприятия звуков, собственно алалия. Сказали сложно точно установить причину, это может быть органическое поражение долей мозга, недоразвитость в силу нашего диагноза или еще какая то причина. Но факт, у ребенка не набирается пасивный словарь за счет слухового восприятия, для него окружающая речь это просто шум, но зрительные образы и двигательные он воспринимает хорошо, значит надо компенсировать, набирать пассивный словарь за счет доступных сенсоров — через движение, зрение и прикосновение. Такие упражнения.

1 — связываем звуки с движением — разнообразные речевки для самых маленьких типа «мишка косолапый», «по кочкам по кочкам» ,
Заниматься так, сначало делаем речевку знакомой, это как обычно — говорим речевку и показываем движения одновременно со словами. Через некоторое время начинаем говорить слова, делаем паузу несколько секунд, и делаем движение. В дальнейшем уже не повторять движение, а ребенок сам на слово должен сделать движение, то есть у него закрепиться на слово какое то движение, он начнет выделять это слово из окружающего шума.
2 — то же самое как и с речевками, но со сказками. То есть сейчас я пыталась ему расказать сказку двигая фигурки или тыкая в картинки книжки, но ему пофиг, он не может выделить слова и понять о чем речь. Надо опять через движение. Садить ребенка к себе лицом на колени и своими руками двигать его, расказывая сказку. Например репка:
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая — тянем его руки вверх,
Пошел дед репку тянуть, тянет потянет (тянем руками ребенка на себя от себя), не может вытянуть (разводим его руки в сторону)
Позвал дед бабку — громко гипертрафировано кричим прямо в лицо ребенка»БАБКА», важно чтобы он видел артикуляцию губ.
Ну и так далее.
Постепенно как и с речевками, сначало делаем паузы, давая ребенку возможность самому на слова делать жесты, ребенок закрепляет слово-жест, выделяет слово из шума.
Начинать с пары сказок, постепенно добавляя новые сказки, новые слова, расширяя пассивный словарь с опорой на движение и артикуляцию. В идеале потом ребенок по артикуляции как неслышашие будет понимать что говорим.

3 -Составлять расписание на день. Обычно это картинка «что будем делать», я так поняла — как при аутизме. Нам сказали начинать программу для совсем младенцев, не картинками, их он еще не может усвоить, а предметное расписание. Например беру тарелку и ложку — сейчас мы будем кушать. Или беру горшок и фразу — сейчас мы будем писать. Полотенце — будем купаться и т.д. Впоследствии когда закрепится предмет — фраза, уже добавлять выбор купаться или кушать , показывая предмет. Далее переходить уже к картинкам.

4 — Разговаривать и спрашивать как с слабослышащими, лицом к лицу с гипертрафированной артикуляцией на каждое слова, ярко выделяя интонацию каждого слова.

5 — Тактилные звуки. Этим мы уже занимались, спасибо нашему логопеду. Например сыпим в банку манку и проговариваем звук — сссссс,
ударяем кубик — ккккк, тянем змею из коробки — шшшшш, даем в руки лед — хххх и так далее. Плюс кроме звуков добавлять восклицания: молотком по пластилину бьем — тук, идем — топ, шлепаем — хлоп. Чтобы звуки и слоги связывались с тактилными ощущениями и выделялись из шума.

6- Работать перед зеркалом. Садим его перед зеркалом, сами садимся сзади. Пример:
Летит, летит пчела, укусила за ушко — пощипываем ушко
летит летит пчела, укусила за ручку
и т. д.
Вводить части тела постепенно, в дальнейшем он начнет различать части тела на слух и уже сможет показать, где ушко, где ручка.

7 — Сенсорные буквы. Делать буквы очень большие, см 40-50, не маленькие как карточки, а прям огромные, с которыми можно играть. Из разных материалов, можно из картона и наклеить крупу, сшить мягкую букву, тут короче на что хватит фантазии, но она должны быть прям вот такие гипертрофированые.

8. Петь слова. Обычно у таких детей очень хорошое чуство такта музыки, надо пропевать предложения. Не включать музыку, а смой пропевать, делая упор на интонации на ритме. Тут я не очень пока поняла как, будем тренироваться.

Ну вот примерно, начало. Сказали нужно будет еще приходить, чтобы двигаться дальше по программе.

Источник